Хотя труды Ассемани требуют существенных коррективов (особенно с учетом вновь найденных и опубликованных сирийских источников), они являются великолепными памятниками церковно-исторической науки своего времени. Племянник Иосифа Симона Иосиф Алоизий Ассемани (1710–1782), вначале профессор сирийского языка в римском университете Sapienza, затем профессор восточной литургики и член основанной Бенедиктом XIV Академии исторических исследований, опубликовал многотомный «Литургический кодекс Вселенской Церкви " 931 . Кроме того, ему принадлежит ряд работ по литургике, источниковедению и истории канонического права 932 . Историко-экзегетический труд одного из первых специалистов в области эпиклезиса – французского богослова-ораторианца о. Пьера Ле Брэна (1661–1729) «Буквальное, историческое и догматическое объяснение молитв и обрядов Мессы согласно древним писателям и памятникам всех Церквей христианского мира» 933 был впервые опубликован в 1716–1726 гг., после чего выдержал неоднократные переиздания и был переведен на европейские языки. Кроме того, именем о. Ле Брэна (совместно с Евсевием Ренодо-младшим (1646–1720)) надписано издание «Собрания основных литургий, используемых греками и другими схизматиками...» 934 , посвященное собиранию доказательств исторической преемственности веры Церкви в таинства (отметим, кстати, что позиция Ренодо по данному вопросу послужила основанием для широкой полемики, развернувшейся во Франции между католиками и протестантами). Цистерцианец Джованни кардинал Бонá (1609–1674), активно занимавшийся изучением аскетического наследия, оставил базирующееся на святоотеческих творениях сочинение De sacrificio Missae tractatus asceticus, continens praxim attentè, devotè, et reverenter celebrandi (1672), выдержавшее ряд переизданий 935 и переведенное на европейские языки 936 . После издания книги De Divinâ Psalmodiâ (P., 1663), исследующей употребление Псалтири в христианской Церкви, и в процессе работы над Horologium Asceticum (P., 1676) кардинал Паллавичини предложил Бона заняться исследованием истории мессы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мотивом такого решения стали прецеденты канонизации жертв гонений на христиан, не принявших крещение (например, язычников, присоединявшихся к христианам во время казни). Обосновывая канонизацию неправославных, архиереи РПЦЗ, в частности архиепископ Лос-Анджелесский Антоний (Синькевич), указывали «что эти люди, будучи преданными Царю, своей мученической кровью крестились, и они достойны, тем самым, быть канонизированными вместе с Семьёй». Итак, в число канонизированных святых, принявших вместе с Царской Семьей мученическую кончину, были вместе с доктором Евгением Боткиным, поваром Иваном Харитоновым и горничной Анной Демидовой включены Царский слуга римский католик Алоизий Егорович Трупп и лютеранка гофлектрисса Екатерина Адольфовна Шнейдер (учительница русского языка императрицы Александры Федоровны), убитая большевиками 4 сентября 1918 года в Перми. Русская Православная Церковь (МП) пока не нашла в себе сил разделить в полноте это откровение, утвержденное зарубежной частью нашей Церкви. Обнадеживаёт лишь посыл официальной позиции Патриархии по поводу канонизации слуг: «В связи с тем, что они добровольно остались с Царской Семьей и приняли мученическую смерть, правомерно было бы ставить вопрос и об их канонизации». А также и то, что Комиссия по канонизации упоминает и других верных слуг, убиенных большевиками в различных местах и в разные месяцы 1918 года: генерала-адъютанта И.Л. Татищева, гофмаршала князя В.А. Долгорукова, «дядьку» Наследника К.Г. Нагорного, детского лакея И.Д. Седнёва, фрейлину Императрицы графиню А.В. Гендрикову. И всё же Комиссия, возглавляемая митрополитом Ювеналием, посчитала, что «не представляется возможным окончательное решение вопроса о наличии оснований для канонизации этой группы мирян, по долгу своей придворной службы сопровождавших Царскую семью в период её заточения и принявших насильственную смерть». В 2016 году был сделан ещё один шаг в правильном направлении: Архиерейский собор Русской Православной Церкви принял решение о канонизации одного из слуг Царской семьи доктора Евгения Боткина. Он был прославлен как страстотерпец праведный Евгений врач. Однако дальнейших шагов не последовало.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/05/18/zh...

Только в системе концлагерей Ясеновац было истреблено 700 000 человек, из них не менее 500 000 православных сербов, которых убивали с особой жестокостью. Значительную часть из них умертвили холодным оружием - взрезали горло специальными ножами-«серборезами», разбивали головы молотами, отрезали руки, ноги, пальцы, уши, губы, выкалывали глаза, женщинам отрезали груди. Во всех этих злодеяниях активнейшее участие принимали представители римо-католического духовенства: международные комиссии установили факт причастности полутора тысяч хорватских священнослужителей, монахов и монахинь к геноциду, проводимому Независимой Хорватской Державой. Алоизий Степинац практически ничего не сделал, чтобы остановить злодеяния вверенного ему клира и паствы. Отметим, что и папа Пий XII никак не реагировал на террор в Хорватии, хотя знал о нем все. Не отлучил палачей от Церкви, хотя в 1949 году отлучил всех коммунистов. Более того, принимал делегации усташей в Ватикане, а после войны Католическая церковь по т.н. «крысиной тропе» обеспечила бегство многих хорватских палачей. Ватикан в ХХ - начале XXI в. покаялся перед многими, только не перед православными, не перед сербами. Иоанн Павел II так и не нашел времени, чтобы посетить Ясеновац, помолиться за сотни тысяч жертв геноцида и принести покаяние перед православным сербским народом. В следующем году, как сообщили недавно СМИ, папа Бенедикт XVI намеревается посетить Хорватию с официальным визитом, чтобы принять участие в торжественной беатификации Алоизия Степинаца. Мы полагаем, что беатификация «архиепископа геноцида» означает признание ответственности Ватикана за преступления против православных сербов. О каких тогда общих нравственных ценностях с католиками мы можем говорить?! Вызывает озабоченность, что и с православной стороны тема Ясеноваца никак не поднималась. Говорится о чем угодно - о захватах храмов на Украине, о прозелитизме - только не о страшных преступлениях, имевших ярко выраженный конфессиональный характер. Исследователи справедливо говорят о хорватском клирофашизме, который острием своим был направлен против православных, когда были истреблены сотни православных священнослужителей.

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/01/...

Почему 28-й канон IV Вселенского Собора неделимой Церкви даровал равную честь престолу старого Рима наравне с новым Римом? Когда и почему эти вещи были отвергнуты? Не занимали ли Вас эти вопросы, если не как священника, то, по крайней мере, как мыслящего человека, находящегося в ожидании «восьмого дня» и знающего, что конец человеческий близок для каждого из нас? И что Вы скажете, интересно, Устроителю Церкви, Господу нашему, о сотнях людей, уничтоженных вашей ересью во имя якобы чистоты веры («святая инквизиция», «священные войны», «крестовые походы»), относясь к этому снисходительно и не отделяя своей позиции от всех этих преступлений и, что еще более важно, от извращенного понимания свободы, любви, неотмирности Сына Божия, пострадавшего на кресте для того, чтобы грешное человечество не погибло? Недавно вами был причислен к лику блаженных кардинал Алоизий Степинац Загребский (Хорватия), моральный преступник, имя которого связано с бандами фашистов-усташей Анте Павелича (Ватикан позже помог ему бежать в Латинскую Америку) и с пролитием крови 800 000 православных сербов. Я не слышал тогда от Вас ни протеста, ни отделения своей позиции, хотя Вы прослужили в «Церкви Христовой» 33 года. Если этот бесчувственный и хладнокровный убийца признан «благословенным», то «Бог», который его таким признает, для нас совершенно бесполезен, не нужен, и он нас не касается. Вот почему я написал то, что так огорчило Вас, полностью отдавая себе отчет в том, что я написал, а именно: что «папизм привел к атеизму». Сначала он привел к протестам, а после этого и к атеизму, потому что он стал поклоняться Богу, морально виновному в совершении преступлений, в религиозных войнах, в кровавых жертвах и страданиях. Мне нужно напомнить вам о 29 000 гугенотов, убитых в трагическую Варфоломеевскую ночь? Нужно ли напоминать о жертвах так называемой Столетней религиозной войны? Не знаю, с чего начать… А кто сжег Жанну д'Арк на костре? Сожгла ее святая инквизиция, то есть папский престол, как одержимую демоном, а впоследствии причислила к лику блаженных.

http://pravoslavie.ru/41538.html

Подобно этому, тот же Фалко не отказывает в признании святости святителя Петра, – напротив того прямо сознается, что об нем, да еще о святителе Алексие он слышал, что «они вели жизнь не порочную и творили знамения и чудеса» (prodigia et miracula). Об них, говорит Фалко, упоминает Мейерберг и Олеарий в третьей книге своих путешествий; они полагаются в греко-московских святцах папеброхия; равным образом их помещают у себя русские книги, как-то: Трефолой, Устав или Густав (ustavus vel Gustavus), часослов и другие. Потому, продолжает Фалко, если угодно, примем оных и мы (т.е. латиняне) и внесем в Римский мартирологий. Во всяким случая, о Петрие и Алексии, митрополите я знаю, заключает Фалко, что они почитаются литовско-русскими униатами, – и этого им Римская церковь не утверждала, но и не запрещала. 43 И мы имеем документы, что еще задолго до Фалко (которого сочинение напечатано в 1755 году) многие латинские писатели, в том числе самые иезуиты, с утверждения высшей административной власти, даже епископов и домашних прелатов, как Алоизий Кулеш, за апробацией Константина Казимира Бржостовского, епископа Виленского (1764), прямо называли святителя Петра святым Петром, хотя и старались объяснить эту святость своеобразно мнимым единением с Римскою церковью. То же самое читаем у помянутого Кулеша и о святых угодниках Киево-Печерских, которых он также именует не иначе, как святыми Печерскими, признает их нетление, чудеса и тому подобное. 44 А там, повторяем, между другими почивает родной наш святой угодник преподобный Феодор, князь Острожский, святая Иулиания Ольшанская и многие другие святые, находящиеся в ближайших отношениях к Волыни, как-то: преподобный Варлаам, Никола Святоша, святитель Нифонт и другие. 45 Наконец известно, что почаевские базилиане хотели было даже канонизовать преподобного Иова игумена Почаевского, и поэтому поводу, с участия известного строителя Лавры графа Николая Потоцкого, заводили особую переписку с Римским двором. 46 Не наша вина, что папа не уважил этой просьбы, и отказал на том основании, что преподобный Иов был ревнителем православия против папизма. Но для нас важен факт, что латино-униты в свое время так уважали и признавали святость, нетление и чудотворения угодника Божия, что за них не побоялись даже ходатайствовать у папы Римского.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

В отчете экспедиции зафиксировано: «Предварительный антропологический анализ определил костные останки человеческими, подвергнутыми разрушению разного характера, в том числе сожжению, кости принадлежат двум молодым индивидуумам, молодому человеку в возрасте 10—13 лет и девушке — 18—23 лет; фрагменты керамического сосуда идентичны найденным в основном погребении, вскрытом в 1991 г., и являются обломками керамических амфор с японской серной кислотой; пули оболочные, разнокалиберные, от патронов для короткоствольного огнестрельного оружия. Этот комплекс фактов позволяет сделать вывод, что найдено место захоронения и останки членов императорской семьи Романовых — царевича Алексея и его сестры княжны Марии, сокрытые революционерами в 1918 г.». Останки и пули ученые передали для проведения анализов свердловским судмедэкспертам. — Представляется важным, чтобы исследования обнаруженных останков были максимально открытыми, подчеркнул вчера в беседе с «Известиями» заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. — Чтобы ко всем частям скелетов получили доступ не только государственные эксперты, но и независимые, в том числе церковные, а при необходимости и зарубежные. В прошлом опасения в нецелостности скелетов усилились тем, что доступ к отдельным частям для независимых специалистов был ограничен. Кого расстреляли в Екатеринбурге В ночь на 17 июля 1918 года в подвале дома горного инженера Ипатьева в Екатеринбурге без суда и следствия были расстреляны Ольга, Мария, отрекшийся от престола император Николай II, его супруга, императрица Александра Федоровна, Анастасия, Алексей, Татьяна (на фото слева направо). Также были расстреляны лейб-медик Боткин, комнатная девушка Демидова, повар Харитонов и камердинер Алоизий Трупп. На второй день после казни московские газеты сообщили, что «из-за тяжелой военной ситуации и наличия контрреволюционного заговора в Екатеринбурге расстрелян Николай II, а его семья переведена в безопасное место».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Другими его важными работами были “Календарь Вселенской Церкви” (Рим, 1755) и пятитомный “Перечень Восточных канонических и гражданских законов” (Рим, 1762). По поручению Ватикана Иосиф Ассемани принимал участие в Ливанском соборе Маронитской Церкви 1736 г. в качестве папского легата. В конце жизни он был рукоположен в сан архиепископа Тирского. Его племянник Иосиф Алоизий Ассемани (†1782) — автор многих исследований, среди которых особое место занимает работа “Литургии Вселенской Церкви” в 15 томах (Рим, 1754). Епископ Стефан Эводий Ассемани (1711–1782), другой племянник старшего Ассемани, продолжил работу своего дяди в Ватиканской библиотеке, составив Каталог библиотеки в трех томах. В 1742 г. он издал “Описание восточных рукописей библиотеки Медичи во Флоренции”. Последним из этой семьи был племянник Иосифа Алоизия — Симон Ассемани (1752–1821), автор работ на латинском языке об арабских странах, их географии и астрономии. Римо-Католическая Церковь понимала всю важность интеллектуальной деятельности маронитов. Менее века спустя папа Иннокен­тий X (1644–1655) организовал в Равенне еще один колледж для студентов из Сирии и Ливана, который в 1665 г. был присоединен к римскому Маронитскому колледжу 153 . После захвата Италии войсками Наполеона Маронитский колледж был закрыт. Его восстановление произошло при папе Льве XIII в 1891 г. Управление было поручено уже папской конгрегации Пропаганды веры 154 . Колледж просуществовал практически до начала Второй мировой войны и был вновь закрыт в 1939 г. 4.7. Марониты под властью оттоманов в XVI — XVIIIbekax В 1516 г. Сирия и Ливан вошли в состав обширной Османской империи. Регион был разделен на три княжества (эмирата): Дамасское, Алеппское и Триполийское. Власть паши в Триполи распространялась на средиземноморское побережье, область Носаирис и Ливан. В 1660 г. был образован эмират в Сидоне для управления югом Ливанских гор. В начале оттоманского владычества на Востоке марониты были в основном сосредоточены в северной части Ливана, входившей в область управления триполийского паши. Они продолжали иметь собственное самоуправление во главе с мукаддаминами, роль которых на практике сводилась к сбору налогов. Но ок. 1655 г. управление известной маронитской провинции Бешарр перешло к шиитскому роду Хамада, что привело к переселению многих маронитов в южные районы и на побережье. Первые правители из этой семьи были хорошими администраторами, но при их наследниках царили угнетение и насилие 155 . На этом фоне престиж Церкви возрастал, тем более, что маронитский патриарх осуществлял также гражданское управление общиной и ее политическим представительством в Стамбуле. Это давало духовному главе маронитов такое положение, какого не было ни у одного восточного патриарха 156 . Между тем как все остальные должны были испрашивать разрешение на осуществление своих полномочий, маронитский патриарх, освобожденный от политической опеки, был вхож в оттоманский дворец как “князь Востока”.

http://pravmir.ru/o-maronitskoy-tserkvi/

Форма и план старинных деревянных церквей представляли или квадрат, или продолговатый четырехугольник. Купола были или круглые, или башнеобразные, иногда в большом количестве и разнообразной величины (рис. 77 и 78, л. 17). Характерную особенность и отличие русских куполов от куполов греческих составляет то, что над куполом под крестом устраивалась особая главка, напоминавшая луковицу. Московские храмы до XV века обыкновенно строились мастерами из Новгорода, Владимира и Суздаля и напоминали храмы Киево-Новгородской и Владимиро-Суздальской архитектуры. Но эти храмы не сохранились: они или окончательно погибли от времени, пожаров и татарских разрушений, или перестроились по новому виду. Сохранились другие храмы, построенные после XV века после освобождения от татарского ига и усиления Московского Государства. Начиная с царствования великого князя Uoahha III (1462 – 1505 г.), в Россию приезжали и вызывались иностранные строители и художники, которые, при посредстве русских мастеров и по руководству древнерусских преданий церковного зодчества, создали несколько исторических храмов. Главнейшими из них являются Успенский собор (рис. 84 и 85, л. 18 и 19), где совершается Священная Коронация Русских Государей (строитель итальянец Аристотель Фиораванти) и Архангельский собор – усыпальница русских князей (строитель итальянец Алоизий) (рис. 83, л. 18). С течением времени Русские строители вырабатывают собственный национальный архитектурный стиль. Первый вид русского стиля носит название «шатрового» или столбового. Он представляет собой вид соединенных в одну церковь нескольких отдельных церквей, из которых каждая имеет вид словно столба или шатра, увенчанного куполом и главкой. Помимо массивности столбов и колонн в таком храме и большого количества главок в виде луковиц , особенностями «шатрового» храма являются пестрота и разнообразие красок наружных и внутренних его частей. Образцом таких храмов являются церковь в селе Дьякове и церковь Василия Блаженного в Москве (рис. 79 и 82, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

610-611 612-613 613-614 614-615 615-616 616-617 617-618 618-619 АССЕМАНИ семья маронитов, из кот. вышли ученые и богословы Иосиф Симон А. (1687-1768), Стефан Эводий А., еп. Апамеи (1707-1782), Иосиф Алоизий А., проф. (1710-1782) 619-620 АССЕМАНИЕВО ЕВАНГЕЛИЕ Евангелие-апракос краткий, старослав. рукопись западноболг. происхождения, одна из древнейших слав. книг 620-621 621-622 АССИРИОЛОГИЯ комплексная гуманитарная дисциплина, изучающая историю, языки и культуру древнемесопотамской (шумеро-аккад.) цивилизации, существовавшей с кон. IV тыс. до Р. Х. по IV в. до Р. Х. 622-625 625-627 627-630 630-634 АСТАФЬЕВ Алексей Михайлович (1873-1956), автор церковных песнопений, регент, педагог, помощник дирижера Русского хорового общества в Москве 634-635 635-636 636-637 637-643 643-645 645-646 647-649 650-659 659-660 660-675 675-677 АТМАН многозначный термин, означает сущность, самость каждой вещи; душу, дух, абсолютный субъект 677-678 678-679 679-680 681-682 АТТИК (сер. IV в.–окт. 425 г.), свт. (пам. греч. 8 янв., 11 окт.), Патриарх К-польский (03. 406–10. 10. 425) 681-682 682-683 АУГСБУРГСКИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ МИР урегулирование отношений между католическими и протестантскими князьями в Священной Римской империи германской нации путем предоставления права имперским чинам выбирать вероисповедание 683-684 684-687 687-692 АУГУСТИ Иоганн Кристиан Вильгельм (1771/72- 1841), протестантский теолог, гебраист, исследователь раннехристианской археологии 692-693 693-694 АУТОДАФЕ термин, обозначающий церемонию публичного оглашения приговора трибунала инквизиции католической Церкви 694-696 696-697 697-698 698-699 АФАНАСИЙ Дмитриевич Милов (1877-1937), свящ., сщмч. (пам. 22 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АФАНАСИЙ (Сахаров Сергей Григорьевич; 1887-1962), еп. Ковровский, священноисп. (пам. 15 окт., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) 699-704 АФАНАСИЙ (Егоров Алексей Егорович; 1884-1937), игумен, прмч. (пам. 7 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/vol/iii.html

Государь был необыкновенно спокоен. Его смирение и кротость не могли не удивлять даже потерявших человеческий облик охранников. Он не реагировал и не отвечал на их оскорбления и грубые выходки. Родившийся в день Иова Многострадального, государь давно понял, что его удел терпеть все, что посылает ему Бог. Государыня, и без того имевшая слабое здоровье, совсем ослабла от такой жизни. Она почти не вставала с кресла, не ходила на прогулки. Александра Федоровна поддерживала себя постоянным чтением духовной литературы, а рукоделие помогало ей отвлечься от происходящего вокруг. Царские дети старались держаться бодро, не падали духом, насколько это было возможно, ободряли друг друга и родителей. Самое главное- они были все вместе и их взаимная любовь давала им силы. Единственное, чего они хотели- чтобы не погибла Россия. Об этом были все их мысли и все их молитвы. В конце концов, с царской семьей остались только четыре человека: лакей, горничная, повар и доктор. Эти четверо может и не были самыми близкими к семье людьми, но именно они сподобились быть с царственными мучениками до конца. Почему именно они - один Бог знает. Лакей Алоизий Егорович Трупп был офицером царской армии, в отставке поступил на службу во дворец, что было очень почетно. Служил при комнатах Ее Императорского Величества, добровольно последовал с семьей в ссылку. Был необходим в трудных условиях заключения, достойно нес свою службу до последнего дня. Горничная Анна Степановна Демидова- выпускница Мариинской гимназии,- была искусной рукодельницей, чем и привлекла внимание Государыни. Ее приняли на службу во дворец, где она учила царевен вышиванию, следила за порядком в комнатах. В Ипатьевском доме Анна старалась облегчить быт узников, стирала и зашивала вещи, старалась создать хоть какой-то уют вокруг. Повар Иван Михайлович Харитонов нес тяжелый крест кормильца всех узников. Монахини Ново-Тихвинского монастыря Екатеринбурга приносили узникам продукты, но охрана отбирала себе все, что им нравилось. Буквально из ничего повар Харитонов старался приготовить что-то повкуснее и порадовать всех арестованных. Чтобы отвлечь великих княжон от тяжких мыслей, Иван Михайлович придумал научить их печь хлеб и увлек этим занятием девушек. До последнего часа этот самоотверженный человек выполнял свой долг и смотрел в будущее спокойно, хотя оставил в неизвестности жену и детей.

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/16/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010