4.5.1977     Человек не может сам заснуть и не может сам умереть. Он не может сам захотеть и проснуться и не может сам захотеть родиться. Как не он сам себя создал, так он не может сам себя выключить. Как человек не может по воле заснуть, по воле проснуться, по воле родиться, по воле умереть (т. е. захотеть и выключить себя из жизни), так он не может по воле оправдаться, оправдание собственными делами такое же противоестественное, плохое дело как смерть от собственной руки. Не мы взяли себе жизнь; а оправдание, освобождая от мук совести, та же жизнь. Оправдание впускает в счастье, в существование. Совершенно естественно, что оправдываются только предопределенные. Как одним людям предопределено родиться и не погибнуть, так некоторым людям предопределено быть оправданными. Но и тут нет автоматизма: как для рождения нужно человеческое участие, так для оправдания нужна вера. Вера в то, что не мы сами оправдываемся, но можем быть оправданы. Вера как бы открытие дверей для божественного творчества и божественного мира, разрешение Богу действовать, иными словами, принятие Божьего интереса как своего, даже с риском того что Он будет действовать не в интересах верующего. 28.4.1977, 11.5.1977     Так привыкаешь сближать русское вера с латинским veritas, что иногда путаешься между ними: читаешь veritas (у Николая Кузанского), а понимаешь как то, чему можно и нужно доверять. Вера это выявление достоверного и доверие к нему. Или это благоговейная настороженность в заведомом присутствии того, что может и должно быть увидено. 11.5.1977     Правда атеизма: Бога нигде нет. Кто не пережил этого с последней сомнамбулической ясностью, тот едва ли может правильно верить. Дело в том, что в этом состоянии невозможно успокоиться, оно тревожно и невыносимо, в нем не остается и следа обманчивой сладостной доверчивости. Это очевидно состояние ницшевского Заратустры. Строгие ученые возможно дисциплинируют свой ум в таком состоянии. Но закоснев оно портится, превращается в дурную резиньяцию: отказ не от самости, а от новых и неожиданных сторон самости (это парадокс: самость может развернуться лишь когда отказываешься от нее, бросаешься в воды, идешь в народ). Само по себе жесткое и тонкое, озаряющее знание, что Бога нет, это наверное неизбежный и необходимый порог, если не переступить который, нам придется мыкать горе с зачумленным богом нашего собственного изготовления.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=846...

N. Y., 1973. Vol. 55. P. 1-37; idem. An addendum to «The Heracles Plaques of St. Peter " s Cathedra»//Ibid. 1974. Vol. 56. P. 248-252; idem. Le formelle di Ercole della cattedra di S. Pietro//Bull. dell " Istituto Storico Italiano per il Medio Evo e Archivio Muratoriano. R., 1976/1977. T. 86. P. 1-65; Hollstein E. Jahrringchronologie der «Cathedra lignea» von St. Peter im Vatikan//Trierer Zschr. 1974. Bd. 37. S. 191-206; Gussone N., Staubach N. Zu Motivkreis und Sinngehalt der Cathedra Petri//Frühmittelalterliche Stud. B., 1975. Bd. 9. S. 334-358; Ladner G. B. La cattedra lignea di S. Pietro in Vaticano//Rivista di storia della Chiesa in Italia. R., 1975. T. 29. P. 197-206; Maccarrone M. La cattedra lignea//Il Vaticano e Roma cristiana. Vat., 1975. P. 53-57; idem. Die Cathedra Sancti Petri im Hochmittelalter: Vom Symbol des päpstlichen Amtes zum Kultobjekt//RQS. 1980. Bd. 75. S. 171-207; 1981. Bd. 76. S. 137-172; idem. Romana ecclesia - Cathedra Petri/A cura di P. Zerbi. R., 1991. 2 vol.; Haendler G. Zur Frage nach dem Petrusamt in der alten Kirche//StTheol. 1976. Vol. 30. P. 89-122; Pietri Ch. Roma Christiana: Recherches sur l " église de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie, de Miltiade à Sixte III (311-440). R., 1976. P. 381-389; Frugoni Ch. L " ideologia del potere imperiale nella Catedra di S. Pietro//Bull. dell " Istituto Storico Italiano per il Medio Evo e Archivio Muratoriana. 1976/1977. T. 86. P. 67-181; F é vrier P.-A. «Natale Petri de cathedra»//CRAI. 1977. Vol. 121. P. 514-531; Jounel P. Le culte des saints dans les basiliques du Latran et du Vatican au XIIme siècle. R., 1977. P. 225-226, 400; Gandolfo F. La cattedra papale in età federiciana//Federico II e l " arte del Duecento italiano: Atti della III settimana di studi di storia dell " arte medievale dell " Università di Roma/A cura di A. M. Romanini. Galatina, 1980. Vol. 1. P. 339-366; Horn S. O. Petrou kathedra: Der Bischof von Rom und die Synoden von Ephesus (449) und Chalcedon. Paderborn, 1982; Salzman M.

http://pravenc.ru/text/1683935.html

103. Московская духовная академия. Ссудно-сберегательная касса. Устав. М.: Тип. Снегирева, 1898. 16 с. 104. Московская духовная семинария. Братство во имя св. Ермогена для вспомоществования бывшим питомцам. Устав. М.: Тип. Снегирева, 1915. 8 с. 105. Отчеты братства Преподобного Сергия для вспомоществования нуждающимся студентам и воспитанникам Московской духовной академии. М., 1881–1916. 141, 33, 39, 48, 55, 48, 52, 47, 48, 50, 50, 46, 35, 55, 50, 52, 49, 58, 59, 66, 68, 74, 61, 68, 81, 76, 75 с. 106. Отчеты о состоянии Московской духовной академии. М., 1872–1918. 37, 48, 46, 50, 56, 53, 53, 51, 74, 63, 63, 68, 68, 73, 69, 50, 19 с. 107. Памятные книжки Московской духовной академии. СП, 1894–1918. 38, 60, 64, 79, 68, 71, 67, 67, 66, 70, 56, 56, 56 с. 108. Пастырско-просветительное Братство при Московской духовной академии: (второй год существования). СП, 1909. 45 с. Оттиск из: Христианин. 1909. С. 679–696 (опубл. Николай Концевич); С. 897–924 (разные авторы). 109. Пастырско-просветительное Братство при Московской духовной академии: (четвертый год существования). СП, 1911. 23 с. 110. Правила об обязанностях учащихся в Московской духовной академии и о взысканиях за нарушение оных. М., 1875. 15 с. 111. Правила об обязанностях учащихся в Московской духовной академии. СП, 1897; 1901; 1913. 18 с., 16 с., 22 с. 112. Проект устава духовных семинарий: в 2 ч. СПб.: Тип. И. Иоаннесова, 1814. 28 с. 113. Проект Устава духовных академий. СПб.: Медиц. тип., 1810. 35 с. 114. Проект устава православных духовных академий/Ведомство православного исповедания Санкт-Петербургского духовно-учебного округа. Конференция СПбДА, 1869. 140 с. 115. Проект Устава Православных духовных академий, выработанный Советом Московской духовной академии. СП: Тип. ТСЛ, 1906. 41 с. 116. Проект Устава Православной духовной академии, составленный комиссией профессоров С.-Петербургской духовной академии, рассмотренный и измененный Советом академии, и объяснительные записки к нему. СПб., 1907. 37 с. 117. Проект Устава Православных духовных академий, выработанный Советом Казанской духовной академии. Казань, 1906. 39 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

19) ТОКАРЕВСКОГО Владимира Петровича, род[ившегося] в 1882 г., б[ывшего] дворянина, б[ывшего] штабс-капитана, перед арестом не имевшего определенных занятий, русского, гражданина СССР, арестованного 30/XI г.], обвин[яемого] по ст[атье] 68-й УК и содержащегося в Бутырской тюрьме. 20) СТЕПАНОВА Алексея Ивановича (ГУРИЯ), род[ившегося] в 1880 г., происходящего из крестьян (зажиточных), по профессии – служителя культа (епископа), арестованного 18 ноября 1925 г., обвин[яемого] по ст[атье] 62-й УК и сод[ержащегося] в Бутырской тюрьме. 21) КЕДРОВА Петра Петровича (Пахомия), род[ившегося] в 1876 г., происх[одящего] из дух[овного] звания, по профессии служителя культа (епископа), русского, гражданина СССР, арестованного 30/XI–25 г., обвиняемого по ст[атье] 68-й УК и содержащегося в Бутырской тюрьме. 22) МЕЩЕРСКОГО Ивана Сергеевича, род[ившегося] в 1893 г., б[ывшего] князя, б[ывшего] офицера (последний чин – штаб-ротмистра), перед арестом не имевшего определенных занятий, русского, беспартийного, гражданина СССР, арестованного 30/XI–25 г., обвин[яемого] по ст[атье] 68-й УК и содержащегося в Бутырской тюрьме. 23)  ПОКРОВСКОГО Николая Васильевича , род[ившегося] в 1880 г., происход[ящего] из дух[овного] звания, попа, русского, гражданина СССР, арестованного 30/XI–25 г., обвин[яемого] по ст[атье] 68-й УК и содержащегося в Бутырской тюрьме. 24) СКВОРЦОВА Василия Васильевича, род[ившегося] в 1881 г., происход [ящего] из дух[овного] звания, попа, русского, гражданина СССР, арестованного 30/XI–25 г., обвин[яемого] по ст[атье] 68-й УК и содержащегося в Бутырской тюрьме. 25) МАНСУРОВА Павла Борисовича, род[ившегося] в 1860 г., б[ывшего] дворянина и помещика, по роду занятий – дипломатического чиновника, после октябрьской революции не имевшего определенных занятий, русского, гражданина СССР, беспартийного, арестованного 29/III–26 г., обвин[яемого] по ст[атье] 62-й УК и содержащегося во Внутренней тюрьме. 26) СКВОРЦОВА Ивана Ивановича, род[ившегося] в 1862 г., происходящего из дух[овного] звания, попа, русского, гражданина СССР, арестован[ного] 30/XI–25 г., обвин[яемого] по ст[атье] 68-й УК и содержащегося в Бутырской тюрьме.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Называет «безумием» то, что почитали таковым другие (люди), т.е. страдания. Ибо «распятый Христос иудеем убо соблазн, еллином же безумие» . Поэтому Сын Божий говорит Отцу: «Ты, Отче, предвидел домостроительство крестное и Тебе известны людские прегрешения, которые Я взял на Себя». Итак, не знавшего греха Он сделал за нас жертвою греха (см. 2 Кор. 5:21) (Афанасий, Кирилл, Евсевий, Дидим). Пс.68:7.   Да не постыдятся о мне терпящии Тебе, Господи, Господи сил: ниже да посрамятся о мне ищущии Тебе, Боже Израилев. Сказал дважды: «о мне» вместо «ради Меня», «ради Моего за них страдания» (Афанасий). Пс.68:8.   Яко Тебе ради претерпех поношение, покры срамота лице мое. Пс.68:9.   Чуждь бых братии моей, и странен сыновом матере моея. Христос говорит по причине оставления Его всеми во время страданий (Афанасий). Пс.68:10.   Яко ревность дому Твоего снеде мя, и поношения поносящих Ти нападоша на мя. Ученики Спасителя вспомнили эти слова, когда Он с великой властью изгонял торжников из иерусалимского храма (см. Ин. 2:17). Следующие же слова о «поношении» апостол Павел относит ко Христу, указывая, что и Христос не Себе угождал, но Отцу, принимая на Себя «поношения поносящих» Бога Отца (см. Рим. 15:13). Какое каменное сердце не умягчится, помышляя о животворных страстях Христа Господа и о Его за нас смерти! Господь за нас пострадал; а как мы, рабы, можем сопострадать равно Господу? — Покорным перенесением всех напраслин и невзгод, которые попускаются нам всепремудрым Промыслом Божиим. То же было ведь и со Спасителем нашим. Ибо Он говорил через Пророка: «поношения поносящих нападоша на мя» . — За нас Господь терпел поругание (Феодорит, Студит, Златоуст). Пс.68:11.   И покрых постом душу мою, и бысть в поношение мне. Скорбя о будущей погибели душ нечестивых, Христос «в посте оплакивал душу свою» — и это «бысть в поношение» Человеколюбцу. Особенно же постился Христос при наступлении времени страдания, когда постились и ученики Его (Евсевий, Афанасий). Пс.68:12.   И положих одеяние мое вретище, и бых им в притчу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

2797. Василий (Кривошеин) , архиеп. Брюссельский и Бельгийский . [Рец. на кн.:] Kelly J. N. D. Early Christian Doctrines. 2-d edition. London, 1960 [=Кэлли Дж. Ранние христианские вероучения]//ВРЗЕПЭ. 1961. 38/39. С. 168–169. 2798. Василий (Кривошеин) , архиеп. Брюссельский и Бельгийский. [Рец. на кн.:] Rössler R. Kirche und revolution in Russland: Patriarch Tichon und der Sowjetstaat. Koln; Wien, 1969 (Beitrâge zur Geschichte Osteuropas; 7) [=Рёсслер Р. Церковь и революция в России. Патриарх Тихон и Советское государство]//ВРЗЕПЭ. 1970. 69. С. 69–78. 2799. Василий (Кривошеин) , архиеп. Брюссельский и Бельгийский. [Рец. на кн.:] Smolitsch I. Geschichte der Russische Kirche. 1700–1917. Leiden, 1964. Bd. 1 (Studien zur Geschichte Osteuropas; 9) [=Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700–1917]//ВРЗЕПЭ. 1970. 69. С. 64–69. 2800. Воропаев В. А. Новое издание Н. В. Гоголя: [Собрание сочинений: В 9 т.]//ППр. 1996/1997. 5. С. 219–221. 2801. Журавский А. В. [Рец. на кн.:] Islam and Christianity: Mutual Perceptions since the mid-20th Century/Ed. by J. Waardenburgh. Leuven: Peeters, 1998. VIII, 320 p. [= Ислам и христианство: взаимное восприятие с середины XX в.]//Страницы. 1999. Т. 4. 1. С. 145–148. 2802. Зернов Н. М. [Рец. на кн.:] Андроник (Елпидинский), архим. Восемнадцать лет в Индии//ВРЗЕПЭ. 1960. 36. С. 62–66. 2803. Иннокентий (Павлов), игум. [Рец. на кн.:] Lann E. Tradition et Communion des Églises: Recueil d " études. Leuven: University Press, 1977 (Bibliotheca Ephemeridum Theologicorum Lovaniensium; CCXXIX) [=Ланн Э. Предание и Общность Церквей: Сб. статей]//Страницы. 1997. Т. 2. 3. С. 472–473. 2804. Курбатов В. Пробуждение: [Рец. на кн.: Зелинский В. Открытие слова. М.: Путь, 1993]//ППр. 1996/1997. 5. С. 212–218. 2805. Левинская И. А. [Рец.:] Размышляя над рецензией иеромонаха Илариона (Алфеева) на «Письмо апостола Павла»/Пер., примеч.: В. Н. Кузнецова. М.: Общедоступный правосл. университет, 1998. 160 с.//Страницы. 1999. Т. 4. 1. С. 139–143. 2806. Мейендорф И. , протопр. Коротко о книгах: [Рец. на кн.:] Papadakis A. Crisis in Byzantium. The Filioque controversy in the Patriarchate of Gregory II of Cyprus (1283–1289). New York, 1983=Пападакис А. Кризис в Византии. Спор о Филиокве во время патриархата Григория II Кипрского (1283–1289); Shahid J. Rome and Arabs. Washington, 1984=Шахид И. Рим и арабы. Пролегомены к изучению истории Византии и арабов; Византия и арабы в IV веке//ВестнЛДА. 1990. 2. С. 162–164.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На праздничном вечере хор нижегородской православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского исполнил духовные песнопения. Свое творчество показали и другие нижегородские исполнители. 4 октября исполнилось 98 лет со дня рождения приснопамятного митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова). Митрополит Николай (до 1991 года — архиепископ) возглавлял Горьковскую, а затем Нижегородскую епархию почти четверть века — с 1977 по 2001 год. Будущий владыка родился 4 октября 1924 года на хуторе Кутепове Большекалмыковского сельсовета Болоховского района Тульской области в семье крестьянина-однодворца, позже раскулаченного. Две тетки Николая Кутепова были монахинями в Тульском Успенском монастыре. По окончании средней школы в Туле в 1942 году будущий владыка прошел обучение в Тульском оружейно-пулеметном училище, откуда в октябре того же года был отправлен на фронт. Воевал рядовым под Сталинградом. В одном из боев получил два пулевых ранения, был контужен, обморозил ноги. В госпитале ему ампутировали трети обеих ступней. В 1946 году Николай Кутепов стал вторым иподиаконом и секретарем архиепископа Тульского и Белевского Антония (Марценко), в 1952 году окончил Московскую духовную семинарию , в 1958 году — Ленинградскую духовную академию . 25 декабря 1959 года он принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре . Приснопамятный владыка был пострижен в монашество с именем Николай в честь одного из 40 мучеников Севастийских. 10 сентября 1961 года за Литургией в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры архимандрит Николай был хиротонисан во епископа Мукачевского и Ужгородского. Владыка нес епископское служение на нескольких кафедрах. В 1963-69 годах он епископ Омский и Тюменский, с 1969 по 1970 год — епископ Ростовский и Новочеркасский, в 1970-1975 годах возглавлял Владимирскую кафедру , с 1975 по 1977 год был архиепископом Калужским и Боровским. 1 июля 1977 года владыка вступил в управление Горьковской епархией. 9 сентября 1972 года епископ Николай был возведен в сан архиепископа, 25 февраля 1991 года — в сан митрополита.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

14 . Bar-Efrat 1989: Narrative art in the Bible/Shimon Bar-Efrat; [tr. by Dorothea Shefer-Vanson in conjunction with the author]. – Sheffield: Almond Press, 1989. – 295 p. – (JSOTSup; 70). – (Bible and literature series; 17). 15 . Barthélemy 1984: L’État de la Bible juive depuis le début de notre ère jusqu’à la deuxième révolte contre Rome/Dominique Barthélemy//La canon de l’Ancien Testament: sa formation et son histoire/Ed. by Jean–Daniel Kaestli and Otto Wermelinger. – Genève: Labor et Fides, 1984. – p. 131–135. 16 . Baskin 2002: Midrashic women: formations of the feminine in rabbinic literature/Judith R. Baskin. – Hannover: Published by University Press of New England for Brandeis University Press, 2002. – XII, 232 p. (Brandeis series on Jewish women). 17 . BDB 1906/2005: The Brown-Driver-Briggs-Gesenius Hebrew and English Lexicon with an Appendix containing the Biblical Aramaic [Electronic resource]/By F. Brown, S. Driver, and C. Briggs. Complete and Unabridged Electronic ed. – [s. 1.]: Varda Books, c2005. – 1200 p. – Electronic ed. based on the printed ed. originally published by Oxford University Press, 1906. 18 . BDB 1996: The Brown-Driver-Briggs Hebrew and English lexicon: with an appendix containing the Biblical Aramaic: coded with the numbering system from Strong’s Exhaustive concordance of the Bible/Francis Brown; with the cooperation of S.R. Driver and Charles A. Briggs. – Peabody, MA: Hendrickson Publishers, – XXI, 1185 p. 19 . Beattie 1977: Jewish exegesis of the Book of Ruth/By D.R.G. Beattie. – Sheffield: Dept. of Biblical Studies, University of Sheffield, 1977. – XII, 251 p. – (JSOTSup; 2). 20 . Beattie 1977a: A midrashic gloss in Ruth 2,7/D.R.G. Beattie//ZAW. – 1977. – Vol. 89. – p. 122–124. 21 . Beattie 1978: Redemption in Ruth, and related matters: a response to Jack M. Sasson/D.R.G. Beattie//JSOT. – 1978. – Vol. 3. – p. 65–68. 22 . Beattie 1978a: Ruth III/D.R.G. Beattie//JSOT. – 1978. – Vol. 5. – p. 39–48. 23 . Beattie 1994: The Targum of Ruth/Tr., with introd., apparatus, and notes by D.R.G. Beattie; The Targum of Chronicles/Tr., with introd., apparatus, and notes by J. Stanley Mclvor. – Edinburgh: T. & T. Clark, 1994. – 258 p.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Уже Климент Александрийский видит в словах Моисея о пришествии пророка после него (Втор 18. 15, 19) «пришествие совершеннейшего Педагога, Логоса» ( Clem. Alex. Paed. I 7); и в дальнейшем эти стихи христ. толкователи в противовес иудейским комментаторам относили не к Иисусу Навину (что противоречит Втор 34. 9-11 и Числ 12. 6-8), а к Иисусу Христу ( Cypr. Carth. Test. adv. Jud. I 1; ср.: Cyr. Hieros. Catech. XII 17). Описание ритуального заклания жертвенной телицы за убийство человека старейшинами и священниками (Втор 21. 1-7), по мнению Кирилла Александрийского, прообразует осуждение на смерть Иисуса Христа за грехи людские (PG. 69. Col. 645-649b). Среди установлений о праздновании Пасхи есть повеление Господа о заклании Пасхи «из мелкого и крупного скота» (Втор 16. 2); блж. Августин соотносит эти строки с праведными и грешными, под к-рыми он понимает человеческую природу Христа, искупившего и тех и других ( Aug. Quaest. in Deut. 24). Согласно Феодориту Кирскому, стих: «Веселитесь, язычники, с народом Его [и да укрепятся все сыны Божии]» (Втор 32. 43) - прикровенно указывает на служение ангелов во время земной жизни Спасителя: при Его рождении (Лк 2. 13-14), во время искушения в пустыне (Мф 4. 11), после Воскресения (Лк 24. 4-5) и Вознесения (Деян 1. 10-11) (Quaest. 42). Для свт. Иринея Лионского слова «жизнь твоя будет висеть пред тобою» (Втор 28. 66) напоминают о крестных страданиях Иисуса Христа (Adv. haer. I 81). Среди святоотеческих толкований можно выделить места, прообразовательно изображающие Церковь Христову, подчеркивающие значение избранного народа в истории спасения и преходящую силу законодательства Моисея. Участь пленной жены и правила обращения с ней (Втор 21. 10-14), согласно свт. Кириллу Александрийскому, символизируют историческую судьбу евр. народа и синагоги (PG. 69. Col. 649c - 651b), жертвенные камни, воздвигнутые израильтянами у горы Гевал, при переходе через Иордан, на к-рых были написаны слова закона (Втор 27. 1-8), символизируют апостолов и святых Церкви (PG. 69. Col. 664d - 669b). Прощение долгов в 7-й, юбилейный год (Втор 15. 1) указывает на дарование прощения и оставление грехов всем грешникам в конце времен во Христе (PG. 69. Col. 676b). Повеление Моисея положить книгу закона «одесную ковчега завета Господа, Бога вашего» (Втор 31. 26) подтверждает преходящий характер закона и ожидание откровения нового, совершенного закона заповедей Христовых (PG. 69. Col. 676с; ср.: Iren. Adv. haer. IV 16. 2). Слова прор. Моисея: «истинно Он любит народ [Свой]; все святые его в руке Твоей, и они припали к стопам Твоим, чтобы внимать словам Твоим» (Втор 33. 3), согласно блж. Августину, могут быть обращены исключительно к «новому народу, который Господь Христос основывает» (Quaest. 56). Слова из песни Моисея о «народе бессмысленном» (Втор 32. 21), по Оригену, пророчески указывают на буд. призвание др. народов к общению во Христе (Princ IV 1. 3; ср.: Iren. Adv. haer. I 97; Theodoret. Quaest. in Deut. 41).

http://pravenc.ru/text/160983.html

1952. P. 14), на которые К. в одном месте ссылается ( Cyr. Alex. In Mal. I// Pusey. 1868. Vol. 2. P. 573). Остальные ветхозаветные толкования сохранились только в катенах . Самое обширное из них - «Толкование на псалмы» (Ες τος Ψαλμος; Expositio in Psalmos; CPG, N 5202; PG. 69. Col. 717-1273; Mercati. 1948. P. 140-144). О том, что К. принадлежало «Толкование на псалмы», свидетельствуют свт. Ефрем Антиохийский ( Phot. Bibl. 229. P. 255a) и соч. «Учение отцов» ( Diekamp. Doctr. Patr. P. 186). Многочисленные фрагменты в катенах, аутентичность которых остается предметом сомнений ( Rossi. 1984), охватывают Пс 1-119, хотя К., вероятнее всего, истолковал всю книгу псалмов ( Mercati. 1948). Содержание толкований преимущественно догматическое. Из трудов предшественников К. очевидно был знаком с «Толкованиями на псалмы» Евсевия Кесарийского ( Rondeau. 1982). Значительно меньше сохранилось отрывков толкований на др. книги ВЗ (Fragmenta exegetica; CPG, N 5205): Числа (PG. 69. Col. 641), Книги Царств (PG. 69. Col. 680-697, извлечены гл. обр. из др. творений К.), Притчей Соломоновых (PG. 69. Col. 1277), Песни Песней (PG. 69. Col. 1277-1293), Иова (CPG, N C50-C51), пророков Иеремии, Варуха, Иезекииля и Даниила (PG. 70. Col. 1452-1461; рус. пер.: Творения. Ч. 8. С. 522-531). II. Новозаветные толкования. «Толкование на Евангелие от Иоанна» (Ερμημεα τοι πμνημα ες τ κατ Ιωννην Εαγγλιον; Commentarii in Iohannem; Pusey. 1872; Reuss. 1966. S. 188-195; PG. 73. Col. 9-1056; 74. Col. 9-756; рус. пер.: Творения. 1901-1909. Ч. 12-15; То же. 2001. Кн. 2. С. 431-793; 2002. Кн. 3. C. 4-907). В ряде мест содержится критика христологического дуализма антиохийского происхождения. Отсутствие имени Богородица и свойственной антинесторианским сочинениям К. терминологии свидетельствует, что эта критика не связана с полемикой против Нестория. Поэтому толкование написано до 429 г. ( Mahé. 1907; Bardenhewer. 1924. S. 40-41; Weigl. 1925. S. 127-132), но после др. антиарианских трактатов К. («Сокровище»; «О Святой и единосущной Троице»), на которые он ссылается ( Cyr.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010