Елисеев (1821 - 1891), отстаивавший своё принципиальное убеждение в том, что «явленная икона Казанской Божией Матери находится не в Московском Казанском соборе, а в Казанском Девичьем монастыре в Казани»(7). По «единодушной рекомендации» И.А. Смирнова-Платонова и Д.И. Кастальского 28 ноября 1851 г. протоиерей А.И. Невоструев направил Г.З. Елисееву письмо, в котором изложил свои доводы в пользу явленности («оригинальности») «Московской» Казанской иконы Божией Матери. Причём, главный из них заключался в том, что в 1611 г. под г. Москву Казанским ополчением из г. Казани была принесена явленная чудотворная икона, а не её список, как это принято считать. Уже 15 января 1851 г. Г.З. Елисеев ответил А.И. Невоструеву, приведя в своём письме аргументы в пользу того, что явленной является именно «Казанская» Казанская икона Божией Матери. По предложению ректора КДА (впоследствии - епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии, затем - епископа Смоленского и Дорогобужского) Иоанна (В.С. Соколова) (1818 - 1869),(8) раздел «Краткого исторического сказания о чудотворных иконах Казанской, Седмиозерной (Смоленской), (Грузинской) Раифской и Мироносицкой» о Казанской иконе Божией Матери, вместе с письмом Г.З. Елисеева А.И. Невоструеву, переработанные в статью «Казанская чудотворная икона Божией Матери», были - без подписи - опубликованы в 1858 г. в «Православном Собеседнике».(9) В дальнейшем аргументацию в пользу явленности «Казанской» Казанской иконы Божией Матери, без ссылок на А.И. Невоструева и Г.З. Елисеева, изложил в своём исследовании «Казанский Богородицкий девичь монастырь», изданном в г. Казани в 1879 г., профессор КДА священник Е.А. Малов (1835 - 1918).(10) Впоследствии письма А.И. Невоструева и Г.З. Елисеева, с обширными комментариями, воспроизвёл в своей статье «Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери. (По поводу святотатственного похищения её из Казанского женского монастыря 29 июня 1904 года)», опубликованной в 1904 г., историк И.М. Покровский (1865 - 1941).(11) Следует отметить при этом, что заметного развития данная дискуссия тогда не получила, хотя аргументация Г.З. Елисеева вряд ли может быть признана исчерпывающей. И.М. Покровский утверждал, что: «После ответа Григория Захаровича москвичи уже не поднимали учёного спора о подлинности и явленности Казанской иконы Божией Матери, хранящейся в Москве, и согласились, что явленная икона, теперь похищенная, хранилась тогда в Казани».(12) Признанием этого он считал, в частности, изданное в 1889 г. в г. Москве Д.И. Кастальским, бывшим в то время протоиереем Казанского собора (собора Казанской иконы Божией Матери) г. Москвы, «Сказание о чудотворной Казанской иконе Божией Матери» (переиздано в 1892 г.)(13), где тот, по словам И.М. Покровского, «называет Казанскую икону первообразом Московской»(14). Вместе с тем, И.М. Покровский ничего не писал о том, как отреагировали на аргументы Г.З. Елисеева А.И. Невоструев и И.А. Смирнов-Платонов.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

…меня бог миловал, — а наши кое-кто наслаждались его беседой. — В апреле 1866 года, после покушения Каракозова на Александра II, M. H. Муравьев был назначен председателем следственной комиссии по розыску «преступного заговора». Развернулась кампания арестов среди литераторов и демократической интеллигенции. Допросы многих из арестованных вел Муравьев лично. 135 …Некрасова музу вдохновил. — 16 апреля 1866 года Некрасов, желая спасти «Современник» от закрытия, прочитал в Английском клубе M. H. Муравьеву стихи, ему посвященные. Г. З. Елисеев вспоминал, что «весь смысл стихотворения заключался, помнится, в том, что поэт, обращаясь к Муравьеву, говорил: «Разыщи виновников и казни их» («Шестидесятые годы. Антонович и Елисеев. Воспоминания». 1933, стр. 321). 136 «Полюби и стань моей, Иродиада!»— строка из поэмы Гейне «Атта Троль» в переводе Михайлова. 137 Принцы égalité. — В 1792 году герцог Орлеанский и его сын Людовик-Филипп (в 1830–1848 годах — французский король) отказались от своего титула и приняли имя граждан Эгалите (Равенство). 138 Будьте-ка вы Иван Царевич…— В романе Достоевского «Бесы» (ч. II, глава восьмая «Иван-царевич» — «Русский вестник», 1871, ноябрь) подобное предложение делает Ставрогину Петр Верховенский. 139 Макиавелли Николо ди Бернардо (1469–1527) — итальянский политик и писатель, оправдывавший любые средства в политической борьбе. 140 Меттерних Клеменс, князь (1773–1859) — австрийский министр иностранных дел (1809–1848), один из главных руководителей европейской реакции. 141 Я терн в листах твоего венца — перефразированная цитата из «Полтавы» А. С. Пушкина: Петру я послан в наказанье, Я терн в листах его венца. 142 Дублюр (франц. doublure) — подкладка. 143 Ложемент (франц. logement) — здесь: квартира. 144 Алё маршир — здесь: ступай вон. 145 Гог с Магогом. — В библии имена князя и народа, упоминаемые в пророчестве Иезекииля. Здесь в смысле: столкновение двух противостоящих сил. 146 …кто устоит в неравном споре? — цитата из стихотворения А. С. Пушкина «Клеветникам России». 147

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

762 С появлением в Палестине первых групп немецких переселенцев-темплеров (немецкая колония в Яффе возникла в 1868 г., в Иерусалиме в 1872 г.), была организована первая транспортная компания, наладившая в 1869 г. регулярное сообщение между Яффой и Иерусалимом. Они же занимались импортом, сборкой и ремонтом повозок. Как писал А. В. Елисеев, «ездить в Иерусалим гораздо удобнее на каруцах – “немцевых колесницах”. Еще ранним утром, условившись с возницами, богомольцы отправляются на “немцевы колесницы”, которые стоят за рынком у Иерусалимского выезда . Мест в колеснице бывает чаще всего 6 или 4, иногда вся каруца занимается одним богомольцем, везущим много вещей» (Елисеев А. В. С русскими паломниками на Святой Земле. С. 111–112). 767 Имеется в виду территория будущего Русского Вознесенского монастыря на Елеоне. Спасо-Вознесенский собор, который архим. Антонин начал строить еще в 1873 г., был к этому времени уже полностью завершен. 768 Самури Жибраил (Гавриил) Фотиевич – сын драгомана русского вице-консула в Яффе Фотия Яковлевича Самури. 769 «Святейший Сонм» – Святейший Синод (цсл. сонм ‘собор, синод), «Министерство несвоих дел» – Министерство иностранных дел. 772 Гефсиманские ворота – единственные ворота Старого города, открытые на восток (Золотые ворота были заложены в XIII в.). Название связано с тем, что от них начинается дорога в Гефсиманию, к гробнице Божией Матери и Гефсиманскому саду. 773 Евангельская Овчая купель (Вифезда) представляет собой систему археологических напластований: древнееврейская купальня для мытья овец, приводимых для жертвоприношения в Храм, римские бани, использовавшие прежний водоем, византийский храм, почтивший совершенное здесь Иисусом чудо исцеления расслабленного, наконец, храм крестоносцев, воздвигнутый на руинах разрушенной персами византийской церкви. Вифезда, покрытая глубоким культурным слоем, была обнаружена К. Шиком в 1871 г. Полномасштабные раскопки произведены в 1956 г. 774 Базилика святой Анны была построена в XII в. женой короля Иерусалимского Балдуина над криптой, расположенной, по мнению католических археологов, на месте дома Иоакима и Анны. В 1856 г. турецкий султан Абд-уль-Меджид подарил этот участок императору Наполеону III – в благодарность за участие Франции в Крымской войне. Храм был восстановлен в 1860-е гг. по проекту архитектора К. Маусса.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

4) Откуда видно, что Господь творил великие чудеса через мощи святых угодников Божьих? 4) Из следующих мест св. Писания: «Илия сокрыт был вихрем, – и Елисей исполнился духом его; ничто не одолело его; и, по успении его, пророчествовало тело его. И при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти были дивны дела его» ( Сир. 48:12–15 ). „И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» ( 4Цар. 13:20–21 ). 5) Откуда видно из св. Писания, что через одежды не только Христа, но и святых угодников Божьих, творились великие чудеса, и что даже тень падающая от ап. Петра, исцеляла больных, мимо которых он проходил? 5) Об исцелениях от одежды Христа читаем в Евангелии следующее: «И приносили к Нему всех больных. И просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись» (Мф. 14:36 см. Лк. 8:43–48 ). О милоти (верхняя одежда) пророка Илии говорится в Библии: «И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ей по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба (Илия и Елисей) посуху» ( 4Цар. 2:8  и 14). Об одеждах св. Апостолов читаем: «Бог же творил не мало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» ( Деян. 19:11–12 ). «Выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» ( Деян. 5:15 ). 6) Почему не все получают исцеление и помощь от св. мощей? 6) По неверию или маловерию своему: «По вере вашей, сказал Христос, да будет вам» (Мф. 9:29). «Сомневающийся, говорит ап. Иаков, подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что–нибудь от Господа» ( Иак. 1:6–7 ). О почитании св. мощей учили многие св. отцы Церкви от первых веков ее. Мы приведем хотя бы некоторые их свидетельства о прославлении Богом нетленных мощей и других святых останков и необходимости их почитания.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Весь Храм залит светом и великолепно иллюминован; Кувуклия блистает тысячами разноцветных лампад и фонарей, унизывающих ее сверху до низу; масса пылающих свечей в руках тысячей богомольцев еще более увеличивает эффект; все сияет, все блестит. Храм представляется настоящим храмом света, сияния и огня. Обстановка действительно чарующая, поражающая великолепием, особенно, когда масса духовенства, налитого золотом и серебром, с величественным Патриархом во главе, обходит Храм... но божественная служба при всей своей торжественности не производит того впечатления, которое могло бы неотразимо действовать на присутствующих. Я спрашивал не раз и себя, и других, для кого и для чего служится Пасхальная заутреня и литургия на непонятном для огромного большинства присутствующих греческом языке, когда его не понимают более девяти десятых молящихся? Не только для тысячей русских и славянских паломников, но и для туземцев арабов это служение не может дать ничего, кроме внешности, т. е. той стороны, которою православие должно дорожить всего менее. Вопросы отчего, для чего, как и почему приходится так часто ставить в делах Палестины, что нечего на них ждать и ответа. Ответят и отвечают грустные факты, из которых повсеместное быстрое падение православия по всей Святой Земле, идущее параллельно и прогрессивно с движением иноверной пропаганды, надо поставить прежде всего. Грустно, но приходится повторить снова, что в храме Божием около Гроба Господня даже в такие великие часы, как Пасхальное бдение, паломник наш на ряду с туземцами-арабами должен стоять, не понимая ни слова из службы, не разумея ни одной нотки ее пения, стоять «как в киятре» или бежать в скромную русскую церковь Св. Троицы, что на постройках. Там, по крайней мере, он не увидит того, чтобы священнослужители, стоя перед престолом Патриарха у самого Гроба Господня позволяли себе пересмеиваться, не услышит носовых рулад греческого напева, там ему все будет понятно, знакомо, и он почувствует себя, как на Руси. Говоря о Пасхальной службе, правимой в Храме Воскресения, как и всегда на греческом языке, я не могу не заметить, что Патриарх Никодим, первый из Патриархов Иерусалима осмелился произносить многие возгласы и молитвы по-русски; паломники наши оценили первый шаг Блаженнейшего, и его нельзя не приветствовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вместе с тем, поскольку в одном из монастырских актов, зафиксировавших его первоначальное пребывание на Соловках, он назван поляком (по месту, откуда пришел), можно с известной долей вероятности предположить, что старец Феофан родился и провел юность в той части Малороссии, которая до раздела Польши 1770–1790-х гг. находилась в границах тогдашней Речи Посполитой. 733 …внезапу осия его свет, воззывая от чувственныя нивы мысленный возделовати виноград. – Т. е. призывая его от мирской плотской жизни к жизни духа. «Мысленным виноградом» в новозаветной поэтической системе именуется Церковь Христова и – шире – христианская вера. См. слова Христа в Евангелии от Иоанна: «Аз есмь лоза истинная, и Отец Мой делатель есть». ( Ин.15:1 ); «Аз есмь лоза, вы же рождие: и иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног, яко без Мене не можете творити ничесоже» ( Ин.15:5 ). 735 И тако, умилився душею, абие того же часа распряже волов... иде в путь – Будущий подвижник имплицитно уподобляется здесь пророку Елисею, который, как и Феофан, был призван на служение во время пашни ( 3Цар.19:19–21 ) В Пространной редакции Жития эта параллель вербализована: «Он же, ощутив в себе необычное оное озарение, умилися душею, абие тогожде часа изпряже волов, оставив в земли плуг свой, сотвори, якоже Авелмеулский Елисеев...· (цит. по ркп.: БАН.собр. Археографической комиссии. 222. л. 34). 736 Киево-Печерская лавра – один из первых по времени создания и наиболее значимых монастырей Древней Руси. Был основан в середине XI в. на правом, высоком берегу Днепра преподобным Антонием Печерским и его учениками. Сказание об основании Киево-Печерского монастыря читается в Повести временных лет под 1051 годом. 737 ...представлен служити некоему затворнику, Досифею именем, дар прозрения имущу. – Имеется в виду киевский подвижник Досифей Китаевский († 25/26 сентября 1777 г.) Известен, среди прочего, тем. что благословил на монашеский путь Серафима Саровского (см. Сказания о жизни и подвигах старца Серафима, иеромонаха Саровской обители и затворника, извлеченные из записок ученика его//Маяк: Журнал современного просвещения, искусства и образованности в духе народности русской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Около часу продолжается служение у Кувуклии, вокруг которой оба Патриарха с своими клирами совершают троекратный обход. Затем греческий Патриарх начинает разоблачаться при пении соответствующих молитв; оставшись в одном белом подряснике, он входит в Кувуклию, видимо взволнованный, с побледневшим лицом. О, если бы хотя одна сотая из присутствующих знала тайную причину его волнения, если бы кто вошел в его положение, когда он должен фигурировать в роли посредника между Богом и людьми, в роли пророка Илии, низводящего небесный огонь на земную жертву, свечи, то все было бы слишком ясно, и волнение слишком понятно! Никогда Патриарх не является перед массою народа в таком, по-видимому, славном, неземном ореоле и славе, и никогда вместе с тем он не чувствует себя так тяжело, так невыносимо, как в тот день, когда он должен, по воле народа, сводить неведомым образом с неба огонь, которого ждут, не дождутся тысячи присутствующих, из которых многие растерзали его на части, если бы не сошел с небес огонь на пук свечей, находящийся в руке Патриарха... Но оставим трепещущего Патриарха, вошедшего в Кувуклию, с его страшною ответственностью перед Богом и людьми, с его сжимающимся сердцем, с его побледневшим челом, дерзающим перед Гробом Господним в 1884 году, в назначенный им самим час и даже минуту сводить на землю с горней выси небесный огонь... Нам не описать, да и не нужно, его волнений... Паломник стоит во Храме, веруя и «не рассуждаяй». За вошедшим в Кувуклию греческим Патриархом входит и армянский... Двери Кувуклии затворяются... и что происходит там, то знает один Бог , да два Патриарха, и чует как-то невольно расположенное ко всему скептически на Святой Земле, даже верующее сердце... На минуту все смолкает, все ждет в трепете и волнении появления неземного огня, который, не смотря на грехи мира, все-таки падает, верит паломник, для очищения мира «во зле лежащего». Прекрасная идея, прошедшая через религии и религиозные миросозерцания всех древних и новых народов земного шара! Очищение мира через огонь и сошествие частицы этого очистительного огня ежегодно перед духовным обновлением, Светлым Христовым Воскресением знаменует тоже победу добра над злом и вечного света над вечною темнотою – вот идея, лежащая в основании обряда, совершаемого Патриархом в полдень великой Субботы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Над всем родом человеческим звучит это слово Пречистой: «Вина не имут». Нет радости у народа нашего, и не будет, пока не обретет он покаянием способность принять истину, потерянную им. И это в первую очередь зависит от того, как наша Церковь, каждый из нас в Церкви, исповедует истину Православия. Деятельность просвещения становится иной от прикосновения к источнику, с самого начала переполняющего меня радостью. Я хочу, чтобы ты стал участником этого общения, которое наполнило мою жизнь, преобразило мою печаль в радость и открыло мне Христову Любовь. Церковь может просвещать народ в той мере, в какой она хранит верность истине, в той мере, в какой может свидетельствовать, что Христос присутствует в человечестве и верностью истине она может дать Ему действовать через нее. Современное миссионерство часто тяжеловесно, претенциозно, нелепо. Оно становится просто невозможным, когда мы хотим сделать все сами, когда мы уверены, что от нас требуется, в то время как только Христос претворяет воду в вино, только Он дает радость на празднике жизни. Вместе с Божией Материю Церковь уготовляет путь Господу и говорит нам: «Что скажет Он вам, то сделайте» — храните неповрежденной истину исповедания и заповеди Господни. Так совершил первое чудо Христос и явил славу Свою, и уверовали в Него ученики Его. Так начал Он, не делая все Сам, но призвав Двенадцать — тех, кто в свою очередь призовут других. Мы сегодня — среди этих других, все, имеющие помазание от Духа истины и несущие ответственность за исповедание ее. И значит, за спасение многих. Святые отцы говорят, что переложить на других эту ответственность — значит лишить самих себя радости славы Креста Христова и Воскресения. Вы пишете, что сегодня как никогда — в Церкви, и в том, как мир относится к Церкви, — слишком многое зависит от священства. Что прежде всего люди ждут от священника? Михаил Елисеев, г. Санкт-Петербург Когда одного, только что рукоположенного, горящего ревностью священника отправили на приход провинциального городка, правящий архиерей сказал ему: «В этом приходе жизнь еле теплится.

http://moral.ru/ответы-на-вопросы-читате...

89 Перевод: «Откуда упал на нас этот дальносеверный и страшный перун (россы)? Оплачь (народ) со мной этот Иерусалим (Византию), еще не взятый и не падший в прах, но уже близкий к гибели. Оплачь со мной царицу городов». Беседы Фотия по поводу нашествия россов изданы у нас дважды: преосв. Порфирием (Успенским) и проф. Ловягиным. 90 По мнению г-на Кондакова и А. Н. Муравьева, София лучше даже Св. Петра в Риме, с которым только она и может быть сравниваема. 91 Прежде я думал, что Стамбулом по-турецки называется весь Константинополь, но оказывается, что этим именем собственно называется стариннейшая часть города. 92 Джамиси и значит мечеть. А слово «Кахрие», вероятно, есть искаженное греческое слово χρας, т. е. сельский или загородный, каким именовался монастырь, из которого переделана мечеть. 93 Я решил посетить, если Богу будет угодно, и Афон, и Солунь, и Рим с их прославленными памятниками. 94 Так утверждается в одной корреспонденции, напечатанной в «Московских Ведомостях» в каком-то осеннем номере 1891 г. 96 Между прочим я говорил: «Шестьсот отцов собора Халкидонского навеки благословили богословскую науку и ее дело». См.: Вселенские соборы IV и V вв. М., 1879. С. 273. 97 Училищный строй и Халкинские порядки не раз были описаны. Лучшее описание принадлежит проф. А. С. Лебедеву (Из путевых воспоминаний//Правосл. Обозрение. 1882. T. I. С. 138–150). Сюда и отсылаем за подробностями любознательного читателя. 98 Κανονισμς τς ν χλκη θεολογιχς σχολς, τς το χριστο μεγλης κκλησας. Κονστ-πολ, 1874. 99 Феоптрой зовут греки халкинскую училищную гору за то, что с нее открываются такие восхитительные виды. 100 Недаром они изобретены Каиновым потомком, сыном убийцы и двоеженца (Быт. 4:21–33). Ср.: «Крейцерову сонату» гр. Толстого. 101 Доктор Елисеев говорит: «Дом (составляющий подворье), построенный, скорее, в европейском, чем восточном вкусе, привлекательный снаружи и с первого взгляда производящий прекрасное впечатление среди грязных строений Галаты, так же чист и комфортабелен внутри» (С. 60), но это описание подворья, скорее, походит, по нашему мнению, на комплимент. Он же говорит: «В длинных коридорах (собственно в задней части их) идут прекрасные чугунные решетчатые помостки, благодаря которым вентилируется воздух» (С. 61 ). Но эти чугунные прозрачные решетки мне сразу же не понравились, и я прозвал их «чертовой паутиной». Через эти сквозные решетки вы видите людей, ходящих и по верхнему, и по нижнему коридору –над вашей головой и под вашими ногами. Если смотрите вверх и видите ноги идущего человека, то представляется как будто бы эти ноги сливаются с его головой и как будто над вами ползет гигантский паук по железной паутине.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

(6) См.: [Елисеев Г.З.] Краткое историческое сказание о чудотворных иконах Казанской, Седмиозерной (Смоленской), (Грузинской) Раифской и Мироносицкой. - Москва: «В Университетской Типографии», 1849. - 65 с. (7) См.: Покровский И. Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери. (По поводу святотатственного похищения её из Казанского женского монастыря 29 июня 1904 года). - С. 274. (8) См.: Там же. (9) См.: Казанская чудотворная икона Божией Матери//Православный собеседник, издаваемый при Казанской Духовной Академии. - 1858. - Часть третья. - С. (591) - 412. (10) Казанский Богородицкий девичь монастырь. История и современное его состояние. Священника Евфимия Малова. - Казань: Типография Императорского Университета, 1879. - С. 42 - 51. (11) См.: Покровский И. Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери. (По поводу святотатственного похищения её из Казанского женского монастыря 29 июня 1904 года)//Православный собеседник, издание Казанской Духовной Академии. - 1904. - Часть вторая. - С. 258 - 275. (12) Там же. - С. 274. (13) См.: Сказание о чудотворной Казанской иконе Божией Матери. Московского Казанского собора протоиерея Д. Кастальского. - Москва: Типография И.Д. Сытина и К°, 1889. - 71 с.: ил.; Сказание о чудотворной Казанской иконе Божией Матери. Протоиерея Д. Кастальского. - Москва: Издание причта Московского Казанского собора (Типография «Рассвет»), 1892. - 63 с. (14) См.: Покровский И. Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери. (По поводу святотатственного похищения её из Казанского женского монастыря 29 июня 1904 года). - С. 274. (15) Чугреева Н.Н. Казанская икона Божией Матери [Электронный ресурс]//Православная Энциклопедия: сайт. - URL: http://www.pravenc.ru/text/1320206.html (дата обращения: 08.02.2018) (16) См.: З[авьялов] А.А. Чудотворная икона Казанския Божия Матери в С.-Петербурге//Санкт-Петербургский Духовный Вестник. - 1895. - 16. - С. 363 - 367.; - 18. - С. 406 - 411.; - 20. - С. 447 - 450.; - 22. - С. 487 - 491.; - 24. - С. 532 - 534.; - 25. - С. 550 - 553.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010