Кстати, это та самая Мара, царица сербская, единственная из женщин, ступившая на землю Святой Горы Афон – греческой «монашеской республики». Она приехала на остров, чтобы передать святыни, захваченные турками в Константинополе . По преданию, царицу на остров не допустила сама Богородица, которую монахи почитают покровительницей Афона. Мара подчинилась, передала дары сопровождавшим ее вельможам и отплыла. Но вернемся в Сербию. Стефан Слепой правил сербами совсем недолго. Вскоре его оклеветали, и князь вынужден был бежать от гнева соотечественников. Ангелина разделила с мужем его скитания. Скрываясь от расправы, семья бежала сначала в Албанию, а потом около 10 лет супруги жили в Италии. В изгнании родились их дети – сыновья Джурадж и Йован, дочь Мара. Перед смертью в 1476 году Стефан не написал завещания, но пытался просить поддержки для своей семьи у жителей сицилийского города Рагузы, где они жили тогда: «Вижу, что близок конец мой. Не скорблю о смерти моей, но болею о моей Ангелине и детях моих. Завещание не о чем писать мне, не оставляю родным моим ни серебра, ни золота, ни населенных имений. Поручаю вам пред Богом, пред Пречистою Богородицей и святыми мою Ангелину и детей моих. Что вы для них сделаете, то и Бог для вас сотворит». Ангелина осталась одна с тремя детьми на чужбине… В 1486 году благодаря поддержке венгерского правителя она смогла поселиться в селе Купиново в Венгрии. Туда она перенесла гроб мужа. Предание гласит, что когда гроб несли к храму, исцелился горбун, согбенный много лет. Мощи деспота Стефана Слепого оказались нетленными… Необычна судьба сыновей Ангелины. Старший, Джурадж, еще молодым ушел в монастырь. Сначала он правил венгерскими сербами, и даже успел жениться — на итальянке Изабелле, родственнице венгерской королевы Беатрисы. Но брак долго не продлился: распался из-за различий в вере. В 1497 году Джурадж принял постриг с именем Максим. Политическая власть перешла к младшему его брату Йовану. Но и тот правил всего несколько лет и скончался в 1502 году. Впоследствии он был причислен к лику святых. Наследников Йован не оставил: у него и его супруги Елены Якшич, некровной родственницы русского князя Василия III, рождались одни дочери.

http://pravmir.ru/mat-angelina/

И. был похоронен в ц. во имя св. ап. Луки в Купинове, но через 3 года после смерти (1505/06), согласно сообщению попа Пейо в Житии мч. Георгия Нового Кратовского, его мощи «объявились» целыми. Тогда мать и брат перевезли их в Валахию, а в 1509 г. вернули в Срем и в 1512 г. положили в основанный ими мон-рь Крушедол . Развитию почитания И. способствовала его мать, к-рая считала сына святым и в 1509 г. даже направила в дар рус. вел. кн. Василию III его доспехи (зброй) ( М. Документа koja се тичу односа српске цркве и Pycuje у XVI в.//ССКА. 1903. 34. С. 18; Россия и греч. мир в XVI в./Отв. ред.: С. М. Каштанов. М., 2004. Т. 1. С. 141-142; Москва - Сербия, Белград - Россия: Сборник док-тов и мат-лов. Београд; М., 2009. Т. 1. С. 206, 4). После смерти Ангелины и начала чудотворений на ее могиле мощи деспотицы были перенесены в Крушедол и положены в одну раку с мощами И. В 1716 г., после поражения от принца Евгения Савойского при Петроварадине (ныне Нови-Сад), турки осквернили Крушедол, изрубили и подожгли мощи Бранковичей ( Записи. 2. Бр. 2890); сохранились лишь фрагменты мощей св. Стефана и прп. Ангелины. Не вполне ясны следы почитания И. на Руси (при отсутствии здесь агиографических и гимнографических текстов в его честь) в сер. XVII в., впервые его память встречается под 21 нояб. в рукописи 1621 г. ( Смирнов С. Н. Сербские святые в рус. рукописях//Юбил. сб. Рус. Археол. об-ва в Королевстве Югославии. Белград, 1936. С. 201). Посвящения во имя Иоанна храмов неизвестны. Агиография О пространном Житии И. ничего не известно, существует лишь проложное в Сербляке 1861 г. (Л. 92), написанное, вероятно, непосредственно для этого издания. В лит-ре иногда ошибочно указывается на существование его Жития (см.: Руварац Д. Манастир Крушедол. Сремски Карловци, 1918. С. 13; 1965. С. 137) или Похвалы ему ( В. Рец. на: С. С. Опис рукописа манастира Крушедол. Сремски Карловци, 1914//Jyжhocлobehcku филолог. 1922-1923. Бр. 3. С. 167; 1957. С. 253; Он же. 1958. С. 187-189; 1965. С. 137), написанной на форзаце рукописи мон-ря Крушедол 44 (Минея служебная на окт.; ныне в МСПЦ. 125); в действительности речь идет о стихирах И. Отсутствие Жития компенсируется отчасти обилием житийных мотивов и известий о чудесах в службах в честь святого. Известия об И. (как и о др. святых семейства Бранковичей) содержатся также в начальной части Жития мч. Георгия Нового Кратовского, написанного попом Пейо ( Ангелов Б. С. Из старата бълг., рус. и сръбска лит-ра. София, 1978. Кн. 3. С. 105). Гимнография

http://pravenc.ru/text/468971.html

После покорения сербских земель турками наши церковные люди начинают обращать свои взоры на Россию, которая возвышалась и богатела, и в которой православие все более крепло. В письмах, с которыми сербские церковные люди все чаще обращались в русским правителям за помощью, имеются следы и того, что уже тогда они видели в Москве третий, православный, Рим, а в русском царе своего будущего освободителя от турок. Русские правители начинают становиться главными ктиторами сербских церквей и монастырей. Череду просителей из сербских земель, насколько нам сейчас известно, в 1509 году открывает Белградский митрополит В своем письме великому князю Василию Иоанновичу (1505 – 1533) митрополит Феофан говорит, что «Господь из-за грехов наших предал сербское господство в руки Посланники митрополита, монахи Анастасий и Иоанникий, подчеркивают в своем представлении великому князю, «что сербские деспоты отошли ко Господу», и что никто другой не поможет обессиленным сербским К великому князю Василию Иоанновичу обращалась и деспоторица Ангелина, просившая помощи для постройки монастыря. Помощи просили и монахи из Кучая «в сербской земле». 28 августа 1550 года в Москву прибыли игумен монастыря Хиландара Паисий с тремя старцами. Хиландарцы жаловались, что остались без своих цартвенных ктиторов и просили великого князя, чтобы он походатайствовал перед султаном, о получении ими охранительной грамоты для монастыря, что великий князь и Во времена правления царя Иоанна Васильевича Грозного (1533 – 1548 гг.) связи сербских монахов с Россией были весьма оживленными. Туда чаще всего ездили монахи из Хиландара, которым царь подарил в Москве подворье и право периодически приезжать за милостыней. Помощь, которую Русский царь в 1588 году послал монастырю, позволила монахам откупится от долга туркам и вернуть церковные сосуды, заложенные за Царь Иоанн Васильевич помогал и монастырю а его наследник Феодор Иоаннович (1584-1598), помимо Хиландара, и монастырю Имеются сведения и о прибытии в Россию в XVI веке монахов из других монастырей: в 1551 году старец Иосиф из Чудова монастыря подарил Евангелие монастырю Папрача «в сербской стране, в области Из одной записи 1582 года мы узнаем, что игумен Григорий, в великой схиме названный Василием, переписал книгу «Иосифа Премудрого» с русского извода, потому что, как он сообщает, ни сербского ни болгарского извода найти не смог. Русскому языку он научился во время двух своих путешествий в Россию, куда направлялся по монастырским делам и где получал Интересно, что переписчик особо подчеркивает, что сербские монахи на Святой горе не понимали русский текст. Архимандрит Григорий был в Москве в 1592 году и получил в подарок В тот самый год был в Москве и игумен Лонгин, а в 1585 году игумен монастыря Папрача

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Алексий , человек Божий, прп. (17/30 марта) Алим Маккавей , мч. (1/14 августа) Алипий Печерский , иконописец, в Ближних (Антониевых) пещерах (17/30 августа; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Алипий Столпник , Адрианопольский, прп. (26 ноября/9 декабря) Амвросий Медиоланский , еп. (7/20 декабря) Амвросий Оптинский , прп. (10/23 октября; 27 июня/10 июля) Аммон Печерский , прп., странник, затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (28 августа/10 сентября [Печер.]; 4/17 октября) Амос , пророк, из 12-ти малых пророков (15/28 июня) Амплий , ап. от 70-ти, сщмч., еп. Диоспольский (4/17 января ап.]; 31 октября/13 ноября) Амфилохий Иконийский , еп. (23 ноября/6 декабря) Амфилохий Глушицкий , чудотворец, прп. (13/26 мая) Амфилохий Печерский , Владимиро-Волынский, еп. (10/23 октября) Анания Вавилонский , отрок, мч. (17/30 декабря) Анания , ап. от 70-ти, еп. Дамасский, сщмч. (4/17 января ап.]; 1/14 октября) Анастасий Персиянин , прмч. (22 января/4 февраля; 24 января/6 февраля ) Анастасий Печерский , диакон, сщмч., в Ближних (Антониевых) пещерах (22 января/4 февраля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Анастасия Римляныня , Солунская (Фессалоникийская), прмц. (29 октября/11 ноября; 30 октября/12 ноября) Анастасия Сербская , мать свт. Саввы I, прп. (21 июня/4 июля) Анастасия Узорешительница , Римляныня, Иллирийская, вмц. (22 декабря/4 января) Анатолий Печерский , прп., затворник, в Ближних (Антониевых) пещерах (3/16 июля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Анатолий Печерский , прп., затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (3/16 июля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Ангели (Ангелис) , мч. (3/16 декабря) Ангелина Сербская , прав. (30 июля/12 августа) Ангеляр Охридский , равноап., пресвитер, исповедник (27 июля/9 августа) Андрей Боголюбский , блгв. вел. князь (4/17 июля) Андрей Вологодский , Каменский – см. Иоасаф Каменский Андрей Константинопольский, Христа ради юродивый (2/15 октября) Андрей Критский , архиеп. (4/17 июля) Андрей Критский , прмч. (17/30 октября) Андрей Первозванный , ап. из 12-ти, брат ап. Петра (30 июня/13 июля ап.]; 30 ноября/13 декабря)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В пособии мы рассказали о 50 супружеских парах: Святые мученики Эспер и Зоя Атталийские, их сыновья Кириак и Феодул, II в. Святые Георгий исповедник и его супруга Ирина Константинопольские, IX в. Святые преподобные король Стефан и королева Ангелина Бранковичи, правители Сербские, и их сыновья Максим и Иоанн, XV в. Святые праведные Иоанн и Мария Устюжские, XIII в. Святые благоверные князья Димитрий и Мария Заозерские, Вологодские, и их сын преподобный Иоасаф Каменский, Спасокубенский, XIV-XV в. Святые благоверные князья Константин, Ирина и чада их Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы, XI в. Святые благоверные князья Георгий (Глеб) и Агафия Владимирские и их сын князь-мученик Владимир, XII-XIII в. Святые благоверные князья Довмонт (Тимофей) и его супруга Мария (Марфа) Псковские, XIII в. Святые апостол Андроник и его супруга и помощница Иуния, I в. Святые великомученик Евстафий Плакида, жена его, мученица Феопистия и чада их, мученики Агапий и Феопист, XI-XII в. Святые правоверный царь Иустиниан и царица Феодора, VI в. Святые священномученик протоиерей Владимир и его супруга, мученица Евфросиния Джуринские, XX в. Святые мученики Сирийские Терентий и Неонила и чада их: Сарвил, Фот, Нит, Феодул, Иеракс, Вил и Евникия, III в. Святые преподобные Андроник и Афанасия, V в. Святые мученики Хрисанф и Дария, Клавдий и Илария, III в. Святые благоверные князья Владимир и Агриппина, Ржевские чудотворцы, XII-XIII в. Святые благоверный великий князь Ярослав Мудрый, его супруга Ирина и их сын благоверный князь Владимир Новгородский, X-XI в. Святые святитель Григорий Назианзен -старший и его супруга, праведная Нонна, родители святителя Григория Богослова , III-IV в. Святые преподобные Завулон и Сосанна, родители святой равноапостольной Нины, III в. Святые великомученик благоверный Лазарь и благоверная Милица, князья Сербские, XIV-XV в. Святые праотцы Адам и Ева Святые преподобные Ксенофонт и Мария, их сыновья Иоанн и Аркадий, V в. Святые ветхозаветный патриарх Иаков (Израиль) и его жены Рахиль и Лия, ок. 1750–1650 гг. до Р. Х.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Династия Неманичей – преимущественно династия строителей задушбин. Она вся в нимбе святости. После Косовской битвы строительство задушбин продолжилось, насколько было можно и позволено. И Стефан Высокий 38 , и Джурдже, и Ерина, и мать Ангелина 39 , и царь Твртко и другие представители сербской аристократии возводили задушбины за спасение своей души, насколько было можно и позволено. До того, как на Сербию опустилась ночь рабства, воздвигнут Каленич – лебединая песня государства сербского и сербской свободы. Как он прекрасен! Словно заходящее солнце, когда его диск наполовину скрылся на западе. Во времена турецкого владычества строительство задушбин было невозможно, и некому было строить их... Терпеливое крестоношение, страдание с упованием, вот что было народной задушбиной тех времен. Но даже и тогда, там, где у сербского народа было больше свободы, поднимались задушбины. Например, сербские патриархи, воеводы, правители с народом, бежавшим через Саву и Дунай, воздвигли множество задушбин, начиная от Фенека и Купинова и до монастыря Святого Андрея за Будимом, а Фрушская гора была украшена задушбинами именно в период турецкого ига. Сербские князья сразу же после Восстания возродили нашу традицию строительства задушбин. Карагеоргий поднял церковь в Тополе и помог построить много других церквей. Князь Милош был великим строителем задушбин, он воздвиг несколько церквей (среди которых и чудесный монастырь Савинац в Таковском уезде) и восстановил многочисленные древние и славные задушбины не только в своем небольшом княжестве, но и далеко за его пределами от Дуная до Святого Иоанна Бигорского. Князь Милош помог в строительстве Вознесенской церкви в Белграде. Царь Александр Обренович восстановил монастырь Вуян и щедро одарил несколько монастырей и церквей. Царь Николай был ктитором и благотворителем святынь в Черногории. А что сказать о наших современных царях, блаженнопочившем Петре I и царе мученике Александре I 40 ? Их задушбина святого Георгия в Тополе поставила их в ряд самых славных создателей задушбин в нашей истории. Словно маяк возвышается их задушбина на холме Опленац (в пригороде Белграда. – Прим. перев.). В сердце Шумадии, напоминая народу о Боге и о молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Радуйся, преподобная Ангелино, мати небесной доброты и милосердия. Кондак 3 Силою свыше укрепляема возросла еси предивная дево, красоты необыкновенной и мудрости, мати Ангелино, преисполнися евангельских добродетелей, чудесным светом осияваема бяше. Ты же ангельский свой зрак украшаше сладкозвучной песнию Господу щедрот: Алилуия. Икос 3 Имела еси, мати Ангелино, якоже прекрасное древо райское, да благой цвет процветши, во время подобно добрый плод принесеши, чад благочестивых и возвеличенных, ихже Господь благодатию святости прославит, трудов их ради народу сербскому во благо и защиты ради веры православныя. Темже благодарне тя величаем: Радуйся, душею Ангелом подобная; Радуйся, в евангельских добродетелях утвержденная; Радуйся, смиренная и тихая раба Божия; Радуйся, святых Бранковичей похвало; Радуйся, яко питала еси чад своих млеком благочестия Христова; Радуйся, злобных духов победительнице; Радуйся, доброт небесных дарительнице; Радуйся, мати рода сербскаго; Радуйся, ласточка Христова, от юга прелетевшая; Радуйся, преподобная Ангелино, мати небесной доброты и милосердия. Кондак 4 В землю отечества твоего, преподобная мати Ангелино, отца твоего достиже Стефан Бранкович, деспот сербский, иже бе слеп, гоним и всеми отвергнут. Ты же зрящи его ослепленнаго в сердце своем радостно воспела Господу Любви: Аллилуиа. Икос 4 Взирающе на сего млада деспотовича, исполнялася еси стыдливости небесней, зряще в нем лепоту душевную благородну и благу, и якоже подобает, умоли родителей да благословят тебе брак с ним. Мы же своей греховности и нечистоты стыдяся, воспеваем ти, мати Ангелино, тако: Радуйся, невесто благочестивая слепаго королевича сербскаго; Радуйся, яко презрела еси тленное богатство; Радуйся, яко просияла еси славой небесной; Радуйся, яко ум управила еси к небесным высотам; Радуйся, яко преселилася еси в обители небесныя; Радуйся, яко наслаждаешися славой неизреченней; Радуйся, яко с материнской заботой с небес на нас взираеши; Радуйся, яко пребываеши во свете неприступнем;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

В XIV веке практически все основные монастыри Афона были открыты и населены выходцами из Византии, грузинскими и славянскими монахами, кроме того сербскими и болгарскими, подвизались здесь и русские монахи . Отсюда начинается церковное возрождение, которое прежде всего было возрождением монашеским. “Это монашеское возрождение, центром которого была святая гора Афон, стало возрождением международным. На Афоне встречались греческие и славянские монахи, и это духовное движение, связанное с исихазмом, распространилось на славянские страны — Болгарию, Сербию и Русь” .   Преп. Григорий Синаит В этом контексте фигура преп. Григория Синаита, влияние которого благодаря его последователям и еще более благодаря распространению его произведений выходит далеко за рамки первой половины этого века, представляется основополагающей . Жизнь его затрагивает основные монашеские центры эпохи, прежде всего в 1310-1320 годы гору Афон, а с 1330-1340 годов до смерти новый, им же основанный, монастырь в Парории , связанный с тем культурным славянским центром, которым становится в первой половине этого века Тырново Ивана Александра. Произведения его получают широчайшее распространение , как на греческом, так и сразу же на славянском языках; они “оказывают глубокое влияние на современную им восточную духовность (Григорий Палама, Каллист Ангеликуд, Каллист и Игнатий Ксанфопулы) и в последующие века, на Нила Сорского в России, в xv в., на Василия Пояномерульского и Паисия Величковского в эпоху духовного возрождения XVIII века” . Речь идет о совокупности текстов, содержание которых отражает аскетический путь, предложенный преп. Григорием, и оригинальность этого пути состоит в его тесной связи с техникой молитвы, что было выделено и подробно описано профессором Риго . Мы не сможем здесь остановиться на данном аспекте, который, отметим, характерен для преп. Григория и его влияния на духовность христианского востока. Мы обратим внимание на теологические истоки аскетического пути, предложенного св. Григорием Синаитом.

http://bogoslov.ru/article/1243155

В одной русской рукописи имя святого Иоанна Бранковича упоминается уже в 1612 году. Проложное житие святого было напечатано в Белградском Сербляке в 1861 году. В службе святому можно найти много исторический свидетельств об отношениях сербов и венгров в Среме. Профессор Милеуснич предполагает, что составителем службы был один из крушедолских монахов. Образ святого Иоанна Нового, деспота сербского, сохранился в росписях монастыря Крушедол и на различных иконах, где он часто изображен вместе с остальными святыми Бранковичами. Рейтинг: 9.8 Голосов: 961 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Мария 8 июня 2018, 17:17 Святой праведный Иоанн, моли Пресвятую Троицу о мире Христовом во всём мире, любви, сохранении заповедей Господа Бога и спасении душ наших! Елена 26 декабря 2017, 17:04 Святые Угодники Божии Сербские молите Госплда о нас РБ Елене РБ Вадиме. Аминь. 24 декабря 2017, 19:58 Святой Иоанн Бранкович, моли Бога о нас. Иван 23 декабря 2017, 23:07 Все святые Сербские молите Бога о нас!Любим Вас братья наши Сербы;Помоги Вам Господь!!!!!От всей души mila toll 23 декабря 2017, 05:53 Святые Бранковичи святой Стефан деспот Сербский ,святая преподобная Ангелина Сербская, святой деспот Иоанн царь Сербский ,святой великомученик Лазарь царь Сербский ,святой архиерей Георгий --поклоняюсь вам поминаю вас помолитесь о нас рабах Божиьих Моисее и Людмиле Elena 31 декабря 2016, 05:04 Ochen rada ,cpasibo!U menia est sestra Angelina i brat Lazar SpasiGospodi! иван 25 декабря 2016, 13:16 Братия и Отцы нащи Сербские молите Боша он нас! прот. Борис 23 декабря 2016, 16:39 Интересно узнать о сербах на Афоне Фаина 21 декабря 2016, 20:23 Святой Иоанн Бранкович, деспот Сербский! Молти Бога о нас! Аминь! римма 24 декабря 2014, 14:01 Святой Иоанн Бранкович, деспот сербский, помолись Господу о прощении моих грехов, даруй мне грешной и недостойной радость жизни, чтобы все хорошо было у детей и бывшего мужа, чтобы все были здоровы и помоги нам всем в работе. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!

http://pravoslavie.ru/41601.html

— В России готовятся к выходу и другие ваши книги. Не могли бы вы рассказать о них? — После «Петканы» я написала еще три романа. «Танец ангелов» посвящен жизни княгини Милицы — жены святого благоверного князя Лазаря. Повествование ведется от лица ее ангела-хранителя и семи библейских серафимов. На примере ее жизни я показываю, как как ангелы влияют на повседневную жизнь человека. Работая над этим романом, я специально попросила, чтобы мне перевели с русского книгу Дионисия Ареопагита «О Небесной Иерархии», чтобы лучше понять этот материал. Я надеюсь, что с этим романом русские читатели смогут познакомиться уже в следующем году. Роман «Всех скорбящих Радость» получил свое название от прославленной иконы Пресвятой Богородицы. Одна монография об этом святом образе попала мне в руки еще когда я работала над романом Петкана. И когда я посмотрела на это дивное изображение и попросила мужа, который знает русский язык, перевести мне надпись, я поняла, что такое название как нельзя лучше подходит нашей Заступнице Богородице, потому что она наша лучшая заступница и в дни радости и счастья, и во времена скорби. Прежде чем написать этот роман, я посетила с мужем и сыном Святую землю, чтобы пройти путями Пресвятой Богородицы, посетила и Русскую землю, побывала в храме в честь иконы «Всех скорбящих Радость» в Москве. Для меня всегда было очень важно хотя бы немного приблизиться к пониманию того, что ощущала Пресвятая Богородица все эти 33 года, что вообще может ощутить женщина, видя страдания своего сына, какая боль, какая скорбь пронзает ее сердце... Но, работая над этим романом, я, конечно, придерживалась прежде всего Святого Евангелия и догматов Церкви и не вносила ничего личного. Роман «Воспоминания Души» — четвертая книга из этого духовного цикла. Он вышел осенью 2007 года. Это роман о преподобной Ангелине из рода Бранковичей. Подобно тому, как в книге «Танец Ангелов» жизнь княгини Милицы является только основой для рассказа о жизни духовной, так и в этой книге жизнь преподобной Ангелины — лишь основа для серьезного разговора о том, что происходит с душой после ее ухода из тела. Идея этого романа была подсказана мне митрополитом Черногорским и Приморским Амфилохием.

http://e-vestnik.ru/reviews/petkana_serb...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010