Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАМАСКИН (Семёнов-Руднев Дмитрий Ефимович; 1737, Московская губ.- 18.12.1795, Москва), еп. Нижегородский и Алатырский. Род. в семье священнослужителя. В 1750 г. поступил в Крутицкую ДС, в 1752 г. переведен в Славяно-латинскую академию, где получил фамилию Руднев. Среди его наставников были архимандриты Гедеон (Сломинский) , Гавриил (Петров) , Иннокентий (Нечаев) . В 1761 г. окончил академию в числе лучших студентов и определен учителем риторики и греч. языка в Крутицкую ДС; ввиду отсутствия должности ректора фактически управлял ею. В 1765 г. вызван в С.-Петербург, где был назначен инспектором семинарии, в 1766 г. командирован в Гёттингенский ун-т (Германия) в качестве наставника 4 семинаристов. Слушал лекции по богословию, истории, опытной физике, математике, изучил нем., франц. и древнеевр. языки. Перевел на нем. язык неоконченное соч. «О происхождении Святого Духа» Новгородского архиеп. Феофана (Прокоповича) , добавив свои дополнения, примечания и жизнеописание автора (опубл.: Гота, 1772). В 1772 г. вместе со студентами вернулся в С.-Петербург. После экзамена, проведенного профессорами С.-Петербургской АН в присутствии С.-Петербургского архиеп. Гавриила (Петрова) и Псковского архиеп. Иннокентия (Нечаева), Руднев получил степень профессора философии, истории и филологии. Был избран членом АН, в 1774 г. назначен префектом и профессором философии Славяно-латинской академии. 8 сент. 1775 г. в Перервинском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре архим. Амвросием (Подобедовым) в присутствии имп. Екатерины II был пострижен в монашество, вскоре рукоположен во иерея. 15 апр. 1778 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем московского в честь Богоявления мон-ря . В мае того же года назначен ректором Славяно-греко-латинской академии и профессором богословия, а также настоятелем Заиконоспасского московского в честь Нерукотворного образа Спасителя мон-ря . В 1779 г.

http://pravenc.ru/text/168720.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЗАНСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ высшее духовное правосл. учебное заведение, действовавшее в г. Казани с 1797 по 1818 г. и с 1842 по 1921 г. В дореволюционной историографии было принято различать историю «старой» КазДА (1797-1818) и «новой» (с 1842). История «старой» КазДА (1797-1818) Учреждение «Старая» КазДА была образована в соответствии с указами имп. Павла I Петровича от 18 дек. 1797 г. и от 11 янв. 1798 г. на базе действовавшей с 1723 г. КазДС (с 1723 по 1732 в качестве Казанской архиерейской славяно-лат. школы). В имп. указе от 18 дек. 1797 г. сообщалось: «Признали Мы за благо следующее распоряжение: как просвещение и благонравие духовного чина способствует просвещению и утверждению добрых нравов и в мирских, повелеваем кроме бывших доныне Духовных академий в Москве и Киеве, учредить такие Духовные академии в С.-Петербурге при Александро-Невском мон-ре и в Казани, вместо находящихся там семинарий, снабдя их всем, соответствующим званию и для преподавания потребным» (ПСЗ. Т. 24. 18273 (1797 г.)). Одним из инициаторов реформ духовного образования стал архиеп. Казанский и Свияжский Амвросий (Подобедов) , постоянный член Синода, оказавший большое влияние на имп. Павла I. Создание КазДА было обусловлено неск. причинами. Во-первых, к кон. XVIII в. КазДС считалась одной из крупнейших по количеству учащихся (напр., к сер. 50-х гг. XVIII в. общее количество учащихся семинарии достигало 600 чел.) и лучшей в России из духовных школ благодаря трудам как правивших архиереев Луки (Конашевича ; 1738-1755), Вениамина (Пуцек-Григоровича ; 1762-1782) и Амвросия (Подобедова; 1785-1799), так и ректоров, нередко малороссийского происхождения. По словам одного из первых историографов КазДА, «семинария... находясь под исключительным влиянием студентов киевской академии, приглашаемых казанскими иерархами на учительские должности, к концу XVIII века успела сравняться с главной Александро-Невской семинарией и учебными порядками походила на киевскую академию» ( Благовещенский. 1875. С. 4). Мн. дисциплины, преподававшиеся в КДА и МДА, были введены и в КазДС (философия - в 1739, богословие - в 1751, позже - англ. и франц. языки, историческая география). Во-вторых, согласно образовательной реформе, именно Казани отводилось значение духовно-образовательного центра восточной части Российской империи. Указом от 11 янв. 1798 г. в КазДА для продолжения образования направлялись воспитанники Астраханской, Тобольской, Нижегородской, Вятской, Тамбовской и Иркутской Духовных семинарий. С 1808(?) г. КазДА стала центром Казанского духовно-учебного окр. и осуществляла через внешнее академическое правление надзор за находившимися в округе семинариями.

http://pravenc.ru/text/1319800.html

прот. Александр Смирнов Глава I Общие сведения о служении Филарета в Петербурге. Учреждение Комиссии духовных училищ, состав ее и круг действий. Вызванная к жизни на место бывшей Александро-Невской семинарии С.-Петербургская Духовная Академия и назначение ректором ее бывшего доселе ректором Троицкой Лаврской семинарии архимандрита Евграфа. Вызов в Петербург учителя Троицкой Лаврской семинарии, иеродиакона Филарета. Состояние его духа при объявлении ему об этом вызове. Скорбь по сему случаю митрополита Платона. Отъезд иеродиакона Филарета из лавры и Москвы. Дорога и прибытие в Петербург. Служение Филарета в Петербурге на разных степенях иерархического достоинства, в звании иеродиакона, иеромонаха, архимандрита и епископа, продолжалось не много более десяти лет (с конца декабря 1808 года по 15 марта 1819 года) и посвящено было почти исключительно образованию духовного юношества. 1808 год – замечательный год в истории русских духовных школ. В этом году 26 июня Государем Императором Александром I был утвержден план о преобразовании духовных училищ; в этом же году образована была Комиссия духовных училищ. Членами Комиссии назначены были шесть лиц: С.-Петербургский митрополит Амвросий (Подобедов) , епископ Калужский Феофилакт (Русанов) , тайный советник М.М. Сперанский, синодальный Обер-прокурор князь А.Н. Голицын, придворный духовник П.В. Криницкий и Обер-священник военного духовенства И.С. Державин. Круг деятельности Комиссии сосредоточивался на устройстве и управлении всех духовных школ в России. Комиссия приняла на себя все заботы о приведении в исполнение высочайше утвержденного проекта о преобразовании духовных школ. Решено было начать преобразование по новому плану академии, семинарии и училищ С.-Петербургского округа. 17 февраля 1809 года получила новый устав Петербургская Духовная Академия. В новоустроенную академию вызваны были для высшего образования студенты из четырех прежде бывших высших духовных школ, именно: Александро-Невской, Киевской, Московской и Казанской, и из 23 семинарий, всего в числе 100 человек, которые должны были образовать первый курс новой Петербургской академии. Потребовались для нее, кроме бывших профессоров, и новые наставники из разных семинарий. Ректором ее утвержден был вызванный пред тем в С.-Петербург на чреду священнослужения ректор Троицкой Лаврской семинарии архимандрит Евграф (Музалевский-Платонов), близкий знакомый Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Речи благодарственные, поздравительные и приветственные Скачать epub pdf Речь 6. Поздравительная на Тезоименитство Государыни Великой Княгини Елисаветы Алексиевны Всемилостивейшая Государыня! Церковь святая совершает днесь память похваленных Евангелием супружников, праведных Захария и Елисаветы, удостоившихся родить славного Пророка и Предтечу. Ваше Императорское Величество, украсив именем сея ЕЛИСАВЕТЫ возлюбленную Супругу любезнейшего Своего Внука, соделали день сей для России особенным торжеством, которое совершает она тем с бóльшим усердием и удовольствием, что Тезоименитая не именем токмо но и добродетелями матери Предтечевой украшаяся, оправдывает прозорливое Твое избрание, умножает красоту Августейшего дома Твоего, услаждает нежного Своего Супруга, а чрез то и нас верноподданных Твоих исполняет радости и надежды благия. Почему тажде Церковь , благохваля Бога, исполняющего во благих желания Твои и толико благословляющего дом Твой, умоляет благость Его, да паче и паче возвеличивая милости свои на Тебе, удивит щедроты Своя и на сей ЕЛИСАВЕТ. Говорена Сентября 5 дня, 1796 года. Речь 18. Приветственная на рождение Великой Княжны Анны Павловны Всеавгустейший и Всемилостивейший Государь Император! Повествует Писание, что Анна, в безчадстве родивши Самуила, возопила с восторгом: утвердися сердце мое во Господе; вознесеся рог мой в Бозе моем, возвеселихся о спасении Твоем ( 1Цар. 2, 1 ); а Елкана, отец Самуилов и весь дом его взыде в Силом пожрети жертву дней и обеты своя, и вся десятины земли своея ( 1Цар. 1, 21 ). Нет сумнения, что сим повествованием Дух Святый располагает родителей и к чувствию, сколь велик есть дар чадородие, и к обязанности, которая належит им в отношении к Богу за чад своих. Но для нас, ПАВЕЛЪ Первый и МАРИЯ сие перста Божия начертание в Себе живописуют. Ваше Императорское Величество, приемля свыше особенное по чадородию благословение, восхищаете всех и исполнением признательности своея к Богу, когда исходите со всем Августейшим Д о м о м к жертвеннику Господню, не точию в самые дни рождения Чад Ваших, но и в воспоминание оных, якоже освятили тем и настоящий день рождения Ея Императорского Высочества Б л а г о в е р н ы я Государыни Великия Княжны АННЫ ПАВЛОВНЫ; исходите, жертвуя не благодарением токмо своим за дарование Оных, но и Их приводите ко Господу, да разумеют первого источника живота Их, и научатся признавать себе сынами Вышнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Сегень А. Ю. Скачать epub pdf Глава восьмая. Епископ Филарет 1817–1819 5 июля 1817 года в Благовещенский храм Александро-Невской лавры принесли гроб с телом усопшего генерал-лейтенанта Павла Александровича Строганова. Друг детства Александра I, единомышленник по реформам, разделивший с ним горечь разгрома под Аустерлицем. Лихой рубака, бил французов, турок, ходил с Багратионом на Аландские острова, в Бородинском бою сражался, как лев, заменив собой раненого генерала Тучкова, дрался при Тарутине, Малоярославце, Красном, под Лейпцигом, Гамбургом. Вся грудь в орденах. В битве под Краоном Павла Александровича постигло страшное горе – французским ядром снесло голову его девятнадцатилетнему сыну Сашеньке. Оправиться от этого горя он не смог, стал болеть, у него открылась чахотка. И вот безвременно угас в сорок три года... Сам император и его братья Николай и Михаил пришли проститься с тем, кого любили с детства. Слово перед погребением было предоставлено архимандриту Филарету. Начал он его с долгого обращения к покойному и лишь потом перешел к беседе с собравшимися. Это было красиво и всех тронуло. Расчувствовавшийся император лично благодарил красноречивого проповедника. Затем спросил митрополита, не пора ли повысить Филарета в духовном сане, и через восемнадцать дней по представлению санкт-петербургского митрополита Амвросия (Подобедова) архимандриту Филарету повелено быть епископом Ревельским, викарием Санкт-Петербургской епархии с оставлением за ним должности ректора академии и управляющего Новоспасским монастырем. Стареющий Амвросий весьма и весьма рад был получить в свое распоряжение в качестве викария такого замечательного епископа. По-гречески «епископ» означает просто «надзиратель». Так называли себя апостолы ( Деян.1:20 ). От них такое наречение архиерея перешло в обиход всей христианской церкви. В начале XIX века выше епископа были только архиепископ и митрополит. Сейчас, как и в допетровские времена, выше митрополита – патриарх. 5 августа в Троицком соборе Александро-Невской лавры архимандрит Филарет предстал перед митрополитом Амвросием и тот рукоположил его во епископа. Новопоставленный преклонил колена пред Святым престолом, на его голову возложили Евангелие письменами вниз. Митрополит прочитал тайносовершительную молитву. Затем, после ектений, совершилось облачение в архиерейские одежаы. Присутствующие архипастыри приветствовали епископа Филарета братским целованием. Вблизи мощей святого благоверного князя Александра Невского ему был вручен пастырский жезл.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Санкт-Петербургская Учреждена 1 сентября 1742 года Санкт-Петербургская и Шлиссельбургская Кафедра в Санкт-Петербурге Никодим (Скребницкий) епископ, бывший еп. Чернигов ский и Новгород-Северский с 1.09.1742 по 2.02.1745 еп. Переяславский и Бориспольский Феодосий (Янковский) архиепископ, рукоположен с 10.03.1745 † 22.04.1750 Сильвестр (Кулябка) епископ, бывший еп. Костромской и Галичский, с 25.04.1750 архиепископ со 2.07.1750 † 17.04.1761 Вениамин (Пуцек-Григорович) архиепископ, бывший еп. Псковский, Нарвский и Изборский с 15.09.1761 по 26.07.1762 архиеп. Казанский и Свияжский Гавриил (Кременецкий) архиепископ, бывший еп. Казанский и Свияжский и Ревельский с 25.07.1762 по 29.05.1764 переименован архиеп. Санкт-Петербургский Санкт-Петербургская и Ревельская С 29 мая 1764 года Гавриил (Кременецкий) архиепископ, бывший архиеп. Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский с 29.05.1764 по 22.09.1770 митр. Киевский и Галицкий Гавриил (Петров-Шапошников) архиепископ, бывший еп. Тверской и Кашинский с 22.09.1770 по 1.01.1775 переименован архиеп. Новгородский и Санкт-Петербургский Новгородская и Санкт-Петербургская С 1 января 1775 года Гавриил (Петров-Шапошников) архиепископ, бывший архиеп. Санкт-Петербургский и Ревельский с 1.01.1775 митрополит с 22.09.1783 по 16.10.1799 митр. Новгородский и Олонецкий Санкт-Петербургская, Эстляндская и Выборгская С 16 октября 1799 года Амвросий (Подобедов) архиепископ, бывший архиеп. Казанский и Свияжский с 16.10.1799 по 19.12.1800 переименован архиеп. Новгородский, Санкт- Петербургский, Эстляндский и Финляндский Новгородская, Санкт-Петербургская, Эстляндская и Финляндская С 19 декабря 1800 года Амвросий (Подобедов) архиепископ, бывший архиеп. Санкт-Петербургский, Эстляндский и Выборгский с 19.12.1800 митрополит с 10.03.1801 по 4.12.1803 переименован митр. Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Санкт-Петербургская, Эстляндская и Финляндская С 4 декабря 1803 года Амвросий (Подобедов) митрополит, бывший митр. Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Я.А. Страхова Скачать epub pdf Современные исследователи, занимаясь историей русских монастырей, чаще всего обращаются к трудам Строева, Зверинского, Радшина, Денисова и других. Но в этот ряд имен необходимо поставить имя митрополита Евгения (Болховитинова) и «Историю Российской Иерархии» (1) История Российской Иерархии. Чч. I-VI., М., 1807–1815]. Уникальность этого труда состоит не только в том, что это первое описание всех российских монастырей, но и в том, что здесь использованы и приведены такие источники, как грамоты. «История Российской Иерархии» состоит из шести частей (томов). Первая часть включает сведения об утверждении в России митрополии, а затем патриархии; сведения об учреждении всех епархий; перечень всех митрополитов и архиереев по епархиям, об отличиях в службе монастырей; о духовных училищах; о российских духовных академиях; о первоклассных семинариях. Остальные пять – это описание российских монастырей. «История Российской Иерархии», традиционно считавшаяся трудом Амвросия Орнатского (именно это имя стоит на титульном листе), на самом деле является плодом совместной работы двух преосвященных: о. Евгения и о. Амвросия. В литературе, исследовавшей историю создания этого труда, долгое время шел спор о степени участия в этой работе Амвросия и Евгения, о принадлежности той или иной статьи им. Несомненно то, что Болховитинову принадлежала инициатива создания «Истории», благодаря его энергии было собрано множество материалов, писалась она под его руководством, его хлопотами издавалась и исправлялась. Здесь же помешены его многочисленные статьи. Мысль о составлении «Истории» возникла у о. Евгения, вероятно, уже в самом начале его ученой деятельности, в Воронеже, тогда же он начал собирать и материалы для нее. Продолжает он эту работу и по приезде в Санкт-Петербург в 1800 г. Пользуясь знакомством с обер-прокурором Св. Синода графом Д.И. Хвостовым и покровительством митрополита Амвросия (Подобедова) , о. Евгений приобретает некоторые копии с документов из синодального архива (2) Полетаев Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Казанская Основана в 1555 г. Архиепископия. Митрополия с 26.01.1589. С 1725 г. обычно замещалась епископами. С 1735 г. архиереи перемещались на другие кафедры. Именовалась: Казанская и Астраханская (ААО. Т. 1. С. 18–19; по Н.Д. Иерархия... – Казанская и Свияжская); с 26.01.1589 – Казанская и Астраханская; с 1602 г. – Казанская и Свияжская, паки; с 16.10.1799 – Казанская и Симбирская; с 10.02.1832 – Казанская и Свияжская, 3-й раз; Казанская и Татарская; Казанская и Марийская; Казанская и Свияжская, 4-й раз; с 08(21)02.1949 – Казанская и Чистопольская; с 13(26)12.1957 – Казанская и Марийская, паки; с 29.05(11.06)1993 – Казанская и Татарстанская. Викарные кафедры: Елабужская, Свияжская, Чебоксарская, Чистопольская, Мамадышская, Спасская, Бугульминская. 03.02.1555 05.12.1563 12.03.1564 06.11.1567 02.02.1568 13.07.1574 Лаврентий 14.02.1575 21.05.1575 Вассиан 05.07.1575 14.06.1576 Тихон Хворостинин (или Хворостин) 08.1576 10.1581 Иеремия 29.12.1581 23.03.1589 Тихон II 13.05.1589 03.06.1606 08.1606 26.12.1613 Ефрем Хвостов 07.02.1615 13.01.1646 Матфей 07.02.1646 26.09.1649 13.01.1650 17.08.1656 Корнилий 26.07.1657 11.11.1672 Лаврентий II 16.03.1673 06.08.1674 06.09.1674 30.01.1686 21.03.1686 24.08.1690 Адриан 08.09.1690 21.08.1698 Маркелл Серб 25.03.1699 24.03.1724 Тихон III Воинов 25.06.1725 31.12.1731 16.04.1732 29.03.1735 Иларион Рогалевский 17.09.1735 09.03.1738 09.03.1738 08.10.1755 Лука Конашевич 08.10.1755 25.07.1762 Гавриил II Кременецкий 25.07.1762 17.03.1782 25.04.1782 05.03.1785 27.03.1785 16.10.1799 Амвросий Подобедов 21.10.1799 11.12.1803 18.12.1803 14.01.1815 07.02.1816 06.11.1826 Амвросий II Протасов 06.11.1826 03.02.1828 25.02.1828 19.09.1836 19.09.1836 01.03.1848 01.03.1848 01.10.1856 03.11.1856 09.11.1866 09.11.1866 08.11.1879 11.01.1880 21.08.1882 21.08.1882 29.09.1887 29.09.1887 23.04.1892 07.05.1892 02.09.1897 04.10.1897 08.02.1903 Арсений Брянцев 08.02.1903 26.03.1905 26.03.1905 17.03.1908 05.04.1908 27.11.1910 10.12.1910 13(26)09.1918 04.1920 02(15)02.1930

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Воскресения день ныне мы торжествуем, Слушатели Христоименитии! победная днесь воспеваем! Пасху празднуем! Сколько причин к радости и восхищению? Но да познаем таинственную празднования сего силу; да обратим не телесные, но душевные взоры наши на светлость торжества сего; да торжествуем Пасху не обрядную токмо, но таинственную. Ибо воскресение празднуем мы не одного токмо нашего Спасителя, но и воскресение наше, и не воскресение токмо плоти нашея, но и духа. Победу торжествуем над многими вместе врагами, но не такую, какую торжествовал Авраам вдруг над четырьмя земными Царями (Быт. гл. 14); но победу над поднебесным духом злобы диаволом, над адом, над смертию и самым миром. Пасху празднуем не Израильскую, о прехождении чрез Чермное море и избавлении от работы Египетския; но Пасху Христову, о преведении нас от смерти к жизни, от земли к небеси, и о избавлении нас от работы греховной, от уз смертных, от темницы преисподней, от тирана не Египетского, но от фараона духовного, иже лежит уже ныне связан узами вечными, до дне судного блюдомый ( 2Петр. 2, 4 ). По сему вся светлость торжества настоящего, все удовольствие днешния радости ощутительны могут быть не плотяным людям, не сынам века сего, но людям просвещенным Духом Божиим и отрожденным благодатию. Отрожденным, говорю, благодатию: ибо кто не отрожден оною в веру и упование будущего, и кому законом действующим в нем есть еще плоть и кровь, тот хотя и готовится наслаждаться празднественным днем сим, но наслаждаться будет токмо в греховных увеселениях, в страстех и похотех мира сего; и потому не может достойно с верными соусладиться, и не может даже быти причастник истинные радости. Недостойны бо страсти века сего хотящей славе явитися в нас ( Рим. 8, 18 ), говорит Св. Апостол; кое причастие тме ко свету? кое общение Христу с Велиаром ( 2Кор. 6, 14–15 )? Один токмо Христианин, присвоенное благодатию чадо Божие, он един в совести своей возчувствует цену безприкладного настоящего утешения. Ибо, тогда как сынове сего века празднеством будут почитать разсеянность, он посвятит дни сего веселия размышлению, на какой конец человек первоначально создан; какия он при создании получил дарования, отличия и славу; какое из оных с крайнею своею неблагодарностию сделал он злоупотребление; коль строгому за то подпал Божию правосудию, и сколь в бедственное и пагубное низвергся он состояние. От сих-то прискорбных размышлений прейдет он в восхищение, обретая в страдании, смерти и воскресении Спасителя своего безприкладное к себе милосердие и всеблагое промышление о искуплении и спасении своем.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Торжественно совершая настоящий обряд и прославляя верховного мира Правителя толико милостиво о России, в лице Помазанника своего Всеавгуйстейшего Монарха нашего Александра Первого, промышляющего, между прочим размышлением, наипаче обращаем мы внимание свое на вас почтеннейшие новоизбранные Судьи! Собрание ваше общим избранием почтили вас, чтобы быть вам хранителями законом предписанного правосудия, общественной тишины, спокойствия и удовольствия для каждого. О велика честь сия должна быть для вас лестна! О коль она блистательна пред тое, которая похищается происками и коварством. Собрание почтили вас оной честью; но и вы с своей стороны утвердили их избрание клятвенным обещанием в том, что вверенный вам залог сохраните ненарушимо, творя суд и расправу без лицеприятия и мздоимства, со тщанием и ревностью, и в сем дали по себе поручителем сердцеведца Бога, Бога клятвопреступство строго и не меньше, как само Богоотступство наказующего. О колико сие ваше уверение для нас утешительно! При сем вашем уверении, мы со всей церковью умоляем благость Господню, да препоясуя вас силой свыше, предохранит вас от всех искушений и наставляя вас на всякую истинну и правду, возниспошлет всем трудам вашим помощь свою и благословение. Мы признаем и то, что многие, многого от вас требуя, сами много поставят вам запинаний. Злость, зависть, ябеда, клевета, ложь, запирательство, укрывательство, упрямство, лжесвидетельство, угрозы и тому подобное, будут запинать стопы подвигов ваших. О! Можно сказать, яко несть ваша брань к плоти и крови, а больше к началам и к миродержителям тьмы века сего! Но при всем этом, когда вы препоясавша чресла ваша истинной и облекшися в броню правды, пребудете беспристрастно, когда будете к обстоятельствам дела внимательны, в рассматривании оных осторожны, тверды же и постоянны в том, чтобы каждому воздавать свое; тогда, ежели не все стрелы лукавого разженные угасить возможете, ежели не все затруднения узлы разрешите, по малой мере, не будете обличаемы совестью и осуждаемы истинной. Сего ради нужно вам иметь наипервее страх Божий, могущий вас умудрить в самых затруднительных решениях и избавить от того подозрения, какое обыкновенно на пристрастных судей имеют и в таких приговорах, которые учинены ими по точной силе законов.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010