1. Они даны от Бога людям в правило веры и дел ко спасению; но ежели бы в них собственное разумение пропало, то бы они не могли больше показать образа как веры, так и некоторых дел, а по сему и Бог не достиг бы своего конца; чего сказать не можно. 2. Ежели бы Иудеи сии книги изменили, то бы без сомнения противные себе дел повествования из них исключили. Ежели бы они их до Рождества Христова испортили, то бы Христос и апостолы, которые за малое обличали, о толиком злодеянии не умолчали, и людей без всякой осторожности к чтению оных не обязывали бы. А ежели бы их испортили после, то бы истины весьма ясные и особливые о Христе пророчества, а по сему и свидетельства Христом и апостолами повторенные исторгли; чего никогда не было. 3. Иудеи оные книги не могли испортить, ни прежде, ни после времен Христовых. Ибо до Рождества Христова оные книги, а особливо Моисеевы и Пророческие были читаны публично; экземпляров множество, о котором употребление многими Синагогами во всех землях свидетельствует, всеобщего повреждения не допустило. Самые древние переводы, которые как весьма у многих из Иудеев, так и у самих язычников были в руках, таковому повреждению быть препятствовали; поколику бы на учиненные порчи как бы пальцем указывали, и который бы тотчас обман и коварства их открыли. Сверх сего Иудеи, рассеянные по всему свету, не могли всех списков собрать, дабы их испортить. 4. Иудеи к оным книгам всегда такое имели почтение, что у многих обратилось в суеверие, и еще во всякое время готовы были лучше смерть и всякие мучения подъять, нежели переменить одну поверхность, по свидетельству Филона у Евсевия 8, гл. 2; и самыми законами утверждено было, что тот, который хотя весьма мало в священных книгах переменит, не простительно согрешает. 5. Мазореты (ученые Иудеи, коих должность была наблюдать, дабы какого превращения в Библии не произошло) в древнейшие времена все стихи и слова и буквы, дабы чего не пропало, считали; а сей удивительный труд и самым маловажным погрешностям, которые от нерадения книжников произойти могут, весь путь преградил: почему Мазора у Иудеев называется ограждением закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

2771 Митрополит Фиваидский. Временно управляющий «обще» с Григорием, епископом Мелиникийским. Вскоре, однако, Св. Синод отрешил их от порученного им управления «...яко чужестранных и российских обычаев не приобыкших персон». Управление было передано Дикастерии во главе с новым Крутицким архиепископом Леонидом (Петровским). 2772 Архиепископ Крутицкий; с 1723 г. первоприсутствующий член Московской Дикастерии, образованной из бывших Патриарших Приказов, Синодальной Канцелярии и Московской Синодальной Конторы. «...07 февраля 1727 года канцелярия в Москве была упразднена и осталась одна Дикастерия с расширенными правами по управлению Синодальной областью...» ( Покровский И. М. Ук. соч. Т. 2. С. 352). По Н.Д. Иерархия... C. 17 первая дата иная: 10.04.1722. 2776 Архиепископ с даты назначения. «...Первым епархиальным архиереем был Иосиф (Вичанский) (? – Сост.) Он вскоре помер (в 1745 г.) в Донском монастыре, где проживал, но погребен в Чудовом монастыре...» (Забелин И. Ук. соч. С. 307). 2780 Митрополит. Был погребен в Чудове монастыре; первый из архиереев, останки коего отпеты по священническому чину. После этого Св. Синодом сделано общее узаконение об отпевании всех прославляющихся святителей тем же чином. 2782 Вторая дата – дата кончины (убит толпой у Донского монастыря во время чумного бунта 1771 г.). 2783 «...После мученической кончины ревностного Амвросия московская паства оставалась без архипастыря. Государыня, как бы в наказание, более трех лет не назначала в Москву епархиального архиерея и сама ее не посещала. Епархиальными делами управляли члены Конторы Св. Синода: очередные епископы, Суздальский Геннадий Драницын и Крутицкий Самуил Миславский...» ( Снегирев И. М. Жизнь Московского митрополита Платона. M., 1891. С. 39). 2784 Архиепископ. Митрополит с 29.06.1787. Следует отметить, что при хиротонии архимандрита Платона (Левшина) во епископа (Тверского), за ним был сохранен и титул священно-архимандрита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, который, со времени назначения его на Московскую кафедру, остался преимуществом Московских святителей и впредь (Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиепископских кафедр иерархии российской со времени учреждения Св. Синода (1721–1871). M., 1872. С. 16). «... На прошение архиепископа Платона об увольнении его от епархии императрица ответствовала, что он и без увольнения может быть свободным, и предоставила его воле пребывание в Троицкой Лавре, с дозволением 1781 г. поручить епархиальное правление данному ему в помощь прежнему его питомцу, викарию и епископу Севскому, Амвросию Подобедову , впоследствии митрополиту Новгородскому. С того особенно времени Платон более уединялся в Троицкую Лавру...» ( Снегирев И. М. Ук. соч. С. 79).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6 . Димитрий (Сеченов) (1757–1767) (с 1757 по 1762 годы – архиепископ, с 1762 года – митрополит). 7 . Гавриил (Петров) (1775–1800) (с 1775 по 1783 годы – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1783 по 1799 годы – митрополит Новгородский и Петербургский, с 1799 по 1800 годы – митрополит Новгородский) (с 1775 по 1898 гг. епархия Новгородская соединена с Петербургской, с короткими перерывами). б) митрополиты Петербургские (первенствующие в Синоде с 1775 года) 1 . Никодим (Сребницкий) (1742–1745) (архиепископ). 2 . Феодосий (Янковский) (1745–1750) (архиепископ). 3 . Сильвестр (Кулябка) (1750–1761) (архиепископ). 4 . Вениамин (Пуцек-Григорович) (1761–1762) (архиепископ). 5 . Гавриил (Кременецкий) (1762–1770) (архиепископ). 6 . Гавриил (Петров) (1770–1799) (с 1770 г. по 1775 годы – архиепископ Петербургский, 1775–1783 годы – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1783 года – митрополит). 7 . Амвросий (Подобедов) (1799–1818), (1799–1800 годы – архиепископ Петербургский, 1800–1801 годы – архиепископ Новгородский и Петербургский, с 1801 года – митрополит). 8 . Михаил (Десницкий) (1818–1821). 9 . Серафим (Глаголевский) (1821–1843). 10 . Антоний (Рафальский) (1843–1848). 11 . Никанор (Клементьевский) (1848–1856). 12 . Григорий (Постников) (1856–1860). 13 . Исидор (Никольский) (1860–1892). 14 . Палладий (Раев) (1892–1898). 15 . Антоний (Вадковский) (1898–1912). 16 . Владимир (Богоявленский) (1912–1915) (с 1914 года – митрополит Петроградский). 17 . Питирим (Окнов) (1915–1917) (Петроградский). 18 . Вениамин (Казанский) (1917–1922) (Петроградский). г) митрополиты Киевские 1 . Варлаам (Ясинский) (1690–1707). 2 . Иоасаф (Кроковский) (1708–1718). 3 . Варлаам (Вонатович) (1722–1730) (архиепископ). 4 . Рафаил (Заборовский) (1731–1747) (1731–1743 годы – архиепископ, с 1743 года – митрополит). 5 . Тимофей (Щербацкий) (1748–1757). 6 . Арсений (Могилянский) (1757–1770). 7 . Гавриил (Кременецкий) (1770–1783) (архиепископ). 8 . Самуил (Миславский) (1783–1796). 9 . Иерофей (Малицкий) (1796–1799).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

7 ноября 1780 г. Указом Императрицы Екатерины II Малыковка, существенно увеличившая свое население, была обращена в город, названный Волгском. В это время здесь существенно увеличилось купеческое сословие, отличавшееся набожностью и усердием к строительству церквей. Первый каменный храм был построен здесь еще в то время, когда Малыковка оставалась дворцовым селом. Храмозданная грамота от 31 января 1746 г., выданная подьячему Дмитрию Никифорову Казанским архиепископом Лукой (Конашевичем) позволяла воздвигнуть в селе каменную церковь во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Однако и этого храма вскоре оказалось недостаточно. Не спасала положения и небольшая Покровская церковь, построенная около этого же времени на православном кладбище. В 1793 г. Волгский градской голова Петр Михайлович Волковойнов и мещанский староста Петр Васильев от имени Купеческого и Мещанского обществ обратились к Казанскому архиепископу Амвросию (Подобедову) с прошением о строительстве нового храма. Из Казани было получено разрешение разобрать «построенную в давних летах» Казанскую церковь и построить на ее месте просторный каменный храм во имя Живоначальной Троицы. Начатое в 1793 г. строительство было завершено к 1806 г. В это время в неосвященной еще церкви существовал один штат священнослужителей, а протоиерей Дубовский и священник Аловский уже обращались в Градскую думу с прошением о выделении участков земли для строительства собственных домов. За годы строительства собора в церковной жизни Саратовской губернии произошли существенные изменения. Вскоре после учреждения Саратовского наместничества выяснилось, что на его территории находились приходские церкви, принадлежавшие семи епархиям: Астраханской, Тамбовской, Казанской, Воронежской, Владимирской, Нижегородской, Рязанской. Беспорядок в церковной администрации был устранен Высочайшим указом от 16 октября 1799 года об учреждении Саратовской и Пензенской епархии. В конце 1799 г. Саратов встречал своего первого архипастыря, Преосвященного Гаия (Токаова), епископа Саратовского и Пензенского. В Саратове он надолго не задержался. Расположившись в Спасо-Преображенском монастыре, Гаий нашел его совершенно непригодным для жительства. Никакой другой подходящей резиденции в регулярно сгоравшем и потому малоблагоустроенном Саратове не нашлось, и Преосвященнейший Гаий перебрался во второй кафедральный город Пензу.

http://sobory.ru/article/?object=50398

VI. Порядок книг правильных Ветхого Завета Первое занимают место все исторические книги, кои показывают историю или порядок и перемены Церкви Божией в Ветхом Завете; что составляют 1. До завладения землею обетованною пять книг Моисеевы, содержащие в себе и закон. 2. В самом занятии, Книга Иисуса Навина; 3. По занятии, и притом: α. В цветущее состояние Республики, 1. При судиях, Книга Судей, Книга Руфь и 1 Царств. 2. При Царях, 1, 2, 3 и 4 Царств, 1 и 2 Паралипоменон. β. По падении Республики, 1. Во Иудеи Книга Ездры и Неемии. 2. В Вавилоне Книга Есфири. Второе занимают место учительные. 1.Стихотворные, или по известной мере, нами неведомой, сочиненные, именно Книга Иова, Псалтирь и три сочинения Соломоновы. 2. Пророческие, из которых четыре первых книги Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила, и двенадцать последних, от Осии до Малахии. Христиане книги Ветхого Завета разделили, 1) на главы, которое разделение приписывается, по мнению некоторых, Гугону Кардиналу, которой в 1260 лето умер, а по мнению иных, Стефану Лангфону, которой преставился в лето 1228: однако ж связи и разности содержаний не всегда ответствует – и 2) на стихи. VII. Сущность Ветхого Завета Она есть Иисус Христос , Спаситель всего мира. – Пс.39:8 ; Лк.24:25–27 ; Лк.24:44–47 ; Ин.1:45; 5:39,46 . Деян.3;18,21–24; 10:43; 13:27; 26:22,23 . Рим.1:1,2; 10:4; 16:26 ; 1Кор.15:3,4 ; 1Пет.1:10,11 . § 8. О Книге Судей I. Надписание Называется по предмету у Евреев Шофетим, а у греков Κριτα, Судии ( Суд.2:16 ). II. Время писания Написана не после, но прежде времен Давида, Суд.1:21 ; см. 2Цар.5:7 ; смотри и 1Цар.12:9,10,11 ; 2Цар.11:21 , которые места книгу Судей означают. Хотя сему противное усматривается Суд.18:30 ; но преселение земли точно берется за то преселение или пленение, в которое, во время Илиа, с плененным ковчегом завета, многие израильтяне вместе отведены были в плен. 1Цар.4 :10с. III. Писатель Вероятно, что он есть Самуил: ибо время написанной книги точно показует его век; да сие и с должностью его было согласно. Смотри также Деян.3:21,24 . – Иудейские законники с сим мнением согласуются.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Академия вскормила и воспитала целую плеяду иерархов, которым суждено было стать у церковного кормила и оставить след в церковной истории. Среди них мы видим имена архиепископа Новгородского Димитрия (Сеченова), митрополита Киевского Евгения (Болховитинова), а также несколько первенствующих членов Святейшего Синода в сане Петербургских митрополитов: Михаил (Десницкий), Амвросий (Подобедов), Серафим (Глаголевский) и Гавриил (Петров). В конце XVIII века стал вопрос о реформировании высшего образования в целом и о преобразованиях в Московской академии и университете, в частности. Духовная школа должна была самостоятельно искать пути дальнейшего развития, и этот путь был найден выдающимся иерархом XVIII столетия митрополитом Платоном (Левшиным). В то же время кроме внутренних преобразований Московская академия нуждалась и в расширении своих площадей — скромные помещения Заиконоспасского монастыря давно перестали удовлетворять все ее нужды. Разговоры о переводе Академии в другое, более свободное место велись всю вторую половину XVIII века, однако вопрос был окончательно решен лишь в ходе знаменитой «Александровской» реформы в начале XIX века. В 1802-04 годах было учреждено Министерство народного просвещения, а в 1808-14 годах была выстроена реформа духовных учебных заведений. Флагманом этой реформы стала Московская академия, которая после фактически полного уничтожения зданий Заиконоспасского монастыря в наполеоновском пожаре была переведена в Троице-Сергиеву Лавру. Так произошло окончательное размежевание богословской и светской науки, однако весь XIX век продемонстрировал, насколько плодотворным может быть сотрудничество этих двух течений. Но что явилось залогом становления богословской науки? Как писал один из биографов митрополита Платона и святителя Филарета в начале XX века: «Попробуйте разобрать по составным элементам нашу наличную богословскую науку, наличный строй духовной школы, … и вы откроете, что то идет от Платона, а то от Филарета… Дело Платона-Филарета лежит всюду краеугольным камнем». Митрополит Платон созидал фундамент систематического образования, создавал механизмы научного подхода в богословии, святитель Филарет же строил на этом фундаменте и с помощью этих механизмов само здание богословия. Если митрополит Платон создал орудия духовной учености, то святитель Филарет блестяще их применил. Более того, святитель Филарет задал тон дальнейшему процессу развития духовной школы, выявил главный ориентир ее созидания — подлинная церковность. Это — еще одно завещание наших великих предшественников.

http://patriarchia.ru/db/text/1299094.ht...

В нач. дек. 1812 г. Л. получил указ сопровождать обоз с ценностями обратно в Москву; 12 дек. он выехал из Вологды и 31 дек. прибыл в Москву. Первоначально поселился в Златоустовском мон-ре, который не пострадал от пожаров, но подвергся разграблению и осквернению (так, в Троицкой ц. франц. солдаты устроили конюшню). В янв. 1813 г., переселившись в Перервинский мон-рь, приступил к исполнению синодского указа, к-рым предписывалось сделать опись имущества и подать ведомости о том, «что в каждом монастыре разрушено, сгорело, похищено». 6 апр. того же года освятил восстановленную надвратную ц. в честь Толгской иконы Божией Матери (XVIII в.), а 9 мая - храм во имя свт. Николая Чудотворца в Перервинской обители. К февр. 1813 г. в монастыре проживали уже более 100 иноков. Одновременно к нояб. 1813 г. Л. восстановил московский в честь Богоявления мужской монастырь . Являлся казначеем комитета «Высочайше составленного, для золочения глав» на соборах Московского Кремля, с 1 дек. 1813 г.- присутствующим в Московской духовной консистории. В 1814 г. Л. был уволен от должности префекта Перервинской ДС и назначен членом Московского комитета духовной цензуры; 30(20?) сент. 1815 г. уволен от управления Перервинским монастырем. 26 июня 1815 г. Синод поручил Л. возобновление Архангельского собора Московского Кремля, выделив на это 40 тыс. р. ассигнациями. Убранство собора было обновлено: в частности, колонны иконостаса заменены резными и изготовлены резные царские врата. 26 июня 1816 г. по рекомендации еп. Августина Л. был переведен настоятелем в Высокопетровский во имя свт. Петра, митр. Московского, монастырь , 13 марта 1817 г. назначен благочинным муж. монастырей Московской епархии. 30 авг. 1816 г. имп. Александр I пожаловал Л. орден св. Анны 2-й степени за «отличное усердие, оказанное при восстановлении духовной части в Москве после нашествия неприятельскаго». Вскоре Л. был представлен императору. 12 марта 1818 г., в день восшествия на престол имп. Александра I, Л. произнес свою 1-ю проповедь в столичном Казанском соборе. Ревельский еп. свт. Филарет (Дроздов) и С.-Петербургский митр. Амвросий (Подобедов) при предварительной цензуре назвали проповедь «очень хорошею». 7 апр. того же года при освящении церкви в городовой тюрьме С.-Петербурга Л. произнес Слово, напечатанное позднее за счет средств министра духовных дел и народного просвещения кн. А. Н. Голицына .

http://pravenc.ru/text/2462461.html

В период пребывания части Орловщины в составе Севского вик-ства Московской епархии еп. Севский и Брянский Кирилл (Флоринский) учредил при архиерейском доме Ставленническую контору для обучения кандидатов на места священно- и церковнослужителей. При 3-м Севском еп. Амвросии (Подобедове ; впосл. митрополит), в 1778 г., в Севске основана ДС, 15 сент. 1779 г. в Орле открыто ДУ, подчиненное ректору Севской ДС. Орловское ДУ помещалось в Успенском мон-ре, на 3-м этаже каменного корпуса над настоятельскими кельями. В 1794 г. в помещениях Орловского ДУ случился пожар, после чего для его воспитанников близ Успенского мон-ря построили деревянный дом. Должность префектов Орловского ДУ занимали игумены Успенского мон-ря Иероним (1779-1796) и Модест (1796-1798). В 1798 г. уч-ще было закрыто, а ученики переведены в Севскую ДС. В 1788 г. в связи с учреждением Орловской епархии семинария была переименована в Орловскую, но продолжала оставаться в Севске. В 1817 г. еп. Иона (Павинский) преобразовал семинарию: она была разделена на 3 отд-ния (высшее, среднее и низшее), а из низших классов составлены уездные и приходские уч-ща. Эти уч-ща, состоявшие под управлением ректоров или смотрителей, были открыты в Орле и в Ливнах. Орловское ДУ (уездное и приходское) помещалось при Успенском муж. мон-ре, а после упразднения обители - при архиерейском доме, в том же деревянном здании, в к-ром до 1798 г. размещалось 1-е духовное уч-ще. При еп. Гаврииле (Розанове; впосл. архиепископ) за городом был построен семинарский корпус (открыт весной 1827), семинария переведена из Севска в Орёл. Должность ректоров Орловской ДС занимали буд. митрополиты Арсений (Москвин) , Исидор (Никольский) , Феогност (Лебедев) . В 1837 г. семинарию окончил свт. Феофан Затворник . При ректоре архим. Митрофане (Стеженском; 1845-1855) построен корпус для семинарской больницы и разбит парк. Преобразование Орловской ДС по уставу 1867 г. последовало лишь в 1872 г., при ректоре прот. А. В. Богданове (впосл. еп. Александр (Богданов) ). Семинария из 3-классной была обращена в 6-классную. Все здания были вновь перестроены (в частности, расширен главный корпус пристройкой с юж. стороны). В 1914 г., после начала первой мировой войны, в семинарии разместился лазарет. В 1918 г. Орловская ДС была закрыта; сохранилось ее здание (памятник архитектуры).

http://pravenc.ru/text/2581549.html

Вилламов, корреспонденцией занимались секретари Н. П. Новосильцов и Д. А. Хилков. С 1805 г. один день в неделю был предназначен для словесных докладов почетных опекунов. В 1801 г. под начало М. Ф. поступило 1-е медицинское учреждение - больница им. имп. Павла I (Павловская больница). В том же году по ее указанию была введена практика прививок от оспы в воспитательных домах, в Москве открыт ин-т повивального искусства на 10 воспитанниц, в окт. 1802 г. в Гатчине - дом призрения на 80 мест. В 1805 г. в С.-Петербурге и в 1806 г. в Москве были основаны 2 больницы для бедных, каждая на 200 мест, названные Мариинскими, а также «вдовьи дома», или богадельни для вдов военных и гражданских чиновников (позднее императрица стала выбирать из их числа особо «сердобольных вдов», к-рые помогали в уходе за больными). В 1805 г. при Московском воспитательном доме начал работать родильный госпиталь на 20 кроватей. В 1806 г. в Павловске открылось 1-е опытное уч-ще для глухонемых на 12 чел., а затем и заведение для слепых на 50 чел. В 1807 г. в соответствии с распоряжением имп. Александра I, довольного результатами деятельности матери по развитию жен. образования, в ведение М. Ф. поступило новооткрытое девичье отд-ние Императорского военно-сиротского дома, переименованное в дальнейшем в Павловский ин-т. По личной просьбе М. Ф. митр. С.-Петербургский и Новгородский Амвросий (Подобедов) назначал для подведомственных ей учреждений законоучителей и наставников из способных студентов СПбДА. Высоко оценив помощь митр. Амвросия, М. Ф. наградила его золотой табакеркой и медалью с надписью на латыни: «С благодарностью от Августейшей Русской Императрицы». Еще одним знаком особого внимания была преподнесенная митрополиту коллекция фамильных портретов-медальонов, вырезанных самой императрицей. Увеличивая число находившихся под ее началом учреждений, М. Ф. не переставала контролировать уже имеющиеся: занималась вопросами расширения помещений, роста финансирования, повышения квалификации работников, внедрения новых достижений и т.

http://pravenc.ru/text/2562158.html

Изумлявшая всех работоспособность и эрудиция архимандрита Филарета быстро выдвигали его вперёд. В 1814 году Комиссией духовных училищ было выработано Положение об учёных степенях действительных и почётных, и первым действительным доктором богословия в России стал (13 августа 1814 года) ректор Санкт-Петербургской академии архимандрит Филарет. В мотивировке предоставления ему докторской степени говорилось, что он удостаивается её на основании «светлейших доказательств учёности, священной и церковной, представленных в академических чтениях, в церковных речах, а особенно в классических сочинениях, и увенчанных искренним осуществлением на деле христианского учения». Через две недели после получения высшей учёной степени, 27 августа 1814 года, архимандриту Филарету была назначена пожизненная пенсия в размере 1.500 рублей в год. 30 августа 1814 года он был назначен членом Комиссии духовных училищ. В июне и июле 1815 года ревизовал Московскую духовную академию и семь семинарий: Новгородскую, Тверскую, Владимирскую, Ярославскую, Костромскую, Спасо-Вифанскую и Московскую, а также ряд уездных и приходских училищ, находящихся на пути его следования. В марте 1816 года по указу Святейшего Синода определён настоятелем Московского Новоспасского монастыря с оставлением при академии. 2 июня 1816 года назначен членом Комитета для решения судебных дел о лицах духовного звания греко-российского исповедания в Финляндии. 16 июля 1816 года утверждён членом совета Императорского человеколюбивого общества. 3 марта 1817 года назначен членом Строительного комитета при Санкт-Петербургской духовной академии. 7 апреля 1817 года назначен членом Главного Правления училищ. В июле 1817 года произвёл ревизию Санкт-Петербургской духовной семинарии. 23 июля 1817 года, по представлению митрополита Санкт-Петербургского Амвросия (Подобедова) , он был назначен епископом Ревельским, викарием Санкт-Петербургской епархии, с оставлением в должности ректора академии и управляющего Новоспасским монастырем. 5 августа 1817 года в Санкт-Петербурге, в Троицком соборе Александро-Невской лавры, архимандрит Филарет был хиротонисан во епископа Ревельского.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010