Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЙ БИБЛИОТЕКАРЬ [лат. Anastasius Bibliothecarius] (до 817, Рим - между 877 и 879, там же), антипапа (авг.-сент. 855), церк. и политический деятель, историк и переводчик. Племянник Арсения, епископа Орте, А. Б. уже в молодости прославился блестящим знанием греч. языка. В 847 г. папа Лев IV назначил его кардиналом-пресвитером ц. Сан-Марчелло аль Корсо. Однако уже в 848 г. конфликт с папой вынудил А. Б. бежать из Рима в Аквилею , во владения кор. Италии Людовика II (843-875, имп. с 850). А. Б. отказался вернуться в Рим даже после вызова папы, Римские Соборы 850 и 853 гг. лишили сана и отлучили от Церкви. После смерти Льва IV папой был избран Бенедикт III , однако сторонники императора отказались признать его и выдвинули свою кандидатуру - А. Б. Избранный папой в Орте А. Б. направился в Рим вместе с имп. послами, захватил Латеранскую базилику и арестовал Бенедикта III (21 сент. 855). Насильственные действия сторонников А. Б. вызвали беспорядки в Риме, а епископы отказались даже под страхом пытки признать понтификом человека, с к-рого не снято отлучение. В этих обстоятельствах имперская партия пошла на признание Бенедикта III; А. Б. был лишен права причащаться вместе с клириками и заключен в рим. мон-рь Санта-Мария ин Трастевере. После смерти Бенедикта III новый папа Николай I сделал А. Б. аббатом этого мон-ря. С 861 или 862 г. А. Б. был папским секретарем при Николае I и библиотекарем Римской Церкви при Адриане II и Иоанне VIII . В эти годы (60-е - нач. 70-х гг. IX в.) А. Б. сыграл значительную роль в развитии взаимоотношений папства и Византии. Вместе с Адрианом II, к-рый вернул А. Б. сан священника (дек. 867), он принял святых Кирилла (Константина) и Мефодия в Риме в 867/68 г. и поддержал их деятельность по христ. просвещению славян. А. Б. выступал за введение слав. языка в богослужение в Моравии. По просьбе Гаудериха, еп. г. Веллетри, центра почитания св. Климента Римского , А. Б. послал ему свой перевод 2 сочинений св. Кирилла (Константина) Философа: краткого рассказа об обретении мощей св. Климента в Херсоне и Похвалы святому (sermo declamatorius). Примечательно, что в письме, предварявшем перевод, А. Б. свидетельствует об участии св. Кирилла в открытии мощей, о чем тот умолчал в своей «краткой истории». В послании А. Б. также дается высокая оценка мастерству, с к-рым св. Кириллом написан гимн в честь открытия останков св. Климента, но перевести этот гимн на латынь А. Б. не решился из-за трудностей передачи его стихотворной формы (MMFH. Т. 3. Р. 177-181).

http://pravenc.ru/text/114882.html

Конец иконоборчества во Франкской империи А.В.Карташев. Вселенские соборы//VII Вселенский собор 787 г.//Оглавление Практика и обычай, т.е. здравое церковное предание, с течением времени победили грубую доктрину германцев и франков. Особенно спустя сто лет, когда при папе Иоанне VIII (872- 882 гг.) Анастасий Библиотекарь дал правильный латинский перевод актов VII Вселенского собора и этим отнял y франков почву для искажения представлений ο доктрине VII собора 787 г. Нашелся, однако, во Франкской империи, с легкой руки Людовика Благочестивого и более решительный иконоборец — епископ Туринский Клавдий. Он был родом испанец. Его возвел на кафедру в 814 г. сам Людовик. Β 824 г. Клавдий приказал по своей епархии уничтожить не только иконы, но и кресты, несмотря на общенародное иконопочитание. Будучи крайним рационалистом, Клавдий ополчился и на почитание святых мощей, и на паломничество в Рим. Протестантские крайности Клавдия подняли против него голоса многих священников и епископов Франции на защиту икон. Писали против Клавдия аббат Теодемир и монах парижского аббатства Сен-Дени Дунгал, родом ирландец, впоследствии профессор университета в Павии (Северная Италия). Поднял голос и выдающийся участник Парижского собора 825 г. епископ Орлеанский Иона. Это показывает, что многие франкские епископы примыкали по франкскому патриотизму к антигреческим течениям, но не отступали от преданий римской церкви. Клавдий грубо возражал Теодемиру: «Если вам угодно почитать дерево, сложенное в крест только потому, что Иисус Христос был пригвожден ко кресту, то почему же не почитать тогда ясли, ибо Он лежал в яслях, и даже ослов, потому что Он сидел на осле, и многие другие вещи.» Мощи святых Клавдий не считал почтеннее костей животных. Свое огрубение и ожесточение он считал не подлежащим суду епископов, которых он называл «собором ослов.» Лионский ученый Агобард один высказался за отрицание икон. Подавляющее большинство, отвращаясь от крайностей Клавдия и следуя за народной практикой, высказалось в защиту икон. Так известный архиепископ Реймский Инкмар уравнивал почитание икон с почитанием креста и мощей, a Иона Орлеанский в своем «Трактате об иконах» обстоятельно, серьезно, благочестиво, но и с подобающей резкостью опровергает все доводы и выходки Клавдия.

http://sedmitza.ru/lib/text/435443/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕНЕДИКТ III Бенедикт III, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Visits pantificum. 1626) Бенедикт III, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Visits pantificum. 1626) († 17.04.858, Рим), папа Римский (29 сент. 855 - 17 апр. 858). Согласно Liber pontificalis , Б., сын римлянина Петра, уже в юности выделявшийся среди сверстников благочестием, способностями к учению и знанием Свящ. Писания, был принят в школу при Латеранском дворце, что впосл. способствовало его церковной карьере. Папа Григорий IV рукоположил Б. в диаконы, а Лев IV во пресвитеры и возвел его в сан титулярного кардинала-пресвитера ц. св. Каллиста, его подпись есть среди участников Собора 853 г. в Риме. После смерти Льва IV († 17 июля 855) и отказа его вероятного преемника кардинала ц. св. Марка Адриана (буд. папы Адриана II ) духовенство, сенаторы и народ Рима (т. н. народная партия) единогласно избрали папой Б., к-рый вопреки своему желанию был силой доставлен в Латеранский дворец. Декрет об избрании Б. был отправлен, согласно обычаю, имп. Лотарю, но утвержден им не был. Сторонники имп. Лотаря выдвинули кандидатуру Анастасия Библиотекаря , отлученного и низложенного ранее Львом IV. Избранный в пригороде Рима г. Орте папой, Анастасий направился в Рим вместе с имп. послами, захватил Латеранский дворец и заточил в нем Б. (21 сент. 855). Эти насильственные действия вызвали беспорядки в Риме, а епископы отказались даже под страхом пытки признать понтификом человека, с к-рого не сняли отлучение. Имп. сторонники отказались от поддержки Анастасия и признали законность избрания Б. Торжественная церемония возведения Б. на кафедру прошла в ц. Санта-Мария Маджоре, позднее он получил и утверждение императора. После смерти имп. Лотаря (сент. 855) Б. способствовал примирению имп. Людовика II с братьями Лотарем II, кор. Лотарингии, и кор. Прованса Карлом (856). По настоянию архиеп. Реймсского Гинкмара папа утвердил постановления Собора в Суассоне (853) о незаконности возведения архиеп.

http://pravenc.ru/text/78030.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОЛУБЬ ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ [лат. columbus - голубь], один из видов дарохранительницы - металлическая в форме голубя с закрывающимся отверстием на спине, в к-рое полагаются Св. Дары; обычно Г. е. подвешивается на цепях над св. престолом. Использование Г. е. подчеркивает активное участие Св. Духа (чьим символом является голубь) в совершении таинства Евхаристии. Самое раннее бесспорное упоминание о Г. е. встречается в апокрифическом Житии свт. Василия Великого, написанном в VII в.: «Когда разделил он хлеб на три части… третью полагает в золотого голубя, которого он подвесил» (ActaSS. Jun. T. 2. Col. 943). Свидетельства об использовании Г. е. характерны для зап. традиции, где такая дарохранительница долгое время была общеупотребительным литургическим предметом. В средние века Г. е. не просто подвешивался над св. престолом, но помещался на платформу, свисавшую с балдахина , или ставился на специальную башенку (turris), находившуюся на св. престоле. Напр., Анастасий Библиотекарь (IX в.) сообщает, что папа Римский Иларий (461-468) внес в рим. ц. св. Иоанна Богослова помимо прочего такую башенку, сделанную из серебра, и золотого Г. е. (PL. 128. Col. 347-348). Подходящими материалами для изготовления Г. е. считались только золото и серебро; впрочем, допускалось использование иных материалов при условии помещения самих Св. Даров в серебряный или золотой ящичек внутри Г. е. В Новое время Г. е. постепенно исчез из повсеместного употребления на Западе (так, в нач. XVI в. в Англии, а в 1590 на Соборе в г. Тулуза (Франция) использование его было запрещено официально), хотя в нек-рых католич. храмах подобные старинные дарохранительницы присутствуют до наст. времени. В правосл. Церкви употребление Г. е. широкого распространения не получило, хотя известны отдельные случаи использования этого литургического сосуда - напр., в соборной ризнице в Суздале хранится медный Г. е., украшенный выемчатой эмалью, гравировкой и позолотой,- изделие из г. Лимож (Франция) посл. трети XIII в., привезенное на Русь в XVI в. Также Г. е. встречается в южнорус. и укр. правосл. храмах.

http://pravenc.ru/text/165323.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. И. Бриллиантов. Фотография. Нач. XX в. Иван Иванович (25.01.1870, с. Цыпино Кирилловского у. Новгородской губ.- 23.02.1931, г. Кириллов (совр. Вологодская обл.)?), историк. Из семьи священника, брат А. И. и В. И. Бриллиантовых. Окончил Кирилловское ДУ и Новгородскую ДС. С 1891 г. учился в СПбДА, после окончания к-рой оставлен на год профессорским стипендиатом, в 1895-1906 гг. служил помощником инспектора в СПбДА, с 1897 г. преподавал в Исидоровском жен. епархиальном уч-ще, с сент. 1915 г.- в Александро-Невском ДУ. Входил в комитет по восстановлению Ферапонтова Мартинианова Белозерского муж. мон-ря . Занимался историей Кириллова и Ферапонтова мон-рей, написал ряд статей и кн. «Ферапонтов Белозерский ныне упраздненный мон-рь, место заточения Патриарха Никона» (1899). Одним из первых Б. предположил, что фрески собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом мон-ре принадлежат Дионисию (впосл. доказано К. К. Романовым и В. Т. Георгиевским ). В 1918 г. Б. уехал из Петрограда на родину в Цыпино, стал депутатом сельсовета. В 1919 г. работал в Кирилловском подотделе по делам музеев и охране памятников искусства и старины, являлся членом комиссии по окончанию реставрации Ферапонтова мон-ря. В 1922 г. уволен из подотдела по сокращению штатов, работал в цыпинской крестьянской трудовой артели и преподавал в местной школе. Отрицательно относился к большевикам и «живоцерковникам» (обновленцам). 22 янв. 1931 г. арестован вместе со священниками Александром Фоминым, Михаилом Цветаевым и др. по обвинению в сопротивлении организации колхозов и «связях с чуждыми элементами», вскоре расстрелян. Арх.: РНБ ОР. Ф. 102. Оп. 1. Ед. хр. 190-193 [Письма И. И. Бриллиантова к А. И. Бриллиантову]; Ед. хр. 362 [Канд. соч. «Анастасий, библиотекарь Римский». 1893-1894]. Соч.: К 500-летию основания Кирилло-Белозерского мон-ря (1397-1897)//Рус. паломник. 1897. 30. С. 472-473; Пятисотлетие Кирилло-Белозерского мон-ря (1397-1897)//ЦВ. 1897. 25. Стб. 814-816; Из Белозерска: (500-летний юбилей Кирилло-Белозерского первоклассного мон-ря)//Там же. 26. Стб. 835-837; Из Белозерска: (О закладке нового здания для духовного училища)//Новгородские ЕВ. 1897. 16. С. 1030-1032; Из недавней старины: Пасхальная дань архиерею и его свите в XVIII в.//Странник. 1898. Апр. C. 818-821; Патриарх Никон в заточении на Белеозере: Ист. очерк. СПб., 1899; Ферапонтов Белозерский ныне упраздненный мон-рь, место заточения Патр. Никона: К 500-летию со времени его основания, 1398-1898: С прил. очерка «Патриарх Никон в заточении на Белоозере». СПб., 1899. М., 1994п; Письма И. И. Бриллиантова к брату А. И. Бриллиантову в Петербург, 1919-1929//Памятники отечества. 1993. 3/4. C. 139-143; Чем хуже, тем лучше: Письма И. И. Бриллиантова 1919-1929 гг.//Лад. 1994. 8. С. 27-41; Письма И. И. Бриллиантова к А. И. Бриллиантову, 1894-1929//Ферапонтовский сб. М.; Ферапонтово, 1997. Вып. 4.

http://pravenc.ru/text/153441.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛЕГЕНДА» [лат. Legenda italica], название, к-рое исследователи дали рассказу о равноапостольных Константине (Кирилле) и Мефодии , об обретении ими в Херсонесе останков Римского еп. (папы) сщмч. Климента I и о перенесении святыни в Рим. Этот рассказ представляет собой часть повествования о сщмч. Клименте I, созданного автором нач. XII в. Львом, еп. Остийским (Vita cum translatione S. Clementis). Источником для Льва Остийского послужило аналогичное повествование, написанное Гаудерихом, еп. Веллетри, и поднесенное им папе Римскому Иоанну VIII († 882). Начальная часть повествования Гаудериха сохранилась, и сравнение текстов показало, что Лев Остийский точно следовал за своим источником, подвергая его лишь стилистической обработке. Повествование Льва Остийского о святых Кирилле и Мефодии известно в 2 списках: Vat. lat. N 9668, XII в.; Прага. Б-ка митрополии. 23, XIV в. (к списку XII в. восходят 2 копии текста XVII в. и издание (под 9 марта) в 2-м т. «Acta Sanctorum» (1668)). В списке XIV в. сохранился пролог (воспроизводящий, судя по всему, пролог Гаудериха), где говорится, что автор почерпнул сведения о Кирилле и Мефодии из сочинения, написанного «славянскими письменами» (ex slavonicis litteris). Исследователи полагают, что этим источником было слав. Житие равноап. Кирилла, к-рое Мефодий привез в Рим в 880 г. Скорее всего Житие Кирилла в том виде, в каком оно было доступно Гаудериху, отличалось от известного нам слав. текста Жития. Так, в нем содержался ряд известий о равноап. Мефодии, которых нет в Пространном житии Кирилла, но они читаются в Житии Мефодия. По-видимому, эти сведения были удалены из Жития Кирилла, когда после смерти Мефодия его ученики стали писать жизнеописание своего наставника. Др. источником «И. л.» стало сочинение равноап. Кирилла об обретении им останков Климента Римского, к-рое по просьбе Гаудериха перевел для него с греческого Анастасий Библиотекарь (об этом говорится в послании Анастасия Гаудериху). Сочинение Константина сохранилось в славянском переводе под названием «Слово на перенесение мощей преславного Климента».

http://pravenc.ru/text/Климент I еп ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Св. Гаий, папа Римский. Гравюра (Platina B. Historia. 1626) (РГБ) [Гай; лат. Cajus, Gajus; греч. Γος] († 22.04.296, Рим), св. (пам. 11 авг.; пам. зап. 22 апр.), папа Римский (с 17 дек. 283). Точные данные о жизни Г. отсутствуют; основные источники сведений о нем - жития мч. Севастиана и мц. Сусанны (пам. 11 авг.), составленные соответственно в сер. V и не ранее VI в. Происходил из Далмации. В Житии мц. Сусанны Г. назван родственником имп. Диоклетиана (284-305), родным братом сщмч. Гавиния, отца Сусанны. В правление императоров Кара , Карина и Нумериана (283) Г. был избран преемником скончавшегося папы св. Евтихиана . Согласно Житию мч. Севастиана, Г. ободрял мученика и его сподвижников перед казнью, а нек-рых рукоположил во пресвитеров и диаконов. В Житии мц. Сусанны упоминается, что после ее смерти Г. начал служить в ее доме, к-рый впосл. стал одним из рим. храмов (titulus Gaii; с кон. VI в.- titulus S. Susannae, хотя до VIII в. встречается первоначальное наименование - LP. Vol. 1. P. 371, 507). Согласно Liber Pontificalis (LP), Г. установил для кандидатов на епископское рукоположение обязательное посвящение во все предшествующие степени священства, а также учредил в Риме диаконские округа. В списке рим. епископов сер. IV в. Г. назван среди епископов немучеников (Depositio Episcoporum). В 1-й редакции LP (ок. 530) говорится, что Г. скрывался от гонений Диоклетиана и «скончался исповедником» (confessor quievit), а в редакции, приписываемой Анастасию Библиотекарю (кон. IX в.),- что через 8 лет жизни в укрытии (in cryptis) он стяжал мученический венец (martyrio coronatur); впрочем, традиц. дата смерти Г. предшествует началу массовых гонений (303). Тело Г. было погребено в катакомбах св. Каллиста, где в XIX в. археологом Дж. Б. Де Росси была найдена и восстановлена по фрагментам его могильная плита с надписями на греч. языке. В 1631 г. на месте, где, по преданию, находился дом Г., папа Урбан VIII освятил церковь во имя святого, куда были перенесены его мощи (разрушена в кон. XIX в.; мощи в наст. время покоятся в рим. храме св. Сильвестра). Г. является первым из пап, изображенным с паллием . В рус. традиции он упоминается в житиях мц. Сусанны и мч. Севастиана (ЖСв. Авг., 11 и Дек., 18).

http://pravenc.ru/text/161445.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНАСТАСИЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ († 24.07.662), прп., исп. (пам. 21 янв., греч. 13 авг.- с прп. Максимом Исповедником , 20 сент.- с прп. Анастасием Апокрисиарием ), ученик прп. Максима Исповедника. Происходил из знатной визант. семьи, получил блестящее образование. До пострига служил секретарем императрицы Евдокии, первой жены имп. Ираклия . В 617 г. познакомился с прп. Максимом Исповедником и вскоре стал его духовным сыном. С этого времени в течение 37 лет А. К. почти не покидал своего учителя, подвизаясь вместе с ним в мон-рях Хрисопольском и св. Георгия в Кизике (совр. Бандырма, Турция), сопровождал прп. Максима в вынужденных странствиях по Сев. Африке (ок. 630-645) и Италии (645-653). Ок. 653 г. А. К. вместе с Максимом Исповедником за борьбу с монофелитством был арестован и отправлен в К-поль. На имп. суде А. К. отверг клеветнические обвинения (преимущественно политического характера), к-рые возводились на прп. Максима, и был приговорен к ссылке в г. Первера (на границе Македонии и Фессалии, совр. Греция); его учитель был сослан в г. Визия во Фракии. Когда в нач. 662 г. прп. Максим вторично был вызван в К-поль и осужден на Соборе, А. К. разделил его исповеднический подвиг: был подвергнут бичеванию, ему отсекли язык и правую руку, затем сослали в крепость Скотори в Лазике (совр. Грузия), а потом в крепость в земле сванов. По дороге А. К. скончался (на неск. дней раньше прп. Максима). Из сочинений А. К. сохранилось «Послание о двух волях во Христе» в лат. пер. Анастасия Библиотекаря (PG. 90. Col. 133-136; PL. 129. Col. 623-626). А. К. приписывается соч. «О праздниках» и множество писем. Письмо прп. Максима от 19 апр. 658 г., адресованное А. К., содержит составленный последним постскриптум, призванный утвердить в Православии их единомышленников в Италии (BHG, N 1232; PG. 90. Col. 113-114). Гимнография Память А. К. зафиксирована в греч. синаксаре Никодима Святогорца под 20 сент. вместе с памятью Анастасия Апокрисиария, также являвшегося учеником прп. Максима Исповедника (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 289). В позднейших месяцесловах память А. К. отмечена 21 янв., вместе с памятью прп. Максима Исповедника (Там же. С. 20). В нек-рых рукописях Миней под 13 авг. помещена служба святым Максиму, Мартину и А. К. (Там же. С. 244). В печатных богослужебных книгах последование А. К. отсутствует.

http://pravenc.ru/text/114892.html

В Якутии жители района собрали два миллиона рублей, чтобы спасти жизнь библиотекарю 2 февраля, 2023. Новостная служба Девушка прошла лечение и смогла вернуться на работу Анастасия слева. Фото: администрация Ленского района/КП 2 февраля. ПРАВМИР. 36-летняя Анастасия работает в детской библиотеке. Год назад она столкнулась с редкой болезнью, которая могла стоить ей жизни, если бы не жители района, сумевшие собрать два миллиона рублей на лечение, пишет «Комсомольская правда». Сначала девушка попала в реанимацию с непонятной болью. Ни в Ленске, ни в Якутске ей не смогли поставить диагноз. «У меня начал разрушаться лицевой скелет, выдавило глаз, и, к сожалению, я его потеряла. В якутских больницах я провела два месяца. После трех операций диагноз мне так и не установили, но… выписали домой», — вспоминает Анастасия Только в Новосибирске обследование показало, что у девушки мукормикоз — агрессивная инфекция, которая поражает челюстное-лицевой скелет и другие органы и ткани, в том числе центральную нервную систему. Операцию якутянке провели бесплатно, но на препараты для дальнейшего лечения требовалось 5 миллионов рублей за два курса. На тот момент семья уже истратила все свои сбережения, а просить у кого-то Анастасия не осмеливалась, так как считала, что деньги собирают только для лечения детей. Однако о болезни Анастасии узнала директор библиотеки Алена Мальцева — она и предложила организовать благотворительный сбор. «Деньги, в основном, собирают для детей, а кто будет помогать взрослому человеку? — думала Анастасия. — Тем более нужна такая внушительная сумма. Но после того, как на мой счет начал приходить перевод за переводом, я поняла: надо бороться. Тем более дома меня ждала дочь. Люди посылали как по 50 рублей, так и по 10 тысяч» Анастасию также поддержал глава района Жумарт Абильманов — он выделил 500 тысяч рублей. Значительную поддержку оказали коллектив Централизованной библиотечной системы района и профком ООО «Алмаздортранс», где работает ее муж. «Помогали воспитатели детских садов, учителя школ вместе с учениками и очень-очень много простых жителей. В мою поддержку проводили благотворительные концерты, ярмарки, обо мне рассказывали в прессе и по телевидению», — Анастасия была шокирована тем, как много человек откликнулись, чтобы ей помочь.

http://pravmir.ru/v-yakutii-zhiteli-rajo...

     Много историй из жизни духовенства Коми края поведала мне сыктывкарский краевед Анна Малыхина. В одну из наших встреч Анна Георгиевна показала фото родного дяди писателя Варлама Шаламова – священника села Вотча (Республика Коми) Прокопия Шаламова, и его супруги Марии. На снимке запечатлен высокий стройный юноша с копной непослушных волос, на руку которого опирается хрупкая барышня. На обороте фотографии надпись: «Супруги Шаламовы, г. Великий Устюг, 1899 год» – счастливый год, когда родилась новая священническая семья выпускника Вологодской духовной семинарии Прокопия Шаламова и 17-летней Марии Роговой, окончившей Устюжское епархиальное училище. Сразу же после венчания молодые отправились на родину мужа в село Вотчу Устьсысольского уезда, где Прокопий Шаламов стал служить священником в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Храм Рождества Пресвятой Богородицы, где служили предки Варлама Шаламова      Сельский летописец На въезде в Вотчу указатель сообщает, что известна она с 1380 года. Местное предание говорит, что на возвышенностях села Во­тчи насчитывалось тридцать три чудских городка и один для пре­бы­вания князя – знаме­ни­тое чудское городище, укреп­лен­ное огромной дере­вянной сте­ной с зубцами и железными во­ро­тами. Прокопий и Мария Шаламовы      Подробная история удивительной Вотчи, в начале своего существования языческой, а после миссионерских трудов святителя Стефана Пермского в этих краях – православной, была бережно собрана местным батюшкой Прокопием Шаламовым и издана под названием «Церковно-историческое описание Вотчинского прихода» в 1911 году. В предисловии к книге отец Прокопий пишет: «Цель изложения настоящей брошюры – дать знать будущим членам приходской церкви и прихожанам о прошедших днях своей приходской церкви и прихода, а также дать краткое пособие для будущего историка Православной Церкви и русского царства». Новейшая история Сегодня в сельском поселении Вотча, в состав которого входит еще несколько деревень, проживает около 200 человек. Село встречает нас черными коми избами, в которых выросло не одно поколение вотчинцев. Испокон веков здесь живут Старцевы, Мальцевы, а род Молчановых, как сообщила его представительница, библиотекарь села, Анастасия Молчанова, поселился в Вотче 300 лет назад. Незримые нити связывают малую родину с бывшими жителями села, которые, даже покинув Вотчу, все равно возвращаются сюда снова.

http://pravoslavie.ru/99610.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010