Новейшими историками канонического права (Hinschius, Löning) окончательно установлен тот факт, что в течение всего четвертого века правила Сардикийского собора не применялись нигде, ни на Востоке, ни на Западе, что за весь этот век постановка церковного суда над епископами была совершенно иная, чем та, какая предполагается 3 и 5 канонами Сардикийского собора. В первый раз в истории эти правила появляются только в 419 году, и появляются при условиях исключительных. Дело состояло в следующем 10 . Африканский пресвитер Апиарий, низложенный своим епископом Урбаном Сиккским, обратился с апелляцией к папе Зосиму, который принял жалобу и потребовал к себе в Рим Урбана. Вмешательство папы в дело, подлежавшее ведению местной церкви, подняло на ноги всех африканских епископов, увидевших в решении Зосима посягательство на упорно отстаиваемую ими автокефальность африканской церкви, и на общем соборе 1 мая 418 года они ответили на требование папы изданием особого канона, гласившего так: «если кто апеллирует к суду по ту сторону моря (т. е. в Риме), то никем в Африке не будет принят в общение». Рим, уже и тогда смотревший на себя, как на вершителя всех церковных дел, не мог оставить без опровержения столь энергичного протеста, и папа Зосим отправил в Карфаген легатов с посланием, так наз. Commonitorium, в котором он защищал свое право принимать апелляции на основании двух правил, выдаваемых им за правила Никейского собора. Авторитет Никейского собора слишком высоко стоял на Западе, чтобы можно было противиться его постановлениям, но при ближайшем знакомстве с Commonitorium " ом, африканские епископы, к своему удивлению, заметили, что правила, приводимые папой под именем Никейского собора, не находятся ни в экземплярах африканской церкви, ни в том оригинальном списке, который принес в Африку Цецилиан, епископ Карфагенский, лично участвовавший в заседаниях первого вселенского собора. В присутствии легатов на соборе 25 мая 419 г. был поставлен вопрос о подлинности цитируемых папой Никейских правил, и, чтобы не нанести обиды папе, решили послать посольство к восточным патриархам с просьбою сообщить точные копии правил Никейского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Он внесен был в самое „вероопределение» собора, при чем ему отданы самые высокие хвалы. В „речи” собора халкидонского к императору он выставляется как полезнейшее руководство в борьбе с лжеучением. Словом, собор халкидонский придает символу константинопольскому вселенское значение. После этого названный символ утверждается и приемлется во всех церквах. Противодействия в этом случае были бессильны 903 . О символе константинопольском, как вероизложении вселенской важности, упоминают со времени халкидонского собора как соборы вселенские и епископы всего христиавского мира, так и гражданское законодательство. Символ константинопольский рядом с символом никейским, читается на пятом и шестом вселенских соборах. Что касается до отдельных христианских церквей, то они подают свой голос в пользу символа константинопольского тотчас же после халкидонского собора. Папа Лев Великий писал к епископам на восток после собора этого: «все братство ваше знает, что определение св. собора, который собирался для утверждения веры в Халкидоне, я прннял всем сердцем» 904 . Без сомнения, здесь разумелось вероопределение халкидонское, в которое был включен и символ константинопольский. Патриарх константинопольский Анатолий также заявлял свое согласие с вероопределением собора константинопольского вселенского 905 . То же сделал преемник Диоскора, патриарх Александрийский Протерий 906 . В Александрии это был еще первый случай признания символа константинопольского в качестве вселенского символа. Доселе ничего подобного история не встречала здесь. Представители прочих важнейших церквей христианских также теперь, со времени халкидонского собора, явно признают значение указанного символа. До нас дошла целая масса свидетельств о данном случае 907 . Мы не имеем намерение исчислять все церкви, которые приняли символ константинопольский. Отметим лишь тот факт, что даже церкви, которые на самом халкидонском соборе являлись единомышленными с церковью александрийскою и, следовательно, не признававшими рассматриваемого символа 908 , что и эти церкви по заключении халкидонского собора, однако, подают свой голос в пользу символа константинопольского.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Преставление Божией Матери называется Успением. Ибо она, «как бы сном на малое время смертию уснула, вскоре от нее, яко от сна воспрянула, и мертвость гробную, как сонное от очес дремание оттрясши, узрела бессмертную во свете лица Господня жизнь и славу». В честь и память Успения Божией Матери установлен Церковию праздник с древних времен христианства. Об нем упоминается в IV веке в сочинениях Иеронима и Августина. Иероним свидетельствует, что на гробе Богоматери построен был храм, и хотя не упоминает, кем этот храм построен, но по настоящим преданиям христиан палестинских он сооружен был равноапостольною царицею Еленою. В V веке Анатолий Константинопольский, в VIII св. Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский , в IX Феофан Никейский – написали каноны на день Успения, поемые ныне Церковью в этот день. Праздник Успения есть великий дванадесятый, вселенский. Иероним называет праздник Успения торжеством, несравненным с празднествами Святых, «ибо в оный, говорит он, Спаситель всех Сам во всей Своей славе с радостию сретил и вселил Матерь Свою с Собою». После пятого вселенского Собора, исповедавшего человеческое естество Иисуса Христа, по желанию императора Маврикия (582–603), одержавшего знаменитую победу над персами в 15 день августа, день Успения Богоматери сделался торжественнейшим в прав. Церкви. В песнях канона на день Успения называется он знаменитым, торжественным и божественным праздником. Кроме сего Успение Богоматери в прав. Церкви восхваляется особенным акафистом в честь этого события. Праздник Успения Божией Матери, в пределах предпразднества и попразднества, продолжается 10 дней с 14 по 25 августа. Празднование св. Софии – премудрости Божией Значение изображения Софии – премудрости Божией объясняют словами притчей Соломоновых: Премудрость созда себе дом, и утверди столпов седмь (IX, 1). Здесь под словом премудрость или по-гречески София, разумеют Сына Божия, как говорит и ап. Павел: ми проповедуем Христа, Божию Силу и Божию Премудрость (1Kop.1:24). Согласно с изъяснением апостола, понимают премудрость св. Игнатий Богоносец , св. Амвросий Медиоланский , Августин. Итак, Божия Премудрость есть Господь, создавший Себе дом. Этот дом в смысле обширнейшем знаменует Церковь Божию, как изъясняет и Афанасий Великий , или частнее – Матерь Божию, яко одушевленный храм Спасов. Под словом: дом разумеют Божию Матерь св. Игнатий Богоносец и прав. Церковь , которая в паремиях и песнопениях своих, в богородичные праздники, называет Матерь Божию домом, свитком, горою, вратами, и прочими прообразовательнопророческими именами. Посему слова: Премудрость созда Себе дом, означают пресв. Деву Марию, чрез которую Бог для спасения ыира облевся естеством человеческим и стал видим; – Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу, яко единороднаго от Отца ( Ин.1:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Разрыв отношений с Римом сделал еще более важным для И. Д. В. сотрудничество с Болгарией. В кон. 1234 г. был заключен военно-политический союз между Никеей и Болгарией. Тогда же сын И. Д. В. Феодор женился на дочери Иоанна Асеня Елене. Весной 1235 г. патриарх Герман II с согласия вост. патриархов признал автокефалию Болгарской Православной Церкви , а Тырновский архиеп. свт. Иоаким I получил титул патриарха. Грамоты с согласием вост. патриархов в Болгарию привез Сербский архиеп. свт. Савва I . В союзе с Болгарией И. Д. В. начал решительное наступление на Латинскую империю. Никейцы заняли Галлипольский п-ов и ряд крепостей в бассейне р. Марицы. Осенью 1235 г. объединенные никейско-болг. силы подошли к стенам К-поля и начали осаду, но успешная вылазка латинян во главе с Иоанном Бриеннием и приближение зимы заставили их отступить. В 1236 г. союзники возобновили осаду, но на этот раз объединенный итал. флот (венецианцы, генуэзцы и пизанцы) разбил флот И. Д. В. и вынудил его вернуться в анатолийские владения. После смерти в 1236/37 г. Иоанна Бриенния, общего противника И. Д. В. и Асеня, союз Болгарии и Никеи начал ослабевать. Асень потребовал возвращения дочери и не разрешил ей вернуться обратно к супругу в Никею, заключил союз с латинянами и половцами и осадил принадлежащую И. Д. В. крепость Цурул (ныне Чорлу). Однако во время осады в Тырново эпидемия чумы унесла множество жизней, в т. ч. супруги и сына Асеня. Посчитав это Божиим гневом, Асень снял осаду и вернулся в Болгарию, отправил в Никею дочь Елену и послов с просьбой возобновить союз. Между тем латиняне продолжали осаду Цурула и с помощью отряда рыцарей из Франции добились его сдачи. В 1238 г. свергнутый сыном Иоанном эпирский правитель Мануил Ангел был выслан в Атталию (ныне Анталья, Турция) и вскоре переехал ко двору И. Д. В. Поддержание междоусобицы в Эпирском деспотате было выгодно Никее, и в 1239 г. Мануил получил войско у И. Д. В., переправился в Европу и занял эпирские города Фарсал, Лариссу и Платамон. Однако Мануил помирился с братьями Феодором и Константином и разорвал союз с И. Д. В. Попытка И. Д. В. спровоцировать междоусобицу не удалась.

http://pravenc.ru/text/469756.html

То были епископы: Иерусалима – Ювеналий, Кесарии Каппадокийской – Талассий, Анкиры – Евсевий, Берита – Евстафий и Селевкии Исаврийской – Василий. Все шесть епископов были признаны виновными в неправильных действиях на Соборе и присуждены к лишению епископского сана, о чем решено было довести до сведения императора. Диоскор не явился на второе заседание Собора, а также и на третье, несмотря на троекратный вызов, и был осужден заочно «не за веру», как это оговорил формально Анатолий в одном из последующих заседаний, а за то, что позволил себе не доложить Собору в Эфесе послания папы Льва и предал его затем анафеме. Ближайший сотрудник Диоскора Ювеналий изменил ему еще на первом заседании и открыто перешел на сторону его врагов, изменили ему и четыре египетских епископа. Император утвердил низложение Диоскора и сослал его в Гангры; остальные пять епископов были помилованы ввиду их раскаяния в прежних заблуждениях, сохранили свои кафедры и остались членами Собора. К главной своей задаче, устранению разномыслия в определении веры, Собор приступил на втором собрании, через два дня после первого. Прочитаны были Символ веры Никейского и Константинопольского соборов, послание папы Льва к Флавиану по вопросу об учении Евтихия и выдержки из творений Отцов Церкви. Заседание имело целью подготовить единодушие присутствующих, и на патриарха Анатолия было возложено поручение воздействовать на колеблющихся в личных сношениях. На четвертом заседании дело пошло дальше, и присутствующим было предложено подписать послание папы Льва. Все давали подпись, кроме оставшихся верными Диоскору египетских епископов. Они ссылались на то, что их Церковь лишена главы, и они не могут сами решить этого вопроса. Этот мотив был уважен и им дана отсрочка. Формула вероопределения в пояснение к Символу веры была выработана особой комиссией под председательством патриарха Анатолия и принята собравшимися на Соборе епископами. Торжественное объявление совершилось в следующем заседании, 25 октября, на которое прибыли император Маркиан и Пульхерия.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Царь приказал немедленно отдать их на съедение зверям, и их повели в цирк11, где звери должны были пожрать их, а за ними пошел весь народ Никомидийский, и среди него множество тайных христиан, и все желали видеть кончину мучеников. Когда они были поставлены среди цирка, на них выпущены были два льва и три медведя, и все зрители от рева этих зверей пришли в ужас. Святой же Евстафий воспевал псалмы. «Спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня, — воспевал он, — буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять»12. Феспесий и Анатолий устрашились звериного рычания, и Евстафий, видя их страх, сказал: «Зачем, братья, боитесь вы этих зверей? Разве вы не знаете, что Владыка наш силен укротить их ярость, как укротил во рве Данииловом? Разве вы не помните слов ангела, обещавшего быть с нами во всех страданиях наших и охранять нас?» Когда Евстафий говорил это, львы бросились к мученикам, но, приблизившись к ним, остановились и замахали хвостами, как собаки, признавшие своего господина, а Евстафий положил руки им на головы и, погладив их, как собак, совсем укротил их. Медведи же, схватившись между собой, бросали один другого на землю, а к святым мученикам близко даже и не подходили. Народ, собравшийся на зрелище, поднял шум, причем язычники кричали: «они волхвы и колдовством усмирили зверей»! Христиане восклицали: «велик Бог христианский, заградивший пасть зверям, чтобы они не могли вредить святым рабам Его!» Наконец, царь велел опять бросить мучеников в темницу, и здесь они вторично были утешены явлением ангела и подкреплены манной. Между тем тяжко заболел сын царя Максенций13, и царь, опечаленный и озабоченный его болезнью, поручил мучеников Никейскому комиту Антонию. «Отведи, — сказал он комиту, — христиан в свой город и там заставь их поклониться богам и, если они послушают тебя, пришли их с почестями обратно сюда, если же нет, то после долгих мучений заколи их, как диких зверей». Комит взял узников и отправился с ними в Никею. Прибыв домой, он нашел жену свою больной. Мучеников он велел на ночь запереть в темницу, а наутро велел привести их к себе, сел на судейском месте и, обратившись к ним, сказал:

http://pravicon.com/info-1751

Евсевий Дорилейский со своей стороны представил св. Льву ходатайство, прося у него отменить нечестивое решение, вынесенное против него, и восстановить его в епископском достоинстве 916 . В Рим была доставлена третья апелляция; она исходила от Феодорита, который писал, что полагается на суд папы 917 . Следует отметить, что все эти три ходатайства не имеют в виду определенной процедуры пересмотра принятых решений; более того, на Востоке не было повсеместно принятого обычая на этот счет. Однако, когда обращение Флавиана достигло Рима, св. Лев решил, что это ходатайство подходит под процедуру, предусмотренную Никейским Собором 918 . В действительности же речь шла о решениях Сардикийского Собора, правила которого в западных канонических сборниках по-прежнему фигурировали сразу же после никейских правил 919 . 29 сентября 449 г. в Риме состоялось заседание Собора, посвященное годовщине интронизации св. Льва. На этом заседании папа сообщил о создавшемся положении и добавил к своему собственному осуждению происшедшего в Эфесе осуждение «всего Собора Запада» 920 . Он потребовал у Феодосия созыва всеобщего Собора и предложил, чтобы это собрание состоялось в Италии 921 . Не получив ответа, он обратился к Валентиниану III, императору Запада, с тем, чтобы тот обратился в свою очередь к восточному императору. Валентиниан III, а также его мать Галла Плакидия предприняли соответствующие шаги 922 . Однако Феодосии ответил, что не видит надобности отступать от решений, принятых в Эфесе 923 . Вскоре после низложения Флавиан был удален в ссылку, скончался он по пути в Ипепу. Анатолий, представитель Диоскора в Константинополе, сменил Флавиана на кафедре в апреле 450 г. Новый архиепископ уведомил папу о своем избрании 924 . Св. Лев проявляет в ответ осмотрительность: вместо того чтобы прямо ответить Анатолию, он сообщает императору, что готов признать Анатолия при условии принятия последним в качестве точного выражения кафолического вероучения второго догматического послания св. Кирилла и его, папы Льва, томоса Флавиану.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

Троице, формулированное на первом вселенском соборе, к разъяснению учения о Богочеловеке. Если окинуть одним беглым взглядом историю догматических движений века, то легко можно заметить, что в то время как первая большая половина этого века почти исключительно имеет своим предметом учение о единосущии, со второй его половины на историческую сцену выдвигается мало по малу вопрос о Лице Богочеловека, постепенно овладевает умами и к концу века становится господствующим. Этот переход от споров о Троице к христологическим движениям совершился при посредстве литературной деятельности Аполлинария. В историческом поле зрения его учение является, таким образом, звеном, связующим в один непрерывный исторический процесс две великие стадии раскрытия и формулировки догматов христианской веры, – теологическую (учение о Боге в Самом Себе) и христологическую (учение об искуплении). Если в учении о св. Троице сам Аполлинарий примкнул к тому, что было установлено на Никейском соборе, и продолжал его защиту, то все последующие споры о Лице Богочеловека были только естественным продолжением споров, порожденных лжеучением Аполлинария и свой источник имели или прямо в воззрениях, развитых им (монофизитство и монофелитство), или в крайнем противодействии его учению (несторианство), пока, после вселенского собора, истина православия не восторжествовала окончательно. Кому время и случай доставили возможность ознакомиться с документами, относящимися к эпохе позднейших догматических волнений касательно Лица Искупителя, тот знает, что в развитии этих волнений ни одно имя столь часто не упоминалось, как имя Аполлинария. Уже учение св. Кирилла Александрийского и в особенности его третий анафематизм были предметом частых, – хотя и неосновательных, – порицаний его в аполлинаризме со стороны представителей антиохийской школы 1819 ; когда же появилась ересь монофизитская, то защитники церковного учения в ней ничего другого не видели, как только возрождение аполлинарианства 1820 . И они были правы: монофизиты, как и преемники их монофелиты, были прямыми потомками Аполлинария и свое учение основывали, между прочим, на подлинных его сочинениях, принимая их за творения св.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

    См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает ректор Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина Борис Любимов //Фома. - — август 2020. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »). Вопрос номера: Боюсь, что Бог пошлет мне болезни. Как быть? Письмо в редакцию/ Никита ; Отвечает психолог Александр Ткаченко/ Протоиерей Игорь Фомин , настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО. Подготовила Анастасия Бавинова//Фома. - — август 2020. - С.14-22. - (рубрика « Вопрос номера »). Реклама радио «ВЕРА»: С. 23 Патриарх Кирилл: «Мы счастливы лишь тогда, когда у нас есть опыт скорби» . Из проповеди после литургии с сурдопереводом для представителей общин глухих и слабослышащих людей в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино. Москва, 25 сентября 2016 года Фото Нелли Гавриловой //Фома. - — август 2020. - С.24-25. - (раздел « Вопрос номера »).                                  ВЕРА(раздел). – С.26-43. Школа «Фомы». Именины: Анатолий. [портрет]: Значение имени : Происходит от греческого νατολ – «восток», «восход солнца»; День памяти : 12 августа; Преподобный Анатолий Оптинский (Потапов) (1855-1922): [С ранних лет ему мечталось посвятить себя Богу, но, пока была жива мать, она просила его быть при ней — и Александр слушался. Лишь в тридцать лет поступил в Оптину пустынь Его авторитет как духовника неуклонно рос Принимая у человека исповедь, он одновременно горячо молился за него, и, если Бог открывал ему, что у человека на душе остались какие-то грехи, батюшка не читал разрешительную молитву, пока тот не выскажет всего. По молитвам отца Анатолия люди нередко выздоравливали, но он всегда старался представить дело так, чтобы человек не связывал свое выздоровление лично с ним. 11 августа 1922 года в бывший монастырь приехала ЧК. Старца Анатолия допросили и хотели тотчас увезти, но батюшка попросил отложить арест на день, чтобы приготовиться к отъезду. Чекисты ушли, велев келейнику батюшки отцу Варнаве, чтобы тот к утру был собран. Назавтра вернулись: «Готов?» «Готов»,— ответил келейник и открыл дверь в комнату. Посреди нее стоял гроб с усопшим старцем.]; Подготовил Игорь Цуканов ;  Другие святые и известные люди с именем Анатолий : Святой мученик Анатолий Никейский (312 г.), день памяти - 3 декабря; Святитель Анатолий, патриарх Константинопольский (458 г.), день памяти - 16 июля; Анатолий Рыбаков (1911-1998) [автор повестей и романов " Дети Арбата " , " Тридцать пятый и другие годы " , " Кортик " и др.]; Анатолий Папанов (1922-1987) [актер театра и кино, народный артист СССР]; Интересные факты ;Ил.: ; Старец Анатолий был погребен рядом с захоронением старца Амвросия. На фото молебен перед началом раскопок и палатка над местом работ. Фото optina.ru; Сельхозартель. Фото optina-pustin.ru//Фома. - – август 2020. – С.26-27. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-8-208-...

VII 32). После завершения военных действий оба христианина, видимо, решили оставить свой город. Евсевий переселился в Л., а Анатолий - в Кесарию Палестинскую. Евсевий занял кафедру Л. и прославился своим благочестием; он также состоял в переписке со свт. Дионисием Александрийским. После низложения еп. Павла Самосатского на Антиохийском Соборе в 268 г. (см. Антиохийские Соборы ) община Самосаты уговорила Евсевия поселиться в этом городе (Ibidem). На кафедре Л. его сменил свт. Анатолий, переехавший из Кесарии. Он был широко образованным ученым. Евсевий сообщает, что Анатолий знал в совершенстве арифметику, астрономию, геометрию, диалектику, физику, риторику. Во времена Евсевия (нач. IV в.) было известно много сочинений свт. Анатолия. Все они утрачены, кроме фрагментов трактатов «Введение в арифметику» и «О Пасхе»; последний цитировал Евсевий. Спустя некоторое время свт. Анатолий вернулся в Александрию, где возглавил школу перипатетиков (Ibidem). Преемник Анатолия еп. Стефан также славился познаниями в философии и в др. науках, однако с началом великого гонения имп. Диоклетиана ок. 303 г. отрекся от веры, за что Евсевий называет его лицемером и трусом (Ibidem). Следующий за ним свт. Феодот был известен своим искусством врача. Он сумел сохранить общину во времена гонений и стал участником Вселенского I Собора в Никее в 325 г. К еп. Феодоту обращено одно из сохранившихся писем равноап. имп. Константина , написанное вскоре после Собора ( Athanas. Alex. De decret. Nic. Syn. 42; Gelas. Cyzic. Hist. eccl. III. App. 2; PG. 85. Col. 1357). Преемником еп. Георгия стал свт. Пелагий , к-рый был рукоположен еп. Акакием Кесарийским и в первые годы своего епископства примкнул к партии омиусиан. В 363 г. он участвовал в Антиохийском Соборе, на котором было объявлено о восстановлении Никейского Символа веры, который трактовался в терминах омиусианства ( Socr. Schol. Hist. eccl. III 25; Sozom. Hist. eccl. VI 4). Ок. 365 г. стараниями арианина еп. Евдоксия К-польского Пелагий был изгнан с кафедры наряду с неск.

http://pravenc.ru/text/2463115.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010