В 20-х - нач. 30-х гг. XX в. существовало обновленческое (см. Обновленчество ) Вольское вик-ство. Власти передали раскольникам Иоанно-Предтеченский собор, Успенскую и Троицкую церкви. 13 окт. 1922 г. обновленческим Вольским «епископом» был назначен Михаил (Постников) , отказавшийся подчиниться обновленческому Саратовскому епархиальному управлению. После него обновленческое вик-ство возглавляли Арсений Покровский (1928-1931, с перерывом), Виктор Путята (1930), Алексий Марков (1931-1932). Борьбу с обновленчеством в В. в. возглавил еп. Петр (Соколов) , назначенный в Вольск в 1923 г. Патриархом св. Тихоном. Во время ссылки еп. Петра в 1924 г. В. в. временно управлял Тульский вик. Новосильский еп. Варлаам (Пикалов) , по-видимому не приезжавший в Вольск. С 1925 г. епископом Вольским являлся Григорий (Козырев) , также временно управлявший Семипалатинской епархией. В 1927 г. еп. Григорий не признал полномочий Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола митр. Сергия (Страгородского) , в 1929 г. примирился с митр. Сергием и получил назначение на Новоторжское вик-ство Тверской епархии. С 21 июня 1927 по 8 окт. 1928 г. В. в. управлял еп. Симеон (Михайлов) . В последующее время В. в. возглавляли еп. Андрей (Комаров ; 16 окт. 1928 - 30 сент. 1933, с окт. 1929 жил в Астрахани и управлял Астраханской епархией), Саратовский вик. Камышинский еп. Иоанникий (Попов; 1 окт. 1931 - 7 июля 1933), живший в Саратове. 24 авг. 1933 г. на В. в. был назначен еп. Георгий (Садковский) . Еп. Георгий жил в Вольске, служил в бывш. беглопоповской Успенской ц., к-рая в 1933 г. была передана православным. После ареста еп. Георгия 16 окт. 1935 г. власти закрыли этот последний правосл. храм в городе. С 29 окт. 1935 по 14 апр. 1936 г. Вольским епископом являлся Сергий (Куминский) , по-видимому не приезжавший в Вольск. После перевода еп. Сергия в Ачинск новых назначений на В. в. не последовало. Арх.: ГА Саратовской обл. Ф. 849 [Вольское духовное правление Саратовского ЕУ, 1782-1863 гг.]; ГА Саратовской обл. Вольский филиал. Ф. 1, 7, 39, 40, 42, 44, 46, 47, 48.

http://pravenc.ru/text/155204.html

В речи на Архиерейском Соборе 1943 года митрополит Сергий, вспоминая начало войны, говорил: «О том, какую позицию должна за-нять наша Церковь во время войны, нам не приходилось задумываться, потому что прежде чем мы успели определить как-нибудь свое положение, оно уже определилось, - фашисты напали на нашу страну, ее опустошали, уводили в плен наших соотечественников, всячески их там мучили, грабили». 12 октября митрополит Сергий написал завещание, в котором на случай своей смерти передавал полномочия Местоблюстителя митрополиту Ленинградскому Алексию (Симанскому). Через неделю после составления Завещания, когда фронт приблизился к сердцу России и над Москвой нависла опасность, Патриархия была эвакуирована в Ульяновск, бывший Симбирск. Она разместилась в маленьком доме на окраине города. Рядом с Главой Русской Церкви находились Управляющий делами Московской Патриархии протоиерей Николай Колчицкий и келейник Местоблюстителя иеродиакон Иоанн (Разумов) (позже митрополит). Окраина тихого провинциального города стала в годы войны духовным центром России. Сюда, в Ульяновск, к Предстоятелю Русской Церкви приезжали оставшийся в Москве экзарх Украины, митрополит Киевский и Галицкий Николай, архиепископы Можайский Сергий (Гришин) и Куйбышевский Андрей (Комаров), другие архиереи. В Первосвятительских посланиях к пастве, которые митрополит Сергий рассылал из Ульяновска по церквам России, он обличал оккупантов за их злодеяния, за пролитие невинной крови, за осквернение и разорение религиозных и национальных святынь. Предстоятель Русской Церкви призывал жителей областей, захваченных врагом, к мужеству и терпению. 24 ноября митрополит Сергий обратился из Ульяновска вместе с митрополитом Киевским и Галицким Николаем, архиепископами Куйбышевским Андреем, Можайским Сергием и архиепископом Ульяновским Иоанном с новым посланием к пастве, в котором развенчал лицемерие нацистской пропаганды: «Гитлеровский молох продолжает вещать миру будто бы он поднял меч «на защиту религии» и «спасение» якобы поруганной веры. Но всему миру ведомо, что это исчадие ада старается лживой личиной благочестия только прикрывать свои злодеяния. Во всех порабощенных им странах он творит гнусные надругательства над свободой совести, издевается над святынями, бомбами разрушает храмы Божий, бросает в тюрьмы и казнит христианских пастырей, гноит в тюрьмах верующих, восставших против его безумной гордыни, против его замыслов утвердить свою сатанинскую власть над всей землей. Православные, бежавшие из фашистского плена, поведали нам о глумлении фашистов над храмами... Всему миру ясно, что фашистские изверги являются сатанинскими врагами веры и христианства. Фашистам с их убеждениями и деяниями, конечно, совсем не по пути за Христом и за христианской культурой. Вот почему прогрессивное человечество объявило Гитлеру священную борьбу за христианскую цивилизацию, за свободу совести и веру... У русских людей, у всех, кому дорога наша Отчизна, сейчас одна цель - во что бы то ни стало одолеть врага».

http://sedmitza.ru/lib/text/440004/

Ну, разве не судит он нас сегодняшних уже одним этим речением? И разве мы, ищущие чудес и ленящиеся проповедовать, простили бы ему подобные речи? Деньги — бедным. Сердце — Богу. Физические силы, таланты, саму жизнь — служению. Стоит появиться такому человеку, и вот уже на фоне его поблёкли многие; поблёкли, говорю, и стали подобны восковым куклам. Если бы они просто были куклами! Они живы, и они шепчутся, сплетают сети; как змей из книги Бытия, «блюдут пяту» праведника. Благо, он сам беспечен. Он не хитрит, не молчит, не скрывается. Он словно лезет на рожон, совершает ошибки, рвёт последние связи с теми, кто мог бы его защитить. Дадим место исторической правде. Иоанн нарушал правила. Он позволял себе рукополагать диаконов на вечерне, а не на литургии. Он вторгался с властными полномочиями в чужие области и там низлагал епископов, поставленных за деньги. Низлагал тех, над кем не имел канонической власти. Он делал ещё много такого, что казалось вызывающим, неслыханным, дерзким, достойным кары. Кара пришла. Пришло изгнание. Одно, затем — другое. Затем пришла смерть вдали от кафедры и дома. Должно было прийти и забвение. Но вдруг, паче всякого чаяния, Иоанн стал понятен и оценен. Ещё одни шептали, что «если Иоанн епископ, то и Иуда — апостол», но другие уже видели, сколько труда внёс Златоуст в церковную сокровищницу. Время сняло повязки с глаз тех, кто осуждал Иоанна «за компанию». Время смягчило сердца тех, кто был обольщён злостным нашёптыванием. Время унесло из жизни души непримиримых врагов. И тогда на историческом расстоянии взору стала открываться величественная вершина под названием Златоуст. Она явилась там, где близорукий взгляд ещё недавно замечал лишь холод, лёд и камни. С тех пор и до сегодняшнего дня эта вершина продолжает расти в размерах, продолжает удивлять своей неприступной красотой. Как хорошо, что мы живём вдали от времени Златоуста. Живя там, где мы живём, мы можем счастливо пользоваться его сокровищами, пить из родников его поучений, отдыхать в тени его мудрости. Но самое главное то, что мы избавлены от страха ошибиться и не заметить святость этого человека. Мы избавлены от соблазна отцеживать комаров его мелких ошибок и проглатывать верблюда его несправедливого осуждения. Но всё же мы не избавлены от соблазна наслаждаться, к его трудам не приобщаясь.

http://radonezh.ru/monitoring/zoloto-tse...

Потом пришла Советская власть, и такие монахи вновь появились, ибо они были изгнаны из обычных разоренных монастырей. В начале 90-х большинство монахов жили и служили отнюдь не в монастырях. Затем у церковного руководства руки всё не доходили, чтобы всех монахов собрать по монастырям. Да и трудно это: монах, поживший по своему уму в миру, уже не способен вернуться к послушнической жизни в общежитии монастыря. Заметьте: все скандалы происходят именно с теми монахами, которые живут не в монастырях. Это те, кто оказались на приходе в большом городе. Связано ли это с тем, что очень сложно придерживаться жестких ограничений монашеской жизни, находясь в эпицентре светской жизни столицы? — Это ошибка тех, кто их назначал. Нельзя таких молодых людей ставить на самостоятельные должности и оставлять их в Москве. Одно дело, если человек 30 лет прожил в монастыре — он может с накопленным багажом выйти в мир. А когда ему 25 лет и он саму монастырскую жизнь еще не видел?! Нет, пусть такие люди сначала поживут среди комаров в глухой деревне в скиту, а потом уже будут настоятелями городских храмов. Как вы считаете, после всех прошедших судебных процессов не пострадал ли имидж Церкви? — Если кто-то стал по-другому относиться к Церкви, то это плохо характеризует интеллектуальный уровень этого человека. Если ранее он считал, что в церкви все безгрешны, значит, он верит в весьма фантастический тезис о том, что может быть какая-то идея, все адепты которой в массовом порядке и без исключений будут праведниками. В 21 веке верить в такое как-то стыдно… Если же, узнав о духовно-транспортном происшествии с двумя монахами, он поменял свое мнение о многомиллионной Церкви, то это опять двойка. Ибо тут уже нарушение элементарной логики. Это как если бы кто-то узнал, что завхоз некоей районной больницы замешан в распиливании бюджета, и после этого стал бы обвинять всех медиков в моральной и профессиональной деградации и назло им перестал чистить зубы и ходить к своему стоматологу. Дело иеромонаха Илии

http://pravmir.ru/protodiakon-andrej-kur...

Роспись Покровской церкви изначально была фряжская (от " фрязин " - итальянец), которая начала складываться в России со второй половины XVII века под влиянием художников Западной Европы. С XVIII века, после учреждения Академии художеств, эта манера получает название академической, отличаясь от традиционной иконописи реализмом изображения. Иконы, в основном, были нового письма, из святынь храма особенным почитанием пользовались икона Нерукотворного образа Иисуса Христа в медной посеребренной ризе, написанная в 1662 году, и выполненный из золоченого серебра крест с мощами святых угодников Божиих, подаренный храму в 1869 году купцом Дмитрием Ивановичем Подсосовым. Покровская церковь, как сообщали " Самарские епархиальные ведомости " в 1911 году, считалась " одной из лучших самарских церквей по своему благоукрашению " . После революции 1917 года в Православной Церкви произошел раскол, связанный с появлением ереси " обновленчества " , активно поддерживаемой новой большевистской властью. В Самарской епархии позиции обновленцев оказались достаточно сильными, они захватили ряд храмов, в том числе Покровскую церковь, которую в 1930 году сделали кафедральным храмом обновленческой Средне-Волжской митрополии. В сентябре 1941 года правящим архиереем Куйбышевской епархии был назначен архиепископ Андрей (Комаров), прежде много трудов положивший для восстановления порушенного обновленцами авторитета Православной Церкви в Куйбышеве. Покровская церковь становится кафедральным собором Куйбышевской (ныне Самарской) епархии и остается им по сей день. Святыни храма - Крест с частицей древа Честнаго и Животворящаго Креста Господня, икона свт. Митрофана, Воронежского чудотворца, с частицей его мощей, ковчежец с мощами свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских Чудотворца, прп. Григория Декаполита, свт. Игнатия, еп. Ростовского, св. мч. архидиакона Лаврентий, св. вмч. Варвары, св. мч. Василия Анкирского, св. Игнатия Великого, св. благ. вел. кн. Александра Невского, св. вмч. и целителя Пантелеимона, прп. Иоанникия Великого, прп. Сергия Радонежского, свт. Василия, еп. Амасийского, прп. Ефрема Сирина, сщмч. Игнатия Богоносца, свт. Иоанна Милостивого, патр. Александрийского, свт. Арсения, еп. Тверского, св. мч. Самона Едесского, св. Василия Антиохийского. Здесь же хранятся Часть Животворящаго Креста Господня и Камень от Живоносного Гроба Спасителя.

http://sobory.ru/article/?object=02061

Сталин попросил митрополитов высказаться об имевшихся у Русской Церкви и у них лично назревших, но нерешенных вопросах. Митр. Сергий сказал, что самый главный вопрос - о центральном руководстве РПЦ, что он почти 18 лет является Патриаршим Местоблюстителем и думает, что едва ли где-то еще возможна такая ситуация, при к-рой с 1935 г. в Церкви нет Синода. Митр. Сергий просил разрешения собрать Архиерейский Собор, к-рый изберет Патриарха и образует при главе Церкви Свящ. Синод как совещательный орган в составе 5-6 архиереев. Согласившись с предложением митр. Сергия, Сталин спросил о возможном сроке созыва Собора. Митр. Сергий ответил, что Собор можно созвать через месяц. Этот срок, очевидно, не соответствовал видам Сталина, и он спросил: «А нельзя ли проявить большевистские темпы?» - поинтересовавшись мнением Карпова на этот счет. Карпов ответил, что если помочь митр. Сергию транспортом, предоставить самолеты, то Собор можно созвать через 3-4 дня. Договорились, что А. С. соберется в Москве 8 сент. Допустив возможность избрания Патриарха, правительство признало несбыточность большевистских планов полного разгрома Церкви и устранения ее из жизни народа. По существу, были заключены условия своего рода «конкордата», к-рый в основных чертах гос. власть соблюдала вплоть до начала хрущёвских гонений (см. Хрущёв Н. С.). А. С. состоялся через 4 дня после встречи в Кремле в новом здании Патриархии в Чистом пер. в Москве. В его деяниях участвовало 19 архиереев - все, кто в это время находился на кафедрах на не оккупированных нем. войсками территориях: митрополиты Сергий (Страгородский), Ленинградский Алексий (Симанский), Киевский Николай (Ярушевич), архиепископы Красноярский свт. Лука (Войно-Ясенецкий) , Сарапульский Иоанн (Братолюбов) , Казанский Андрей (Комаров) , Куйбышевский Алексий (Палицын) , Уфимский Стефан (Проценко) , Горьковский Сергий (Гришин) , Ярославский Иоанн (Соколов) , Рязанский Алексий (Сергеев) , Калининский Василий (Ратмиров) , Новосибирский Варфоломей (Городцов) , Саратовский Григорий (Чуков) , епископы Молотовский Александр (Толстопятов) , Курский Питирим (Свиридов) , Кировский Вениамин (Тихоницкий) , Ульяновский Димитрий (Градусов) и Ростовский Елевферий (Воронцов) .

http://pravenc.ru/text/76500.html

Это, по сути, серьезное справочное издания академического толка. Особый приоритет имеют произведения историко-патриотической тематики, фильмы о героях Великой Отечественной войны и современности, картины-жития святых, включая уникальные свидетельства о новомучениках и исповедниках ХХ века, святых угодниках Божьих, святых местах и святынях. В каталоге и программах форума запечатлена летопись развития уникального направления современного кинопроцесса – духовно-нравственного, религиозного, просветительского кино, которое, пожалуй, столь интенсивно развивается только в России. Все фильмы и телесюжеты обладают художественной и исторической ценностью, что дает возможность представить жизнь нашей страны в ее историческом развитии.  И именно поэтому многие годы в работе фестиваля «Радонеж» принимали участие лучшие представители российской культуры. Больше десяти лет  жюри возглавлял русский писатель Владимир Николаевич Крупин.  В жюри работали и работают известные тележурналисты, такие как Владимир Соловьев и Борис Костенко. На духовной ниве фестиваля потрудились и трудятся священнослужители: протоиерей Виктор Салтыков, протоиерей Владимир Соколов, протоиерей Николай Германский, протоиерей Андрей Спиридонов, инокиня Ольга Гобзева. Многие годы сотрудничали с фестивалем и духовно поддерживали  его - митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) и недавно ушедшие архимандрит Амвросий (Юрасов), протоиерей Дмитрий (Смирнов), протоиерей Владимир (Верига). Известные  кинорежиссёры Владимир Хотиненко и  Борис Криницын, киноактриса Валентина Теличкина, сценарист и писатель Александр Богатырев, киноведы Алла Золотухина и Татьяна Иенсен и сегодня - лучшие представители духовного российского кинематографа в работе жюри. В последние годы к работе в жюри фестиваля подключились и публицисты – известный историк Дмитрий Володихин и журналист – катехизатор Сергей Комаров. Вместе программы двух конкурсов, основного (игровые (короткометражные), документальные и анимационные фильмы) и телевизионного конкурсов, а также информационная программа, представляют палитру нашей многонациональной Родины, славянских стран Ближнего и Дальнего Зарубежья.   В кинопрограммах «Радонежа»  ежегодно представлено до 130 фильмов, отобранных из  250 - 300 работ.

http://fest.radonezh.ru/2020/12/01/chetv...

Это случилось около 1564 года, когда Московское царство стояло на пороге опричнины, готовой наложить кровавую печать на весь русский мир. Пройдет немного времени, и опричники с особой жестокостью обрушатся на Новгород Великий и его владения на Русском Севере, в которых проживал род Подвизаевых. Конечно, вряд ли родные Трофима могли предвидеть, как скоро и трагично изменится их жизнь. Потому и желали любым способом удержать юношу в родном селе. Да и сам Трофим только в этом случае мог рассчитывать на поддержку живших в довольстве родственников. Если же он решался оставить отчий дом, то полностью предавал себя в руце Божии (Прем. 3, 1). Даже сегодня это непростой шаг. Можем ли мы представить, что означало оставить свое отечество в столь непростые времена? Но Бог, от Которого стопы человека исправляются (Пс. 36), утвердил Трофима в решении оставить родительский дом. Юноша не имел возможности поступить послушником в Соловецкий монастырь или другую прославленную обитель. " Виной " тому, как предположил исследователь жития протоиерей Андрей Дудин, могло быть незнатное происхождение преподобного. Известно, что в крупные и состоявшиеся монастыри в те годы принимали преимущественно выходцев из знатных родов, на содержание которых родные могли внести существенный вклад. Простолюдинам же нередко приходилось начинать путь с небольших и недавно созданных обителей. Трофим с посохом странника направился в Устюг Великий, а это без малого семьсот верст пути. Почему он избрал Устюг, доподлинно неизвестно, но здесь в его судьбе принял участие священник Афанасьевской церкви Иоанн, в ком Трофим обрел своего духовного наставника. Священник одобрил желание юноши не вступать в брак и направил его в городок Орел на реке Каме 3 , бывший в те годы негласной столицей обширных владений Строгановых. С этого времени на долгие пятнадцать лет жизнь молодого подвижника оказалась связанной с пермскими лесами, которые стали для него пустыней первых монашеских подвигов и молитв. В пермских лесах Описывая пермский период в жизни преподобного, агиографы, как правило, описывают его труды и подвиги в Пыскорском монастыре 4 , где в возрасте 23 лет Трофим принял монашеский постриг с именем Трифон. Днем инок посещал церковные службы и исполнял труды послушания для братии: пек хлеб, готовил пищу, рубил дрова в лесу, на своих плечах носил в монастырь, ухаживал за больными. К утрени он являлся одним из первых, из церкви же выходил последним и в молчании шел в свою келью. Ночи инок проводил в молитвенных подвигах. Постели у него не было, для отдыха он ложился на землю. Летом, когда бывает много комаров, Трифон до пояса обнажал для них свое тело, а пищей для него были хлеб с водой, да и то в малом количестве.

http://e-vestnik.ru/history/trifon_vyats...

Брызнула кровь… Комаров ударил мальчика по голове шесть раз (как зафиксировали потом медэксперты), а затем отправился искать второго сына. Диму спасли соседи, которые выглянули на лестничную клетку и, увидев ребенка, лежащего без сознания, вызвали «скорую помощь». К счастью, своего старшего, 13-летнего Рому, мужчина не нашел, и у него «началось просветление»: Комаров вдруг понял, что натворил, и решил утопиться в Волге. Однако мужества на это отцу семейства не хватило, и, побродив по берегу, он сам явился в милицию. Так что с прессой он пообщался уже в наручниках. Сказал: «Ну что же делать? Значит, это мой крест». Так обернувшееся фанатизмом влияние свидетелей Иеговы привело к тому, что крест одного человека едва не стал крестом на жизни другого. Комаров не отрицает, что мотив преступления был религиозным, навеянным проповедями в секте. Однако компетентные лица смотрят на вероятность привлечения к ответственности руководителей секты с большим скепсисом. — У нас очень слабый Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», — говорит член городского Совета по вопросам религиозных объединений Андрей Васильченко. — В нем, например, не прописана обязанность таких объединений вести учет своих прихожан и предоставлять достоверную информацию о них по запросам государственных ведомств. В итоге, если, скажем, член секты, религиозного «общества» под влиянием соответствующих идей совершил что-то противоправное, руководитель всегда может заявить: а это, мол, вообще не наш человек, просто заходил пару раз... Или другой вариант — да, он наш, но проблемы с психикой у него были еще до появления на собраниях, так что мы ни при чем… — Если у человека неустойчивая психика, то, безусловно, участие в деятельности организации, которая пропагандирует идеи близкого конца света и принесения ради спасения души всякого рода жертв, может привести к тяжким последствиям, — подчеркивает заместитель председателя общественного «Областного совета по делам религий» кандидат исторических наук Александр Бородкин.

http://patriarchia.ru/db/text/17303.html

С.Комаров: Задают вопрос, что если постное житие так спасительно, если все, что мы делаем постом так хорошо, почему мы не живем так всегда? о.Андрей: Человек слаб и не может жить в таком ритме долго, нужно время передышки. Святые, правда, жили в обычное время строже, чем мы Великим постом. У св. Феофана Затворника есть мысль, что нужно стараться жить в постоянном говении. Жизнь священника может быть примером, в принципе. Бывает, что человек поисповедовался в грехе, но причащаться не хочет, желая провести время в покаянии. А священник как человек может согрешить, но не служить он не может – в воскресный день он должен совершать Литургию. Ты должен быть каждый день готов причащаться. Твоя жизнь должна быть такой, чтобы ты не зазорно мог приступить к таинству. В одной из молитв сказано, что никто же, связавшись плотскими похотьми и сластьми, не может приходить к Тебе, Царю Славы. Так что духовная жизнь не кончается постом, но продолжается. Меняется устав питания, Богослужения не такие строгие, но настрой на серьезную духовную жизнь должен сохраняться у каждого. С.Комаров: Говорят, что Великий пост – «игра в монашество». И есть еще мысль, что древние отцы-аскеты находились под влиянием неоплатонизма и боролись больше с плотью, чем с грехами. Это чисто монашеское такое делание, якобы оно сейчас навязывается мирянам Великим постом. о.Андрей: Я слышал такое мнение. Хочу разъяснить суть монашества. Для некоторых это именно строжайшая аскеза, борода до пояса, хмурые лица, черная одежда, но изначально монашество задумывалось как жизнь точного исполнения Евангельских заповедей. Первые монахи прочитали Евангелие и захотели его исполнить в жизни, но поняли, что в миру это будет сделать невозможно. Многие заповеди зовут человека в уединение, уводят его от соблазнов, и кто пытался серьезно молиться или вдумчиво читать Евангелие, понимает, что нельзя это делать когда тебе звонят по телефону, в соседней комнате играет музыка, приходит родственник нетрезвый например… Так не получается. Хотя опыт 20 века нам показал и другой пример. Тысячи людей от архиереев до мирян находясь в лагерях, тюрьмах, при матерщине, при сизом табачном дыме молились и жили свято.

http://radonezh.ru/2023/03/13/glavnoe-ch...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010