Многохорная месса. Гравюра Адриана Колларта по рис. Иоанна Страдануса в изд.: Encomium musices. Antverpiae, 1595 Многохорная месса. Гравюра Адриана Колларта по рис. Иоанна Страдануса в изд.: Encomium musices. Antverpiae, 1595 I. Особенности культурной, творческой и литургической среды И. В XVI в. на Апеннинском п-ове находилось множество государств, различных по природным условиям, площади и военно-политической ситуации, зависевших от влияния соседних стран (особенно Франции и Испании). Все это обусловило исключительно разнообразную картину муз. жизни И.: достаточно упомянуть такие города, как Венеция, Милан, Флоренция, Неаполь, Палермо, папский Рим с особым статусом, аристократические дворы в малых центрах - Гонзага в Мантуе или д " Эсте в Ферраре, институты - Дом Богородицы в Лорето и др., сеть аббатств, мон-рей, религ. домов. Исследования последних лет показали, что в муз. жизни таких городов, как Венеция или Рим, большую роль играла, с одной стороны, сеть церквей и институтов, способных содержать постоянные капеллы (благодаря продуманной экономической и организационной стратегии), с другой - не менее важной была деятельность братств и др. сообществ, к-рые, не имея собственных капелл, содействовали организации, в т. ч. на высочайшем уровне, муз. мероприятий по особым поводам (торжеств в честь святых-покровителей, ежегодных городских праздников и т. п.). Необходимый состав муз. сообщества (певцы, инструменталисты, композиторы, переписчики, издатели, мастера по изготовлению инструментов) обеспечивался во многом за счет чрезвычайной мобильности его участников, принимавшей иногда форму настоящих миграционных потоков (напр., приезжавшие в И., особенно в 1-й пол. XVI в., франко-фламанд. музыканты). Наиболее привлекательным городом был Рим благодаря развитой системе поощрений и особым механизмам церковного патроната. Кроме того, на протяжении XVI в. наблюдался растущий интерес церковных властей к проблемам набора певцов, их образования (об этом свидетельствует, напр., основание школ для мальчиков-певчих (pueri cantores)) и упорядочения капелл.

http://pravenc.ru/text/2033728.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иисус Христос. Камея. X-XI вв. (ГММК) [лат. gemma - почка, драгоценный камень, перстень с печатью; греч. λφος]. 1. Произведение глиптики (камнерезного искусства), полу- либо драгоценный камень, как правило цветной, обработанный (отшлифованный или ограненный) для дальнейшего использования; различные минералы, ценимые за редкость, твердость и красоту, напр. агат, сардоникс, яшма, лазурит (ляпис-лазурь), реже сапфир, изумруд и др.; нек-рые материалы некристаллического происхождения, напр. жемчуг, красный коралл, янтарь. 2. Общее наименование резных полудрагоценных либо драгоценных камней. Г. различаются техникой исполнения изображения: высокий рельеф - камея и углубленная резьба - инталия, последние использовались гл. обр. в качестве знаков собственности, печатей . С Г. соединялось представление о магических и лечебных свойствах камней: «Сила камня… смарагда, говорят, заключается в том, что в нем отражается лицо. Баснотворцы говорят также, что он способен сообщать предвидение» ( Епифаний Кипрский, свт. О 12 камнях, бывших на одеждах Аарона//ТСОРП. Т. 52. Ч. 6. С. 271); «...[агат] предотвращает вредные последствия от яда скорпиона, змей и тому подобных животных» (Там же. С. 276). Вмч. Феодор Тирон, пронзающий дракона. Инталия. Ок. 1300 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Вмч. Феодор Тирон, пронзающий дракона. Инталия. Ок. 1300 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Г. известны в искусстве Др. Востока и эгейского мира с IV-III тыс. до Р. Х., как правило одноцветные. В эпоху эллинизма, с ростом бюрократии и как следствие - потребности в печатях, производство Г. возросло; в одном из крупнейших центров, Александрии, мастера исполняли полихромные Г. преимущественно из сардоникса, имевшего слои разной окраски, что позволяло создавать живописное изображение, в к-ром светлый слой контрастировал с темным и наоборот («камея Гонзага» с портретами Птолемея II и Арсинои II, III в. до Р. Х., ГЭ). В имп. период Др. Рима Г., прежде всего с портретами императоров и членов их семей, достигали большого размера - ок. 20 см в высоту («гемма Аугустеа» с изображением триумфа имп. Августа, I в., Художественно-исторический музей, Вена). В III - IV вв., особенно в правление имп. Константина и его преемников, искусство резьбы Г. пережило новый подъем, свидетельствуя о преемственности древних императоров, а также о мощи гос-ва, напр. «камея Ротшильда» с портретами имп. Гонория и его супруги Марии (Лувр, Париж; долгое время считались портретами имп. Констанция II и его супруги) . Известны Г., созданные в связи с учреждением новой имп. резиденции на Востоке - К-поля, напр. Г. большого размера из сардоникса с изображением имп. Константина, к-рого венчает Тихе (богиня судьбы; IV в., переработана в нач. XIX в., ГЭ). С переездом имп. двора на Восток коллекции Г., собранные в Др. Риме, оказались в К-поле.

http://pravenc.ru/text/161997.html

Что такое фреска и как её пишут 10 июля, 2012 Содержание статьи Что такое Фреска Фреска — это особый вид живописи. Рисунок наносится краской на сырую штукатурку. Это очень древняя техника, и она имеет мало отношения к строительной штукатурке. Для фресковой живописи используется специальное покрытие стен — левкас. Левакс готовится из смеси песка с гашеной известью. А вместо обычных красок — натуральные пигменты, разведенные с водой. Именно поэтому фрески имеют такой удивительный оттенок. Натуральные пигменты не вступают в химические соединения с известью, поэтому их использование так важно. Как создаются фрески Фресковая живопись Мы можем полюбоваться фресками еще на античных памятниках монументальной живописи. Но популярны фрески были и для украшения жилых домов, в основном, знатных и богатых людей. Во время эпохи Возрождения фрески приобрели особую популярность. Они украшали дворец герцога Людовика Гонзага, над ними работали величайшие мастера своего времени — Рафаэль, Микеланджело, Мазаччо. Интересно, что людям нравилось изображать на фресках дома быть своей семьи. С XVI в. в Италии распространилась « чистая» фреска (« буон фреско«) без применения темперы. При этом верхний слой грунта ( интонако) в этом виде фрески наносился только на тот участок, который живописец рассчитывал закончить до его высыхания. Традиции фрески в дальнейшем жили в декоративных росписях XVII— XVIII вв. В XIX в. В России фрески можно часто увидеть в храмах. На стенах Светогорского монастыря и Ферапонтова монастыря есть потрясающие работы. Католические храмы — например церковь Санта Мария в Риме, тоже украшены фресками. Современные фрески часто пишут акриловыми красками или методом цифровой печати, но старые мастера предпочитают классическую технику. Правда, сэкономить в таком случае не получится. Самые известные фрески Микеланджело. «Дельфийская сивилла». Фрагмент росписей плафона Сикстинской капеллы в Ватикане. 1508 — 1512. Источник: dic.academic.ru Дионисий. Фреска собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. 1502—03 гг. Вологодская область Источник: dic.academic.ru

http://pravmir.ru/chto-takoe-freska/

Завершила работу III Международная патристическая конференция «Преподобный Иоанн Кассиан и монашеская традиция христианского Востока и Запада» 24 ноября 2015 г. 14:48 21 ноября 2015 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия состоялось закрытие III Международной патристической научно-богословской конференции «Преподобный Иоанн Кассиан и монашеская традиция христианского Востока и Запада». Модераторами субботних секций стали кандидат богословия, преподаватель Московской духовной академии П.К. Доброцветов и профессор Университета Гонзага (США) Ричард Гудрич. Дискуссию открыл монах бенидиктинского монастыря святого Иоанна, директор музея «Хилл» и библиотеки рукописей Колледжвилла (США) священник Колумба Стюарт, выступив с докладом «Рецепция преподобного Иоанна Кассиана на христианском Востоке». Доцент Московской духовной академии игумен Дионисий (Шленов) представил вниманию слушателей сообщение на тему «Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин в греческой патристической и византийской традиции». Преподаватель Барселонского университета Рауль Вильегас Марин посвятил свое выступление теме «Преподобный Иоанн Кассиан о послании к Римлянам, гл. 7: восточное аскетическое богословие и западные споры об impeccantia». Доктор исторических наук В.М. Тюленев (Ивановский государственный университет) рассказал об аскезе и аскетическом выборе в литературном наследии Эннодия. С докладом «Термины alter, alius (aliud) и сопутствующие им в христологии преподобного Иоанна Кассиана и предшествующей патристической традиции» выступил кандидат богословия, преподаватель МДА С.А. Кожухов. В своем выступлении «Преподобный Иоанн Кассиан и доуставное ирландское монашество» сотрудник Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» А.А. Королев коснулся вопроса развития западного монашества в исторической перспективе. Профессор Объединенной пресветерианской семинарии г. Ричмонд (Виргиния, США) Ребекка Уивер предложила вниманию участников конференции рассказала о педагогике преподобного Иоанна Кассиана в традиции чтения Священного Писания в монастыре святого Иоанна Арльского, а профессор патристики Университета Лотарингии (г. Мец, Франция) Мари-Анн Ваннье познакомил слушателей с темой «Экхарт и Собеседования преподобного Иоанна Кассиана». Заведующий кафедрой богословия Общецерковной аспирантуры А.Р. Фокин представил собравшимся доклад схиархимандрита Гавриила (Бунге) о влиянии Евагрия Понтийского на труды преподобного Иоанна Кассиана. В заключение заведующий кафедрой богословия поблагодарил участников конференции и передал слово игумену Дионисию (Шленову). Священник прочитал стихотворение «В единении Востока и Запада», которое написал в последний день заседаний. Общецерковная аспирантура /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4280259.ht...

Также в статье «Идея представить это чудовище экуменическим святым безумна» отец Владимир писал: «Безусловно, ни по каким понятиям, даже по католическим, Алоизий Степинац не может быть признан святым, потому что он непосредственно причастен к геноциду над сербским православным населением, в котором активное участие принимало и хорватское монашество и хорватский клир. Не знать об этом он не мог, и его подчиненные не могли совершать подобные действия без его, минимум, одобрения, а то и санкций. Речь идет не менее чем о 700 тысяч убитых. И в этих 700 тысячах хорватский клир и монашество целиком являются повинными не только потому, что многие из них принимали активное и непосредственное участие в убийствах, но еще и потому, что клир это благословлял, клир это организовывал. Стоит вспомнить, что Мирослав Филипович был комендантом концлагеря. Соответственно вина хорватского клира и монашества, и самого Степинаца не подлежит сомнению. Более того, своими действиями Алоизий Степинац всецело одобрял политику дискриминации и геноцида по отношению к православному населению. Именно политику насильственного прозелитизма, политику уничтожения Православия как религии, а политика уничтожения Православия в Независимой Державе Хорватской была немыслима без уничтожения православных. Алоизий Степинац - это военный преступник, который отделался мягким наказанием, и не может быть речи о том, что он какой-то страстотерпец, почётный великомученик и т. д. Он получил своё от Югославского суда, причём ещё достаточно мягко». Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 3. Кстати, этот преступный " святоша " уже канонизирован русофобом Иоанном Павлом-2 как " блаженный " то есть " местночтимый " святой. Местночтмые святые есть также и в Русской Православной Церкви: Преп. Феодосий Кавказский, Блаженная Валентина Минская, и другие, которые почитаются святыми в рамках своей определенной епархии, которая их с благословения высшего церковного начальства канонизировала.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/25/eg...

Алоизий Степинац - (8 мая 1898, Брезарич, Хорватия — 10 февраля 1960) — католический архиепископ Загреба, кардинал. После начала Второй мировой войны Хорватия оказалась оккупированной гитлеровской армией, власть в стране перешла к фашистскому движению усташей, объявивших о создании «Независимого государства Хорватия». Степинац приветствовал усташей и восстановление хорватской независимости. 28 апреля 1941 года, через 11 дней после капитуляции Югославии, он издал пастырскую энциклику, которая обязывала католиков страны поддерживать усташей и созданное ими независимое хорватское государство. Как отмечает известный историк и богослов, доцент СПбГУ диакон Владимир Василик , Алоизий Степинац раздавал усташским палачам иконки и кресты, вместо того, чтобы отлучать от Церкви, публично одобрял все то, что совершалось в Хорватии. «Как глава военного духовенства, он не сделал ничего, чтобы удержать своих подчиненных от преступлений. Правда, приватно он посылал Павеличу письма с некоторыми протестами, главным образом после Сталинграда, но от них жертвам геноцида было ни жарко, ни холодно. Степинац интриговал против Павелича в 1944 г., но, в отличие от других, не пострадал. Перед бегством, Павелич доверил Степинацу часть награбленного у жертв золота», - пишет отец Владимир. Поэтому, как отмечает диакон, осуждение Степинаца на процессе 1946 г. было более чем обоснованным. Потом его сделали «мучеником коммунизма», хотя просидел он всего 5 лет. В 1998 г. папа Иоанн Павел II беатифицировал его, причислил к лику «блаженных». Планируется, что в начале июня папа Римский Бенедикт XVI посетит Хорватию , где будет участвовать в торжествах по беатификации «архиепископа геноцида». Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/05/28/de...

Ведется ли диалог и бывают ли встречи по этой тематике между иерархами Сербской Православной и Римско-Католической Церквей? Диалог об Алоизии Степинце (хорватский архиепископ Алоизий Степинац, возглавлял Католическую Церковь в Хорватии в годы Второй мировой войны и прославился непримиримой борьбой с Православием и сербским народом. После прихода к власти усташского правительства Независимого государства Хорватия активно поддерживал его и лично благословлял Анте Павелича и других военных преступников. – Прим. пер.) как раз таковым и является. Ясеновац находится в центре сербо-хорватских отношений, особенно отношений Римско-Католической и Сербской Православной Церквей в период Второй мировой войны, он стал центральной темой нашего разговора. Мы за год суммировали все, что нам было известно, и это было сделано по-христиански, а это уже немало. Так же епископ Антун (Шкворчевич) каждый год организует день памяти Ясеновца, на который приезжают и другие епископы, дважды был и папский нунций. Поэтому я очень доволен тем, что этот диалог ведется при взаимном уважении и понимании.  В августе 1941 года на территории Независимого государства Хорватия (НГХ) была создана самая большая в регионе система концентрационных лагерей − Ясеновац. За несколько лет в этих местах погибло 700 000 человек – православные сербы, цыгане, евреи, в их числе 20 000 детей в возрасте до 12 лет. Многие сербы приняли здесь мученическую кончину, пострадав за верность Православию. НГХ было сформировано при поддержке фашистских режимов Германии и Италии. Геноцид сербского населения начался сразу после провозглашения нового государства. Сербы были обречены на изгнание и ликвидацию, их можно было безнаказанно убивать, пытать, изгонять из домов, отбирать имущество. Истребление сербов происходило под руководством главы хорватских усташей, Анте Павелича, который в своем письме папе Пию XII говорил, что именно понтифику «принадлежит честь создания НГХ». Духовным вдохновителем истребления сербов стал глава Римско-Католической Церкви в Хорватии архиепископ Загребский Алоизий Степинац, которого впоследствии папа Иоанн Павел II причислит к лику святых, а папа Бенедикт XVI назовет «образцом христианской любви». Выбор места для массовых убийств не был случайным. Ясеновац находится в центре сербских земель и потому стал центральным пунктом для уничтожения сербов. Территория Ясеновца была окружена несколькими реками среди болотистых полей, что делало бегство из лагеря практически невозможным. Зверства, с которыми хорватские усташи убивали мужчин, женщин и детей, не имеют аналогов в мировой истории. В 1997 году было откопано небольшое количество костей жертв геноцида. При перевозке останков машина наполнилась благоуханием (прим. пер.).

http://pravoslavie.ru/142174.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Рассказ о двух письмах, блаженности кардинала Степинаца и плодах его «святости» 10.03.2014 671 Время на чтение 13 минут Во время мессы в римской хорватской церкви Святого Иеронима 10 февраля 2014 года, в день литургической памяти Алоизия Степинаца префект Конгрегации канонизации святых кардинал Анджело Амато сообщил о том, что проинформировал папу Франциска о «чуде», произошедшем по ходатайству этого католического «блаженного мученика». Чудо является необходимым этапом на путу к прославлению в лике святых, которое должно совершиться до конца сего года. К этому времени к лику католических святых уже будет (27 апреля) причислен папа Иоанн Павел II, который Степинаца и беатифицировал в 1998 году, когда по этому поводу он в своей проповеди заявил, что «своим человеческим и духовным подвигом блаженный Алоизий Степинац стал для хорватского народа своего рода компасом, благодаря которому можно было ориентироваться». Алоизий Степинац был архиепископом Загреба, примасом Хорватии и членом Хорватского Государственного Сабора нацистского, марионетичного тнз. Независимого государства Хорватии. Почему-то поклонники «блаженного» кардинала не очень любят упоминять о его деятельности во время Второй мировой войны. Предлагаем вниманию читателя два письма того времени, прямо и косвенно красноречиво говорящих о том, каким образом Степинац, пользуясь словами Иоанна Павла II из той же выше упомянутой проповеди, в эти смутные времена «мужественно и открыто свидетельствовал Евангелие» и «спасал жизнь большому числу евреев и сербов». Хорватский политический деятель итальянского происхождения Првослав Гризогоно, ревностный католик, бывший дипломат Королевства Югославии, написал архиепископу Загреба Алоизию Степинацу следующее письмо. «Я пишу вам как человек человеку, как христианин христианину. Уже несколько месяцев как я собирался это сделать, надеясь все время, что ужасные сведения, поступающие из Хорватии, прекратятся, и тогда я бы смог сосредоточиться и написать спокойно. В течение последних десяти месяцев в Хорватии сербов убивали и уничтожали самыми жесточайшими способами, в то время как их имущество, оцененное в миллиарды динаров, было конфисковано. Краска стыда и гнева покрывает лица всех честных хорватов.

http://ruskline.ru/analitika/2014/03/11/...

В 1617 году Иосиф (Рутский) построил в Вильно (ныне - Литва) на месте старого православного Троицкого монастыря базилианский монастырь, функционировавший по примеру иезуитских братств. «Часне сестре» (как по-хорватски называются католические монахини) из католического базилианского ордена в 1938 году начали строительство монастыря в Сошицах. Кровельный материал пожертвовал Джуро Предович, а древесину для строительства - словенский римо-католический самостан (монастырь) из Плетерья. К строительству подключился и арцбискуп Загреба Алоизий Степинац. Наиактивнейшим участником был также униатский жупник («священник») Станко Вишошевич. А влиятельным благотворителем - жумберачанин Янко Шимрак, который во времена существования Хорватской бановины (провинция в Королевстве Югославия, существовавшая с 1939 по 1941 годы, - примеч. ред.) регулярно публиковался в сербофобском журнале «Хорватская стража» и на страницах этого издания пропагандировал строительство самостана. Фирис, бывший священник из Радатовичей, эмигрировавший в Америку, в начале 1939 года выслал из Кливленда крупную сумму денег, собранную жумберачанами-униатами, эмигрировавшими в США. Строительство базилианского самостана в Сошицах завершилось в конце августа 1939 года. На торжествах по случаю его открытия присутствовал Загребский арцбискуп Алоизий Степинац и униатский бискуп Дионисий Няради, русин из Бачки. Во время войны в 1942 году партизаны подожгли самостан, поскольку в нем лечились усташи. Но в 1959 году он был восстановлен усилиями сестры В. Попович, обуниаченных жумберачан из Америки и бискупа Степнинца. Я неслучайно рассказал о судьбе этих двух монастырей: русского православного монастыря в нынешней Литве и жумберацкого самостана в Хорватии. В 1686 году Россия заключила «вечный мир» с Польшей. По этому договору вся восточная Украина (Малороссия) с Киевом стали частью русского государства. Польша обязана была предоставить своим православным подданным полную свободу вероисповедания. Вскоре и униатский базилианский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви под старым именем Троицкого. Сегодня, после «демократических перемен» в Восточной Европе, по моим сведениям, монастырь вновь стал принадлежать униатам.

http://ruskline.ru/opp/2018/sentyabr/13/...

Во время второй мировой войны Загребский архиеп. Алоизий Степинац (1937-1960) поддержал создание НГХ и стремление хорват. католич. епископов обратить в католичество правосл. сербов, проживавших на территории этого гос-ва. Когда начались репрессии, он выступил против насилия над сербами, но это не повлияло на положение. В 1946 г. архиеп. Алоизий за сотрудничество с оккупационными властями был приговорен к 5 годам тюрьмы. Через 2 года он был освобожден и возведен в сан кардинала - это вызвало временный разрыв отношений между Белградом и Ватиканом (восстановлены в 1966 усилиями Загребского архиеп. кард. Франьо Шепера ). В 1945-1948 гг. при проведении аграрной реформы в Югославии у Загребского католич. архиеп-ства было изъято более 70% земель. В 1991 г. Загребский католич. архиеп. Франьо Кухарич поддержал движение за независимость Хорватии от СФРЮ и в том же году создал католич. епископскую конференцию Хорватии. В 1992 г. в Загребском ун-те был открыт католич. теологический фак-т. 10-11 сент. 1994 г. в честь 900-летия основания архиеп-ства впервые состоялся визит в З. папы Римского Иоанна Павла II . 2-4 окт. 1998 г., несмотря на протесты СПЦ, папа вновь посетил З. и возглавил торжества по поводу беатификации кард. Алоизия Степинаца. В июле 2002 г. в Хорватии был принят закон о реституции, по к-рому гос-во постепенно возвращает Загребскому архиеп-ству национализированное имущество. В наст. время в состав Загребского архиеп-ства входят Джяковское, Сремское, Пожегское, Вараждинское и Крижевецкое еп-ства, кафедру возглавляет кард. Йосип Бозанич (с 1989). До сер. ХХ в. особенностью богослужения во мн. храмах и мон-рях Загребского архиеп-ства являлось использование т. н. глаголического обряда - лат. обряда на церковнослав. языке с использованием древней слав. азбуки глаголицы . Обряд был неотъемлемой частью хорват. национальной культуры, но из-за начавшихся после Ватиканского II Собора литургических реформ и перевода богослужения на совр. хорват. язык к наст. времени он почти полностью вышел из употребления.

http://pravenc.ru/text/182461.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010