Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМ Авраам (Шумилин), архиеп. Ярославский. Гравюра А.Фролова по оригиналу М.Сорокина, 1830 г. (ГИМ) Авраам (Шумилин), архиеп. Ярославский. Гравюра А.Фролова по оригиналу М.Сорокина, 1830 г. (ГИМ) (Шумилин Алексей Федорович; 16.05.1761, с. Быстрое Коломенского у. Московской губ.- 18.04.1844, Ярославль), архиеп. Ярославский и Ростовский. Род. в семье священника. После окончания Крутицкой ДС по ходатайству Амвросия (Подобедова), еп. Севского, вик. Московской епархии, был оставлен преподавателем в ДС. В 1782 г. рукоположен во священника к храму в с. Быстром и назначен его ключарем. В 1784-1788 гг. служил ключарем Успенского собора - кафедрального собора Крутицкой епархии и учителем поэзии в Крутицкой ДС. Согласно личному прошению, переведен в Москву, с 1788 г. служил в Екатерининской ц. при имп. Воспитательном доме, где в течение 22 лет преподавал Закон Божий. С 1811 г. протоиерей, настоятель Архангельского собора Московского Кремля, член Синодальной конторы. В сент. 1812 г., перед вступлением франц. войск в Москву, отвез на хранение в вологодский Суморин в честь Преображения Господня мужской монастырь Патриаршую, соборную, лаврскую ризницы, а также б-ку и архив Московской синодальной конторы и духовной консистории. В нач. 1813 г. вместе с вверенным церковным имуществом возвратился в Москву. После смерти жены 3 апр. 1813 г. архиеп. Московским Августином (Виноградским) в московском Златоустовом монастыре был пострижен в монашество, затем возведен в сан архимандрита той же обители. С 26 июня 1816 г. настоятель московского Богоявленского моностыря , с 20 дек. 1817 г.- московского Андроникова монастыря. В 1818 г. находился в С.-Петербурге на чреде священнослужений. 21 июля 1818 г. хиротонисан во епископа Тульского и Белёвского. Реконструировал и возобновил тульский кафедральный Успенский собор в Кремле. Трудами А. были обращены в Православие более 150 членов секты иудействующих , обнаруженной летом 1819 г.

http://pravenc.ru/text/62866.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО ОРДЕН Орден св. блгв. вел. кн. Александра Невского. XVIII в. (ГЭ) Орден св. блгв. вел. кн. Александра Невского. XVIII в. (ГЭ) Российской империи. Принято считать, что орден, носящий имя св. блгв. кн. Александра Невского , освящавшее борьбу со шведами на берегах Невы, был задуман имп. Петром I Алексеевичем сразу после окончания войны со Швецией в 1721 г. и предназначался для награждения за военные заслуги. Петр I в 1710 г. осмотрел место буд. Александро-Невской лавры на левом берегу Невы, при впадении в нее р. Чёрной, где, по преданию, Александр Невский одержал победу над шведами и водрузил крест. 30 авг. 1724 г. в мон-рь из Владимира императором были торжественно перенесены святые мощи Александра Невского. Первое награждение орденом состоялось в 1725 г., уже после смерти Петра, при императрице Екатерине I . Павел I Петрович в 1797 г. закрепил право награждения А. Н. о. за заслуги как на военной, так и на гражданской службе «в воздаяние трудов, для Отечества подъемлемых». По своему значению до 1782 г. орден занимал 2-е место после св. Андрея Первозванного ордена , затем - 3-е, после св. равноап. кн. Владимира ордена I степени. Право на награждение им получали генерал-лейтенанты или гражданские чины 3-го класса - тайные советники. Высочайше сопричислялись к ордену и архиереи. В 1796 г. первыми из иерархов РПЦ были пожалованы орденами св. Александра Невского митр. Гавриил (Петров) и еп. Амвросий (Подобедов) . В 1812 г. к А. Н. о. был высочайше сопричислен архиеп. Московский Августин (Виноградский) . Из 24 пенсионеров ордена 5 чел. должны были принадлежать к духовенству. В 1860 г. пенсия равнялась 500 р. На учреждение богоугодных заведений и благотворительную деятельность награжденные А. Н. о. вносили в Капитул ордена 200 р. Орден имел девиз: «За труды и Отечество», его знак представляет собой красный равноконечный крест с расширяющимися концами, между к-рыми были помещены золотые двуглавые орлы. В центральном медальоне на лицевой стороне изображался св. Александр Невский на белом коне, а на оборотной - лат. буквы SA - монограмма имени святого. Знак носили на красной ленте через левое плечо. На левой же стороне груди носили серебряную восьмиконечную звезду с такой же монограммой в центре, вокруг к-рой был написан орденский девиз. Орден имел одну степень.

http://pravenc.ru/text/64438.html

Павел Михайлович Строев (1796-1876) IV. Епархия С.-Петербургская С.-Петербургская епархия учреждена в 1742 г. Четвёртая из первоклассных. 1. Никодим Сребницкий , еписк. С.-Петербургский и Шлиссельбургский, 1 сент. 1742 перев. с Черниговской епархии; с 2 февр. 1745 викарий Киевской митрополии (еписк. Переяславльский). 2. Феодосий Янковский , архиеп. С.-Петербургский и Ревельский, хирот. 10 мар. 1745, из наместн. Троицкой Сергиевой Лавры; † 22 апр. 1750 и погребён в Александро-Невском мнтре. 3. Сильвестр Кулябка , еписк., 25 апр. 1750 перев. с епархии Костромской, 4 июля пожалован в архиеп.; † 17 апр. 1761 и погребён в Александро-Невском мнтре. 4. Вениамин Пуцек-Григорович , 15 сент. 1761, из еписк. Псковского, пожалован архиепископом; 25 июля 1762 перев. в Казанскую епархию. 5. Гавриил Кременецкий 25 июля 1762 из еписк. Казанского пожалован архиепископом; с 22 сент. 1770 митр. Киевский. 6. Гавриил Петров 22 сент. 1770 из еписк. Тверского пожалован архиепископом С.-Петербургским и Ревельским; 1 янв. 1775 наименован «Новгородский и С.-Петербургский»; 22 сент. 1783 пожалован в митр-та; 16 окт. 1799 переименован «Новгородский и Олонецкий». (См. Новгород. епархию). 7. Амвросий Подобедов 16 окт. 1799 перев. с Казанской епархии; с 19 дек. 1800 «архиепископ Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский»; 10 мар. 1801 пожалован в митр-та; 26 мар. 1818 оставлен на одной епархии Новгородской; 6 апр. уволен на покой; † 21 мая. Погребён в Александро-Невской Лавре (?). 8. Михаил Десницкий 26 мар. 1818 из архиепископов Черниговских пожалован в митр-та С.-Петербургского, с 25 июня и Новгородского; † 24 мар. 1821 и погребён в Александро-Невской Лавре. 9. Серафим Глаголевский , митр. Новгородский и С.-Петербургский, 19 июня 1821 перев. из Москвы; † 17 янв. 1843. Погребён в Александро-Невской Лавре. 10. Антоний Рафальский , митр. Новгородский и С.-Петербургский, 17 янв. 1843 перев. из Варшавы; † 16 нояб. 1848. Погребён в Александро-Невской Лавре. 11. Никанор Клементьевский 20 нояб. 1848 перев. из Варшавы; † 17 сент. 1856. Погребён в Александро-Невской Лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

протоиерей Василий Жмакин Российское библейское общество В 1812 году в России открылось Библейское общество, устроенное по образцу британского Библейского общества и под непосредственным руководством деятелей, принимавших самое живое участие в судьбе последнего. Британское Библейское общество поставило задачу издания и распространения Библии без каких-либо объяснений и примечаний и устранение всяких отличий между разными вероисповеданиями, в соответствии с главным принципом, заложенным при его основании,– самой широкой веротерпимости. Отличительной его особенностью было и то, что оно состояло преимущественно из светских людей, но обладало санкциями духовных представителей того или иного исповедания. Российское Библейское общество первоначально своей исключительной задачей поставило распространение Священного Писания среди многочисленных племен, населяющих Российскую Империю, через издание книг Ветхого и Нового Завета на разных языках. Что же касается, в частности, издания книг Священного Писания на славянском языке, то оно по-прежнему осталось в исключительном ведении Св. Синода. При открытии Российского Библейского общества, по примеру британского, в состав главного комитета, находящегося в С.-Петербурге, вошли почти одни светские лица. Президентом общества избран был министр духовных дел князь А.Н. Голицын, вице-президентами – графы Кочубей и Разумовский, обер-гофмейстер Р.А. Кошелев и другие; директорами – князь П.С. Мещерский, граф Ливен, барон Фитингоф и др. В 1814 году в обществе появилось девять новых вице-президентов, из духовных лиц разных христианских исповеданий: Амвросий (Подобедов) , митрополит Новгородский, Михаил (Десницкий) , архиепископ Черниговский, Серафим (Глаголевский), архиепископ Тверской, впоследствии, митрополит Московский, а затем и Петербургский, католический митрополит Сестренцевич Богуш, Иоаннес, архиепископ русских армян, и другие. В то же время и в списке директоров главного комитета появились новые лица как из православного духовенства – архимандрит Филарет (Дроздов) , ректор С.-Петербургской Духовной Академии, и протоиерей Музовский, так и из других исповеданий – католического, армянского, лютеранского, греко-униатского. В 1814 году в число директоров Библейского общества вступил известный Лабзин.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Речи его императорскому величеству государю императору и самодержцу всероссийскому Александру Павловичу Источник Говоренные Амвросием митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским в Санкт-Петербурге в праздник Пасхи Всепресветлейший и всемилостивейший Государь Император! Поющим Ангелом воскресение Христа Спасителя на небеси, сподобились и мы на земле воспеть и восславить оное. Благодарение всеблагому Промыслу! Пение Христова Воскресения есть собственная честь христиан, прославление Его есть вечное спасение наше. Воскресивый из мертвых Иисуса, с ним воскреси и нас мертвых прегрешенми и спосади на небесных, вещает Апостол Павел. Мы, сим духовным торжеством друг друга приветствуя, наипервее приносим всеусерднейшее наше поздравление ВАШЕМУ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ, восприявшему от десницы Вышнего жребий царствования над Россией, да будеши купно Покровитель и самой церкви, и управиши ю, да и мы верующие тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Тако чистым сердцем исповедуя, не престанем и молитися: да утвердится сердце Твое в воле воскресшего Христа Бога нашего, и при благодати Его да царствуеши многолетно истины ради, и кротости, и правды, благоденствуя со всем Августейшим Домом к блаженству всех верноподданных ТВОИХ. Во время Высочайшего присутствия в Святейшем Синоде 22-го 1801 года. Всепресветлейший и всемилостивейший Государь Император! Итак знаменася на нас свят лица ТВОЕГО и не на нас точию, но и на всей церкве воинствующей в пространнейшей Державе ТВОЕЙ. Во Всеавгустейшей Особе ТВОЕЙ зрим мы не токмо всех Благочестивейших Государей, Великих Предков ТВОИХ, учредивших и милостиво покровительствовавших Священно-судище сие; но зрим и самого Бога, судившего образ Его носить ТЕБЕ на земли и видимо дела Его совершать. Таковое ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА снисхождение, сопровождаемое явлением толь великим для служителей олтаря милости, новое вливает в сердца наши уверение о непреложности утешительного оного Христова изречения: Се аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Веруя сим глаголам, се и мы о Нем с ТОБОЮ есмы, есмы приискренне и пребудем во вся дни живота нашего совокуплении верой и приверженцы верностью к Священнейшей Особе ТВОЕЙ пребудем умоляя благость Его, да благословляя Тя благостынно, благословляет Царствие ТВОЕ и выну в сердце ТВОЕМ да глаголешь благая о церкве СВОЕЙ. Речь его императорскому величеству государю императору самодержцу всероссийскому Александру Павловичу

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Санкт-Петербург. Церковь Воскресения Словущего при Петербургском Суворовском военном училище. Церковь Воскресения Словущего при Константиновском артиллерийском училище Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В Санкт-Петербургском кадетском ракетно-артиллерийском корпусе восстановлена церковь " Воскресения Словущего или Обновления Иерусалимского храма " . Церковь была основана великим князем Константином Павловичем в 1810 г. для воспитанников Дворянского полка, разместившихся в доме графа Р.И. Воронцова (современный адрес: С-Петербург, Московский проспект, 17). Проект училищного храма исполнил военный инженер, подпоручик А.Е. Штауберт. Церковь является важной доминантой в решении левого крыла переднего фасада здания, образуя его левый церковный флигель. (В симметричном ему правом крыле находилась лютеранская церковь, упразднённая в 1830 году). Православный училищный храм был решен как двусветный и размещен в двух (второй и третий) этажах. Его деревянный купол, увенчанный крестом, до конца 19 века доминировал над всей тогда еще - трехэтажной застройкой училищного комплекса, составляя живописнейшую панораму, открывавшуюся с Обуховского моста. Интерьер церкви был оформлен парами прилегающих композитных колонн и пилястр, перекрыт плоским куполом, выдержан в стиле ампир с позолотой и росписью. Лепку и роспись осуществили известные мастера Барнаба Медичи и Фридолино Торичелли. Они принадлежали к числу группы итальянских мастеров-декораторов, прибывших в Россию в конце XVIII века. Ампирный деревянный двухъярусный бело-золотой алтарь выполнил резчик и позолотчик Фогт, иконы для него написал художник С.А. Бессонов. Эскиз иконостаса принадлежал Штауберту. 30 января 1810 г. храм Воскресения Словущего торжественно освятил митрополит Амвросий (Подобедов). В 1857 г. в здании дома Воронцова разместился Константиновский кадетский корпус, ставший в 1859 г. Константиновским военным училищем. С его приездом на стенах церкви стали устанавливать черные памятные доски с именами воспитанников Дворянского полка, геройски погибших в сражениях, начиная с 1809г. Первые доски с именами 250 воспитанников, убитых или умерших от ран в сражениях, были сооружены в годовщину образования Дворянского полка 14 марта 1840 года. Эта традиция была продолжена уже самими константиновцами, и к началу 20 века храм Обновления был заполнен этими досками.

http://sobory.ru/article/?object=06364

Скачать epub pdf Епископ Иоасаф родился около 1750 года и в крещении наречен Иоанном. Его отец был священником в селе Заболотье Переяславльского уезда Владимирской епархии. Иоанн поступил в Новгородскую семинарию, где некоторое время довелось ему обучаться у Тихона Задонского , в мирском его быту. Во время учения Иоанн, одаренный от природы, успешно осваивал науки, подавая большие надежды. Как лучший из учеников, для продолжения образования он был послан в Сергиеволаврскую семинарию, управляемую в то время будущими знаменитыми иерархами Русской Церкви – Гавриилом (Петровым) и Платоном (Левшиным) . По окончании полного курса в Сергиевой Лавре, Иоанн Заболотский определен был учителем в воспитавшую его Новгородскую семинарию, где после нескольких лет преподавания он возымел желание поступить в монашество. Иоанн был пострижен в 1774 году ректором семинарии Феофилом (Раевым), который позже стал епископом Тамбовским. При пострижении Иоанн был переименован Иоасафом. Еще будучи светским учителем, Иоасаф обращал на себя внимание духовного начальства способностями к проповеданию слова Божиего. Это стало причиной того, что вскоре по пострижении он вызван был из Новгорода в Московскую духовную академию и определен в ней проповедником на место Амвросия (Подобедова) , ставшего ректором академии. Через год своего служения (1775) Иоасаф произведен московским архиепископом Платоном в игумена Московского Крестовоздвиженского монастыря. Проповедническое служение совершал Иоасаф с честью около трех лет, сделался известен самой императрице, вызвавшей его в Санкт-Петербург. Таким образом, из проповедников Московской академии игумен Иоасаф в 1777 году переведен на должность законоучителя Санкт-Петербургской академии художеств. В 1778 году архиепископом Гавриилом (Петровым) Иоасаф был произведен в архимандрита Троицкой Сергиевой пустыни, находившейся близ Финского залива, в 15 верстах от Санкт-Петербурга. Спустя два года (1780), по именному повелению, архимандрит Иоасаф назначен членом Святейшего Синода. Как придворный проповедник, во время управления Сергиевой пустынью многие речи и проповеди произнес Иоасаф в присутствии императрицы и двора. Двенадцать поучительных «Слов» и две речи его были опубликованы в Санкт-Петербурге в 1780 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Zabolot...

митрополит Амвросий (Подобедов) (30.11.1742–21.05.1818) Священное Писание Слова и речи митрополит Амвросий (Подобедов) Митрополит Новгородский и Олонецкий. Способствовал развитию духовного образования в России. Биография В миру Подобедов Андрей Иванович, родился в селе Стогове Переяславского уезда Владимирской губернии в семье священника. С 1757 года обучался в Троицкой лаврской семинарии. В 1764 году, по окончании курса обучения, назначен на должность учителя и библиотекаря. 12 февраля 1768 года принял монашество и переведен проповедником и учителем в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. С 1771 года - префект академии. С 18 августа 1774 года - ректор академии и архимандрит Заиконоспасского монастыря. 5 июня 1778 года хиротонисан во епископа Севского. Им организована и открыта Севская духовная семинария, учреждены духовные училища в Орле и Брянске. 25 апреля 1781 года переведен в Крутицкую епархию. В период управления Крутицкой епархией преобразована Крутицкая духовная семинария и открыты духовные училища в Боровском и Белевском монастырях. С 27 марта 1785 года - архиепископ Казанский и Свияжский. В Казани преосв. Амвросий восстановил сгоревшие и обветшавшие здания академии, усовершенствовал школу для новокрещенных татар. С 16 октября 1799 года - архиепископ Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский. 19 декабря 1800 года также назначен управляющим Новгородской епархией. С 10 марта 1801 года - митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. 26 марта 1818 года по личной просьбе был освобожден от управления Санкт-Петербургской епархией и удалился в Новгород, с титулом митрополита Новгородского и Олонецкого. Поводом к удалению его послужило недовольство государя на употребление им во время крещенской церемонии облачения, опушенного горностаем, снятым с покрова гробницы великой княгини. Истинной же причиной удаления были частые столкновения митрополита с князем Голициным. После приезда митр. Амвросия в Новгород он прожил две недели здоровым и невредимым. Однажды вошел он в Знаменский собор. Масло из лампады пред образом Богоматери нечаянно пролилось ему на голову. В тот же вечер он занемог. Следующий день провел в болезни, лекари стали обещать выздоровление. Наутро он причастился Св. Таин, сказав при этом: " Собороваться маслом не надобно, меня соборовала Богоматерь " . Через некоторое время сам читал отходные молитвы и предал дух свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. По благословению архиепископа Новгородского и Старорусского Льва 13 сентября 2008 года в Великом Новгороде, на территории Свято-Юрьева монастыря, состоится научная конференция на тему «Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Амвросий (Подобедов; 1742–1818)». На конференции выступят специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга и Казани. Они сделают доклады о жизни и деятельности митрополита Амвросия, о месте его рождения, о его участии в реформе духовного образования в Российской империи, в том числе в Великом Новгороде и Казани, о его деятельности во время Отечественной войны 1812 года, о его храмостроительной деятельности и церковной архитектуре его времени, о его портретах и наградах. В рамках конференции пройдет презентация книги «Созижду Церковь Мою», посвященной храму в Стогове – родном селе митрополита Амвросия. К участию в форуме приглашаются все желающие. Справки по телефонам: +7 911 601 50 02, +7 903 780 31 84. Справка: Митрополит Амвросий, в миру – Андрей Подобедов, родился 30 ноября (13 декабря) 1742 года в селе Стогово Переяславского уезда Владимирской епархии, в семье священника. В 1764 году окончил Свято-Троицкую семинарию, где остался учителем. В 1768 году принял постриг с именем Амвросий, и в августе того же года переведен был в Славяно-греко-латинскую Академию. С 1774 года был ректором Академии и преподавал там одновременно философию и богословие. В 1778 году посвящен во епископа Севского, викария Московской митрополии.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-09-05/9...

В возрожденном храме Двенадцати апостолов Санкт-Петербургской духовной академии прошел первый престольный праздник 14 июля 2014 г. 18:55 13 июля 2014 года, в день Собора святых двенадцати апостолов, ректор СПбДА  архиепископ Петергофский Амвросий  и епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав  совершили Божественную литургию в церкви Двенадцати апостолов Санкт-Петербургской духовной академии . Это первое после 95-летнего перерыва богослужение, совершенное в возрожденном храме на престольный праздник. Архиереям сослужил собор священнослужителей, в том числе преподаватели и сотрудники СПбДА в священном сане. В храме молились настоятельница Новодевичьего монастыря  Санкт-Петербурга игумения София (Силина), настоятельница Константино-Еленинского монастыря игумения Илариона (Феоктистова), представители администрации академии, сотрудники, постоянные прихожане академических домовых церквей, студенты, несущие в данный период послушание в академии, многочисленные гости и паломники. За богослужением пел смешанный хор под управлением преподавателя регентского отделения Р. Гундяевой, который в эти дни готовится к поездке с концертной программой в Венецию (Италия). На сугубой ектении были провозглашены благодарственное прошение о Святейшем Патриархе Кирилле, благодаря заботам которого исторический комплекс духовной академии был возвращен Церкви, прошение ко Господу о восстановлении храма Двенадцати апостолов с окрестными зданиями академии, а также о мире среди народов Святой Руси и умиротворении смуты на Украине. Епископ Мстислав прочитал молитву о мире на Украине. На заупокойной ектении было совершено поминовение митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского Амвросия (Подобедова), который в 1811 г. возбудил ходатайство о постройке для духовной академии на лаврской земле особого здания и совершил его закладку, а также всех почивших ректоров академии, начальствовавших, учивших и учившихся. По отпусте Литургии вокруг исторического здания Санкт-Петербургской духовной академии был совершен крестный ход. По возвращении в храм архиепископ Амвросий прочитал молитву святым двенадцати апостолам. После многолетий иерарх обратился к молящимся с архипастырским словом:

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010