Церковь вспоминает успение праведной Анны По преданию, праведная Анна мирно скончалась в Иерусалиме в возрасте 79 лет, до Благовещения Пресвятой Деве Марии 7 августа, 2019 По преданию, праведная Анна мирно скончалась в Иерусалиме в возрасте 79 лет, до Благовещения Пресвятой Деве Марии 7 августа. ПРАВМИР. Церковь празднует успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Содержание статьи Праведная Анна 7 августа Церковь празднует Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Успение означает упокоение. Для светского человека странно звучит «праздновать Успение», но для праведной Анны отойти ко Господу означало пойти великую встречу с Отцом Небесным. Церковь не отрицает смерть, как горе и зло, ведь человек был создан для Вечности, но в случае, когда ко Господу отходит праведник, у нас нет сомнений в том, что этот человек идет в новую, вечную жизнь. Праведная Анна была дочерью священника. Со своим мужем праведным Иоакимом она долго не имела детей. Праведные Иоаким и Анна горячо молились о даровании им чада и дали обет посвятить ребенка Господу. Считалось, что семьи, которым не дается чадородие чем-то прогневали Господа. Их молитва была услышана, а за свою веру Иоаким и Анна были вознаграждены рождением будущей Матери Господа нашего Иисуса Христа. Девочку назвали Марией и воспитывали в семье лишь до трех лет. После чего Деву Марию ввели во храм. Как мы знаем, введение по храм Пресвятой Богородицы также празднуется Церковью. Ведь формально маленьких девочек в те времена в сам храм не вводили. Это мог сделать только первосвященник и то, всего один раз в году. Однако, увидев Деву Марию, дочь праведной Анны, первосвященник понял, что перед ним — не обычный ребенок. Праведная Анна выполнила свой обет и отдала дочь жить и учиться при храме. Для любой девочки того времени это означало — брак со священником и хорошее будущее, но Дева Мария мечтала посвятить жизнь служению Господу, несмотря на то, что в те времена не было сложившейся монашеской традицией и целибат считался экзотикой. Успение праведной Анны произошло еще до Благовещения, и она мирно отошла ко Господу к тому времени, когда Деве Марии пора было покидать храм. Поэтому заботу о ней поручили Иосифу. Брак Марии и Иосифа предполагался, как союз юной девушки, и ее опекуна. Он взял на себя заботу о ней и позже доверился Богу, защитив Пресвятую Богородицу, которая ждала появления на свет Сына Человеческого.

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-usp...

Около 1364 года единственный оставшийся в живых сын княгини Василий упросил мать переселиться в Кашин – его удельное княжество, родину святой Анны. В Кашине для нее был построен Успенский монастырь, в котором она приняла схиму с прежним своим именем Анна. Господь открыл преподобной Анне день кончины, которая произошла 2 октября 1368 года. Тело ее было погребено в Успенском соборе монастыря. «Ничто Анну не отлучало от любви Божией, – заключает свое повествование составитель ее жития, – ни слава мира сего, ни красота века сего, ни честь, ни величество. Как с юности была, так и до конца…» Удивительно изображение святой княгини Анны на иконах. В основном ее иконография сводится к единственному изображению, дошедшему до нас со времени первой канонизации святой в XVII веке. Дышит благодатью само его название – Моление святой Анны ко Облачному Спасу. Княгиня в схимническом облачении молится на берегу реки Кашинки, где возвышается служивший ей прибежищем Успенский монастырь. И в ответ на ее мольбу из ослепительного сияющего облака простирает к ней Свою благословляющую десницу Господь. Благословение Господне, почившее на святой праведнице, она неизменно подавала всем чтущим ее память. Между тем именно рука княгини, сложенная «яко благословляюща», послужила причиной беспримерного и единственного в истории Русской Церкви события упразднения канонизации. Скорби сопровождали святую и за гробом. Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно, и только в 1611 году вследствие явления ее благочестивому клирику пробудилось в жителях города Кашина особое благоговение к своей небесной покровительнице, невидимо защищавшей их от врагов и спасавшей их город от разорения. Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивого царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона , и на Московском Соборе 1649 года постановлено было открыть мощи княгини Анны. Святые мощи ее были обретены 21 июля 1649 года. Торжественное перенесение ее мощей из деревянного Успенского собора в каменный Воскресенский состоялось 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества. К дню 12 июня было приурочено и восстановление церковного почитания святой Анны.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно. И только в 1611 году, вследствие явления ее благочестивому клирику, в жителях города Кашина пробудилось особое благоговение к своей небесной покровительнице, невидимо защищавшей их от врагов и спасавшей их город от разорения. Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивого царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона, и на Московском Соборе постановлено было открыть ее мощи. 21 июня 1649 года состоялось обретение мощей новой святой Русской Православной Церкви. Перенесение их из деревянного Успенского собора в каменный Воскресенский произошло позднее, 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества. Однако вскоре святая княгиня Анна неожиданно становится символом раскольников, пострадав уже после кончины от неразумных ревнителей; и тогда Патриарх Иоаким отменил канонизацию. Это необычайное событие, драматичное и единственное в истории Русской Православной Церкви, произошло в 1677 году. Хотя церковная развенчанность святой благоверной княгини Анны длилась 230 лет, народ сохранил веру в ее предстательство пред Господом. В бедах и искушениях, перед началом серьезных дел и перед вступлением в брак, перед принятием монашеского пострига верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны. В 1908 г . почитание благоверной княгини Анны было восстановлено, и в 1910 г .   в Петербурге был освящен первый храм во имя этой святой. К дню перенесения честных мощей святой благоверной княгини Анны – 12 июня – было приурочено и восстановление ее церковного почитания. В годы войны и революции образ княгини стал русским людям даже ближе. Претерпевший на земле и удостоенный награды от Бога имеет дерзновение быть молитвенным предстателем за тысячи страждущих душ. И сегодня святая благоверная княгиня Анна Кашинская остается верной спутницей и заступницей вдов и сирот, подавая утешение всякому скорбящему христианскому сердцу.

http://pravmir.ru/anna-kashinskaya-gorka...

Крайне прискорбно каждому православному христианину особенно жителям Кашина, читать статью Н.И. Костомарова , в «Вестнике Европы», за месяц апрель 1870 г., под заглавием: «Церковно-историческая критика XVII века». Статья эта во многих поколебала чувство благоговения к великой княгине Анне, так как, по суду г. Костомарова, она вовсе не существовала. К утешению почитающих память вел. княгини Анны в следующем 1871 г., явилась статья Александра Димитриева, напечатанная в «Чтениях Императорского Московского Общества Истории и Древностей Российских», в 4-й книге за октябрь, ноябрь и декабрь, под заглавием: «По поводу статьи г. Костомарова: Церковно-историческая критика XVII века». В этой статье г. Димитриев очень основательно отвергнул суждения г. Костомарова, и в заключение высказал, что причиною закрытия мощей великой княгини Анны было только разноречие рукописного жития с летописью о месте рождения и годе смерти ее, да еще употребление не монашеского имени ею, при явлении пономарю Герасиму и исцелении его. Имея сведения о страдальческой и подвижнической жизни великой княгини Анны, равно и об обретении ее мощей, вслед за А. Димитриевым, и я почел священным долгом написать все, что мог, в защиту памяти великой княгини Анны, что благоговейно и представляю в моей брошюре, по сегодняшней почте, отеческому благорассмотрению Вашего Высокопреосвященства. К написанному доселе обязанностью считаю присовокупить устные предания о великой княгине Анне. 1) Говорят что в последних годах прошедшего столетия, бывший в Кашине, деревянный Воскресенский собор сгорел, при чем огонь коснулся и мощей вел. княгини Анны, но это не ослабило благоговения к ней, так как по изволению Божию, сожигались и св. мощи мучеников. 2) При Высокопр Григории, Архиеписк. Тверском (1831–1848 г.), впоследствии Митрополите С.-Петербургском, граждане г. Кашина просили Св. Правит. Синод о разрешении молебных пений и празднеств вел. кн. Анне, но как в прошении не были обозначены противоречия летописей с рукописным житием вел. кн. Анны, потому прошение граждан не было исполнено. Вот предания, относящиеся к мощам вел. кн. Анны.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Труды Петербургского духовенства сперва награждались очень редко. Почетнейших из монашества награждали митрами, золотыми, иногда бриллиантовыми крестами, духовенству придворному давалась дорогая материя на рясу, законоучителей поощряли часами, наградами денежными. Приходскому духовенству стали давать наперсные кресты только со времен Павла. Скуфьи и камилавки были общею принадлежностью духовных лиц, а наградами считались тогда, когда на них выдавался бархат. Набедренники выдавались очень редко; еще реже давалась палица; а награждение духовного лица из белого духовенства митрою было событием, возбуждавшим удивление современников и потомства 34 . Ордена давались сперва также очень немногим, преимущественно за службу в светских ведомствах. Даже крест за 1812 год, который назначали всем священникам, как было с крестом за севастопольскую войну, даже и он давался не всем и не сряду после окончания отечественной войны. Относительно того, какая награда считалась выше, какая – ниже, не было строгого разграничения. Из нескольких примеров можно видеть, что тут не было точной определенности. Напр. 1)      Протоиерей Иоанн Панфилов в 1745 г. сделан священником, в 1762 г. –протоиереем, в 1774 г. получил бриллиант. крест на голубой ленте, в 1786 г. митру. 2)      Прот. Стахий Колосов в 1798 г. сделан протоиереем, в 1804 г. получил камилавку, в 1809 г. – палицу и Анны 2-й ст., в 1818 г. – митру и алмазные знаки на орден св. Анны. 3)      Прот. Иаков Воскресенский в 1803 г. получил скуфью, в 1806 г. сделан протоиереем, в 1809 г. получил камилавку и наперсный крест, в 1812 г. – бриллиантовый крест, в 1816 г. – Анны 2-й ст., в 1829 г. – палицу. 4)      Прот. И. Кочетов в 1819 г. получил камилавку, в 1821      г. – Владимира 4-й ст., в 1823 г. – докторский крест, в 1826 г. – Анны 3-й ст., в 1839 г. – палицу, в 1835 г. – Анны 2-й ст., в 1836 г. – Владимира 3-й ст., в 1839 г. – алмазные знаки на крест. 5)      Прот. Иоанн Бедринский в 1809 г. сделан протоиереем, в 1804 г. получил камилавку, в 1805 г. – набедренник, в 1807 г. – наперсный крест, в 1815 г. – палицу, в 1817 г. – Анны 2-й ст.; в 1824 г. – Анны с алмазами, в 1825 г. – митру.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Храм Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (Сысерть) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в городе Сысерть кирпичный, с декором в духе позднего барокко, возведен в 1773-1789 годах на средства заводовладельца А. Ф. Турчанинова. Здание типа восьмерик на четверике с трапезной и многоярусной колокольней. Содержание История [ править править код ] В 1734 году главный командир Уральских, Сибирских и Казанских заводов Василий Никитич Татищев, прибыв на Сысертский чугуноплавильный и железоделательный завод имени царствующей тогда императрицы Анны, «озаботился построением» здесь храма. Закладка новой церкви состоялась 12 (25 по н.ст.) октября 1735 года. Первый храм при заводе императрицы Анны был освящен во имя Святой Анны Пророчицы. Храм был деревянный, построен «казенным коштом». Население заводского поселения с каждым годом увеличивалось, храм с трудом вмещал всех молящихся. В июне 1748 года из Сысертской заводской конторы поступила «промемория» в Екатеринбургское духовное правление, в ней отмечалось: «…имеется здесь построенная казенным коштом церковь во имя святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, рублена из бревен и то холодная, в коей во время службы …претерпевают немалую нужду …и просили, чтоб вместо холодной трапезы, другую новую трапезу деревянную и на ней колокольню построить своим коштом…». Однако сысертские жители вынуждены были собираться на молитву в «самую малую церковь» еще 40 лет… Во время правления Елизаветы Петровны была создана особая комиссия, которая пришла к выводу о необходимости продажи государственных заводов частным лицам. Указом императрицы Елизаветы от 29 июля 1758 года было подтверждено разрешение Сената о передаче Сысертских заводов «благородному господину, титулярному советнику Алексию Федоровичу Турчанинову в вечное потомственное владение, с приписными крестьянами, лесами, землями, на определенных кондициях». А. Ф. Турчанинов, по прошествии двенадцати лет активной деятельности в Сысертском заводском округе, приступил к постройке новой Симеоно-Аннинской церкви вместо старой, маловместительной.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Симеона_Б...

Храм Иоакима и Анны действовал все время и не закрывался в советское время, благодаря чему сохранил многое из своего убранства. В 2013 году храму принесены в дар мощи святых праведных Богоотец Иоакима и Анны. Журнал: " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2016 г. Древний Можайск некогда украшали восемь монастырей: Лужецкий, Сретенский, Борисоглебский, Петровский, Благовещенский, Троицкий, Петропавловский и Якиманский. Они служили не только местом особой молитвы, но и наряду с кремлем исполняли роль военных острогов пограничного города. После церковных реформ 1764 года почти все эти монастыри, в том числе и Якиманский, были упразднены, а собор Якиманской обители был обращен в приходской храм. Сохранилась одна из стен древнего собора, возведенного еще в конце XIV века. Старая церковь Иоакима и Анны в Можайске занимает особое место среди храмов Подмосковья. Знаменитый советский археолог и историк архитектуры Николай Николаевич Воронин выделял эту церковь в своей книге «Зодчество Северо-Восточной Руси». В главе, посвященной строительству в Московском княжестве конца XIV- начала XV веков, историк рассматривал шесть сохранившихся древних белокаменных храмов Подмосковья: Собор Троице-Сергиева монастыря (в Сергиевом Посаде), Никольскую церковь села Каменского (г.о. Наро-Фоминск), собор Саввино-Сторожевской обители, Успенский собор на Городке в Звенигороде, старый Никольский собор в Можайске и, наконец, можайскую церковь Иоакима и Анны. Таким образом, Якиманский или, как его еще называли в старину Акимо-Анненский храм, вошел в число наиболее ценных и древних памятников церковной архитектуры региона, хотя до нашего времени от оригинальной постройки дошел лишь фрагмент. К северо-востоку от Можайского кремля на бывшем посаде в разное время были построены три каменные церкви с одним и тем же посвящением, из которых две сохранились полностью, а самая древняя – частично. В книге старейшего можайского краеведа Н. И. Власьева «Можайск в его прошлом» упомянута легенда о постройке церкви Иоакима и Анны в Можайске Иваном Грозным. На самом деле, первый Иоакимо-Анновский каменный храм был возведен на этом месте еще раньше – в 1390-е годы. В конце XVIII века к древней церкви был вплотную пристроен храм-придел Леонтия Ростовского (Космы и Дамиана), который имел со старой церковью одну общую стену. В XIX веке древний храм Иоакима и Анны стал настолько ветхим, что его пришлось почти полностью снести – осталась только северная стена, бывшая одновременно южной стеной для Леонтьевской церкви. После сноса старинного храма церковь-придел Леонтия Ростовского получила посвящение праведным Иоакиму и Анне в память о прежней церкви.

http://sobory.ru/article/?object=00460

язык и правосл. вероучение. Перед смертью А. И. назначила своим преемником сына племянницы Анны Леопольдовны двухмесячного младенца Иоанна Антоновича , регентом - Бирона. Скончалась от болезни почек, похоронена в Петропавловском соборе С.-Петербурга. Ист.: Письма о России в Испанию дюка де Лириа//Осьмнадцатый век. М., 1862. Кн. 2; Письма русских государей и других особ царского семейства. М., 1862. Кн. 4; Переписка имп. Анны Иоанновны с московским губернатором графом С. А. Салтыковым//РА. 1873. Кн. 2; Описание высочайших повелений, хранящихся в архиве Правительствующего Сената/Сост. П. И. Баранов. СПб., 1875. Т. 2; ПСПиР. 1889-1911. Т. 6-10; Миних Э. Россия и русский двор в первой половине XVIII в. СПб., 1891; Перевороты и войны: История России и Дома Романовых в мемуарах современников XVII-XX вв. М., 1997. Лит.: Герье В. И. Борьба за польский престол в 1733 г. М., 1862; Андреев В. В. Представители власти в России после Петра I. СПб., 1871; Карнович Е. П. Значение бироновщины в русской истории//Отечественные записки. 1873. Т. 210 (35); Т. 211 (36); Корсаков Д. А. Воцарение имп. Анны Иоанновны. Каз., 1880. 2 вып.; Парамонов А. С. О законодательстве Анны Иоанновны. СПб., 1904; Долгоруков П. В. Время имп. Петра II и имп. Анны Иоанновны. М., 1909; Строев В. H. Бироновщина и Кабинет министров: Очерк внутренней политики имп. Анны. СПб., 1909-1910. 2 ч.; Веретенников В. И. Из истории Тайной канцелярии, 1731-1762 гг. Х., 1911; Черникова Т. В. Государево «слово и дело» во времена Анны Иоанновны//История СССР. 1989. 5; Соловьев С. М. Сочинения. М., 1993. Т. 19-20; Анисимов Е. В. Анна Ивановна//ВИ. 1993. 4; он же. Россия без Петра. СПб., 1994; Павленко Н. И. Страсти у трона. М., 1996; Лавров А. С. Колдовство и религия в России (1700-1740). М., 2000. Прот. Владислав Цыпин, С. В. Ефимов Рубрики: Ключевые слова: ЕКАТЕРИНА I АЛЕКСЕЕВНА (1684 (по др. данным - 1683, 1685 или 1686) - 1727), имп. Всероссийская (с 28 янв. 1725), 2-я жена имп. Петра I ПАВЕЛ I ПЕТРОВИЧ Павел I Петрович (1754-1801), имп. Всероссийский с 6 нояб. 1796 г. (коронован 5 апр. 1797), великий магистр Мальтийского ордена с 13 нояб. 1798 г. (манифест от 16 дек. 1798)

http://pravenc.ru/text/115600.html

прот. Иоанн Козлов Анна Кашинская Старообрядцы неправильно обвиняют православную церковь , будто она исключила Анну Кашинскую из лика святых. Это неправда, ибо всенародное ее прославление в 1909 году говорит как раз обратное. А если чествование и было патр. Иоакимом временно приостановлено, то на это были свои причины и из истории канонизации святых видно, что некоторых святых то прославляли, то приостанавливали почитание. Патр. Иоаким не исключал Анну Кашинскую из святых, о чем свидетельствует соборное постановление: «Великий собор 1678 г., подтвердив запрещение малого собора 1677 г. – икон не писать и отдельной службы не отправлять, – не сделал прямого запрещения чествования Благоверной Анны. Распечатав запечатанную малым собором церковь имени преподобной Анны Кашинской, великий собор посвятил ее всем святым: «да будет в оном храме и тоя имя вочтено купно со всеми святыми» («Житие и чудеса Анны Кашинской» свящ. Архангелова, стр. 64, изд. 1909 г. ). Что постановление собора 1678 г. «не состоялось окончательно, и не было надлежаще обнародовано в Кашине, подтверждение этому нельзя не видеть в дальнейшем чествовании Благоверной княгини Анны Кашинской. Замечателен в этом отношении, в Кашинском Воскресенском соборе, дар от князя Ивана Григорьевича Куракина – серебряные, позлащенные сосуды на имя Благоверной, причем на потире надпись: 1678 г. месяца апреля 20 приложил сия сосуды в соборную церковь благоверной княгини Евфросинии» ( у Архангелова стр. 75 ). «Со времени Московских соборов 1677–78 г.г.. в течение 230 лет, хотя и не была уже совершаема отдельная церковная служба в честь благоверной княгини Анны, тем не менее молитвенное почитание ее местное, имело обширные размеры и сохранилось в ясных и многочисленных памятниках. В 1728 году, по ходатайству бурмистра Леонтия Сысоева с товарищи Преосвященнейшим Феофилактом, архиеп. Тверским и Кашинским, в неделю Всех Святых разрешено крестное хождение из Воскресенского собора, где почивают мощи благоверной княгини Анны, по всем обителям и храмам г. Кашина. В сем крестном ходу постоянно носится икона благоверной княгини Анны, по преданию писанная на гробовой ее доске. Сей крестный ход жителями и приходящими богомольцами особенно чтится. Повсегодно мы видим усердствующих в крестном хождении, всякого возраста и звания, по нескольку тысяч человек» ( там же стр. 77–78 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

В иконописном подлиннике XVIII века под 22 июля об Анне Кашинской сказано: «Подобием аки Евдокия, в схиме, мантия багряная, исподняя зеленая». В Воскресенском соборе Кашина находился древний чтимый образ святой. В сохранившихся прорисях с икон XVII-XIX веков святая представлена старицей в монашеской мантии и куколе, с поднятыми в молении руками, в рост; на одной из прорисей – на архитектурном фоне, где помещен сюжет ее жития. Поясное прямо-личное изображение Анны Кашинской в мантии и схиме, без нимба, с прижатой к груди правой рукой и свитком в левой, имеется на литографии второй половины XIX века с подписью: «Изображение благоверной великой княгини Анны Кашинской». Известно, что во время коронационных торжеств императора Александра III ему была поднесена в Твери икона Анны Кашинской. В росписи конца XIX века в Анастасиином Богоявленском монастыре Костромы святая была изображена среди русских праведниц, в княжеских одеждах и венце. Существовали иконы-картины «Прощание благоверного князя Михаила Тверского с благоверной княгиней Анной и детьми». Наиболее распространенный иконографический извод появился, очевидно, после восстановления почитания Анны Кашинской в начале XX века: молодая княгиня в схиме, прижав правую руку к груди, с четками в левой, стоит на берегу реки Кашинки, склонив голову перед благословляющим ее Христом в облачном сегменте; слева Воскресенский собор с колокольней (1817), где почивали мощи святой. К этому изводу относятся икона начала XX века над ракой с мощами Анны Кашинской в Вознесенском соборе Кашина, многочисленные аналойные иконы 10-х годов XX века, некоторые с частицами мощей – например, образ в церкви мученика Иоанна Воина на Якиманке в Москве. На образе Божией Матери «Знамение» и иконе «Собор святых благоверных князей и княгинь Всероссийских» 10-х годов XX века (Государственный Эрмитаж), фирмы Оловянишникова, Анна Кашинская изображена в верхнем ряду, среди святых русских князей и княгинь. Редким памятником является икона «Святые Исаакий Далматский и Анна Кашинская» (1911; Государственный истории религии), написанная в Санкт-Петербурге к 50-летнему юбилею со дня освящения Исаакиевского собора (1858) и новому прославлению Анны Кашинской. В Вознесенском соборе Кашина в настоящее время хранятся ростовая икона святой и шитый покров 1900-х годов; в церкви апостолов Петра и Павла находится деревянная рака 1906 года – дар угличских хоругвеносцев (вместо сгоревшей в 1905 г.). Икона «Святая Анна Кашинская» 1900-х годов (Государственная Третьяковская галерея) письма художника В.М. Васнецова была подарена княгине Анне Куракиной в 1910 году: святая изображена в интерьере облаченной в полную схиму, правая рука поднята для крестного знамения, в левой – книга. К паломническим иконам относится небольшой поясной образ начала XX века (Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева). Образ Анны Кашинской присутствует в композиции «Собор русских святых» (1814 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010