Сведения о «городецких пулах» данного типа содержатся также в каталоге Д.В. Гулецкого и К.М. Петрунина «Русские монеты 1353 – 1533» (2013 г.) в подразделе «Пулы» («Группа IV») раздела «Анонимные монеты Нижегородского региона» (под 1790 А и 1790 B). При этом общее описания помещённого на их аверсе изображения гласит: «Равносторонний крест», а изображения, помещённого на реверсе: «Пересекающиеся овалы» с. 223]. При этом указывается, что на разновидности под 1790 А «равносторонний крест» находится: «На подножии, звёзды в каждом квадранте. Круговая легенда …АТЬ… Z… или подобная» с. 223]. Относительно же «пересекающихся овалов» отмечается: «Звезда внутри них. Точки вокруг. Ободок с узлами счастья». На разновидности под 1790 B «равносторонний крест» на аверсе: «Упрощённый, без круговой легенды», а на реверсе: «Крупные овалы, точки внутри и вне» с. 223]. Кроме того, «равносторонние кресты» имеются также на аверсах и реверсах других типов «городецких пулов» в разных видах и сочетаниях (под 1791 – 1792 и 1797 – 1798) с. 223]. По поводу букв «.АТЬ..ЗЯ» («…АТЬ… Z…») следует предположить, что это «остатки» надписи «ПЕЧАТЬ КНЯЗЯ» (без указания на определённую личность). Что же касается «переплетённых» или «пересекающихся» овалов, то здесь, как представляется, мы имеем дело с весьма непростым узором, который к тому же подразделяется на несколько разновидностей: в частности, отличается разными начертаниями – «двухлинейным» (см.: рисунок 2: а, в – снимок и прорисовка лицевой стороны, б, г – снимок и прорисовка обратной стороны монеты из моего собрания; рисунок 3: а – снимок лицевой стороны, б, в – снимок и прорисовка обратной стороны монеты из моего собрания) и «трёхлинейным» (см.: рисунок 4: а – снимок лицевой стороны, б, в – снимок и восстановительная прорисовка обратной стороны монеты из моего собрания). Сравнительное изучение изображений на обратной стороне «городецких пулов» данного типа и подобных изображений, помещавшихся в разное время на некоторых нумизматических памятниках Никейской империи, анатолийских (сельджукских) бейликов, Золотой Орды (Улуса Джучи) и географически очень далёкого от означенных государственных образований Бутана, указывает на то, что это не тамга и не простые «овалы», а именно крест, причём, зачастую сплетённый по образу свастики (ярги). Одним из его неотъемлемых деталей является также помещённая в середине «звезда» (как правило с четырьмя короткими «лучами»).

http://ruskline.ru/analitika/2020/04/15/...

В годы Гражданской войны Оптина пустынь, ставшая «сельхозартелью», сильно нуждалась: не было хлеба, зимой не хватало дров. Однажды распропагандированная молодежь выбила окна в келье отца Анатолия, и целую зиму дом так и простоял. Поразительно, что батюшка в эти годы сохранял присутствие духа и ободрял других монахов, хотя самого его силы почти оставили. 11 августа 1922 года в бывший монастырь приехала ЧК. Старца Анатолия допросили и хотели тотчас увезти, но батюшка попросил отложить арест на день, чтобы приготовиться к отъезду. Чекисты ушли, велев келейнику батюшки отцу Варнаве, чтобы тот к утру был собран. Назавтра вернулись: «Готов?» «Готов»,— ответил келейник и открыл дверь в комнату. Посреди нее стоял гроб с усопшим старцем. За две недели до смерти батюшка стоял у могилки преподобного Амвросия и все повторял: «А тут ведь вполне можно положить еще одного». Здесь его и погребли. Другие святые и известные люди с именем Анатолий Святой мученик Анатолий Никейский († 312) Пострадал вместе с братьями Евстафием и Феспесием. Их отец был купцом, к той же стезе он готовил и Анатолия. Но, уверовав, они всем домом крестились, отец стал священником, а сын — диаконом. По доносу братья были схвачены и жестоко замучены языческими властями. День памяти — 3 декабря. Святитель Анатолий, патриарх Константинопольский († 458) Главным делом Анатолия как патриарха было восстановление чистоты Православия. В 450 году он созвал в Константинополе Поместный Собор, который осудил монофизитов. А через год при его активном содействии в Халкидоне был созван IV Вселенский Собор, утвердивший догмат о двух природах Христа — Божественной и Человеческой. День памяти — 16 июля. Анатолий Рыбаков (1911–1998) Автор повестей и романов «Дети Арбата», «Тридцать пятый и другие годы», «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел», «Водители». В 1933 году был арестован и сослан на три года за «контрреволюционную пропаганду». Впоследствии, не имея права жить в городах, скитался по стране, работал шофером, слесарем, автомехаником. Воевал, участвовал в штурме Берлина. В 1960 году полностью реабилитирован. Подробно описал время сталинских репрессий и жизнь людей в эти страшные годы.

http://foma.ru/imja-anatolij.html

Анатолий, святейший архиепископ славного Константинополя, нового Рима, и прочие святейшие и почтеннейшие епископы, а именно 338 : Максим Антиохийский, (в Сирии); Стефан Ефесский; Петр Коринфский; Елевферий Халкидонский; Диоген Кизический; Квинтилл Ираклийский (в Македонии), занимавший место Анастасия Фессалоникского; Лукиан Бизский, занимавший место Кириака, (епископа) Ираклии Фракийской; Флоренций Сардийский (в Лидии); Евномий Никомидийский; Евсевий и Константин, пресвитеры, занимавшие место Анастасия, (епископа) Никейского; Мелетий Ларисский, занимавший место Домна, (епископа) Апамеи второй 339 ; Амфилохий Сидский (в Памфилии); Юлиан Косский, занимавший также место апостольского престола: Феодор Тарсский; Кир Аназаврский (во второй Киликии); Константин Бострский; Фотий Тирский (в Финикии); Феодор Дамаскский; Нонн Едесский (в Сирии); Симеон Амидский (в Месопотамии); Иоанн Севастийский (в Армении); Селевк Амасийский; Константин Мелитинский (в Армении); Патрикий Тианский (во второй Каппадокии); Петр Гангрский; Фотин архидиакон, занимавший место Дорофея (епископа) Неокесарийского; Роман Мирский (в Ликии); Критониан Афродисийский, в Карии; Нунехий Лаодикийский (в спокойной Фригии); Мариниан Синнадский; Онисифор Иконийский; Иергамий Антиохийский, в Писидии; Епифаний Пергский (в Памфилии); Аттик Никопольский (в древнем Эпире); Мартирий Гортинский (в Крите); Лука Диррахийский; Константин Димитриадский, занимавший место Вигилянция, епископа Лариссы Фессалийской; Франкион Филиппопольский (во Фракии); Василий Траянопольский (в Родопе); Севастиан Веррийский в Македонии; Феоктист Веррийский в Сирии; Геронтий Селевкийский (в Сирии); Евсевий пресвитер, занимавший место Макария (епископа) Лаодикийского, в Сирии; Евсевий Дорилейский; Савва Палтский (в первой Сирии); Софроний Константинский; Патрикий Неокасарийский; Мара Аназарвский 340 ; Роман 341 Халкидский; Евстафий Беритский (в Финикии); Леонтий Аскалонский (в Палестине); Аниан Капитолийский; Зевенн Пеллский; Иоанн Тивериадский:

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Пасхазин и Луценций, досточтимейшие епископы, и Бонифаций, благочестивейший пресвитер, которые занимали место святейшего и досточтимейшего архиепископа древнего Рима, Льва; Анатолий, святейший архиепископ славного Константинополя, нового Рима; Диоскор, досточтимейший архиепископ великого города Александрии и прочие святейшие и благоговейнейшие епископы, а именно: Максим антиохийский, в Сирии; – Ювеналий иерусалимский; Квинтилл ираклейский, в Македонии, занимавший место Анастасия, епископа фессалоникского; Фалассий кесарийский, в Каппадокии; – Стефан ефесский; Лукиан бизийский, занимавший место Кириака, епископа ираклейского, во Фракии; Евсевий анкирский, в Галатии; – Диоген кизический; Елевферий халкидонский; – Петр коринфский; Василий селевкийский , в Исаврии; – Флоренций сардский (в Лидии); Амфилохий сидский (в Памфилии); – Евномий никомидийский; Феодор тарсский (в Киликии); Евсевий и Константин, пресвитеры, занимавшие место Анастасия, епископа никейского; Юлиан косский, занимавший также место апостольского престола древнего Рима, Льва; Мелетий ларисский, занимавший место Домна, епископа апамейского, в Сирии; Константин бострский (в Аравии); Кир аназарбский (во второй Киликии); Фотий тирский (в приморской Финикии); – Феодор дамаскский; Стефан иеропольский (в первой Сирии); Нонн 7 едесский (в первой Сирии); Симеон амидский (в Месопотамии); Епифаний епископ, занимавший место Олимпия, епископа константийского (в Кипре); Иоанн севастийский (в первой Армении); – Селевк амасийский; Константин мелитенский (в Армении); Патрикий тианский (во второй Каппадокии); Петр гангрский (во второй Галатии); Апрагмоний тийский, занимавший место Калогира, епископа клавдиопольского (в области Понтийской); Атарбий трапезунтский, занимавший место Дорофея, епископа неокесарийского; Фотин архидиакон, занимавший место Феоктиста, епископа пессинунтского (во второй Галатии); Роман мирский (в Ликии); – Критониан афродисийский, в Карии; Нунехий лаодикийский, в (спокойной) Фригии; Мариан 8 синнадский (в спокойной Фригии);

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Иоанн III Дука Ватац. Золотая номисма. Аверс. 1-я пол. XIII в. (Музей нумизматики, Афины) Иоанн III Дука Ватац. Золотая номисма. Аверс. 1-я пол. XIII в. (Музей нумизматики, Афины) Воцарение И. Д. В. было негативно воспринято частью никейской аристократии. Против него, призвав на помощь латинян из К-поля, открыто выступили братья умершего имп. Феодора севастократоры Алексей и Исаак. Весной 1224 г. в битве при Пиманиноне И. Д. В. разбил лат. войско, захватил в плен севастократоров и приказал их ослепить. В результате этой победы никейцы овладели Мисией и анатолийским побережьем Дарданелл. В городке Олкос И. Д. В. начал строить флот для продолжения войны с латинянами. Он узнал о заговоре во главе с двоюродным братом Андроником Нестонгом, повелел сжечь флот и отправился на подавление заговора. Большая часть заговорщиков подверглась легким наказаниям, причем Нестонг спустя нек-рое время бежал из заключения к туркам, вероятно по негласной договоренности с И. Д. В. Осенью 1224 г. И. Д. В. заключил мир с Латинской империей, по условиям которого к Никее были присоединены г. Пиги и почти все прежние владения латинян на азиат. берегу Мраморного м., кроме Никомидии (ныне Измит, Турция) и вост. берега Босфора (RegImp, N 1711). Успехи И. Д. В. совпали по времени со стремительным расширением владений Эпирского деспотата, правитель к-рого Феодор Ангел Комнин Дука в 1226 г. был провозглашен императором в недавно отвоеванной у латинян Фессалонике. К этому же времени относится 1-я попытка И. Д. В. закрепиться в европ. части бывш. Византии. В сер. 20-х гг. XIII в. многие считали, что Латинская империя в К-поле должна вскоре погибнуть. В 1224 г. жители Адрианополя просили И. Д. В. принять город под свое покровительство, однако присланный из Никеи гарнизон уступил город эпирскому деспоту Феодору. Коронация Феодора Эпирского была негативно воспринята в Никее. В 1227 г. И. Д. В. созвал Собор в Никее, в к-ром участвовали 40 митрополитов во главе с патриархом Германом II . Собор отправил в Фессалонику послание с требованием к Феодору отказаться от ношения знаков имп. власти, т. к. «у ромеев не может быть двух императоров и двух патриархов» («вторым патриархом» здесь назван архиеп. Охридский Димитрий II Хоматиан , к-рый короновал Феодора и утверждал, что Охридская кафедра имеет патриаршие права со времени правления имп. Юстиниана - RegPatr, N 1239).

http://pravenc.ru/text/469756.html

Ампий (больший, широкий, лат. ampluamus), ап. из 70, с Стахием и др. 31 окт. Амфилохий (труднородный, иии в засаде сидящий, греч.) дукс, муч. иллирийский, 23 марта. Амфииохий , еп. иконийский, 23 ноября. Амфиан (окружный, греч.), ученик муч. Памфила , 2 апр. Анания , (благодать Божия, или кого Бог дароваи, евр.) из числа трех отроков, 17 дек. Анания , пресвитер, муч. Финикийский, 26 янв. Анания , ап. из 70, 1 окт. Анания пресвитер, муч. персидский, 17 апр. Анания персянин, из Арвила, 1 дек. Анастасий (воскрешенный, греч.), муч. египетский, 8 янв. Анастасий , муч. 5 дек. Анастасий муч., 25 окт. Анастасий персянин, преподобномуч., 22 янв. Анастасий , игумен синайския горы, 20 апр. Анастасий , патриарх антиох., 20 апр. Анастасий преп., исповедник, 21 янв. Анастасий , преподобномуч. печерский, 22 янв. Анастасия (воскресшая, греч.), мученица римская, 15 апр. Анастасия римляныня, муч., 29 окт. Анастасия узорешительница, великомученица иллирийская, 22 дек. Анастасия , муч. селунская, 30 окт. Анастасия патрикия, преподобная египетская, 10 марта. Анатолий (восточный, греч.) воин, муч. никомидийский, 23 апр. Анатолий , муч. никейский, 20 ноября. Анатолий , патриарх цареградский, 3 июля. Анатолия , мученица римская, с сестрой Фотиною самарянынею, 20 марта. Ангий (к сосуду относящийся, греч.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Андрей (мужественнный. греч.), ап. из 12, 30 ноября. Андрей , муч. лампсакийский, 18 мая. Андрей стратилат, муч. киликийский, 19 авг. Андрей , пустынник египетский, 2 дек. и 12 июня. Андрей пресвитер, муч. 21 сент. Андрей , пресвитер критский, муч. цареградский, 17 окт. Андрей , архиеп. критский, 4 июля. Андрей , пострад. в Африке, 23 сент. Андрей , юродивый цареградский, 2 окт. Андрей , кназь смоленский, 27 окт. Андроник (победитель мужей, греч.), ап. из 70, 17 мая в 30 июля. Андроник , мученик киликийский, 12 окт. Андроник преп. и супруга его, 9 окт. Анект (сносный, греч.), муч. коринфский, 10 марта. Анемподист (безпрепятственный, греч.), муч. персидский, 2 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

На третьем заседании собора текст Томоса папы Льва вызвал столь обширную критику со стороны иллирийских и палестинских епископов, что представителям императора пришлось закрыть собрание и распорядиться, чтобы свт. Анатолий Константинопольский – ярый приверженец Кирилла и бывший друг Диоскора Александрийского – конфиденциальными заверениями развеял страхи оппозиции, будто собор отмежевывается от веры Кирилла. На четвертом заседании епископы одобрили Томос, заявив друг за другом, что он находится в согласии с определениями Никейского, Константинопольского, Эфесского соборов и учением Кирилла 1289 . В сознании участников собора Кирилл Александрийский был и оставался мерилом православия, тогда как в отношении Льва Римского не исключались подозрения. Второй характерный эпизод связан с низложением Диоскора, состоявшемся заочно, поскольку он отказался явиться на заседание лично. Анатолий Константинопольский позаботился сделать официальное заявление, что причина низложения – не Кириллово учение, которого придерживается Диоскор, а дисциплинарные проступки александрийского архиепископа 1290 . Описанный инцидент мог служить лишь преамбулой к богословским изысканиям, предпринятым при поддержке Юстиниана и его двора с целью доказать антихалкидонитам, что Кирилл не был дезавуирован в Халкидоне. Поэтому я настаиваю, что между халкидонитами и неохалкидонитами в действительности нет принципиальной разницы 1291 . Все известные различия связаны с богословской лексикой, и в частности с тем заново сформулированным и философски проработанным значением, которое было найдено для термина πστασις, чтобы отличать его от «природы» ( φσις). Это значение со всеми его оттенками смысла разрабатывала группа богословов Юстиниана. Их сочинения, неудобопонятные и академичные по стилю, не могли оказывать серьезного воздействия на монофизитов в целом. Последние предпочитали таких наставников, как Севир Антиохийский, олицетворявший в их глазах консервативное направление «великой» Кирилловой традиции. «Грамматики» императорского двора, поддерживаемые всей мощью государства, имели ограниченную аудиторию в лице рядового духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

В конце концов Евтихия признали невиновным. Приведя 7 – е правило Первого Эфесского собора, которое запрещало изменять «никейскую веру», к ответу призвали уже Флавиана и Евсевия – за то, что они вводили новую веру, мудрствуя о том, чего не определили отцы Никейского собора. Несмотря на возражения некоторых епископов и римского легата Илара, Флавиана и Евсевия лишили сана. За них стали просить; тогда Диоскор закричал: «Так вы бунтовщики; стражу сюда!» В церковь , бряцая оружием, ворвались солдаты, и некоторые епископы от страха залезли под скамейки. Существовала даже легенда, что Диоскор тут же на месте избил Флавиана и тот два дня спустя скончался от ран. На следующих заседаниях собора были низложены восточные отцы Ива Эдесский и Феодорит Кирский . Антиохийский епископ Домн, стараясь спасти себя, подписывал все, что от него требовали, но его все – таки низложили и сослали в монастырь. Император Феодосий был очень доволен. Он считал, что теперь несторианство окончательно побеждено и повсюду воцарился мир. Ему не приходило в голову, что на пороге стоит новая, гораздо большая ересь, которая скоро уничтожит половину государства. После собора Флавиан, Евсевий и Домн написали жалобное письмо римскому папе. Сохранилось подробное послание Флавиана Льву, где он в деталях излагал события Эфесского собора и требовал восстановления справедливости, утверждая, что многие епископы действовали по принуждению и под страхом насилия. Письмо доставил в Рим папский легат Илар, которому пришлось тайком бежать из Константинополя, где его насильно удерживали византийцы. Лев немедленно разослал послания Феодосию II и его сестре Пульхерии, в которых отверг решения собора, назвав его «Разбойничьим», и предложил собрать новый собор в Италии. Он на коленях просил императора Западной империи Валентиниана III вмешаться и уговорить Феодосия изменить свою церковную политику. Феодосий ответил в письме, что с Церковью все в порядке, смутьяны наказаны и единство веры восстановлено. В самом деле, порядок был наведен образцовый: Флавиана отправили в ссылку (он умер по дороге), Домн вернулся в Иерусалим, Иву сослали в монастырь, а Феодорита посадили в тюрьму. На константинопольскую кафедру поставили александрийца Анатолия, которого Диоскор рукоположил лично. Антиохийским патриархом сделали некоего Максима. Смена власти

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Даже если бы последователи Аполлинария и после своего присоединения к церкви продолжали изучать и интересоваться его произведениями, то и это условие не могло бы обезпечить их сохранения до нашего времени. Аполлинаристы слились с монофизитами и в дальнейших поколениях забыли свою родословную. Не стало прямых преемников Аполлинария, не стало и людей, имевших побуждение переписывать и сохранять его произведения. Забвение и утрата были их естественной долей и, если это забвение, эта утрата коснулась не всех сочинений Аполлинария, то это произошло благодаря особому обстоятельству, – насколько мы знаем, – единственному во всей истории церковной литературы. – Переходим к раскрытию этого обстоятельства. В 448-м году на местном соборе (σνοδος νδημοσα) в Константинополе был осужден архимандрит Евтихий за то, что он не хотел признавать в Лице Богочеловека двух природ, – Божественной и человеческой, – после их соединения, и утверждал, что тело Христа, как тело Бога, не единосущно телу прочих людей. Вызванное местными обстоятельствами и выполненное местным собором, это осуждение константинопольского архимандрита сделалось, однако, источником волнений, охвативших всю церковь , и положило начало монофизитским спорам. Исповедовавшая во Христе одну природу по воплощении (μα φσις σεσαρκωμνη) и отсюда получившая имя монофизитства, новая ересь носила на себе существенно иной характер, чем те, с какими доселе приходилось бороться церкви. Она вытекала не из логических соображений и не нуждалась в диалектических доказательствах: она хотела опираться на предание, на традицию и выдавала себя выразительницей того, чему будто бы учили и во что веровали знаменитейшие отцы церкви. Отсюда и главным доводом защитников монофизитства, – доводом, по которому они требовали ответа со стороны православных, – были ссылки на изречения касательно Лица Богочеловека, заимствуемые монофизитами из творений отцов и учителей церкви. Уже сам Евтихий, вскоре после своего осуждения на Константинопольском соборе, оправдывая себя пред папой Львом писал к нему следующее: „я боялся определения собора (Ефесского), отнимать или прибавлять (хотя бы то одно) слово к вере, изложенной святым собором Никейским, но я знал, что святые и блаженные отцы наши Юлий, Феликс, Афанасий и Григорий отвергали термин „две природы» 496 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Жоффруа II де Виллардуэн (1226/1231–1246) Вильгельм II де Виллардуэн (1246–1278) Карл I Анжуйский (1278–1285), король Сицилии и Неаполя. После него княжеством управляли наместники неаполитанских королей, последние носители титула ахейских князей. В 1432 г. деспот Мореи Фома Палеолог присоединил остатки княжества к Морее. Императоры Трапезундской империи Династия Великих Комнинов Алексей I (внук Андроника I Комнина) (1204–1222) Андроник I Гид (приемный сын Алексея I) (1222–1235) Иоанн I Асух (сын Адексея I) (1235–1238) Мануил I (брат Uoahha I Асуха) (1238–1263) Андроник II (сын Мануила I) (1263–1266) Георгий (брат Андроника II) (1266–1280) Иоанн II (брат Георгия) (1280–1284, 1285–1297) Феодора (сестра Uoahha II ) (1284–1285) Алексей II (сын Uoahha II ) (1297–1330) Андроник III (сын Алексея II) (1330–1332) Мануил II (сын Андроника III) (1332) Василий (сын Алексея II) (1332–1340) Ирина Палеолог (вдова Василия) (1340–1341) Анна Анахутиу (дочь Алексея II) (1341, 1342) Михаил (сын Uoahha II ) (1341, 1344–1349) Иоанн III (сын Михаила) (1342–1344) Алексей III (сын Василия) (1349–1390) Мануил III (сын Алексея III) (1390–1417) Алексей IV (сын Мануила III) (1417–1429) Иоанн IV Галоян (сын Алексея IV (1429–1458) Давид (брат Uoahha IV Галояна) (1458–1461) Перечень Константинопольских патриархов и Римских пап Константинопольские епископы и Патриархи Епископы Византия (cIVb.): Пров (293–306) Митрофан (306–314) Александр (314–337) Константинопольские епископы и архиепископы: Павел I (337–339, 341–342, 346–351)) Евсевий Никомедийский (339–341) Македоний I (342–346) Евдоксий Антиохиец (360–370) Демофил (370–379) Евагрий (379) Григорий I Богослов (379–381) Максим Киник (381) Константинопольские патриархи: Нектарий (381–397) Иоанн I Хрисостом («Златоуст») (397/398–404) Арсакий Тарсянин (404–405) Аттик (406–425) Сисиний I (426–427) Несторий (428–431) Максимиан (431–434) Прокл (434–446) Флавиан (446–449) Анатолий I (449–458) Геннадий I (458–471) Акакий (472–489) Фравита, или Фраит (он же Флавин II) (489–490)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010