Хлыстовская секта долгое время не была предметом научного исследования. До 60-х годов настоящего столетия в русской литературе встречаются только скудные и весьма неудовлетворительные сведения о хлыстовской секте. В первый раз имя „христовщины“ или „хлыстовщины“ упоминается в „Розыске“ свят. Димитрия ростовского (3 ч. 18 гл. 27 и 28 л.). Основываясь на слухах, святитель Димитрий сообщает краткие сведения о первом лжехристе хлыстов Суслове, хотя, впрочем, и не называет его по имени. После святителя Димитрия 1 имя „хлыстовщины“ встречается в сочинении Н. И. Надеждина: „О скопческой ереси“, изданном в 1845 году (по изд. Кельсиева 110–116 стр. «Сборник правительственных сведений о раскольниках» в 4-х книгах, Лондон, 1860–1862 гг. III т.). Упоминая о хлыстах, Надеждин ограничивается только кратким указанием на сущность догматического учения хлыстов. В 1848 г. последовало издание „Указа императрицы Анны Иоанновны св. Синоду“ в „Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“ 2 VI кн. 66–74. Указ этот относится ко времени первого громадного следствия о московских хлыстах, случившегося в 1733–1734 гг. и сообщает сведения отчасти относительно учения и культа хлыстов, отчасти же и исторические, относящиеся к тому времени. Указ импер. Анны Иоанновны, впрочем, напечатан был ранее, именно в 1830 г. в «Полном собрании законов Российской Империи» в IX т. С 1848 по 1858 год но было ни одного специального сочинения, а равно не было ни одной статьи, посвященной предмету изучения хлыстовской секты. Статьи И. М. Добротворского, помещенные в „Православном Собеседнике“ за 1858 год 1 и 2 ч. и за 1860 г. 3 ч. были первым опытом научного исследования хлыстовщины. С этого времени в разных периодических изданиях появляется ряд статей, посвященных тому же предмету и рассматривающих его с разных сторон; появляются даже опыты „исследования“ секты, издаются материалы, относящиеся к этому предмету; изучение секты, по-видимому, становится достоянием науки. Все, что до сего времени известно в печати по предмету исследования хлыстовской секты, может быть разделено по своему достоинству и значению для исследователя на два рода: на источники и пособия.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

Царствование Государыни Императрицы Анны Иоанновны 1738 г. 3169 . – 13 января. О выдаче священникам и диаконам ставленных грамот только печатных за подписанием епархиальных архиереев По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод, имея рассуждение о даемых в синодальной области и по епархиям священникам и диаконам за руками архиерейскими поставление их свидетельствующих грамотах, которые по учинённому в прошлом 1727 г. августа 16-го дня Святейшего Правительствующего Синода определению 1 велено в Московской типографии печатать на доброй бумаге и отпускать в Духовную Дикастерию и по всем епархиям, взяв надлежащую цену, по колику куда надлежит, с запискою и расписками, и по епархиям те грамоты от архиереев с подписанием их давать печатные, дабы ни от кого никакого подлогу впредь не было, а ежели где печатных грамот не имеется, то давать и письменные, о чём в епархии, в Духовную Дикастерию, в Московскую типографию из Святейшего Синода и указы посланы, а понеже по некоему имеющемуся в Святейшем Синоде делу в даче письменных грамот явилась фальшь, то чтоб впредь из письменных грамот каковых фальшивостей быть не могло, того дари приказали : в синодальной области и во всех епархиях священникам и диаконам поставление их свидетельствующие грамоты за руками архиерейскими давать печатные против прежних формуляров, в Московской типографии печатанных, и для того из оной типографии по надлежащим требованиям и за настоящую цену в синодальную область и во все епархии, сколько куда потребно, ныне отпустить и впредь отпускать с запискою и с расписками, и о том из Святейшего Правительствующего Синода в Московскую типографию, в епархии ко архиереям, а где архиереев не имеется, тех домов к управителям, в Духовную Дикастерию, в Санкт-Петербургское Духовное Правление, в Синодальный Духовный Приказ, а для ведома о том в Московскую синодального правления Канцелярию послать указы. (Дело 1738 г. 515.) 3170 . – 13 января. О присылке указов 1733–1734 гг. и книг о двойном сборе к отчётности по постройке Казанской духовной семинарии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Царствование Государыни Императрицы Анны Иоанновны 1740 г. 3507 . – 3 января. Сенатский – о недозволении дворцовых, синодальных, монастырских и архиерейских вотчин крестьянам покупать людей для отдачи в рекруты 61 Докладывал обер-секретарь Демидов, что по приговору Правительствующего Сената в Кабинет Её Императорского Величества подано было сообщение, которым представлено, чтоб обретающемуся в городах купечеству к отдаче в рекруты в покупке крестьян позволить, при том ещё было представлено, чтоб дворцовых, синодальных, монастырских и архиерейских вотчин крестьянам в покупке для отдачи в рекруты позволения не давать, с которым представлением и Кабинет Её Императорского Величества согласился, и в Сенат с резолюциею то сообщение возвращено, и по оному о позволении купечеству и приговор подписан, точию о непокупке крестьянам умолчено, приказал : о том в посылаемых указах дополнить. 3508 . – 9 января. О предписании Новгородской комиссии для разбора неприсягавших отпустить на поруки тех священнослужителей и их детей, которые не заплатят штрафа По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод, слушав присланного от Новгородской губернии и от духовных дому Новгородского архиерея персон доношения с представлением и о имеющихся при комиссии не присягавших церковниках и их детях, объявляющих себя к платежу положенного за небытие у присяг штрафа не в состоянии, а чтоб таковым по примеру, как о монастырских слугах указом определено, чинить наказание, того-де им исполнять сумнительно, понеже-де о них указом повелено только, что брать штрафы против других, а кому ежели платить нечем, тем о наказании не означено, зачем-де они и содержатся при комиссии до указу и в таковом долговременном содержании претерпевают немалую нужду и просят о решении безотступно, и чтоб тое губернию обще с духовными персоны о том, что с таковыми чинить, определить указом. Приказали : о церковнослужителях и их детях, не бывших в настоящее время у присяг, которые в 1730-м и 1731-м годах имелись от рождения своего выше двенадцати лет, и ныне объявляют к платежу штрафа себя не в состоянии, а прежде за небытие у присяг по прежде состоявшимся Её Императорского Величества указам наказаны не были, ожидать Её Императорского Величества указу, понеже от Святейшего Синода представлено о таковых в Кабинет Её Императорского Величества с требованием резолюции, точию оной поныне ещё не получено, а между тем, дабы оные церковники от долговременного при комиссии содержания не пришли в конечную бедность, отдать их вероятия достойным людям на поруки с таким обязательством, дабы оных, как указом спрошены будут, тем поручителям поставить в той комиссии неотменно, а буде на указанный термин кто кого не поставит, и на таковых взыщется то со штрафом без всякого упущения, и о том в ту комиссию послать указ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Двор императрицы Анны Необыкновенной была картина этого двора! В нем соединилось столько противоположностей, что современники и очевидцы не знали, чему удивляться больше. Прежде всего взоры каждого поражала государыня — величественная, горделивая по внешности государыня, повелевавшая одним из обширнейших царств на Земле и, однако, уступившая слишком много власти своему подданному. Этот подданный, еще так недавно отвергаемый дворянством Курляндии, с 1737 года становится ее владетельным герцогом, жестоким, надменным, не считавшим никого равным себе! Видя их вместе, одинаково важных, одинаково величавых, даже с одинаковой пышностью одетых: Анну Иоанновну — почти всегда в платье из Ливонской парчи или бархата, герцога — в богатом штофном кафтане самого яркого цвета; смотря на блеск, их окружавший, на угождения, на каждом шагу их ожидавшие, на беспокойство, которое выражалось во взорах государыни каждый раз, когда малейшее неудовольствие показывалось на лице герцога, нельзя было подумать, что царское достоинство не принадлежало этому гордому, могущественному человеку! И не только сам он занимал все мысли императрицы, но точно столько же любви проявляла она и к его супруге, детям, родственникам, одним словом, ко всему, что только касалось его. Это показывает, с какой хитростью Бирон умел поддерживать привязанность к себе государыни. Не было ни одного благородного чувства, которое бы он кстати не старался проявить при ней, чтобы уверить ее в своем беспримерном усердии к ней. Привлекательное обращение, которым он прикрывал при ней свои, по обыкновению, надменные и даже дерзкие поступки, придавало такую приятность его обществу, что Анна Иоанновна не могла почти ни на минуту разлучиться с ним, и если когда это случалось по необходимости, то жена и дети хитрого любимца уже имели от него тайное приказание окружать Анну в течение его отсутствия. К несчастью, семейство Бирона состояло из людей, не достойных своего удивительного счастья, из людей, более или менее похожих на виновника своей незаслуженной знаменитости. Оба брата герцога, находившиеся в Русской службе, известны только потому, что они были его братья, которых каждый старался избегать, чтобы не оказаться несчастным: ссора с ними сопровождалась ужасными последствиями для каждого, кто участвовал в ней, а ссориться они любили оба, и особенно старший брат, Карл, бывший генерал-аншефом нашей службы. Жена герцога была также гордая, жестокая, ограниченного ума женщина, которая, несмотря на высокое место, занимаемое ею при дворе, не понимала, что существует блеск сильнее блеска бриллиантов, и, казалось, хотела им ослепить глаза всех и заставить уважать себя: во время торжественных придворных праздников она надевала бриллианты в таком количестве, что часто затмевала собой наряд императрицы, также очень любившей пышность.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Часть первая. Очерк истории населенных недвижимых имений Св. Синода, архиерейских домов и монастырей в период времени между 1726 и 1763 гг. Глава первая. Положение церковных населенных имений в царствование Петра Великого §1. Состояние государственного хозяйства России в первой четверти XVIII столетия и его значение для судьбы церковных имений В первом своем заседании, 14-го февраля 1721 года, Св. Синод обратился к Государю с докладом, в котором, между прочим, спрашивал: «патриарши, архиерейския и монастырския вотчины, сборами и правлением которыя ведомы были в Монастырском Приказе, в одной Духовной Коллегии ведать ли, того ради, что оныя от гражданских управителей пришли в скудость и пустоту, а Духовная Коллегия присягою обязалася, как к верности, так и во искании интереса Царскаго Величества против прочих Коллегий не меньше, а в Регламенте Духовном положено 10 , что такое правление надлежать будет до Духовной Коллегии?». Государь положил резолюцию «быть по сему» 11 . Так из ведения государственных коллегий церковные вотчины вместе со всеми делами, которые их касались, перешли в полное ведение учрежденного 25 января 1721 года Св. Синода 12 . Однако, как видно из приведенных слов доклада, ни сам Св. Синод не чувствовал себя и подведомственные ему церковные учреждения собственниками церковных имений, и никто другой не считал их таковыми, иначе не было бы речи об «интересе Царскаго Величества». Более того, в Регламенте не было ничего сказано даже о том, что церковные имения переходят в ведение Св. Синода. Ему предоставлено было лишь наблюдение за правильным пользованием церковными имениями 13 . Едва ли и могло быть иначе после более, чем двухвековой истории секуляризационного процесса, начавшегося со времени покорения Новгорода (1478 г.) в великое княжение Uoahha III , и особенно с собора 1503 года 14 , после которого, несмотря на продолжавшееся увеличение владельческих прав монастырей, мысль о необходимости обращения церковных имений в государственную собственность уже никогда не умирала, потому что и возникла она под влиянием нужды народной и государственной. Достаточно сказать, что по свидетельству иностранцев, церковным учреждениям в XVI веке принадлежало около одной трети всей русской территории того времени 15 , а в XVII даже почти две трети 16 . Между тем быстрый политический рост России требовал громадного напряжения финансовых и экономических сил тяглового населения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Дорога рабства и тропа свободы в дебрях глухомани О новом сборнике мистического фэнтези «Что скрывает Глухомань?» 02.04.2023 436 Время на чтение 5 минут В октябре 2022 года опубликован сборник мистического фэнтези «Что скрывает Глухомань?». Эта книга – третья часть «Тайной история Тартарии» – литературного проекта российских и донбасских писателей-фантастов, пишущих о всевозможных границах и рубежах Русского мира. В предыдущих книгах проекта описана мистическая и магическая история западных и южных границ России. В них сказка соседствует с постмодернистской сатирой, а фэнтезийный приключенческий жанр сменяется детективным сюжетом. В проекте «Тайная история Тартарии» читатель едва успевает следить за сменой эпох и народов, времен и культур, идей и жанров. Несмотря на общий предмет и сохраняющуюся команду основных авторов, у каждой книги проекта есть своя специфика. Есть она и у третьей книги о Глухомани. Замысел книги раскрывается в предисловии. Современные писатели решили обратить внимание на русскую глухомань и посмотреть, что же там происходит, понять, почему русская глубинка раз за разом и век за веком становится ареной и источником всемирных потрясений, а также находит способы в этих потрясениях выжить. Что далеко ходить, в текущем 2022 году всё самое важное и интересное происходит в Донбассе, в его городах, деревнях и поселках, которые до 2014 года были самой настоящей глухоманью, а оказались рубежом, фронтиром, боевым пограничьем, на котором разбивается чужая сила и совершается ежедневный подвиг. Это пример из реальной жизни, а фэнтезийные вариации дают авторы в своих произведениях. Посмотрим же, что скрывает Глухомань. Третий том состоит из двенадцати произведений разного объема, от небольшого очерка до полноценной повести. Временные и культурные границы, выбранные авторами, также разнообразны. Наталия Ипатова пишет мистический детектив «Сорни-Най» в стиле исследований о перевале Дятлова, только действие происходит на Урале в царствование Анны Иоанновны, и в борьбу с потусторонними силами вступает русская военная команда и вогульский охотник.

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/02/...

Закрыть Спасибо санкциям из ада! Нам дан шанс: потенциальные и реальные конкуренты ушли сами 12.04.2024 8 Время на чтение 11 минут Источник: газета ЗАВТРА Прошло два года «санкций из ада», наши враги и зложелатели, кажется, исчерпали свою дьявольскую фантазию, как бы навредить нашей экономике, а успехи у них – не ахти. Российская экономика, которой давно пора быть «разорванной в клочья», существует и даже имеет наглость развиваться. Развитие не взрывное, но всё-таки не падение. Мало того – рост (впрочем, восстановительный) наблюдается в несырьевых отраслях. Удивительное рядом «Высокие показатели год к году продемонстрирует именно сектор обрабатывающих производств: +10,3% в августе и +10,9% в сентябре. Локомотивами выступили машиностроительный, химический и металлургический комплексы, обеспечившие в период с мая по сентябрь около 90% совокупного роста выпуска обрабатывающих производств. Так, в сентябре выпуск компьютеров и электроники к аналогичному периоду прошлого года вырос на 33,5%, электрооборудования – на 16%, автомобилей – на 56,3%, других транспортных средств – на 45,8%, - сообщает Минэкономразвитие (по данным журнала «Профиль»). «Начиная с весны 2023 года данные Росстата демонстрируют воодушевляющие темпы роста промышленности на уровне 5,5% в годовом выражении, а по итогам первых десяти месяцев – на 3,2%. В октябре обрабатывающая промышленность выросла на 9,5% по сравнению с сентябрем. Таких темпов развития не наблюдалось много лет», – говорит доцент кафедры «Мировая экономика» РЭУ им. Г.В. Плеханова Галина Кузнецова. За 2022 год производство станков в России выросло вдвое, но этого могло и не произойти, если бы не санкции, - сообщает портал SFERA — Pro технологии. Этому удивляются и враги, и друзья России, и почасту сами русские люди. Недаром стало бешено популярным изречение сподвижника Анны Иоанновны фельдмаршала Миниха про то, что Россия, вероятно, управляется непосредственно Господом Богом. Вопреки? Благодаря! На самом деле ничего сверхъестественного не приключилось. Напротив, наблюдается вполне закономерное явление. Такое не однажды происходило в экономической истории человечества и описано в широко опубликованных источниках, начиная с первой половины XIX века.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/12/spasib...

М.Е. Грабко Глава 2. Основные направления и методы церковноприходской деятельности в Московской губернии (1880–1914) Организация церковно-приходской жизни в промышленных районах Церковный приход в условиях Российской империи являлся территориально-административной единицей, имевшей собственные правила организации. «Понятие о приходе как о церковно-общественном учреждении необходимо соединено с представлением об определенной местности, с обитающим в границах ея населением» 242 . Формирование прихода основывалось на территориально-количественном признаке, учитывающем общее число мужчин и женщин, распределенных по сословиям, а также количество иноверцев и дворов, расположенных в непосредственной близости от храма, фиксировавшихся в клировых ведомостях. Основная задача приходского клира помимо совершения богослужений заключалась в ведении церковно-статистических книг, имевших государственное значение и регистрировавших факты рождения, брака и смерти лиц, состоявших прихожанами данного храма. Впервые заботиться о поддержании религиозной жизни рабочих правительство стало во времена правления императрицы Анны Иоанновны. Указом от 29 октября 1735 г. было постановлено: «На которых заводах людей довольно, а церквей в близости нету, прислать обстоятельное известие со изъяснением от тех мест, где надлежит вновь строить церкви, в каком расстоянии и где имеются церкви» 243 . Последующее законодательство регулировало церковно-приходскую жизнь при казенных предприятиях, формируя состав причта и объемы материальной помоши священнослужителям государственных заводов 244 . Быстрые темпы развития промышленности в 1870-е гг. повлияли на многие сферы российского общества, затронув и актуальную проблему обеспечения крупных промышленных районов необходимым количеством храмов. В условиях Московской губернии подачей сведений о необходимости сооружения храмов при фабриках и заводах, расположенных в пустынных местностях, занимались с 1890 года окружные фабричные инспектора, которые «входили в сношение с духовным ведомством о безотлагательной постройке при означенных заведениях частных, то есть на средства фабрикантов или заводчиков, общественных храмов» 245 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕЧАЕВ Степан Дмитриевич (18.07.1792, с. Сторожевая Слобода (Полебино) Данковского у. Рязанской губ.- 5.09.1860, там же), обер-прокурор Святейшего Синода (1833-1836), действительный тайный советник, сенатор, историк, литератор. Родился в семье коллежского советника, уездного предводителя дворянства Дмитрия Степановича Нечаева и Анны Ивановны Нечаевой (урожд. Сиверс). Получил домашнее образование, в 1810 г. аттестован Московским ун-том. 16 янв. 1811 г. принят на службу в Коллегию иностранных дел актуариусом. С 1 апр. 1811 г. Н. состоял при канцелярии рижского военного губернатора кн. Д. И. Лобанова-Ростовского; с 23 янв. 1812 г. переводчик, участвовал в формировании резервных войск во Владимире и Арзамасе; 12 дек. 1812 г. возвратился в Коллегию иностранных дел «с одобрением ревностной службы». 8 июля 1814 г. баллотировался на должность директора гимназии, но не был избран советом Московского ун-та, 8 окт. 1814 г. уволился из Коллегии. 17 окт. 1814 г. Н. перешел в ведомство народного просвещения, был назначен почетным смотрителем уч-щ Скопинского у. Рязанской губ. С 18 сент. 1817 г. директор уч-щ Тульской губ., организовал в Туле ланкастерскую школу (на 125 детей), 4 пансиона (2 - для девочек и 2 - для мальчиков; на 120 чел.), способствовал открытию частных школ. В 1821 г. тульские дворяне, в т. ч. Н. (т. н. нечаевский кружок), попытались начать издание еженедельной газ. «Тульские ведомости», но проект издания не был поддержан в столице. Н. пользовался признанием как воспитатель и педагог, издатель ж. «Телескоп» Н. И. Надеждин, сын священника Зарайского у. Рязанской губ., свидетельствовал, что Н. способствовал его духовному становлению. В 1817 г. Н. организовал в своей усадьбе 1-й музей, посвященный Куликовской битве, в к-ром были собраны предметы, найденные местными крестьянами при распашке: панцири, кольчуги, шлемы, мечи, копья, наконечники стрел, наперсные кресты, иконы-складни. В создании музея помогали Н. М. Карамзин и М. П. Погодин . Имп. Александр I Павлович одобрил сооружение памятника вел. кн. св. Димитрию Иоанновичу Донскому на Куликовом поле, над проектом начал работать скульптор И. П. Мартос (Письмо из Тулы. 1820. С. 149). 27 авг. 1824 г. подписан Высочайший рескрипт о сооружении на Куликовом поле храма и инвалидного дома для воинов (Отечественные известия. 1825. С. 377). Начат сбор пожертвований на монумент в память павших на Куликовом поле, в 1850 г. возведен гранитный обелиск по проекту А. П. Брюллова.

http://pravenc.ru/text/2565178.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЗДАТЕЛЬСТВА И ИЗДАНИЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ гос., церковные и частные орг-ции в России и др. странах, выпускавшие печатные издания правосл. церковных песнопений, и их публикации. В России в XVII - нач. XX в. В XVII в. издание крюковых певч. книг в России не состоялось ни в 1652 г., когда «резец» Федор Иванов отлил стальные пунсоны с нотным знаменем и со слогами текста, ни в 1671 г., когда была изобретена новая форма шрифта, приготовленная словолитцем Иваном Андреевым, позволявшая печатать отдельно крюки и текст. Первое известное российское (вероятно, московское) нотное печатное издание было учебным: это двознаменник , опубликованный в 1679 г. на 12 страницах, прикрепленных к «Ключу разумения» Тихона Макариевского (РГАДА. Ф. 181. 455; см.: Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1846. С. 18). Несмотря на то что в типографии Печатного двора уже существовал нотный крюковой шрифт, ноты в двознаменнике награвированы весьма небрежно (знаки крюков одной группы заметно отличаются друг от друга). Поскольку в типографии Печатного двора до 1708 г. не было граверов по металлу (см.: Ровинский Д. А. Русские граверы и их произведения с 1564 г. до основания Академии художеств. М., 1870. С. 378), можно предположить, что гравюры для двознаменника подготовил польск. органист Симон (Шимон) Гутовский, к-рый, согласно записям Оружейной палаты, 22 нояб. 1677 г. сделал «стан деревянный, которым печатают листы фряжеские», т. е. оригинальную печатную машину ( Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов 1584-1725 гг. М., 1877. С. 446). Нотные издания светских муз. сочинений стали печаться в России с 1730 г. (публикация «Коронационного канта» по случаю восшествия на престол имп. Анны Иоанновны) в С.-Петербурге в типографии АН и типографии Горного уч-ща. Первое нотное издание церковных песнопений было осуществлено Синодальной типографией в 1772 г. (синодальные певч. книги) с использованием наборного метода печати. С тех пор в течение более века ведущая роль в издании церковной музыки принадлежала гос. учреждениям - Синодальной типографии и Придворной певческой капелле .

http://pravenc.ru/text/293876.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010