Кратко сказать словами тогожде Апостола: да не празднуем день сей в квасе ветсе, ниже в квасе злобы и лукавства, но в безквасии чистоты, преподобия, правды и истины ( 1Кор. 5, 8 ). Среди самого празднования нашего да не забываем страданий за нас Христовых; среди ликований да памятуем Его о нас скорби и сетования; среди насыщений да воображаем Его алчбу и жажду на кресте; среди восхищений наших Его болезни смертные; паче же всего да празднуем день сей с братолюбием. Ибо ежели Сын Божий за нас, еще врагов сущих Богу, умре; то мы ли достойны будем плодов Его смерти, когда со враждою и злобою будем торжествовать Его за нас возстание? Для сего-то, Церковь святая, приглашая нас к празднованию дня сего, взывает нам: да просветимся торжеством сим, да друг друга обымем, да рцем, братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением, и тако да возопием: Христос воскресе из мертвых! Тако да празднуем, возлюбленнии, день сей, день, егоже сотвори нам Господь! Тако да торжествуем победу нашу над диаволом, князем злобы поднебесные, над адом, вместилищем вражды Божия, над смертию, обладательницею всех лишенных Божия любве! Ты же, Христе Боже наш, воскресый из мертвых и даровавый миру радость воскресения Твоего! даруй нам и сие, да ничим же помрачится радость наша, и да радости нашея никтоже возмет от нас. Аминь. Совершив подвиг святого поста и поклонившися страстем Христа Спасителя нашего, се празднуем уже и день славного Его из мертвых возстания! Благодарим Тебе, Боже Спасе наш, из глубины сердец, что даровал Ты нам день сей видети, и что удостоил нас внити с благими Твоими рабами в радость Господа нашего! Благим рабам твоим не мешают вкушати сию радость суеты житейския; не отвлекают от нея страсти и похоти плотския. Они, очистя постом чувствия свои, ясно ныне слышат Христа, радуйтеся, рекуща, яко днесь спасение миру, и яко мир имамы с Богом Отцем и Господем нашим Иисусом Христом. Но о когда бы и мы с сими благими рабами, вшедше в радость Господа своего, удостоились ощутить всю сладость тояжде радости! О когда бы ничто не помешало и всем нам наслаждаться оною! Правда, невозбранен от сего духовного пиршества ни Иудей, ни Еллин, ни раб, ни свободь; непостившийся, равно как и постившийся, здравый и болезнующий, благополучный и бедствующий, грешник равно как и праведник веселия сего причастен быти может.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Наполеон и диавол. Немецкая карикатура. После 1813 г. Наполеон и диавол. Немецкая карикатура. После 1813 г. Во всех епархиях вскоре стали читать специальные молитвы, к-рые, как правило, были составлены епархиальными архиереями, отпечатаны в типографиях и разосланы по приходским храмам: в Московской епархии - «Молитва об изгнании врагов из Отечества» еп. Августина (Виноградского), в С.-Петербургской - «Пастырское приглашение к молитве» митр. Амвросия (Подобедова). Даже в Великом княжестве Финляндском была составлена особая молитва, содержавшая смиренную просьбу к Богу «положить предел высокомерию завоевателя» и «даровать победу справедливому делу» «миролюбивого Государя» Александра I. Антинаполеоновская церковная проповедь, подчеркивавшая религ. значение войны (ее представляли как священный подвиг в защиту Православия от «безбожной» Франции), укрепляла в рус. обществе сознание национального единства и поддерживала патриотические настроения. Религ. фразеология активно использовалась также светской пропагандой. Напр., полковые священники в войсках распространяли информацию из письма профессора Дерптского ун-та В. Ф. Гецеля, к-рое было послано в начале О. в. М. Б. Барклаю де Толли. Применив к франц. алфавиту принцип евр. изображения чисел, где первые 10 букв обозначают единицы, а прочие - десятки, Гецель высчитал в имени и титуле Наполеона I «звериное число 666», а также, истолковав 2 фрагмента Апокалипсиса (Откровения св. Иоанна Богослова), предсказал его скорое падение. Последнее объяснялось числом 42: согласно Апокалипсису, власть зверю (отождествлявшемуся христ. эсхатологией с антихристом) будет дана на 42 месяца, а Наполеону I в то время было 42 года. Исчисления Гецеля и размышления о созвучии имен Наполеона и «апокалипсического» Аполлиона (демона истребления, разрушения и смерти) имели в эпоху О. в. довольно широкое распространение, оказывая влияние не только на простой народ, но и нередко на представителей дворянства. Для создания соответствующего образа врага активно использовались также изобразительное искусство и худож.

http://pravenc.ru/text/Отечественная ...

Никто не оплакивает сиротства и плена своего; ибо имеем Отца небесного и несмы к тому рабы, но чада благодати, чада Божия ( Гал. 4, 27 ). Никто не сетует о потерянии сокровищ; ибо обретохом сокровище неоскудеемое вечно на небесех ( Лук. 12, 33 ). Никто не боится лишитися мзды; ибо и во единонадесятый час пришедый приемлет оную, якоже и первый (Мат. 20, 9). Никто не трепещет правосудия; ибо всякой грешник раскаянный отселе зрит для себя небо отверсто, и ныне ни едино уже осуждение сущим о Христе Иисусе ( Рим. 8, 1 ). Сколь убо справедливее, сколь благонадежнее, нежели Давид, мы возклицати можем: сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь! Притом в мирских радованиях часто одни токмо изобилующие благами наслаждаются избытками удовольствия: но при настоящей Христианской радости никто не изключается от оных. Пиршество предложено для всех божественное; безсмертный Агнец для всех заклан; трапеза небесная уготована; брашно негиблющее представлено всякому без изъятия; к приобщению духовные манны сея приглашаются все, вельможи и простолюдими, богатии и убогии, старые и младые, здравые и немощные, всяк пол и возраст, всяк чин и состояние. Приидите, взывает нам матерь наша Церковь , приидите чада моя яко богосветлая светила от запада и севера и юга и востока, насыщайтеся трапезы, пийте пиво новое, из гроба одождившееся! Но для насыщения сердец наших сладостию днешнего пиршества, уготованного воскресшим Спасителем, очистим прежде чувствия наши, возлюбленнии! Взыдем на сию брачную вечерю не в рубищах плотския скверны, но в духовных одеяниях брачных. Нам предложена пища безсмертия: да не предпочитаем убо оной снеди мертвенности, памятуя, что нам подобает быти мертвыми греху, живыми же Богови ( Рим. 6, 11 ). Свет возсия нам небесный: да не обращаемся ко тме кромешней паки; отложим дела темная, и облечемся в оружие света, яко во дни благообразно да ходим, не козлогласовании и пиянствы, не любодеянии и студодеянии, не рвением и завистию, но облецымся Господем нашим Иисусом Христом, и плоти-угодия да не творим в похоти ( Рим. 13, 12–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Писат. том 1, стран. 169. – 2) Писатели сами свидетельствуют, что они писали, побуждены будучи Святым Духом ( Деян.15:28 ; Рим.15:18 ; 1Фес.2:13 ); а притом они сию истину больше доказали различными чудесами. Но можно ли тому статься, чтобы Бог , по желанию ложное учение проповедующих, творил чудеса? – 3) Жившие в первые столетия сии книги с крайним приняли благоговением и верою; приявши, учению, в них написанному, последовали, и оные книги с книгами Ветхого Завета как в вере, так и в самых действиях, до жизни касающихся, себе имели за главнейшее правило, как довольно видно из Церк. Истории. – 4) Что книги Ветхого Завета суть богодухновенные, доказано в 1 части, § 1, под числ. 3. А как по свидетельству апостола Павла ( 2Кор.3:6–11 ), служение Нового Завета гораздо превосходнейшее, нежели служение Ветхого Завета, и на апостолов несравненно в большем количестве снизошла благодать Божия, и гораздо большие излиялись дары Святого Духа, нежели на пророков Ветхого Завета; то оттуда несомненно явствует, что тем больше и писания апостолов Нового Завета причитать должно за богодухновенные. VIII. Язык, на котором в начале написаны книги Нового Завета Они писаны были не на еврейском, но на греческом языке; а причина тому та, что в то время еврейской и сиро-халдейский язык, вне Иудеи и Вавилона, в пограничных народах совсем вышел из употребления, а напротив того греческой не только у язычников, но и у самых Иудеев и у всех почти восточных народов был в великом употреблении, и им говорили все как природным: почему он гораздо был способнее к проповеданию в народах Царства Христова, к приятию которого не только израильтян, но и всех прочих народов призывать надлежало. Цицерон в речи за Архия: «Греческий, – говорит, – язык во всех почти народах в употреблении, а латинской только в своих малых границах содержится». А хотя и упоминается ( Деян.21:40; 22:1 ), что Павел говорил еврейским, то есть, сиро-халдейским языком; то апостол сделал сие для того, что он говорил к иудеям, жившим в Палестине, которые сим языком тогда говорили.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

По воспоминаниям графа М. Д. Бутурлина, глубокая скорбь, которой предался Болховитинов, подвигла его друзей уговорить его принять монашество. Откликнувшись на их уговоры, Болховитинов согласился переехать в Петербург и там принять монашество. 9 марта 1800г. он принял постриг под именем Евгения. Сам обряд пострижения Болховитинов воспринял равнодушно и даже скептически: «На другой день получен указ из Святейшего Синода постричь меня. Я было начал отговариваться неимением ни клобука, ни черной рясы, ни мантии. Но не тут-то было. Все нашли для меня». И другому адресату: «9 марта монахи, как пауки, в утреню опутали меня в черную рясу, мантию и клобук» 4 . Болховитинов еще долго тосковал по Воронежу: «Скучно, тяжко, больно мне вспоминать о Воронеже, но что же делать» 5 , тем более, что новые должности оставляли ему мало времени для занятия наукой. Он был назначен префектом Александро-Невской духовной академии, где преподавал философию, высшее красноречие, церковную историю и богословие. Одновременно он являлся настоятелем Зеленепкого монастыря и был определен присутствующим в Санкт-Петербургскую консисторию, а в 1802г. поименован архимандритом санктпетербургской Сергиевской пустыни. В связи со своей профессиональной деятельностью Болховитинов пишет в 1800г. по поручению главы Петербургской епархии Амвросия (Подобедова) работу, имеющую явный публицистический запал, – записку «О незаконности и неосновательности папской власти в христианской церкви». Религиозно- теократические настроения Павла I, вызванные переоценкой собственной роли в деле защиты католиков, подвергнутых гонениям в результате Французской революции и политики Наполеона, открыли двери проникновению в Россию католического влияния. Это выразилось, в частности, в принятии российским императором титула магистра Мальтийского ордена и приеме в России иезуитского ордена. Особым покровительством Павла пользовался иезуит Грубер, который активно продвигал идею воссоединения католичества и православия в духе Флорентийского Собора, что не могло не вызывать беспокойства в церковных кругах. Записка Болховитинова являлась составной частью усилий русских иерархов по противодействию этой инициативе. В связи с ее публикацией у Болховитинова возникли опасения за собственную судьбу из-за близости иезуитского представителя к императору. Но на положении Евгения и Грубера это выступление заметно не отразилось, однако иезуитский проект все же не получил поддержки императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Принесли вы Престолу знамения побед: се и от Престола износятся для вас знамения победоносцев. Вы оправдали святость веры, наказав богохульного и святотатственного врага: се и вера благословляет и освящает награду ваших подвигов, и, прияв сии победительные знамения из державных рук Благочестивейшего АЛЕКСАНДРА, преподает вам, яко чрез священные руки Блаженного Александра Невского. Победоносные ратоборцы! Благочестивейший САМОДЕРЖЕЦЪ, увенчавая подвиги ваши, в тоже время полагает венцы ваши пред Престолом Царя царствующих, на сих знамениях вашей чести Он написует имя и славу Господню. Взирая на сей пример Боголюбивейшего из Монархов, вооружайтеся и вы тою же мыслию славы Господней; сохраняйте в сердцах ваших то, что являют сии знамения. В сем знамении – в знамении веры и упования на Провидение, вы всегда победители будете. А мы, огражденные вашею верностию и мужеством, торжествуя вместе с вами славу вашу со всею Церковию, воспоем новую благодарственную песнь Богу, избавляющему ДАВИДА Нашего, и дающему спасение царям рукою ЦАРЯ нашего. Говорена во Александро-Невской Лавре 30 Августа, и напечатана была при Святейшем Синоде 1813 года. Речь его Императорскому Величеству Павлу I в высокоторжественный день Коронации 2 Говорена 5 Апреля 1799 г. в придворной церкви Святейшего Снода 3 . Всепресветлейший и всемилостивейший Боговенчанный Государь Император! Торжественный сей день, в который Правитель мира, венчая и помазуя тя святым елеем, уверял Россию, что Он прославит о тебе Свое к ней промыслительное благоволение, есть для нас тем радостнее, чем блистательнее сбытие многих уже и в (из)? предложенных для нея благ. Кроме бо того, что удалено от нас всякое своевольство, противу коего вопил некогда Израиль, по писанию глаголющему: в тые дни не бяше царя во Израили и, потому кийждо муж, еже угодно видящеся пред очима его, творяще ( Суд. 17, 6 ). Кроме сего удаления, твое примерное благочестие, покровительствуя священнодействие благовествования Христова и Церковь облекая в новую красоту, может согревать самые отдаленные в вере, и возбуждать к добродетели самые закоснелые сердца в пороках.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Приступая к своей работе, посвященной истории служб русским святым, иеромонах Герман опирался на книгу А. В. Попова , посвященную истории акафистов, напечатанных в России, которая вышла в Казани в 1903 г. 15 Книга Попова – это первый опыт описания истории всех акафистов, опубликованных к началу XX в. Новаторство этой работы заключалось в том, что Попов решил в научных целях воспользоваться особенностями синодальной бюрократии. Как известно, к церковному употреблению или же к печати новые богослужебные тексты утверждал Синод. А поскольку Синод был бюрократической структурой, утверждение (или неутверждение) богослужебного текста сопровождалось перепиской, благодаря которой историк может многое узнать: здесь может содержаться имя автора текста (не всегда), имя архиерея, представившего этот текст Синоду, замечания рецензентов и ответы на них, имена цензоров и их реакцию на текст и т. д. Таким образом, Синодальный архив и архивы духовно-цензурных комитетов содержат почти исчерпывающую информацию об истории богослужебных текстов. Книга Попова продемонстрировала продуктивность выработанного метода. Было очевидно, что на материалах Синодального архива можно исследовать историю не только акафистов, но и отдельных служб, молебных чинов, молитв «на случай» и т. д. И иеромонах Герман на основе этой методологии пишет историю служб русским святым. На преемственность указывает сам автор. Свою диссертацию он начинает словами, что «в 1903 русская богословская наука обогатилась оригинальным и выдающимся по своей материи сочинением» Попова. II В основной части книги иеромонаха Германа содержится очерк создания, редактирования, получения цензурного разрешения и разрешения к богослужебному использованию практически всех служб русским святым, составленным в XVIII – начале XX в. Для того чтобы представить себе, как устроены разделы диссертации, перескажем кратко информацию о службе преподобным Сергию и Герману Валаамским. До 1817 г. службы прп. Сергию и Герману Валаамским не было. В 1817 г. игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря Иннокентий (Моруев) передал митрополиту Петербургскому Амвросию (Подобедову) рукописную службу, составленную настоятелем Коневского монастыря архимандритом Иларионом (Кирилловым). В донесении митрополита Амвросия указывалось, что текст был проверен ректором СПбДС архимандритом Иннокентием (Смирновым) , который нашел его годным к церковному употреблению. Синод утвердил службу и приказал напечатать ее за счет монастыря тиражом 600 экз. В службе имеется ряд заимствований из других служб, например, 1-й тропарь и 2-я стихира «на Господи воззвах» заимствованы из службы преподобному Корнилию Палеостровскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Решение императора поддержала Русская Православная Церковь: Синод выпустил воззвание, к-рое вслед за манифестом читали во всех храмах страны. В нем подчеркивалась связь происходивших событий с Великой Французской революцией, во время к-рой «ослепленный мечтою вольности» франц. народ казнил законного кор. Людовика XVI и осквернил собственные храмы, чем заслужил проклятие Бога, распространившееся также и на те страны, к-рые последовали за Францией. Имп. Наполеон I именовался «властолюбивым, ненасытимым, не хранящим клятв, не уважающим алтарей врагом», к-рый «покушается на нашу свободу, угрожает домам нашим и на благолепие храмов Божиих простирает хищную руку». О. в. осознавалась как «искушение», нависшее над Россией, которое она должна преодолеть с Божией помощью и еще больше утвердиться «в уповании на Промысел». Церковь призывала прихожан «принять оружие и щит» и «охранить веру отцов». Духовенству предписывалось укреплять людей в вере и призывать к участию в организации и деятельности ополчения: «Всех научайте словом и делом не дорожить никакою собственностью, кроме веры и Отечества» (РГИА. Ф. 796. Оп. 93. Д. 627. Л. 15). В плане выполнения духовенством этого предписания показателен случай, происшедший 25 июля 1812 г. в Тамбове во время заседания местного дворянского собрания, рассматривавшего вопрос о создании ополчения. Еп. Тамбовский и Шацкий Иона (Василевский ; впосл. митрополит), совершив литургию, в полном облачении вошел в дом, где проходило собрание, исполнил молебственное пение с коленопреклонением и обратился к дворянству и купечеству с краткой речью, призвав «ополчиться единодушно и сокрушить зубы скрежещущего врага», доказать, что «мы за святость веры, за дом Божией Матери, за честь и славу великого монарха нашего готовы победить или умереть». Епископ первым внес 3 тыс. р. на создание ополчения. Этот поступок, по словам очевидца, «побудил все состояния к похвальному соревнованию». Положения воззвания Синода нашли отражение и развитие в речах церковных иерархов, в проповедях и молитвах священнослужителей, обращенных к армии, ополчению и народу. Огромной популярностью пользовались речи выдающихся проповедников того времени митр. С.-Петербургского и Новгородского Амвросия (Подобедова) и еп. Дмитровского Августина (Виноградского ; впосл. митрополит), временно управлявшего Московской епархией «до выздоровления» митр. Московского Платона (Левшина).

http://pravenc.ru/text/Отечественная ...

с 22.10.1757 митрополит с 8.10.1762 † 14.12.1767 Период межархиерейства с 1767 по 1774 годы. С 1 января 1775 года Новгородская епархия, не сливаясь с Санкт-Петербургской, находилась под управлением Санкт-Петербургских митрополитов. Новгородская и Санкт-Петербургская С 1 января 1775 года Гавриил (Петров-Шапошников), митрополит, бывший митр. Санкт-Петербургский и Новгородский с 1.01.1775 по 16.10.1799 митр. Новгородский и Олонецкий Новгородская и Олонецкая С 16 октября 1799 года Гавриил (Петров-Шапошников), митрополит, бывший митр. Новгородский и Санкт-Петербургский с 16.10.1799 по 19.12.1800 на покое; † 26.01.1801 Амвросий (Подобедов) митрополит, бывший архиеп. Санкт-Петербургский с 26.03.1818 †21.05.1818 25 июня 1818 года Новгородская епархия была присоединена к Санкт- Петербургской. Новгородская и Старорусская Восстановлена в 1892 году Феогност (Лебедев) архиепископ, бывший архиеп. Владимирский и Суздальский с 21.11.1892 по 13.08.1900 митр. Киевский и Галицкий; † 22.01.1903 Викарии Новгородской епархии Корельские и Ладожские епископы Викариатство учреждено в 1708 году Иоиль епископ, рукоположен с 18.01.1708 † 17.06.1712 Аарон (Еропкин) епископ, рукоположен с 24.01.1714 по 28.06.1723 (с 3.02.1716 по 1721 управлял Новгородской епархией) на покое, с 29.01.1728 еп. Корельский и Ладожский (повторно) Иоаким епископ, бывший еп. Астраханский и Ставропольский с 23.06.1723 по 11.10.1725 еп. Суздальский и Юрьевский Аарон (Еропкин) епископ, повторно с 29.01.1728 по 1.07.1730 на покое; † 1.05.1740 Иосиф епископ, бывший архиеп. Самтаврский и Горийский с 15.05.1734 по 16.10.1740 на покое; † 1.09.1750 Маркелл (Родышевский) епископ, рукоположен с 10.01.1742 † 29.11.1742 Кексгольмские и Ладожские епископы Викариатство переименовано в 1757 году Иоасаф (Хотунцевский) епископ, рукоположен с 24.05.1757 † 29.04.1759 Парфений (Сопковский) епископ, рукоположен с 6.11.1759 по 7.03.1761 еп. Смоленский и Дорогобужский Тихон (Соколов) епископ, свт., рукоположен с 13.05.1761 по 3.02.1763 еп. Воронежский и Елецкий

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Т. 3. С. 230-231). Во Введенском мон-ре хранилась духовная грамота Д., в к-рой помимо вклада во Введенский мон-рь указаны денежные вклады на заупокойные богослужения в др. мон-ри: тихвинский Успенский, Соловецкий в честь Преображения Господня (туда Д. ранее уже давала вклады по 10 р.), Антониев Дымский , Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы , Зеленецкий во имя Св. Троицы , Никольский в Сторожно (см. Киприан , прп., Стороженский), Медведский во имя свт. Николая Чудотворца , Горицкий Воскресенский, Оятский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (Островский), а также в приходские храмы. Д. была похоронена во Введенском храме на левой стороне, при входе, во 2-й пол. XVII в. рядом с ней были погребены ее племянницы, подвизавшиеся во Введенском монастыре. Над могилой Д. была устроена позолоченная гробница под резной сенью, перед гробницей горела неугасимая лампада. В 1814 г. по благословению С.-Петербургского и Новгородского митр. Амвросия (Подобедова) взамен старого надгробия было установлено новое, устроенное «старанием священника Иоанна, подаянием граждан и прочих подателей», о чем сообщала помещенная рядом плита. Д. почиталась в Тихвине и окрестностях как устроительница и благотворительница Введенского мон-ря, к-рый называли Царицыным. В духовной грамоте записано: «Мне шло царского жалованья за годовые запасы денег, и что доходишки имела с вотчинишки, и мы тем питалися. И после разорения литовского и немецкого в монастыре в храмах устроено, и кельи, и житницы, и мельница, и конюшенной двор, и коровей, поповские и служебниковы дворы, и всякое монастырское строение теми деньгами устроено» (цит. по: Описание Введенского девичьего 2-классного мон-ря. С. 23). В мон-ре память Д. праздновалась на ее именины - 19 марта и в день преставления - 5 апр. В обители хранились шитая золотом и жемчугом Тихвинская икона Божией Матери - благословение Д. одному из граждан Тихвина, после кончины к-рого образ поступил в мон-рь, 2 покрова на гробницу царицы-инокини (один - из красного бархата, опушенный горностаем).

http://pravenc.ru/text/171388.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010