Статистика Чистович Иларион Алексеевич писатель, сын диакона Калужской губернии. Образование получил в Санкт-Петербургской духовной академии; читал в ней сначала отечественную, церковную и гражданскую историю, а затем психологию и историю философии. В 1871 г. Чистович защитил диссертацию на степень доктора богословия: " Древнегреческий мир и христианство в отношении к вопросу о бессмертии и будущей жизни человека " (СПб., 1871). Состоял вице-директором канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода, потом управлял контролем при Святейшем Синоде и был членом учебного при Синоде комитета. Преподавал философские науки в Императорском училище правоведения. Главный философский труд Чистовича: " Курс опытной психологии " (СПб., 1868, несколько изданий). Исторические его сочинения " История Санкт-Петербургской духовной академии " (СПб., 1857); " Санкт-Петербургская духовная академия за последние 30 лет, 1858 - 1888 годы " (СПб., 1889); " Феофан Прокопович и его время " (СПб., 1868). Во " Временнике Общества Истории и Древностей при Московском Университете " Чистович напечатал между прочим: " Процесс по делу об учреждении типографии при киевской митрополии " (1855) и " Проект издания российских летописей в 1734 г. " (1856); в " Чтениях " того же общества - " Выговская раскольническая пустынь " (1859), " Материалы для биографии Бецкого " (1863) и " Иона Сальникеев " (1868); в " Дне " 1861 - 1862 гг. - " Арсений Мацеевич " ; в " Православном Обозрении " - " Исправление славянской Библии перед изданием 1751 г. " (1860) и " Решиловское дело " (отдельно, СПб., 1861); в " Христианском Чтении " - " История православной церкви в Финляндии " (1853), " Обозрение лютеранских и реформатских обществ в России с половины XVI до начала XVIII века " (1857) и " Неизданные проповеди Стефана Яворского " (1867); в " Страннике " - " Новгородский митрополит Иов и его переписка " (1861) и " Митрополит Амвросий Подобедов " (1860). В 1878 г. Чистович напечатал " Историю перевода Библии на русский язык " (2-е изд., СПб., 1899). Последним по времени его ученым трудом был " Очерк истории западнорусской церкви " (СПб., 1882 - 1884). После смерти Чистовича, в 1894 г. вышло в свет его сочинение " Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия духовных училищ " (СПб.). Все сочинения Чистовича по истории русской церкви составлены на основании архивных первоисточников и вносят в науку много новых фактов, а отчасти и новых взглядов на более крупных церковно-исторических деятелей. См. " Памяти историка нашей академии - И.А. Чистовича " ( " Церковный Вестник " , 1893, 45); Н. Б. " И.А. Чистович " ( " Церковные Ведомости " , 1893, 46); " Санкт-Петербургская духовная академия за последние 30 лет " (стр. 53 - 54 и 133). Библиография

http://lib.cerkov.ru/authors/309

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАНОВИЧ Иванович [серб. Евтимий (20.01.1773, мон-рь Кувеждин - 28.01.1849, Сремска-Митровица), серб. прот. и церковный писатель. В 1796 г. окончил гимназию в г. Сегедин (ныне Сегед, Венгрия), в 1798 г.- ДС в Сремски-Карловци. В 1798-1806 гг. преподавал в гимназии в г. Сремски-Карловци. В 1811-1812 гг., после рукоположения, служил в храме в с. Шид и мон-ре Кувеждин , в 1812-1834 гг.- в церквах в Земуне (Землине, ныне в черте Белграда), в 1834-1839 гг.- в Вуковаре и в 1839-1849 гг. в Сремска-Митровице. По инициативе И. 1 нояб. 1812 г. в Земуне был основан серб. церковно-школьный фонд. Для фонда он написал устав, 8-й пункт к-рого провозглашал архиеп. Сербского свт. Савву I небесным покровителем школ Земуна - с тех пор свт. Савва I почитается покровителем всех серб. школ. И. был ярким проповедником, на основе своих проповедей и отчасти проповедей митр. С.-Петербургского и Новгородского Амвросия (Подобедова) издал «Краткие поучительные беседы» (Кратке поучителне беседе. Нови Сад, 1838-1841. 2 Перевел на серб. язык соч. франц. писателя П. Бланшара «Плутарх для юношества, или Жизнь великих людей всех наций от самых отдаленных и до наших времен» (М., 1808-1810) в 8 книгах и составил сб. «Новый Плутарх, или Краткое описание известных людей всех славных народов с древних времен до настоящего» (Новый Плутархъ, или Краткое описанïе славнейши людïй свïю народа отъ древнейши времена до данасъ. Будим, 1809. 1; Крагуевац, 1834. 2; Нови-Сад, 1840. 3; 1841. 4), в к-рый включил биографии знаменитых сербов: царя Стефана Душана V, свт. Саввы I, историка архим. Иоанна (Раича) и вождя 1-го серб. восстания Карагеоргия (с последним И. встречался в 1813). За этот труд получил прозвище Плутарх. Произведения И. свидетельствуют о подъеме национального серб. сознания в 1-й пол. XIX в. Лит.: Znameniti zemunski Srbi u XIX v. Zemun, 1913. S. 2; Gruji R. Ivanovi Jeftimije// Stanojevi S. Narodna enciklopedija srpsko-hrvatsko-slovenaka. Zagreb, 1926. Knj. 2. S. 85; М. А. Прилог ucmopuju земунских школа од дeцehuje XVIII. ст. до 1918. града Београда. Београд, 1979. 26. С. 69-89; И. Директори, професори и ученици Карловачке ruмhaзuju. Београд, 2005. Н. Стошич Рубрики: Ключевые слова: ДАМАСКИН (Грданичкий Драгутин; 1892 - 1969), митр. Загребский, духовный писатель, переводчик, собиратель церковных напевов, автор гармонизаций ДОСИФЕЙ (Черкезишвили), еп. Некресский Мцхетского Католикосата (Вост. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (2-я пол. XVIII в.), церковный писатель, переводчик ЕВФИМИЯ (в миру Елена, в схиме Евпраксия; ок. 1348 - ок. 1405), мон., серб. гос. деятель, церковная писательница и вышивальщица

http://pravenc.ru/text/200497.html

Однако в Петербург игумен Иннокентий прибыл только спустя три месяца. На указе Синода владыка Платон 24 ноября 1811 г. начертал резолюцию: «Не отправлять по сему до будущего указа» 10 . Очевидно, старец-митрополит решил попытаться отстоять любимого ученика для любимой Троицкой семинарии. И лишь 8 января 1812 г. митрополит Платон пишет новый рапорт в Синод: «Хотя я и представлял чрез господина синодального обер-прокурора с испрашиванием от Святейшего Синода снисхождения об оставлении Троицкой семинарии префекта игумена Иннокентия по-прежнему при оной семинарии, но получил в том отказ, почему и предписал я, на основании присланного ко мне указа, его, префекта, немедля отправить» 11 . И на следующий день поставил новую резолюцию на ноябрьском указе: «Префекта по сему немедля отправить» 12 . Скорее всего, из лавры Иннокентий выехал 14–15 января 1812 г. Увидеться с митрополитом Платоном на земле ему было больше не суждено. Когда в речи при пострижении монах Иннокентий говорил о желании хотя бы ползти той дорогой, которой идет его высоко-преосвященный учитель, то имел в виду, думается, не просто абстрактный монашеский путь. Митрополит Платон должен был навсегда остаться в его глазах образцом архипастыря. И сравнивая жизненный путь, черты характера «отца московского духовенства» с судьбой пензенского святителя, мы найдем много общего: оба из самых низов достигли высокого положения своим умом и талантом, причем в молодые годы; оба всегда искренне и прямо выражали свое мнение, даже если перед ними были монархи; оба заняли достойное место среди лучших проповедников своего времени и первых русских церковных историков. Митрополит Амвросий (Подобедов) «Поведения достохвального и в должности исправен» 13 , – такую характеристику собственноручно начертал в формулярном списке архимандрита Иннокентия в марте 1813 г. высокопреосвященный Амвросий (Подобедов) , митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский. Так сложилось, что ему, который некогда сам был учеником митрополита Платона, судьба уготовила стать начальником и наставником другого его воспитанника – святителя Иннокентия – в год смерти московского старца. По инициативе, или по крайней мере с одобрения владыки Амвросия, восходил святитель на все последующие ступени служения Церкви те шесть лет, что они трудились рядом. За эти годы Иннокентий стал бакалавром духовной академии, архимандритом, ректором семинарии, членом Цензурного комитета и духовной консистории, настоятелем сначала Сергиевской пустыни, а затем Юрьева монастыря, доктором богословия, профессором, кавалером двух орденов. Ни одно из этих назначений и знаков монаршей милости не обошлось без участия высокопреосвященного Амвросия.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Твоя проворливая бдительность, обращая внимание на все климаты и на все части периодов, составляющих пространнейшее твое достояние, не только верноподданным тишину и благоденствие доставляет, но и окрестные державы в мире и союзе содержит. Твое человеколюбие ублажает добрых монаршим благоволением, – ненаказанных исправлением, утесненных правосудием, вернослужащих наградою, бедных вспоможением, вдовиц и старых призрением. Мужество твое, устроив страшное воинство и положа на нем знамение: «Не нам Господи, не нам, но имени Твоему» ( Пс. 113, 9 ), жертвует силами его не иному чему либо, но святой ревности на низложение ругателей веры и презрителей чести самого Бога, – на возстановление повергаемых царей и царств и прав общественных, – на умирение волнующихся народов и на избавление от бедствий страждущего человечества. Се трубы златокованные, кои всюду гремят возвещая радость светло днесь празднующих Россиян! Се чувствительных сердец признания, с коими, облекшися в торжество, предстоим мы тебе, помазанниче Божий, отче отечества, отрада рода человечя! Сии чувствования, свидетельствуемые и освящаемые Самим венчавшим и помазавшим тя, о, да будут благоприятни и святи пред твоим священнейшим лицем! Приими их, великий Государь! яко кадило благовония, исполненное и воскуряемое благодарением от всех толико благоденствуемых верноподданных твоих! Царствуй истины ради и крепости и правды, наляцы и успевай! Господь предходит пред тобою, горы уравняя и врата медная сокрушая: Он услышит в день печали тя и защитить тя имя Бога Иаковля купно с помазанною же августейшею супругою твоею. 2 Император Павел I короновался 5 Апреля 1797 г. в первый день св. Пасхи. Примеч. Аполлона Можаровского. 3 Преосвящ. Амвросий Подобедов в последний раз отбыл из Казани в С.-Петербург по званию члена св. Снода в 1798 г. в след за Императором Павлом, посетившим в том году по лету Казань, и оставался там до назначения в Архиепископа С.-Петербургского, Эстляндского и Выборгского, последовавшего 16 октября 1799 года. Примеч. А. М. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

8 декабря 1797 г. Возвращенный в Петербург, преосвященный Амвросий в следующем 1798 г. снова был уволен в епархию и в декабре встречал там Государя речами, а по приезде в Петербург был осыпан знаками Монаршего внимания – получил ордена Иоанна Иерусалимского и св. Андрея Первозванного. Преосвященный Амвросий наследовал одну за другою бывшие в управлении митрополита Гавриила епархии. 16 октября 1799 г. он был назначен архиепископом С.-Петербургским, Эстляндским и Выборгским и архимандритом Александро-Невской лавры; в 1800 г. преосвященному Амвросию велено было производить по 2346 р. в год, как первенствующему члену Св. Синода; 19 декабря 1800 г. он назначен архиепископом Новгородским и С.-Петербургским и 10 марта 1801 г. произведен в сан митрополита. Высочайший указ 19 декабря 1800 г. гласил: «Соединяя, как прежде было, епархию Новгородскую и епархию С.-Петербургскую, повелеваем сию первую равномерно ведать архиепископу С.-Петербургскому Амвросию». «Преосвященный митрополит Новгородский и С.-Петербургский Амвросий! Желая изъявить Наше монаршее благоволение к ревностному служению Вашему, Всемилостивейше пожаловали Мы Вам белый клобук, который вместе с сим доставляя к Вам для возложения на себя и ношения по обычаю, соизволяем, чтобы Вы отныне именовались митрополитом. Мы удостоверены, впрочем, что в сем подвиге Нашем обрящете Вы убедительное доказательство того отличного внимания, с каковым пребываем Мы к Вам благосклонны. Павел». 13 марта 1801 г. скончался император Павел I, и на престол вступил император Александр Павлович. Последний не обнаруживал к преосвященному Амвросию такой благосклонности, к какой он привык в два предшествовавшие царствования, и относился к нему даже холодно. Так митрополиту Амвросию было передано от Государя, что и «он может ехать в Москву на коронацию, только бы не мешал митрополиту Платону первенствовать при священном обряде». «Я помню, – присовокупил Государь, – что при Батюшке происходило между тем же Платоном и Гавриилом». При торжестве коронации митрополит Амвросий не получил никакой награды.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Санкт-Петербургскому митрополиту Амвросию (Подобедову) было тогда шестьдесят шесть лет. Образование он тоже получил в Свято-Троицкой семинарии, там же некоторое время был учителем. В 1768 году принял постриг, его перевели в Славяно-греко-латинскую академию, где он вскоре стал известен в широких кругах просвещенного общества своим словом «О пагубных действиях суеверия», произнесенным при погребении убитого московской чернью московского архиепископа Амвросия, а также учебного «Руководства к чтению Священного Писания Ветхого и Нового Завета». Этот учебник в 1779 году был издан Святейшим синодом и долгое время оставался единственным руководством в семинариях. Амвросий являлся епископом Севским, викарием Московской митрополии, затем стал архиепископом Казанским. Всю СВОЮ жизнь заботился об улучшении духовного образования в России, обновлял библиотеки, расширяя их фонды. На рубеже двух столетий Амвросий возглавил столичную кафедру. 10 марта 1801 года одним из последних высочайших указов государя императора Павла I он был возведен в сан митрополита. По его указаниям в 1805 году составили и преподнесли Александру 1 проект преобразования духовных училищ. Преосвященный Амвросий являлся членом Комитета об усовершенствовании духовных училищ, учрежденного в 1807 году и преобразованного затем в Комиссию духовных училищ, и от новоучрежденной Санкт-Петербургской духовной академии получил honoris causa – почетную ученую степень доктора богословия. Более всего Амвросия тревожило стремительное распространение в России всевозможных мистических течений и откровенного сектантства. Увы, обер-прокурор Святейшего синода князь Александр Николаевич Голицын, напротив, закрывал на это глаза, если не сказать покровительствовал. В обществе родилась и развивалась идея внеконфессиального христианства и адогматической религиозности. Чтобы бороться с этими тревожными новшествами, необходимо было воспитать армию высокообразованных православных священников и монахов. Вот почему такое значение Амвросий придавал созидаемой в Петербурге духовной академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В том же «1796 лете» «соборный храм Божией Матери» («от построения онаго чрез двести один год»), «по резолюции святейшаго правительствующаго синода члена преосвященнаго Амвросия, архиепископа казанскаго и свияжскаго и ордена святаго Александра невскаго кавалера, с согласия именитых казанских граждан», был «весь разобран до основания».(16) Вместе с тем, смерть Императрицы Екатерины II несколько отодвинуло начало строительства нового собора. «Кончина сея Государыни, - сообщалось в " Истории Российской иерархии " архимандрита Амвросия (А.А. Орнатского), изданной в г. Москве в 1811 г., - исполнение того несколько было остановила; однако же Государь Император ПАВЕЛ I в 1798 году сумму ту Указом повелел ассигновать и отпустить из сумм, на духовный департамент назначенных [...]».(17) Несомненной представляется заслуга в продвижении проекта строительства второго Казанского собора КБМ архиепископа Казанского и Свияжского Амвросия (А.И. Подобедова), который уже 16 октября 1799 г. был назначен архиепископом Санкт-Петербургским, Эстляндским и Выборгским, а 15 сентября 1811 г. - уже в качестве митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского - совершил освящение Казанского собора в г. Санкт-Петербурге. Масштабное «обновление и украшение» КБМ стало возможным также благодаря трудам игуменьи Софии (в миру - Любови Борисовны, княжны Болховской) (1737 - 1807) - дочери Бориса Ивановича, князя Болховского, представительнице древнего русского аристократического рода, которая впоследствии - 22 декабря 1801 г. - была награждена орденом Святой Великомученицы Екатерины 2-й степени(18). «При ней, - подчёркивал Е.А. Малов, - Казанский Богородицкий монастырь был обновлён и благолепно украшен. Он начал от этого времени новую эпоху своего существования».(19) Клирик КБМ протоиерей А.Ф. Зеленецкий (ум. в 1915) в своём исследовании «Казанский Богородичный женский монастырь и его настоятельницы», опубликованном в 1910 г. в «Известиях по Казанской Епархии»,(20) также особо подчёркивал, что: «В настоятельство этой энергичной игуменьи был заложен в Высочайшем присутствии новый каменный соборный храм на месте обретения Казанской иконы Божией Матери, который и окончен постройкою в последний год жизни этой замечательной строительницы и управительницы Казанского монастыря».(21)

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/01/...

23. Михаил (Ермаков) 1924–1929. 24. Димитрий (Вербицкий) 1930–1932 (архиепископ). 25. Сергий (Гришин) 1932–1934 (архиепископ). 26. Константин (Дьяков) 1934–1937. 27. Николай (Ярушевич) 1941–1944. 28. Иоанн (Соколов) 1944–1964. 29. Иоасаф (Лелюхин) 1964–1966. 30. Филарет (Денисенко) 1966–1992 (анафематствован в 1997 г.). 31. Владимир (Сабодан) с 1992 г. д) митрополиты Крутицкие 1. Трифиллий (Инихов) 1699–1702 (Сарский и Крутицкий). 2. Иларион (Властелинский) 1703–1711 (Сарский и Крутицкий). 3. Феодосий (Вадбольский) 1711–1712 (епископ Сарский и Крутицкий). 4. Алексий (Титов) 1714–1719 (епископ Сарский и Крутицкий). 5. Игнатий (Смола) 1719–1721 (Сарский и Крутицкий). 6. Леонид 1722–1742 (архиепископ Сарский и Крутицкий). 7. Платон (Малиновский) 1742–1748 (архиепископ Сарский и Крутицкий). 8. Иларион (Григорович) 1748–1759 (епископ Сарский и Крутицкий). 9. Амвросий (Зертис-Каменский) 1761–1768 (архиепископ, с 1764 г. – Крутицкий и Можайский). 10. Сильвестр (Страгородский) 1768–1771 (епископ Крутицкий и Можайский). 11. Самуил (Миславский) 1771–1776 (епископ Крутицкий и Можайский). 12. Амвросий (Подобедов) 1782–1785 (епископ Крутицкий и Можайский). 13. Евсевий (Никольский) 1920–1922. 14. Никандр (Феноменов) 1922–1923 (архиепископ). 15. Священномученик Петр (Полянский) 1923–1937. 16. Николай (Ярушевич) 1944–1960. 17. Питирим (Свиридов) 1960–1963. 18. Пимен (Извеков) 1963–1971. 19. Серафим (Никитин) 1971–1977. 20. Ювеналий (Поярков) с 1977 г. 10. Обер-прокуроры Святейшего Синода 1. И. В. Болтин 1722–1725. 2. А. П. Баскаков 1725–1726. 3. Р. А. Раевский 1726–? (прокурор). 4. Н. С. Кречетников 1741 (назначен, но не вступил в должность). 5. Князь Я. П. Шаховской 1741–1753. 6. А. И. Львов 1753–1758. 7. Князь А. С. Козловский 1758–1763. 8. И. И. Мелиссино 1763–1768. 9. П. П. Чебышев 1768–1774. 10. С. В. Акчурин 1774–1786. 11. А. И. Наумов 1786–1791. 12. Граф А. И. Мусин-Пушкин 1791–1797. 13. Князь В. А. Хованский 1797–1799. 14. Д. И. Хвостов 1799–1802. 15. А. А. Яковлев 1803. 16. Князь А. Н. Голицын 1803–1817 (1817–1824 – министр «двойного министерства»).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

40. Иларион Властелинский хирот. 21 мар. 1703 из архим. Троице-Сергиевских, а 11 мар. 1711 перев. в Белгород. III. Епископы и Архиепископы Сарские и Подонские 41. Феодосий, кн. Вадбольский , еписк., хирот. 25 мар. 1711 из архим. Чудова монастыря; † 13 авг. 1712. 42. Алексий Титов , епископ, 21 янв. (sic) 1714 перев. из Твери, а 25 янв. 1719 – в Вятку. 43. Игнатий Смола , митрополит, перев. из Суздаля 25 янв. 1719; был под судом; 8 сент. 1721 назначен епископом в Иркутск, а 1 окт. уволен в Нилову пустынь. С 13 июня 1727 епископ Коломенский. 44. Леонид , архиепископ, хирот. 18 февр. 1722 из архим. Высокопетровского монастыря, а 1 сент. 1742 уволен на покой в Новоспасский мнтрь; † 18 февр. 1743. 45. Платон Малиновский , возвращённый из Сибири, архим. Ипатиевский, хирот. 19 сент. 1742; 17 июля 1744 пожалован в архиепископа; 14 апр. 1748 перев. на епархию Московскую. 46. Иларион Григорович хирот. 22 мая 1748 из архим. Новоиерусалимских; † 3 дек. 1760. Погребён на Крутицах. 47. Амвросий Зертыс-Каменский , еписк., 8 мар. 1761 перев. с епархии Переяславль-Залесской; 7 окт. пожалован в архиепископа; 6 июля 1764 велено именоваться «Крутицкий и Можайский»; с 18 янв. 1768 архиепископ Московский. IV. Епископы Крутицкие и Можайские 48. Сильвестр Страгородский 4 февр. 1768 перев. с епархии Переяславль-Залесской; 24 февр. 1771 уволен на покой; с 22 февр. 1788 управлял Спасо-Андрониевым мнтрём; † там 19 окт. 1802. 49. Самуил Миславский 24 сент. 1771 перев. из Курска, а 17 мар. 1776 – в Ростов. Управляла Московская синодальная контора. 50. Амвросий Подобедов 28 апр. 1782 перев. из викариев Московских, а 27 мар. 1785 – в Казань. В 1785–88 епархией управляла Московская синодальная контора; потом она упразднена. Епархия Владимиро-Волынская Владимиро-Волынская епархия упом. в исх. XI века; обращена в униатскую в начале XVII столетия. I. Епископы Владимирские 1. Стефан хирот. 1091 из игум. Киево-Печерских; † 27 апр. 1094. 2. Амфилохий хирот. 1105; † 1122. 3. Симеон хирот. 1123; † 1136. 4. Феодор хирот. 1137; упом. 1147.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не все они, как и те, и не все, что издали, издали они в бытность свою на должности в Академии и Семинарии, а многое в последствии; но подготовлены были их труды по всей вероятности в Академии и Семинарии; а что здесь именно развился их вкус и любовь к таковым трудам, это можно считать несомненным. – Учитель, префект и ректор Московской Академии Архимандрит Амвросий (Подобедов) , в последствии митрополит Петербургский, написал Руководство к изучению Св. Писания Ветхого и Нового Завета, изданное несколько после 12 . Учитель и префект Троицкой Семинарии, а потом Академии Иеромонах Амвросий (Серебреников), в последствии Архиепископ Екатеринославский, написал Толкование на книгу пророка Иезекииля (ркп.). Учитель и катехизатор Академии Ириней (Клементьевский) , впоследствии Архиепископ Псковский, написал и издал целый ряд комментариев: из В. Завета – на Псалмы (обширный, трехтомный), на книгу Пророка Даниила, на двенадцать малых Пророков; из Н. Завета – на послания к Римлянам и к Евреям. Учитель и ректор Троицкой Семинарии, а потом Академии, Архимандрит Аполлос (Байбаков), в последствии Епископ Архангельский, написал и издал Толкования на послания Ап. Павла к Коринфянам (первое), Галатам, Ефесеям, Филиппийцам, Колоссянам и первое к Солунянам. Учитель, префект и ректор Академии Архимандрит Афанасий (Иванов), в последствии Архиепископ Екатеринославский, составил записки по классу чтения Св. Писания, где славянский перевод Библии поверялся и с греческим переводом и с еврейским подлинником (остаются в ркп.). Ученик, учитель и ректор Академии Архимандрит Мефодий (Смирнов) , в последствии Архиепископ Псковский, написал и издал Толкование на послание Ап. Павла к Римлянам (1794г.). Учитель, префект и ректор Академии Архимандрит Августин (Виноградский) , впоследствии Архиепископ Московский, написал толкования на Апостольские послания (ркп.) – Ряд толкований и толковников почтенный! Сюда же примыкают: Четвероевангелие или свод Евангельских повествований X. А. Чеботарева, профессора Московского Университета, и Толкование на послание к Римлянам Московского священника Петра Семеновича Томилова: Издавались и краткие толкования отдельных мест Писания в роде изъяснения молитвы Господней Московского Протоиерея Иоанна Кандорского (1806г.) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/s...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010