Кто хочет, может не только этим утешаться, но и смиряться, почитая, что он пришел в «покой» (ср. выражение святых отцов-пустынников). Вот еще ужасающая подробность. Как-то вызывают поодиночке их в НКВД. Предлагают поесть. Пододвигают тарелку: на ней колбаса, яблоки, печенье (ср. в житиях). Начинается разговор. Оказывается, от лица Алексия предлагается бумажка-заявление, которое надо подать ему ( Среди верующих, оппозиционно настроенных к Московской патриархии, еще и в 1970-е были широко распространены рассказы о том, что заключенным священникам после интронизации патриарха Сергия (вариант: Алексия I) предлагали подписать бумагу о лояльности. Эмигрантский историк И.М. Андреев (Андреевский; 1894 — 1976), в свое время отбывавший срок на Соловках, сообщает о том, что после избрания патриархом Алексия I (февраль 1945-го) духовенство в лагерях прошло через специальную «перерегистрацию». Узников-священнослужителей спрашивали, признают ли они избранного патриарха. Тех, кто отказывался его признать, ожидал новый арест, а то и приговор к расстрелу. Признававшие же это избрание законным, напротив, нередко освобождались и впоследствии получали назначения на приходы. (См.: Андреев И. О положении Православной Церкви в Советском Союзе. Катакомбная Церковь в СССР//Православная Русь. Джорданвилль, 1951. 1. С. 9—10.) Как отмечают современные исследователи, данный факт при работе с архивами «частично подтверждается» . — Прим. сост.) В нем говорится, что такой-то добровольно завербованный на лесные работы (это люди-то, сидевшие десятки лет в заключении, в тюрьмах и лагерях, и «ни за что», как сами большевики всегда выражаются за границей, когда их там тоже судят и сажают «только за то, что они не согласны с мнением правительства, или за то, что они по убеждению коммунисты, или за то даже, что желают своей родине свободы, мира и т.д.»!) хочет теперь возвратиться на родину и просит ходатайства об этом Патриархии (чего же ходатайствовать, когда добровольно нанялся?!). Ну, конечно, надо признать Алексия как законного Патриарха.

http://pravmir.ru/episkop-dyadya-kolya-p...

Литература о св. Феофане Затворнике : Корсунский И. Преосвященнейший епископ Феофан, бывший Владимирский и Суздальский. М., 1895; Памяти преосвященного Феофана...//Труды КДА. 1894. Т. 1; Иеромонах Георгий (Тертышников). Библиографический очерк. Памяти епископа Феофана//ЖМП. 1973. 3. С. 62–67; Иеромонах Георгий (Тертышников). Богословское наследие епископа Феофана//Богословские труды. Сб. 16. М., 1976. С. 202–222. Архимандрит Феодор (А.М. Бухарев) О современности в отношении к православию Впервые: Архимандрит Феодор (Бухарев). О Православии в отношении к современности. Изд-во «Странник», 1860. Печатается по: Русские духовные писатели. Архимандрит Феодор (А.М. Бухарев). О духовных потребностях жизни. М.: Столица, 1991. С. 53–70. Из главы «О современности в отношении к православию», содержащей четыре статьи, печатаются фрагменты первой и второй статей. Общий вопрос для всех четырех статей: «В самом ли православии и в самой ли современности заключается причина такой несовместимости их?» Помещенные ниже комментарии можно дополнить богатыми материалами вышедшей в серии «Русский путь» Русской христианской гуманитарной академии антологии: Архимандрит Феодор ( А.М. Бухарев ): pro et contra. Личность и творчество архим. Феодора в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. СПб.: РХГИ, 1997. Бухарев Александр Матвеевич (Архимандрит Феодор; 1824–2.04.1871) родился в с. Федоровское Тверской губернии в семье диакона. Учился в Тверской семинарии и в Московской духовной академии, которую окончил в 1846 г. со степенью магистра. В этом же году был пострижен в монашество и назначен в Академию на кафедру греческого языка и библейской истории (с 1846 года – Священного Писания). С 1852 г. профессор, а с 1853 г. архимандрит. Восемь лет преподавания Бухарева в Академии оставили яркий след в памяти ее студентов. «О. Феодор импровизировал свои лекции с необыкновенным воодушевлением, стараясь выразить сущность содержания излагаемой им священной книги и самый духовный облик ее автора», – вспоминает петербургский протоиерей А.А. Лебедев ( Лебедев А. А. Некролог//Архимандрит Феодор ( А.М. Бухарев ): pro et contra. СПб.: РХГИ, 1997. С. 648). Проф. Андреев отмечает, что «Бухарев, как никто из русских церковных деятелей, впитал в себя богословие ап. Павла» ( Андреев И.Д. Бухарев//Христианство. Энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. Т. 1. С. 312). Свои первые статьи молодой профессор публикует в академическом журнале «Прибавления к творениям св. Отцов». Св. Митрополит Филарет сочувственно высказывался о его первых опытах Толкования Апокалипсиса, но осудил «Три письма к Гоголю», которые Бухарев начал писать в 1848 г., а опубликовал в 1860 г. Московский Митрополит был недоволен тем, что о. Феодор вмешивается в светские дела, поскольку считал это недопустимым для монаха.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

631 Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб.), ф. 24, оп. 2–6, д. 1323, л. 83. 635 Иоанниты – группа почитателей св. о. Иоанна Кронштадтского (канонизированного в 1990 г.), доходивших до его обожествления. Патриаршая Церковь порицала их поведение. Иоанниты не приняли советской власти и с 1927 г. влились в иосифлянское движение. Некоторые архиереи-иосифляне рукополагали иоаннитов-мирян в священнический сан. 638 Справка УФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 34/3–2127 от 6 сентября 1994 г. 639 Клибанов А. И. Конкретные исследования современных религиозных верований (Методика, организация, результаты). М.: Мысль, 1967. С. 13. 642 Митрохин Л. Н. Реакционная идеология «истинно православной церкви» на Тамбовщине. С. 155–162; Клибанов А. И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. С. 189. 646 Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб.: Андреев и сыновья, 1994. С. 278; Сивере Амвросий. Истоки и связи Катакомбной Церкви в Ленинграде и области (1992–1992 гг.). С. 27–28. 651 Демьянов А. И. Указ. соч. С. 70; Его же. Критика идеологии истинно православного христианства. С. 15. 654 См.: Ревуненков В. Очерки по истории Великой французской революции. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. 656 Криптон К. К вопросу исторического прошлого Русской Православной Церкви//Вестник РХД, 118, 1976. С. 91; Его же. О тамбовском восстании 1921 г. Из записок очевидца//Вестник РХД, 121, 1977. С. 361–362. 659 См.: Зеленогорский (Гринберг) М. Жизнь и деятельность архиепископа Андрея (Ухтомского). М.: Терра, 1991. 660 Демьянов А. И. Истинно православное христианство. С. 16–17; Клибанов А. И. Указ. соч. С. 60–69. 662 Его же. Истинно православное христианство. С. 19, 81, 85–86; Клибанов А. И. Указ. соч. С. 94. 663 Никольская 3. А. К характеристике течения так называемых истинно православных христиан. С. 164–165; Демьянов А. И. Истинно православное христианство. С. 20. 664 См.: Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви 1917–1945; Центральный государственный архив общественных организаций Украины, ф. 263, оп. 1, д. 66923.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8. Очень полезно заниматься чтением Слова Божияго в уединении и так обучить себя, чтобы ум как бы плавал в Законе Господнем, по руководству которого должно устроить и жизнь свою. Цель и смысл человеческой жизни есть стяжание Святаго Духа… В Сарове и в Дивееве передаются по преданию предсказания преподобного Серафима о будущем России. Он предсказал, что в Сарове будут обретены мощи, что в Сарове будет великое торжество и приедет сам Царь, а люди от радости среди лета запоют Пасху. Это буквально исполнилось в июле месяце 1903 года при открытии мощей преподобного Серафима. Затем он предсказал, что вскоре после торжества наступит длительное лихолетье, что вся Россия зальется кровью и народ русский претерпит величайшие страдания, а затем многие-многие русские люди будут в рассеянии по всему Но все это послужит в конце концов к великой радости России и к великому торжеству Православия. И все истинно русские православные люди должны верить этому предсказанию. Иначе христианин и не может думать. Ибо сам Спаситель обещал, что всякая скорбь превратится в радость для всех тех, кто столпом и утверждением истины почитает Церковь, которую «врата адовы не одолеют». Текст «Заветы великого молитвенника Земли Русской» печатается по: «Русское возрождение». Независимый русский православный национальный журнал. Н.-Й, 1982. 20. С. 24, 27–30. Профессор И. М. Андреевский. (14.3.1894–30.12.1976) — Иван Михайлович Андреевский печатался под псевдонимом Андреев. Родился он в семье потомственных медиков в Санкт-Петербурге, его предок лечил умирающего Пушкина. Учился в Введенской гимназии, затем в гимназии Видамона. Юношей увлекался либеральными идеями. В 1914 году Андреевский поступил на философский факультет Сорбоннского университета, где слушал лекции известных профессоров, в частности Анри Бергсона. В 1917 году вернулся в Россию, воцерковился, проявил себя ярым противником обновленчества. Работал в Петроградском Бехтеревском институте психиатрии. В 1927 году возглавил депутацию от Санкт-Петербургской епархии к митрополиту Сергию (Страгородскому) для уяснения церковной позиции священноначалия после издания известной «Декларации» о лояльности к безбожной власти. В 1929 году арестован и до 1931 года находился в заключении на Соловках. После освобождения — ссылка. С 1937 по 1941 год в Новгороде. Во время войны вместе с философом С. А. Аскольдовым сотрудничал в газетах, выходивших на оккупированной территории. Затем уехал в Германию. С 1950 года жил в США. Преподавал нравственные дисциплины в Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле. Именно здесь он проявил себя как крупный филолог и богослов. Письмо Н. А. Мотовилова императору Николаю I

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

924 . Анасян А. С. Армянские источники о падении Византии. – Ереван, 1957. 925 . Ангелов Д. А. О некоторых характерных чертах развития византийского общества на путях феодализма//ВВ. – 1976. – Т 37. – С. 3–7. 926 . Андреева М. Очерки по культуре византийского двора в XIII в. – Прага, 1927. 927 . Андреева И. Д. Герман и Тарасий, патриархи Константинопольские. – Сергиев Посад, 1907. 928 . Андреев И. Константинопольские патриархи от Халкидонского собора до Фотия. – 1895. – Вып. 1. 929 . Антониадис-Бибику Э., Гийу А. Византийская и поствизантийская сельская община//ВВ. – 1988. – Т 49. – С. 24–39. 930 . Ариньон Ж.-П. Международные отношения Киевской Руси в середине X века и крещение княгини Ольги//ВВ. – 1980. – Т 41. 931 . Арранз М. Как молились к Богу древние византийцы. Суточный круг богослужения по древним спискам византийского Евхология. – Л.: Изд-во Дух. Академии, 1979. – 303 с. 932 . Арранц М. Избранные труды по литургике. – М.: Институт философии, теологии и истории Св. Фомы, 2003. – Т. 1: Таинства византийского Евхология. – 616 с. 933 . Арранц М. Чин оглашения и крещения в Древней Руси//Символ. – Париж, 1988. – Т 19. – С. 69–101. 934 . Арсений, архимандрит. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1879 года. – СПб.: Славянская печатня, 1880. – III, 853, XIX с. 935 . Артамонов М. И. История хазар. – Л., 1962. 936 . Арутюнова-Фиданян В. А. Административные перемены на востоке Византии в X-XI вв. (К вопросу о «кризисе» фемного строя)//ВВ. – 1983. – Т. 44. – С. 68–80. 937 . Арутюнова-Фиданян В. А. Армяно-византийская контактная зона (IX-XI вв.). Результаты взаимодействия культур. – М., 1994. 938 . Арутюнова-Фиданян В. А. Образ Византии в армянской средневековой историографии Х в.//ВВ. – 1991. – Т 52. 939 . Археология Украинской ССР. – К.: Наук. думка, 1986. – Т 3. – 575 с., илл. 940 . Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге/Под ред. И. П. Медведьева. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. – 463 с. 941 . Архиепископ Киприан (Керн) . Евхаристия. – К.: Изд. им. Свт. Льва, папы римского , 2005.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XV - 1-й пол. XVI в. Принадлежность их З. сомнительна ( Буланин. 1988. С. 355). Лит.: Евгений. Словарь. 1827 2. Т. 1. С. 189-193; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 203-204; Калугин Ф. Г. Зиновий, инок Отенский, и его богосл.-полемич. и церк.-учительные произведения. СПб., 1894; Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 2. С. 224-230; Андреев Н. Инок Зиновий Отенский об иконопочитании и иконописании//SK. 1936. Т. 8. C. 259-277; Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники: Очерки по истории рус. обществ.-полит. мысли сер. XVI в. М., 1958; Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV - 1-й пол. XVI в. М., 1960; он же. Народная социальная утопия в России: Период феодализма. М., 1977; Mainka R. M. Zinovij von Oten " : Ein russischer Polemiker und Theologe der Mitte des 16. Jh. R., 1961. (OCA; 160); Корецкий В. И. Христологические споры в России (сер. XVI в.)//ВИРА. 1963. Т. 2. С. 334-361; Брюсова В. Г. Страница из истории Софийского собора Новгорода//Культура Др. Руси. М., 1966. С. 42-46; она же. София Премудрость Божия в древнерус. лит-ре и иск-ве. М., 2006. С. 86-89, 153-156; Толстой Н. И. Старинные представления о народно-языковой базе древнеслав. литературного языка (XVI-XVII вв.)//Вопросы рус. языкознания. М., 1976. Вып. 1. С. 186-189; Золотухина Н. М. Развитие рус. средневековой политико-правовой мысли. М., 1985. С. 125-143; Дмитриева Р. П. К вопросу о лит. деятельности Льва Филолога//Исследования по древней и новой лит-ре. Л., 1987. С. 64-68; Буланин Д. М. Зиновий Отенский//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 354-358 [Библиогр.]; Бычков В. В. Трансформация византийской традиции в эстетике Др. Руси: Зиновий Отенский//Studia Slavico-Byzantina et Mediaevalia Europensia=Исследования по славяно-визант. и западноевроп. Средневековью: Посвящ. памяти Ив. Дуйчева. Sofia, 1988. Vol. 1. P. 155-170; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 1. С. 456-476; Макарий (Веретенников), архим. Инок Зиновий Отенский - новгородский богослов XVI в.//АиО. 1997. 1(12). С. 134-156; он же. О Церкви земной и Церкви небесной. М., 2006. С. 439-460; Калугин В. В. Андрей Курбский и Иван Грозный: Теорет. взгляды и лит. техника древнерус. писателя. М., 1998 (по указ.); Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 180, 310-326, 359, 379, 441; Рыков Ю. В. Утраченный и вновь обретенный солодовниковский список «Истины показания» инока Зиновия Отенского: Ист.-археогр. заметки//От средневековья к Новому времени: Сб. ст. в честь О. А. Белобровой. М., 2006. С. 143-186; Святые Новгородской земли. Новгород, 2006. Т. 2. С. 1081.

http://pravenc.ru/text/199815.html

Андрей Белый: проблемы творчества. М., 1988. Анна Ахматова и русская культура начала XX века. М., 1989. Аверинцев С.С. «Скворешниц вольных гражданин...». Вячеслав Иванов: путь поэта между мирами. СПб., 2001. Бавин С., Семибратова И . Судьбы поэтов серебряного века. М., 1993. Баранов В. Огонь и пепел костра. Горький, 1990. Беззубов В. Леонид Андреев и традиции русского реализма. Таллин, 1984. Белый А. Символизм. М., 1910. Богомолов Н. В зеркале «Серебряного века»: Русская поэзия начала XX века. М., 1990. Быков Л.П., Подчинёнов А.В. Снигирёва Т.А. Русская литература XX века: проблемы и имена. Екатеринбург, 1994. Восприятие русской литературы за рубежом. XX век. Л., 1990. Время и судьбы русских писателей. М., 1981. Гейдеко Валерий. А.Чехов и Ив.Бунин. М., 1987. Долгополов Л. На рубеже веков: о русской литературе конца XIX-haчaлa XX века. Л., 1977. Долгополов Л.К. Александр Блок: личность и творчество. Л., 1980. Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Вып.1-2. Петрозаводск, 1994, 1998. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. Л., 1973. Жирмунский В.М. Поэзия Александра Блока. Преодолевшие символизм. М., 1998. Иван Бунин. М., 1973.— Лит. наследство; Т.84, кн.1-2. Иезуитова Л.Н. Творчество Леонида Андреева (1892-1906). Л., 1976. Ильин И.А . О тьме и просветлении. Книга художественной критики: Бунин— Ремизов— Шмелёв. Мюнхен, 1959. Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. М., 1990. Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века. М., 1975. Кодрянская Н. Алексей Ремизов. Париж, 1979. Котельников В.Л. Православная аскетика и русская литература (на пути к Оптиной). СПб., 1994. Лепахин Валерий. Икона в изящной словесности. Сегед, 1999. Линков В.Я . Мир и человек в творчестве Л.Толстого и И.Бунина. М., 1989. Любомудров А.М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б.К.Зайцев, И.С.Шмелёв. СПб., 2003. Максимов Д.Е. Поэзия и проза Ал.Блока. Л., 1981. Максимов Д.Е. Русские поэты начала века. Л., 1986.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Георгий 1921-1923 Дионисий 1923-1948 Архиепископ Тимофей (врем. управл. Польской Церковью) 1948-1951 Макарий 1951 -1961 Тимофей 1961 -1962 Архиепископ Лодзинский и Познаньский Георгий (врем, управл. Польской Церковью) 1962 -1965 Стефан 1965 -1969 Василий с 1 марта 1970 г. (интронизация) Библиография к главе VIII «Польская Православная Церковь» На русском языке Акты исторические, собранные и изданные Археологической Комиссией. Т. I-III. Алексий, архиеп. К истории Православной Церкви в Польше за 10-летнее пребывание во главе ее Блаженнейшего Митрополита Дионисия (1923 —1933). Варшава: Синодальная типография, 1937. Алексий, архиеп. Митрополит Георгий. Варшава, 1933. Андреев А. В Христианской Богословской Академии в Варшаве//ЖМП. 1972. 11. Антонович В. Монографии по истории Западной и Юго-Западной России. Киев, 1885. Афанасий (Кудюк), архим. Хроника Православной Церкви в Польше//ЖМП. 1972. 2. Бантпыш-Каменский Н. Историческое исследование о возникшей в Польше унии. Вильно, 1886. Блаженнейший Василий, Митрополит Варшавский и всея Польши (к визиту в Русскую Православную Церковь в мае 1970 года)//ЖМП. 1970. 7, Блаженнейший Тимофей, Митрополит Варшавский и всея Польши (некролог)//ЖМП. 1962. 7. Буевский А. С. Православный Восток и Русская Православная Церковь в 1-й половине XX столетия. (Курсовое сочинение). М., 1951. (Машинопись). Варнава, митрополит Китросский. Польская Церковь. Об основных положениях ее управления: Общий исторический обзор//Феология. 1975. Январь-март (пер. с греческого). Ведерников А. Внутреннее дело Польской Православной Церкви//ЖМП. 1950. 8. Визит Его Блаженства Митрополита Варшавского и всея Польши Василия//ЖМП. 1970. 8. Влодарский С., свящ. Запросы депутатов по вероисповедным делам в Польше за период 1919-1939 гг. Ч. I. «Богословский Ежегодник Христианской Богословской Академии», 1966, 1967. Георгий (Грязное), шум., дои,. Архиепископ Варшавский и Привислинский Николай (Зиоров) (к 125-летию со дня рождения)//ЖМП. 1976. 12. Георгий Конисский, архиеп. Собрание сочинений. Ч. I-II. СПб., 1861.

http://sedmitza.ru/lib/text/441222/

После победы над войском Ярослава и Юрия Всеволодовича в битве при Липице на реке Кезе (приток Мологи) осенью 1216 года тесть Мстислав отобрал дочь у Ярослава, но позже вернул. В 1219 году у них родился первый сын Фёдор – «Того же 6727 лета родися Ярославу сын и нарекоа имя ему Феодор». 13 мая 1221 года появился на свет второй сын Александр, будущий Невский – «съи бе князь Александр родися от отца милостилюбца и мужелюбца, паче же и кротка, князя великого Ярослава и от матере Феодосии». Позже родились Андрей, Михаил Храбрый (Хоробрит), Даниил, Ярослав-Афанасий, Василий, Константин, Мария. В 1219 году после смерти Константина Всеволодовича великим владимирским князем снова стал его брат Юрий. Через год, в 1220 году переяславские полки князя Ярослава участвовали в общем походе русских войск на булгар, захвативших в 1218 году город Устюг на реке Сухоне – северо-восточные земли Ростовского княжества. Булгарские отряды двинулись дальше вглубь русских земель по реке Унже. Город Унжу им захватить не удалось, русские войска отбили и Устюг. В 1223 году князь Ярослав снова в Новгороде. В книге «Древнерусские княжеские уставы XI–XV века», вышедшей в Москве в 1976 году, опубликован единственный сохранившийся документ того времени –»Устав князя Ярослава о порядке надзора за благоустройством новгородских улиц («о мостех»), датируемый исследователями 20–30-ми годами XIII века, когда в Новгороде княжил Ярослав Всеволодович: «А се устав Ярославль о мостех, о сменником поплата. В Людин конец черес греблю до Добрыни улицы в городные ворота до Пискупли улицы, с пруссы до Бориса и Глеба мостити. А тигожанам до коломлан, а коломланам до Нередичского мосту, нередичанам до вережан, а вережанам до пидблан, а пидбланам до Чюдинцеве улице, а Чюдинцеве улице с загородци до городних ворот, а владыце сквозь городные ворота с изгои, а с другими до Острой городни. Давыжа ста, Слепцева ста, Бовыкова ста, Олексина ста, Ратиборова ста, Кондратова ста, Сидорова ста, Гаврилова ста, княжа ста, Ржевская, Бежицкая, Водская, Обонезьская, Лузьская, Лопьская, Волховская, Яжелбичская двои рили.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Принадлежность к чину Г. п. д. выражалась и в корпоративной одежде. В XVII в. молодым Г. п. д. обычно жаловались однорядки (реже кафтаны), к-рые шились из разноцветного англ. сукна (лундыша). При дворе они появлялись в «приходных» кафтанах (для каждого певчего шили по 2 верхних и 2 исподних). Один верхний кафтан изготовлялся из англ. сукна или из стамеда «с исподом русачьим черевьим», с бобровой опушкой и «пуговицами шелковыми», 2-й кафтан - из кармазина «с исподом бельим хребтовым», к ним полагалась шапка с тульей из красного сукна и с околом из соболя. Праздничный кафтан изготовлялся из стамеда или кармазина с исподом песцовым, опушкой бобром и серебряными золочеными пуговицами. Нередко в документах встречается информация и об отдельных поступках Г. п. д., характеризующих их во внеслужебной жизни. Так, в июле 1682 г. Андрей Новгородец «по обещанию ево помолитца» был отпущен из Москвы в новгородский Тихвинский мон-рь. В том же году Лука Андреев, навещая в Мещанской слободе Ивана Власова, рассказал, что в Симоновом мон-ре 2 «спеваков» архимандрит хочет постричь в монахи, «а они-де не хотят». Тогда они решили «свезти» своих малороссийских собратьев и укрыть на дворе Ивана Власова, что и исполнили. Т. о., источники дают представление о том, что жизнь Г. п. д. мало чем отличалась от жизни городских служилых слоев населения древней России. Высокий профессиональный уровень мастерства певцов определял древнерус. церковнопевч. искусство и способствовал его развитию. Лит.: Разумовский Д. В. , прот. Патриаршие певчие дияки и подияки и государевы певчие дияки. СПб., 1895; Забелин И. Е. Домашний быт рус. народа в XVI-XVII ст. М., 18953. Т. 1: Домашний быт рус. царей в XVI-XVII ст.; 19013. Т. 2: Домашний быт рус. цариц в XVI-XVII ст.; Извеков Н. Д. , прот. Моск. кремлевские дворцовые церкви и служившие при них лица в XVII в. М., 1906; Протопопов В. В. Нотная б-ка царя Феодора Алексеевича//ПКНО, 1976. Л., 1977. С. 119-133; Стасов В. В. О церк. певцах и церк. хорах Древней России до Петра Великого// Он же. Статьи о музыке. Вып. 5Б. М., 1980. С. 175-240; Зверева С. Г. Русские хоры и мастера пения кон. XV - сер. XVII в.: Дис. канд. иск. М., 1988; она же. Государевы певчие дьяки после «Смуты» (1613-1649)//ГДРЛ. 1989. Вып. 2. С. 355-382; Парфентьев Н. П. Профессиональные музыканты Рос. гос-ва XVI-XVII вв.: Государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки и подьяки. Челябинск, 1991; Плотникова Н. Ю. Государев певчий дьяк Иван Михайлович Протопопов и его партесные гармонизации//Музыка России: от средних веков до современности: Сб. ст. М., 2004. Вып. 2. С. 30-50; Турилов А. А. Книга раздачи «поминков» при хиротонии Ростовского архиеп. Тихона (1489)//Древнерус. и поствизант. искусство: 2-я пол. XV - нач. XVI в.: К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. М., 2005. С. 451-453.

http://pravenc.ru/text/166319.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010