Сербия Подарки на Рождество Предрождественский shop-aжuomaж прочно закрепился и в нашей стране. Одни считают это " новогодним психозом " , другие — неотъемлемой частью любимых зимних праздников. Кажется, что предпраздничная маркетинговая кампания совершенно затенила сам смысл Рождества — и на Западе, и у нас. Так ли это? Патриарх Павел в частной жизни Во всем заботится о себе сам. И будучи патриархом, сам иногда готовит себе поесть, а пища у него в основном растительная. Патриарх Павел и одежду сам себе шил, штопал и стирал. Также сам себе чинил и обувь, и ухаживал за ней… Эх, брат, Стефан, до чего хорош этот твой «варбург»! „Не дело покупать машину на деньги, которые вам жертвуют сироты и бедные, а еще может случиться, что вы поедете по лужам да и забрызгаете их!». В то время, пока он был епископом Рашско-Призренским, он долго избегал покупки автомобиля и для своих и для нужд епархии. Он говорил: „Пока в каждом сербском доме на Косово не будет машины, не будет и у меня.“ Патриарх Сербский Павел: жизнь в фотографиях Он встает очень рано и, когда все еще спят, служит Божественную литургию, молясь обо всем сербском народе. В его сердце вмещается вся Сербия. Он мал ростом, но он великан духа, у него хрупкие плечи, но на этих плечах он несет тяготы всей нации... Посол Сербии в России: Почему Балканы — бочка с порохом? Почему развалилась Югославия и что ждет Сербию в дальнейшем? Достаточно ли Россия помогает Сербии? В чем секрет самобытности сербского народа? Обо всем этом на встрече со студентами РПУ рассказала сербский посол Елица Курьяк. Архимандрит Лука (Анич): «Мученики получают от Бога такой мир, что страдание за Христа для них — это радость» О. Харитон недолго был монахом, он принял монашество всего за год до мученичества. Но со мной произошло одно событие, о котором я хочу рассказать. Со мной случилось что-то, чего я тогда не понял и к чему готов не был... Мать Ангелина Судьба Ангелины Бранкович, принадлежавшей к роду правителей Черногории, была тяжелой вдвойне: в личной жизни – она пережила своего мужа и обоих своих сыновей, и в общественной – на ее глазах ее родина оказалась под властью турок.

http://pravmir.ru/tag/serbiya/page/13/

Белград. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Белградский монастырь Введения во храм Пресвятой Богородицы не имеет многовековой истории. Тем не менее, этот монастырь, который 25 октября 1936 года освятил сам Патриарх Сербский Варнава, - один из самых значительных в Сербии. Женское монашество в Сербии в средние века дало Православной Церкви немало примеров благочестия и твердости в вере. Оно озарено светом таких подвижниц, как преподобная Анастасия, святая Елена, преподобная Ангелина, святая Евгения и другие. Жены сербских властителей и вельмож основывали и поддерживали монастыри, в которых впоследствии и сами нередко принимали монашеский постриг. Однако после турецкого завоевания и установления на Балканах власти Османской империи женское монашество в Сербии угасло. Нетрудно понять, почему это случилось: многие монастыри были разрушены, монахи и монахини — убиты или стали беженцами. Одним из первых центров возрожденного женского монашества в Сербии стал Введенский монастырь в Белграде. Он был построен на добровольное пожертвование Персиды Миленкович — одной из самых щедрых благотворительниц в новой истории Сербии. В 1938 году сюда после многих лет подвижнической жизни в монастыре Кувеждин и на послушании в детском доме в Сараево пришли 12 сестер во главе с игуменьей Меланией. В их числе были и русские, и сербские монахини. Огромными усилиями сестер жизнь во Введенском монастыре стала налаживаться, но тут грянула Вторая мировая война. Кувеждин был разграблен и сожжен хорватскими оккупантами, церковь взорвана, а несколько монахинь — убиты. 6 сентября 1941 года 32 монахини из монастыря были отправлены в концлагерь. Впрочем, оккупанты не решились задерживать русских монахинь и быстро их выпустили. После освобождения из лагеря все монахини из Кувеждина перебрались во Введенский монастырь. Измученная болезнью и лишениями игуменья Мелания отошла ко Господу 28 апреля 1942 года. Сегодня Введенский монастырь — важный духовный центр Белграда. Ворота его всегда открыты верующим. Монастырская церковь — величественное здание, построенное в традициях сербской средневековой архитектуры. Гармония горизонтальных и вертикальных пропорций, отличная акустика, свет, проходящий через мозаичные окна, создают в храме особую неповторимую атмосферу. Внутренние росписи также не отступают от традиций православной иконописи. Когда-то исключительные по красоте, сейчас они остро нуждаются в реставрации, но это стесненный в средствах монастырь, к сожалению, не может себе позволить.

http://sobory.ru/article/?object=55669

В день светлого Рождества мы собрали лучшие фильмы, беседы и мультфильмы для семейного просмотра Мы составили список фильмов и мультфильмов о Рождестве Христовом, которые можно смотреть всей семьей! Редакция портала «Правмир» составила список фильмов про Рождество  и рождественских мультфильмов, которые можно смотреть всей семьей. Рождество Христово: рождественские фильмы и мультфильмы Список лучших фильмов и мультфильмов про Рождество Христово В день светлого Рождества мы собрали лучшие фильмы, беседы и мультфильмы про Рождество для семейного просмотра. Эти прекрасные фильмы про Рождество вы можете включить в свой список любимых фильмов и пересматривать всей семьей. Фильм 1 канала ТВ о Рождестве Христовом К Рождеству 2011 года 1 канал выпустил новый фильм цикла о православии, который был показан в Сочельник. В съемках принимал участие постоянный автор Правмира протоиерей Алексий Уминский. Мультфильм про Рождество: «Рождество» М. Алдашина Мультфильм «Рождество» режиссера и художника Михаила Алдашина прекрасно передает атмосферу праздника и Рождественского чуда. Мультфильм понравится и детям и их родителям. Фильм «Рождество» Украинской Православной Церкви Премьерный показ фильма «Рождество», выпущенного Синодальным информационно-просветительским отделом Украинской Православной Церкви, состоялся на Первом Национальном канале Украины. Теперь его можно посмотреть и на Правмире. «Рождество» Игоря Калядина и Александра Смирнова Из цикла “Лето Господне”. Режиссер: Игорь Калядин, Александр Смирнов Телекомпания “Неофит ТВ” Московского Данилова монастыря по заказу ГТРК “Культура”. Беседа с епископом Василием (Родзянко) «Слово на Рождество Христово» 22 мая 2015 года исполнилось 100 лет со дня рождения епископа Василия (Родзянко). Одна из прекрасных бесед с Владыкой — о Рождестве. Антология русской поэзии Круг лета Господня — «Рождество» — инсталляция из серии по Златым вратам суздальского Богородице-Рождественского собора, XIII век. Композитор Антон Висков Ангели певают Песня на стихи святителя Николая Сербского, исполнение которой трогает душу. Рождественская Песнь

http://pravmir.ru/videofilmy-o-rozhdestv...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДУЛЕВО Дулево [серб. жен. мон-рь во имя св. первомч. Стефана Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви. Находится у с. Куляче, близ Будвы, на высоте 450 м над уровнем моря. По преданию, мон-рь был основан в сер. XIV в. в память о воинах царя Стефана Душана , умерших здесь от чумы. Был приходом (метохом) мон-ря Дечаны , послушники Д. после пострига часто переходили в этот мон-рь. 1-е письменное упоминание о Д. относится к 1677 г., когда в мон-ре состоялся собор представителей рода Паштровичей, покровителей обители, для избрания игумена. Здесь в сер. XVII в. принял постриг буд. Печский патриарх Арсений III (Черноевич) . После разрушения в 1694 г. мон-ря Тврдош часть его братии перебралась в Д., остальные поселились в мон-ре Савина , и до сер. XIX в. обители поддерживали отношения. В 1785 г., во время похода скадарского паши Махмуда Бушатли, Д. был сожжен турками, но уже на следующий год восстановлен при участии рус. послушника из соседнего мон-ря Прасквица Егора Строганова (впосл. был похоронен в Д.). Он же каменными плитами выложил тропу от Д. мимо Прасквицы к морю, к-рая стала кратчайшим путем в Цетине. Обитель кормила проходивших путников. Во время первой мировой войны австро-венг. военные ограбили Д. и увезли колокол. В годы второй мировой войны в стенах обители располагался штаб партизанского отряда «Стефан Штилянович». Д. перестал действовать в 1942 г., после смерти архим. Дионисия (Миковича), церковного писателя и историка. При землетрясении 1979 г. рухнул притвор церкви, но вскоре храм был полностью восстановлен. В нач. 90-х гг. ХХ в. игум. мон-ря Прасквица Борис (Кажинегра) возобновил Д., после 2002 г. обитель стала женской. Настоятельница - мон. Ангелина (Трифунович). Церковь в Д.- однонефное строение из тесаного камня (14,5×4,5 м), перекрытое готическим сводом над старой частью храма и полуциркулярным - над остальной. С зап. стороны примыкает удлиненная припрата с полукруглым в плане крыльцом, с вост.- полукруглая апсида. Над зап. фасадом поставлена звонница с колоколом, а на его стене расположена крестообразная розета, вписанная в профилированный прямоугольник, к-рая была выполнена, согласно надписи, в 1924 г. мастером Андреем Кулячей. Старая часть строения снаружи оштукатурена. С сев. и юж. сторон видны следы утраченных ныне пристроек. Пол церкви покрыт каменными плитами, под к-рыми находились могилы. Сохранились надгробия Егора Строганова и архим. Дионисия (Миковича). Амвон выложен красным и белым камнем в виде розетки.

http://pravenc.ru/text/180570.html

[Серб. в честь Собора св. Иоанна Предтечи жен. мон-рь Банатской епархии Сербской Православной Церкви. Расположен в с. Месич близ г. Вршац в обл. Банат (Сербия). Сохранилось 2 предания о возникновении М. Согласно древней легенде, он был основан ок. 1033 г. учениками слав. просветителей Кирилла и Мефодия. Др. предание сообщает, что иером. Арсений (Богданович) из афонского мон-ря Хиландар создал М. в 1225 г. по благословению архиеп. Сербского свт. Саввы I . В нек-рых публикациях утверждается, что после второй мировой войны при реставрации монастырского храма были открыты 3 слоя фресок: 1-й слой был датирован XI-XII вв., 2-й - XIII-XIV вв., а 3-й - 1493-1502 гг. Поэтому возникло предположение, что иером. Арсений лишь обновил мон-рь. В научной лит-ре возведение храма наиболее часто датируется рубежом XV и XVI вв., когда М. был обновлен усилиями деспота св. Иоанна Бранковича и его матери прп. Ангелины . Согласно османским источникам, в 1566/67 г. в монастыре жил монах, а через 10 лет - 5 монахов и игумен. В 1694 г. патриарх Печский Арсений III (Черноевич) при создании церковной структуры для переселившихся на земли Габсбургской империи сербов определил М. местом кафедры епископа Вршацкого и Карансебешского. В 1716 г. обитель была разграблена турками. После заключения Пожаревацкого мира в 1718 г. из мон-ря Крушедол в М. переселились неск. монахов во главе с иером. Моисеем (Стефановичем). Позже иером. Моисей ездил в Россию за материальной помощью и получил от российской имп. Елизаветы Петровны грамоту с правом представителям обители ежегодно получать из российской казны по 300 р. Из России он также привез много книг, икон, священных сосудов, церковную утварь. В 1738 г., во время австро-турецкой войны, М. был разорен и сожжен. Ок. 1743 г. мастера Петр, Андрей и Иоанн отреставрировали древние фрески храма (их имена упом. в надписи под куполом). Издание имп. Марией Терезией рескрипта от 16 янв. 1777 г. об упразднении 4 из 11 правосл. серб. мон-рей в Банате усложнило жизнь обители, хотя она была самой большой из оставшихся действующих и ее настоятель получил сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/2563028.html

Яково. Монастырь Фенек. Карта и ближайшие объекты Монастырь Фенек относится к Фрушкогорским обителям, хотя расположен в значительном удалении от них – вблизи села Яково (25 км от Белграда). Кто и когда основал монастырь Фенек, мы не можем сказать точно. Митрополит Вичентие Йовановчи в своём докладе 1775 года записал, что виной тому информационному провалу были турецкие набеги, вынуждавшие монахов бежать из Фенека, разоряя его и уничтожая рукописное наследие. Существует версия, что ктиторами были канонизированные православной церковью деспот Стефан Бранкович и его супруга Ангелина, жившие во второй половине XV века. В 1563 году иеромонах Захарие сделал запись о строительстве церкви Святой Параскевы. Храм простоял больше двух веков, пока не было решено заменить его новой церковью. Старая капелла над чудотворным родником, воздвигнутая по указанию Святой Матери Ангелины, тоже не дожила до нашего времени. Фенек вплоть до 1717 года находился под прямым турецким управлением. Особо значимую роль монастырь сыграл в XVIII-XIX веках. В его стенах встречались сербский князь Алекса Ненадович и император Иосиф Второй. Сюда приезжали после поражения первого антитурецкого восстания 1813 года вождь Караджордже со своим сыном и монахи из Студеницы, охранявшие мощи Святого короля Стефана Первовенчанного.Во время мировых войн прошлого века монастырь был полностью разорён. И если в начале столетия виной тому были австро-венгерские оккупанты, то в 1942 году – партизаны Тито. Его обновление началось в самом конце прошлого столетия. Сейчас это мужской монастырь, провозглашённый в 1979 году памятником культуры исключительного значения. Его комплекс состоит из главной церкви Святой Петки, монастырских конаков и капеллы Святой Петки.Самый первый храм Святой Параскевы был построен по канонам Моравской школы, медная колокольня появилась гораздо позднее – между 1735 и 1753 годами. Как записал в своей «Истории монастыря Фенек» его игумен Викентие Ракич, «церковь своей красотой превзошла все сремские и фрушкогорские храмы».

http://sobory.ru/article/?object=42382

В издательстве « Вольный Странник » вышла книга, которая рассказывает о святых подвижницах Сербской Церкви. « Святые сербские жены » — сборник, где представлены наиболее полные жития христианок из сербского рода, ставших примером искренней веры, благочестия, любви, молитвы и заботы о ближних. Именно они воспитывали будущих подвижников, христолюбивых правителей и мучеников за веру. Одной из самых почитаемых в русской церковной традиции сербских святых стала преподобная Ангелина. Именно ее имя носят все без исключения все наши христианки. Один из дней памяти святой — 30 июля/12 августа. Преподобную мать Ангелину, как ее ласково именуют сербы, по праву можно назвать одной из самых известных и любимых сербских святых. Для нас она особенно близка, потому что все Ангелины в нашей русской церковной традиции носят имя именно этой святой и почитают ее как свою покровительницу. Преподобная Ангелина. Современная икона. Автор: Елена Хинич Святая Ангелина была дочерью албанского православного князя Георгия Арианита Комнина, правившего в Эльбасанском крае. Родственником ее был известный христианский правитель Георгий Скандербег. Она принадлежала к роду, из которого вышли выдающиеся вожди и защитники веры. Жители этого края были по большей части православными христианами, их отечество славилось благочестием и воинскими успехами. Ангелина родилась около 1440 года. В литературе упоминается, что она была единственной дочерью своего отца в браке с Марией Мусаки, но при этом у нее были еще братья и сестры по отцу. Ангелина росла и воспитывалась при дворе родителя. Ее мать, женщина богобоязненная, воспитала свою дочь в христианском благочестии. Ангелина получила в родительском доме и прекрасное образование. Выделяясь среди сверстников своими умом и талантами, она многих превосходила разумом и премудростью. Родители удивлялись ее способностям. С ранних лет она полюбила книги и поучалась в Божественном законе, который с любовью успешно постигала. Когда Ангелина повзрослела, во владениях ее отца появился сербский деспот Стефан Бранкович, изгнанник, сын известного правителя деспота Георгия Бранковича .

http://pravoslavie.ru/126609.html

Иеромонах Игнатий (Шестаков). Преподобная Ангелина Сербская (версия для печати)/Православие.Ru Преподобная Ангелина Сербская Православие.Ru , 9 декабря 2002 г. Иеромонах Игнатий (Шестаков) Преподобная Ангелина Сербская. Икона из монастыря Гргетек. Фото иером.Игнатий (Шестаков) Святая Ангелина была дочерью православного албанского князя Ариянита из Эльбасанского края, и своячницей славного Георгия Скендербега. Жители тех краев были по большей части православными христианами, и отечество их славилось победой веры и оружия. Ангелина росла и воспитывалась при дворе своего отца в страхе Божием. Имя ее матери до нас не дошло, но известно, что она была женщиной богобоязненной и благородной и воспитала свою дочь в евангельском благочестии. С детских лет на святой Ангелине был видим перст Промысла Божьего, готовивший ее к предстоящим подвигам и испытаниям. В те времена в Албанские края пришел сербский изгнанник деспот Стефан Слепой, второй сын деспота Георгия Бранковича (1427-1456 гг.). В 1441 году турки заточили Стефана вместе с его старшим братом Гргуром в темницу, где обоих ослепили. По смерти их отца деспота Георгия Сербией какое-то время правил самый младший брат Лазарь (1456-1458 гг.), а потом деспотом стал блаженный страдалец Стефан. За два месяца до падения под ударами турок сербской столицы Смередево «некие дьволом управляемые люди» оклеветали деспота Стефан и изгнали его из своего отечества, так что он понес на чужбине многие беды и нужды. Праведный Стефан отправился через Будим к своей сестре графине Катарине, а затем прибыл в город Дубровник в Далмации и оттуда уже отправился в Албанию, чтобы обрести там безопасное пристанище. Князь Ариянит по-братски принял Стефана. Пребывание сербского изгнанника в гостях затянулось на столько, что он стал для семьи князя как родственник. Благородная княжеская дочь Ангелина всем сердцем полюбила слепого Стефана и просила у родителей благословения на брак с ним. Родители дали свое согласие и благословили молодых. Желая всей душой разделить судьбу с благородным изгнанником, в 1461 году Ангелина обвенчалась со Стефаном в Скадаре. От благословленного Богом брака у них появились на свет сыновья Георгий и Иоанн и дочь Мара. Когда дети были еще маленькими на эту христианскую страну напали магометане, и Стефану с Ангелиной пришлось были бежать с детьми в Италию. Здесь Ангелину постигло еще одно испытание: 9 октября 1476 года праведный Стефан отошел ко Господу. Вскоре Бог прославил своего угодника: над могилой Стефана стал появляться таинственный свет, а тело его оказалось нетленным.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Мать Ангелина Судьба Ангелины Бранкович, принадлежавшей к роду правителей Черногории, была тяжелой вдвойне: в личной жизни – она пережила своего мужа и обоих своих сыновей, и в общественной – на ее глазах ее родина оказалась под властью турок. 14 июля, 2012 Судьба Ангелины Бранкович, принадлежавшей к роду правителей Черногории, была тяжелой вдвойне: в личной жизни – она пережила своего мужа и обоих своих сыновей, и в общественной – на ее глазах ее родина оказалась под властью турок. Многим кажется, что Ангелина – имя какое-то совсем не православное. Но одна святая Ангелина в Церкви есть. Она была сербской княгиней, вышла замуж за слепого и часть жизни прожила в изгнании. А ее муж и двое сыновей тоже прославлены в лике святых. Что же это была за семья? Преподобная Ангелина Сербская. Икона из монастыря Гергетег, Сербия Судьба Ангелины Бранкович, принадлежавшей к роду правителей Черногории, была тяжелой вдвойне: в личной жизни – она пережила своего мужа и обоих своих сыновей, и в общественной – на ее глазах ее родина оказалась под властью турок. Ей суждено было жить в самый тяжелый для Сербии период — в начале 15 века. Немного времени прошло со знаменитой и печально известной Косовской битвы (28 июня 1389 года), в которой 25 тысяч сербов и их союзников были разбиты сорокатысячной турецкой армией. После битвы турки на несколько лет приостановили экспансию в Европу, но Сербия сначала частично, потом полностью потеряла свою свободу — на пять столетий. Мужем Ангелины стал последний сербский деспот (этот титул, перенятый сербами от византийцев, означает «государь») — Стефан Слепой, они обвенчались в 1461 году. Один из епископов, знакомый со Стефаном, описывал его как человека могучего, большого роста, державшегося с достоинством, умного и серьезного, хорошо знавшего Библию. И слеп Стефан был вовсе не от рождения… Судьба его и его семьи очень непроста. Когда его сестру Мару вынужденно отдали в гарем турецкого султана Мурада Второго, и Стефан поехал в Турцию вслед за ней, он был заподозрен в заговоре и в 1441 году ослеплен вместе со своим старшим братом.

http://pravmir.ru/mat-angelina/

Женский монастырь Крушедол Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Крушедол (серб. Манастир Крушедол) — женский монастырь Сремской епархии Сербской Православной Церкви. Расположен на склонах Фрушка-горы в общине Ириг Сремского округа Воеводины. Содержание История [ править править код ] На склонах Фрушка Горы близ села Ириг в спокойном месте находится древний монастырь, окруженный парком с каштановыми деревьями. Монастырская церковь Благовещения Богородицы была возведена в 16 веке, в период 1509-1512 г., Джорджем Бранковичем ( епископом Максимом ), сыном деспота Стефана Слепого и Ангелины Бранкович при содействии Влашского князя Басараба. Монастырь является резиденцией Сремской епархии. Первый большой ущерб монастырю был нанесен в 1690 г. Еще тяжелее пришлось монастырю в 1716 г., когда турки сожгли монастырь вместе с мощами Бранковичей. Монастырь был восстановлен в 1756 году. Храм имеет базис трилистника с полукруглой апсидой в стиле средневековой Моравской школы. Колокольная, которая не связана с церковью, была возведена в 1726 г. Над входом в храм, на наружней стене, располагаются фрески Страшного Суда. Одна из ценностей монастыря – его иконостас XV века. Он насчитывает 36 икон, которые являются прекрасным примером византийской иконописи. Под иконостасом находится реликварий, в котором хранятся остатки мощей Бранковичей (епископа Максима, Стефана, Йована и Ангелины). Их достают только во время больших праздников. В монастыре есть часовня Святого Максима 1722 года, а также ценная коллекция икон, картин, старых рукописей, книг, мебели и декоративных предметов. Монастырские помещения окружают церковь со всех четырех сторон. Сегодня монастырь привлекает внимание как мавзолей. Там похоронены рядом Бранкович и Патриарха Арсений III Чарноевич у порога церкви, а напротив входных врат в стену встроено надгробие. Там же упокоен митрополит Исаия Дакович, Патриарх Арсений IV Йованович Шакабента (в мраморном саркофаге в притворе справа), граф Джордже Бранкович (в полу с левой стороны), герцог Стефан Шипликац, княгиня Любица Обренович (в полу в середине притвора) и король Милан Обренович (в княжеской могиле). Слева от двери на стене надгробная плита короля Милана. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010