Однако сведения о существовании этого престола не подтверждаются ни архивными документами, ни воспоминаниями современников. Таким образом, информация, которую добросовестно переписывают историки и краеведы, возникла совершенно неожиданно и «ниоткуда». Но у Промысла Божия нет ничего случайного: эта странная «ошибка» оказалась промыслительной и возникла в тот момент, когда храм в преддверии своего грядущего возрождения обрел еще одну святую покровительницу. Как и почему простирают святые свой молитвенный покров над тем или иным местом или ограждают им какого-либо человека – всегда тайна, которая чаще всего остается неразгаданной. Сами святые определяют, кому подается их благодатная помощь, а слабый человеческий разум не в силах бывает вместить даже очевидных причин этого и только в изумлении свидетельствует о происшедших чудесах. И в истории Казанского храма имя святой Анны Кашинской возникло таинственно, явилось как уже совершившееся чудо. Можно только попытаться приподнять покров этой тайны, чтобы убедиться, насколько промыслительным стало ее предстательство за возрождающуюся святыню. Чтобы осмыслить это, необходимо хотя бы кратко рассказать о житии и истории канонизации этой удивительной святой. Вторая канонизация святой благоверной княгини Анны произошла в 1909 году, в канун новых духовных потрясений, ожидавших Россию. Святая Анна Кашинская вновь обрела общецерковное почитание, и предстательство княгини, явившей образец смиренного перенесения скорбей, покрыло Русскую землю, укрепляя в преданности воле Божией тех, кому предстояли великие испытания. Первый престол в честь святой благоверной княгини Анны был освящен в 1910 году в Петербурге, в храме Спаса Нерукотворного на подворье Кашинского Сретенского монастыря. В Москве память святой Анны Кашинской была увековечена в 1914 году. На новом кладбище Донского монастыря состоялось освящение храма в честь святого преподобного Серафима Саровского и святой благоверной княгини Анны Кашинской. Перед началом Первой мировой войны Русь обращалась к предстательству новопрославленных святых, и пламенная всепобеждающая вера преподобного Серафима чудесным образом сочеталась с терпеливым и благодарным упованием княгини-инокини Анны.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Слово 8. Радость Златоуста вследствие присутствия епископов при поучении. Для чего дана была первому человеку заповедь? Закон дан был в помощь человеку и есть величайшее благо и честь для тех, кому был дан. Человек пал от собственной беспечности. Пять слов об Анне Слово 1. Польза воспоминания о посте и блага, доставляемые им. Напоминание слушателям о предметах предшествовавших бесед. Содержание беседы к обратившимся в христианство из язычества о двух способах Богопознания чрез созерцание природы и чрез совесть. Третий Богом данный наставник – родители. Любовь их к детям зависит не только от природы, но и от нравов детей. Обязанность родителей и особенно матери относительно воспитания детей, примером чего служит Анна, мать Самуила. Долговременное ее неплодство, молитва и высокий обет Богу. Увещание подражать Анне в воспитании детей, в попечении особенно о целомудрии сыновей. Слово 2. Сила молитвы и веры, как показывает пример Анны, достойный подражания для мужей и жен. Тяжесть неплодства, особенно в древнее время, и управлявший душою праведницы страх Божий. Великая награда Анне за ее самоотверженный дар Богу. Твердость Анны и бдительность в молитве: успех молитвы зависит не от множества слов, а от силы сердечного устремления к Богу. Терпение Анны при оскорблении ее со стороны отрока первосвященника Илия. Другой пример того, как великодушное перенесение оскорблений ведет к большей славе. Нужно оказывать почтение священникам независимо от их образа действий. Молитва Анны после принятия пищи и пития и увещание подражать ей в этом, как и в воспитании детей. Слово 3. Разнообразие добродетелей Анны и благотворность для христианина воспоминаний о ней. Двойственная любовь Анны к Самуилу и посвящение его Богу на служение в храме. Увещание родителям посвящать своих детей Богу чрез искоренение в них нечистых пожеланий и приготовление к небесной жизни. Слово 4. Горькое сетование на посетителей зрелищ, которые, привлекая к себе и стариков, и юношей, приносят больше вреда, чем удовольствия. Удивительны добродетели Анны, хотя она была женщиной. Ее молитва после посвящения Самуила Богу «вознесеся рог мой в Бозе моем»; значение наименования Бога по имени рабов своих. Увещание к частой молитве; молиться христианину можно всегда и везде.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Около 1364 г. единственный оставшийся в живых сын княгини – Василий – упросил мать переселиться в Кашин – его удельное княжество, родину святой Анны. В Кашине специально для нее был построен Успенский монастырь, в котором она вскоре приняла схиму с прежним своим именем – Анна. Господь заранее открыл страдалице день ее кончины, которая произошла 2 октября 1368 г. Тело княгини было погребено в Успенском соборе монастыря. «Ничто Анну не отлучало от любви Божией, – заключает свое повествование составитель ее жития, – ни слава мира сего, ни красота века сего, ни честь, ни величество. Как с юности была, так и до конца...» Рассказывая о святой Анне Кашинской, следует упомянуть еще вот о чем. К сожалению, имя великой княгини было одно время забыто. В 1611 г. Кашин осадили поляки и литовцы. Несколько раз пытались они овладеть городом, но им это не удавалось. Жители видели явное Божие заступление, но не знали имени своего молитвенника и покровителя. Тогда преподобная Анна явилась в схимническом облачении тяжело больному пономарю Успенского собора Герасиму. Она назвала свое имя и повелела возвестить священнику собора, чтобы гроб ее почитали, чтобы над ним пред образом Спаса «свечи палили и литии пели», ибо она молит Господа и Божию Матерь об избавлении Кашина от врагов. После этого видения Герасим был исцелен, а город спасен от разорения. С тех пор начались многочисленные чудеса от гроба княгини Анны. Известия о них дошли до царя Алексея Михайловича и патриарха Никона , и на Московском соборе в 1649 г. Анна Кашинская была причислена к лику святых в чине преподобных. Открытие ее мощей совершилось 21 июля 1649 г. На торжествах присутствовал царь Алексей Михайлович. Когда открыли гроб преподобной, увидели, что правая рука ее сложена в благословляющем иерейском жесте на груди. В 1650 г. царь снова прибыл в Кашин, чтобы участвовать в торжествах перенесения мощей преподобной Анны из ветхого Успенского собора в Воскресенский собор. В тот же день на глазах у всех совершилось чудесное исцеление снохи кашинского губного старосты Скобеева. Тогда же установили праздновать память святой Анны дважды: 2 октября – в день кончины и 12 июля – в день перенесения мощей; была составлена служба преподобной. Царица и царевны вышили своими руками покров с изображением преподобной Анны и воздухи для богослужения. Царь повелел построить храм в честь преподобной Анны.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

3. Пятница. Попразднство Сретения Господня. Правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Равноап. Николая, архиеп. Японского . Блгв. кн. Романа Угличского. Иконы Божией Матери, именуемой «Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение». Совершается шестеричная служба попразднства Сретения Господня и правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы (А) . Приводим также схему соединения полиелейной службы равноап. Николая, архиеп. Японского, со службой попразднства Сретения Господня (Б) . А. На вседневной вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 1-й – 3 (см. 3 февраля, в службе правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы), и святого, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас 5-й: «Ветхий деньми...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 1-й (см. 3 февраля, в службе правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы; со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь древле Моисею...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды). Отпуст: «Иже во объятиих...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святого на 6. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (святого). По 3-й песни – кондак святого, глас 4-й; седален праздника, глас 3-й: «От Девы Тя воплощенна...» (см. 3 февраля, в службе правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы, по 3-й песни канона). «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 1-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Минеи: «Непременне по Ипостаси...». «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Духом во святилищи...» (см. 2 февраля) . «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (см. 3 февраля, в службе правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы; со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Священнаго Священная Дева...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-02-16/

«...Представителями Кашинского городского управления в 1883 г., Их Императорским Величествам Государю Императору Александру Александровичу и Государыне Императрице Марии Феодоровне по случаю священного коронования, от жителей Кашина, в Твери, была поднесена икона с изображением Благоверной кн. Анны Кашинской, а также была поднесена такая же икона Императору Александру II-мy и ныне благополучно царствующему Императору Никола. II ( там же 83 стр. )... «В 1885 году, с благословения преосвященного Саввы, архиеп. Тверского, в селе Бережай, Бежецкого уезда, была открыта и доселе существует церковно-приходская школа во имя Св. Благоверной княгини Анны Кашинской. В школе имеется икона Благоверной Анны» ( 84 )... «Кашинское духовенство, всегда с своею паствою, проявляло глубокое молитвенное почитание Благоверной кн. Анны. Иерархи Тверские и Кашинские благосклонно смотрели на почитание Благоверной княгини Анны. Они благословляли новые монастыри, как напр., Николо-Малицкий, близ Твери, Холоколинский Богословский близ Старицы иконами с частицами св. мощей Благоверной Анны». Так, преосвященный епископ Иоасаф (1788–1788) разрешил петь особый канон Благоверной княгине Анне... Архиепископ Филофей (1857–1876) не усомнился, в одно из своих посещений г. Кашина, начать поминать на литии за всенощным бдением и на отпустах Благоверную княгиню Анну в числе святых» ( там же стр. 85 ). «История канонизации святых» Голубинского стр. 115, изд. 1903 г. : «Иосиф Волоколамский, основатель Волоколамского, по его имени Иосифова, монастыря, который находится в Моск. губ., в 18 верстах от г. Волоколамска, скончавшийся 9 сент. 1515 г. Преп. Иосифу три раза установляемо было празднование, два раза местное и в третий раз общее. В первый раз местное празднование было установлено митроп. Антонием с собором епископов 20 дек. 1578 г». Стр. 369 : «Филипп I, митроп. Московский, скончавшийся 5 апр. 1473 г. (...что некоторое время митрополит был действительно почитаемым усопшим, это дает знать Софийская 2-я летопись, – Собрание летоп. VI, 197–198 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Анна – единственная византийская царица, о пребывании которой в Крыму (и притом именно в Херсонесе) нам достоверно известно. Это делает отождествление Анны Жития с Анной, женой князя Владимира, весьма вероятным. (Русские источники всегда называют Анну «царицей», но не царевной; кроме того, отметим, что авторы Жития вовсе не проводят такого отождествления, следовательно, ее имя не могло появиться в тексте Жития по догадке.) Согласно «Повести временных лет», а также Житию князя Владимира, именно Анна окончательно убедила Владимира принять христианство: вскоре после ее прибытия в Корсунь князь заболел глазами и крестился лишь после того, как Анна пообещала ему исцеление. Впрочем, этот эпизод можно расценивать и как агиографический штамп, клише, поскольку, как можно полагать, Владимир ко времени бракосочетания с Анной уже был крещен. Тем не менее роль Анны в христианизации Руси была весьма значительной. По свидетельству арабского хрониста XI в. Яхъи Антиохийского, Анна построила многие церкви на своей новой родине. Имя Анны читается в тексте т. н. Устава князя Владимира о церковных судах (памятнике XIII в., в основе которого, вероятно, лежит подлинная грамота князя Владимира). Дочерями Анны, по-видимому, были Мария-Добронега, ставшая впоследствии женой польского князя Казимира I Восстановителя, а также, возможно, Феофана, жена новгородского посадника Остромира (предположение А. Поппэ). Высказывавшееся неоднократно предположение о том, что Анна являлась также матерью князей Бориса и Глеба, не представляется обоснованным и прямо противоречит источникам. «Повесть временных лет» сообщает о смерти Анны под 6519 (1011/1012) г. Это известие, извлеченное, скорее всего, из помянника киевской Десятинной церкви (где княгиня была похоронена), безусловно, надо предпочесть свидетельству византийского хрониста Скилицы, согласно которому Анна умерла уже после своего мужа, т. е. после 1015 г. О гробнице Анны, находящейся рядом с гробницей ее мужа, сообщает немецкий хронист Титмар Мерзебургский (ошибочно назвавший княгиню Еленой). Завет святого равноапостольного князя Владимира

http://pravmir.ru/svyatoj-knyaz-vladimir...

Книга 4. – Кункин, г. Кашин, выпуск 2, 1906 г. 72). Вероятно, – строгое и пристрастное отношение Московских соборов к прославлению памяти благоверной княгини Анны произвело на граждан г. Кашина тяжёлое впечатление и возбудило в них ещё большее уважение к покровительнице своего города; они, несмотря на воспрещение чтить её память, писать её иконы, читать её житие и отправлять ей службы, списывали житие благоверной княгини (и доселе у благочестивых жителей хранятся старинные списки жития её), сохраняли её иконы и чтили их как чудотворные (как, например, икону, написанную на гробнице), и хранили, как драгоценное сокровище, частицы от её мощей – (от времени собора 1678 г. в Кашинском Успенском соборе хранятся частицы её мощей в напрестольном кресте, в иконах, крестах). При Воскресенском соборе заведена была запись чудесных исцелений от мощей благоверной княгини Анны... Тверские архипастыри благосклонно смотрели на почитание благоверной княгини Анны (например, Иоасаф с 1768 г. разрешил петь у раки княгини молебны), благословляли новые монастыри (как, например, Николо-Малицкий, близ Твери, Холохолинский Богословский близ Старицы) иконами с частицами от её мощей; затем и Св. Синод разрешал и благословлял (с 1818 г., а может быть и ранее) печатать Месяцесловы, в коих под 2 октября положена «Память св. благоверной Великой княгини Анны Кашинской»... В 1817 г., по благословению Тверского архиепископа Серафима (впоследствии Петербургского митрополита), было торжественное перенесение из Успенского собора в Воскресенский собор (по его возобновлению) мощей св. княгини Анны, которые в богатой серебряной раке открыто в нём почивают; это событие ознаменовано установлением нового праздника 17 ноября в честь её. – С этого времени у граждан г. Кашина видимо усилилось почитание благоверной княгини Анны. Граждане спасение своего города в 18 веке (от чумы), а в 1831 и в 1848 годах от холеры приписывали её заступлению пред Господом. В 1858 г. граждане города Кашина, во главе с дворянами, через Тверского архиепископа Гавриила сильно ходатайствовали пред Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

На Афон приходило и приходит бесчисленное количество благодарственных писем от родителей, которые обрели возможность иметь детей благодаря заступничеству святой праведной Анны. Насельники Афонского скита праведной Анны бережно хранят эти письма и присланные им фотографии новорожденных и непрестанно благодарят Бога за сотворенные Им чудеса. Вот некоторые отрывки из сведений, хранящихся в архиве скита праведной Анны. Один благочестивый инспектор по имени Пантелеимон Кириакопулос, житель Халандрии в Аттике, был бездетным и очень желал стать отцом. Он услышал о святой Анне и ее чудесах от одного священника из скита святой Анны, который приехал по делам в Афины. Он обратился к святой с горячей молитвой, и произошло чудо. Его супруга родила милую девочку, которую также назвали Анной. Позднее счастливый отец посетил скит и со слезами воздал подобающую честь и благодарение святой Анне. Учитель начальной школы Христодулос Пападопулос из Драмы был бездетным. Он молил святую Анну даровать ему ребенка, и она услышала молитвы благочестивого христианина. Вскоре у него родилась девочка Анна, и в знак благодарности он послал в скит подсвечник, находящийся пред чудотворной иконой, две золотых руки, два покрова на святой престол и одну завесу. У благочестивого паломника из Афин Николая Асемакиса была бездетной сестра. Посетив скит, он привез оттуда духовное руководство для бесплодных и передал его своей сестре. Последствия не заставили себя ждать. В благодарственном письме он пишет: «Я – смиренный паломник, побывавший у вас, и, если вы вспомните, вы давали мне духовные наставления. Сестра моя сегодня по благодати, данной святой Анне, носит ребенка во чреве и ожидает счастливого конца своей беременности. Помолитесь об этом». У супруги Георгия Псафаса из Полигироса постоянно случались выкидыши. В скорби он приехал в скит святой Анны и обещал, что если его супруга благополучно родит, то он взвесит ребенка и сделает в честь святой Анны свечу такого же веса. Святая услышала его, и через некоторое время супруга Георгия удачно выносила и родила ребенка. Георгий выполнил обещание: взвесил ребенка, сделал такого же веса свечу и со слезами отнес ее ко святой иконе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Памяти Царственных Мучеников и Анны Танеевой 14.07.2009 646 Время на чтение 14 минут ОТ РЕДАКЦИИ: Эту статью мы получили от Аллы Зуевой, которая сообщает, что в апрельском выпуске журнала «Спасите наши души!» материалом «Моя маленькая мученица» была начата серия публикаций, посвященных 125-летию со дня рождения Анны Александровны Танеевой (Вырубовой), близкого и верного друга святой Царской Семьи (Анна Александровна родилась 16 июля 1884 г.). В Финляндии сегодня живут удивительные люди, которые свято сохраняют память о Царственных Мучениках, об Анне Александровне Танеевой, могила которой находится в г. Хельсинки, которые подвижнически стараются возродить благословенные места Царского пребывания в Финляндии. А.Зуева взяла интервью для журнала «Спасите наши души!» у удивительной женщины Людмилы Хухтиниеми, являющейся председателем «Общества памяти святых Царственных страстотерпцев Николая Второго и Его Семьи, а также фрейлины Государыни Анны Танеевой-Вырубовой в Финляндии», которое предложила и нам. - Уважаемая Людмила, расскажите, пожалуйста, когда было создано " Общество памяти святых Царственных Мучеников, а также фрейлины Государыни - Анны Танеевой (Вырубовой) в Финляндии " ? Что послужило толчком к его созданию, каковы его цели? - В июле 2002 года мы с мужем, финном по национальности, принявшим православие, были на торжествах, посвященных памяти преп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой Лавре. Священнослужитель, исповедовавший нас, в конце сказал мне: «У вас в Финляндии похоронена Анна Вырубова, святой жизни человек. Обращайтесь к ней со всякой нуждой, за помощью». Его слова запали мне в душу крепко, без всякого сомнения. Ничего не зная о ней, вернувшись домой, в Финляндию, я стала интересоваться, спрашивать о ней... Получала, к сожалению, самые нелестные отзывы об Анне Александровне от людей, которые слышали о ней, но лично не были знакомы и, как впоследствии оказалось, не читали её воспоминаний. В это время моя начальница, финка, спросила меня, читала ли я книгу об Анне Вырубовой. С чувством почтения, восхищения рассказывая о содержании книги, принесла её из дома и дала почитать. Это была книга вторых воспоминаний «Анна Вырубова - фрейлина Императрицы», под редакцией Ирмели Вихерюури, изданная акционерным обществом «Otava» в 1987 году на финском языке. В ней около 183 фотографий из архива Анны Александровны.

http://ruskline.ru/analitika/2009/07/14/...

Определением Святейшего Синода от 11 апреля 1909 года снова открыт в городе Кашине Тверской губернии тот временно находившийся под спудом светильник Божией благодати, который задолго до официального соборного в 1649 году поставления на свешнице ( Мф. 5, 15 ) в древней России духовно освещал и животворно согревал ту ближайшую обстановку, в которой находился. Мы здесь разумеем только что совершившееся восстановление полного всероссийского почитания преподобной благоверной княгини Анны Кашинской по надлежащему церковному чинопорядку. Глубоко трагические обстоятельства окружают светлую историческую личность благоверной княгини – праведницы как при жизни ее, так и по блаженной кончине – с тех пор как состоялось временное, однако же в течение 230 лет имевшее свою силу определение Московского собора в феврале 1678 года о прекращении церковного чествования ее мощей «впредь до усмотрения». Поистине весьма печальное явление, беспримерное в истории канонизации святых Русской Церкви, представляет это обстоятельство, что благоверная княгиня Анна, прославленная свыше нетлением мощей и чудесными от них знамениями, спустя 28 лет после торжественного причисления к сонму святых Божиих и подобающего во всей Российской Церкви почитания, суровым определением Московского собора как бы изглажена из светлого лика чтимых в России святых. Однако, как оказывается из ближайшего рассмотрения определений Московского собора 1678 года, это прискорбное, совершившееся по некоторым недоразумениям того времени событие не было развенчанием святой княгини Анны, и как бы подтверждением этого служит последующая история непрерывного и глубокого почитания благоверной княгини Анны среди жителей города Кашина и его окрестностей. Эта историческая замечательная живучесть или устойчивость внушаемого, очевидно, голосом христианской совести почитания святой Анны Кашинской, притом бесстрашного при внешне грозном определении соборном, представляет выразительное свидетельство истинной веры в благомощное предстательство преподобной пред Всевышним, и она-то преимущественно служила для большинства русских агиологов 1 некоторым побуждением к обстоятельному исследованию и уяснению исключительных перипетий канонизации благоверной княгини Анны – в целях разрешения тех оказавшихся в последней четверти XVII века недоумений о личности ее, месте и времени кончины, равно о самом состоянии честных мощей, которые имели доселе как бы роковое значение для преподобной в отношении церковного чествования ее. Но теперь, с надлежащим уяснением этих вопросов и с утверждением всеобщей веры в святость благоверной княгини Анны чудодейственными знамениями и исцелениями по молитвенному ее ходатайству, снова, не без воли Бога тайной, воздано ближайшей покровительнице города Кашина преподобной Анне то, что вполне заслуженно было дано ей 260 лет назад на Московском соборе 1649 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010