Мы видели, что в 1731 году был учрежден Кабинет для лучшего отправления дел, подлежащих решению императрицы. Тайные дела еще прежде были взяты у Сената и переданы в особую Канцелярию тайных розыскных дел, и в январе 1734 года велено главной Полицеймейстерской канцелярии быть в дирекции одного Кабинета; в сентябре 1739 года принадлежащие Кабинету дела велено расписать по экспедициям, «дабы впредь конфузии происходить не могли». По смерти канцлера графа Головкина Остерман назывался первым кабинет-министром. Жалованья кабинет-министры получали по 6000 рублей. Двор переехал в Петербург, но сначала думали или, вероятнее, хотели заставить думать, что это переселение временное, и потому только часть сенаторов была взята в Петербург, другая оставлена в Москве, здесь же оставлена и Тайная канцелярия, но уже в августе 1732 года Тайная канцелярия переведена была в Петербург, в Москве только оставлена ее контора. В ноябре 1732 года обер-прокурор Анисим Маслов подал репорт: «Ныне в Петербурге сенаторов семь человек, только полного собрания никогда не бывает, и редко случается, чтоб было три или четыре человека, обыкновенно же по два, прочие же не присутствуют, одни за болезнью, другие за дежурством при дворе, иные обязаны другими делами, и хотя к отсутствующим дела посылаются на дом, однако за болезнями дел слушать и резолюций крепить не могут, которые же государственные дела требуют основательного рассуждения, по таким без общего собрания, заочно согласить очень трудно». Между прочим, Маслов доносил, что вотчинная глава нового Уложения сочинена определенными в Москве членами, а в Петербурге не слушана за всегдашним неполным сенатским собранием и таким образом остановилось 209 государственных дел да 289 челобитчиковых. Вероятно, вследствие этого представления в июне 1733 года велено остававшимся в Москве сенаторам со всею канцеляриею быть в Петербурге и присутствовать в общем собрании, в Москве же оставить от Сената контору, в которой из сенатских членов быть генералу и обер-гофмейстеру графу Солтыкову; он должен был иметь то же самое значение, какое имел с 1723 года остававшийся в Москве сенатский член, т. е. первенствующее значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Натурально, мадам не понимает. Хотя отважно лезет при этом со своим непониманием в большую политику. Я подумал, что хорошо бы ей все это объяснить, благо таких вот непонимающих, но судящих и рядящих обо всём с кондачка наверняка очень много если не в стране, то в столице. Вот несколько мыслей, которые, на мой взгляд, помогут всем понять, что происходит на Украине после 24 февраля сего года. 1. Начну с якобы «чужой» земли. Сравните карту той Украины, что вошла в союз с Россией в 1654 году по Переяславской Раде – с картой Украины 2013 года: вы увидите, что за годы пребывания в составе Российской империи и СССР она территориально увеличилась примерно в пять раз. То есть, четыре пятых земли попросту подарены ей Россией, русскими. А ведь земли эти доставались нам не задаром, они щедро политы русской кровью, оплачены русским подвигом и трудом. Но, скажут мне, ведь хохлы тоже участвовали в завоевательных войнах России. Да, но не по своей воле и не по своей инициативе, во-первых, а во-вторых – лишь как вспомогательная сила, не мыслившая себя еще тогда отдельно от России, не противопоставлявшая себя русским. А в-третьих и в-главных, сами по себе они могли только с трудом кое-как удерживать собственные земли, отбиваясь от турок, крымских татар и поляков, но претендовать на какие-либо завоевания не могли. Нет, не украинцами были князь Долгоруков-Крымский или Кутузов, бравшие Крым, или граф Воронцов, обустроивший Новороссию со столицей в Одессе. И так называемое «херсонское дворянство» (представителями которого были, скажем, Павел Чичиков или отец Владимира Маяковского) – это были малоимущие, но русские дворяне, получавшие земли в Таврической губернии, которые надо было срочно заселять и колонизировать… То же и Слободская Украина (Слобожанщина), обнимавшая своим названием нынешние Харьковскую, Сумскую и Белгородскую области, а также части Курской, Полтавской, Донецко й и Луганско й областей. Это было российское пограничье, активно заселявшееся с XVI века переселенцами из русских земель, и только с правления Анны Иоанновны еще и правобережными украинцами, бежавшими из-под власти польско-литовской знати Речи Посполитой. Эти беженцы рвались под руку московских царей, искали у них защиту и были верноподанными Российской короны.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/04/05/za...

По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод, слушав подписанный в Кабинете Её Императорского Величества на подаванном из Синода сообщении с представлением Синодального мнения о не бывших Киевской епархии священно и церковнослужительских детях и других чинов людях у состоявшихся в 730-м и 731-м годах присяг резолюции содержания следующего: Которые священного и прочего духовного чина люди польской и литовской наций ради гонения от униатов за благочестие вышли оттуду в Россию после того времени, как о присягах состоялися указы, и которые впредь выходить будут, со оных всех штрафа брать не надлежит, понеже они тогда в России не жили и за подданных не почиталися, однако ж их всех ныне к присяге немедленно привесть и впредь вышедших приводить, а без того не токмо к местам не определять, но и жить в Украйне не допускать; а с прочими малороссийцами, которые объявляют, что во время присяг были в Польше и в других за границею местах, о взыскании с них штрафов и в прочем поступать по прежним указам, ибо таких их отговорок во оправдание их принять невозможно, для того, что хотя они в то время были и за границею, однако ж для чего по возвращении из-за границы не присягали, чего ради и объявленных в прежних указах штрафов достойны. Приказали : для действительного и неотменного по вышепрописанной Кабинета Её Императорского Величества резолюции исполнения из Святейшего Правительствующего Синода к Преосвященным Киевскому, Черниговскому и Переяславскому архиереям и ставропигиальных Киево-Печерского и Киево-Межигорского монастырей к архимандритам, також в Духовную Дикастерию и в прочие во все епархии и ставропигиальные монастыри о приводе к присяге священного и прочего духовного чина людей, ежели где ныне таковые имеются, которые польской и литовской нации ради гонения от униатов за благочиние вышли в Россию после того времени, как о присягах состоялися указ, послать указы. А о том же, также и о прежде учреждённой Кабинета ж Её Императорского Величества на подаванном из Синода ж по доношению Киево-Печерского архимандрита о не бывших у присяг священно и церковнослужителях и их детях сообщении подписанной августа 19 дня прошлого 1738 года резолюции с прописанием о том Синодального представления и оной резолюции для ведома и в Канцелярию Тайных Розыскных Дел объявить указом же.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

поиск:   разделы   рассылка Роман Силантьев Четвертая сила российского ислама В мусульманской общине страны будет возрастать роль независимых объединений Источник:  НГ-Религии Три недели назад, 16 марта, завершился инициированный в декабре 2009 года процесс слияния исламских центров России в единую структуру. Участники этого процесса практически единогласно высказывались за скорейшее объединение. Казалось, вопрос уже решился, однако при ближайшем рассмотрении выяснилось, что формат этого объединения каждый духовный лидер видит по-своему. После трех месяцев оживленных дискуссий и скандалов все вернулось на круги своя – никто ни с кем не объединился и все три ведущих мусульманских центра России – Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ), Совет муфтиев России (СМР) и Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) – сохранили свою автономию. Так, на прошедшем 27 февраля IV съезде мусульман Татарстана о необходимости создать единый муфтият говорил только глава СМР муфтий Равиль Гайнутдин, в то время как его коллеги склонились к идее некоего координационного совета или центра без статуса юридического лица. Впрочем, было бы неверно считать, что положение дел в исламском сообществе вернулось к исходной точке – за указанные три месяца баланс сил в российской умме заметно изменился. Следует напомнить, что сам институт муфтиятов в России является не формой самоорганизации мусульман, а способом их упорядочения со стороны светских властей, которые еще со времен императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны пытались устранить существовавшую в духовной жизни мусульман анархию. Стараниями Екатерины Великой в конце XVIII века им это удалось, и до сих пор первые лица страны поддерживают удобный им формат административно-территориального деления мусульман. С 2001 года их вполне устраивала трехполярная модель по схеме ЦДУМ + СМР + КЦМСК, тем более что со временем бурный конфликт между ЦДУМ и СМР приобрел вялотекущий характер. При этом первые лица страны неоднократно подчеркивали, что не собираются вторгаться во внутренние дела мусульман и насильно их объединять. Намекая тем самым, что и стороннего вмешательства в этот процесс не потерпят. Впрочем, данный намек поняли далеко не все.

http://religare.ru/2_74457.html

" Последние минуты семейства Годуновых " . Гравюра Шублера с картины Н.П. Шаховского (нач. ХХ в.) 24 октября 2012 г. 11:00 Уникальные архивные документы из истории Смуты начала XVII века на публичной выставке Сегодня в российской столице открылась историко-документальная выставка " Преодоление Смуты в России в начале XVII века " . Российский государственный архив древних актов (РГАДА) здесь в максимально возможном для публичного экспонирования виде представляет свое собрание " родом " из трагического периода российской истории на рубеже XVI — XVII в.в. " Аккомпанируют " ему Историко-культурный музей-заповедник " Московский Кремль " , Государственный исторический музей, Государственный музей А.С. Пушкина, Музей Государственного академического Большого театра России, а также провинциальные музеи и архивы из Нижнего Новгорода, Костромы, Ярославля — городов, с которыми связаны основные исторические вехи в преодолении Смуты. " Наш архив обладает практически полным документальным наследием Лжедмитрия I — в частности, его подлинной перепиской с сандомирским воеводой Юрием Мнишеком и с королем Сигизмундом III, где он официально формулировал свои обещания относительно женитьбы на Марине Мнишек и о передаче ее семейству денежных средств и огромных владений, - рассказывает заместитель директора РГАДА Юрий Эскин. - Вот, к примеру, " роспись " городов Северского и Смоленского княжеств, отданных Лжедмитрием Мнишеку " в вечное владение " . А позднее, когда в 1610 году поляки разбили войско Василия Шуйского под Клушиным, уже сам Сигизмунд III начал одаривать наших коллаборационистов. Этот момент иллюстрирует подлинная королевская грамота о наделении поместными и денежными окладами можайских дворян Тимофея и Василия Микулиных (кстати, родственников знаменитого опричника Микулина) с автографом канцлера Великого княжества Литовского Льва Сапеги " . Раритеты из " польско-литовской " части собрания уцелели гораздо лучше иных " стопроцентно отечественных " . Случилось это благодаря тем же Мнишкам, успевшим переправить все более-менее касавшиеся их грамоты к себе в родовой замок. В Москву они вернулись более века спустя, когда в царствование сначала Петра I, а затем Анны Иоанновны их у поляков выкупила российская казна (конечно, не из интереса к истории: для тогдашнего внешнеполитического ведомства эти бумаги по-прежнему имели огромное значение). А вот оставшиеся после Смуты в Москве документы катастрофическим образом пострадали в пожаре 1626 года.

http://e-vestnik.ru/reports/vystavka_o_s...

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Бирон Не думайте, однако, милые дети, что виной этого была Анна Иоанновна. Нет, она оставалась все так же чувствительна к судьбе своего народа, как была в начале своего царствования, но многое не доходило до ее сведения; главной же причиной всех бедствий России была излишняя доверчивость государыни к герцогу Бирону, доверчивость, во зло им употребленная. Сильное влияние этого человека на участь подданных Анны на протяжении всего ее десятилетнего правления делает его жизнь столь примечательной для нас, что мои читатели, наверное, будут довольны, узнав о ней несколько подробнее. Надо начать с того, что его дед, называвшийся Бирен, был конюхом при дворе герцога Курляндского Иак. 3 . В награду за верную службу он получил небольшую мызу. У Бирена были два сына; один из них дослужился до генеральского чина, другой — до капитанского. Капитан имел трех сыновей. Все они потом состояли на Русской службе. Но мы будем говорить о самом известном из них: о среднем — Эрнсте-Иоанне. Когда он был еще мальчиком, все замечали в нем злой нрав и необыкновенную гордость. Неласковый с домашними, он часто еще угрюмее смотрел на них, когда они с уважением вспоминали о дедушке: ему казалось, что детям капитана и племянникам генерала стыдно говорить о дедушке-конюхе! Итак, без всякого сожаления расстался он со своими родителями, когда они отправили его окончить ученье в Кенигсбергскую академию. Но это ученье не закончилось как должно: молодой Бирен вел себя в академии так дурно, что заставил почти всех ненавидеть себя и, наконец, вынужден был бежать оттуда назад в Курляндию. И здесь неприятности встретили его: небольшой доли из отцовского имения было недостаточно для надменного Эрнста, чтобы жить без службы; а служить там, где все знали его происхождение, ему не хотелось. Итак, он решил ехать в Петербург. Это было в 1714 году, в то самое время, когда в Петербурге составлялся двор для молодой великой княгини, супруги царевича Алексея Петровича.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Сколько в отечественной истории было Биронов? Вокруг фигуры Бирона слишком много слухов и литературы, и слишком мало документов… 13 марта, 2014 Вокруг фигуры Бирона слишком много слухов и литературы, и слишком мало документов… Найти в России объективные источники, рассказывающие о Бироне, довольно сложно. Поэтому для начала самая общая информация о семействе Биронов. Дореволюционный Энциклопедический словарь: «Бироны (собственно, Бирены) — небогатый, но, по-видимому, старинный Курляндский дворянский род. Упоминание о нем восходит k XVI веку. В Курляндии он никогда не пользовался любовью, потому что был на стороне герцогов против дворянства. Из того, однако, что один из представителей этого рода заведовал конюшнями Курляндского герцога, нельзя заключать о низком происхождении будущего регента русской империи. Есть указания курляндских источников, что этот заведующий конюшнями был близким другом герцога и спас ему жизнь в одном сражении». Итак, для начала понятно хотя бы то, что фаворит Анны Иоанновны Эрнст-Иоганн Бирон был не простым конюхом (в нашей истории можно встретить и подобные утверждения), а все-таки дворянином. Хотя к лошадям действительно питал наследственную страсть. За что, впрочем, Россия должна ему быть лишь благодарна, поскольку Бирон очень много сделал для развития у нас коневодства. В те давние времена конь был и танком, и трактором, и паровозом. Кстати, Биронов было несколько. Во всяком случае, из тех, кто оставил след в нашей истории. По моим подсчетам, четверо: сам фаворит, два его брата (старший и младший) и сын Эрнста-Иоганна — Петр, которого он долго, но безуспешно пытался женить на будущей правительнице России — Анне Леопольдовне. Сразу же замечу, что два брата фаворита служили России честно и в политику никогда не лезли. Старший, Карл, поступил на русскую службу при Петре Великом , был им отмечен, произведен в офицеры, не раз мужественно сражался за Россию. Однажды попал в плен к шведам, откуда бежал. Сам фельдмаршал Миних — любимец Петра, а позже главный противник фаворита (Бирона-среднего), дал ему такую характеристику: «Ревностен и исправен по службе, храбр и хладнокровен в деле». Совсем недурной отзыв для боевого офицера. Свою карьеру Бирон-старший закончил в должности генерал-губернатора Москвы, а затем вместе с братом-фаворитом абсолютно незаслуженно подвергся гонениям.

http://pravmir.ru/skolko-v-otechestvenno...

Состояние образования и литературы в царствование Елизаветы Петровны Идеи Петра В. о русском образовании, о воспитании «из природных россиян» таких людей, которые бы повсюду – в науке, промышленности, в делах военных и гражданских, могли со временем заменить иностранцев, задержанные в своем развитии борьбою придворных партий при Екатерине I и Петре II, а потом продолжительным господством Бирона и вообще немецкой партии в правление Анны Иоанновны, должны были возникнуть снова при Елизавете Петровне, которая, как дочь Петра, явилась продолжательницей его планов и во всем хотела следовать его правилам. «С первых же дней царствования Елизаветы, говорит Соловьев, видно было, что национальное движение будет состоять в возвращении к правилам Петра В., а правило Петра было всем известно: должно пользоваться искусными иностранцами, принимать их в службу, но не давать им предпочтения пред русскими и важнейшие места в управлении занимать исключительно последними» 210 . При Елизавете, действительно, вместо иностранцев, занимавших самые важные должности в государстве, явились русские люди – Бестужев-Рюмин, Воронцовы, Разумовские, Шуваловы и др. Президентом Академии наук был сделан в 1746 г. брат любимца Елизаветы, граф К. Г. Разумовский . Под его влиянием, в следующем 1747 г. был составлен новый регламент Академии наук. В этом регламенте, между прочим, в члены Академии предлагалось избирать не одних иностранцев, но и русских, в адьюнкты же Академии преимущественно русских; официальными языками для Академии были признаны только латинский и русский; на этих же только двух языках должны были читаться и лекции по всем наукам в академическом университете. Наконец, при Разумовском, между членами Академии, кроме Ломоносова и Тредьяковского, явилось еще несколько русских ученых, каковы были Крашенинников, Попон, Котельников, Руновский, Козицкий и др. К сожалению, Регламент Академии был составлен путем чисто административным, только двумя членами академической конференции, Шумахером и Тепловым, без всякого участия со стороны академиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Вегота, урочище. Церковь Анны пророчицы. Аннинская церковь /// Объект утрачен Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Церковь освящена 30 декабря 1853 года (11 января 1954 года по новому стилю) во имя Анны Пророчицы. Она деревянная, на каменном фундаменте, о 5 главах, обшита тесом, внутри оштукатурена, покрыта железом и окрашена медянкою. Построила ее княгиня Анна Иоанновна Волконская, урожденная княжна Варшавская. Антиминс освящен епископом Христофором 1853 года июня 19 и подписан митр. Никанором. Иконостас — в 5 ярусов. В числе предметов церковной утвари более замечательны: иконы Нерукотворенного Спаса и Владимирской Божией Матери (Икона Спаса прислана в 1865 году князю Михаилу Дмитриевичу Волконскому от Мелетия, митрополита Петра Аравийской. Икона Владимирской Божией Матери прославлена исцелением жены Петербургского купца Василия Димитриевича Селецкого). Плащаница, дарохранительница, священные сосуды, венцы и пр. Все это хорошей работы и для деревенской церкви чрезвычайно ценны. Так киоты для икон стоят 300 р. с. плащаница160 р. с., венцы - 72 р.; в дарохранительнице серебра 2 ф. 38 зол. Причт составляют: священник, дьячок, пономарь и просвирня. С основания церкви священником был Матфий Григорьев Розанов, по переходе его к новоладожскому Никольскому собору поступил, в 1872 году, Всеволод Ив. Лебедев; после него служили: Михаил Григорьев Лебедев, Иоанн Михайлов Каменский. Ныне служит Александр Кондратов Колумбов. По штату причт причислен к 4 классу и получает 350 р. Есть еще проценты с капитала в 750 р. О прихода собирается на причт до 3 пудов масла и до 300 яиц. Хлеба собирается в Пасху до 15 пудов. Доходы за требы до 500 руб. Земли у причта 34 дес. 563 кв. саж. В этом числе пахотной земли 18 дес.; перелога с лесом и кустарником 9дес. 400 саж.; соснового лесу 1 дес. 1,425 саж.; под дорогою — 1,050 саж.; сенокосу 5 дес. 88 саж. Княгинею Волконскою построены три дома для причта и 1 для сторожа. До 1872 года приход состоял из 11 деревень. В 1872 года деревни: Выдрино, Гнилки, Монастырек и Голтово отошли к Теребужскому приходу. Ныне к приходу принадлежат: Вегота (12 дв.) у церкви, Сюря (64 дв.) и Черноушево (69 дв.) в 3 верстах, Лавния (73 дв.) в 7 верстах, Чаплипо (53 дв.) в 5 верстах, Нурма (34 дв.) в 8 верстах и Паля (25 дв.) в 10 верстах.

http://sobory.ru/article/?object=61677

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Россия, г. Москва, 2й Зачатьевский пер., д. 2 (м. «Кропоткинская», м. «Парк Культуры») Зачатьевский монастырь является древнейшим женским монастырем в Москве. В 1360 году святитель Алексий (Бяконт), митрополит Московский, построил деревянную церковь Зачатия праведной Анны и основал при ней монастырь, первыми насельницами которого стали его родные сестры, игумения Иулиания и монахиня Евпраксия. Монастырь явился первой чисто женской обителью и служил образцом для устройства последующих женских монастырей города Москвы, отчего в народе был прозван Стародевичьим, славился благочестием насельниц и строгостью исполнения церковного устава. Во время Большого Московского пожара 1547 года обитель полностью сгорела. Царем Иоанном Грозным монастырю даруются земли для его нового устройства, где и основывается новый Свято-Алексеевский женский монастырь. Но часть сестер остаются на прежнем месте и трудятся по возрождению древней Зачатьевской обители. В 1584 году при попечительстве царя Феодора Иоанновича в ней были построены храмы Зачатия праведной Анны с приделом великомученика Феодора Стратилата и мученицы Ирины, трапезный храм в честь Рождества Богородицы. В народе монастырь прославился как место, где Божией благодатью совершается помощь в чадородии. Среди множества паломников посещали святую обитель бездетные супруги царь Федор Иоаннович и царица Ирина (Годунова). По совершении паломничества в Зачатьевский монастырь и последующем рождении дочери царственная чета по ранее данному обету возвела здесь храм в честь Зачатия святой праведной Анны с приделами в честь своих небесных покровителей: святого великомученика Феодора Стратилата и святой мученицы Ирины. В период смуты начала XVII b. монастырь явился одним из центров благочестия. Монастырь сильно пострадал в это время, но вскоре был возрожден. И в знак этого по восстановлении государственности в России здесь принимает иноческий постриг сестра одного из руководителей освободительного движения – Козьмы Минина, впоследствии прославившаяся в народе как старица София.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010