И., перешедший под власть мусульман, стал восприниматься византийцами как враждебный город (в визант. эпосе о Дигенисе Акрите И. перечисляется среди тех городов, к-рые завоевал Дигенис; упомянута дань И., т. е. Румскому султанату - Digenis Akrites/Ed. J. Mavrogordato. Oxf., 1956. Lines 8, 1043). Тем не менее это не означало немедленного упадка правосл. общины И. В то время как мн. иерархи сельджукских областей М. Азии проживали в К-поле, подписи митрополитов И. (митр. Евстафий в 1094-1095, неизвестный по имени митрополит в 1166, митр. Иоанн в 1177 - RegPatr, N 965 (967), 1065, 1134) редко встречаются среди подписей членов Свящ. Синода К-польской Патриархии. Вероятно, митрополит И. не был постоянным членом Синода и несомненно пребывал на своей кафедре. Христиане играли значительную роль в Румском султанате, нередко достигая высоких должностей; сельджукские султаны имели греч. секретарей; наконец, И. был местом, куда часто бежали опальные визант. аристократы. В этих условиях роль митрополита как посредника между христианами и мусульм. властями в Анатолии возрастала: в 1256 г. неизвестный по имени митрополит И. приехал в Никею, чтобы заступиться перед Никейским имп. Феодором II Дукой Ласкарем за опального Михаила Палеолога (буд. имп. Михаил VIII), в то время бежавшего в Рум ( Georg. Pachym. Hist. II 4-12. 1984. T. 1. P. 45). Распад Византийской империи после 1204 г. не изменил положения руми (правосл. греков султаната): они признавали своим императором Феодора I Ласкаря (притом что султан оставался их непосредственным повелителем; см. надпись на Карши-килисе в Гюльшехире, Каппадокия: Jolivet-Lé vi C. Études Cappadociennes. L., 2002. P. 289), а своим духовным главой - патриарха Никеи. К-польский патриарх Герман II (1223-1240) разбирал случай незаконного захоронения без ведома митрополита некоего Михаила Ксира в нартексе ц. св. Георгия в И. (RegPatr, N 1297-1298), что было бы невозможным без поддержания устойчивых связей между Никеей и И. Кризисные явления в жизни христиан И.

http://pravenc.ru/text/389044.html

К тому времени, многие греки пришли к выводу, что дальнейшие переговоры с латинянами не приведут ни к чему, и что самое лучшее возвращаться в Константинополь. Греки собрались на большое внутреннее заседание, на котором Император выразил свою и папы волю, чтобы переговоры продолжались, и чтобы на этот раз обсуждался догмат об исхождении Св. Духа и была выяснена догматическая верность “Filioque”. Одновременно он оповестил своих греков, что папа желает перевести Собор во Флоренцию. Сначала греки решительно высказались против перенесения Собора из Феррары; но когда папа указал на свои финансовые затруднения по содержанию Собора и на то, что флорентийцы предложили ему большия средства, если он переведет Собор во Флоренцию, а также сослался на то, что в Ферраре свирепствует эпидемия, унесшая уже многих из числа представителей и Восточной и Западной Церквей, мнения среди греков разделились. Император Иоанн, Виссарион Никейский и Анатолий Ираклийский были за то, чтобы продолжать переговоры и переехать во Флоренцию; в то время как Марк Ефесский , Сиропул и Гемист Плифон считали за наилучшее прервать переговоры и вернуться в Константинополь. Патриарх Иосиф был в нерешительности и не проявлял своей воли. Победило мнение первой группы, уже в самую силу того, что к ней принадлежал император. Наконец, в начале января 1439 г. состоялось последнее заседание Собора в Ферраре, на котором была прочитана папская булла о перенесении Собора во Флоренцию, а также была выдана грекам большая сумма денег, которая была отослана в Константинополь, для укрепления его против турок. О всем этом периоде и о своей боли за судьбу Православия так говорит нам св. Марк Ефесский : сказав сначала о том, как он был полон надежды, что будет возможно сойтись с латинянами и достигнуть соединения Церквей, далее он говорит, что, прибыв в Италию, – “мы немедленно на опыте узнали отношение к нам латинян, иное, нежели надеялись, и немедленно нам пришлось отчаяться в благополучном результате; так что некто из нас, видя это, сказал другому, близ находящемуся: “едва ли будут готовы изменить что-либо из их обрядов и учения эти мужи, которые до такой степени возвещают нам об их превосходстве (над нашими обрядами и учением)”.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Казалось бы, папа мог торжествовать: еще немного, и власть Рима на Востоке станет явной и общепризнанной. И вдруг на том же соборе зачитали 28 – е правило, которое гласило, что константинопольский патриарх имеет равные права с римским. Возмущенные легаты выразили свой протест и демонстративно покинули заседание. Но 28 – е правило было принято без них. Тогда они попытались его опротестовать, заявив, что претензии Константинополя незаконны. В доказательство они прочитали 6 – е правило Никейского собора «Да хранятся древние обычаи», где в конце была сделана прибавка: «Римская церковь всегда имела первенство». Когда подняли архивы, выяснилось, что в оригинальных правилах такой прибавки нет. Вопрос на этом закрыли. Однако собор ни слова не сказал о том, что папа Лев поступает неправильно и что его требования не обоснованы. Все было подано так, будто бы легаты сами ложно поняли папу, который вовсе не хотел, чтобы его считали главой всей Церкви. Наоборот, отцы собора выразили уверенность, что папа будет рад возвышению Константинополя, потому что Константинополь – это второй Рим, а почет второму Риму возвышает и первый. Разумеется, Лев Великий наотрез отказался принимать правило, уравнивавшее его в правах с константинопольским патриархом. Он писал резкие письма императору, императрице и патриарху Анатолию, возмущаясь гордыней и честолюбием константинопольского епископа, который превозносит сам себя, нарушая церковный мир. Восточная церковь отвечала в своем обычном стиле, демонстрируя уступчивость и уклончивость, которые Запад принимал за слабость. Патриарх Анатолий писал в униженном тоне, как слуга господину, оправдываясь и стараясь умилостивить разгневанного владыку. Никаких возражений о том, что Лев вообще не имеет права претендовать на верховное положение в Церкви, высказано не было. Примерно в том же духе отвечал и император. Однако 28 – е правило осталось в силе. Недовольный Лев пытался замолчать решения собора, но император Маркиан потребовал, чтобы он прямо высказал свое к ним отношение, и Льву пришлось одобрить Халкидонский собор, включая 28 – е правило. Лев постарался придать этому такой вид, что он милостиво одобрил просьбу Константинополя о предоставлении ему дополнительных прав. Схизма Акакия

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На эти слова мучитель зарычал от гнева, как лев, и велел вывести мучеников за город и заколоть мечом, как диких зверей, а тела их бросить не погребенными на растерзание зверям и птицам. Святых повели на место казни. На этом месте находился масличный сад, и мученики для совершения над ними казни были привязаны к деревьям. В этот сад пришли два близких друга святых, христиане Палладий и Акакий. Когда палачи хотели убить осужденных, пришедшие бросились им в ноги, дали им много золота и умоляли подождать немного, пока они побеседуют с осужденными, и тогда уже приступать к казни. Взяв золото, палачи немного отошли от мучеников, а Палладий и Акакий приблизились к ним, с любовью облобызали их, горько плакали и просили помолиться за них. Во время предсмертной молитвы святых с неба был услышан голос, призывавший их в вечный покой, и тотчас они с радостью предали души свои в руки Божии. Слуги же мучителя, хотя и увидели, что мученики уже умерли, однако, боясь своего господина, исполнили его повеление уже над мертвыми: Евстафию и Феспесию прокололи горло, а Анатолию пронзили ребра, а потом когда тела умерших уже лежали на земле, отрубили им головы и, оставив их непогребенными, ушли14. Тогда с неба сошли шесть ангелов в виде орлов и парили над телами до тех пор, пока Палладий и Акакий не погребли их с честью. В тот же день комит Антоний при заходе солнца захворал, а наутро сначала умерла жена его, потом и сам он, упав на тело жены, в страданиях испустил дух. И вот он мучится в аду, а святые страстотерпцы радуются в Царстве Христа Бога нашего. Ему слава во веки веков. Аминь. Прим. 1 Никомидия (теперь Исмид) — главный город Малоазийской провинции Вифинии, находится к юго-востоку от Босфорского пролива. Здесь имели местопребывание византийские императоры Диоклитиан и св. Константин Великий. 2 Галатия — провинция Византийской империи, занимавшая самую средину Малоазийского полуострова. 3 Город тот замечателен по бывшему в нем поместному собору (340 г.), правила которого почитаются Церковью за канонические.

http://pravicon.com/info-1751

Отсюда видно, что в конце VII в. (680 г.) в Византии обычай ежедневного проповедничества был настолько общераспространенным, что от него не осмеливались отступать даже малоспособные и мало подготовленные к проповедничеству пастыри. Собор подтверждает обычай, но находит нужным ограничить усердие малоспособных церковною цензурою. Позднее, в конце VIII и начале IX в., мы видим тоже обилие богослужебного дидактизма и туже его жизненность. В этом отношении важно для нас свидетельство Игнатия митрополита Никейского о патриархе Тарасий, который быль дедом Фотия. Игнатий, ученик Тарасий, в таких выражениях вспоминает о своем учителе: «Не забуду я полезных наставлений твоих и времени, проведенного в скудном служении тебе. У тебя провел я цветущую и веселую юность мою, от тебя получал лучине уроки о триметрах, тетраметрах, трохеях, анапестах и героиках; тогда предметом занятий моих были поучения твои, которые предлагал ты каждый день к пользе св. церкви. Я старался записывать их скорописью и отдавал для переписывания лучшим песцам. Если забуду тебя, пусть забудет меня Бог» 6 . Таким образом, еще и в начале IX в. ежедневная проповедь при богослужении имела место и, следовательно, этот элемент далеко не омертвел, а имел надлежащее положение и развитие. Нельзя, впрочем, не сознаться, что в это время он был менее на виду, чем другой, т. е. элемент поэтический. История этого последнего, т. е. поэтического, элемента в византийском богослужении представляет собою массу характеристических и любопытных до неожиданности фактов. Мы видели, как сравнительно не велик был объем песнопения в Византии при Златоусте. Но после Златоуста начинается период постепенного и необыкновенно быстрого развития гимнографии. В половине V в. патриарх К-й Анатолий обогатил гимнографический материал, бывший в употреблении до того времени, и состоявший из тропарей, весьма значительным количеством песнопений известных под именем стихир восточных или анатолиевых, посвященных, главным образом, прославлению памятей святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Подписали сие: я – Афанасий – и другие собравшиеся Епископы, и присланные Епископом острова Сардинии Люцифером два диакона Еренний и Агапит, и присланные Павлином Максим и Калимер также диаконы; были же при сем и некоторые монашествующие от Епископа Аполлинария, для сего им и присланные. 10) Поименованные же вначале Епископы, к которым писано это послание, были: Евсевий – города Верчелли в Галлии, Люцифер – острова Сардинии, Астерий – Петры аравийской, Киматий – Палтоса в Келесирии, Анатолий – Евбеи. А писавшие послание были: Папа Афанасий и пребывающие с ним в Александрии Евсевий и Астерий, и прочие: Гаий – Епископ Паратония близ Ливии, Агаф – Фрагона и части Елеархии египетской, Аммоний – Пахнемуниса и остальной части Елеархии, Агафодемон – Схедии и Менелаита, Драконтий – малаго Ермополя, Аделфий – Онуфа лихнийскаго, Ермион – Танеса, Марк – Зигров близ Ливии, Феодор – Атриба, Андрей – Арсеноита, Пафнутий – Саиса, Марк – Филов, Зоил – Андро, Мина – Антифрона. К сему Евсевий приписал по-латини, что в переводе значит: Я – Епископ Евсевий – с вами, по точном с обеих сторон исповедании веры вашей, взаимно между собою соглашающимися в разсуждении ипостасей, и сам согласен; и не сие только подтверждаю, но и все, что говорится в Послании, как видно это по связи речи, о воплощении Спасителя нашего, а именно, что Он Сын Божий и соделался человеком, восприяв на Себя, кроме греха, всего ветхаго нашего человека, каким он был. И поелику лист, приписываемый Сардикийскому Собору, устраняется, чтобы не казалось, будто бы излагается в нем что-либо сверх никейской веры; то и я соглашаюсь не делать его гласным в Церкви, чтобы не подать мысли, будто бы исключается им никейская вера; и желаю возмогать вам о Господе. Я – Астерий – дал свое согласие на все писанное выше; желаю возмогать вам о Господе. 11) Когда же свиток сей был прислан из Александрии к антиохийцам за означенными подписями поименованных выше, тогда и сами они подписались к нему: Я – Павлин, как приял от Отцев, так и содержу в мыслях, что Отец есть и пребывает совершен, и Сын пребывает совершен, и Дух Святый пребывает совершен; почему и приемлю написанное выше толкование о трех ипостасях, и об единой ипостаси, или сущности, а равно и разумеющих так.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Потом – святой Григорий Богослов , из творений которого взяты мысли на Рождество, Пасху и другие праздники. Потом – имена святых Георгия, Романа песнописцев... Знаменитые авторы многих богослужений – святой Иоанн Дамаскин , святой Косма Маюмский, святой Андрей Критский , святой Иосиф, архиепископ Солунский, брат святого Феодора Студита , и сам он; и многие, многие другие: преподобный Феофан «Творец канонов», епископ Никейский, ученый богослов и страдалец за иконы; Христофор Протосинкрит; Иоанн Евхаитский; некий Николай; инокиня Кассия; Симеон Логофет ; Иоанн Арклийский; Митрофан, автор троичных канонов на полунощницах; святой Софроний, патриарх Иерусалимский; святой Мардарий; Феостирикт-монах; Симеон Метафраст ; святой Симеон Новый Богослов ; Павел Амморейский; Марк-монах; Анатолий; священномонах Игнатий; святой Григорий Синаит ; святой Макарий Великий ; святой Антиох; святой Иоанникий; святой Евстратий; святой Пахомий Великий ; цари-песнописцы Феодор Дука, Лев Премудрый и сын его Константин; потом еще упоминаются – Герман, Киприан. Снова напомним святых Василия Великого , Иоанна Златоуста , Иоанна Дамаскина и святого Ефрема Сирина : у первого много молитв после часов и в Правилах ко Святому Причащению; то же (о Правилах) и у Златоуста... Всем нам известны молитвы святого Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота моего»... Должно прибавить и имя святого Григория Двоеслова , папы Римского, создателя литургии Преждеосвященных Даров, у коего в «Ныне силы Небесныя» говорится: «Се Жертва тайная совершена (то есть Христос Искупитель) дориносится». И – много неизвестных, безымянных авторов. Правда, в греческих богослужениях (Октоих, обе Триоди, Двунадесятые праздники, Правила ко Причащению и прочее), в большинстве их, указываются имена авторов; хотя много (особенно в стихирах, но не в канонах) и безымянных произведений. Что же касается российских служб, то тут мало указывается авторов: видимо, русские авторы считают себя не авторитетными, чтобы напоминать о своем авторстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Собор Афанасия был очень озабочен этим положением. Единственный из его документов, который дошел до нас, – это письмо, касающееся антиохийских разногласий. Формально оно было адресовано к Никейским епископам, находившимся в Антиохии или отправлявшимся туда: Евсевию, Люциферу, Астерию, Киматию и Анатолию 532 , в сущности же оно относилось к Павлину и его общине. Собор указывал, на каких условиях палейские диссиденты (мелетиане) и даже сами ариане могли быть приняты. Они должны были принять никейский символ и осудить тех, кто утверждал, что Св. Дух есть тварь и существо, отделенное от сущности Христа 533 . Вот и все, что требовалось. Представители собора должны были допускать всякого, кто примет эту программу, и присоединять его к кружку Павлина. Последний обязывался ничего сверх этого не требовать; особенно возбранялось упоминать о каком-то якобы сардикском символе, где подтверждалось единство ипостаси. Этот символ был действительно представлен собору, но был им отвергнут, дабы он не мог соперничать с Никейским символом, единственным, которого следует держаться. Впрочем, Афанасий и его сторонники убедились в том, что упоминавшие о трех ипостасях, в сущности, согласны с теми, которые признают лишь одну ипостась: одни применяют этот термин к Лицам, другие же – к божественной сущности. Другая распря начинала вносить разделение в умы как в Антиохии, так и других местностях. То была прелюдия к знаменитым спорам V века о воплощении Сына Божия. Одни, казалось, допускали лишь нравственное единение между исторической личностью Христа и Божественным Словом, другие утверждали, что Слово во Христе приняло на себя функции мыслящей души (νος). Собор выслушал представителей и того, и другого мнения 534 и убедился, что в двух пунктах все были между собой согласны: во-первых, что воплощение есть нечто совершенно отличное от обитания Слова в душе пророков; во-вторых, что Спаситель имел одушевленное тело, одаренное чувствами и разумением. При данных условиях не было повода к разделению. Все эти вопросы, впрочем, должно было оставить в стороне, чтобы придерживаться лишь никейской веры и таким образом восстановить церковное единство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этому воспротивились римские легаты, требуя, чтобы наперед были прочитаны письма Льва. Евтихий возмутился против них, и возымел к ним подозрение и ненависть, потому что они обедали у Флавиана и слишком высказывали к нему свое сочувствие. Легаты оставили собор как потому, что письма их епископа не были приняты еретиками и даже коварно утаены, так и потому, что им не было предложено первенства на соборе ради преимущества Римской церкви; впрочем после они возвратились. Но Диоскор и Варсума, которым обычно было действовать не по правилам справедливости, а силою и войском, не полагаясь на законные рассуждения и совещания, собрали воинов и сильную партию монахов, из 300 человек, ворвались вооруженные на собор, отбили пальцы у писцов, которые записывали соборные деяния, и разбили таблицы; потом осудили и лишили епископского сана Феодорита Киррского и Иву Едесского, которые были тогда в отсутствии, — также и Домна Антиохийского, бывшего в тот день больным; Флавиана заставили молчать, а его сочленов заключили в железные цепи; у прочих епископов необычайными угрозами и страхом исторгли голоса против Флавиана, принудили их подписать чистый и белый пергамент, на котором, неизвестно им было, что будет написано. Римские легаты восстали было против этого; но, ничего не могли сделать, ушли под прикрытием вооруженных телохранителей и скрылись, как от битвы разбойников. После этого стали читать публично книгу, представленную собору Евтихием, с символом, в котором уничтожены были слова: «воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии». Диоскор с восклицанием одобрил эту книгу и объявил, что в ней содержится вера никейская. Тогда Евтихий восстановлен в свое прежнее положение; а Евсевий Дорилейский и Флавиан, под именем еретиков, заключены в оковы. Флавиан воззвал к апостольской кафедре; но когда он это сделал, Диоскор из епископа превратился в палача и так измучил его побоями и ударами своих пят, что тот, спустя три дня, скончался в заключении от жесточайших страданий. На место умершего пригласили диакона Анатолия, который был у Диоскора апокрисиарием и, как им казалось, не был чуждым Евтихию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

86 . Епископу Константинопольскому Флавиану. Излагая ход сношений с Диоскором, Феодорит указывает на его дерзость (поскольку он дозволил в своем присутствии произнести анафему на Кирского епископа и даже сам подтвердил ее) и стремление вторгаться в чужие «диоцезы». Прося помощи Флавиана, Феодорит сообщает, что неудовольствие Диоскора против «Восточных» началось с момента принятия последними бывших при Прокле постановлений. CXXXVI. Перевод сирийской редакции того же письма, усвояемого здесь перу Домна; тут опущено указание на начало неудовольствия Диоскора против «Восточных» и прибавлено известие о поставлении на Тирскую митрополию Фотия 9-го сентября (447) года. 87 . Епископу Апамийскому Домну. Высказав удивление, что адресат не пишет писем, Феодорит замечает, что постигшее его бесчестие он считает величайшею честью, и сообщает о клеветах на него Озрониских клириков, которым он даже исходатайствовал разрешение от отлучения по случаю праздника Пасхи. 88 . Патрицию Тавру. Свидетельствуя о своей догматической правоте, Феодорит просит помощи адресата в разоблачении лживых клевет на него. 89 . Патрицию Флорентию. Того же содержания, что и письмо 88, с требованием формального суда для разбора обвинений. 90 . Магистру Люпицину. Ложность обвинений против него – старика, их юридическая несостоятельность и требование формального суда. 91 . Префекту Евтрехию, которому Феодорит высказывает желание звать причину постигшего его наказания и показывает юридическую несправедливость последнего. 92 . Патрицию Анатолию 93 . Патрицию Сенаторию Отправляя свое письмо вместе с посольством из епископов, снаряженным от имени Домна, Феодорит просит содействия в защите невинно угнетаемых и правой веры, причем высказывает намерение проводят жизнь в благодушии, что бы ни случилось. 94 . Префекту Протогену. Феодорит просит содействия посольству «восточных» епископов в умиротворении церквей, свидетельствует о своей приверженности к Никейской вере, и показывает, что враги несправедливы уже потому, что обвиняют отсутствующего.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010