Романовский, Петр Васил. Репин, Иоанн Иоаким., пот. почетный гражданин Самарин, Дим. Феодорович, потомств. дворянин Сахаров, Петр Николаев., прот. Московский Свербеев, Мих. Дим., состоящий при Обер-прокур. Святейшего Синода Сергиев, Иоанн Ильич, прот. Кронштад. собора Сергий архимандрит, состоящий при Русской миссии в Японии Скворцов, Павел Арсен., регент Московск. хора Смирнов, Иоан. Алексеев., прот. Московский Смирнов, Петр Алексеев., прот., председ. Учебн. ком. при Святейшем Синоде Смирнов, Петр Алексеев., священ. Московский Соколов, Алексей Иванов., кафедр. прот. Московский Соловьев, Иван Иванович, потомственный граждан Соловьев, Павел Антонов., священник Субботин, Ник. Иванович, заслуж. орд. проф. М. Д. А. Сыров, Григ. Ал., Московский купец Тихомиров, Аполл. Иванов., прот. Московский Трифон, архимандр., ректор Вифан. духовной сем. Троицкий, Алексей Иванов., смотритель Елинецкого дух. училища Туркестанова, Варвара Ал-др., княгиня Федюкин, Ник. Мих., почетный гражданин Фортинский, Ник. Яковлев., прот. Московский Холмовский, Вас. Авксент., прот. в С.-Петербурге. Хлудов, Васил. Алексеев., потомств. почет. гражд. Чанцев, Иоанн Иоаннович, священник Московский Шумов, Алексей Яковлев., Московский купец Щеклеева, Пелагея Косьм., вдова Московского купца Эггерс, Ник. Борисович, Московский купец Якубов, Ник. Евграфович, кафедр. прот. г. Вологды III. Действительные члены: Абрамова, Софья Абрамовна Алексеева, А. И?., жена Московского купца Амфитеатров, Валент. Ник., прот. Московский Андреев, Викент. Петров., священник, закон. Оренбургского реальн. учил. Андреев, Иван Дим., доц. Московской Дух. Акад. Андреев, Карл Андреев. Антушев, Ник. Петрович, священ. Московский Арбеков, Иоанн Дим., свящ. Московский Арсений архим., инспектор Москов. Дух. Академии Артоболевский, Ив. Алексеев., препод. Виф. дух. семин. Архангельский Иоанн, свящ. Московский Афонский, Алексий Петров., священ. Московский Багрецов, Мих. Петрович, священ. Серг. Пос. Барбарин, Василий Филип., священник Московский Басов, Феоф. Александров., священник Московский

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1) Сказывали, что святого причастия нет истинного от 7-го вселенского собора [то есть после последнего общего собора восточной и западной церквей]. 2) Монашество с тех времен отвергали. 3) Об обращении еретиков и раскольников, о соединении веры не молилися. 4) О Его Императорского Величества здравии... не молилися. 5) Пение и служение церковное отрицали, — глаголали сице: како воспоим песню на земли чуждей! Учитель их Козма бысть мужик неук, невежа, едва азбуку совершенно знал. Подруга себе имел второго Козму, называемы были В архивах Преображенского приказа, тайной полиции начала XVIII века, сохранились документы, указывающие, что на Керженце в конце XVII и начале следующего столетия проживал некий расколоучитель Козма Андреев и его сотрудник Козма Панфилов, а по другим архивным данным видно, что этот Козма Андреев и некий Козма Маленький, видимо, тот же Козма Панфилов, были келейниками старообрядческого Керженецкого Козма, по отцу, был из ярославских пределов и с 1660-х годов жил, видимо, еще ребенком, в Москве, но около 1683 года, по всей вероятности, в связи с неудачным стрелецким бунтом ушел на Керженец, где он с другим Козмой, своим приятелем, и был арестован. Козма Андреев умер в 1716 году в Преображенском приказе, а его товарищ уже в 1714 году. Учение Козмы было просто: “Благодати Божией несть ни в церквях, ни в чтении, ни в пении [т. е. богослужении], ни в иконах, ни в какой вещи, все взято на небо”. Так как проповедники этой новой веры провозглашали несть внешним проявлениям церковной и духовной жизни и утверждали, что даже богослужение или общая молитва уже невозможны, то согласие присвоило себе название, или же было прозвано, нетовщина, а само учение своими негативными чертами со временем приблизилось к своеобразному религиозному и духовному агностицизму. Правда, есть указания, что сам Козма Андреев уверял, что и он, и его ученики “утреню и часы, и вечерню поют по старой печати” и что, таким образом, его толк был близок к северному беспоповскому расколу. Но, судя по поведению его позднейших последователей, можно думать, что этот Козма или заведомо сообщал неправильные сведения о своем учении, или же что нетовцы так мало обращали внимания на “общее пение”, что уже в самом начале XVIII века большинство их перестало служить и посещать свои церковные службы.

http://sedmitza.ru/lib/text/439583/

Затем сотрудник НКВД спросил председателя сельсовета, что он может показать о священниках, и тот сказал: «Указанные лица иногда приходили в сельсовет по своим личным делам: за справками относительно прописки и так далее. В течение этого времени мне с ними приходилось встречаться в сельсовете. Больше мне с ними встречаться и разговаривать никогда не приходилось. Конкретных фактов антисоветской агитации за перечисленными лицами, являвшимися служителями религиозного культа, я не знаю. Ни лично мне, ни от кого-либо другого не приходилось слышать об их антисоветской агитации. Однако я считаю, что существование в селе Возмище церкви, проводившиеся в ней службы и проживание этих лиц в селе Возмище отрицательно влияло на колхозы. Иногда во время богослужения в церкви колхозники не выходили на работу, а шли в церковь. Остальные колхозники говорили, показывая на служителей культа, что они не работают, а живут лучше нас. Да! Еще могу добавить, что, по разговорам колхозников, эта группа лиц собиралась вместе, но о чем они говорили собравшись, мне неизвестно». Затем был вызван свидетель, который в то время, когда священники Павел Андреев и Димитрий Розанов находились в тюрьме, был вместе с ними в одной камере. Когда Беринов вызвал его для допроса, он был уже на свободе и на вопрос, что он может сказать о священниках, ответил: – Находясь под стражей, мне приходилось слышать, что священник Андреев заключенным говорил нечто в виде проповеди о том, что советская власть убивает личность человека, свободу совести, что в тюрьму загнали невинный народ. Допускал он и иные антисоветские выражения. Розанов во время разговора поддерживал Андреева. В тюрьме Андреев говорил, что его посадили, но он воспринимает это как наказание Господне, будьте долготерпеливы, это все искупится, при этом он приводил цитаты из Евангелия. Андреев говорил, что советская власть проповедует учение Дарвина, что человек произошел от обезьяны, а это кощунство и ложь. – Что вам известно о контрреволюционной агитации Розанова?

http://fond.ru/foto/1145/Aleksandr/

1 Из сопроводительных писем Г. И. Андреевой , адресованных ректору МДА еп. Филарету (Вахромееву), понятно, что посредствующим лицом между ней и Академией, осуществлявшим покупку рукописей, был некий Василий Васильевич. Г. И. Андреева передала Академии «книги», скорее всего, часть библиотеки своего отца, а также «труды, рукописи и книги» самого И.Д. Андреева. В письме ректору Академии была просьба оформить дополнительный счет на сумму хотя бы 300 рублей. Можно предположить, что общая стоимость переданных материалов составила около 1000 руб. 2 В действительности пояснительное письмо и замечания к курсу лекций по истории Церкви. Опубликованы ниже, см. приложение 3 На корешке напечатано: «От владыки Филарета». Возможно, это первая рукопись из числа переданных. 4 В 1896г. институт был переименован в «Технологический Институт Императора Николая I». В советское время институт носил название «Технологический институт имени Ленсовета». Сейчас – Санкт-Петербургский государственный технологический институт. 5 Андреев И.Д. Пособие по истории Церкви. СПб., 1914 (литография). С. 64–122 (далее – Андреев 1914). 8 В монографии рассматривается торговая политика Египта при разных правителях, экспорт и импорт, торговые пути, пошлины в указанный период. М.М. Хвостов блестяще владеет первоисточниками. Его работа не потеряла своей актуальности и в настоящее время. 9 Более полный библиографический список книг по религиоведению на 1907г., большую часть которых так или иначе учитывал И.Д. Андреев , см. в указателе: Светлов П.Я., прот. Что читать по богословию? Систематический указатель апологетической литературы на русском, немецком, французском и английском языках (248–1906 гг.). К., 1907. 848–992. 10 Данная работа является докторской диссертацией, подготовленной с целью «содействовать освобождению современного христианского сознания от обольщающих призраков язычества». По мнению автора, критерием в оценке любых верований является «истина бытия Божия», в многообразные отношения с которой вступает религиозное сознание. А.И. Введенский считал, что для языческого («естественного») сознания бытие Божие открывалось только частично, и критиковал особенности и недостатки «ложной религиозной жизни», понимая ее как «мировую трагедию веры». В этой работе получили развитие идеи относительно религиозного сознания, развитые учителем А.И. Введенского – В.Д. Кудрявцевым-Платоновым в цикле «Из чтений по философии религии». Универсальная идея религиозного развития, предложенная Кудрявцевым-Платоновым, у Введенского предстала в концепции «естественного» религиозного сознания, устремленного к поиску положительной религиозной истины, но постепенно приходящего к полной деградации.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Старец никогда не настаивал ни на чем. Он ненавязчиво направлял людей на путь истинный. И всегда в разговоре с людьми проявлял заботу, такт и смирение. В каждом его совете, в каждом слове чувствовалось такое знание сердца человеческого, такое проникновение в самую глубь народного быта, душевной жизни народа, что ни один из подходивших, иногда приступавший к нему с глазами, красными от слез, не уходил от него с лицом непросветленным. Чувствовалось, что каждый получал свое утешение. Именно то, которого жаждала, и без отца Феофила не находила, его скорбная, измученная душа... Помогал батюшка людям и молитвой, и деньгами, и продуктами. И делал это все так, чтобы никто не знал. На литургии батюшка обычно поминал очень много имен. Для того, чтобы помянуть всех, подавших ему записки, он приходил обычно заранее, даже если не служил, располагал свои записки на поминальном столике и вынимал очень много частиц. Обычно к нему подходили послушники или монашествующие с просьбой помянуть своих близких: «Батюшка, помяните Андрея!»Андрея, Андрея, Андрея, – поминал старец, вынимая частицы, – всех Андреев, всех Андреев, всех Андреев, всех сродников, всех Андреев... Сам тяжело болевший, старец молился Господу о здравии своих духовных чад. Известны многие случаи излечений по молитвам старца. И братия монастыря, и духовные чада батюшки знали о его прозорливости. 14 апреля 1993 года отец Пафнутий возводится в сан архимандрита, а 24 августа назначается скитоначальником Китаевской Свято-Троицкой пустыни. В этой некогда знаменитой пустыни подвизались старец (девица) Досифей, святой Христа ради юродивый иеромонах Феофил и другие. Невозможно перечислить те труды, которые положил старец для возрождения этой порушенной святыни Православия. Сразу же по своем приходе в пустынь отец Пафнутий открыл больницу-богадельню, полностью содержавшуюся на скудные средства обители, а для болящих стал по четвергам проводить особый молебен о даровании душевного и телесного здравия. Но не только болящие стекались к старцу в Китаево. В коридорчике перед его кельей, каждый день переполненном народом (порой очередь тянулась через весь монастырский дворик), можно было увидеть кубанского казака и шахтера с Луганщины, сельского учителя и воспитателя колонии для несовершеннолетних, который пешком пришел из Одессы за советом и благословением всей семьей вступить в монастырь, кадрового военного и вора-рецидивиста, известного литератора и председателя колхоза, оккультиста, выходящего периодически в астрал, и иеромонаха из Троице-Сергиевской лавры, экстравагантную барменшу из Севастополя, которая приехала передать письмо своей матушки (духовной дочери старца) и благословиться продать свою квартиру в центре города и купить домик в Дивеево, и прикованного болезнью к инвалидной коляске сотрудника госбезопасности. Некоторые из паломников жили при обители неделями, лишь бы попасть на прием к прозорливому.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рассматривая ссылку федосеевцев на изречение Ипполитова слова: «во днех онех», антихристовых, «не имать явитися честное тело и кровь, служба угаснет, чтение писаний не услышится», – Матвей Андреев говорил: «виждь, тогда не имать явитись, егда начнет царствовать полчетверта лета антихрист последний, о коих летех мнози святии отцы написаша – святый Иоанн Богослов в Откровении, и святый Ефрем Сирин , и вышеписанный святый Ипполит, папа Римский и прочии святии». Из этих слов явствует, что Матвей Андреев признавал бытие антихриста чувственного и учил, что антихрист еще не явился, а когда явится, то царствовать будет только три с половиною года. Но явление «последнего отступления» признавал и Матвей Андреев, по подобию послания 1710 года, видя доказательство этого в «никонианстве» и федосеевщине. «По всему убо хощет уподобитися льстец Сыну Божию: лев – Христос, лев и антихрист; явися Христос агнец, явится и антихрист агнец, внутрь сый волк; посла Христос апостолы во вся языки, подобне и той послет ложные пророки, ложные апостолы, и прочих лукавых человек, – прелесть, развращение, злосоветие, напоследок хотящее быть». Приводя эти слова Ипполитова слова, Матвей Андреев заключал: «вы же, возлюбленные, не дремлите, рассмотряйте, и примечайте ныне, понеже явились таковые человецы ныне... якобы истинные христиане, и святых апостол, и блаженного Ипполита, и прочих святых отец, речение сбылося на сих человецех» 84 . Таким образом, и поповцы – в решении вопроса об антихристе запутались не менее беспоповцев: каким образом понятия «отступление» и «человек греха», мыслимые у апостола как понятия безраздельные, явились у поповцев, указывающими на события разновременные, – остается совершенно непонятным. Во всяком случае, теперь вполне понятны те отрывочные замечания о раскольническом учении об антихристе, которые встречаются в памятниках рассматриваемого нами периода времени. Так, в сочинении иеросхимонаха Иоанна «Сказание о обращении раскольников заволжских», которое «быст в лето 1703», говорится: «Печать антихристова», по учению раскольников, «се есть: еже ныне новые веры учители и человецы на лице своем полагают крест, по новому же, первыми тремя персты, щепотью, и вместо осмиконечного креста делают ныне четвероконечный крыж латинский и поклоняются ему».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

На жизнь Андреев— и как художник, и как человек— смотрел весьма мрачно: недаром в первой половине 1890-х годов предпринял две попытки самоубийства, нажил на том болезнь сердца, от которой умер ещё нестарым человеком. Незнание действительности и нелюбовь к ней (в метафизическом смысле) заставляли писателя искать всяческие способы укрыться от жизни, «уйти» от неё— забыться в дурмане ли, в фантазиях, в искании нереальных образов,— только бы не видеть того, что ненавистно порою до смертной тоски. Хорошо знавший Андреева Борис Зайцев писал: «Писание было для него опьянением, очень сильным: в молодости, впрочем, он вообще пил; и, как рассказывал, наибольшая радость в том заключалась, что уходил мир обычный. Он погружался в бред, в мечты; и это лучше выходило, чем действительность. Студентом, после попойки, в целой компании друзей, таких же фантасмагористов, он уехал раз, без гроша денег, в Петербург; там прожили они, в таком же трансе, целую неделю; собирались даже чуть не вокруг света. Неудивительно, что писания утреннего, трезвого, как и вообще дисциплины, он не выносил. Ночь, чай, папиросы— это осталось у него, кажется, на всю жизнь. Иногда он дописывался до галлюцинаций» 9 . Зайцев утверждал (и знал, о чём говорит): «Для Андреева, как писателя настоящего, смысл , видимо, сводился к работе, как наркозу, уводящему от скучной действительности» 10 . В подобном отношении к художественному творчеству Андреев был вовсе не одинок в своё время. Многие были таковы. Войдя в литературу погружённым в уныние реалистом, Андреев скоро стал популярным, поскольку пессимизм был в моде. С одной стороны, такой пессимизм питал настроения революционные, поскольку «дурную» (как казалось) реальность хотелось поскорее изменить, но со стороны иной, уныние подавляло духовные стремления и вело к богоборчеству, к отвержению религии и Церкви, смыкавшемуся с бунтарским настроем, который исповедовало большинство писателей, группировавшихся вокруг издательства «Знание», руководимого Горьким. Андреев вошёл в «Знание» как единомышленник, сочувствовал революции, отвергал Церковь, искал социальных путей к обновлению жизни. Его даже относили к «под-максимникам» (или «подмаксимкам»), как называли тех, кому покровительствовал Горький и кто держался одних с ним взглядов. Позднее, правда, он с Горьким разошёлся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Теперь несколько слов о т.н. рассаднике «карловацкого» благочестия – семинария и монастырь в Джорданвилле в Америке, где настоятелем – престарелый Арх. Виталий Максименко (известный сподвижник Митр[ополита] Антония Храповицкого по Почаевской типографии 19071916 годов), а Ректором Семинарии – новохиротонисанный глухой епископ Аверкий Таушев – любим ц о. Граббе, а следовательно, и митр[ополита] Анастасия. Дух непримиримости, фанатизма, обособленности и озлобленного кликушества в этом, с позволения сказать, монастыре такой острый, что даже видавший виды б. военный Еп. Серафим Иванов не выдержал «виталиевского» железного режима и ушел под Нью-Йорк, где по любезности князя С. Белосельского к Митр. Анастасию – «надеющемуся на князя» – был устроен в одной вилле князя – ставшей «Новой коренной пустыней»...?!... Настоятелем оной. В этом монастыре Джорданвилль подвизается в качестве преподавателя семинарии (там же) – только не знаю, какой дисциплины – б. сове тский гражданин – изменник Родины профессор-терапевт Иване Андреевич Андреев, несущий полусумасшедший бред на страницах Карловацкого журнала «Православная Русь» – журнала крутого монархического реакционного уклона. Этот профессор Андреев позволяет себе разные грубые выпады против нашей Советской Родины и Церкви, а «окружение» м[итрополита] Анастасия считает его антисоветские лжеумствования «голосом русского народа». Я помню еще этого Андреева в Гамбурге перед его отъездом в Америку, когда он спорил с еп[ископом ] Афанасием, пытавшим я доказать всю неправоту утверждений Андреева о «безблагодатности» якобы нашей Матери Русской Церкви. Профессор Андреев, чувствуя, что позиции его непрочны, что еп[ископ] Афанасий убедительно ему доказывает всю несостоятельность его бредовых хитросплетений, вдруг побагровев и потеряв совершенно душевное равновесие, истерично-грубо обрушивается на епископа и позволяет себе личное оскорбление архиерею (несмотря на свое подчеркивание преклонения перед архиерейским саном). Тогда епископ Афанасий попросил его замолчать и прекратить спор. С этого времени Андреев возненавидел еп[ископа] Афанасия (и... вообще всех епископов из Польши) и сообщил это свое настроение о. Граббе, который, конечно, «горячо» его поддержал. Вот маленький штришок работы профессора Андреева. Зато теперешний еп[ископ] Мюнхенский Александр Ловчий пришелся по вкусу профессору Андрееву, который хвалил «молчалинский» дух Ловчего.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Корабельного мраморного малярства мастер из Адмиралтейства Александр Феодорович Чеглоков расписывал в нижней церкви, в алтаре и в трапезе, в дверях и окнах, откосы, рамы, столпы, пилястры, мраморною работой, по образцу, данному архитектором Швердфегером, за 10 рублей 869 . Позолотные и красочные работы в нижней церкви в 1723-м году производили по подряду партикулярной верфи живописного дела «мастер» Иван Никитин, подмастерье Андрей Иванов Квашнин. Позолота 5-и яблоков на церковные купола производилась золотарями 870 . В Монастыре был и свой серебренник Степан Максимов 871 . Петербургского Адмиралтейства резного дела подмастерье Федор Евсеев Чижиков вырезал в нижнюю церковь к престолу 7 лиц херувимов и к крылосам 12 баляс по архитекторскому рисунку. Другие резные работы исполнял Петербургского Адмиралтейства резчик Петр Миронов Сакульской 872 . Капители резные к церковным и палатным столбам резали по указанию Швердфегера Валдайские каменщики по 6-и рублей за пару. Далее работы были сданы иноземцу Цесарской земли, резных каменных дел мастеру Кондрату Гаю Мартынову, по рекомендации Швердфегера, по 7-и рублей за пару. Он резал в своем доме на Васильевском острове, получая камень из Монастыря; с сентября по январь он вырезал 60 капителей, а затем больше ему резать не велено, так как другие резчики, из Русских, а именно Городовой Канцелярия, просили меньшую цену 873 . Камень резали для капителей и пьедесталов по рисункам Трезина 874 . Резали также капители Петербургской Городовой Канцелярия резчик Тимофей Андреев с товарищами и Француз Фалей – Etienne Follet 875 . 6 медных с серебряными цепочками позолоченных лампад в нижнюю церковь сделали мастера серебряного дела Никифор Ильин Мурашев и Яким Андреев, 4 отливных точеных лампады из зеленой меди – Литейного Пушечного Двора паникадильные мастера Иван Андреев и ученик Никита Андреев и одну такую же лампаду государев токарь Андрей Константинов 876 . В Монастыре был, свой «костяных дел мастер», монах Макарий, взятый из Московского Знаменского Монастыря 877 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

– Владиславлев! Что с тобою? – спросили его некоторые. – Что за вопрос? – возразил было Владиславлев, желая скрыть свое смущение, да не выдержал своей роли, – Со мною ничего, сказал он совсем другим тоном. – Как ничего? Ты весь покраснел и изменился в лице, когда Дикопольские взглянули на тебя и поклонились тебе, как своему знакомому. Он господа, сконфузился, заметил товарищам известный в семинарии артист Николай Андреев Лебединский, прозванный Canis’oм. Разве вы не заметили, что Людмила не просто поклонилась ему, а с такою милою улыбкой? А он уж и спасовал пред нею. Innocentia! 64 Счастливец какой ты, подумаешь, Василий Петрович! Такая хорошенькая брюнетка, графиня кланяется тебе, как своему знакомому... Я на твоем месте просто с ума бы сошел от радости... – Ну, и сходи себе с ума, – сказал с сердцем Владиславлев, – Что тебе мешает сходить с ума? Ведь ты известный всем мечтатель, вообрази себе, что брюнетка тебе с улыбочкою поклонилась, и сходи с ума от радости, сколько угодно... Вон, посмотри, еще идет твой кумир, о котором ты день и ночь мечтаешь и во сне, и наяву, и по котором постоянно вздыхаешь... – О! Кто это? – с живостью проговорил Николай Андреев, обращаясь к парадному крыльцу. – Та, которую ты обожаешь. – О это Лидия, – снова проговорил с поспешностью Николай Андреев и, стал близ самой лестницы, пристально посмотрел на входившую по лестнице девушку, так что та сильно покраснела и поспешила догнать свою бабку, с которою она всегда и всюду хаживала. – Ну вот, – сказал потом Николай Андреев, – я геройски, храбро встретил ее своим взглядом, а она так покраснела от моего взгляда, значит, она тоже невинность... Innocentia, не то, что вон та идет, точно жандарм какой-нибудь, стучит каблуками и размахивает руками... – Ну вот и прекрасно, – сказал ему снова Владиславлев, – и сходи теперь с ума, как знаешь, только отвяжись, пожалуйста, от меня... – Нет, брат! Погоди-ка со своим «отвяжись». Ты иди-ка в церковь , да объяснись там, пока с Дикопольскими... – Не пойду я туда прежде времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010