книг, входящих в состав канона. Никакой поэтический талант не в состоянии написать на эту тему произведения в истинном смысле поэтического. Догматы касаются истин, превышающих понимание человеческого ума, и суть отвлеченные формулы. Их поэтическое выражение должно представлять большую трудность для всякого песнописца. Было бы интересно знать, насколько успешно боролся с этим затруднением поэтический талант св. Андрея. Изложение догматического учения св. Андрея в том виде, в каком оно сделано автором статьи, имеет мало интереса. Оно не может характеризовать нам св. Андрея, как учителя веры по двум причинам. Во-первых, изложение сделано только по канонам, следовательно, остаются невыясненными догматические идеи, развитые св. Андреем в других его произведениях. Во-вторых, в своем изложении автор не коснулся именно тех догматических вопросов, которые в эпоху жизни св. Андрея служили предметом споров. Что в канонах Андрея Критского замечательно полно и ясно выражен догмат троичности, учение о Божестве И. Христа, о втором Его пришествии, – это нисколько неудивительно. Какой же церковный писатель VII и VIII вв. мог высказываться не точно —426— по этим вопросам, давно решенным, выясненным, отлившимся даже в определенную словесную форму? Никакой церковный писатель не мог быть самобытен в решении этих вопросов. И действительно, во многих случаях то, что автор выдает за учение св. Андрея, есть не что иное, как пересказ Евангелия. (Напр. стр. 463–464; 459–462). Гораздо было бы важнее показать, не оставили ли каких-нибудь следов в канонах св. Андрея догматические споры его времени. 3) А. Кремлевский. Первородный грех по учению бл. Августина Иппонского. («Христ. Чт.», 1902 г. апр., май, июнь, авг.). Автор статьи под указанным заглавием старается точнее и определеннее выяснить учение бл. Августина о наследственности первородного греха. К этому его побуждает неясность и сбивчивость выводов раннейших исследователей вопроса – Дорнера, Томазиуса, Шване, Д. В. Гусева . Общий вывод, к которому приходит автор на основании тщательного изучения полемики Августина с Юлианом Экланским, сводится к следующим положениям.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но между церковными писателями позднейшего времени есть целый класс, который оказывает до сих пор непосредственное религиозное воздействие на нас. Это – церковные песнописцы. Наше богослужение, благодаря своему могучему влиянию на чувство и мысль, является одним из главнейших религиозно-нравственных воспитательных средств. Отсюда понятно, насколько велико и жизненно для нас значение трудов церковных песнописцев, входящих в состав богослужения. Вот почему этот отдел церковной литературы заслуживает особенного внимания со стороны русских исследователей, и вот почему отсутствие в нашей литературе исследований, посвященных этому предмету, особенно прискорбно. Статья г. Рождественского о св. Андрее Критском , как церковном песнописце является с этой точки зрения как нельзя более уместной и своевременной. К сожалению, заглавия бывают иногда обманчивы. Оканчивая чтение статьи г. Рождественского, читатель, надеявшийся найти в ней сведения о характере религиозно-поэтических трудов св. Андрея, остается почти в том же состоянии неведения по этому предмету, в каком он раскрывал мартовскую книжку «Странника». В самом деле, для характеристики и анализа поэтических произведений, каковыми были каноны св. Андрея Критского , существуют свои специальные точки зрения. Во всяком поэтическом произведении важна внешняя форма, глубина и сила чувства, живость и самобытность образов. Из статьи о св. Андрее, как церковном песнописце, мы хотели бы узнать, написаны ли каноны этого церковного поэта прозой или стихами, если стихами, то какими именно – метрическими или ритмическими, – пользуется ли песнописец рифмой и акростихом и, если пользуется, то как именно, свободно ли он владеет стихом или же поэтические формы речи даются ему с трудом и связывают его мысль, отличается ли язык канонов простотой и естественностью и не встречается ли в них искусственных выражений и неологизмов, допущенных единственно по требованию стиха. Далее, мы в праве ожидать от автора, что он не остановится на этой, чисто внешней, стороне песнопений св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3744 См. Афанасьев, Поэт. воззр., I, 147–150, где указана старая литература по вопросу. Павлова-Сильванского Символизм в древнем русском праве. Ж. М. Н. Пр. 1905 г., май-июнь (ч. 359), стр. 343–349. 3747 Чудо Леонтия и Исаии Ростовских, Лет. рус. лит., I, 2 сч., 77. Современником этого происшествия был архиеп. Ростовский Трифон 1462–1467. Дерн при отводе земли в этом случае не упомянут, но, вероятно, он был на лицо по обычаю. – Представление о земле-судье, именно карательнице могло держаться и благодаря библейскому рассказу о Дафане и Авироне, которых пожрала земля. В повести о посаднике Щиле повторяется тот же самый мотив. 3750 Смирнов, Духовный отец в др. восточной церкви, I, 321–332. Здесь грехи представляются по аналогии с кровью, которую запрещалось есть и предписывалось проливать на землю ( Лев.17:12–14 ). Эта аналогия встречается не раз. В трактате «Об исповедании грехов» с именем патр. Софрония читаем: «кровь исповедующихся неподкупный Судия потребует в день суда от учителей». Migne Р. G. LXXXVIII, col. 3368. А в чине исповеди в параллельном тексте разъяснение: αμα ατο, γουν τν μαρταν ατο. Алмазов, III,26. 3752 Тихонравов, Памятн. отреч. письменности, II, 41. Tischendorf, Apocalyps. u. Apocryph., рр. 34–69. 3753 В связь с апокрифом и духовным стихом можно поставить Плач земли в Сказании о Меркурии Смоленском (Буслаев, Очерки, II, 187–188), а также в летописной повести о нашествии Батыя. Марков, Опред. хронол. рус. дух. стихов. Бог. Вестн. 1910 г., июнь, 364–367. 3755 Голубинский, История, II, 1, 399–400. По мнению ученого, стригольники, «может быть, руководствовались» этими словами молитвы в своей исповеди земле. – В каноне Андрея Критского говорится: «Вонми, небо, и возглаголю; земле, внушай глас, кающийся к Богу и воспевающий Его». Но это не более, как поэтическое обращение, частью заимствованное из Втор.32:1 . 3757 В ученой литературе вопрос о происхождении исповеди земле далеко не выяснен. Руднев не совсем точно передает самое известие об исповеди стригольников: «они положили, что довольно приносить покаяние пред одним Богом, в сокрушении сердца повергаясь на землю».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Распятие ап. Андрея Первозванного. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца «тис Феологинас», Кастория. Кон. XV в. Распятие ап. Андрея Первозванного. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца «тис Феологинас», Кастория. Кон. XV в. В османский период крепость и близлежащие кварталы заняли мусульмане. Христ. общины стали постепенно смещаться к Апозари. В кон. XIV-XV в. произошло объединение балканских территорий под единой властью, что способствовало развитию торговли, культурных связей и художественных традиций в Кастории. В первые десятилетия османского господства как в новых, так и в старых частях города продолжали возводить и расписывать небольшие храмы: св. Иоанна Предтечи, Трех святых (мучеников Гурия, Самона и Авива), ап. Андрея Первозванного «ту Русули» и др. На рубеже XV и XVI вв. в Кастории работала крупная местная мастерская, к-рой атрибутируют фрески в храмах свт. Николая Чудотворца (монахини Евпраксии) 1485/86 г., свт. Николая Чудотворца «тис Феологинас», свт. Николая Чудотворца «ту Магалиу» 1504/05 г. и мн. др. ансамбли как в Кастории, так и за ее пределами, на обширной территории от Метеор до Молдавии. В живописи Кастории XVI-XVII вв. можно выделить много общих черт с произведениями мастеров Сев.-Зап. Греции и критской школы. В росписях и иконах все больше проявлялось влияние зап. искусства, которое было обусловлено торговыми связями с Венецией и городами побережья Адриатического м. В это время Кастория по-прежнему входит в состав Охридской архиепископии, но с 1532 г. становится митрополией. На архиерейском Соборе Охридской архиепископии в 1529 г. не присутствовали Касторийский епископ и 7 др. епархиальных архиереев, что, по мнению Снегарова, могло быть связано с конфликтом грекоязычных и славяноязычных иерархов ( Снегаров. 1932. С. 26-27). Из послания Александрийского патриарха Иоакима I к Охридскому архиеп. Прохору (ок. 1530, сохр. в слав. переводе) известно, что Касторийский архиерей вместе со своими сторонниками «смущал Церковь» (Охридскую архиепископию). В архиерейском Соборе 1532 г. приняли участие все иерархи, кроме Касторийского.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Имп. Никифор II Фока подарил новоустроенной обители главы свт. Василия Великого и мч. Александра Пиднского, имп. Василий II Болгаробойца и Константин VIII - главы прп. Михаила, еп. Синадского, и мч. Евстратия, левую руку свт. Иоанна Златоуста, имп. Константин IX Мономах - главы мц. Минодоры и прп. Феодора Освященного вместе с частью главы вмч. Феодора Стратилата. В XIX в. архим. Вениамин Лавриот, занимавший должность эконома подворья В. Л. в Молдавии, выкупил у местного тур. паши главу сщмч. Григория, просветителя Вел. Армении. Крест прп. Афанасия Афонского. Фотография. Кон. ХХ в. Крест прп. Афанасия Афонского. Фотография. Кон. ХХ в. В В. Л. также хранятся часть главы св. Иоанна Предтечи, часть руки свт. Нектария Эгинского, частицы мощей вмч. Меркурия, вмч. Прокопия, вмч. Артемия, ап. Андрея Первозванного, ап. Луки, первомч. Стефана, сщмч. Игнатия Богоносца, прп. Ефрема Сирина, свт. Иоанна Милостивого, сщмч. Антипы, мч. Кирика, вмч. Никиты, сщмч. Елевферия, прав. Иоанна Русского, сщмч. Фоки, вмч. Пантелеимона, равноап. Константина и Елены, прп. Андроника, прп. Сампсона Странноприимца, сщмч. Харлампия, бессребреников Космы и Дамиана, вмч. Евстафия, мч. Акиндина, вмч. Мины, сщмч. Ермолая, мч. Иакинфа, прмч. Стефана Нового, свт. Андрея, архиеп. Критского, прп. Даниила Столпника, первомц. Феклы, мучениц Нимфодоры, Иулитты, Параскевы, Фотинии, Анастасии и др. Из мощей афонских подвижников в В. Л. находятся мощи прп. Иоанна Кукузеля (целиком), прп. Акакия Нового Кавсокаливита (за исключением главы), главы преподобных Григория Доместика, Нила Мироточивого, Никодима Святогорца и др. В параклисе прп. Афанасия хранятся железные посох и наперсный крест святого, к-рый подвешивался на шею при помощи железного обруча. Внутри креста мощи мн. святых и воскомастика. В «Сказании о Св. Афонской Горе» (1560), в числе составителей к-рого был Феофан, экклисиарх В. Л., упоминаются честные власы Господа Иисуса Христа, Его пелены, млеко Пресв. Богородицы, кровь Иоанна Предтечи и др. (Сказание игум. Иоакима. С. 9). В монастырских записях упоминаются мощи, подаренные впосл. в благодарность за милостыню, нек-рые из них, возможно, были возвращены мон-рю: часть руки ап. Луки, частицы мощей прп. Луки Элладского, мц. Иулитты, 40 Севастийских мучеников, власы Пресв. Богородицы, части от даров волхвов, миро от мощей вмч. Димитрия ( Григорович-Барский. Второе посещение. С. 9-36).

http://pravenc.ru/text/Великую ...

Древнейшими церковными сооружениями в К-поле, построенными в честь Г., являются мон-рь Ксирокерк, или Ксилокерк (упом. с 518), и ц. во имя вмч. Георгия в квартале Иерон, построенная, согласно Псевдо-Кодину, имп. Константином I Великим (Πτρια Κωνσταντινουπλεως. 3. N 177-178. P. 270-271). Даже если считать данное известие недостоверным, важно, что в XIV в., когда составлялось это описание построек К-поля, ц. во имя вмч. Георгия в Иероне воспринималась как очень древняя. В К-поле известны др. храмы, освященные во имя Г.,- в кварталах Контария (время постройки неизвестно), Кипариссия (реконструирован в IX в., сохр. после падения К-поля (1453), сгорел в 1782 и был восстановлен патриархом К-польским Константином II в 1833), Сики (впервые упом. в 1303 в хрисовуле имп. Андроника II Палеолога, вероятно, построен латинянами), а также мон-ри вмч. Георгия «ту Препозиту» (кон. VIII в.) и построенный имп. Константином IX Мономахом (1042-1055) в Манганах (там хранилась верхняя часть главы святого). Обитель играла важную роль в церковной жизни столицы до падения К-поля. Ее игумен в XIV в. имел сан архимандрита и протосинкелла, на заседаниях церковных Соборов занимал 2-е место после игумена Студийского мон-ря. В 1204-1261 гг. мон-рь находился в руках латинян. При турках мон-рь был занят дервишами, а затем разобран и строительный материал был использован при постройке дворца Мехмеда II (1467). Вмч. Георгий. Мозаичная икона. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ксенофонт) Вмч. Георгий. Мозаичная икона. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ксенофонт) Г. посвящен ряд Похвальных слов визант. писателей: Аркадия, архиеп. Кипрского (BHG, N 684), свт. Андрея Критского (BHG, N 681-682), Феодора Квестора (BHG, N 684d), Иоанна, митр. Евхаитского (BHG, N 685-686), Григория II (Георгия) Кипрского, патриарха К-польского (BHG, N 683), Константина Акрополита (BHG, N 684а), Антония, еп. Ларисского (BHG, N 684b), Нила, архиеп. Родосского (BHG, N 684n), и др., а также стихи Феодора Продрома (BHG, N 691у). В К-поле 23 апр. служба великомученику совершалась в ц. во имя вмч. Георгия в Девтероне, ей предшествовал крестный ход из храма Св. Софии на Форум, о чем говорится в Типиконе Великой ц. X в. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 270) и Синаксаре К-польской ц. Х в. (SynCP. Col. 626). В календарях палестинского происхождения 3 нояб. отмечается также праздник освящения ц. во имя вмч. Георгия в Лидде ( Garitte. Р. 102), к-рый получил повсеместное распространение в Византии с введением Иерусалимского устава.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Ефрема Св. слово о страстях Христовых. Март. 31. О женах. Авг. 29. Сент. 30. Житие христианское. Авг. 27. Житие Пресв. Богородицы. Авг. 15. Жития Святых: – Аверкия Епископа Иерапольского. Окт. 22. – Авива мучен. Нояб. 15. – Авксентия Архиеп. Февр.17. – Авксентия мученика. Декабр. 13. – Авксентия Преп.Февр.14. – Авраамия Еписк. Аравийского муч. Февр. 5. – Авраамия Преп. Архимандр. Ростовского. Октября 29. – Авраамия Преп. Городецкого. Июл. 20. – Авраамия Преп. Смоленского. Авг. 21. – Авраамия затворника. Октября 29. – Авфония муч. Ноября 2. – Агапия муч. Сент. 20. – Агапита Киевопечерского инока и врача. Мая 3. – Агафии мученицы. Февр. 5. Июл. 29. Апр. 16. – Агафоника муч. Окт. 13. – Агафопода муч. Апр. 5. – Аглаиды муч. Дек. 19. – Агриколая Святого; слово о нем. Марта 13. – Адриана муч. Авг. 26. – Аифала муч. Нояб. 3. – Акакия пресв. Нояб. 9. Житие Акакия Митр. Мелетийск. Апр. 17. – Акепсимы Еписк. муч. Ноября 3. – Акиндина муч. Ноябр. 2. – Александра Невск. Вел. Кн. Фев. 29. Нояб. 23. – Александра пресвитера муч. Март. 15. – Александра муч. Мая 13. – Александра муч. Июл. 9. – Александра Преп. Каргопольского. Апр. 20. – Александра Преп. Свирского. Авг. 30. – Александра Преп. игумена Куштского. Июн. 9. – Александра Преп. Февр. 19. – Алексия Митр. Киевск. И Московского. Окт. 5. Февр. 12. Мая 20. – Алексия человека Божия. Марта 17. – Амфиана муч. Мая 2. – Амфилохия Еписк. Иконийского. Ноября 23. – Анагноста муч. Окт. 25. – Анагноста исповедника. Апр. 5. – Анании Апостола. Окт. 1. – Анастасии великомучен. Дек. 22. – Анастасии Римляныни муч. Окт. 29. – Анастасии Преподобной. Марта 10. – Адриана муч. Авг. 26. – Анатолия муч. Ноябр. 20. – Андрея Ап. Первозванного. Ноября 30. Житие Андрея Архиеп. Критского. – Июля 4. – Андрея (Стратилата) великомуч. Авг. 19. – Андрея юродивого Цареград. Окт. 2. Апр. 30. – Андроника муч. Окт. 12. – Андроника и Афанасии Преп. Окт. 9. – Анекта муч. Март. 10. – Анемподиста мученика. Ноября 2. – Анина Препод. Март. 18. – Анны Праведныя, матери Пресв. Богород. Септ. 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

23. Св. Аристоклея пресвитера и дружины (Вас., но у нас 20). Св. муч. Агриппины ( сказ. Вас. нет). Св. муч. Евстохия и иже с ним ( Вас. довольно распространено). Не найдено в обеих редакциях священномуч. Силвана и дружины, что в Вас. со сказ. 24. Рождество св. Иоанна Предтечи ( сказ. особ. краткое. Оно же в печ. Вас. другое). Св. муч. Ареста (Орентия) и присные братия (особое сказ. Оно же в печ. Вас. короче). Во 2 ред. св. Иоанна Крестителя ( особ. более простран. сказ.). 25. Св. муч. Февронии ( основа Вас.). Память избавления от срачин. Во 2 ред. 724 св. муч. Орентия и дружины (1 ред. 24 тоже). 26. Пр. о. н. Давида селунского (Вас. 27). Пр. о. н. Иоанна, еп. готфского (Вас. – ). Св. ап. Руфа. Св. муч. Ферапонта и Марка и Маркии. 27. Св. о. н. чудатворца Сампсона (Вас.) Св. о. н. Кирилла, архиеп. алекс. (Вас., но у нас 9 июня). Во 2 ред. о Мартине туровском слово. 28. Свв. мучч. Кира и Иоанна (Вас.). Пр. о. н. Павла врача. Св. Агафодора и Агафоника. Св. муч. Иосифа и иже с ним. Во 2 ред. пр. Павла врача ( сказ. Оно же в Печ. Вас. нет). 29. Свв. апп. Петра и Павла ( особое сказ. Вас. другое). Во 2 ред. Петра и Павла ( более распростр. сказ.). 30. Собор 12 апостол (Вас. с разностию в порядке апостолов). Во 2 ред. 12 апостолов ( особое сказание). Июль. 1. Свв. чудотворцев Космы и Дамиана (Вас. – ). Пр. о. н. Петра, лежащего в Евандре (Вас.). 2. Положение ризы Пресв. Богородицы (Вас. с прибавлением в конце). Св. муч. Коинта (Вас. – Иакинфа). Св. о. н. Иувеналия, архиеп. иерус. (Вас. +). 3. Св. муч. Иакинфа (Вас.). Пр. о. н. Анатолия, архиеп. конст. (Вас. +). Свв. мучч. Феодота и Феодотии (Вас.). Свв. мучч. Диомида и Евлампия, Асклипиодота и Голендухи. Св. муч. Еразма. 4. Пр. о. н. Андрея, еп. критского (Вас. имя же). Св. Феодора киринейсного (Вас.). Во 2 ред. свв. мучч. Феодота и Феодотии (Вас. и 1 ред. 4). 5. Пр. о. н. Лампада в Иринополи. Пр. Марфы, матери Симеона дивногорца (Вас. конец другой). Св. муч. Чистые (т. е. Агны Вас.). Св. муч. Киприллы (Вас.). Св. муч. Василия и иже с ним 70 пострадавших в Скифополи. Св. муч. Стефана в Ригии калаврийстей лежащего.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

е. в 3-е воскресенье по Пасхе (                   - из синаксаря Жен-мироносиц недели - см.: Триодь Цветная. Л. 69 об.). Н. упоминается в одном тропаре канона утрени авторства Андрея , архиеп. Критского 2-го гласа, ирмос:    -                      (Там же. Л. 67 об.). В течение последующей седмицы в среду и пятницу на стиховне вечерни поется стихира авторства прп. Феофана Начертанного (Грапта), взятая из богослужебного последования Великой субботы , в к-рой говорится о погребении Христа Иосифом и Н.:                      (Там же. Л. 83 об., 90; также см.: Триодь Постная. Ч. 2. Л. 464). Н. упоминается и в др. песнопениях Великой субботы в связи с погребением Спасителя, в котором Н. принимал непосредственное участие (см.: Ин 19. 38-42): в каноне авторства Симеона Логофета 6-го гласа, ирмос:       который назначается на повечерии (см.: Триодь Постная. Ч. 2. Л. 464 об.- 467), и в похвалах на утрени (см.: Там же. Л. 467 об.- 480). В этих богослужебных текстах изображается, как Н. вместе с Иосифом горько плачут над умершим Спасителем, снимают Его Тело с Креста, совершают над ним погребальные обряды - умащают миром, оплакивают и полагают во гроб:                                        (см.: Там же. Л. 465),                          (Там же. Л. 466 об.),                  (Там же. Л. 474 об.),                          (Там же. Л. 475),            (Там же. Л. 478). Согласно совр. Лекционарию, евангельские отрывки с участием Н. читаются за богослужением в следующие дни: Ин 3. 1-15 (зачало 8) - на Божественной литургии в четверг Светлой седмицы, Ин 3. 13-17 (зачало 9) - в Неделю перед Крестовоздвижением, Ин 3. 16-21 (зачало 10) - во вторник 2-й седмицы по Пасхе, Ин 19. 25-37 (зачало 61) - на утрене Великой пятницы в качестве 9-го Страстного Евангелия в Последовании святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа (в чине 12 Страстных Евангелий), отрывок Ин 19. 31-37 - на вечерне в Великую пятницу в составе чтения, которое формируется из повествований о распятии и погребении Спасителя, взятых из разных Евангелий (от Матфея, от Луки и от Иоанна).

http://pravenc.ru/text/2565550.html

Н. и события Быт 6. 1 - 9. 29 встречаются и в гимнографии др. дней церковного года. Так, напр., в Великом покаянном каноне прп. Андрея , архиеп. Критского, в 3-й песни используется образ потопа, к-рый истребил развратившихся людей:                       (Триодь Постная. Ч. 1. Л. 101 об.); образ потопа и ковчега присутствует также во 2-й песни: человек своими грехами прогневляет Бога -                , причем эти грехи настолько многочисленны, что человек в них «утопает» -                    , и остается без всякой надежды на спасение -       (см.: Там же. Л. 112 об.). В этом же каноне в 3-й песни упоминается постыдный поступок Хама:                     (Там же. Л. 101 об.). По рукописям известен кондак прп. Романа Сладкопевца , в основе к-рого лежит библейский рассказ о Н. и потопе (Быт 6. 1 - 9. 29): он назначался на 2-е воскресенье Великого поста (вероятно, в доиконоборческом визант. богослужении Н. и события, с ним связанные, вспоминались в этот день); плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, состоит из 2 проимиев и 20 икосов, имеет акростих Ανος κα οτος Ρωμανο (И этот рассказ - [творение] Романа), нач. 1-го проимия: Επ Νε τν μαρταν κατκλυσας (При Ное грех потопил) (см.: Romanos le M é lode. Hymnes//SC. 99. P. 102-126); также см.: Амфилохий. Кондакарий. С. 56 (доп. паг.)). В совр. богослужении библейское повествование о Н. (Быт 6. 1 - 9. 29) читается в Великий пост на вечернях в будни: с пятницы 2-й седмицы и по среду 4-й седмицы включительно. Е. В. Макаров Иконография Изображения Н. известны с раннехрист. времени в разных видах искусства, наиболее древние из сохранившихся находятся на монетах г. Апамея-Кибот (Фригия), датированных 193-253 гг. ( Contessa, Fontana. 2007. P. 86). На них Н. и его жена представлены дважды: в ковчеге (прямоугольной формы в соответствии с описанием в кн. Бытие), на к-ром сидит ворон (Быт 8. 7) и к к-рому летит голубка с оливковой ветвью (Быт 8. 11); стоящими на суше, вероятно вознося благодарственную молитву (Быт 8. 20). Появление ветхозаветного сюжета на монетах объясняется тем, что город, в к-ром заметную роль играла иудейская община, считался местом, где ковчег остановился после потопа.

http://pravenc.ru/text/Ной.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010