Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРХИДИАКОН [греч. ρχιδικονος, лат. archidiaconus - главный диакон], высший сан, или титул, диаконской степени священнослужителей. До сер. IV в. слово «А.» не употреблялось ( Amanieu. Col. 949), но функции А. были известны гораздо раньше. Так, чтобы охарактеризовать роль, какую играл свт. Афанасий, будучи ок. 319 г. еще диаконом в Александрии, и отношение его к др. диаконам, Феодорит , еп. Кирский († 457), именует его диаконом-игуменом, начальствующим над др. диаконами ( το χορο τν διακνων γομενος - Hist. eccl. I 26). Но в 476 г. Геласий , еп. Кизический, назовет его А. ( Mansi. II. Col. 817). Наименование А. впервые выявляется у авторов IV в.: Оптат , еп. Милевский, в 370 г. именует А. карфагенского диак. Цецилиана , ставшего в 311 г. епископом этой кафедры (De schismate donatistarum. I 16//PL. 11. Col. 916). В 400 г. I Толедский Собор в 20-м прав. упоминает А. ( Mansi. III. Col. 1002 sq.). Примерно в это же время блж. Августин называет сщмч. Лаврентия А. (Serm. 32. 9). Блж. Иероним во мн. местах своих сочинений указывает на существование А. (Ep. 125, ad Rusticum; Ep. 146, ad Evangelum. 1). Созомен рассказывает об А., пытавшемся в 361 г. противодействовать еп. Антиохийскому св. Мелетию , когда тот перед народом излагал Никейский Символ веры (Hist. eccl. IV 28), а также о философе, впосл. подвижнике и богослове Евагрии Понтийском , к-рый при свт. Григории Богослове , «в бытность его предстоятелем Константинопольской Церкви» (380-382), служил А. (Ibid. VI 30). В нач. V в. число указаний на А. возрастает. В 403 г. в обвинительном документе т. н. Собора «У дуба» против свт. Иоанна Златоуста указываются А. Мартирий и бывш. А. Иоанн из К-поля, принесшие жалобы на свт. Иоанна ( Mansi. III. Col. 1144). Свт. Иоанн в письме к папе Римскому Иннокентию I упоминает об А. в К-поле (Ad Innocentium papam ep. 1//PG. 52. Col. 531). Сократ говорит об А. Тимофее, в 412 г. после смерти еп. Феофила I претендовавшем вместе со свт. Кириллом на Александрийскую кафедру (Hist. eccl. VII 7). Созомен описывает обычаи Александрийской Церкви, согласно к-рым правом читать за богослужением Евангелие обладал А., в то время как диаконы могли читать за службой только Послания апостолов (Hist. eccl. VII 19); он же упоминает об А. Криспии при еп. Епифании Кипрском (Ibid. VIII 15), Серапионе при свт. Иоанне Златоусте (Ibid. VIII 9). На Всел. III Соборе (431) диак. Весула являлся представителем епископа Карфагенского; А. еп. Иоанна Антиохийского осуществлял связь между группой отступников-епископов, заседавших под председательством еп. Иоанна, и Собором под председательством свт. Кирилла Александрийского. В сер. V в. свт. Анатолий К-польский защищает перед папой св. Львом Великим возможность архидиаконского достоинства для диакона Андрея ( S. Leon. Ep. 132. 2//PG. 54. Col. 1083A).

http://pravenc.ru/text/76482.html

Указатель Указатель личных имен, ересей и соборов (римскими цифрами обозначены номера книг, арабскими номера глав) Абунданций, военач. – VII.7 Авгарий – II.40 Авда, еп. – VII.8 Авзоний, консул – V.2 Авимелех, библ. – III.8 Авксанон – II.32 Авксанон, пресвитер – I.13 Авксентий, еп. миланский – II.37; IV.30 Авлавий (Аблавий), ритор – VII.12 Авраам, библ. – III.8, 12; V.18 Авраамий, еп. уримский – III.25 Аврелиан, консул – VI.6 Агапий, еп. эфесский – V.23 Агапит, еп. – VII.3 Агафон, еп. – II.28 Агелий, еп. константинопольский (новацианин) – II.38; IV.9, 28; V.10, 12, 21 Адам, библ. – III.7 Адамантий, врач – VII. 13 Адамантий, еп. – I.35 Адельфий, еп. – II.28 Адолий, еп. македонский – IV.12 Адонис, миф. – III.23 Адриан – III.23 Акакий, еп. верийский (Сирия) – VI.18, 23 Акакий, еп. амидийский – VII.21 Акакий, еп. кесарийский – II.4, 38–40, 42 Акакий, еп. селевкийский – IV.1, 4 Акакий, еп. – III.25 Акесий, еп. – I.10, 13 Акиндиан, консул – II.5 Аламундар, вождь сарацинов – VII. 18 Аларих, вождь готов – VII.10 Александр, диакон – I.25 Александр, еп. александрийский – I.5–9, 13, 15 Александр, еп. антиохийский – VII.9 Александр, еп. еленопольский – VII.36 Александр, еп. каппадокийский – VII.36 Александр, еп. константипольский – I.37, 38; II.6 Александр Македонский – I.13; III.3, 21, 23; IV.12; VII.13 Александр пафлагонец – II.38 Алипий, еп. александрийский – I.27 Алкивиад – VII. 25 Амахий, наместник в г. Миры – III.15 Амвросий, еп. македонский – IV.12, 30 Амвросий, еп. миланский – V.11 Аммон, монах, египет. пустынник – IV.23; VII.14 Аммоний, египет. монах – IV.23 Аммоний, брат Диоскура, пустынник – VI.7 Аммоний, граматик – V.16 Аммоний, еп. – II.28 Аммоний, еп. лаодикийский – VI. 18 Аммоний, поэт – VI.6 Амфилохий, еп. – V.8 Амфион, еп. никейский – I.13 Анагамфон, еп. – II.28 Анастасий, еп. римский – VII.9 Анастасий, пресвитер антиохийский – VII.32 Анастасия, дочь имп. Валента – IV.9 Анатолий, еп. верийский – III.25 Ангелон, военачальник – IV.5 Андрагафий, военачальник – V.11, 14

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

Чему поучает нас Успение Пресвятой Богородицы? «О, дивное чудо! источник жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает».                      (Стихира на Успение). Велик и радостен для христиан православных праздник Успения Пресвятой Богородицы. С древнейших времен христианских, как и самое почитание Приснодевы, ведет он свое начало. Уже в IV столетии упоминается о нем в сочинениях Бл. Иеронима и Бл. Августина, причем Бл. Иероним свидетельствует, что на гробе Богоматери построен был храм. В V веке Св. Анатолий Константинопольский, в VIII веке св. Иоанн Дамаскин и св. Косма Маиумский , а в IX в. св. Феофан Никейский составили вдохновенные песнопения в честь этого праздника, который издревле почитался  великим, дванадесятым, вселенским  праздником  всей  Христианской Церкви. В церковных песнопениях, которые поются у нас доселе, праздник Успения Пресвятой Богородицы именуется «знаменитым», «торжественным», «Божественным праздником». Чему же так радуется Св. Церковь в день этого праздника? Ведь в этот день воспоминается  смерть Божией Матери, а смерть, как это обычно принято считать у людей, есть событие  скорбное, печальное,  но вовсе не радостное? Радуется Св. Церковь в день праздника Успения Пресвятой Богородицы потому, что во успении Своем Она не только не оставила мира, а наоборот – «преставльшися от земных к небесным», Она стала еще ближе, еще дороже миру, ибо сделалась всесильной Ходатаицей за мир перед престолом Сына Своего и Бога, «в молитвах неусыпающей» и «в предстательствах непреложным упованием» (см. кондак Успения). Смерть Ее была лишь коротким переходным моментом в Ее жизни, именно  " успением»,  то есть временным  сном,  после которого Она возстала уже к новой,  вечной и нетленной  жизни, воскрешенная Божественною силою Сына Своего и Бога. Вот почему Бл. Иероним называет праздник Успения «торжеством, несравненным с празднествами святых», «ибо в оный», говорит он, «Спаситель всех Сам во всей Своей славе с радостью сретил и вселил Матерь Свою с Собою». «Она как бы сном на малое время смертью уснула, вскоре от нея, яко от сна, воспрянула, и мертвость гробную, как сонное от очес дремание оттрясши, узрела безсмертную во свете лица Господня жизнь и славу».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТАФИЙ, ФЕСПЕСИЙ И АНАТОЛИЙ [греч. Εστθιος, Θεσπσιος κα Ανατλιος] († ок. 312), мученики (пам. 20 нояб.), сыновья богатого купца Филофея, к-рый, переехав из г. Гангры (Галатия) в Никомидию, женился на Евсевии. Супруги были язычниками. Е. отдали учиться, а Ф. и А. должны были продолжить дело отца. Однажды Филофей отправился вместе с А. в Галатию и по дороге встретил антиохийского пресв. Лукиана (пам. 15 окт.), к-рый обратил их в христ. веру и крестил в р. Сангарий. Возвратившись домой, Филофей разыскал скрывавшегося из-за гонений на христиан Никомидийского еп. сщмч. Анфима († 303, пам. 3 сент.), и тот крестил остальных членов его семьи, Филофея рукоположил во пресвитера, Е.- во диакона. После смерти родителей братья были схвачены по доносу раба придворного сановника Акилина. Их привели на суд к имп. Максимиану и пытали, но Е., Ф. и А. не отреклись от Христа. Закованных мучеников бросили в темницу и морили голодом и жаждой, но явившийся ангел исцелил их раны и дал им в пищу манну небесную. По приказу императора братьев привели в цирк, чтобы отдать на съедение диким зверям. Но львы и медведи их не тронули. В это время заболел сын императора Максенций, и тот поручил мучеников никейскому комиту Антонию. Приведя братьев в Никею, Антоний велел строгать их железными когтями, но не смог склонить принести жертву языческим богам. Их заключили в темницу, и снова ангел исцелил их. Видя непреклонность Е., Ф. и А., комит приказал казнить мучеников за стенами города. Пока палачи готовились к казни, братьев привязали к деревьям в оливковой роще. Пришедшие туда христиане Палладий и Акакий дали палачам золото, чтобы им разрешили побеседовать с осужденными. Укрепив Палладия и Акакия в вере и совершив молитву, Е., Ф. и А. мирно почили прежде, чем палачи приступили к казни. Боясь наказания комита, те обезглавили уже бездыханные тела. 6 ангелов в виде орлов оберегали от птиц и зверей непогребенные мощи святых. Комит Антоний заболел и на следующий день скончался.

http://pravenc.ru/text/187483.html

Взятое в общем, учение о св. Троице 1 в до-никейской период производит впечатление очень пестрой мозаики, слагающейся из разнообразных богословских систем и воззрений. В этом периоде мы еще не видим тех оформившихся и последовательно развивающихся направлений, какие выступают пред нами в истории тринитарных споров IV-ro века. Богословская мысль здесь идет как бы ощупью, не по одним каким-либо определенным руслам, но разбрасываясь во все стороны, делая неловкий шаг вперед и вновь отступая назад. Каждый церковный писатель строит свою систему богословия, пытается самостоятельно проникнуть в глубину христианского учения о Триедином Боге и разъясняет его сообразно духу времени, своему философскому образованию и индивидуальным наклонностям. Такое состояние учения о Троице в до-никейский период объясняется теми условиями, при которых христианская мысль должна была начинать свою богословскую работу. Она почерпала свое содержание из Св. Писания и Св. Предания, то есть, из тех же источников, которыми питалась и вся позднейшая догматическая деятельность церкви, но оба эти источника еще не предлежали ей в том обработанном и удобном для пользования виде, какой был придан им к IV-мy веку. Изучение Св. Писания в первые три века еще не достигло высоты, необходимой для всесторонних богословских построений; правильных, научно обоснованных приемов толкования его еще не существовало; экзегетика только что зарождалась и собирала материал для будущего. Обращаясь к Писанию с богословскими запросами, недисциплинированная наукой и опытом мысль не могла сразу освоиться со всей полнотой его содержания и часто поражалась отдельными его местами, какой-либо одной стороной, на которой, затем и основывала свои умозрения. С другой стороны и руководство церковного предания не могло обеспечивать богословов этого времени от погрешностей и односторонности. Свое учение церковь предлагала в символах или правилах веры, но по своей краткости и элементарности эти символы были совершенно недостаточны для того, чтобы руководствовать богословским умозрением. Церковный учитель этого времени должен был богословствовать за свой страх, полагаясь на свое личное убеждение и чувство уверенности. Таким образом, самые условия, при которых зарождалась богословская мысль христианства, открывали широкую дверь субъективизму в систематизации учения церкви и делали неизбежным тот индивидуализм в понимании догмата о Троице, какой наблюдается у всех церковных писателей до-никейского периода. Поэтому-то, в до-никейскую эпоху, строго говоря, мы имеем дело не с церковным учением о Троице, то есть, не с таким учением, которое было бы принято и авторизировано самой церковью, но с рядом мало зависимых друг от друга, своеобразных богословских построений, излагающих это учение с большей или меньшей чистотой и совершенством.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Имп. Мануил I Великий Комнин. Серебряный аспр. Аверс. Реверс. 1250–1263 гг. [Греч. Μανουλ Μγας Κομνης] (ок. 1218 - март 1263, Трапезунд, ныне Трабзон, Турция), император Трапезундской империи (с 1237/38). Сведения о его правлении немногочисленны, в источниках освящены лишь неск. эпизодов. При М. В. К. чеканились монеты, на которых он назывался автократором, т. е. независимым монархом. Трапезундский хронист Михаил Панарет описывает М. В. К. как величайшего и счастливого полководца, царствование которого отличалось благочестием. Историк Жан де Жуанвилль, придворный франц. кор. Людовика IX Святого , писал, что М. В. К. был великим и очень богатым правителем ( Joinville J. de. Histoire de S. Louis/Ed. N. de Wailly. P., 1868. P. 346). М., младший из 3 сыновей трапезундского имп. Алексея I Великого Комнина (1204-1222), вступил на престол после смерти своего старшего брата Иоанна I Аксуха (1235-1237/38). Средний сын Алексея I Иоанникий принял монашеский постриг, вероятно еще до воцарения М. В. К. ( Шукуров. 2001. С. 112-114). При М. Трапезундская империя вынуждена была платить дань тюркам-сельджукам и позднее монголам. В 1243 г., когда монг. войско полководца Байджу начало наступление на малоазийские владения сельджуков, образовалась антимонгольская коалиция представителей сельджукского Румского султаната, никейцев и трапезундцев. М. В. К. лично участвовал в войне во главе своего войска, 26 июня 1243 г. в битве при Кёседаге (западнее Эрзинджана) союзники были разбиты. В 1246 г. М. В. К. совершил поездку в ставку монг. хана Гуюка и, вероятно, признал свою вассальную зависимость от монголов. В 1253 г. послы М. В. К. встречались с франц. кор. Людовиком IX в Сидоне (ныне Сайда, Ливан), где еще сохранялись владения крестоносцев. М. обращался к Людовику с предложением заключить брачный союз с французским королевским домом, но получил отказ. Людовик же попытался привлечь М. В. К. к союзу с Латинской империей против никейского имп. Иоанна III Дуки Ватаца , чьи позиции особенно усилились в М. Азии и на Балканах в предыдущие годы. Однако М. В. К. отказался от этого. Наоборот, в 1260 г. он заключил союз с Никейской империей , а также урегулировал церковные отношения Трапезунда и К-поля. Трапезундские митрополиты получили от К-польской Церкви право самостоятельно избирать и рукополагать епископов в своей епархии. Согласно упоминанию в этом документе, вероятно, в это время предполагалось заключение династического брака между трапезундскими Комнинами и никейскими Палеологами, но позднее этот проект не состоялся (RegPatr, N 1351; Успенский. 2003. С. 131-135). Крупнейшим внешнеполитическим успехом М. В. К. стал захват Синопа в 1254 г., который до этого находился в руках сельджуков. Для похода на Синоп М. В. К. получил одобрение от иран. монголов, к-рые в целом были заинтересованы в ослаблении сельджукского Румского султаната за счет поддержки более мелких гос-в в Анатолии, таких как Трапезунд.

http://pravenc.ru/text/2561898.html

Мусульмане вновь призывают использовать собор Святой Софии в Никее как мечеть 21 мая, 2012. Новостная служба Не дожидаясь ответа властей, который, как предполагается, будет отрицательным, исламисты объявили, что они начнут проведение своих богослужений прямо напротив собора Святой Софии уже в ближайшую пятницу. 21 мая. ПРАВМИР. Члены исламской радикальной религиозной группы «Молодежь Анатолии» в Турции вновь призывают разрешить использование византийского собора Святой Софии Константинопольской в качестве исламского места молитвы, сообщает Седмица.ru . Участники группы уже обратились в правительство за разрешением, чтобы вновь молиться в здании собора как в мечети. Не дожидаясь ответа властей, который, как предполагается, будет отрицательным, исламисты объявили, что они начнут проведение своих богослужений прямо напротив собора Святой Софии уже в ближайшую пятницу. Первоначально построенный как христианская церковь собор Святой Софии Константинопольской был превращен в мечеть после взятия города турками-османами в 1453 г. Речь идет о церкви, построенной в шестом веке императором Юстинианом I. Она находится в турецком городе Изник, ранее место носило название Никея. В Никее состоялись два Вселенских собора — в 325 и 787 годах, причем последний проходил именно в храме святой Софии. В Никее был составлен и принят Символ Веры, так и носящий название по месту своего происхождения — Никейский. Здесь был нанесен удар пагубной для Церкви ереси Ария. Светские власти Турции, возглавляемые Кемалем Ататюрком, открыли в здании собора музей в 1935 г. С тех пор в нем не разрешается проведение как христианских, так и мусульманских богослужений. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024

http://pravmir.ru/musulmane-vnov-prizyva...

ДЕЯНИЕ ВОСЬМОЕ СВЯТОГО ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА В консульство государя нашего Маркиана, постоянного августа, и того, кто будет объявлен, в седьмой день ноябрьских календ, в Халкидоне, по повелению священнейшего и благочестивейшего государя нашего, сошлись в святейшей церкви святой мученицы Евфимии знатнейший и славнейший военачальник и патриций, бывший консул, Анатолий, и знатнейший и славнейший префект императорских преторий Палладий, и знатнейший и славнейший придворный императорский чиновник Винкомал, сошлись также: Пасхазин и Луценций, почтеннейшие епископы, и почтеннейший пресвитер Бонифаций, занимающие место святейшего епископа древнего Рима Льва, и Анатолий, почтеннейший архиепископ великоименитого Константинополя, нового Рима, и Максим, почтеннейший архиепископ Антиохии сирской, и Ювеналий, почтеннейший епископ иерусалимский, и Квинтилл, почтеннейший епископ Ираклии македонской, занимающий место святейшего Анастасия, епископа фессалоникского, и Фалассий, почтеннейший епископ Кесарии каппадокийской, и Стефан, почтеннейший епископ ефесский, и (Лукиан, почтеннейший епископ бизский, занимающий место почтеннейшего Кириака, епископа Ираклии фракийской, и Евсевий, почтеннейший епископ анкирский, и Диоген, почтеннейший епископ кизический, и Петр, почтеннейший епископ коринфский, и Флоренций, почтеннейший епископ сардийский, и Евномий, почтеннейший епископ никомидийский, и Анастасий, почтеннейший епископ никейский, и Юлиан, почтеннейший епископ косский, занимающий также место апостольского престола древнего Рима Льва, и Елевферий, почтеннейший епископ халкидонский, и Василий, почтеннейший епископ Селевкии исаврийской, и Мелетий, почтеннейший епископ ларисский, занимающий место почтеннейшего епископа Апамеи сирской Домна, и Амфилохий, почтеннейший епископ сидский, и Феодор, почтеннейший епископ тарсский, и Кир, почтеннейший епископ аназарвский, и Константин, почтеннейший епископ бострский, и Фотий, почтеннейший епископ тирский, и Феодор, почтеннейший епископ дамаскский, и Стефан, почтеннейший епископ иерапольский, и

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

ДЕЯНИЕ ПЯТОЕ (ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА) В консульство государя нашего Маркиана, постоянного августа, и того, кто будет объявлен, в одиннадцатый день ноябрьских календ, в Халкидоне, по повелению священнейшего и благочестивейшего государя нашего Маркиана, постоянного августа, сошлись в святейшей церкви святой мученицы Евфимии, знатнейший и славнейший военачальник, бывший консул и патриций, Анатолий, и знатнейший и славнейший префект императорских преторий Палладий, и знатнейший и славнейший придворный императорский чиновник Винкомал, сошлись также: Пасхазин и Луценций, почтеннейшие епископы, и почтеннейший пресвитер Бонифаций, занимающие место Льва, святейшего архиепископа древнего Рима, и Анатолий, почтеннейший архиепископ великоименитого Константинополя, и Максим, почтеннейший архиепископ Антиохии сирской, и Ювеналий, почтеннейший епископ иерусалимский, и (Квинтилл, почтеннейший епископ Ираклии македонской, занимающий место святейшего Анастасия, епископа фессалоникского, и Фалассий, почтеннейший епископ Кесарии каппадокийской, и Стефан, почтеннейший епископ ефесский, и Лукиан, почтеннейший епископ бизский, занимающий место боголюбезнейшего Кириака, епископа Ираклии фракийской, и Евсевий, почтеннейший епископ кизический, и Петр, почтеннейший епископ коринфский, и Флоренций, почтеннейший епископ сардийский, и Евномий, почтеннейший епископ никомидийский, и Анастасий, почтеннейший епископ никейский, и Юлиан, почтеннейший епископ косский, занимающий также и место апостольского престола древнего Рима, и Елевферий, почтеннейший епископ халкидонский, и Василий, почтеннейший епископ Селевкии исаврийской, и Мелетий, почтеннейший епископ ларисский, занимающий место почтеннейшего господина епископа Апамеи сирской, и Амфилохий, почтеннейший епископ сидский, и Феодор, почтеннейший епископ тарсский, и Кир, почтеннейший епископ аназарвский, и Константин, почтеннейший епископ бострский, и Фотий, почтеннейший епископ тирский, и Феодор, почтеннейший епископ дамаскский, и Стефан, почтеннейший епископ иерапольский, и

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

     Предлагаем вниманию читателей статью Олега Алексеевича Родионова, кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН, одного из создателей научно-просветительского проекта «Монашество в истории» Московского Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря и преподавателя Курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих, с 2012 года действующих в Иоанновской обители. Статья подготовлена на основе лекции, прочитанной О.А. Родионовым в программе Курсов. Вифиния Вифиния (греч. Βιθυνα, лат. Bithynia) – историческая область, древнее государство и римская провинция, существовавшая на северо-западе Анатолии (Малой Азии) между проливом Босфор и рекой Сангариус. Крупнейшими городами Вифинии считались Никомедия и Никея. После разделения Римской империи в 395 году на Восточную и Западную Вифиния оказалась во владении Восточной империи (Византии). Византийское владычество на этой земле было долгим и прочным. В XIII веке Вифиния стала центром Никейской империи, которая в это время существовала как оплот греческой культуры и Православия. После изгнания латинян из Константинополя в 1261 году и восстановления Византийской империи Никея потеряла свое значение, ее земли захватили турки-османы, и к 1330 году ее окончательно поглотило молодое Османское государство. Вифинский Олимп Гора Олимп в Вифинии      Гора Олимп в Вифинии (ныне – Улу Даг), высотой 2 327 метров над уровнем моря, – это святая гора к юго-востоку от Прусы, некогда бывшая одним из самых значительных монашеских центров. Время особого его расцвета – VIII–IX века. Вифинский Олимп даже иногда называли «монашеской горой». Нередко Олимпом именовали не только поселения на самой горе, но монашеские общины в долине Прусы, в первую очередь к северу и к западу, вплоть до Мраморного моря. В первые века христианства на Олимпе подвизались лишь немногочисленные пустынники. Первый монастырь был основан в V веке. В дальнейшем там возникло не менее пятидесяти обителей, только одна из которых (Перистеры), по-видимому, была женской. Монастыри не были связаны друг с другом (за исключением Агаврского, у которого было четыре или пять метохов – небольших обителей, находившихся у него в подчинении и выполняющих функции подворья).

http://pravoslavie.ru/123644.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010