18 марта 2004 года, на волне захлестнувшего Косово и Метохию террора, обитель вновь подверглась разорению. Военные, под охраной которых находился Девич, эвакуировали монахинь и позволили шиптарам беспрепятственно войти. После этого монастырь был полностью сожжен, гробница святого Иоанникия Девичского вскрыта и осквернена (албанцы разводили в ней огонь). Когда военные начали эвакуировать насельниц обители, в суматохе забыли восьмидесятилетнюю монахиню, ставшую свидетельницей происходящего. Вот что рассказала мать Ангелина: «Было около четырех часов дня, когда я, уставшая, пришла из сада и сказала, что не пойду обедать. Почувствовала себя плохо (как будто в предчувствии чего-то недоброго) и задремала. Не знаю, сколько прошло времени, -меня разбудили крики и шум. Встав, я увидела, что вокруг никого нет, и только откуда-то доносится протяжное завывание (возможно, звук сирен - прим. авт.). Через разрушенные ворота обитель начало заполнять войско в черном. Это была ОАК. И я подумала, что только что отдала Богу душу!» Сестры, эвакуированные на вертолете, вскоре заметили отсутствие матери Ангелины. Они попросили солдат вернуться. Вечером монахиня была доставлена на базу КФОР в Србице, а оттуда переправлена в больницу Косовской Митровицы.Но даже по прошествии года мать Ангелина говорила, что до сих пор перед ее глазами стоит разъяренная толпа, выкрикивающая призывы к нападению, и огонь, пожирающий дерево и камень. Через некоторое время сестры вернулись - от Девича остались только обожженные стены. Церкви, кельи и хозяйственные постройки были разграблены, сожжены и разрушены. Монастырские ценности: церковные колокола, исторические книги кресты и многое другое - украдены. Водопровод и канализация разрушены. Система отопления демонтирована. Монастырский скот похищен. Святыня вновь была восстановлена монахинями при помощи французских и испанских военных. В настоящий момент в монастыре живут пять сестер, которые своими силами обрабатывают монастырские угодья. Наибольшим духовным сокровищем Девича по-прежнему являются мощи святого Иоанникия, находящиеся под спудом. Он особо любим сербским народом как великий чудотворец и целитель, по молитвам которого и сегодня происходят МНОГИЕ чудеса. Одно из них - незримое присутствие и заступничество святого Иоанникия за свою обитель. Ведь только явной милостью Божией многократно оскверненный и разрушенный монастырь снова возрождается, чтобы своим неугасимым светочем рассеивать окружающую его кромешную тьму " (3) .

http://pravoslavie.ru/88870.html

Описатель мученичества св. Георгия († 1515 г.) сообщает такое известие: «вот и в наши дни творит Бог Своё. Когда я грешный пришёл в себя, слышал по житию о деспоте Стефане: умер он и погребён, оставив супругу и двух детей, а спустя 8 лет проявился знамениями и чудесами; откопав гроб, нашли его целым и невредимым, как был погребён, и ещё благоухание исходит от тела его; положенный в раке остаётся поныне. Потом сын его Иоанн владел Сремской землёй; он также умер и погребён, оставив жену и одну дочь; спустя три года он также проявился, как и отец, и также чтится» 165 . Мощи праведного деспота Иоанна и праведных родителей его, Стефана и Ангелины, покоились в монастыре Крушедоле, на Фрушской горе, но изуверы и им не дали покоя 166 . 155 Житие св. Стефана Бранковича и детей его видно в житии сына его архиеп. Максима: «это житие издано в Гласнике XI, 125–130. 157 Служба и Синаксарь праведному Стефану новому, деспоту Сербскому, в Сербллке под 9 октября. Летопись Гласника V, 93, 108–111. – Иные принимают Ангелину за одно с Милицей, супругою кн. Лазаря; но это – грубая ошибка. 158 Миклошича monum. Serb. 442. Грамота Рагузян, на которую надеется деспот Бранкович, – у Миклошича 203. 159 Поздняя летопись (Шафарика памят. 2, 82) говорит, что «мощи святого страстотерпца Стефана, сына деспота Гюргя, в град Купиник» перенесены февр. 15-го 1466 г. Но описатель страданий св. Георгия, видевший мощи, пишет, что они перенесены спустя 8 лет после смерти. 160 Грамота изд. у Миклошича: monum. Serb. 463. Грамота 1495 г. Иоанн обещал Павлову монастырю выдавать всё, что обещано было предками. Monum. Serb. 462, в Гласнике V, 224. 225. 161 Раича ист. 3, 243–247. 312–324. Летоп. в Гласнике V, 111. 112. I, 169. XI, 154. В помяннике монастыря Грачаницы записано: «помяни, Господи – благочестивую и христолюбивую монахиню Ангелину, архиепископа Максима и брата его деспота Иоанна» (Изв. акад. VIII, 57). В Афонском протатском помяннике: «еще молимся о приснопамятных рабах Божиих Димитрие крале и Иоанне деспоте и с ними умерщвленных православных христианах» (Запис. поклонника св. горы, стр. 126). «Димитрий краль»-князь Димитрий Якшичь, храбрый боец с Турками, сын краля Рашского, дядя по жене Иоанна деспота (Раича ист. 3, 288–292).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Преемницами Мелании на посту игуменьи стали последовательно монахини Ангелина (Грачева — пришедшие в Сербию еще из Лесны) и Агния (Дмитрович). Они достойно следовали примеру своей предшественницы и прославились делами милосердия. Наш монастырь относится к молодым монастырям Сербской Церкви. Он построен в 1936 году стараниями патриарха-мученика Варнавы (Росича) и великой сербской благотворительницы-ктитора Персиды Миленкович. В начале монастырь был подворьем фрушкогорского монастыря Кувеждин, а в сентябре 1941 года в нем поселились все монахини из Кувеждина, и сербки, и русские, множество которых эмигрировало сюда после Октябрьской революции. Первой введенской игуменьей, и вообще первой сербской игуменьей после многовекового турецкого ига, была матушка Мелания (Кривокучин) (она была игуменьей монастырей Кувеждина, Джипша и Свято-Введенской обители). В Свято-Введенской обители ее наследницей была игуменья Ангелина (Грачева) (русская, родом из Санкт-Петербурга) в период с 1942 по 1970 год. После ее кончины несколько лет сестричеством управляли монахиня Варвара (Шибулова) и монахиня Анастасия (Савкович) (теперешняя игуменья). Затем патриарх Герман назначил игуменью Агнию (Дмитрович), которая была настоятельницей до своей кончины в 2001 году. В нашем монастыре жили и русские монахини (родом из России, с Украины). Все сестры рядом с ктиторкой монастыря и архимандритом Рафаилом похоронены сначала в землю, затем в усыпальницу в храме. Некоторые сербские архиереи здесь принимали постриг, другие росли духовно и пели или читали на клиросе на многих богослужениях еще студентами, мирянами. И глава Польской Православной Цекрви митрополит Савва (Хрицуняк) принял постриг в нашем монастыре, пока учился на богословском факультете в Белградском университете. В нашем монастыре в конце 1970-х — 1980-х годах началось возрождение литургической и церковной жизни Сербской Церкви. Три профессора богословского факультета, тогдашние иеромонахи Афанасий (Евтич), Амфилохий (Радович) и Ириней (Булович), собирали, учили вере и жизни молодых людей, многочисленных интеллектуалов, крестили, венчали их и просто вдохновляли к духовной жизни.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Введенск...

Стараниями сестер и игуменьи он обрел новую жизнь: удалось открыть несколько мастерских, появились новые послушницы и воспитанницы. А сестер ждали новые труды: от Патриархии они получили послушание в детском доме в Сараево, а в 1936 году 12 из них перешли во Введенский монастырь, ставший подворьем Кувеждина . Матушка Мелания, уже тогда тяжелобольная, продолжала нести свои обязанности, в чем ей преданно помогала сестра Ангелина (Грачева), наместница Кувеждина, которой в будущем предстояло унаследовать пост настоятельницы Введенского монастыря. Огромными усилиями сестер жизнь во Введенском монастыре стала налаживаться, но тут грянула Вторая мировая война. Кувеждин был разграблен и сожжен хорватскими оккупантами, церковь взорвана, а несколько монахинь — убиты. 6 сентября 1941 года 32 монахини из монастыря были отправлены в концлагерь. Впрочем, оккупанты не решились задерживать русских монахинь и быстро их выпустили. По рассказам очевидцев, сестра Ангелина (Грачева) упорно не хотела расставаться со своей игуменьей и требовала оставить ее в лагере, но безуспешно. Сербок держали до 27 сентября, подвергая большим лишениям. Матушка игуменья, несмотря на мучившую ее тяжелую болезнь (рак), держалась твердо, подавая окружающим надежду и поддерживая их своими молитвами, поведением, утешительными словами. После освобождения из лагеря все монахини из Кувеждина перебрались во Введенский монастырь. Измученная болезнью и лишениями игуменья Мелания отошла ко Господу 28 апреля 1942 года. Огромное число людей присутствовало на отпевании и похоронах: на отпевании служил Его Преосвященство Викарный Епископ Арсений вместе со многими священниками и монахами. Огромное влияние, оказанное первой игуменьей Введенского монастыря на женское монашество в Сербии, невозможно переоценить. Воспитанная русскими монахинями, она вдохновила на монашеский подвиг немало женщин и девушек, из-под ее крыла вышло много игумений сербских монастырей, сербки и русские, поднявшие духовность сербского народа на новый уровень. Сочетание незаурядных способностей с твердостью, заботой о ближнем и прежде всего верность Православию сделали первую настоятельницу Введенского монастыря примером для всех монахинь и игумений в Сербии.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Введенск...

В начале XVI столетия явилась Чудотворная Лепавинская икона Богородицы. С 1550 года она была главной святыней Лепавинского монастыря , основанного двумя иноками Царской Лавры Хиландар . А в 1943 году она удивительным образом сохранилась во время немецкой бомбардировки, полностью уничтожившей монастырские постройки. Это одна из немногих икон Богородицы, о которой создано особое повествование под названием «Чудеса Пресвятой Богородицы Лепавинской». Празднование иконе установлено на 15 (28) августа. В храме Пресвятой Богородицы (в Печской Патриархии на Косово и Метохии) на специальном резном позолоченном троне сохраняется чудотворная икона Богородицы Печской, выполненная по образу, написанному апостолом Лукой. Акафист Божией Матери в честь Её иконы написал митрополит Белградский Михаил (1859–1881, 1889–1898) («Радуйся, защитница и спасительница рода сербского крестоносного!»), а авва Иустин (Попович) посвятил Богородице следующую молитву: О преблагословенная и богоблагодатная Матерь, защитница и посредница, Дева Мария, прими усердные моления наши, которые приносим Тебе, и услыши молебные гласы человеков из рода сербского, кто угодил Сыну Твоему и Богу нашему Господу Спасу Иисусу Христу, кто стоит пред Престолом Всевышнего и украшает обители этой Сербской Патриархии и есть слава верных Богу сербов. Это: Савва, Арсений, Савва Второй, Никодим, Ефрем, Даниил, Евстафий, Григорий, Макарий, Максим, Спиридон, Иаков, Иоанникий, Савва Третий, Никон и Кирилл. Милостиво воззри на молитвы Симеона Мироточивого, Стефана Первовенчанного, Владислава, Феоктиста, Милутина, Стефана Дечанского, Уроша Младого, Лазаря великомученика и Владимира; всевосхваляемых цариц, княгинь и деспотисс: Анны, Анастасии, Елены и Ангелины; святых Георгия, Стефана, Максима, Иоанна, Петра Коришского, Иоанникия Девичского, Прохора Пчиньского, Иоанна Рыльского, Гавриила Лесновского, Илариона Осоговского, Илариона Меглинского, Евфимия, Нестора, Василия Захолмского и Петра Цетиньского. Не забудь, Пресвятая, тех, кто служил, и тех, кто сейчас служит в святой обители сей и стоит пред чудотворной иконой Твоей; сохрани святые обители, где денно и нощно молятся смиренные иноки и богобоязненные священники.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/chudotvo...

Унижение владыки Артемия есть прелюдия к уничтожению Епархии Рашско-Призренской и Косовско-Метохийской. В конце концов, с помощью политического христианства мipobыe политические мафиози, банкократы и приверженцы расистской и сектантской культуры ожидают, что на этой волне случится и раскол в СПЦ, состоится действительно необратимый закат сербского народа. Для подписавших это открытое письмо всё же остаётся тайной, почему Синод подчинился тоталитарному диктату империалистического триумвирата. Если у СПЦ не хватало сил сопротивляться коммунистическому террору, от которого жестоко пострадала и приняла решение, " какового до тех пор не бывало в истории СПЦ " , устранив в 1963 г. епископа Дионисия с положения епархиального архиерея, - сейчас, в демократической Сербии, у СПЦ не было причин без колебаний повиноваться давлению американского и европейского политхристианства. Процесс против Рашско-Призренского и Косовско-Метохийского епископа Артемия лишь свидетельствует, что СПЦ этим действием даёт плохое представление о своём народе именно Америке, " стране богатой материальной культуры с выраженным секуляризмом протестантского религиозного направления " . В душе сербского народа, если она кого-то интересует, родился крик страшной боли и, с ценностных позиций, момент осознания самого низкого пастырско-интеллектуального уровня представителей Матери Церкви. Члены Синода в своих действиях во время разорения сербской нации забыли, что они не только потомки многострадальной свято-саввской и свято-лазаревской Церкви, но что должны управлять и как достойные предки представителей Сербской Православной Церкви. Предраг Р. Драгич Киюк, писатель Милорад Джюрич, писатель Вера Боич, профессор университета Срболюб Живанович, профессор, директор Европейского института по изучению древних славян Любица Милетич, писательница Ангелина Маркович, юрист Тиодор Росич, профессор университета, писатель Душко М. Петрович, писатель Владимир Димитриевич, писатель Любомир Протич, профессор Марко С. Маркович, теолог и писатель

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/25/...

2. С. 82, 108, 112). Иконография Прижизненные и посмертные изображения Е. А. довольно многочисленны. Вместе с сыновьями Драгутином и Милутином она представлена на иконе «Апостолы Петр и Павел» кон. XIII в., вложенной в собор ап. Петра в Риме и ныне находящейся в Музее-сокровищнице базилики св. Петра в Ватикане (см.: М. Икона апостола Петра и Павла у Ватикану//Зограф. Београд, 1967. Бр. 2. С. 11-16), и вместе с Милутином - на датируемом примерно тем же временем образе свт. Николая, хранящемся в соборе в Бари (см.: Муро В. Српске иконе у цркви св. Николе у Бapujy//ЗЛУ. 1966. 2. С. 107-124). Изображения Е. А. в монашеском облачении вместе с Урошем и ктитором храма Драгутином имеются на росписи Драгутиновой капеллы в мон-ре Джурджеви Ступови (1282/83) и соборов в Арилье (ок. 1295), Градаце (не сохр.), Сопочани и Грачанице; в 2 последних случаях в сопроводительной надписи она названа «св. монахиней». В росписях мон-ря Градиште (1620) Е. А. изображена с короной в богатом облачении. Ист.: Данило II, архиеп. Животи и архиепископа српских. Београд, 1988. С. 79-107. Лит.: Ч. Ко je Jeлeha. Нови Сад, 1902; Иларион (Руварац), архим. Кральице и царице српске//Зб. Илариона Руварца: Одабрани ист. радови. Београд, 1934. Св. 1. С. 8-12; Г. Jeлeha Ahжyjcka - ктитор црквених споменика у Npuмopjy//Ucmopujcku гласник. Београд, 1958. Бр. 1-2. С. 131-148; Л. Култови лица код срба и македонаца: (Ист.-етногр. расправа). Смередево, 1965. С. 85-88; Кашанин М. Српска у веку. Београд, 1975 (по указ.); Наумов Е. П. Господствующий класс и гос. власть в Сербии XIII-XV вв. М., 1976 (по указ.); Jupeчek J. К. Ucmopuja Срба/Прев. J. Радонин. Београд, 19782. 1, 2 (по указ.); McDaniel G. On Hungarn-Serbian Relations in the XIII Century: John Angelos and Queen Jelena//Ungarn Jb. Münch., 1982/1983. Bd. 12. P. 43-50; Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви: Древнерус. и слав. средневековье. М., 2007. С. 168-171. В. С. Путятин, А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.) ЕВГЕНИЯ (в миру Елена; ок. 1310 - после 1375), жена серб. царя Стефана Уроша IV Душана, кор. (с 1346 царица), местночтимая прп. ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя МАРТИН (316/7 или 336/7 - 397), еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция), считается основоположником зап. монашества, св. (пам. зап. 11 нояб.) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) ГАВРИИЛ I (Раич; † 1659), патриарх Печский (1648-1655), сщмч. (пам. серб. 13 дек., рус.- в соборе Сербских святителей 30 авг.)

http://pravenc.ru/text/189749.html

30 дек.), говоря о князьях, всегда подчеркивает их генеалогическое родство. Совершенно уникальна родственно-генеалогическая ситуация первого Русского царя, венчанного Митрополитом Макарием 16 января в 1547 году. Его бабушка, София Палеолог, была племянницей последнего Византийского императора Константина, поэтому отец Грозного, Василий III, приходился ему внучатым племянником. Среди сербских святых есть деспотица Ангелина (XVI в.; пам. 1 июля и 10 дек.). Она обращалась к Василию III с просьбой об оказании материальной помощи на построение храма. Вступив второй раз в брак с Еленой Глинской, князь Василий III, таким образом, оказался в свойственных отношениях с сербскими деспотами и молдавскими господарями. Это родственно-генеалогическое наследие он передал своему сыну Иоанну Грозному. В одном сербском летописце говорится: “По томъ благоверний господарь кнезь Василие Ивановичь самодржаць васеи Русии поеть себе супружницу, великую кнегиню Елену и роди от нее два сина: цара и великаго кнеза Ивана, самодрьшца васей Руси, по истине великаго Константина, еже ваздвиже новаго и въскреси венаць царски васего новаго Исраиля и поискавь древьняго васего отачаскаго наследия и благолепия. Понеже прежде Елена царица србскаго роди цара Константина благочестиваго васем грекомь, на последакь же вьтора Елена царица, велика кнегиня срьбска, роди цара и великаго Ивана Васильевича самодрьжца васеи Руси, надежду васего новаго Исраиля” 22 . Между династией Даниловичей и династией Романовых в конце XVI, начале XVII века на Московском престоле были два выборных царя, самозванец, а также стремились завладеть им два иностранных претендента — польский королевич Владислав и шведский Филипп. Открывает этот ряд Борис Феодорович Годунов, который был избран в 1598 году на царство после кончины бездетного сына Иоанна Грозного — Феодора Иоанновича. Он был женат на сестре Б. Годунова Ирине Годуновой, а ее брат, Борис, был, таким образом, царским шурином. Первый царь из династии Романовых, Михаил Феодорович Романов, приходился царю Иоанну Грозному, первой женой которого была Анастасия Романова, внучатым племянником 23 (см.

http://pravmir.ru/o-stepenyah-rodstva/

XVII в. Конструкция алтарной преграды - каменной в нижней части и деревянной в верхней - часто встречается в XVI-XVII вв. в Боснии и Герцеговине, но в Ж. каменное основание предназначалось не под роспись, а для размещения больших икон «Богородица с Христом и пророками» и «Деисус с апостолами», которые были написаны неизвестными сербскими мастерами в нач. XVII в. Резной деревянный позолоченный темплон и Распятие были созданы, вероятно, в 1618-1619 гг. В темплоне размещался деисусный чин с апостолами, в который были включены редкой иконографии изображения сербских святых Симеона и Саввы. Создание чина приписывается сербскому иконописцу Георгию Митрофановичу. В 1675 г. мастер Радул создал позолоченные резные царские врата со сценой Благовещения и пророками Давидом и Соломоном. В 1718 г. иконописец Михаил написал 2 новые престольные иконы - «Богородица с Христом и ангелами» и «Деисус». В нартексе находилась ктиторская фреска, на которой был изображен Милислав Храбрен с моделью храма в руках. В 1869 г. при реконструкции храма все фрески были уничтожены. В 1961 г. в нише над входом раскрыта единственная сохранившаяся фреска нач. XVII в. со сценой Благовещения. Лит.: Милорадович Г. А. Православный мон-рь Житомислич в Герцеговине. Чернигов, 1890; В. Херцеговачки ман-ри: Манастир Београд, 1935/1936. Сер. 3. 10/11. C. 3-36; Momirovi P. Carske dveri manastira itomislia u Hercegovini//Naše starine. Sarajevo, 1954. Ser. 2. S. 99-112; он же П.). Капители ман-ра Београд, 1969. Т. 13(28). Св. 1/2. С. 123-138; М. дуборез у источним областима Jyrocлabuje. Београд, 1965. С. 111-113; З. Зидно сликарство у Босни и Херцеговини. Capajebo, 1971. С. 230-236; Владислав митр. духовна школа бorocлobuja Београд, 1978. Бр. 280; Манастир Capajebo, 1983; С. Иконе Босне и Херцеговине XVI-XIX в. Београд, 1998; мон. Православни ман-ри у Босни и Херцеговини. Гацко; Београд, 2008. С. 70-79. М. А. Герасимова Рубрики: Ключевые слова: ДОБРИЧЕВО муж. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Захумско-Герцеговинской епархии Сербской Православной Церкви ДУЖИ жен. мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы Захумско-Герцеговинской и Приморской епархии Сербской Православной Церкви ЗАВАЛА муж. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Захумско-Герцеговинской епархии Сербской Православной Церкви АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.)

http://pravenc.ru/text/182325.html

  И хотя в архиве Пантелеимонова монастыря хранится переписка с Великими князьями Василием II и Иоанном III, однако именно это послание св. Ангелины можно считать историческим актом передачи прав ктиторства над Русским монастырем на Афоне государям Руси. 27 июля 1509 г. Великий князь Василий III написал преп. Ангелине ответное письмо. Вот выдержка из этого послания: " Писала еси к нам о манастыри святого Пантелеимона, иже на Святеи Горе, что иного ктитора не имать, оприч нас; и нам бы ему помагати. И тот монастырь от прародителеи и родителеи нашых здание наше, и мы, как наперед сего тот манастырь, здание прародителеи и родителеи наших, дозирали и милостынею помогали, так и ныне, и вперед, оже даст Бог, тот монастырь святого Пантелеимона, богомолью нашу, хотим дозирати и милостинами помогати доколе даст Бог. А ныне есма послали в Пантелеимонов манастырь на милостыню и на монастырские потребы с старцом с Семионом Пантелеимонова манастыря пять сороков соболеи да пять тысяч бел. Да с Семионом же есма, с старцом Пантелеимонова манастыря, послали белоградскому митрополиту Феофану и всему священнеишему собору на церковные потребы три сорока соболеи да три тысячи бел, да ковш серебрян, а велели есма им молити Бога и пити из него за наше здравие. А в Кучаину к Спасову Преображениу в Сысоев монастырь Серпьские земли игумену Феофану и священнико[м], и старцо[м], и в[сеи братьи] того монастыря послали есма на милостыню и на монастырские потребы с Семионом же с старцом сорок соболеи да пятьсот бел. А старца того монастыря Сысоева, Ионикея, отпустили есма с Семионом же вместе. А о том тебе ведомо чиним того для, чтобы та наша милостыня до них дошла. Да и вперед, оже даст Бог, хотим их дозирати и милостынями помагати и доколе Бог даст " .   С этого момента начинаются теснейшие вязи Русских государей с Русской обителью на Афоне. Великий князь оказывает помощь Русику, делает пожертвования и щедрые вклады. При русском дворе Великого князя Василия появляется посланник султана Кемар. Также и княжеский посланник Василий Коробов начинает посещать Константинополь. Несомненно, государь ходатайствовал перед султаном о Русской обители на Афоне. Благодаря этому ходатайству султан обратил непосредственное внимание на положение Русика и запретил своим чиновникам притеснять его. Два дочерних монастыря Свято-Пантелеимоновой обители вне Афона в Каламарии и в Сидерокавсии были восстановлены в своих древних правах. Предстательство Великого князя Василия дало основание будущим старцам обители просить следующего государя Иоанна Васильевича о таком же заступничестве.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2619

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010