Кстати, припомню и других товарищей нашего курса, чтобы после не забыть совсем их имена. Надо бы иметь список их. Владимир Григорьевич Назаревский (из Тулы), товарищ Степана по письмоводству в редакции журнала, который при нас получил свое начало («Творения св. отцов» начали издаваться в 1843 году). Григорий Захарович Елисеев, мой будущий сослуживец, родом из Тобольска 241 . Александр Павлович Топорков из Перми; Павел Николаевич Троицкий из Смоленска 242 ; Сергей Андреевич Красовский из Владимира; Алексей Иванович Сперанский из Костромы; Дмитрий Алексеевич Прилуцкий из Костромы 243 ; Михаил Ив. Ремезов, старший 5 номера, приобретший печальную репутацию в Академии: на него студенты жаловались инспектору за ябеды; Яков Петрович Бурлуцкий из Пензы; Кузьма Гаврилович Говоров, из Тамбова, тенор 244 ; Александр – отчество забыл – Быстролетов из Ставрополя; о. Андрей (Поспелов) из Тулы, – был инспектором в Ярославле. Но всех не припомнишь. Было всех около 60-ти человек. Окончательный список студентов нашего курса был теперь таков, сколько помню: 1) Ипполит Мих. Богословский 245 . Были баккалаврами в Моск. Академии. 2) Степан Ив. Зернов. 3) Сергей Конст. Смирнов. 4) Алексей Осипович Ключарев. Был проф. в Вифанской семинарии. 5) О. Сергей Ляпидевский. Был бак. в Моск. Акад., ныне инспектор. 6) Сем. Ив. Протопопов (о. Серафим). Посланы в Казанскую Академию. 7) Дм. Ив. Кастальский. 8) Григор. Захар. Елисеев. Далее следовали, примерно, магистры: Феофилакт Кротков 246 ; Дм. Прилуцкий; Владимир Назаревский; Мих. Русинов 247 ; Павел Некрасов; Руф Ржаницын; о. Андрей. Далее не могу припомнить без пособия других. Все мои товарищи рассыпаны по белу свету, и судьбы их мало известны нам здесь. Судьба Назаревского несчастная. Приютившиеся в Москве все, кажется, счастливы. В Академии теперь остаются двое моих товарищей – Сергей Константинович Смирнов и о. Сергий, инспектор Академии, давно уже архимандрит 248 . Прежде назывался он Николай Ляпидевский. Он из Тулы, земляк и близкий человек о. Евсевия, нашего бывшего ректора (20 августа 1855 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Напомним еще раз: «в 1867 году школы всех ведомств перешли в подчинение земств, а земства отказались их финансировать. На мой взгляд, и я нашел тому множество подтверждений, главная причина была одна – “убрать попов из школы”» (Игумен Виталий (Уткин) об «интеллигентных» цитатах и информационной войне). « Священно- и церковнослужители за свой труд в казенных школах получали фиксированное содержание. Эта материальная поддержка была чрезвычайно важной для сельского духовенства, зачастую находившегося на гране бедности » (игумен Виталий (Уткин). Как Церковь в XIX столетии создавала массовую народную школу, а либералы эту школу уничтожали). «Школы, устроенные духовенством помещались в домах членов причта, церковных сторожках и других неприспособленных для занятий местах. Школы в селениях временно-обязанных крестьян оставались бесплатными и содержались клириками на свой счет. Священники, дьяконы и причетники сами учили всем предметам, но снабжать учащихся книгами и канцелярскими принадлежностями они чаще всего не могли» (игумен Виталий (Уткин). Еще раз о борьбеЦеркви и либералов за народную школу в XIX столетии). Записная тетрадь 1875-1876 гг./Д., XXIV, 81. «Первая половина “Внутреннего обозрения” Г. 3. Елисеева в «Отечественных записках» (1875, 12) была посвящена вопросу о причинах ухода семинаристов из семинарий в университеты и лицеи. Одной из причин Г. 3. Елисеев считал “невозможность совместить свои идеалы со званием священника”. В статье предлагались следующие реформы: “1) Уничтожить те безразличные для существа духовного звания отличия, которые теперь многих отклоняют от него. 2) Выдвинуть на первый план просветительскую деятельность духовенства п этим поднять его значение в обществе. 3) Для этого поставить приготовление к духовному званию или, что то же, духовную школу совсем на другие основания”. Как “единственное средство возвысить духовенство”, Елисеев предлагал “ввести в нем разделение труда, предназначив одну часть духовенства для исправления треб, другую — исключительно для просветительской деятельности”» (Рак В.Д. Примечания/Д., XXIV, 414).

http://bogoslov.ru/article/4020670

7. Гумилёв Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. - М.: 1992, с.136. 8. Там же, с.135-136. 9. Там же, с.14-18. 10. Чернышов А.В. Очерки по истории Тверского княжества XIII-XIV вв. - Тверь, 1996, с.101. 11. Клюг Э. Княжество Тверское (1247-1484). - Тверь, 1994, с.13. Э. Клюг обратил внимание на необходимость разработки русской исторической регионалистики: «Русской тенденции к государственному централизму соответствует также определённая историографическая тенденция, часто оставляющая вне сферы внимания регионы России… Лишь в последнее время проблематика регионализма в русской истории стала попадать в поле зрения историков». 12. Гадалова Г.С. Женщины Тверского княжеского дома. - Тверь, с.149-160. 13. Гумилёв Л.Н. Там же, с.138. 14. Гайдуков В.Н., Осипов В.Г. Региональный этос и «москвоборчество»: феноменология политической культуры современной России. - Региональное самосознание как фактор формирования политической культуры России. Материалы семинара (Тверь, 5-7 марта 1999 г.) - М.: 1999, с.151-163. 15. Елисеев М.Б. Москва против Твери. Великое противостояние XIV века/Михаил Елисеев. - М.: 2018, с.140. 16. Академия предлагает учредить орден Михаила Тверского. - Вече Твери, 23 ноября 1993 г., с.3; Хухарев В. Орден великого князя Михаила Ярославича Тверского как символ тверского регионального самосознания. - Региональное самосознание как фактор формирования политической культуры России. Материалы семинара (Тверь, 5-7 марта 1999 г.) - М.: 1999, с.236-238. 17. Интернет ресурс: http://kremlin.ru/events/president/news/65418 18. Владимир Осипов, Юрий Травкин. О Соборе тверских святых и патриархе Тихоне . - Интернет-ресурс Осипов Владимир Глебович, вице-президент Петровской академии наук и искусств, председатель её Тверского регионального отделения, профессор и академик Петровской академии наук и искусств, руководитель Тверского научного центра комплексного изучения человека, кандидат философских наук Основа статьи в первом варианте написана мною ещё в январе 1997 года, в современном, исправленном и дополненном, виде исследование закончено 21 апреля 2021 года в городе Твери.

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/27/...

Русские паломники составляли в этот день значительную часть христиан, окружавших Гроб Господень. Церковный публицист Г. В. Белов, по­бывавший на этой церемонии в 1880-х гг. вместе с холмскими паломниками, пишет: “Почти все присутствующие держали в руках пучки свечей, не менее 33 штук, по числу лет земной жизни Спасителя, а у многих из рус­ских богомольцев были громадные пучки, свечей по сто и более; ка­ждый русский поклонник считает долгом подарить на родине своим друзьям свечку от Гроба Господня, обожженную Бла­го­датию” 75 . А. В. Елисеев сумел сжато и образно запечатлеть дальнейший ход церемонии. “Храм освещен, несмотря на ясный солнечный день. Глаза всех устремлены на богато разукрашенную Кувуклию, вход в которую запечатан еще накануне и с тех пор охраняется двумя монахами — греком и армянином. Запечатление Кувуклии совершается в присутствии ассистентов, свидетельст­вующих о том, что там не осталось и следа земного огня; все многочислен­ные лампады у Гроба Господня потушены в ожидании ниспадения огня Не­бесного. Около часу пополудни с большой таинственностью появляется Патриарх, а с ним масса духовенства в разноцветных, залитых золотом облачениях; пестрота зрелища увеличивается еще более, когда в таковом же великолепном обла­чении является Армянский Патриарх со своим клиром. Около часа продол­жается служение у Кувуклии, вокруг которой оба Патриарха со своими клирами совершают троекратный обход” 76 , — пишет А. В. Елисеев, и далее говорит о том, что происходит 5–8 минут спустя: “Храм уже наполнился странным криком, смятением; волнение уже начало все сильнее и сильнее захватывать наэлектризованную толпу, когда из окошечка Кувуклии справа показался огонь, который Патриарх на пуке свечей выдавал народу Священник из арабов, стоявший с пуком свечей у самого окошка Кувуклии, в одно мгновение засветил свои свечи и стремглав бросился через толпу и про­бился через всю церковь в алтарь Воскресения, куда и перенес прежде все­го Священный огонь. Все бросились к источнику Священного огня Сверху, откуда я наблюдал, представлялась одна живая масса, среди которой высовывались одни руки со свечами, стремившимися заполучить Священный огонь. С быстротою пороховой нитки обегал Священный огонь волнующуюся толпу, и минуты через 2–3 уже вся церковь пылала огнем” 77 .

http://pravmir.ru/russkie-palomniki-u-gr...

Также от всего сердца благодарю директора ЦКБ ОАО «РЖД» Виктора Францевича Пфафа, руководителя центра эндокринологии больницы, заслуженного врача России Эмму Анатольевну Войчик, заведующую эндокринологическим отделением и лечащего врача моего брата Ларису Анатольевну Рогову и других врачей. Но при всем их хорошем отношении к брату, который нуждается в гемодиализе и пересадке почки, никто не возьмет на себя расходы гражданина Украины по оплате его лечения. Формирование фистулы и госпитализация в течение первого месяца обойдется брату в 255 тысяч рублей (это без учета возможных осложнений), а уж потом ему будут делать гемодиализ, на что потребуется по 200 тысяч рублей в месяц, как подсчитали в отделе маркетинга. К счастью, на нашу беду откликнулось огромное количество людей, в чем проявляется явный промысел Божий. Я называю это Облаком Божественной Любви, которое состоит из множества капелек-людей, проявивших искреннее сочувствие и беспокойство за судьбу незнакомого им врача из Харькова. Среди этих людей епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (которого многие полюбили как протоиерея Аркадия Шатова), президент Фонда Андрея Первозванного Сергей Евгеньевич Щеблыгин, к.и.н., действительный член Императорского Православного Палестинского Общества, председатель попечительского совета фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анна Витальевна Громова ( см. ) и настоятель храма Николая Чудотворца в Толмачах протоиерей Николай Соколов (http://hramvtolmachah.ru/index.php/about/about), которые одними из первых пожертвовали мне большие суммы, клирик храма Николая Чудотворча в Толмачах иерей Алексей Лымарев, священник Михаил Зазвонов из Нижнего Новгорода, настоятель храма Феодора Стратилата в с. Большое Колычево под Коломной священник Александр Беляев, иеромонах Серафим (Петровский), который сейчас служит в Казахстане, настоятель храма Великомученика и Целителя Пантелеимона при ЦКБ ОАО «РЖД» иерей Сергий Елисеев и клирик этого храма иерей Сергий Белобородов , председатель комитета по вопросам охраны здоровья Московской областной Думы Галина Сергеевна Уткина, знаменитый «детский доктор мира» профессор , общественный деятель , директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, эксперт Всемирной организации здравоохранения Леонид Михайлович Рошаль, россияне из разных городов и весей, крещеный в Православии Фазиль Алиев из Украины, врач из Сербии Иван Петрович (ударение на первом слоге), ученый-филолог из Италии Стефано Алоэ, грузинский певец и руководитель благотворительного фонда «Таланты мира» Давид Гвинианидзе, который готов провести концерт «Королевский турнир» для сбора средств на лечение Али Ахундова, а также Наталия Нарочницкая, которая одна из первых сделала перепост моей просьбы о помощи и, как я думаю, первая перечислила на мой счет 10 тысяч рублей... Среди благодетелей Сергей Елисеев, Наталья Вороницына, Антон Петухов, Святослав Можей, Роман Солубев и многие-многие другие...

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/10/...

А вот и они: баптисты видят в почитании мощей «воздавание Божеских почестей» останкам святых. Интересно, смогли ли бы протестанты отыскать такого православного христианина, который не отличал бы мощи святых угодников от Бога? Даже самые малограмотные прихожане не считают мощи богами, и поэтому ни о каком «воздавании Божеских почестей» не может быть и речи. Блаж. Иероним писал к пресвитеру Руперию : «Не говорю: “мы боготворим останки мучеников”, да не послужим твари более чем Творцу» . 505 Священное Писание не только не возбраняет преимущественное (сугубое) почитание мощей святых угодников, но и даёт нам ряд примеров благочестивого почитания останков святых. Так, ревнитель истинного богопочитания царь Иосия сжёг множество костей отступников и нечестивцев, но кости пророка Божия повелел сохранить в покое ( 4Цар. 23:18 ). Наиболее вразумителен пример чуда от костей пророка Елисея. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище (моавитян) , погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои ( 4Цар. 13:21 ). “Здесь Бог сотворил чудо, – отвечает Иаков Козлов, – но это не говорит о том, что мы должны поклоняться мощам”. 506 Во-первых, не поклоняться, а чествовать. А во-вторых, как-то же мы должны относиться к чуду от мощей? Вопрос: как? То ли нам игнорировать то обстоятельство, что Господь чудом указал на святого как на Своего угодника и закопать его останки равно с прочими. То ли избрать образ чествования тех тел, которых благоволил прославить Сам Бог, не выходящий за рамки христианства. Этот образ почитания есть в Православии и он далёк от идолопоклонства. Кирилл Иерусалимский комментирует 4Цар. 13,21 так: «Он (Елисей), будучи в живых, совершил чудо воскрешения своею душею. Впрочем, чтоб не только были почитаемы души праведных, а верили бы, что и тела праведных имеют такую силу: то мёртвый, упавший в гроб Елисеев, коснувшись мёртвого тела пророка, ожил. Мертвое тело пророка совершило дело вместо души. Тогда, как оно было мёртво и лежало во гробе, даровало жизнь мёртвому, и даровавши жизнь, само по-прежнему осталось мёртвым. Для чего? Для того, чтоб не приписано было дело сие одной душе «. 507

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

В данной связи А.А. Дмитриевский поставил вопрос о пересмотре службы «Явлению иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы Казанския», полагая, согласно разъяснению И.М. Покровского, «что, в случае окончательной утраты явленной иконы, в службе 22 окт[ября] следует сохранить только те песнопения, которые характерны для 22 октября, как церковно-гражданского праздника».(126) «Пересмотр названной службы, - уточнял, в частности, А.А. Дмитриевский, - желателен и потому, чтобы в песнопениях службы на настоящий праздник 22 октября нашёл себе отражение элемент исторический, те события из жизни нашего отечества, которые вызвали " в воспоминание предбудущым родом " учреждение празднества 22 октября и которые в этих песнопениях ныне обойдены полным молчанием».(127) «По нашему мнению, - добавлял И.М. Покровский, - вместе с пересмотром службы необходимо пересмотреть и акафист. Служба 8-го июля должна была(128) проникнута всецело мыслью о явлении иконы в Казани и знамений, относящихся к этому событию. Ведь даже с утратой явленной иконы основанием церковных праздников в честь Казанской иконы Божией Матери остаётся " явление " её, даже и 22 октября, только поводы установленных праздников будут разные».(129) Г.З. Елисеев, а вслед за ним И.М. Покровский, указывали ещё на одну «путаницу», возникшую в связи с изданием в 1849 г. «Краткого исторического сказания о чудотворных иконах Казанской, Седмиозерной (Смоленской), (Грузинской) Раифской и Мироносицкой», где иллюстрациями к разделам «Чудотворная икона Казанской Божией Матери» и «Чудотворная икона Смоленской Божией Матери - Седмиозерная» послужили изображения довольно сомнительного свойства. Известно при этом, что, хотя таковое и было составлено Г.З. Елисеевым, но «право издания этого сочинения» было уступлено им «Троице-Сергиевской Лавры(130) казначею иеромонаху Сергию».(131) В ответном письме А.И. Невоструеву Г.З. Елисеев упомянул «об одном обстоятельстве, которое заставляло обращаться ко мне с тем же вопросом, который предложили Вы мне в Вашем письме».

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

Алексей Реутский 10 марта 2017 г. 15:00 В актовом зале храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове состоялась презентация уникального альбома «Русские иконы Синая», вышедшим в свет в Издательстве Московской Патриархии. Издание описывает около ста единиц изделий прикладного искусства, куда входят оклады, шитье, митры, колокола, а также 70 икон русских иконописцев XVI-XIX веков. Работа над книгой велась десять лет.   Алексей Реутский 13 января 2017 г. 14:19 Двумя выпускниками МГУ - Алексеем Губановым и Валерием Волковым - создан редактор для работы с церковнославянским и древнегреческим языками. Уникальность редактора «Славоник» в том, что набирая текст на обычной русской клавиатуре, вы получаете уже готовый перевод либо на церковно-славянском, либо на древне-греческом (если переключиться на английскую раскладку). Причем редактор переводит не только тексты, но и числа. Андрей Елисеев 21 декабря 2016 г. 17:00   В Киеве,в галерее «Соборная» при Духовно-просветительском центре кафедрального собора Украинской Православной Церкви с 3 по 17 декабря проходит выставка точечных икон, которые доступны для восприятия незрячим людям. Среди экспонатов выставки – апостола Павла, блаженной Матроны Московской, равноапостольного князя Владимира и др. В отличии от резных, точечные иконы выполнены на чистом листе бумаги, где изображение сделано выпуклыми точками.   Андрей Елисеев 12 декабря 2016 г. 10:15 В читательском клубе «Православная книга» на Погодинской писатель Александр Нотин рассказал о своей новой книге по военно-патриотическому воспитанию молодежи Елизавета Филатова 2 декабря 2016 г. 16:10 В Москве состоялся XIII Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный ангел». Гран-при достался фильму Сергея Мокрицкого «Я — учитель». Это рассказ о человеке, который живет с семьей на территории, оккупированной фашистскими захватчиками. Он должен преодолеть свое малодушие и страх, чтобы выполнить задание погибшего советского диверсанта. О том, в чем особенность отбираемых на конкурс картин, какие проблемы и перспективы у кинематографа, снимающего игровое кино на христианскую тематику, чем отличается «Лучезарный ангел» от других православных кинофестивалей, нам рассказал заместитель сопредседателя Оргкомитета фестиваля, игумен Киприан (Ященко).

http://e-vestnik.ru/culture/page/6/

Правила эти просили показать, но П. Я. Комаров, ни на что не обращая внимания, продолжал читать; по окончании чтения, Комаров громогласно еще прибавил, показывая на книгу: «вот тебе Рим и Иерусалим, на, съешь-ка» – и марш из церкви. Сколько его не останавливали, но Комаров шел напролом, не обращая ни на что внимания; старики тоже последовали за ним; остались в церкви из поповцев трое: Федор Алексеев Сарбатов, Иван Сидоров Храмов и Григорий Григорьев Ермаченков, которые выслушали вполне опровержение миссионера на учение Комарова. После этой беседы означенные три человека, вместо того, как ожидали поповцы, чтобы укрепиться в своей вере, положительно заявили о незаконности австрийской иерархии, стали читать книги преимущественно о вере и книгу истинно-древняя церковь Григория Митрополита С.-Петербургского и беседы о. Павла Прусского . Читая эти книги, они положительно убедились в правоте греко-российской церкви, а посему решились заявить от этом и другим своим собратьям поповцам. И вот в один из праздничных дней, после окончания моления, Храмов заявил всем поповцам, что единственное спасение можно получить только в церкви православной, и мы вот трое, указывая на своих товарищей, убедились в этом, а посему и предлагаем другим последовать нашему примеру. Такое заявление вызвало целую бурю негодований со стороны стариков попечителей, поднялся шум, кто кричит: «гоните их вон, они заразились никонианской ересью», а другие: «если вам угодно идти к никонианам, то идите, а нас оставьте в покое»; – и вся эта бушующая толпа представляла из себя какой-то темный хаос; когда нашумелись досыта, тогда разошлись все по домам, но заявление это не осталось без успеха; к нему присовокупились и еще некоторые личности, что и заставило поповцев призадуматься. «Нужно погасить этот пожар в самом начале» говорит попечитель Я. Елисеев, «нужно послать за Павлом Яковлевым, просто чудо! как он отхлестал Маслова». «Своим боком» – сказал кто-то в толпе. «Молчать! Увидим чьими боками» продолжал Елисеев, вот привезу Павла Яковлевича; подобного человека хотя весь свет обойди, и то не найдешь, разве только сравняются с ним св.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svet-vo-...

4 Из корреспонденций столичных газет по поводу судебного разбирательства дела о похищении иконы Казанской Божией Матери Стояновым-Чайкиным, окончивщегося в ноябре месяце истекшего 1904 года в Казани, получается уверенность, близкая к несомненности, что святыня казанская была и находится в надежных руках, хорошо понимающих ценность и важность ея... 5 Димитрий, арх. херсонский и одесский. Слова, беседы и речи в пяти томах. М.1897, изд. 2, m.V, стр.325. 11 В объяснение любопытного факта посылки из Ярославля князем Пожарским в Казань копии с копии иконы Казанской Божией Матери и при том в дорогом окладе, покойный историк Казанской дух. Академии проф. Г. З. Елисеев представил следующие соображения: «Так нужно было сделать, отвечаю я, писал профессор Елисеев протоиерею Московского Казанского собора А. И. Невоструеву в 1851 году 15 декабря, потому что копия эта прислана была из Казани и принадлежала Казани. Оставляя ее у себя навсегда, нижегородское ополчение, естественно, должно было чем-нибудь вознаградить казанцев. Заметим к тому же, что копия эта была уже не простая, но оказавшая чудодействие при очищении Новодевичьего монастыря от поляков, которая, следственно, поэтому самому делалась драгоценною для нижегородского ополчения, шедшего на бранные подвиги, и которая потому же самому, как икона чудотворная, делалась драгоценною и для казанцев. Удерживая у себя копию, присланную из Казани, копию, сделавшуюся чудотворною, и посылая в Казань простую, обыкновенную копию, не должно ли былонижегородское ополчениебогато украсить последнюю сколько возможно лучше, чтобы этим, по крайней мере, вознаградить то, что теряли казанцы в копии, удержанной нижегородским ополчением»? (Прав. Собеседн. 1904 г. Июль-Август 13 13 «Мне же тогда в чину поповстве святаго Николы, иже зовется Гостин, рассказывает патриах Гермоген об обстоятельствах явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1579 году, каменосердечен же сый, но обаче прослезихся и припадох к Богородицыну образу и к чудотворнойиконе и предвечному младенцу Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010