Все это не могло не беспокоить стремившегося к «самовластью» Ивана III. В 1496 году он заключил договор с Рязанью. В его тексте встречается формула «яз… и мати наша», поэтому можно предположить, что он составлялся с согласия и, возможно, при участии Анны Васильевны; непосредственно с оформлением договора связан и визит Анны к брату в Москву. На этот договор, регулировавший взаимоотношения Москвы и удельных рязанских земель, ссылалась невестка Анны Васильевны – Агрофена Васильевна, ставшая регентшей и правительницей Рязани после смерти свекрови и мужа («и тоя грамоты свекрови своей Анны княгини Огрофена рушить не велела»). Но со смертью Анны Васильевны «партия рязанской самостоятельности» ослабела. «Наказ» 1502 года Ивана III новой рязанской княгине – Агриппине означал ее фактическое подчинение московскому князю, а спустя 10 лет Рязанское княжество было присоединено к Москве. Память о полновластной и независимой рязанской правительнице Анне сохраняли лишь подписанные ею документы да заложенные при ее правлении церкви: Иоанна Златоуста в Переяславле Рязанском и небольшой храм в Солотчинском монастыре. Анны-новомученицы Мученица Анна Зерцалова Мученица Анна родилась 31 января 1875 года в Москве в семье губернского секретаря Ивана Алексеевича Зерцалова, который в последние годы своей жизни состоял на службе в управлении Смоленской железной дороги. Крещена она была в честь святой Анны пророчицы. Родители ее держались строгих нравственных правил, но Православие воспринимали преимущественно с обрядовой стороны, поэтому начатки религиозного воспитания, которые дали они своей дочери, были непрочными. «Малое чувство веры, которое тлело во мне слабым огоньком, – писала она впоследствии, – быстро стало ослабевать и гаситься тлетворным дыханием пагубного влияния маловерия… Научные идеи, приправленные веянием ложных принципов, плотно разместились в моей голове и стали распоряжаться там полновластными хозяйками, отвлекая меня от всего истинного, духовного, прекрасного». В шестнадцать лет Анна окончила гимназию, получив аттестат, который давал ей возможность занять место домашней учительницы. «Родители, желая дополнить мое образование, в ущерб своим силам и здоровью предоставили мне уроки музыки: они хотели возрастить меня светской благонравной девицей, но они забыли, что бессмертная душа человека тоже требует пищи и удовлетворения, они забыли, что только Господь – единственная ее радость и утешение, а без Него никакие отрады, никакие увеселения не могут удовлетворить сердечной жажды. Господь – единственное наше счастье. Один только Он может усладить наши мысли и желания; без Него – всюду скука и томление».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Создание первоначального текста можно датировать временем после перенесения мощей княгини Анны, когда ещё не было известно, кто она такая, и перенесением мощей митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву, когда дьякон Никифор покинул Соловецкий монастырь уже с каким-то текстом Жития, что произошло в начале июня 1652 г. Вместе с первоначальным текстом Жития в Соловецком монастыре, скорее всего, были записаны и Повесть о явлении Анны Кашинской пономарю Герасиму, и Сказание об обретении её мощей. Дьякон Никифор свидетельствовал, что инок Игнатий писал не только по Степенной книге, но и «по ево, Никифоровым, словам», «про што ведал и слыхал». Собственно, про житие Анны Никифор ничего рассказать не мог – до поездки в Соловецкий монастырь он даже не знал, кто она такая. Рассказал Никифор, скорее всего, как раз о первом явлении Анны и об обретении её мощей. В Кашине хранителем рассказа о явлении княгини Анны пономарю Герасиму был отец Никифора Василий-Варлаам (см. комментарий к Повести о явлении княгини Анны пономарю Герасиму). Расхождения между версией Василия-Варлаама и версией событий, зафиксированной Повестью, как раз и подтверждают то, что Повесть была составлена вдали от Кашина и Василий-Варлам непосредственного участия в ее создании не принимал, а его рассказ, пройдя через пересказ его сына и обработку инока Игнатия, несколько упростился. Первоначальный вариант Агиографического цикла, состоящий из трех текстов, впоследствии был отредактирован, скорее всего, уже в Кашине. И видимо, именно в этот момент в Житие была вставлена точная дата смерти князя Михаила Ярославича и при этом дана ссылка на источник – одну из редакций Жития Михаила Ярославича Тверского (см. коммент. ниже). Однако при этой редактуре не были устранены расхождения между текстами двух житий. Указанная редакция Жития Михаила, вероятно, была создана вскоре после перенесения его мощей 30 сентября 1654 г. и где-то вскоре после своего создания она и была использована редактором Жития Анны Кашинской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В иноземных известиях имя святой Анны (Ингигерды) упоминается еще по поводу пребывания на Руси норвежского короля Олафа и норвежского принца Гаральда Гардрада. О короле Олафе говорится, что по прибытии в Россию он был хорошо принят святой Анной, что она весьма уважала его, вместе с Ярославом даже уговаривала его не возвращаться в Норвегию и, когда он все-таки отправился в свою страну, участвовала в устроенных ему пышных проводах. О Гаральде сообщается, что он находился под особым покровительством святой Анны и что, много лет находясь в экспедиции в Африке, присылал собранные сокровища для хранения князю Ярославу и его супруге. Кончина святой Анны последовала 10 февраля 1050 г. в Новгороде. Перед смертью она приняла схиму с именем Анны, обнаружив тем свое глубокое благочестие и истинно христианское смирение. Мощи святой Анны, вероятно, по окончании Софийского собора (в 1052 г.), были положены в какой-либо паперти последнего. Позднее они всегда упоминаются вместе с мощами сына ее святого Владимира, погребенного в том же соборе. По сообщению летописи, в 1439 году архиепископ Евфимий позолотил, подписал и покрыл покровами гробы святых князя и княгини. В описи Новгородского Софийского собора XVII века значится: «В середней паперти от Корсунских дверей, идучи в церковь налево, среди паперти, два гроба древяны, а в них мощи во плоти создателей храма Святой Софии Премудрости Божией — благовернаго князя Владимира, а в другом гробе матере его благоверныя княгини Анны. На обеих гробех покров сукна червлена, а на них шиты кресты камки белой, перед ними во главех лампада медяна на стояльце; в царском месте (в главном храме) образ пядница, на ней писан благоверный князь Владимир и мати его Анна, обложен серебром, золочен». В другой подобной же описи того же века упоминаются «каменные» гробы святых князя и княгини. В 1653 году мощи святой Анны по указу царя Алексия Михайловича и по благословению патриарха Никона и митрополита Новгородского Макария были перенесены из Корсунской паперти в собор, на левую сторону против северных дверей, и переложены в новую раку. В настоящее время святые мощи почивают в Мартириевской паперти в бронзовой золоченой раке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Боголюбово. Церковь Иоакима и Анны. Карта и ближайшие объекты Над ст. Боголюбово в марте 1932 г. нависла угроза переименования. Возможно, сыграли свою роль переименования, произошедшие в Московской области в 1930 г., когда Воскресенск, Сергиев Посад и Богородск стали Истрой, Загорском и Ногинском, и переименование в 1932 г. Иваново-Вознесенска в Иваново. Вопрос же о переименовании ст. Боголюбово в ст. Безбожное был выдвинут Владимирским райисполкомом и был направлен в Облисполком. Но на заседании Административной комиссии при президиуме Ивановского облисполкома от 16 апреля 1932 г. вопрос о переименовании заслушали и оставили открытым. 3 ноября 1937 г. Комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК пишет Владимирскому райисполкому: «Если церковь с. Боголюбова не закрыта в установленном законом порядке, вызовите представителей религиозного общества и произведите регистрацию служителя культа». ГАВО. Ф. Р-37. Оп. 1. Д. 68. Л. 1–2; ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 698. Л. 8//Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. С. 22, 61. Село Боголюбово находится к востоку от Владимира, в 10 верстах, рядом с Боголюбовым монастырем. Когда в первый раз в Боголюбове построена церковь, неизвестно, но в патриарших окладных книгах 1628 г. значится церковь Богоотец Акима и Анны в селе Боголюбове в вотчине Боголюбова монастыря. В переписных книгах 1645-47 гг. «письма и меры князя Григория Шехонского» замечено, что церковь св. прав. Богоотец Акима и Анны деревянная, в церкви образа, свечи, книги, ризы, колокола и всякое строение церковное мирское. На церковной земле двор попа Федора Савина, двор дьячка Левки Ильина, двор просвирницы Марьицы, Маркелова дочери. В 1687 г. здесь была та же церковь с деревянною при ней колокольнею. В 1703 г. была построена здесь новая церковь и освящена во имя тех же святых; тогда при церкви был поп Тимофей, который и получил новый антиминс из патриаршего приказа. Как долго существовала эта новопостроенная церковь, с точностью неизвестно, но из хранящейся в церкви храмозданной грамоты, данной в 1819 г. епископом Ксенофонтом, видно, что в начале XIX ст. в Боголюбове были две обветшавшие уже деревянные церкви: одна во имя Рождества Христова, а другая в честь Богоотец Иоакима и Анны. Вместо этих деревянных церквей и выстроена существующая ныне каменная двухэтажная церковь. Престол в нижнем этаже освящен в 1830 г., а в верхнем - в 1857 г. Немного позднее церкви построена каменная колокольня. Престолов в церкви два: в верхнем этаже – в честь св. прав. Иоакима и Анны, а в нижнем – в честь Рождества Христова. В нижней церкви сохранились иконы древнего письма, перенесенные сюда из прежней деревянной церкви. К числу замечательных икон нужно отнести икону Нерукотворенного Спаса, перенесенную сюда, по местному преданию, из бывшей когда-то на кладбище церкви. Остальные все иконы письма нового, работы местного живописца.

http://sobory.ru/article/?object=01996

Чудо 34 1744 года кашинец посацкой человек Стефан, Иванов сын, Тулупов был в тяжкой болезни, и одержим немотою так, что не говорил ничего два месяца, и обрекся преподобной благоверной княгине Анне отслужить панихиду. И по исполнении обещания чрез два дни даровал ему Господь Боги здравие, и стал говорить ясно молитвами преподобныя княгини-инокини Анны. Чудо 35 1744 года кашинец посадкой человек Иоанн, Емельянов сын, Бородкин посещением Божиим был в тяжкой болезни, и очима ничего не видел, и людей не знал год и шесть месяцов. И как обещался благоверной княгине Анне отслужить панихиду, и егда исполни обещание, и дарова ему Господь Бог здравие чрез неделю помощию и молитвами преподобныя благоверныя великия княгини Анны. Чудо 36 1745 года Бежецкого уезду Городецкаго стану, вотчины брегадира князя Ивана, Андреева сына, Прозоровскаго, села Кесова Горы у крестьянина Семена Панфилова жена Параскева Кирилова одержима была безумством, и обещася благоверной княгине-инокине Анне отслужить панихиду, и по совершении обещания получи исцеление. Чудо 37 1745 года вышеписанной вотчины села Кесова у крестьянина Тимофея Михайлова жена Стефанида Сергеева скорбела ногою с полгода и болше, и обещалась благоверной княгине Анне Кашинской отслужить панихиду, и по совершении обещания получи исцеление молитвами преподобныя княгини-инокини Анны. Чудо 38 1745 года вотчины Алексия, Денисьева сына, Норова, деревни Мотолыгина крестьянина Хрисанфа Евдокимова жена Евдокея Гордеева одержима была разслаблением, и обещася благоверной княгине-инокине Анне отслужить панихиду, и по совершении обещания получи исцеление молитвами преподобныя Анны. Чудо 39 1745 года вотчины Александра, Иванова сына, Суворова, деревни Мотолыгина крестьянина Логина Архипова жена его одержима была очною болезнию, и обещалась благоверной княгине-инокине Анне Кашинской отслужить панихиду, и по исполнении ея обещания получи исцеление молитвами преподобныя Анны чудотворицы. Чудо 40 1745 года села Кесова крестьянина Козмы Нестерова сын его Василий слеп был три лета, и мать его Мавра Семенова обещалась благоверной княгине-инокине Анне отслужить панихиду, и по окончании панихиды получи сыну своему прозрение молитвами преподобныя и благоверныя великия княгини-инокини Анны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

http://www.intomoscow.ru/modules.php/ За века существования у этого храма было много названий: Зачатия праведной Анны на Востром конце, что у городовой стены в Углу, что в Китай-городе на берегу, что за Соляным рядом. Церковь Зачатия Праведной Анны, что в Углу – одна из древнейших в Москве. Первое упоминание о ней относится к 1493 году. Но тогда, во время правления Ивана III Васильевича она, по всей видимости, была деревянная. Церковь Зачатия Анны на Востром конце была построена сразу после панических настроений, связанных с ожиданием конца света. По христианскому летосчислению в 1492 году наступала седьмая тысяча лет от библейского Сотворения мира (5508 лет до рождества Христова плюс 1492 года после Рождества Христова равно 7000 лет). В православных пасхалиях исчисление празднования Пасхи, Воскресения Христова, доводилось только до 1491 года, а применительно к роковому 1492 году делались приписки: «горе, горе достигшим до конца веков». Светопреставления ждали со страхом и трепетом, оно казалось неотвратимым, была даже объявлена точная дата – в ночь на 25 марта 1492 года. В этой обстановке полной обреченности и безнадежности по указу Ивана III Васильевича и возводится церковь Зачатия Праведной Анны в конце главной Великой улицы древнего посада. В 1493 году, когда церковь впервые упоминается в документах, Иван III Васильевич принимает титул «Государя всея Руси». В начале XVI века был сооружён белокаменный на подклете храм. Но он пострадал от страшного пожара 1547 года. В тот год в Успенском соборе Кремля шапкой Мономаха, бармами и крестом венчался на царство Иван IV Васильевич. Вслед за этим уже царь Иван Васильевич повенчался с Анастасией Романовной Захарьиной-Юрьевой. И вот затем, жарким июньским днём, через несколько дней после того как с колокольни Благовещенского собора упал большой колокол, вспыхнула церковь на Арбате. Через час горела уже вся Неглинка. Затем ветер подул в сторону Кремля. Загорелись кровли кремлевских соборов. В пожаре погибла казна, Оружейная палата, царская конюшня. Сгорел Благовещенский собор, фрески которого писал Андрей Рублев. Взрывы запаса пороха разрушили часть кремлевских стен и башен. Сгорело 25 тысяч дворов. В огне погибло около двух тысяч жителей. Не успела Москва оправиться от последствий пожара, как прошёл такой сильный град, что летописец счёл необходимым отметить его в летописи. Град был «силен и велик, с яблоко лесное», причём градины были разной формы: «ово кругло, ово грановито». После всех этих стихийных бедствий Иван IV Васильевич приказал начать отстраивать город заново и в том числе обновить церковь Зачатия Праведной Анны. К этому времени, после постройки укреплений Китай-города, по указу матери Ивана Васильевича Елены Глинской церковь уже получила привычное ныне название – «что в Углу», так как она оказалась между восточной и южной стенами. Это местоположение и отразилось в её названии.

http://sobory.ru/article/?object=03733

Особенно запомнилось им чудо у могилы Анны, встречу с которой они с трепетом ждали и очень хотели, чтобы у могилы была отслужена панихида. Батюшки местные были заняты, что очень их огорчило. Дальше цитирую из их письма: « И каково же было наше удивление! Нет - чудо! По дорожке кладбища шел отец Павел, протоиерей, настоятель одного из храмов Санкт-Петербурга. Вот что сообщает об этом Ольга, одна из паломниц: «Кстати, о. Павел, которого мы встретили на кладбище у Анны Александровны, уже вернувшись в Петербург, еще два дня ходил под впечатлением от случившегося. Видимо, именно ему нужно было в тот день оказаться там, у могилы. Удивительно и то, что он оказался у Анны Александровны именно в момент, когда мы уже украсили могилку и были готовы петь Пасхальный Канон. Дивны дела Твои, Господи!» Общество приобрело лицензию проводить экскурсии по Царским местам Финляндии и осуществляет эту услугу. Пока всем, кто обращается к нам с просьбой помочь, мы помогаем советом о размещении, питании и пытаемся наладить организованный приезд сюда людей. Интерес православных России к Царским местам Финляндии возрастает, что радует нас. Создан сайт Общества, ездили с выставкой фотографий, рассказывающих о пребывании Государя в Виролахти, на ежегодную выставку «Русь Православная» в Санкт -Петербург. Распространяли там буклет Общества «Царские места в Виролахти». - Есть ли сегодня люди в Финляндии, которые помнят Анну Александровну? Где хранится личный архив Анны Вырубовой, а также, возможно, какие-то ее вещи, иконы, пасхальные и рождественские открытки, которые, как известно, она сама делала? В одной из публикаций о царских местах в Финляндии упоминалось о человеке, у которого есть несколько акварелей Анны Александровны. Как они к нему попали? Есть ли другие примеры? - Анна Александровна после финско-советской войны, не отстраняясь людей, вела замкнутый образ жизни. Жизнь была сложной как с материальной, так и с моральной стороны, кроме того отягчалась болезнями. В Финляндии жила ее сестра Александра, ее дочь Татьяна, похороненная вместе с мужем в Порвоо.

http://ruskline.ru/analitika/2009/07/14/...

Стольник Яков Иванович Татищев в 1664 году. Стольник воевода Василий Иванович Лаговчин в 1687 году. Стольник и воевода Савин Семенович Горчаков в 1697 году. Стольник и воевода Дмитрий Полонский в 1699 году. Со времени последнего сего, город управляем был больше обер-комендантами, и в чине генерал-губернатора Донского пребывавшим на Воронеже при адмиралтействе адмиралом Апраксиным. Обер-комендантом до 1708 года упоминается Колычев. А когда в сем году учреждены губернии, то он же сделан вице-губернатором и упоминается до 1717 года. В 1725 году упоминается губернатор генерал-майор Петр Измайлов. С тех пор кто были губернаторы, порядка паки не отыскано. В 1730 году упоминается губернатор Пашков. В 1735 году упоминается губернатор. Алексей Антонович Мякинин. В 1744 году упоминается вице-губернатор Василий Гурьев, а после него бригадир Хрипунов. С 1748 году по 1760 год действительный камергер и ордена Св. Анны кавалер Алексей Михайлович Пушкин. По нем исправлял губернаторскую должность вице-губернатор действительный статский советник Иван Родионович Кошелев. С 1761 года до 1763 за уряд определен в должность губернатора статский советник Федор Яковлевич Жилин. С 1763 по 1764 год был губернатором действительный статский советник Григорий Прокофьевич Толстой. С 1765 по 1767 год был губернатором генерал-поручик и ордена Св. Александра Невского кавалер Александр Петрович Лачинов. С 1767 по 1773 генерал-поручик и Св. Анны кавалер Алексей Михайлович Маслов. С 1773 по 1775 генерал-поручик и ордена Св. Анны кавалер Николай Лаврентьевич Шетнев. С 1775 по 1793 генерал-поручик и ордена. Св. Анны кавалер Иван Алексеевич Патапов. По открытии Воронежского наместничества первым правящим генерал-губернаторскуйю должность был генерал-поручик и орденов Св. Александра Невского и Св. Анны кавалер Евдоким Алексеевич Щербинин до 1782 года. Вторым правящим должность генерал-губернатора с 1792 по 1793 год генерал-поручик и орденов Св. Александра Невского и Св. Анны кавалер Василий Алексеевич Чертков.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

97 . Девиц: Анны, Марьи и Натальи Михайловых дочерей Ртищевых села Староникольского. 98 . Коллежской советницы Варвары Федоровны Чебышевой, по отцу Ртищевой, в селе Староникольском. С 99 . Девицы Анны Михайловны Сабуровой в сельце Дюткове. 100 . Графини Анны Александровны Сантиевой в сельце Собакине. 101 . Секунд-Майора Сергея Федоровича Сафонова в сельце Акатове. 102 . Ротмистров: Петра и Михаила Алексеевых детей Скуратовых, в сельце Лихоткине. 103 . Артиллерии капитана Ильи Алексеева сына Сергеева в сельце Лызлове с деревнею. 104 . Секунд-Майора Петра Васильева сына Скворцова в селе Архангельском, Скобеево тож, с деревнями. 105 . Тайного советника, сенатора и кавалера Михаила Михайловича Салтыкова в селе Козине с деревнею Грязью. 106 . Камер-юнкера Василья Петровича Салтыкова села Сергиевского, Берески тож. 107 . Графини Анны Сергеевны Салтыковой в селе Свинорье и в деревнях Влахове и Анкудинове, ныне во владении состоят за поручиком Дмитрием Александровым сыном Гурьевым. 108 . Генерал-майора и кавалера Алексея Николаевича Сухотина в сельце Ивановском. Т 109 . Капитан-поручика Дмитрия Михайловича Тараканова в селе Чернове. 110 . Коллежского советника Андреяна Иванова сына Татаринова в селе Богородском с деревнями. 111 . Генерал-майорши Анны Федоровны Татищевой в сельце Жаворонках, с переведенными из Бронницкой округи. 112 . Артиллерии капитана Ильи Яковлева сына Тинкова в сельце Захарове. 113 . Секунд-майора Григория Семенова сына Товарова в сельце Должникове. 114 . Поручика Василья Андреева сына Торопова в сельце 3именках. 115 . Девицы Марьи Васильевны Толстой в сельце Преображенском, Петелино тож. 116 . Гвардии капитан-поручика Дмитрия Юрьевича Трубецкого, в деревне Аникеевой. 117 . Поручицы Татьяны Федоровны Тютчевой в сельце Батюрине. 118 . Статской советницы Аграфены Николаевны Тютчевой в селе Никольском и деревне Прошкине. 119 . Камер-юнкера князя Ивана Петровича Тюфякина, в сельце Сандыреве. 120 . Майорши княгини Анны Ивановны Тюфякиной, в сельце Сандыреве дворовых крестьян.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Последняя песнь Анны — молитва. Когда ей было физически очень тяжело, она садилась за рояль и пела псалмы и молитвы, мелодии к которым рождались в ее душе. Она пела «Отче наш», псалом 23–й «Господь — Пастырь мой» и «Гимн о любви» из Первого послания к коринфянам апостола Павла: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит ( 1Кор. 13:4-7 ). Недавно я получил от мужа Анны из Варшавы уникальную запись этих песнопений. «В них слышно больше, чем во всем ее творчестве», — пишет Збигнев. Слушая последнее пение Анны, ощущаешь, как сказала Анастасия Ивановна Цветаева в одном из своих стихотворений, жажду ее души напиться бессмертия живой воды, а потом «из мрака тела — в дух, где тихо и светло». Друг, посетивший Анну за два дня до ее смерти, свидетельствовал: «Я увидел человека очень больного, терпящего, но полного спокойствия и надежды. С такой Анной мы и простились». Настал час души Анны. Это было 25 августа 1982 года в одном из госпиталей Варшавы. Анну похоронили на старинном варшавском Повонском кладбище костела евангелистов–реформаторов, находящемся на улице Житня, где лежит и ее любимая бабушка, Анна Фризен. Мне не удалось быть на ее погребении. Но спустя много лет на пути домой из Парижа была длительная остановка в аэропорту Варшавы, и я смог посетить ее могилу. На кладбище мне встретился его смотритель — Янек. Он живет в доме при кладбище с семьей. Сказал, что сам рыл могилу для Анны. Проводил меня к ней. На плите из серого полированного камня надпись: «Анна Герман–Тухольска 1936–1982», и внизу нотная строка — последняя песнь Анны: 23–й псалом Давида, его первая строка — «Господь — Пастырь мой». Я положил на плиту маленький образ Владимирской иконы Божией Матери и попросил Янека поставить негасимую свечу. Одну из своих концертных программ в конце 70–х годов она назвала «Песни о любви».

http://azbyka.ru/fiction/gospod-pastyr-m...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010