Ответственность мусульманских стражей порядка особенно возрастала в дни больших христианских праздников, когда в Иерусалим стекалось множество верующих разных конфессий. Накануне пасхального крестного хода порядок в храме Воскресения поддерживали вооруженные солдаты. Об этом сообщал в своих записках А.Недумов — поручик Кексгольмского гренадерского полка; сообщал он и о необычном для Святого Града событии: однажды поддерживать порядок у Гроба Господня турецким солдатам помогали… русские моряки: «В числе трехсот человек прибыли они на фрегате « Владимир Мономах » в Яффу со своим храбрым командиром Дубасовым, героем минувшей войны, и пожелали поклониться величайшей святыне христианского мира». Как ни торжественны предпасхальные службы в Иерусалиме, но ни одна из них не привлекала столько паломников, как раздача священного огня у Гроба Господня. Этот обряд совершается на Пасху, в Великую Субботу. Врач А.В.Елисеев, побывавший в Иерусалиме весной 1884 года, сумел сжато и образно запечатлеть ход церемонии: «Храм освещен, несмотря на ясный солнечный день. Глаза всех устремлены на богато разукрашенную Кувуклию, вход в которую запечатан еще накануне и с тех пор охраняется двумя монахами — греком и армянином. Запечатление Кувуклии совершается в присутствии ассистентов, свидетельствующих о том, что там не осталось и следа земного огня; все многочисленные лампады у Гроба Господня потушены в ожидании ниспадения огня небесного. Около часу пополудни с большой таинственностью является патриарх, а с ним масса духовенства в разноцветных, залитых золотом облачениях; пестрота зрелища увеличивается еще более, когда в таковом же великолепном облачении является армянский патриарх со своим клиром. Около часа продолжается служение у Кувуклии, вокруг которой оба патриарха со своими клирами совершают троекратный обход», — пишет А.В.Елисеев и далее говорит о том, что происходит 5–8 минут спустя: «Храм уже наполнился странным криком, смятением; волнение уже начало все сильнее и сильнее захватывать наэлектризованную толпу, когда из окошечка Кувуклии справа показался огонь, который патриарх на пуке свечей выдавал народу… Священник из арабов, стоявший с пуком свечей у самого окошка Кувуклии, в одно мгновение засветил свои свечи и стремглав бросился через толпу, и пробился через всю церковь в алтарь Воскресения, куда и перенес прежде всего священный огонь. Все бросились к источнику священного огня..; сверху, откуда я наблюдал, представлялась одна живая масса, среди которой высовывались одни руки со свечами, стремившимися заполучить священный огонь. С быстротой пороховой нитки обегал священный огонь волнующуюся толпу, и минуты через 2–3 уже вся церковь пылала огнем».

http://azbyka.ru/fiction/k-svyatoj-zemle...

и г. Синебрюхов 200 руб. На этот капитал произведены следующие работы: железная крыша переделана и выкрашена масляной зеленой краской; наружная штукатурка вся исправлена и окрашена; оконные рамы сделаны новые; вместо плитных холодных полов настланы деревянные; печи все перекладины; внутренняя штукатурка вся исправлена и окрашена: купол и своды расписаны орнаментами; в парусах изображены евангелисты. По благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Исидора возобновленная Никольская церковь освящена местным благочинным Н. Парийским 22 октября 1870 года. В конце 1879 года, усердием Петра Стефановича Елисеева, она снова вычищена и подновлена с перекладкою всех печей, в каковом виде существует доселе. Украшение церкви прилично; но особенных редкостей, – древних, ценных или художественных в ней, нет. Весь иконостас писан на холсте, но кем – неизвестно. В алтаре с правой стороны горнего места помещается глава Спасителя весьма хорошей работы, но имя художника опять неизвестно. За правым клиросом в особом киоте поставлена икона Господа Вседержителя – древнего писания в сребропозлащенной ризе, пожертвованная купцом Иван Андреевичем Авериным. За левым клиросом, в золоченом киоте, находится икона Тихвинской Божией Матери, пожертвованная купцом Исаевым. На южной стене, над могилою Никоновых, устроен серого мрамора киот, с двумя родовыми их иконами – Спасителя и Божией Матери. Служба в Никольской церкви совершается, кроме храмового праздника, по просьбе лиц, желающих отдельно возносить свои молитвы при погребении или поминовении усопших. Кроме случайных закащиков в настоящее время усерднейшими молитвенниками в ней являются: зять Никоновых, похороненных под храмом, Алексей Васильевич Алферовский, и Петр Стефанович Елисеев, по желанию которого совершаются две литургии еженедельно-впредь до освящения устрояемого им нового храма. ж) Вновь устрояемая гг. Елисеевыми церковь в честь иконы Божия Матери Казанския 1-го мая 1879 года, в Петербурге скончался один из представителей знаменитой торговой фирмы «Братья Елисеевы» – Стефан Петрович Елисеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Иоанн Златоуст , или многострадальный наш протопоп Аввакум, ему бы ведь говорить то не с такими, как Маслов, а с профессорами да митрополитами никонианскими; он и тех пробрал бы». Опять кто-то сказал: «вы хотели и Маслову задрать так же, да скорей и убежали». – Ну ладно, а я вот, на ваше то зло, сей час поеду. Сказано-сделано: запрягли ему лошадь, сел наш Елисеев и, что есть мочи у лошади, поскакал в Монастырщину за проповедником древнего благочестия, Павлом Комаровым. Не прошло и суток времени, как Елисеев возвратился из 40 верстного пути, везя с собой любимого своего богослова; за тем в скором времени назначили собрание у Я. Я. Елисеева; собралось около 60 человек, явились и те трое, которые высказали сомнение относительно законности австрийского священства, раскланявшись с Комаровым; тот исподлобья посмотрел на них и со свойственным фарисейским смирением, спросил их: «вы, кажется, позволяете себе сомневаться в нашем древлеправославном благочестии? Совершенно верно, ответил ему Храмов, мы себе название древле-православных христиан неправильно присвояем, потому что древле-православные христиане постоянно находились с епископами, пресвитерами и диаконами, а у нас таковых не было 200 лет; посему мы и выходим какие-то новые безцерковники. Комаров ответил: мы постоянно находились при святой соборной и апостольской церкви. Храмов. Церковь , по св. писанию, должна быть с семью таинствами, о чем ясно говорится в евангелии благовестном, зач. 95, о десяти мнасах: обогати Христос Спаситель благодатью Св. Духа епископа, пресвитера и диакона, предав (мнас) десяти рабам, трем вышесказанным чинам, им же куплю девяти повеле, Дóндеже приидет. В том числе и действе совершение священнического чина, и ни меньше, ни больше из быти нелепо. И епископу изобильнейшую даде благодать. ( Дионисий Ареопагит , о священноначалии). Кроме епископа ниже жертва, ниже иерей, ни жертвенник, ни хиротонии, ниже миро святое, ниже убо христиане, чрез того убо истинное христианство и Христовы через того все тайны.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svet-vo-...

Разделы портала «Азбука веры» иерей Владимир Елисеев Православный путь ко спасению и восточные и оккультные мистические учения В Избранное Оглавление Во имя Отца, и Сына и Святого Духа. Аминь. Предисловие В настоящем очерке сопоставляется «технология духовного роста» восточных и оккультных мистических учений и православный путь к спасению. В центр внимания поставлен вопрос о том, какими шагами и в какой последовательности происходит спасение в Православии, и каковы принципиальные отличия этого пути от всех других. В предлагаемом тексте не ставится целью доскональный обзор содержания неправославных учений и критики их доктрин. Апостол Павел писал: «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатию укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими» ( Евр.13:9 ). Важнее показать психологический эффект от прикосновения с этими учениями и то, что может происходить с людьми, как способна деформироваться их личность в результате такого соприкосновения. Эти негативные следствия, факт существования которых отрицать невозможно, мы считаем вполне достаточным доводом против рассматриваемых учений и убедительным основанием для того, чтобы не знакомить читателей с их содержанием, дабы не принести им вред вместо пользы. Ибо, как показывает опыт, даже незаинтересованное чтение оккультной литературы есть процесс соединения с темными силами, невидимо отравляющий и губящий душу читателя. Избирая такой подход, мы хотели лишь следовать известным словам Спасителя: «По плодам их узнаете их» ( Мф.7:16 ), «Ибо всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника» ( Лк.6:44 ). иерей Владимир Елисеев Видимый и невидимый мир Ныне все мы – свидетели бурного распространения оккультных и восточных мистических идей среди людей, полностью невежественных в духовном отношении. Критика этих идей возможна лишь с некоей иной духовной позиции. В нашем случае – это позиция православия. Поэтому естественно прежде изучить то, что говорит Церковь относительно тех целей и тех средств их достижения, которые предлагают нам восточные и оккультные системы. Эти системы, в общем и целом, призывают нас к проникновению (мысленному или реально-чувственному) в невидимый мир, обещая нам обретение там ключей к нашему спасению. О путях такого проникновения мы и поговорим здесь.

http://azbyka.ru/pravoslavnyj-put-ko-spa...

Этим Сарбатов хотел задеть самолюбие Комарова, чтобы он пошел на беседу. – Комаров на это сказал: «да разве мы боимся их, я хоть сейчас готов идти», забыв конечно, что ему Бог не велел идти. При этом Я. Елисеев добавил, что нужно идти, потому что некоторые из поповцев есть в сомнении; в уверение их пойдем, а не для никониан. В это время послышался благовест колокола в православной церкви, созывающий народ к слушанию миссионерских собеседований; отправился и Комаров со своими поклонниками. Ревнители мнимо древле православной старины заранее праздновали победу, в особенности Я. Елисеев, потому что, по их понятию, «нет такого еще у еретиков человека, который бы мог говорить с Павлом Яковлевым: это, ведь не человек, а ангел!» (увидим). Приходят в церковь , народу собралось много, пришел и миссионер. Раскланявшись с П. Я. Комаровым, открыл беседу из Евангелия: о вечности церкви Христовой, священства и Таин, затем в заключение добавил, что старообрядческое общество, именующее себя поповцами, не имело 200 лет епископа, как главного иерархического члена, следовательно таинства хиротонии не имело, через которое и прочие таинства совершаются, а по сему поповщинское общество одно не может составлять исповедуемую в символе веры св. соборную и апостольскую церковь ; при чем очень много было вычитано из св. писания доказательств о вечности Христовой церкви и иерархии. На это Комаров ответил: что церковь должна существовать вечно, это верно; но чтобы она была непременно с епископом, это не верно; церковь есть общество верующих; – но не успел и такого странного мудрования окончить, вдруг перешел на другой предмет о брадобритии; сколько ни предлагались ему дать ответ на предложенный ему вопрос, но он не смотря ни на что, продолжал читать из служебника Иосифа патриарха о брадобритии, и как статья эта очень велика, то и пришлось всей публике ждать очень много, хотя во время чтения миссионер и желал сделать замечания на некоторые статьи, а именно: что будто брадобритие запрещено апостольскими правилами.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svet-vo-...

«Если бы показания крестьянина относительно его исцеления от иконы Казанской Божией Матери, а также и относительно явления ему во сне этой иконы были ложны, - делал из этого вывод Г.З. Елисеев, - всё-таки остаётся несомненным, что он признавал образ Казанской Божией Матери, находящийся в Казани, чудотворным и следовал в этом, конечно, общему мнению. А так как неизвестно, чтобы между годами 1612 и 1647 какая-нибудь другая икона Божией Матери прославилась в Казани своими чудотворениями, то и необходимо допустить, что явленная икона Казанской Б[ожией] Матери, обретённая в 1579 году, была в 1647 году в Казани, здесь же следовательно находится и в настоящее время».(114) Однако, опять же, необходимо признать, что «предания» о чудодейственной силе «Казанской» Казанской иконы Божией Матери отнюдь не являются достоверным свидетельством того, что именно этот образ был явленным («подлинным», «оригинальным»). Отвечая на четвёртый довод А.И. Невоструева относительно того, что название церкви (собора) в г. Москве, где пребывала «Московская» Казанская икона Божией Матери, «Богородицы Казанския» («Пречистыя Казанския»), «что на Пожаре», указывало на «первоначальное явление» её «на пожарище Казанском», Г.З. Елисеев разъяснял: «Так как такого названия явленной иконе Казанской Божией Матери здесь в Казани никогда не придавалось, а дано оно в Москве; то мне кажется вероятнее предположить, что Ваша икона получила название от каких-нибудь местных обстоятельств, бывших в самой Москве. Притом иконе ли усвояется это название? - Г[осподин] Строев в своих объяснениях к выходам царей приписывает это название площади. Это, я думаю, и вероятнее, потому что, если бы икона Казанской Божией Матери отличалась этим характеристическим названием, то такое название постоянно бы придавалось ей. Между тем как в выходах царей название: что на пожаре , придано Вашей иконе всего три раза».(115) Действительно, давно известно, что «Пожаром» в г. Москве первоначально называлось место, на котором затем возникла Красная площадь, а в некоторых источниках так именовалось и место, где потом появились «Лубянская и Варварская площади».(116)

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

Точку зрения Г.З. Елисеева поддержал А.А. Дмитриевский, процитировавший его ответ, помещённый в статье И.М. Покровского «Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери...».(110) Однако, данные аргументы, не опирающиеся на какие-либо документальные свидетельства, а строящиеся исключительно на доводах о праве собственности г. Казани на Казанскую икону Божией Матери, являвшуюся к тому же, по убеждению Г.З. Елисеева, списком явленного образа, а также - на религиозную мотивацию, связанную с чудотворением означенного списка и обретением им в связи с этим самостоятельного значения, также не представляются достаточно убедительными с научно-исторической точки зрения. Отвечая на третий - о поставлении князем Д.М. Пожарским Казанской иконы Божией Матери, с которой он «вошёл в Москву», в церкви Введения на Лубянке, а также, в известном смысле, на все остальные доводы А.И. Невоструева, Г.З. Елисеев писал о «Казанской» Казанской иконе Божией Матери: «Голос народный или, лучше сказать, предание народное всегда признавало и признаёт здешнюю икону за чудотворную. Я знаю, что за чудотворную признаётся и хранящаяся в Московском Казанском соборе икона. Но если мы допустим, что последняя икона и не явленная, всё-таки будет основание признать её чудотворную; так как она показала своё чудодействие при очищении Москвы от поляков; - между тем как, если предположим, что находящаяся в Казани икона есть только список с чудотворной, то уже не останется никакого основания почитать её чудотворной и народное предание надобно будет признать совершенно лживым. А оно едва ли когда бывает таково относительно подобных предметов».(111) Причём, Г.З. Елисеев указывал, что «предание», согласно которому «здешний образ Казанской Б[ожией] Матери чудотворный», «не ново». «Спустя 15 каких-нибудь лет, - уточнял он, - после основания Казанского Московского собора, оно говорило то же самое, что и теперь».(112) В качестве примера он ссылался на содержащийся в дополнениях к IV тому издания «Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографическою экспедициею Императорской Академии наук» (1836 г. издания) документ под названием «Патриаршая грамота Серапиону, Архиепископу Суздальскому и Торусскому, о собрании сведений об исцелениях, проистекающих от иконы Казанской Божией Матери, явившейся в Суздальском уезде» («323. - 1647 Мая»), в котором, в частности, сообщалось, как крестьянин «села Караши деревни Борушки» Ростовского уезда «Авксентий, сын Васильев», у которого болели ноги и левая рука, ездил в г. Казань, где «от образа пречистые Богородицы получил исцеление, стал от тое скорби здоров и после де того явися ему во сне образ пречистые Богородицы Казанские, что де велела ему итти за Волгу, на Лебедино Озеро, и тружатися на той пустыни».(113)

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

У вас будет ребенок: Совместный проект: журнал «Фома», рубрика «У вас будет ребенок» телепрограммы «Пока все дома» (Первый канал), Министерство образования Московской области. Найти ребенка по видеопаспорту. Авторы идеи - Тимур и Елена Кизяковы //Фома. - – февраль 2015. – С.64-65 . – (раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок »). Вошли следующие материалы: Вера. Видеопаспорт 2 h 191 (Мои достижения; Мои документы; Обо мне; Я люблю). – С.64,65;   Марта. Видеопаспор m 2 ezvh (Мои достижения; Мои документы; Обо мне; Я люблю). – С.64,65; Куда обращаться будущим родителям Веры и Марты . – С.65. Семейный совет: Когда обращаться к логопеду? Отвечает учитель-логопед Светлана Бабич //Фома. - – февраль 2015. – С.65. – (Раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок. Семейный совет »). КУЛЬТУРА (раздел). С.66-89.   Молчащее небо Антона Чехова . Чем «неверующий» писатель интересен христианину ? Беседа с доктором филологических наук, заведующим кафедрой истории русской литературы филологического факультета МГУ, председателем Чеховской комиссии Совета по истории мировой культуры РАН Владимиром Борисовичем Катаевым. Беседовал Юрий Пущаев . Ил.: На берегу моря. Владимир Орловский. 1874. Репродукция предоставлена издательством «Белый город». В коллаже фото www.lori.ru// Фома. - – февраль 2015. – С.66-73. - (раздел « Культура »). Юрий Пущаев , кандидат философских наук. Вспомнить всё. О христианском отношении к советской истории и Русском мире. Фото Ивана Шагина/ФотоСоюз//Фома. – – февраль 2015. – С.74-75. – (раздел « Культура »). Материал завершает публикация: Патриарх Кирилл, из слова на открытии XVIII Всемирного русского народного собора, Москва, 11 ноября 2014 года //Фома. - – февраль 2015. – С.75. – (раздел « Культура »). Глеб Елисеев , историк. 1917: Церковь в феврале. Об одном «проступке» Святейшего Синода . Ил.: Большевик. Б. Кустодиев. 1920. Документальное фото 1917 года: «Первая панихида на братской могиле жертв революции»//Фома. - – февраль 2015. – С.76-79. - (раздел « Культура »). Имеется биографическая справка « Глеб Анатольевич Елисеев » (С.77)

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-142-...

СПб., 1884; он же. Египет: Александрия, Каир, его окрестности, Саккара и берега Нила до первых порогов. Описание путешествия в 1880–1881 гг. 2–е изд. СПб.; М., 1886; он же. Египет: Александрия, Каир, его окрестности, Саккара и берега Нила до первых порогов. 3–е изд. СПб., 1901]; о. А. Анисимов [ Анисимов А., свящ. Путевые заметки русского пастыря о священном Востоке. Изюм, 1886], оставивший в качестве итога своего путешествия в 1881 г. описание ряда иерусалимских чинопоследований; путешественник Александр Васильевич Елисеев (1859–1895), проявивший особую заинтересованность в исследовании Малой Азии и Африки [ Елисеев А.В. По белу свету: Очерки и картины из путешествий по трем частям Старого света. В 4–х т. СПб., 1894–1898 (2–е изд.: СПб., 1901–1904). См. также: Забродская М.П. Русские путешественники по Африке. М., 1955; Мощанская В.Н. Путешествия А.В. Елисеева по белу свету. М., 1956]; публицист, автор статей по крестьянскому вопросу, обозреватель «Киевлянина» Евгений Эпафродитович Картавцов (1850–1931), до 1889 г. – первый управляющий Дворянским земельным и Крестьянским поземельным банками [ Картавцов Е.Э. По Египту и Палестине. СПб., 1892]. Известный исследователь христианской иконографии, профессор Санкт–Петербургского университета, академик Петербургских Академии художеств (1893) и Академии наук (1898) Никодим Павлович Кондаков (1844–1925) составил описание иллюминованных синайских рукописей (на основе работы о. Антонина) [см.: Кондаков Н.П. Путешествие на Синай в 1881 году: Из путевых впечатлений. Древности Синайского монастыря/Записки Имп. Новорос. Ун–та. Одесса, 1882. Ч. 33; он же. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902; он же. Археологические путешествия по Сирии и Палестине. СПб., 1904; он же. Лицевой иконописный подлинник. Т. 1. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1905; он же. Иконография Богоматери: Связи греческой и русской иконописи с итальянскою живописью раннего Возрождения. СПб., 1910; он же. Иконография Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(83) Покровский И. Печальная годовщина со дня похищения чудотворной иконы Казанской Божией Матери в Казани (Ответ на статью Московского свящ. Н. Романского: «Где находилась подлинная/явленная/Казанская икона Божией Матери до злополучной ночи на 29 июня 1904 года»)//Православный собеседник, издание Казанской Духовной Академии. - 1905. - Октябрь. - С. 332. (84) См.: Там же. (85) [Елисеев Г.З.] Краткое историческое сказание о чудотворных иконах Казанской, Седмиозерной (Смоленской), (Грузинской) Раифской и Мироносицкой. - С. 9 - 10. (86) Покровский И. Печальная годовщина со дня похищения чудотворной иконы Казанской Божией Матери в Казани (Ответ на статью Московского свящ. Н. Романского: «Где находилась подлинная/явленная/Казанская икона Божией Матери до злополучной ночи на 29 июня 1904 года»)//Православный собеседник, издание Казанской Духовной Академии. - 1905. - Ноябрь. - С. 482 - 485. (87) Там же. - С. 486. (88) Мюллер Г.А. Указ. соч. - С. 7 - 8. (89) Плюханова М.Б. «Кипние свта»: Русские Одигитрии в литургической поэзии и в истории. - Санкт-Петербург: Издательство «Пушкинский Дом», 2016. - С. 195. (90) См.: Там же. (91) Там же. - С. 196 (92) Там же. - С. 197. (93) Там же. - С. 197 - 198. (94) [Елисеев Г.З.] Краткое историческое сказание о чудотворных иконах Казанской, Седмиозерной (Смоленской), (Грузинской) Раифской и Мироносицкой. - С. 10 - 11. (95) См.: Некрасов В.А. Указ. соч. - С. (1). (96) См.: Чугреева Н.Н. Казанская икона Божией Матери [Электронный ресурс]//Православная Энциклопедия: сайт. - URL: http://www.pravenc.ru/text/1320206.html (дата обращения: 08.02.2018) (97) Adam Olearii Außführliche Beschreibung Der Kundbaren Reyse Nach Muscow und Persien/So durch gelegenheit einer Holsteinischen Gesandschafft von Gottorff auß an Michael Fedorowitz den grossen Zaar in Muscow/und Schach Sefi König in Persien geschehen. - Schleßwig: «Gedruckt in der Fürstl. Druckerey/Durch Johan Holwein», 1663 («Jm Jahr MDCLXIII»). - P. 301.; Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно/Введение, перевод, примечания и указатель А.М. Ловягина; с 19 рисунками на особых листах и 66 рисунками в тексте. - Санкт-Петербург: Издание А.С. Суворина, 1906. - С. 323.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010