Святитель. Проповедник. Учитель Церкви Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 60, 2011 28 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 60, 2011 К 1550-летию со дня преставления святителя Льва папы Римского Церковной истории святитель Лев Великий известен в основном в качестве Римского епископа, поэтому в нашем распоряжении имеются лишь незначительные сведения о его жизни до избрания на кафедру. Согласно Анастасию Библиотекарю, родиной его была Тоскана 1 . В начале V в. он по причине политических нестроений вместе с семьёй переселился в Рим 2 , где уже в молодые годы был принят в клир 3 . В письме блаженного Августина 4 , написанном в 418 г., упоминается некий аколуф Лев, направленный римским пресвитером Сикстом 5 в Северную Африку. Предполагают, что здесь речь идёт о святом Льве, однако это предположение не находит себе подтверждения. Достоверно известно лишь то, что он был клириком при папах Целестине и Сиксте III 6 . Уже в это время он приобретает широкую известность и авторитет в Церкви. В частности, он поддерживал отношения с преподобным Иоанном Кассианом Римлянином, которого и вдохновил на написание христологического трактата “О воплощении против Нестория”. Благодаря его посредничеству папа Целестин позволил Святитель Лев, папа Римский. Фреска, кон. XII в. Церковь Косьмы и Дамиана, Кастория святителю Кириллу Александрийскому выступать от своего имени 7 , а в 431 г. святитель Кирилл ищет поддержки святого Льва в споре с Иерусалимским архиепископом Ювеналием 8 . Хотя эта переписка не имела значимых последствий, очевидно, что уже тогда он был достаточно влиятельной персоной при римских понтификах, представляя собой надёжную опору папства. “Наступательная политика преемников Иннокентия I находила в нём решительную поддержку, а папа Сикст III прямо слушался его советов” 9 . В хронике Проспера Аквитанского упоминается также о том, как святой Лев воспрепятствовал принятию в церковное общение епископа-пела­гиа­нина Юлиана Экланского, пытавшегося ложным отречением вернуть себе право на священнослужение 10 . Вместе с тем благодаря своему патриотизму святитель Лев пользовался немалым доверием при императорском дворе, лучшим доказательством чему служит посредническая миссия, возложенная на него в 440 г., когда он направляется в Галлию для примирения двух влиятельных полководцев римской армии Аэция и Альбина. В это время скончался папа Сикст III, и диакон Лев был единогласно был избран на Римскую кафедру.

http://pravmir.ru/svyatitel-propovednik-...

У присвячена Дню книги 10 березня 2017 р. 10:47 9 марта 2017 года в МИА «Россия сегодня» в Москве состоялась пресс-конференция, посвященная Дню православной книги. В мероприятии приняли участие председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент , заместитель руководителя Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма г. Москвы Константин Блаженов, писатель, лауреат Патриаршей литературной премии Александр Сегень, директор издательства «Никея» Николай Бреев. Традиция отмечать День православной книги возникла по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Праздник приурочен к памятной дате: 14 марта (1 марта по ст. ст.) 1564 года на Руси вышла первая печатная книга Ивана Федорова «Апостол». С 2010 года День православной книги проводится во всех епархиях Русской Православной Церкви. В ходе пресс-конференции митрополит Калужский и Боровский Климент рассказал о главных событиях Дня православной книги. «Традиционно серию мероприятий, посвященных этому празднику, откроют 14 марта Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и мэр Москвы С.С. Собянин встречей с детьми в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя », — отметил владыка. Митрополит Климент также сообщил, что в этом году на мероприятии в Зале церковных соборов дети познакомятся с литературно-музыкальной композицией, поставленной по произведению школьницы Анастасии Агафоновой, лауреата Международного детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Шмелева «Лето Господне». Обо всех мероприятиях Дня православной книги можно узнать на интерактивной карте праздника, размещенной на сайте Издательского Совета. Одним из значительных мероприятий станет выставка «Радость Слова», которая впервые в этом году пройдет на Чукотке и откроется 11 марта в Анадыре. О программе празднования Дня православной книги в Москве рассказал заместитель руководителя Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма г. Москвы Константин Блаженов. Он отметил, что в этом празднике по традиции принимают участие школьники, педагоги, библиотекари и писатели, а также все, кто любит книгу. С подробной программой всех мероприятий можно познакомиться на сайтах столичных департаментов образования и культуры.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4831162...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ III Григорий III, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Saachi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Григорий III, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Saachi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) († 28.11.741), св. (пам. зап. 10 дек.), папа Римский (с 18 марта 731). Согласно Liber Pontificalis , по происхождению сириец; в Веронском каталоге пап (кон. VIII в.) назван римлянином. До избрания папой служил пресвитером в рим. ц. св. Хрисогона. В Liber Pontificalis, а также у рим. каноника Флодоарда указывается, что Г. был избран на Папский престол рим. народом после смерти папы Григория II и утвержден через 35 дней экзархом Равенны (представителем визант. императора в Италии). Заняв Римскую кафедру, Г. продолжил борьбу с иконоборчеством, ставшим частью социальной и церковной политики Византийской империи. Признавая визант. императора высшим светским правителем, Г. направил в К-поль пресв. Георгия, дабы уведомить императоров Льва III Исавра и Константина V Копронима о своем избрании и передать письменное увещание против иконоборчества. Опасаясь гнева императоров, папский посол не сделал этого, за что по возвращении в Рим Г. хотел лишить его сана, но по решению Римского Собора (весна 731) приговорил лишь к публичному покаянию. Вскоре папа вновь направил пресв. Георгия в К-поль с посланием против иконоборчества, о чем стало известно в столице Византии, и Георгий был задержан имп. чиновниками на о-ве Сицилии. 1 нояб. 731 г. Г. созвал в Риме новый Собор, объявивший анафему всякому, кто оскверняет или хулит иконы и священные изображения. Согласно эпитоме Кассинской Хроники, приписываемой Анастасию Библиотекарю (IX в.), тот же Собор потребовал от жителей еп-ств Аврелиана (совр. Орлеан, Франция) и Ценоман (совр. Ле-Ман, Франция) вернуть в Кассинский мон-рь (совр. Монте-Кассино ) мощи прп. Венедикта Нурсийского и его сестры св. Схоластики , к-рые в период запустения мон-ря (с кон. VI до нач. VIII в.) были перенесены в Галлию монахами аббатства Флёри . Для оповещения императоров о решениях Собора папа направил в К-поль дефенсора Константина с посланием, требовавшим восстановления иконопочитания; от итал. епископов с теми же требованиями был направлен патрикий Сергий, но оба посла были задержаны на о-ве Сицилии и заключены в тюрьму. В 732/3 г. Г. направил к императорам и к К-польскому патриарху Анастасию дефенсора Петра (сведения о миссии не сохр.).

http://pravenc.ru/text/166747.html

Вселенский VII Собор (II Никейский) Статья из т. 9 «Православной энциклопедии». Москва, 2005 г. Источники Акты (протоколы деяний) VII Собора сохранились со всеми приложениями в греч. оригинале. Старейшей рукописью греч. актов является Vatic. gr. 836 (XIII в.); рукописи XV-XVI вв.: Vind. hist. gr. 29, Vatic. gr. 834, Vatic. gr. 660, Vatic. Ottob. gr. 27. Лат. перевод актов, сделанный с экземпляра, доставленного в Рим папскими представителями, был выполнен крайне неудовлетворительно, в связи с чем Анастасий Библиотекарь (IX в.) предпринял их новый перевод с греческого. Особую проблему представляет аутентичность многочисленных текстов, зачитывавшихся на Соборе. В частности, сомнения вызывает подлинность переписки папы Григория II с имп. Львом III Исавром и патриархом свт. Германом I (Gouillard. 1968); вопрос остается открытым. Текст в публикации Дж. Манси содержит немало неточностей и ошибок, особенно в именах и географических названиях (еще в большем числе они наличествуют в рус. пер., выполненном в XIX в. при КазДА). Полноценное исследование текстологических вопросов остается невозможным до выхода в свет критического издания (с 1991 его готовит Э. Ламберц во 2-й серии ACO). Публикацию протоколов соборных деяний в собрании Манси предваряют: 1) историческое введение; 2) 2 послания папы Григория II (715-731) к имп. Льву III о святых иконах (Jaffé. RPR. N 2180, 2182); 3) предисловие лат. переводчика актов Анастасия Библиотекаря, адресованное папе Иоанну VIII; 4) имп. указ (сакра) Константина VI и Ирины к папе Адриану I (только в лат. пер.); 5) речь свт. Тарасия по случаю его избрания на К-польскую кафедру; 6) краткое описание (συϒϒραφ) событий 786 г. (Mansi. T. 12. P. 990-991; ДВС. Т. 4. С. 337-338). В завершение прилагаются: 1) Похвальное слово Собору диак. Епифания из Катании; 2) послание патриарха Тарасия к папе Адриану; 3) послание Тарасия к игумену Иоанну. О событиях, непосредственно предшествовавших Собору, рассказывает прп. Феофан Исповедник (Theoph. Chron. P. 458-462). Нек-рые важные детали, подтверждающие и дополняющие «Хронографию» Феофана, сообщаются в 4-й гл. Жития св. Иоанна, еп. Готского (Vita S. Joannis ep. Gotthiae//ActaSS. Iun. T. 5. Col. 191; Никитский А. Житие прп. Иоанна еп. Готского//ЗапООИД. 1883. Т. 13. С. 25-34; рус. пер.: Васильевский В. Г. Рус.-визант. отрывки, VII//ЖМНП. 1878. Ч. 195. 1. С. 126). Краткий, но сохранивший важные подробности рассказ предваряет текст соборных деяний (Mansi. T. 12. P. 990-991). Дополнительные сведения находятся в Житиях прп. Платона (ActaSS. Apr. T. 1. Col. 366 sq.) и свт. Тарасия (Ignatios the Deacon. The Life of the Patriarch Tarasios (MHG, N 1698)/Ed., transl., comment. S. Euthymiadis. Aldershot, 19983), а также в послании папы Адриана к Карлу Великому (Mansi. T. 13. P. 808).

http://sedmitza.ru/text/758863.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН VIII Иоанн VIII, папа Римский. Роспись ц. Сан-Пьетро а Градо в Пизе. XIII в. Иоанн VIII, папа Римский. Роспись ц. Сан-Пьетро а Градо в Пизе. XIII в. († 16.12.882), папа Римский (с 14 дек. 872). Сведения о его жизни и деятельности сохранились в различных источниках. Краткая заметка об И., дополненная рассказом о посещении папой королевства зап. франков, приводится в 3-й редакции Liber Pontificalis , составленной в 1142 г. Петром Вильгельмом из мон-ря св. Эгидия в Реймсском архиеп-стве (LP. Vol. 2. P. 221-223); в более ранней версии Liber Pontificalis, т. н. редакции Анастасия Библиотекаря , жизнеописание И. отсутствует. Сохранилась обширная переписка И.- 382 послания за 876-882 гг. (регесты содержатся в ркп. XI в. из аббатства Монте-Кассино). Вероятно, существовали также регесты папских посланий за 872-875 гг., их фрагменты вошли в состав канонических собраний XII в.: «Британского собрания» (послания о деле св. равноап. Мефодия ) и собрания кард. Деусдедита (50 посланий). Ценность представляют сведения из хроник и анналов : из западнофранкских (Анналы аббатства св. Ведаста (Сен-Ва) и продолжение Сен-Бертенских анналов, составленное архиеп. Гинкмаром Реймсским), из германских (Ксантенские анналы, Анналы аббатства Фульда) и из италийских («История» Андрея Бергамского). Соч. «История беневентских лангобардов» (Historia Langobardorum Beneventanorum) Эрхемперта является важным источником сведений о политике папы в Юж. Италии и о его борьбе с арабами. Согласно краткому жизнеописанию в Liber Pontificalis, И. был римлянином, его отца звали Гунд. Возможно, первое упоминание об И. как об архидиаконе Римской Церкви содержится в деяниях Римского Собора 853 г. На Соборе 869 г. архидиак. Иоанн зачитывал обвинения папы Адриана II в адрес К-польского патриарха свт. Фотия I . Об избрании И. на Римский престол без к.-л. подробностей сообщает Гинкмар Реймсский. В переписке И. содержатся сведения о том, что еп. Порто Формоз (впосл. папа Римский), желая занять Папский престол, пытался помешать избранию И. Вероятно, ко времени избрания на Папский престол И., долго пребывавший на должности архидиакона и обладавший слабым здоровьем, находился уже в преклонном возрасте. Политика И. в Западной Европе

http://pravenc.ru/text/469686.html

Вечер памяти Александра Пушкина прошел на Каменном острове июня 2021 Вечер памяти Александра Пушкина провели в культурном центре на Каменном острове 6 июня прихожане храма Рождества Иоанна Предтечи совместно с Измайловской библиотекой. Актриса " Петербургской оперы " Анастасия Ларионова под аккомпанемент Надежды Масловой исполнила романсы на стихи поэта. Библиотекарь Анна Логин рассказала о его родственниках - отце, сестре и дяде, а также о малоизвестных местах Санкт-Петербурга, связанных с судьбой поэта. Настоятель храма протоиерей Вадим Буренин отразил влияние творчества Пушкина на всю последующую русскую культуру. Персонажи его произведений - многих национальностей, его перо описывает многие уголки земли, а глаз подмечает все тонкости человеческой души - наверное, благодаря этой многогранности и рождались шедевры. " Александр Сергеевич не оставил духовных трудов, наставлений и поучений. Но его произведения служат формированию нравственных ориентиров, его персонажи наставляют читателя, как нужно жить, как поступать " , сказал отец Вадим. Стихи читали дети младшей воскресной школы, прихожане, читатели библиотеки и профессиональные артисты. По просьбе читателей библиотеки настоятель провел экскурсию по храму, под готическими сводами которого поэт молился при крещении троих из своих четырех детей. Здесь же рождался замысел знаменитого Каменноостровского цикла стихов. Александр Пушкин (1799-1837) родился 26 мая по старому стилю, что соответствует 8 июня по юлианскому календарю, которого придерживается Церковь. День рождения поэта выпал на праздник Вознесения Господня , и поэт придавал этому факту особое значение. Он женился " у Вознесения " , венчался в Вознесенском храме Москвы, мечтал о церкви с таким же посвящением в родовом поместье. ИА " Вода живая " , 06.06.21 Поделиться Упоминания в новостях 31 марта 2024 24 марта 2024 24 марта 2024 17 марта 2024 10 февраля 2024 15 апреля 2024 12 апреля 2024 11 апреля 2024 10 апреля 2024 10 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР V Александр V, папа Римский. Гравюра (Panvinio O. Accuratae effigies pontificum. 1573) Александр V, папа Римский. Гравюра (Panvinio O. Accuratae effigies pontificum. 1573) (ок. 1340, о-в Крит - 3.05.1410, Болонья; мирское имя - Петр Филарг, греч. Πτρος Θλαργος или Θιλργης, лат. Petrus de Candia) , антипапа (7. 07.1409-3.05.1410). В 1357 г. вступил в орден францисканцев. Учился в Оксфорде и Париже, где написал принесшие ему известность Комментарий на Книгу Сентенций Петра Ломбардского и трактат о непорочном зачатии Девы Марии. Поскольку Парижский ун-т по призыву франц. кор. Карла VI поддержал авиньонского папу Климента VII , сторонники Римского папы Урбана VI вынуждены были покинуть Францию (см. Схизма великая ). Среди них был и Петр Филарг; вскоре при поддержке герц. Миланского Джан Галеаццо Висконти он стал епископом Пьяченцы (1386), затем Виченцы (1388), Новары (1389), а в 1402 г.- архиепископом Милана. Папа Иннокентий VII , стремившийся приобрести поддержку миланского герцога, сделал Филарга, входившего к тому времени в регентский совет, кардиналом и назначил легатом в Ломбардии (1405). На Пизанском Соборе, собранном по инициативе кардиналов - сторонников объединения католич. Церкви, в работе к-рого кард. Филарг принял активное участие, были осуждены действия враждующих партий Григория XII и антипапы Бенедикта XIII . Кандидатура Филарга, на к-рого возлагали надежды как на реформатора Церкви, получила поддержку на Соборе, он был единогласно избран папой 26 июня и посвящен в сан 7 июля 1409 г. Тем не менее ни Григорий XII, ни Бенедикт XIII не поддержали решения Собора и А. не удалось добиться единодушной поддержки в Церкви. Духовенство выразило недовольство начатыми им реформами, направленными прежде всего на поддержку ордена францисканцев, с к-рым А., видимо, связывал возрождение авторитета духовенства и Церкви в целом. Используя влияние и деньги своих покровителей, кор. Сицилии Людовика II Анжуйского и кард. Бальтазара Косция (см. Иоанн XXIII , антипапа), А. удалось заставить Рим признать себя как понтифика (янв. 1410), но до конца жизни он оставался в Болонье у кард. Косцыя. Похоронен в ц. св. Франциска. Ист.: Petrus de Candia. Tractatus de immaculatae Deiparae conceptione/Ed. A. Emmen. Quaracchi, 1955. Лит.: Ehrle F. Der Sentenzkommentar Peters von Candia, des Pisaner Papstes Alexanders V. Münster, 1925; Lampen W. Prosae seu poemata Petri di Candia OFM (Alexandri, papae Pisani)//Archivium franciscanum historicum. 1930. T. 23. P. 172-182; Binder K. Der Pisaner Papst Alexander V. und seine Lehre von der Erbsünde//Jb. des Stiftes Klosterneuburg. 1973. Bd. 8. S. 7-55. Л. К. Масиель Санчес Рубрики: Ключевые слова: АНАСТАСИЙ БИБЛИОТЕКАРЬ (до 817 - между 877 и 879), антипапа (авг.-сент. 855), церк. и полит. деятель, историк и переводчик

http://pravenc.ru/text/64308.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (ок. 832, Неаполь - 15.07.872, Вероли), свт. (пам. зап. 15 июля), еп. Неаполя (с 850). Основные сведения о нем содержатся в 2 житиях, написанных вскоре после кончины святого: анонимном и приписываемом диак. Иоанну Неапольскому. А., сын неапольского герц. Сергия, с детства готовился к церковному служению и воспитывался сначала при ц. Санта-Мария, а затем у свт. Иоанна IV, еп. Неаполя, к-рый впосл. рукоположил его во диакона. После смерти наставника А., несмотря на свой юный возраст, возглавил епископскую кафедру и вел строгую аскетичную жизнь, все свое состояние пожертвовав на помощь бедным и выкуп христиан из мусульм. плена. А. восстановил мн. церкви и упорядочил церковную организацию, принимал участие в Римском Соборе 861 г. В 867 г. новый герц. Неаполя Сергий, племянник А., не желая мириться с высоким авторитетом епископа, требовал, чтобы он оставил кафедру. А. вынужден был бежать из города под защитой отряда префекта г. Амальфи, посланного на 20 кораблях имп. Людовиком II против арабов, привлеченных герцогом на свою сторону и разграбивших мн. церкви Неаполя. А. переправился в Беневент, где был с почетом встречен императором, а затем нашел прибежище у своего брата Стефана, еп. Сорренто. Папа Адриан II послал в Неаполь Анастасия Библиотекаря и аббата Цезария с целью убедить герц. Сергия вернуть А. на епископскую кафедру, после неудачи их миссии папа наложил на город интердикт. Имп. Людовик II во время похода в Юж. Италию восстановил А. на епископском престоле, но тот скончался по пути в Неаполь. Первоначально мощи А. покоились в Монте-Кассино, пока в 877 г. не были перенесены еп. Афанасием II в ц. св. Иануария в Неаполь. Позже их перезахоронили в кафедральном соборе города. Ист.: BHL, N 734-739; ActaSS. Iul. T. 4. P. 72-89; MGH Scr. Lang. P. 433-452, 1065-1076. Лит.: Aloe S. d " . Storia della Chiesa di Napoli. Napoli, 1869. T. 1. P. 67-71; DHGE. T. 1. Col. 1388-1390; Mallardo D. Il Calendario Marmoreo di Napoli. R., 1947; NCE. T. 1. P. 999-1000; Boehm L. Athanasios//LTK. Bd. 1. Sp. 981-982. П. Б. Михайлов Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН († 604 или 605), архиеп. Кентерберийский, свт. катол. и англикан. Церквей (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, пам. католич. 27 мая с 1969; пам. англикан. 26 мая) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АЙДАН († 651), еп. Нортумбрии (с 635), свт. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших; зап. пам. 31 авг.) АНИАН (62 или 63-83 или 84), архиеп. Александрийский, свт. (пам. зап. 25 апр., 2 дек., копт. 16 нояб.),

http://pravenc.ru/text/76832.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Бенедикт X, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) († после 1073, мирское имя - Иоанн Минций), антипапа (5 апр. 1058 - янв. 1059). Будучи кардиналом-епископом Веллетри, сразу же после смерти папы Римского Стефана IX был избран папой при поддержке знати Рима и Кампании во главе с Григорием, гр. Тускуланским, и Герардом из Галерии, в то время как рим. духовенство, согласно предсмертному распоряжению Стефана, отложило избрание нового папы до возвращения из Германии Гильдебранда (буд. Григорий VII ). Кардиналы, сторонники реформ, не признали избрания Б., предав его анафеме. В связи с тем, что Петр Дамиани , к-рый как кардинал-епископ Остии имел право посвящать рим. понтификов, отказался провести церемонию, Б. был посвящен не по правилам. Тем не менее, пока сторонники реформ во главе с Гильдебрандом собирали силы, Б. провел на папском престоле более 9 месяцев. Лишь в дек. 1058 г. в Сиене при содействии Гильдебранда папой был избран Николай II . В нач. янв. 1059 г. Николай созвал Собор в Сутри, где при участии имперского канцлера Гвиберта Пармского и герц. Готфрида II Лотарингского, поддерживавших Гильдебранда, Б. был отлучен от Церкви как узурпатор папского престола и клятвопреступник (за нарушение обещания, данного умирающему Стефану IX) и низложен. Когда в янв. 1059 г. Николай II с помощью герц. Готфрида II Лотарингского овладел Римом, Б. укрылся в замке Герарда в Галерии. Чтобы сломить сопротивление Б. и его вооруженных союзников, папа Николай II уполномочил Гильдебранда вступить в переговоры с норманнскими правителями Юж. Италии. В обмен на признание гр. Ричарда Аверского государем Капуи норманнские войска выступили против сторонников Б. в Кампании. Осенью 1059 г. после осады Галерии, длившейся ок. года, они вынудили Герарда капитулировать. Б. вынужден был отказаться от притязаний на папский престол. В 1060 г. на Латеранском Соборе состоялся публичный суд над Б., обвинителем на к-ром выступил Гильдебранд. Несмотря на заявление Б., что папство было ему навязано, он был признан виновным и с почетом низложен и жил в заключении в госпитале св. Агнессы в Риме. Григорий VII (Гильдебранд) похоронил Б. в ц. св. Агнессы (Сант-Аньезе фуори ле Мура). Ист.: LP. Vol. 2. P. 279, 334-335; Jaff é. RPR. Vol. 1. N 1058-1060. Лит.: Seppelt. Geschichte. Bd. 3. S. 36ff.; Zimmermann H. Papstabsetzungen des Mittelalters. Graz, 1968. S. 139-147; Schmidt T. Alexander II. (1061-1073) und die römische Reformgruppe seiner Zeit. Stuttg., 1977. S. 72-80. Н. Д. Прокофьева Рубрики: Ключевые слова: АНАСТАСИЙ БИБЛИОТЕКАРЬ (до 817 - между 877 и 879), антипапа (авг.-сент. 855), церк. и полит. деятель, историк и переводчик

http://pravenc.ru/text/78044.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОНИФАЦИЙ VII Бонифаций VII. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Бонифаций VII. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) († июль 985, Рим; мирское имя - Франко), антипапа (июнь-авг. 974, авг. 984 - июль 985). Согласно Liber pontificalis , сын римлянина Ферруция. После смерти имп. Оттона I (7 мая 973) рим. консул Кресценций Старший (см. ст. Кресценции ) организовал мятеж и захватил Рим, в результате чего папа Бенедикт VI , поддерживавший партию Оттона I, был низложен и заточен в замок св. Ангела (Сант-Анджело), а новым папой стал ставленник Кресценция диак. Франко, занявший папский престол под именем Бонифаций. Видимо, по его поручению Бенедикт VI в 974 г. был задушен неким пресв. Стефаном (см., напр., в хронике Германа из Райхенау - Hermannus Augiensis. Chronicon//MGH. SS. Vol. 5. P. 116). Имп. Оттон II , узнав об этом, направил в Рим войско во главе с Сикко, графом Сполето. Б. бежал в К-поль. Новым папой под именем Бенедикт VII был избран епископ Сутрийский, к-рый начал свой понтификат с созыва Собора, где осудил Б. В кон. 983 г., после смерти папы Бенедикта VII (10 июля) и имп. Оттона II (7 дек.), Б. возвратился в Рим, низложил законно избранного папу Иоанна XIV и снова занял папский престол. Низложенный папа был заточен в замок св. Ангела и умер насильственной смертью в авг. 984 г. Б. скончался после года жестокого правления при неизвестных обстоятельствах. Ист.: LP. Vol. 2. P. 255-259; Jaff é. RPR. Vol. 1. P. 477-485; Vol. 2. P. 707, 747. Лит.: Грегоровиус Ф. История города Рима в Средние века: В 5 т. СПб., 1903-1912. Т. 3. С. 361-406; Mann H. K. The Lives of the Popes in the Early Middle Ages. L., 1910. Vol. 4. P. 305-342; Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. Vol. 4. P., 1911. P. 632-634; Baix F. Boniface VII//DHGE. T. 9. Col. 900-904. О. И. Фельдштейн Рубрики: Ключевые слова: АНАСТАСИЙ БИБЛИОТЕКАРЬ (до 817 - между 877 и 879), антипапа (авг.-сент. 855), церк. и полит. деятель, историк и переводчик

http://pravenc.ru/text/153087.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010