Порфирий Петрович Мироносицкий (10.01.1867–01.03.1932) Воспоминания Литургика Патрология Педагогика Церковное пение Порфирий Петрович Мироносицкий Магистр богословия, преподаватель, церковный композитор, литургист. Биография Родился в селе Мордовском Качиме Городищенского уезда Пензенской губернии (ныне Сосновоборский район Пензенской области) в семье священника. В 1881 году окончил Пензенское духовное училище первым учеником, 1887 году - Пензенскую духовную семинарию, в 1891 году - Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1891 года работал учителем в начальной школе села Русского Качима, при содействии отца и младшего брата построил на кладбище новую школу, в которой использовал усовершенствованную методику преподавания и воспитания. 29 мая 1894 года защитил ученую степень магистра богословия по теме диссертации: " Афинагор - христианский апологет II века " . С 27 декабря того же года причислен сверхштатным сотрудником к канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода. С 1 января 1896 года - помощник редактора журнала " Народное образование " . Работал в Комиссии по исправлению богослужебных переводов при Синоде, под началом архиепископа Сергия (Страгородского). С 25 марта 1897 года - сверхштатный сотрудник, а с 14 января 1913 года - постоянный член Училищного Совета при Святейшем Синоде. Являлся преподавателем Свято-Владимирской церковно-учительской женской школы. В 1914-1915 годах был редактором газеты " Приходской листок " (вместе с М.А Остроумовым). С 14 мая 1918 по ноябрь 1919 года работал в Театральном отделе Наркомпроса. 2 января 1920 года утверждён преподавателем церковного пения, с 27 июля того же года - профессор гимнологии и церковно-славянского языка в Петроградском Богословском институте. Преподавал церковное пение и церковнославянский язык на богословских курсах второго благочиннического округа. С 22 апреля 1922 года - преподаватель в классах пения на богословских курсах для взрослых при церкви св. Андрея, архиеп. Критского бывшей экспедиции заготовления государственных бумаг. Участник Александро-Невского братства. С 1925 года - преподаватель греческого и церковно-славянского языков и церковного пения на Высших Богословских курсах. С начала 1930-х годов - преподаватель русского языка Ленинградского политехникума путей сообщения. Арестован 17 февраля 1932 года. Содержался в следственном изоляторе одной из тюрем Ленинграда. Скончался 1 марта 1932 года от сердечной недостаточности (от сердечного приступа во время допроса). Похоронен на Новодевичьем кладбище. Порфирий Петрович Мироносицкий был великим тружеником и подвижником церковной школы, выдающимся педагогом и талантливым ученым. По его мнению, " церковная школа должна была соединить в себе добрые воспитательные начала древне-русской школы со строго научными данными современной педагогики " .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

25. Четверг 1-й седмицы. Свт. Тарасия, архиеп. Константинопольского. Подробное изложение порядка богослужения утрени и часов см. 22 февраля. Утреня. Особенности службы: к первому Троичному – окончание: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами святых апостол Твоих и святителя Николая, помилуй нас». Кафизмы 6-я, 7-я и 8-я. Трипеснец состоит из 4-й, 8-й и 9-й песней. Порядок пения канона при службе одного малого святого: 1-я песнь канона стихословится так же, как во вторник. 2-я песнь не стихословится. 3-я песнь стихословится так же, как в понедельник. 4-я песнь, вследствие наличия в ней двух трипеснцев, стихословится подобно 1-й песни в понедельник. Песни 5-я, 6-я, 7-я, 8-я, 9-я стихословятся так же, как в понедельник. По 3-й песни – седален свт. Тарасия, архиеп. Константинопольского, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Божественная скиния...». По 6-й песни – кондак свт. Тарасия, архиеп. Константинопольского, глас 3-й. (Мученичен Октоиха из приложения Триоди поется в составе седальнов по 1-м стихословии.) К светильну первое окончание: «…молитвами, Господи, апостол Твоих и святителя Николая, и спаси мя». На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Предстательнице всех…». Прочее – как в понедельник. Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й совершаются как в понедельник. На 1-м часе – кафизма 9-я; на 3-м часе – кафизма 10-я; на 6-м часе – кафизма 11-я; на 9-м часе – кафизма 12-я. На 6-м часе – 1-й прокимен, глас 1-й: «Внегда возвратит Господь…»; стих: «Рече безумен в сердце своем…». 2-й прокимен, глас 4-й: «Господи, кто обитает в жилищи Твоем?»; стих: «Ходяй без порока…». Подробное изложение порядка богослужения изобразительных и вечерни см. 22 февраля. На изобразительных порядок кондаков см. в понедельник, 22 февраля. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Триоди, глас 2-й – 3, и Минеи, глас 8-й – 3 (с 26 февраля, свт. Порфирия, архиеп. Газского). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Тя видящи...». Прокимен, глас 4-й: «Благословлю Господа, вразумившаго мя»; стих: «Сохрани мя, Господи…». После 1-й паримии прокимен, глас 4-й: «Сохрани мя, Господи, яко зеницу ока»; стих: «Услыши, Господи, правду мою». На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «На Кресте Тя яко узре…». Великое повечерие с каноном прп. Андрея Критского – по чину понедельника 1-й седмицы (см. 22 февраля). ← предыдущий день   следующий день → Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-10/

Архив Пн Фотовыставка «Ритмы веры» открылась в возрождаемом кафедральном Спасо-Преображенском соборе Твери 10 ноября 2021 г. 14:40 9 ноября 2021 года в восстанавливающемся кафедральном Спасо-Преображенском соборе города Твери состоялось открытие выставки фотографий «Ритмы веры», посвященной 750-летию образования Тверской епархии . Со словом к участникам мероприятия обратился митрополит Тверской и Кашинский Амвросий . За помощь в организации фотовыставки архипастырь вручил благодарственные грамоты члену Союза художников России, почетному члену Российской академии художеств Людмиле Юге и Союза дизайнеров России Николаю Погорелову. В экспозиции представлены работы фотографов и сотрудников пресс-службы Тверской епархии Евгения Комарова, Николая Савельева, диакона Евгения Некрасова, Алексея Видинеева и Константина Шнурова. У каждого из них свой взгляд на церковную фотографию. Авторы выставки Евгений Комаров и Николай Савельев поделились своим видением сюжетной, церковной фотографии и впечатлениями от выставки. Гости ознакомились с экспозицией. Во время выставки звучал «Канон покаянен» современного эстонского композитора Арво Пярта. «Канон покаянен» по праву считается одним из самых выдающихся и масштабных его произведений. Музыка была написана автором после прочтения «Покаянного канона» прп. Андрея Критского. На одну из стен собора проецировался видеоряд о храмах и священнослужителях Тверской епархии. Тридцать фотоснимков, представленных на экспозиции, рассказывают о современной жизни одной из древнейших епархий на Русской земле. Фотографии, размещенные в экспозиции, расскажут и о том, насколько события в жизни верующих людей связаны с богослужебным укладом Церкви. Несколько снимков посвящены кошкам, которые живут при храмах и монастырях. Выставку можно посетить с 10 по 14 ноября с 18.00 до 20.00. Пресс-служба Тверской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г. Поделитесь с друзьями

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Согласно визант. послеиконоборческим монастырским Типиконам IX-XI вв., богослужение Л. с. имеет уже практически тот же вид, что и в наши дни. По Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., содержащему самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, песнопения, посвященные воскрешению Лазаря, начинают звучать за богослужением начиная с утрени среды 6-й седмицы Великого поста, когда назначается соответствующий канон 2-го гласа; также с вечера среды до утрени пятницы поется цикл из 4 самогласных стихир 1-го гласа; на утрене пятницы назначается канон Лазарю 7-го гласа авторства гимнографа Германа. В пятницу на вечерне рядовая кафизма отменяется, на «Господи, воззвах» поется цикл из 3 самогласных стихир Л. с. 6-го гласа и 2 самогласна 8-го гласа; на утрене на «Бог Господь» поется отпустительный тропарь 1-го гласа     по кафизмах назначаются ипакои и седален Л. с.; по окончании уставного чтения после 2-й кафизмы поется      один раз; затем - Пс 50 и канон 1-го гласа авторства прп. Андрея , архиеп. Критского, к к-рому с 6-й песни добавляется четверопеснец; по 3-й песни - седален; по 6-й песни канона поется кондак 2-го гласа       на хвалитех поется цикл из 3 самогласнов 1-го гласа, а также еще один самогласен 1-го гласа на «Слава, и ныне:»; на стиховне утрени поются стихиры 6-го и 8-го гласов; на литургии - изобразительные антифоны, вместо Трисвятого -         прокимен, аллилуиарий, апостольское и евангельское чтения те же, что и в Типиконе Великой ц. ( Пентковский. Типикон. С. 245-246). Богослужение Л. с. в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. имеет следующие особенности: в четверг на вечерне и в пятницу на утрене указаны самогласные стихиры Лазарю; в пятницу вечером на «Господи, воззвах» вместе со стихирой дня поются 3 самогласна Л. с. (те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе); на повечерии отмечается отпустительный тропарь Л. с. и канон авторства Андрея Критского (к-рый в Студийско-Алексиевском Типиконе назначен на утрене), по 6-й песни - кондак Л. с. На утрене трижды поется отпустительный тропарь Л. с., по кафизмах - седальны Л. с. и уставные чтения; затем -       и каноны плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа: четверопеснец авторства прп. Космы Маюмского и полный канон авторства Иоанна Монаха (Дамаскина?); по 3-й песни - седален, по 6-й - кондак, по 9-й песни вместо эксапостилария - Αγιος Κριος (    ); на хвалитех - те же стихиры, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе. В отличие от Студийско-Алексиевского Типикона, указывающего великое славословие только для Великой субботы, в Евергетидском Типиконе на Л. с. (как и на ряд др. праздников) также оно есть, т. е. утреня оканчивается как в воскресные дни. Изменяемые части литургии указаны здесь те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 539-541).

http://pravenc.ru/text/Лазаревой ...

Чудо Архистратига Михаила, бывшее во Святой горе, л. 134–142. Нач. «Елма убо извыче божественная благодать мужи достоверными похвалятся. – Мучение Свв. муч. Евдокия, Романа Зинона и Макария и иже с ними, л. 143–161. Нач. «Во времена она, царствующу Трайяну в старом Риме.» В 7-й день. Мучение Св. мученика Созонта, мученного в Понте граде, л. 163–169 об. Нач. «Максимиану обладающу Киликией и царствующей гнусной вере идольстей.» В той же день. Память Св. священномученика Стефана Папы Римского и иже с ним. Мучение его писано месяца августа во 2-й день в минеи-четии.» – «Житие Св. Иоанна Архиепископа Новгородск. нового Чудотворца, л. 171–178 об. Нач. «Сен убо чудный и блаженный Иоанн родися в Великом Новограде от благоверну родителю.» – Слово второе о томе же Святителе Иоанне, како бысть вполунощи из Новограда во Иерусалим и паки тое же нощи возвратися в Великий Новоград и обретеся в келлии своей, л. 179–202 об. Нач. «Понеже несть се достойно молчанию предати, еже Бог твори Святителем своим Иоанном.» – Чудо о проявивши мощой Св. Иоанна Архиеп. Новгородского, л. 191 об. – Чудо о Св. Иоанне Архиеп. Новгородском и о брате его Григории. Той же ми чудный муж Сергий поведа о Благовещенской церкви монастыря Благовещения, юже и создаша два брата по плоти – Григорий и Иоанн; потом же оба быша Архиепископы Великому Новуграду», л. 199 об. – В 8-й день. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы, л. 203–208. Нач. «В лето написания обоюнадесяти колену Израилеву.» – О Введении Богородицы во Святая Святых, л. 208 об. – О Благовещении Богородицы, л. 211 об. – О Рождестве Христове, л. 216. В той же день слово похвальное Св. Иоанна Златоуста на Рождество Пресвятой Богородицы, л. 223. Нач. «Всяк человек хотяй похвалит что.» – Слово Св. Андрея Критского Иерусалимлянина на Рождество Пресвятой Богородицы, л. 231–248. Нач. «Аще мерима есть земля пядию и нервно описуется море.» Толкование некоторых изречений Пророческих из псалмов и из других Пророческих книг, л. 236. В 9-й день. Память Свят. Праведных Иоакима и Анны, л. 249–253. об. Нач. «Видим, возлюбленнии, яко на Святые свои угодники присно попущает Бог напастем приходити.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Муз. соч.: «Христос раждается»: Торжественные ирмосы Рождества Христова, киев. расп. К.: Музична Украïна, 1993; Степенные антифоны утрени древних распевов. К.: Музична Украïна, 1994; Степенна, антифон 1-й гласов]//Песнопения воскресной службы. М.: Живоносный Источник, 1996. Глас 1. С. 18-19; Глас 2. С. 21-24; Глас 3. С. 26-27; 1997. Глас 4. С. 29-31; 1998. Глас 5. С. 27-28; Глас 6. С. 37-39; Глас 7. С. 28-29; 1999. Глас 8. С. 31-33; Православные церковные хоры: Соч. и перелож. К.: Музична Украïна, Избранные соч. и перелож. для небольшого смеш. хора. М.: Живоносный Источник, 1997; «Тебе одеющагося» расп. Киево-Печерской лавры//Песнопения Страстной седмицы. М.: Живоносный источник, 1999. Ч. 2: Великий пяток. С. 93; То же//Воскресные службы Постной Триоди. М.: Паломник, 2000. С. 156; Лimypriя миру («De Angelis»). К., 2003. (Б-ка камерного хору «Киïв»); Литургия мира («De Angelis»): Хоровая партитура. Херсон, 2003; Чорнобильська лimypriя: Хорова партитура. Херсон, 2003; «Осанна»: Собр. духовно-муз. перелож. и соч. Херсон: ИХГУ, 2004; «Тебе поем»: [Сб. духовно-муз. перелож. и соч.]. Херсон: ИХГУ, 2005; Ирмосы Великого канона (по напеву из Спутника псаломщика), глас 6: Для смеш. хора//Великий канон св. Андрея Критского. М.: Издат. совет РПЦ, 2006. С. 11-19. (Триодь церк. пения); То же: Для 3 однородных голосов//Там же. С. 19-27; «Душе моя», глас 6 знам. расп.//Там же. С. 87-89; «С нами Бог», напев Соловецкого мон-ря//Великое повечерие/Ред.-сост. А. Буренина; ред. Н. Грызлова. М.: Издат. совет РПЦ, 2006. С. 16-17. (Триодь церк. пения. Седмичные службы Великого поста); «Ныне силы небесныя», напев Валаамского мон-ря//Литургия Преждеосвященных Даров/Ред.-сост. А. Буренина; ред. Н. Грызлова. М.: Издательский совет РПЦ, 2006. С. 47-48. (Триодь церк. пения. Седмичные службы Великого поста); «Слава Тебе, Боже наш» знам. расп.//Венчание. М.: Издат. совет РПЦ, 2006. С. 11. (Обиход церк. пения. Чинопоследования Требника); «Положил еси на главах их венцы»: Прокимен знам. расп., глас 8-й//Там же. С. 14-15; «Исаие, ликуй»: Тропари на венчании, 5-й глас знам. расп.//Там же. С. 29-31; Лира: Избр. духовно-муз. соч. и перелож. Херсон, 2007; Задостойники разных распевов в обработке архиеп. Ионафана (Елецких)//Задостойники: В 4 ч. М.: Издат. совет РПЦ, 2008. Ч. 2. С. 5-17; Чернобыльская литургия: Хоровая партитура. Херсон, 2009 (на церковнослав. яз.); Гласовая литургия: Хоровая партитура. Херсон, 2009.

http://pravenc.ru/text/578358.html

Библиография работ о персоне: Память святаго отца нашего Андрея Критского//Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996. – Кн.11. – Месяц июль.  Аверинцев С.С. Литература IV–VII вв.//История Византии: В 3–х томах. – М.: Наука, 1967. – Т. 1. С.349–350. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М.: Наука, 1977. С.103. Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. I. Александр Мень. Свет во тьме светит (Проповеди). – М.: АО " Вита–Центр, 1991. Александр Шмеман, прот.  Исторический путь православия. –  М.: Паломник, 1993. С.241–242. Андрей Критский//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. I.  Бахметева А.Н. Рассказы из истории христианской церкви от 1–го до 11 века: Чтение для детей старшего возраста. – Б.м.: Свято–Успенский Псково–Печерский монастырь, 1994.   Богословский М.И. Великий канон святого Андрея Критского//Христианское чтение. – СПб.,  1836. – 1. Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081). – СПб.: Алетейя, 1998.   Веселовский А.Н. Андрей Критский в легенде о кровосмесителе и сказание об апостоле Андрее//Веселовский А.Н. Избранные труды и письма. – СПб.: Наука, 1999. Виноградов Аркадий, священник. Св. Андрей, архиеп. Критский (Агиологический очерк)//Христианское чтение. – СПб.,  1902. – Виссарион, епископ. Уроки покаяния в великом каноне Святого Андрея Критского, заимствованные от библейских сказаний. – М.: Светлячок, 1995. (Репринт изд. 1891 г.). Геронтий (Левитский). Канон преподобного отца нашего Андрея Критского, переложенный в стихи. – М., 1879. Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике: Литургика. – М.: Паломник, 1996. С.220–221.  Игнатия (Петровская) монахиня. Место Великого Канона преподобного Андрея Критского и другие его произведения в песнотворческом достоянии Церкви//Альфа и Омега. – М., 2000. – 1 (23), 2 (24).

http://bogoslov.ru/person/2597470

Алексия Комнина, греч. царя, заповеди, 15, 205, 206. Алексий Аристин, толкователь Номоканона, 205, 206. Алексий, патр. константинопольский, 205, 206. Алексий, митр. киевский, 177, 765. См. Жития и Службы. Алексию Михайловичу, царю, благод.Слово Паисия Лигарида, 189. Алексий, игумен, биограф, 673. Алексий, протопоп новгородский, еретик, 187. Алексий Григорьев, поп, владелец, 362. Алексий, диакон, то же, 270. Аллилуиа. Сказание Максима грека , 200, 201. Димитрия грека, 730, см. 269. Алфавит, книга, Сборник, 660. Амартол см. Георгий. Амвросий, еп. медиоланский, 87, 299. Его житие см. Жития. Амвросия, епископа, Истор. рос. Иерархии, 327, 408, 411. Аммос, прор., 63, 89–91, 677. Аммон, авва, 165, 181, 185, 189, 701, 730, 751, 757, 758, 763, 766, 767, 775, 777, 784, 795, 806, 807. Аммону, монаху, послание Афанасия алекс., 205–207. Амфилохия, еп. иконийского, сочинения, 7, 126–128, 129–133, 160, 205–207, 673, 748, 783. Его житие см. Жития Святых. Анаграммы писцов, 151, 171, 191, 192, 201, 239, 508, 546, 603, 692, 730, 733. Ананий, борзоходец, 681. Анастасия, патр. антиохийского, отрывки, 207, 760. Анастасия Синаита слова и отрывки, 12, 15, 91, 133, 142, 167, 175, 186, 189, 202–204, 225, 314, 680, 681, 704, 744, 750, 751, 753, 754, 756, 758, 763, 765, 767, 775, 780, 788, 794, 804. Анастасии пишет Зосима, 61. Ангелы. Сказание о них, 142–144, 775, 784, 804. Ангелов Адриан, келарь Троиц. Серг. мон., 86, 177, 604, 606, 611, 614. Андрея, апостола, благословение гор киевских, 714, 720–722, 725, 727, 745. Андрея, архиеп. кесарийского, толкование Апокалипсиса, 6, 119–122, 692. Андрея, архиеп. иерусалимского, слова, 664, 665, 680, 681. Андрея, архиеп. критского, слова, 180, 466, 663–665, 681, 755, 760, 786, 792. Канон покаянный, 299, другой великопостный, 399. Житие его, 678. Андрей, биограф Антония римлянина, 673, 692. Андрей Кузмин, священник села Коровицына, 227. Андрея Иванова, слуги Троиц. Серг. мон., старичинина, книги, 123, 399, 465, 496, 505, 517. Андроник, строитель Киржачский, владелец, 640.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Относительно личности В. высказывались различные предположения. Его считали студийским монахом, жившим в IX в. (Ж. Б. Питра ), или к-польским монахом- акимитом (митр. Софроний (Евстратиадис) ), или приписывали каноны, носящие имя В., В. Пагариоту, отождествляя его с Василием Элахистосом (X в.; Г. Пападопулос, архиеп. Филарет (Гумилевский) , Скабалланович), основываясь, в частности, на соображении, что архиеп. Кесарийскому естественно было в своем творчестве обращаться к наследию отцов-каппадокийцев (схолии к проповедям Григория Богослова, стихира Василию Великому). Против такого отождествления возражал Э. Буви, допускавший, что В. мог быть монахом-студитом. Он отмечал, что в венецианском издании Триоди 1601 г. В. Пагариот был изображен в одежде мирянина, следов., он не был епископом. Коминис на основании сходства канонов, носящих имя В., с канонами Андрея Критского предположил, что В. мог только добавить свои богородичны к канонам Андрея (AHG. T. 4. P. 789). Во всяком случае на основании датировки рукописей можно заключить, что В. жил не позднее X в., исходя же из строения канонов - после Андрея Критского († 740), но, вероятно, не позднее IX в. Ист.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Ερμολγιον. Chennevières-sur-Marne, 1932. (Αγιορειτικ βιβλιοθκη; 9). Σ. 155, 175; Follieri. Initia hymnorum. Vol. 5. Pars 1. P. 257; Τωμαδκης Ε. Ι. Καννες τς Παρακλητικς//ΕΕΒΣ. 1972/1973. Σ. 257; AHG. T. 2. P. 122-126, 401-402; T. 4. P. 52-75, 788-789; Στθης. Χειργραφα. Τ. 1. Σ. 533; Τ. 2. Σ. 244; Τ. 3. Σ. 759, 849; 943 (илл.); Ταμεον. Ν 324, 394. Σ. 118, 138; Герцман Е. В. Греческие муз. рукописи С.-Петербурга. СПб., 1996. Т. 1. С. 190. Лит.: Pitra. Analecta Sacra. Vol. 1. P. XLV; Παπαδπουλος Γ. Ι. Συμβολα ες τν στοραν τς παρ μν κκλεαστικς μουσικς. Αθναι, 1890. Σ. 257; Bouvy E. La fête de l " Εσοδος//Bessarione. R., 1897. Anno 1 (1896). Vol. 1. P. 555-562; Thibaut J. Étude d " hymnographie Byzantine. Différentes attributions des tropaires//Ibid. 1899/1900. Anno 4 (1899). Vol. 6. P. 101, 103; Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 315-316; Weyh W. Die Akrostichis in der byzantinischen Kanonesdichtung//BZ. 1908. Bd. 17. S. 54; Скабалланович М. Н. Введение во храм Пресв. Богородицы. К., 1916. [Серг. П.], 1995р. С. 53-92. (Христ. праздники; 3); Emereau C. Hymnographi Byzantini//EO. 1922. N 21. P. 278-279; Να Σιν: Εκκλησιαστικν περιοδικν Σγγραμμα. Ιεροσλυμα, 1934. Α. 29. Σ. 566, 567; 1938. Α. 33. Σ. 439; Εκκλησιαστικς Θρος. Αλεξνδρεια, 1932. Α. 31. Σ. 106; 1938. Α. 37. Σ. 247; 1940. Α. 39. Σ. 126, 128, 133, 420; Salaville S. Basilius, Mönch v. Studion//Lexikon für Theologie und Kirche/Hrsg. v. M. Buchberger. Freiburg i. Br., 1931. Bd. 2. Sp. 31; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 606; Janin R. Basileios v. Studiu//LTK. Bd. 2. Sp. 37.

http://pravenc.ru/text/150683.html

Л. принадлежат работы о творчестве Мануила Фила (Византийский поэт Мануил Фил: К истории Болгарии в XIII-XIV вв. СПб., 1891) и митр. Кизического Кирилла (Константина Стильба) (О византийском гуманисте Константине Стильви (XII в.) и о его сочинениях//Визант. обозр. 1917. Т. 3. С. 57-88). Наибольший интерес у Л. среди греч. памятников вызывали агиографические сочинения, прежде всего посвященные святым иконоборческой эпохи. Л. много лет занимался агиографическим досье прав. Евдокима , опубликовал редакцию его Жития Симеона Метафраста (BHG, N 607; Житие св. Евдокима Праведного. СПб., 1893. (ПДП; 96)), а затем похвальное слово Евдокиму поздневизантийского ученого Константина Акрополита (BHG, N 606; Житие св. Евдокима//ИРАИК. 1908. Т. 13. С. 152-252). Также Л. издал Житие свт. Модеста , архиеп. Иерусалимского (BHG, N 1299; Подвиги св. Модеста, архиеп. Иерусалимского. СПб., 1892. (ПДП; 91)), изучал Житие прп. Кирилла Филеота (BHG, N 468). Главный научный труд Л. посвящен греч. агиографическим памятникам VIII-IX вв., он был впервые опубликован в качестве цикла журнальных статей (Византийские Жития святых VIII-IX в.//ВВ. 1910. Т. 17. С. 1-224; 1911. Т. 18. С. 1-147; 1912. Т. 19. С. 1-151), а затем вышел отдельным изданием (Греческие жития святых VIII и IX вв.: Опыт науч. классификации памятников агиографии с обзором их с точки зрения исторической и историко-литературной. СПб., 1914) и был представлен в качестве диссертации в Юрьевском (ныне Тартуский) ун-те. Наблюдения, сделанные Л. во время работы с текстами Житий патриарха К-польского свт. Антония II Кавлея, прмч. Андрея Критского, прп. Антония Нового, прп. Афанасии Эгинской, прп. Власия Аморийского, мч. Дамасского Илии, прп. Евстратия Тарсийского, прп. Евфимия Нового Фессалоникийского, 42 Аморийских мучеников, прп. Германа - основателя мон-ря Косиница ( Икосифинисса ), прп. Григория Декаполита, прп. Иоанникия Великого, прп. Льва, еп. Катанского, прп. Макария Пелекитского, преподобноисп. Михаила Синкелла, преподобноисп. Никиты Мидикийского, мч. Стефана Нового, прп. Феодора Студита и мц. Феодосии К-польской, сохраняют значение и для совр. науки. Л. изучал этнографию и историю Тобольской губ. и с. Самарова.

http://pravenc.ru/text/2110722.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010