Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Слово на исход души и на Второе Пришествие//Святоотеческая христоматия (sic!) с биографическими сведениями о св. отцах - проповедниках Вселенской Церкви и с указанием отличительных черт проповедничества каждого из них (Пособие к изучению истории христианской церковной проповеди)/Сост. М. А. Поторжинский. Киев, 1911. С. 275-276.- Сост. См.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 135.- Сост. Ср.: Канон на исход души. Песнь 1, тропарь 1. См. ниже: Приложение, с. 231-238.- Сост. См.: Канон на исход души. Песнь 6, тропарь 1. Ср.: Канон на исход души. Песнь 7, тропарь 1. Кондак по 6-й песни канона, творение прп. Андрея Критского.- Сост. Ср. с увещанием пред исповедью: " Пришел еси во врачебницу " . Канон на исход души. По 6-й песни икос.- Сост. Сост. по изд.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 136-137.- Сост. См. ниже: Приложение.- Сост. Здесь и далее до конца главы приводятся цитаты из " Канона на разлучение души… " .- Сост. Часть 2. Когда смерть уже наступила При разлучении души нашей с телом " ...предстанут пред нами с одной стороны воинства и Силы небесные, с другой - власти тьмы, злые миродержители, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел... Узрев их, душа возмутится, содрогнется, вострепещет и в смятении и в ужасе будет искать себе защиты у Ангелов Божиих; но и будучи принята святыми Ангелами, и под кровом их протекая воздушное пространство и вознесясь на высоту, она встретит различные мытарства [как бы некоторые заставы или таможни, на которых взыскиваются пошлины], кои будут преграждать ей путь в Царствие, будут останавливать и удерживать ее стремление к оному " [ 1 ]. Молчат уста умирающего, но Церковь от его лица изображает всю немощь грешника, готового покинуть мир, и поручает его Пречистой Деве, помощь Которой призывается в молитвах. Может быть, умирающий уже не слышит молитвословий, но, как при крещении младенца отсутствие у него сознания не умаляет благодатного действия Таинства, так и затухание сознания не препятствует спасению отходящей души по вере и молитве близких, собравшихся у его смертного одра.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2157...

лобзания Ми не дал еси... маслом главы Моея не помазал еси» ( Лк.7:44–46 ). Как же должна была возмутиться гордость его при виде Спасителя, предпочитавшего покаяние грешницы этой мнимой праведности и дозволявшего жене не только прикасаться к Нему, но и лобызать ноги Его и отирать их власами! Теперь она перешла в нем в совершенное неверие: «Сей аще был Пророк, видел бы кто и какова жена прикасается Ему, яко грешница есть» ( Лк.7:39 ): вот умозаключение неверия и жестокосердия! Вместо того чтобы радоваться обращению грешницы и сколько можно способствовать ему, лукавое сердце фарисея завиствует дарам благости Божией, явленным ей; нравственное улучшение грешницы возбуждает в нем только подозрительность и негодование; для него было бы приятнее, если бы Господь отверг ее от Себя и оставил коснеть по-прежнему в тине греха, – потому что сердце фарисея совершенно чуждо было той ангельской любви, которая радуется о грешнике кающемся ( Лк.15:7 ) и которая, по слову апостола, «милосердствует, не завидит... не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине... вся любит, вся терпит» ( 1Кор.13:4–5 ). Библиографический указатель к 36–50 ст. 7-й гл. евангелия от Луки 1) Св. Григорий Двоеслов . О достоподражаемом покаянии Марии Магдалины. Беседы в перев. архим. Климента. 2) Анатолий, архиеп. Могилевский. Беседа на Еванг. Лк. 7:36–50 . «Воскресное чтение», 1820. 3) Арсений, митр. Киевский. Беседа на евангельское повествование об обеде в доме фарисея. Слова и Беседы. 4) Епископа Феофана. Мысли на 36–39 ст. Мысли на каждый день года по церковным чтениям. 5) Прот. Нечаев. Уроки покаяния, заимствованные из Еванг. в Великом каноне святого Андрея Критского . Симон-фарисей и блудница. «Душеполезное чтение», 1881. 6) Иисус Христос в гостях у Симона-фарисея. «Домашняя беседа», 1876. 7) Суд Божий и суд человеческий. «Православный собеседник», 1858. 8) Мария Магдалина. «Воскресное чтение», 1833. 9) На ст. 50. «Воскресное чтение», 1812. 10) Арх. Евстафий. Заметка о жене, помазавшей ноги Спасителя миром ( Лк.7:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Многих пугает строгость Церковного устава: в Великий пост рыбу можно вкушать лишь в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и Вход Господень в Иерусалим. Но, как говорил авва Исаия , утончающий себя воздержанием приближается к здоровью. И не только физическому, Владыко. Уже в первые четыре дня поста за великим повечерием в церквях читается Великий покаянный канон святого Андрея Критского , который еще называют покаянным плачем... «С чего я начну оплакивать окаянные дела моей жизни? Какое начало положу я, Христе, нынешнему рыданию?» – этими вопросами начинается канон, обращаясь к нашему внутреннему человеку. Вся Священная история будто проходит пред нами, весь Ветхий Завет предстает как школа покаяния, и понимаешь, что грех – это отказ от жизни для Бога и по Богу. Только с осуждения себя начинается внутреннее, духовное возрождение. Когда авву Нитрийской горы спросили, какое делание есть самое высочайшее в его подвижнической жизни, он ответил: «Постоянное самоукорение». Которому сильно мешает наша гордыня... Да, человек гордый всегда превозносит себя и винит окружающих во всех своих бедах и неудачах. Он не может любить, быть благодарным. Словно червь точит душу и тело, вызывая томление, тоску, досаду. Правда, если чувства эти возникают от мук совести, значит, человек еще духовно жив. Но самое страшное состояние наступает, когда мы уже совсем не видим своих грехов, во всем оправдываем себя, не осознавая падения. Это духовная смерть. Такие люди на исповеди обычно говорят: «Каяться мне не в чем», «Я никого не убил», «Живу, как все живут». Каменное выражение лица, каменное сердце... И чем выше духовная жизнь, тем более явственно открывается картина падения, тем больше человек осознает свою удаленность от Бога и тем глубже его покаяние. В Священном Писании говорится, что таинство Покаяния – великая Божия милость к нам, грешным, без которой не смог бы спастись ни один человек. Итак, чем глубже будет у нас чувство нашей греховности, тем пламеннее будет покаяние, тем скорее услышит Господь молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

О большой ее популярности и глубоком влиянии на духовную жизнь свидетельствует стихотворение Пушкина " Отцы пустынники и жены непорочны... " . Это была любимая молитва поэта, он глубоко умилялся, слушая как священник читает ее в церкви. А ведь Пушкин не был особенно религиозным человеком. Поэтому русский верующий будет чрезвычайно удивлен (и даже не поверит), узнав, что молитва эта фактически неизвестна огромному большинству греческого церковного народа, что в греческих церквах во время Великого Поста ее не слышно. Во избежание возможного недоразумения, я должен объясниться. Конечно, молитва эта существует в греческих богослужебных книгах, как и в русских; ее не пропускают, она хорошо известна духовенству и литургистам, но ввиду того, что она, согласно предписаний древних типиконов, читается священником тихо, " тайно " , народ совершенно ее забыл, сохранив лишь сопровождающие ее земные поклоны, характерные для Великого Поста. Греческая практика читать молитву " Господи и Владыко... " " тайно " несомненно более древняя. Все типиконы, включая и русские, это предписывают (см., напр., в русском, существующем в настоящее время типиконе указание о начале Поста: " Внутренне творим " , или в других местах: " в уме " или " тайно " , молитву Ефрема Сирина " Господи и Владыко " ). Русская практика читать эту молитву громко является нововведением, восходящим к XV-мy или XVI-мy веку; однако она сохранила в религиозном сознании народа одну из наиболее прекрасных православных молитв, которая без этого могла быть забыта, ибо если " тайное " или " умное " чтение некоторых молитв может быть духовно полезным в монастырях, где монахи хорошо знают богослужение, то в приходах, особенно больших, оно может повести к забвению и тем самым к духовному обеднению. Нечто подобное можно сказать и о великом Каноне святого Андрея Критского. Очень популярный у русских и представляющий для них один из моментов, на которых сосредоточено покаянное настроение в Великом Посту, он проходит почти незамеченным у греков.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1590

Оба канона на исход души в случае отсутствия священника могут (и должны) быть прочитаны у одра умирающего мирянином, разумеется, с соответствующей заменой возгласов и опущением молитвы, предназначенных для чтения только от иерея. И кроме положенных в богослужебных книгах канонов близким умирающего дОлжно молиться об отходящем брате. Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Слово на исход души и на Второе Пришествие//Святоотеческая христоматия (sic!) с биографическими сведениями о св. отцах - проповедниках Вселенской Церкви и с указанием отличительных черт проповедничества каждого из них (Пособие к изучению истории христианской церковной проповеди)/Сост. М. А. Поторжинский. Киев, 1911. С. 275-276.- Сост. См.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 135.- Сост. Ср.: Канон на исход души. Песнь 1, тропарь 1. См. ниже: Приложение, с. 231-238.- Сост. См.: Канон на исход души. Песнь 6, тропарь 1. Ср.: Канон на исход души. Песнь 7, тропарь 1. Кондак по 6-й песни канона, творение прп. Андрея Критского.- Сост. Ср. с увещанием пред исповедью: " Пришел еси во врачебницу " . Канон на исход души. По 6-й песни икос.- Сост. Сост. по изд.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 136-137.- Сост. См. ниже: Приложение.- Сост. Здесь и далее до конца главы приводятся цитаты из " Канона на разлучение души… " .- Сост. Некоторые практические советы Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. (1 Сол. 4, 13-14) Если ваш родственник скончался дома, поспешите оправить его тело, чтобы оно лежало прямо. Если он умер, сидя в кресле или в полусидячем положении на постели, положите его на ровную поверхность - на кровать или на большой стол. Когда в дом христианина приходит смерть, волей-неволей человек вынужден сталкиваться не только с духовной ее стороной, но и с неизбежными организационными заботами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2157...

РГБ. Ф. 304/I. 180 - сборник-конволют, состоящий из 3 частей: 1) л. 1-103 об.- Слова св. Симеона Нового Богослова, переписаны П. Л. в 1443 г. (запись киноварью на л. 103 об.: «многогршни и послднего» (вариант прочтения: «послдн(ьни) поп(ь)) Пахомие въ л(то) 6951»); 2) л. 104-355 об.- Поучения аввы Дорофея и историческая Палея, переписаны П. Л. в 1445 г. (запись киноварью на л. 355 об. рукой П.: «въ лто 6953 круг лун(ы) 17»); 3) л. 356-425 об.- Слова свт. Иоанна Златоуста, Григория Цамблака, архиеп. Андрея Критского, Житие пророка Илии и др., переписаны в 1445 г. или чуть позже. Первые 2 части были известны как автографы П. Л. с XIX в. (см.: Ключевский. 1871. C. 119-120). Клосс полагает, что 3-я часть также переписана П. Л. ( Клосс. 1998. Т. 1. С. 170-171; ср.: 2016. С. 41-42). РГБ. Ф. 304/I. 116 - сборник (Апостол толковый с прибавлениями), создан в 1443-1445 гг. 10 писцами, причем П. Л. написаны л. 1-178 (на л. 167 приписка киноварью: «мо(на)х Пахомио. Конецъ данием с(ве)тихь ап(о)с(то)лъ и тлъкованиом»), а также л. 424-439 об. (Служба святым князьям Борису и Глебу) ( Соболева. 1979. С. 11; Клосс. 1998. Т. 1. С. 172-173). Утверждение Соболевой, что П. Л. переписал и др. сочинения 2-й части рукописи, включая Службу прп. Сергию Радонежскому, ошибочно. РГБ. Ф. 304/I. 763 - сборник, составлен в Троицком мон-ре; включает Житие прп. Никона Радонежского (л. 407-414 об.), к-рое, согласно Клоссу, переписано П. Л. и представляет собой оригинал Особой редакции ( Клосс. 1998. Т. 1. С. 238) (по классификации Н. В. Пак, Второй Пахомиевской редакции). По мнению Клосса, рукопись является конволютом, объединившим части 40-60-х гг. XV в.; Житие прп. Никона Радонежского переписано в 50-х гг. XV в. (Там же. С. 176-177, 238). РГБ. Ф. 173/I. 23 - сборник-конволют, содержащий 2 разновременные части. Первая - Толковая Псалтирь св. Афанасия Александрийского (л. I + 1-225 + I) - переписана П. Л. в 1458/59 г. (запись киноварью на л. 225 об.: «Съписана быс(ть) сия б(о)ж(е)ственая книга Пс(а)лми Д(а)в(и)д(о)ви повелнием Сергиа старца Сергиева монастыра казначии рукою послдняго вь с(ве)щ(е)ноиноцхъ таха иермонаха Пахомия Сербина вь лт(о) 6967»). Известна как автограф П. уже в XIX в. (см.: Ключевский. 1871. C. 119-120).

http://pravenc.ru/text/2579870.html

Св. Андрея, архиеп. Критского (см.: Андрей Налива). Озими в наливах, а греча в исходе, т. е. на выходе; или: и рубахи нет, а овес до половины дорос; 5. Прп. Афанасия Афонского (см.: Афанасьев день). Если в этот день вечером играет месяц, то обещает хороший урожай; 6. Мч. Ермия (см.: Сысоев день). Всякий Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать и когда в скирды убирать. Полагают, что в этот день непременно нужно окончить посев; 8. Явление образа Пресвятой Богородицы Казанской и вмч. Прокопия (см.: Прокопьев день). Казанская. Прокофья Жатвеника (зажинают рожь); Празднование Ярославской иконы Божией Матери. Кирская икона Божией Матери. 11. Мц. Евфимии. Афимьи Стожарницы (см.: Ефимия Стожарница); 12. Мч. Прокла. Проклы – великие росы; 15. Св. мчч. Кирика и Иулитты. Не жни на Кирика и Улиты – маньяки (видения) увидишь; 16. Сщмч. Афиногена. Финогена Володки. В этот день, когда начинают жать, оставляют на ниве несколько колосьев на корню, и этот несжатый клочок называется «володка на бородку». На Афиногена пташки задумываются; 19. Прп. Макрины. Макрида мокра – и осень мокра. Смотри осень по Макриде; 20. Славного прор. Илии. Илья зажинает, лето кончает; первый сноп – первый осенний праздник. Петр с колоском, Илья с колобком (круглым хлебцем из новой ржи; колоб – шар, ком). Новая новина на Ильин день. Сеять на Ильинской поляне. На Илью лето до обеда, осень после обеда. До Ильи тучи по ветру, после Ильи против ветру. Придет Илья – принесет гнилья (дождей). Ильинским дождем умываются от призора, окачиваются. До Ильи и под кустом сушит, а после Ильи и на кусту не сохнет. На Ильин день дождь – мало пожаров, ведро – много. Илья грозы держит, на огненной колеснице ездит. Вознесенье с дождем, Илья с грозой, потому скот не выгоняют на поле. На Ильин день где-нибудь да загорается от грозы. На Ильин день перегоняют пчел, подчищают улья, подрезывают первые соты, которые, впрочем, не в корысть; оттого говорят: богат как Ильинский сот (беден). Муха до Ильи кусается, а после запасается.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Филофеевская» ставротека. XII в. (ГММК) «Филофеевская» ставротека. XII в. (ГММК) Песнопения, посвященные реликвии Честного Древа К., сконцентрированы в чинопоследованиях важнейших праздников в честь К., прежде всего Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (14 сент.). Сюда же относятся праздник Происхождения честных древ Честного и Животворящего Креста (1 авг.) и Крестопоклонная неделя: в древности в эти дни подлинная часть Животворящего Древа К. выносилась из хранилища для всенародного поклонения. Мн. песнопения в честь К. принадлежат перу выдающихся церковных песнописцев: Романа Сладкопевца ( кондак Крестопоклонной недели), Иоанна Дамаскина (воскресные и крестовоскресные каноны Октоиха), Космы Маюмского (канон на Крестовоздвижение, канон Великой пятницы, воскресные и крестовоскресные каноны Октоиха), Андрея , архиеп. Критского (самогласные стихиры, канон на Крестовоздвижение и его предпразднство), Германа I К-польского (канон на Крестовоздвижение), Феодора Студита (канон Крестопоклонной недели), Киприана (самогласен на Крестовоздвижение), Феофана Начертанного (канон на Происхождение честных древ, 1 авг., самогласен на Крестовоздвижение), Георгия Никомидийского (каноны на предпразднство Крестовоздвижения и на Происхождение честных древ), Иосифа Песнописца (канон на предпразднство Крестовоздвижения (13 сент.), каноны Октоиха для среды и пятницы), императора Льва VI Мудрого ( крестобогородичны , самогласен на Крестовоздвижение) (см. совр. богослужебные книги; нек-рые песнопения известны только по рукописям - см.: Ταμεον. Σ. 43, 44, 257-259, 260; AHG. T. 1. P. 251-262). Песнописцы затрагивают мн. темы, связанные с почитанием, символикой и богословским осмыслением К. Одной из основных тем является противопоставление райского древа познания добра и зла и К.: первое принесло в мир смерть, второй - жизнь:                              (Минея (МП). Сент. С. 421);                      (Октоих. Ч. 1. С. 417);                        (Там же. Ч. 2. С. 538). Аналогия иногда доходит до того, что распятый Христос сопоставляется с плодами:                       (Там же. Ч. 1. С. 517), а события распятия Спасителя образно сравниваются с выращиванием дерева:                                            (Там же. Ч. 2. С. 190).

http://pravenc.ru/text/2459015.html

Что Ты – Сияние Отца» 66 Несмотря на сдержанное отношение церковной власти к справе богослужебных книг, труды некоторых переводчиков вышли из печатного станка в частном порядке. Прежде всего, надо указать на появление в духовных журналах в первой половине XIX в. русских переводов канонов, наиболее трудных для понимания в их церковнославянской оболочке. Инициатива возникла в С.– Петербургской духовной академии и принадлежала архиеп. Херсонскому Иннокентию (Борисову) († 1837), занимавшему в 1825–1830 гг. должность инспектора академии. Он вдохновил бакалавра греческого языка Михаила Измайловича Богословского 67 , впоследствии протопресвитера Большого Московского Успенского собора и члена Московской синодальной конторы. Богословскому принадлежат переводы праздничных канонов на русский язык, появившиеся на страницах «Христианского чтения» в 1831–1837 гг.: св. Андрея Критского Великий канон 68 , св. Космы Маиюмского каноны, на Воздвижение 69 , на Рождество Христово 70 , на Богоявление 71 , на Сретение 72 , в неделю Цветоносия 73 , в Великий Четверг 74 , Трипеснец утрени Великого Пятка 75 , в Великую Субботу 76 , на Успение 77 , Преп. Иоанна Дамаскина каноны: на Рождество Христово 78 , на Богоявление 79 , на Пятидесятницу 80 , на Успение 81 . Богословский перевел еще канон Феофана, митр. Никейского, на Благовещение 82 и антифоны – степенны всех 8 гласов 83 . Вместе с Богословским трудился и бакалавр греческого языка и патристики Иоанн Дмитриевич Колоколов 84 , впоследствии настоятель Исаакиевского собора. Ему принадлежат переводы канонов преп. Иоанна Дамаскина на Св. Пасху 85 и Преображение 86 . Лет через 20 труд перевода Богословского и Колоколова был повторен профессором греческого языка той же академии Евграфом Ивановичем Ловягиным 87 . Не без затруднений преодолев многие препятствия, исключительно при поддержке митр. Петербургского Никанора и на его средства, он опубликовал свой труд «Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках в 3 книгах». СПб., 1855–1856 88 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/pro...

Андрея, но углубляясь в изучение избранного предмета, познакомит нас с внутренним характером его поэзии. В этом отношении было бы интересно узнать от автора, действительно ли каноны Андрея Критского представляют собою поэтические произведения в истинном смысле. Если св. Андрей был поэтом, то к какой форме нужно отнести его поэтические труды – преобладает ли в них лирический или объективный элемент. Далее автору следовало бы выяснить, насколько естественны и самобытны образы, которыми пользуется песнописец, насколько часто они повторяются, не стереотипны ли они, не представляют ли собою общих мест, свойственных и другим поэтам этого времени. Сила и глубина чувства – это едва ли не главное в поэте. Поэтому для читателя важно знать, насколько высоко стоят творения св. Андрея в этом отношении. Наконец, необходимо выяснить, насколько правдоподобны и психологически естественны изображаемые песнописцем внешние события и душевное состояние лиц, воспеваемых им. Полной может быть только сравнительная характеристика. Поэтому исследователь песнопений св. Андрея должен указать их место в истории греческой церковной поэзии, т. е. выяснить читателю, в каком отношении поэтические —425— формы канонов св. Андрея стоят к древнему стихосложению и поэзии и чтò есть в них общего и индивидуального сравнительно с песнопениями других церковных поэтов. Ничего этого читатель не найдет в статье г. Рождественского. Вместо этого он может прочесть в ней краткую биографию св. Андрея Критского и изложение мыслей, заключающихся в его канонах, по трем рубрикам: мысли богословские, мысли покаянные и торжественно-хвалебные. Изложение догматических идей, выделенных из канонов св. Андрея, могло бы, конечно, отчасти характеризовать его, как поэта, если бы оно было сделано под известным углом зрения, т. е. важно было бы выяснить, насколько изложение догматических истин совместимо с поэтическим характером канонов. Не всякая тема поддается поэтической обработке. От Григория Богослова осталось стихотворное перечисление св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010