Мамонтово. Мамонтова Никольская пустынь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 2003. Адрес: Россия, Тамбовская область, Сосновский район, с. Мамонтово, д. 30 Координаты: 53.228633, 41.700947 Проезд:Из г.Тамбова можно добраться со Старого автовокзала на рейсовом автобусе «Тамбов-Моршанск» до остановки «Отъяссы» Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Мамонтова пустынь, расположенная в одноимённом селе Сосновского района Тамбовской области, возникла в 1629 году на месте молитвенных подвигов старца Мамонта (Маманта) по указу местной землевладелицы - матери первого царя династии Романовых инокини Марфы Ивановны. В первые десятилетия своего существования пустынь была бедной и убогой. В 1652 году ее приписали к Звенигородскому Саввино-Сторожевскому монастырю. Постепенное заселение территории переселенцами привело к укреплению края, и, как следствие и монастыря. В писцовых книгах 1677 года указывалось, что в Мамонтовской пустыни были две церкви с колокольней. Располагались они в одном здании; главная - во имя Николая Чудотворца, придельная - во имя Алексия, Божьего человека. Первым строителем церквей в пустыни был ее основатель старец Мамант. Придельная церковь не случайно была освящена во имя Алексия - ведь наибольшее число вкладов монастырь получил в царствование Алексея Михайловича. Монастырские владения быстро обогащались; к концу XVII века обитель владела многочисленными коровьими, птичьими, пчелиными дворами. В конце XVIII века в Мамонтовой пустыни возвели новый деревянный Никольский храм, действовавший до первой четверти ХХ столетия. В его рубленых приделах разместились ризница и Покровская церковь. Иконостасы с витыми колоннами были позолочены и украшены деревянной скульптурой, расписанной темперными красками. Главной реликвией храма был резной деревянный образ Николы Можайского в серебряной ризе, исполненный на липовой доске высотой в два аршина. Святитель. Николай был изображен во весь рост в архиерейском облачении, украшенном золотыми крестами. Главу его украшали венцы, подобные лубочным, в правой руке - стальной меч, в левой - дарохранительница. На обратной стороне иконы была четкая надпись «Никола Можайский». По преданию, основатель пустыни старец Мамонт нашёл образ у трёх лип, где и поставил первый монастырский храм. В 1764 году, в период Екатерининских реформ, Мамонтовский монастырь был упразднён, однако предания о чудесах, происходивших перед чудотворными образами в храмах обители, продолжали привлекать большое количество паломников. На месте монастыря стараниями священника с. Мамонтово Алексея Иоанновича Кринова была образована Алексеевская община сестёр, существовавшая до 1927 года.

http://sobory.ru/article/?object=32849

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЛОВЕЦ Никита Иванов Ерофеев († 24.03.1677), иконописец, жалованный мастер Оружейной палаты Московского Кремля. Род. в с. Павлове (Павлов Перевоз) Нижегородского у. (ныне г. Павлово Нижегородской обл.), сын павловского иконописца Ивана Ерофеева. Человек кн. Я. К. Черкасского, после смерти к-рого в 1668 г. П., очевидно, в зрелом возрасте, зачислен в штат иконописной мастерской Оружейной палаты и переведен в Москву «на вечное житие». Поступлению художника на государеву службу, вероятно, способствовал Симон Ушаков , ранее активно работавший по заказам семьи Черкасских. П. жил в Москве в Садовой слободе в Замоскворечье. Был известен прежде всего как мастер, писавший небольшие иконы для царской семьи. Сохранившиеся произведения П. такого типа отличаются тонкостью и рафинированностью письма, что делало их особенно привлекательными для двора («Минея на июнь, июль и август» в составе т. н. Каппониановых досок («Воскресение Христово, с евангельскими сюжетами» и 4 иконы годовой минеи работы неск. мастеров Оружейной палаты) (1676 (?), Пинакотека, Ватикан); «Богоявление» (1674, ГТГ); «Святая Троица (Гостеприимство Авраама)» (1671, ГРМ); «Мученик Уар и праведный Артемий Веркольский» (70-е XVII в., ГТГ) и др.). В творчестве П. очевиден интерес к новой иконографии Божией Матери. В его произведениях впервые в рус. иконописи встречаются неск. изводов зап. происхождения: «Богоматерь Вертоград заключенный» (ок. 1670, ГТГ); «Явление иконы Богоматери Жировичской» (1669, СПГИАХМЗ). В 1673 г. П. была написана икона «Богоматерь Живоносный Источник» (не сохр.), сюжет которой приобрел актуальность благодаря греческому церковному влиянию. Наряду с другими жалованными мастерами П. принимал участие и в создании икон для ряда храмов по заказу царя и его ближайшего окружения. В 1674-1676 гг. вместе с Симоном Ушаковым писал иконы для Тихвинской ц. в подмосковном с. Алексеевском, в 1675 г. в составе большой бригады мастеров выполнил стенопись и иконостас для дворцовой ц. Спаса Нерукотворного, в 1676 г.- иконы для Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря («Деисус», ГТГ). Писал иконы для храмов в подмосковных усадьбах Богдана Матвеевича Хитрово: Покрова в Братцеве («Воскрешение Лазаря» из праздничного ряда иконостаса, 1673, ГТГ), Св. Троицы в Ознобишине («Св. Троица», совместно с Симоном Ушаковым, 1677, МГОМЗ). В 1676 г. написал икону «Вмч. Феодор Стратилат» для ц. Спаса на Сетуни в усадьбе Артамона Сергеевича Матвеева.

http://pravenc.ru/text/2578612.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОСТРОГОЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Воронежской епархии (см. ст. Воронежская и Борисоглебская епархия ), существовало в 1841-1853, 1866-1923 гг., в 1926 г. и в 2011-2013 гг. Получило название по г. Острогожску Воронежской губ. (ныне адм. центр Острогожского р-на Воронежской области ). В кон. 30-х - нач. 40-х гг. XIX в. архиепископ Воронежский и Задонский свт. Антоний (Смирницкий) дважды подавал прошения имп. Николаю I Павловичу и обер-прокурору Синода Н. А. Протасову об увольнении «по преклонности лет» и по состоянию здоровья на покой с «перемещением на жительство» в Киево-Печерскую лавру. Однако прошения не были удовлетворены. Вместо этого в помощь архиеп. свт. Антонию было решено назначить викарного епископа. Синод запросил Воронежского архиерея, «на каком быть положении новому викарию и какое получать ему содержание». Архиеп. свт. Антоний предложил определить местопребывание викарию в Задонском в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре с правом управления обителью, в Воронеже викарию предлагалось останавливаться на принадлежавшем этому мон-рю подворье. Однако Синод не одобрил эти предложения, вероятно, потому, что Задонск входил в титулатуру правящего архиерея. Синод определил местопребывание викарному епископу в воронежском Алексеевском Акатовом муж. мон-ре (см. ст. Акатов во имя святителя Алексия женский монастырь ); викарий должен был титуловаться епископом Острогожским - по названию крупнейшего уездного города. 28 окт. 1841 г. епископом Острогожским определен бывш. Рижский еп. Иринарх (Попов ; впосл. архиепископ). Поскольку еп. Иринарх был назначен в Воронежскую епархию «не на штатную вакансию, но по особенному Высочайшему вниманию к преклонным летам… архиепископа Антония, для пособия ему в отправлении епархиальных дел», особого штата при викарии (должностей иподиаконов, певчих) учреждено не было. По причине того что участие Острогожского епископа в богослужениях и «отправление епархиальных дел» должны были осуществляться им по указаниям Воронежского архиерея, викарий обязан был получать богослужебные предметы из ризницы Воронежской кафедры по распоряжению архиеп. свт. Антония. 19 дек. 1841 г. предложения Синода о статусе Острогожского епископа были утверждены императором.

http://pravenc.ru/text/2581669.html

Матушка Антония с детства была сложения слабого и провела всю свою долгую жизнь в постоянных, иногда весьма сильных недомоганиях. Припомним о случившемся с нею еще в пансионе обмороке, затем о той продолжительной нервной болезни ее, которая предшествовала ее поступлению в монастырь. Владыке-митрополиту Филарету она писала о часто посещавших ее головных болях; близкие к ней лица говорят еще, что она во всю свою жизнь часто страдала кровохарканием. Малокровная, слабосильная и весьма расположенная к заболеваниям, в особенности простудным, игуменья Антония могла прожить до 76 с лишком лет и прожить – как при постоянных трудах, бдениях и пощениях – только при особо великой силе своего духа и глубокой вере в Бога. Как человек образованный и свободный от предрассудков, она не отказывалась от медицинской помощи, но как истинная христианка, согласно наставлению Иисуса сына Сирахова (27:1–3), смотрела на эту помощь не как на человеческую, но как на Божию, только оказываемую через посредство людей. Поэтому она при всякого рода заболеваниях медицинскую помощь всегда предваряла горячей молитвой. В продолжение почти 20 лет врачом матушки, глубоко уважавшим ее, был, ныне уже покойный, главный доктор Московской Мариинской больницы Герасим Афанасьевич Севастийский, родная сестра которого при матушке поступила в Алексеевский монастырь и доселе состоит в числе сестер этой обители. Искусный врач, хорошо притом изучивший организм матушки, Герасим Афанасьевич много помогал матушке при ее почти постоянных недомоганиях. Когда матушка была уже в преклонном семидесятилетнем возрасте, именно в 1891 и 1894 годах, она перенесла два сильных воспаления легких. Особенно было тяжело ее положение при повторном воспалении, так что Севастийский опасался за ее жизнь, не надеясь побороть медицинскими средствами злой недуг. Но Господу Богу еще не было угодно призвать тогда матушку в свои обители, и ей, по горячим молитвам ее, было ниспослано исцеление. Матушка Антония имела особенно большую веру в целебную силу, ниспосылаемую на болящих Божиею Матерью чрез ее святую икону, находящуюся в Алексеевском монастыре и известную под именем «Целительницы». Перед этой иконой преимущественно и имела она обыкновение молиться при посещавших ее недугах. Так и во время болезни 1894 года она велела принести себе в келью эту икону, выслушала молебен перед ней, помазалась маслом из лампады перед этой иконой и оставила ее у себя в спальне на ночь. В эту ночь она заснула крепким сном, появился у ней пот и началось выздоровление.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Москва. Домовая церковь Иосифа Обручника при богадельне им. И.Н. Геер. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Рядом с храмом бывшего Ново-Алексеевского монастыря стоит здание богадельни в память почетного потомственного гражданина И.Н.Геер, вдова которого Наталья Петровна пожертвовала городу обширный участок и средства для постройки богадельни. Богадельню и храм во имя святого Иосифа Обручника выстроили на участке Геер в 1885-1898 гг. по проекту архитектора Л.Н. Кекушева (при участии И.А. Иванова-Шица) и передали городу, в знак чего наверху изобразили герб г. Москвы. Небольшое по размерам, монументальное по формам, двухэтажное здание построено в неовизантийских формах, имеет симметричную трехчастную композицию, по центральной оси которой, за входным вестибюлем, расположена церковь Иосифа Обручника, с куполом на широком световом барабане. Фасад расчленен тремя выступами-ризалитами, перекрытыми 2-скатными кровлями. Выразительную пластику объемов усиливает крупный рельеф деталей - карнизов, наличников и межоконных пилястр. Участком, на котором выстроена богадельня, в конце XVIII - в начале XIX в. владел секунд-майор А.Л. Демидов, затем участок приобрел знаменитый герой Отечественной войны генерал А.П. Ермолов, а у него в 1859 г. купил купец первой гильдии, швейцарский консул Геер, имевший неподалеку водочный завод. Часть своего большого участка И.Н. Геер в 1869 г. продал купцу В. Занегину. Богадельня им.И.Н. Геера с храмом святого Иосифа Обручника является объектом культурного наследия регионального значения. www.apartment.ru Иосифа Обручника, праведного, при богадельне имени И.Н. Геера церковь (Верхняя Красносельская улица, дом 15). В сентябре 1894 г. на специальном заседании Московской городской думы рассматривалось заявление потомственной почетной гражданки Натальи Петровны Геер о ее желании пожертвовать в собственность города участок земли свыше 14 300 квадратных сажень. Одним из главных условий своего пожертвования Н.П. Геер выдвигала просьбу построить за счет средств города на площади не свыше 4400 квадратных сажень каменную богадельню в память о ее умершем супруге.

http://sobory.ru/article/?object=03629

Москва. Церковь Алексия, митрополита Московского, в Рогожской слободе. Карта и ближайшие объекты Церковь святителя Алексия митрополита Московского построена в 1748 году на месте старой. Архитектор Д. Ухтомский. В писцовых книгах упоминается как «что на Подкопе». По преданию, построена на месте, где находилась палатка св. Алексия, в которой он останавливался при осмотре построения Спасо-Андроникова монастыря. Имеет приделы: св. Алексия и св. Николая Чудотворца. В советское время была закрыта. В здании находилось СМУ. В начале 1990-х годов передана верующим. Церковь св. Алексия, митрополита Московского, находится на углу Николоямской и Малой Алексеевской улиц, близ Рогожской слободы и прямо напротив местного храма св. Сергия Радонежского в Рогожской слободе. Это одна из самых красивых и легендарных московских церквей, посвященных святителю Алексию. По преданию, она была построена на том месте, где когда-то стояла его палатка, откуда московский первосвятитель наблюдал за строительством Спасо-Андроникова монастыря, основанного по его обету в 1361 году за чудесное спасение во время шторма. Есть и другая версия, что в этой палатке остановился сам преподобный Сергий, тоже следивший за возведением монастыря, где первым игуменом был назначен его любимый ученик св. Андроник. Однако церковь была основана в исторической местности, тесно связанной с жизнью и деятельностью св. митрополита Алексия и в память о нем. Святитель Алексий родился в Москве в 1292 году в семье боярина Федора Бяконта и в 1320 году принял пострижение в московском Богоявленском монастыре в Китай-городе. Как известно, в 1357 году, когда у татарского хана внезапно ослепла жена, Тайдула, он вызвал в Орду именно Московского Митрополита Алексия и попросил исцелить супругу. За чудесное излечение, совершенное по молитве, прозревшая Тайдула подарила святителю ханскую землю в Кремле, на которой он основал и другой московский монастырь, Чудов. Там святитель и был похоронен после смерти, последовавшей 12 (25) февраля 1378 года. После сноса Чудова монастыря большевиками его святые мощи передали в Елоховский Богоявленский собор, где они покоятся ныне.

http://sobory.ru/article/?object=03336

Москва. Церковь Похвалы Божией Матери в Башмакове. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Не сохранившаяся до наших дней единственная московская церковь, освященная во имя праздника Похвалы Богородицы, стояла на Волхонке, на Алексеевском холме близ храма Христа Спасителя. Она разделила его участь и была разрушена большевиками вместе с ним. Эта церковь оставила свой след в истории Москвы и тем, что подарила первопрестольной замечательное, но давно забытое старомосковское название местности " Башмачки " - по фамилии перестроившего храм в конце XVII века столетия думного дворянина Башмакова. Первая деревянная церковь Похвалы на этом месте упоминается в исторических документах еще в 1475 году - задолго до основания здесь Алексеевского монастыря. В ней находилась чудотворная икона св. Николая - так, что по чтимому образу иногда даже всю церковь именовали Никольской. От этой иконы произошло одно из древних названий московской церкви Похвалы - " старая проща " . Дело в том, что в старину человека, исцелившегося от чудотворной иконы, называли прощенником - " Бог его простил " . И потому, когда прощей называли храм, то это значило, что в нем находится чудотворная икона, дарующая исцеление. Таким и был образ св. Николая Чудотворца в церкви Похвалы Богородицы. Кроме нее, в старой Москве было еще два храма-прощи - Николы Явленного на Арбате, названного по явленному от его иконы чуда, и Параскевы Пятницы в Замоскворечье. В отголосках московской истории сохранилось и еще одно древнее именование церкви - " в Старых Рощах " . Возможно, конечно, что это было искаженное от " старой прощи " . А может быть, здесь действительно когда-то шумели деревья. Деревянная церковь сгорела в 1629 году и затем была выстроена каменной. В самом конце XVII столетия думный дворянин и печатник Дементий Башмаков на свои средства и на пожертвование, завещанное подьячим Шандиным, перестроил ее в том основном образе, в котором она и дожила до революции. Высокая, пятиглавая, " старинной готической архитектуры " , - описывал ее один старинный краевед, - " и с готической архитектуры колокольней " . В ней был не традиционный для большинства русских и московских церквей пятиярусный иконостас, а иконостас в шесть ярусов.

http://sobory.ru/article/?object=34217

Московская церковь во имя иконы Божией Матери «Целительница» при Старо-Екатерининской больнице Икона Божией Матери Икона Божией Матери Целительница В старой Москве во имя иконы Божией Матери " Целительница " освящали, в основном, больничные церкви, где она являлась Покровительницей и Помощницей в исцелении душ и тел. Среди прочих московских клиник " Целительнице " были посвящены одна из церквей Старо-Екатерининской больницы на Мещанской улице, и домовая церковь при Полицейской больнице им Императора Александра III, устроенная доктором Гаазом. Обе они были закрыты после революции, и от них остались ныне лишь перестроенные помещения. В настоящее время действует новая больничная церковь во имя " Целительницы " при НИИ Клинической психиатрии на Каширском шоссе, открытая и освященная всего лишь в 1992 году. История иконы " Целительница " ведет свое начало с IV века от Рождества Христова. Она находится в грузинской местности Карталинии, в Цикланском храме, а в Москве чудотворный список с этого образа хранился в Алексеевском женском монастыре. На иконе Богоматерь изображена стоящей у одра больного. Сюжетом " Целительницы " стало древнее церковное предание о чудесно исцеленном Самой Царицей Небесной человеке. Один благочестивый клирик всякий раз, когда входил в храм или выходил из него, преклонял колена перед образом Богородицы с возгласом: " Радуйся, Благодатная! Господь с тобою " , и с последующей молитвой, славящей Царицу Небесную. И однажды на него напала страшная болезнь, поразившая его язык, так, что случилось сильное нагноение, и человек не смог говорить. Страдая, он читал свою обычную молитву в уме, и раз увидел у своего изголовья прекрасного юношу, взиравшего на него с состраданием - это был его Ангел-Хранитель, который начал молить Пресвятую Богородицу исцелить болящего: " О премилосердная Госпоже! Таков ли должен быть плод благоговения к Тебе сего клирика? Это ли награда за каждодневное произношение им Тебе архангельского приветствия? Язык его, привыкший ублажать Тебя, ныне весь изъязвлен. О премилосердная! Обрати матерний Свой взор на сего страдальца и пощади его " . И по молитве Ангела у постели больного вдруг явилась сама Царица Небесная и, источив из груди Своей каплю млека, напоила ей уста болящего и сделалась невидимой. А больной клирик получил мгновенное исцеление, так что сразу же пошел в церковь и сам рассказал там о дарованном Чуде. Оно и было запечатлено в иконографии образа Богоматери " Целительница " .

http://pravoslavie.ru/56.html

Н.И. Оловяшников Н.Е. Прянишников 824 Николай Иванович Оловянишников. (Биографический очерк) Родился Николай Иванович 12 октября (25 по новому стилю) 1875 года в семье Ивана Порфирьевича Оловянишникова, ярославского первой гильдии купеческого сына 825 , и жены его Евпраксии Егоровой (урожденной Горошковой). Прадед Николая Ивановича, Иван Порфирьевич Оловянишников, получил по именному указу Николая I потомственное почетное гражданство (см. Приложения). Дед, Порфирий Иванович, превратил традиционное для семьи колокольное производство в современное промышленное предприятие. Родители поселилась в Москве в начале 70-х годов, не прерывая торговых и коммерческих связей с родным городом. В Москве семейство проживало в доме купеческой вдовы Молчановой на Покровке, в Мясницкой части. Ныне это дом под Николай появился на свет четвертым. Третий сын, Виктор, родился годом раньше, и братья-погодки были очень близки друг другу. Так в семье сложились три возрастных пары: старшая – Порфирий и Иван, средняя – Виктор и Николай, и младшая – Владимир и Георгий. Между девочками Марией и Татьяной было 13 лет разницы по возрасту. Надо сказать, что еще в семье были дети, умершие в младенчестве. Так, в книгах, фиксирующих сборы за венчики за 1879 год, от 10 мая имеется запись о смерти младенца Владимира, 3-х месяцев. На Леонтьевском кладбище в Ярославле покоится младенец Николай. В метрических книгах за 1894 год сказано, что в половине 6-го утра 6 февраля родился сын Сергей, причем крестным отцом его был города Кронштадта Андреевского собора протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (отец Иоанн Кронштадтский ). Младенец скончался от воспаления оболочек мозга на новый 1896 год и был похоронен на кладбище Алексеевского монастыря. Крещение младенца Николая было произведено спустя семь дней, 19 октября, в приходской церкви Троицы, что на Грязях у Покровских ворот. Крестил протоиерей Александр Соколов, а восприемниками новорожденного были его дедушка Порфирий Иванович Оловянишников, купец первой гильдии и потомственный почетный гражданин, и его бабушка по материнской линии, тоже потомственная почетная гражданка Ираида Константиновна Горошкова (урожденная Волгина) 826 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Навигационный знак в лесу ЖМП 7 июль 2019 /  4 октября 2019 г. 16:59 Пешком к преподобному Сергию КАК СОВЕРШИТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЛОМНИЧЕСТВО ПО 120-КИЛОМЕТРОВОЙ ТРОПЕ ОТ ЦЕНТРА МОСКВЫ ДО ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ Проект «Дорога в Лавру» существует всего лишь второй год. Начинался он целиком как общественная инициатива снизу. Ассоциация с испанским Эль Камино де Сантьяго — пешим путем к могиле святого апостола Иакова в Сантьяго-де-Компостела — лежала на поверхности. Тем более исторические предпосылки налицо. Из почитания к иноческим обетам Игумена земли Русской ходить в Троицкий монастырь исстари было принято пешком. «И с машины — чего увидишь? А мы пойдем себе полегонечку, с лесочка на лесочек, по тропочкам, по лужкам, по деревенькам, — всего увидим. Захотел отдохнуть — присел. А кругом все народ крещеный, идет-идет», — объясняет свое желание совершить пешее паломничество персонаж «Лета Господня» Ивана Шмелева. PDF-bepcuя Верной дорогой Впрочем, маленький Ваня, будущий автор книги, слышал эти слова, когда уже открылось пассажирское движение по Ярославской железной дороге. Исторические же свидетельства донесли до нас, что вплоть до революции каждое лето пешком по Старой Переславской дороге проходили по 300 тыс. человек. Пример по традиции подавали сами русские государи. Алексей Михайлович поставил на дороге пять путевых дворцов: в селах Алексеевском и Тайнинском, на реке Скалбе в Братовщине, в Воздвиженском близ Радонежа и в самом Посаде. О «подвигах» Елизаветы Петровны народная память донесла легенду: каждые пять — десять верст императрица вставала лагерем, причем привал иной раз растягивался на два-три дня, а то и вовсе заканчивался возвращением в Мос­кву (в этом случае высокое паломничество вскоре снова возвращалось к месту промежуточного финиша, откуда и продолжало путь). Екатерина II развила опыт предшественников. Во временных шатрах она ночевать не хотела, а путевые дворцы ко времени ее царствования обветшали. Поэтому каждый вечер она ездила в Москву, а утром на карете возвращалась на то же место и продолжала шествие.

http://e-vestnik.ru/society/peshkom_k_pr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010