Глава IV. Монастыри В предшествовавший, так называемый монгольский, период нашей церковной жизни, продолжавшийся два с лишком столетия, у нас возникло более 180 монастырей. Но как из этих монастырей до тридцати находились в Юго-Западной России, то, значит, что собственно в тех епархиях, которые вошли теперь в состав Московской митрополии, появилось тогда всего около 150 обителей. В настоящий же период, обнимающий менее даже полутораста лет, вновь основано в этой последней митрополии, как увидим, около трехсот монастырей. Следовательно, умножение их в Северо-Восточной России совершалось теперь не только не в меньшей, но даже гораздо в большей пропорции, чем совершалось оно при монголах. А если при этом взять во внимание, что почти все монастыри монгольского периода продолжали существовать и в настоящий вместе с вновь возникшими, то окажется, что теперь общее число их было у нас выше четырехсот. Справедливость, впрочем, требует заметить, что некоторые монастыри, неизвестно кем и когда основанные, делаются только известными в настоящий период, а могли существовать и прежде. Зато несомненно, что другие монастыри, например Соловецкий, Пафнутиев боровский, были едва основаны под конец прошлого периода, но получили даже первоначальное устройство уже в настоящий и что самые их основатели или устроители значительнейшею долею своей деятельности принадлежали настоящему периоду. К сожалению, о большей части наших тогдашних монастырей как в Руси Восточной или, точнее, в средней полосе России, так и в Руси Северной сохранились крайне скудные сведения, так что нам приходится почти только их перечислить. Несравненно менее таких обителей, о которых мы имеем возможность сказать, кем и когда они основаны и каковы были их устройство и состояние. I Москва, местопребывание Русского митрополита, считала уже в себе до 15 монастырей и между ними: Чудов, Андроников, Симонов, Алексеевский. Теперь делаются в Москве известными еще 16 монастырей. Из числа их ко 2-й половине XV в. относятся: а) Богоявленский на Троицком подворье, это подворье находилось в Кремле близ великокняжеского дворца и подарено было еще Димитрием Иоанновичем Донским преподобному Сергию Радонежскому; в 1460 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Глава пятая. Древнейшая основа, второстепенные разветвления и заключительная стадия развития уставной регламентации «Чтений» в Греческой Церкви Установленный анализом строя и состава «Чтений» Иерусалимского Устава факт, что практика Уставных Чтений Иерусалимского Устава в своем основном и преимущественном содержании буквально совпадает с таковой же обоих константинопольских Уставов – Алексеевского и Евергетидского и, следовательно, с тождественными элементами общецерковной константинопольской монастырской практики начала XI – средины XII века дает исходный опорный пункт для выяснения, истории происхождения и отдельных стадий развития уставной регламентации «Чтений» в Греческой Церкви. Среди тождественных элементов иерусалимской и константинопольской практики мы встречаем три несомненно константинопольского происхождения, свидетельствующие о том, что тождество той и другой практики обязано, между прочим, влиянию константинопольской студийской практики на иерусалимскую. Первый из них и самый красноречивый, это чтение оглашений Феодора Студита в конце утреннего богослужения в каждую неделю (агрипнию) целого года и, кроме того, в два будних дня седмицы – среду, пяток – в четыредесятницу. Этот обычай специфически-студийского происхождения и в иерусалимскую практику мог попасть только из студийской литургической практики не ранее второй половины IX века. Второй элемент – чтение Завета Феодора Студита 11 ноября, введенное, конечно, впервые в студийской обители. Третий – это чтение житий в переработке Симеона Метафраста . Метафраст трудился над этой переработкой в Константинополе в последней четверти X века 1043 ; труды его, специально обусловленные в своем объеме и характере нуждами уже прочно утвердившегося уставного богослужебного института чтения за утренним богослужением житийно-повествовательных произведений соответственно памятям дня 1044 , вошли в церковное употребление сначала в Константинополе же в самом начале XI столетия, затем, после некоторого времени гонения на них со стороны императора Василия Болгаробойцы 1045 , не позже 30-х годов XI столетия, как свидетельствует об этом Алексеевский Устав, уже прочно утвердились в церковной практике, а к концу этого века «были приняты и читались преимущественно во всех греческих церквах» 1046 . Очевидно, здесь мы имеем второе заимствование из константинопольской литургической практики, сделанное не ранее начала XI века.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Глава четвертая. Чтения по Иерусалимскому Уставу Усложнение и видоизменение, которое получает общецерковная студийская монастырская литургическая практика Константинополя между концом XI и срединой XII века в Евергетидском Типиконе, сравнительно с практикой Алексеевского Устава тридцатых годов XI века, идет главным образом в направлении тех особенностей, которыми характеризуется богослужебный строй, ведущий свое происхождение от лавры св. Саввы в Иерусалиме и записанный в литургическом памятнике, носящем заглавие Τυπιχν τς κκλησισβτιχς τς ν ‘Ιεροαολμοις γας λαρας το οον κα θεοφρου πατρς μν Σββα 746 . – Этот литургический памятник, неизвестного происхождения, кратко называемый «Иерусалимским Уставом», впервые появляется в списках XII–XIII века 747 , быстро затем приобретает и до наших дней сохраняет регулирующее значение в богослужебной практике вообще и Уставных Чтений в частности всего православного Востока, вытесняя собою в самом Константинополе действие Уставов студийской отрасли. Строй и состав Уставных Чтений Иерусалимского Устава, как и весь литургический строй 748 , включает в себя ряд особенностей, свойственных студийской практике времени Евергетидского Типикона в отличие от таковой же Алексеевского Устава. Но в то же время строй Уставных Чтений Иерусалимского Устава, как и литургический строй вообще, имеет так же ряд особенностей, свойственных студийской практике Алексеевского Устава в отличие от таковой же Евергетидского. В основном же и преимущественном своем содержании этот строй совершенно тождественен с обоими студийскими Константинопольскими Уставами, поскольку они совпадают между собою, т. е. со студийской практикой вообще. Ряд особенностей, свойственных только Иерусалимскому Уставу, состоит не столько из новых сравнительно со студийскими Уставами элементов и моментов строя и состава Чтений, сколько из некоторых отличий в формальном расположении элементов и моментов, тождественных то обоим Уставам, то лишь каждому в отдельности. В строе Чтений Иерусалимскому Уставу прежде всего столь же характерны, как и Евергетидскому, два лишних, сравнительно с Алексеевским Уставом, богослужебных момента для Уставных Чтений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Москва. Ново-Алексеевский женский монастырь. Сортировка: Карта и ближайшие объекты В 1837 г. Алексеевский монастырь переведен в Красное Село (район современной Верхней Красносельской улицы) к церкви Воздвижения Креста Господня, построенной в 1692 г. В 1853 г. в монастыре была построена церковь Алексия-Божьего человека (архитектор М.Д. Быковский), в 1879 г. - церковь Архангела Михаила. Территория монастыря была обнесена стеной. За монастырем находилось кладбище. В 1891 г. на кладбище была построена церковь Всех святых (архитектор А.А. Никифоров). К началу XX в. в монастыре было 4 храма, больница, женское училище. После Октябрьской революции Алексеевский монастырь был упразднен. В 1930-х годах большинство построек монастыря было снесено, в храмах разместились различные учреждения. Было уничтожено и монастырское кладбище. В дальнейшем церковь Архангела Михаила была снесена, здание церкви Воздвижения Креста Господня было перестроено до неузнаваемости, но церкви Алексия-Божьего человека и Всех Святых сохранились. В середине 1980-х годов территорию бывшего монастыря рассекла пополам ставшая оживленной автомагистралью улица Гаврикова, после чего стало трудно даже представить весь бывший Алексеевский монастырь как единое целое. В настоящее время церковь Всех святых возвращена верующим. В находящихся рядом зданиях бывших монастырских келий открылся Новоалексеевский монастырь. В здании бывшей церкви Воздвижения Креста Господня в настоящее время размещается ВНИИ рыбного хозяйства и океанографии.  " Так или иначе, но пришлось переселяться. Переход монахинь - это был действительно переход, всю многоверстную дорогу на далекую глухую окраину Москвы шли пешком - совершился 16 октября 1837 г., и с того времени Алексеевский монастырь начал отстраиваться на новом месте. Старую приходскую Воздвиженскую церковь расширили и заново отделали по проекту М.Д. Быковского в 1841 и 1857 гг. (в ней похоронены известные московские благотворители муж и жена Ф. Ф. и М. В. Набилковы); по его же проекту в 1853 г. выстроили в центре монастырской территории церковь Алексия Человека Божьего с приделами иконы Грузинской Богоматери и св. Павла Латрского; в 1879 г. построили больничный храм Архангела Михаила и последней в 1887-1891 гг. высокую Всехсвятскую церковь на новом кладбище по проекту архитектора А.А. Никифорова (освящена 30 июня 1891 г.). В этой церкви славился беломраморный иконостас, а расписана она была иконописцами Троице-Сергиевой лавры.На кладбище Алексеевского монастыря были похоронены художник И.М. Прянишников, писатели А.Ф. Вельтман и С.А. Юрьев, публицист М.Н. Катков, скульптор Н.А. Рамазанов, филолог П.М. Леонтьев, мемуарист Ф.Ф. Вигель, историк, издатель журнала " Русский архив " П.И. Бартенев, врач А.Я. Кожевников, физик П.Н. Лебедев, архитекторы А.С. Каминский, В.Н. Карнеев, А.С. Никитин, основатель народного университета А.Л. Шанявский, нотоиздатель П.И. Юргенсон, декабристы Ф.Г. Вишневский, П.Н. Свистунов и многие другие. Теперь же и следов кладбища нет.

http://sobory.ru/article/?object=24160

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святейший Патриарх Кирилл посетил Алексеевский ставропигиальный монастырь 30 июня Святейший Патриарх Кирилл посетил Алексеевский монастырь г. Москвы. Игумения Ксения (Чернега) и Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка М.А. Львова-Белова представили Его Святейшеству проект создания в обители центра развития детей и молодежи. 30 июня 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Алексеевский ставропигиальный женский монастырь города Москвы. Предстоятель Русской Православной Церкви вместе с настоятельницей монастыря, руководителем Правового управления Московской Патриархии игуменией Ксенией (Чернегой) осмотрел здания по адресу ул. Верхняя Красносельская, д. 15, строения 1 и 2. Первое из них в дореволюционный период являлось известной в Москве богадельней им. И.Н. Геера. Святейший Владыка побывал в домовом храме праведного Иосифа Обручника и осмотрел все помещения бывшей богадельни. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил здание, в котором ранее располагался Всесоюзный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО), по адресу ул. Верхняя Красносельская, д. 17. Предстоятеля сопровождали игумения Ксения (Чернега) и директор ВНИРО К.В. Колончин. Сейчас все указанные здания находятся в безвозмездном пользовании Алексеевского монастыря. Святейший Патриарх Кирилл осмотрел помещение бывшей библиотеки — придел храма Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который в советское время был встроен в здание ВНИРО. В Крестовоздвиженском храме состоялась презентация проекта по дальнейшему восстановлению и использованию данных зданий в целях реализации церковно-государственного проекта по работе с детьми и молодежью. Его Святейшеству была представлена Концепция создания центра развития детей и молодежи «Алексеевский» в комплексе с церковью Воздвижения Креста Господня в Красном Селе. Презентацию провели игумения Ксения (Чернега) и Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка М.А. Львова-Белова. О восстановлении помещений бывшей богадельни рассказал заместитель министра просвещения РФ Д.Е. Грибов.

http://sedmitza.ru/patriarch/2023-06-30/...

Томск. Богородице-Алексиевский монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Сортировка: Карта и ближайшие объекты В 1776 г. был заложен каменный храм Казанской Божией Матери. Боковые приделы Фрола и Лавра (северный) и Алексия человека Божия (южный) освящены в 1779 г. Главный придел освящен в 1789 году. За основу проекта храма был принят переработанный в стилистике сибирского барокко проект Петропавловского собора в Барнауле, составленный архитектором московской школы русского барокко XVIII в. князем Д.П. Макуловым. В 1863 г. на колокольню храма был поднят " Большой " 300-пудовый колокол. По материалам сайта: tomsk.gov.ru Церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери является главным храмом Богородице-Алексеевского монастыря Томска. Первоначально Казанская церковь Богородице-Алексеевского монастыря в Томске была деревянной. Срубили обитель после того, как в 1658 году из стратегических соображений монастырь перенесли ближе к городу, на Юрточную гору. Освящена была во имя Алексея, человека Божьего. В 1754 году обитель сгорела от удара молнии. На её месте в 1776 году был заложен каменный храм. За основу храма приняли переработанный в стилистике сибирского барокко проект Петропавловского собора в Барнауле, составленный архитектором московской школы русского барокко XVIII века князем Д.П. Макуловым. К церковному сооружению пристроили два боковых придела: северный - Фрола и Лавра и южный - Алексия, человека Божия. Приделы были освящены в 1779 году, главный престол - в 1789 году. В 1863 году на колокольню подняли " Большой " 300-пудовый колокол. В 1929 году Казанская церковь Богородице-Алексеевского монастыря в Томске была закрыта. Возвращена верующим только в 1992 году, после чего начались регулярные богослужения. http://www.novosibirskgid.ru/architecture/ Каменный Казанский храм появился в томской Богородице-Алексиевской обители на излёте второго века её существования. Строили его долго - средств катастрофически не хватало, собирали их всем миром. Томский Богородице-Алексиевский монастырь - одна из старейших русских обителей за Уралом.

http://sobory.ru/article/?object=07337

Арзамас. Алексеевский Новодевичий монастырь. Храмы монастыря: Церковь Успения Пресвятой Богородицы Карта и ближайшие объекты Алексеевский Новодевичий монастырь был основан именным указом царя Михаила Феодоровича в качестве " Царского богомолья " в 1634 г. Назван в честь Алексея Божия человека и сына царя, Алексия Михайловича. В монастыре располагались Успенская (1753 г.) и Вознесенская (1777 г.) церкви, а также больничная церковь. Монастырь был окружён высокой каменной стеной с Надвратной колокольней, за стеной находились монастырские постройки и кельи. Часть монастырской стены и построек сохранились в комплексе сооружений на ул. Советской и заняты воинской частью. Новодевичий Алексия человека Божия монастырь, 1 класса, общежительный, в городе Арзамасе. Учрежден в 1897 году из Алексеевской женской общины, образовавшейся в 1764 году на месте упраздненного Алексеевского монастыря, который был основан в 1634 году. В храме Вознесения находится местно чтимые иконы: Божией Матери «Утоли моя печали» и святого Николая чудотворца. В монастыре хранится замечательная резная группа, изображающая погребение Спасителя; она сделана в 1776 году священником городской Спасской церкви Василием Ильиным. При монастыре странноприимный дом, две больницы и золотошвейная мастерская, работы которой славятся не только в Европейской России и Сибири, но и в Греции и Палестине. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Арзамасский новодевичий во имя Алексия, человека Божия женский монастырь был основан в 1634 году по указу царя Михаила Федоровича арзамасским воеводой князем Н. Шаховским как «царское богомолие, Новодевичь монастырь». Была поставлена ограда с колокольней над Святыми вратами, внутри ограды построили 30 деревянных келий, в центре - бревенчатую холодную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с 3 приделами: во имя преподобного Алексия, человека Божия, во имя священомученика Филиппа, митрополита Московского и во имя преподобной Марии Египетской. Согласно описи 1686 года, у восточной стены монастыря находился теплый шатровый храм во имя Всех святых.

http://sobory.ru/article/?object=07873

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Дивная Галерея В Алексеевском женском монастыре Углича 30.12.2023 220 Фото: http://alexmonastir-uglich.ru/ В Алексеевском женском монастыре города Углича всё дивно. На диво прекрасна устремлённая в небеса трехкупольная церковь, которая так и называется с давних времён Дивной. Дивно и то, что сам монастырь возник 14-м веке, за несколько лет до Куликовской битвы, дивно, что он выстоял в нелёгкие времена Богоборчества. Может быть, это от того, что он стоит на возвышении, на горе, которая в языческие времена называлась Огнева. То есть это было место возжигания жертвенных материальных огней. Но такие огни, сколько ты в них дров ни подкладывай, все равно погаснут. И дождалась гора Огнева огня духовного. Вознеслись над пространством кресты православного храма, засиял небесный свет христианства. Явленная здесь икона Божией Матери зажгла свечу Неугасимую огня Невещественного. На её свет многие годы стремятся отовсюду, чтобы душу свою этим светом и огнём просветить и согреть, чтобы помолиться за родных и близких, за нашу любимую Родину. А в последние годы стараниями настоятельницы монастыря матушки Ольги (Сельской) при содействии Заслуженного художника России Н. С. Давыдова здесь возникло ещё одно диво дивное - художественная галерея. Она настолько замечательна, что невольно просится сравнение: может быть, это и есть то самое небо на земле, которое сотворяют наделённые талантом от Бога: видеть мир в красках и запечатлевать его на полотнах. Такое сравнение диктуют сами картины галереи. Казалось бы, нет какой-то единой темы выставленных работ, но полное ощущение их единства. Почему? Да потому, что они объединены любовью. И повторяем вслед за поэтом: «Как прекрасна земля, и на ней человек». Любовь к Божьему миру, к природе, к человеку - вот главная идея галереи. Вспоминается 84-й псалом: «истина от земли воссия и правда с небесе приниче». Может быть, в этом главная задача одухотворённого художника: соединять духовность небес и красоту земли и через это возвышать душу зрителя.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/30/...

Какие пути в духовной жизни вы считаете крайностями? В студии протоиерей Артемий Владимиров, член Союза писателей России, духовник Алексеевского женского монастыря. 13.12.2013 10:03:12 Кульков Сергей Андреевич Говорит радиостанция «Радонеж» – православное вещание для России и соотечественников за рубежом. Дорогие наши радиослушатели, братья и сестры! Радиостанция «Радонеж» продолжает свою работу в прямом эфире. Мы напоминаем, что ваши звонки мы принимаем по телефону 959-59-39, код Москвы 495. Короткий номер для смс-сообщений 5522. Перед вашим вопросом или просьбой наберите слово «вера». В нашей студии находится протоиерей Артемий Владимиров, член Союза писателей России, духовник Алексеевского женского монастыря. Батюшка, благословите. – Мир вам. У микрофона ведущая Елена Путинцева, за режиссерским пультом раба Божья Галина. Сегодня нам бы хотелось продолжить беседу об очень значимом событии, духовным и культурном явлении для Москвы и для всей Руси Великой. Это историческая выставка, которая проходит в Манеже, выставка-форум «Романовы».  Называется эта выставка «Моя история». Батюшка, я вчера побывала только на этой выставке и сразу заметила и почувствовала какую-то необыкновенную атмосферу единства и подлинно народного единения. На этой выставке люди стоят по четыре часа, с детьми и пожилые с палочками приходят, и у всех в глазах какая-то необыкновенная радость, радость обретения своей истории, осознание причастности к великой истории нашего народа. – Да, дорогие друзья, это особенно радует, то, что уже два раза продлено время и сроки посещения выставки до конца ноября, куда народ идет не стадом, не по указке вышестоящих инстанций, а по внутреннему влечению и потребности войти в духовное пространство подлинной, многим еще незнакомой, но удивительно  прекрасной России. Нашей общей матери, нашей колыбели, нашей страны, плоть от плоти и кость от кости которой мы являемся. И думаю, что даже скептики и люди с холодным умом, пришедшие так просто полюбопытствовать, поглазеть, выходили из этого удивительного пространства осененными, преображенными, во всяком случае, глубоко задумавшимися.

http://radonezh.ru/text/kakie-puti-v-duk...

Томск. Богородице-Алексиевский монастырь. Алексеевский монастырь Сортировка: Карта и ближайшие объекты Старейший в Сибири Богородице-Алексеевский мужской монастырь был основан в 1605 году в устье речки Большая Киргизка. В 1658 году из стратегических соображений монастырь перенесли ближе к городу, на Юрточную гору, где и срубили деревянную церковь во имя Алексия Божьего Человека. В 1754 году церковь сгорела от удара молнии. На ее месте в 1789 году построен каменный храм, освященный во имя Казанской иконы Божьей Матери. С 1746 года при монастыре существовала первая на томской земле школа - Томское русское духовное училище. В 1923 году территория монастыря целиком была отдана под охрану государства, но тем не менее, в 1928-1930 годах была снесена колокольня, частично разобрана церковь, а территория застроена новыми домами. С 1979 года Казанский собор реставрируется. Каменный замок монастыря с четырьмя наугольными башнями и тремя святыми воротами был построен в 1836-1839 гг. по проекту первого томского епископа Агапита и по проекту томского губернского и епархиального архитектора К.Г. Турского. Каменный двухэтажный братский корпус с покоями настоятеля построен в 1884 г. по проекту епархиального архитектора В.В. Хабарова. Монастырь был закрыт в 1923 г. В 1979-1995 гг. производились работы по реставрации Казанского храма монастыря в его первоначальном виде. В 1992 г. по благословению патриарха Алексия II состоялось открытие монастыря. По материалам сайта tomsk.gov.ru В. Богородице-Алексеевский монастырь, 3 класса, в Томске. Основан не ранее начала XVII века, в 7 верстах от Томска, при устье реки Киргизки, и назывался Усть-Киргизским. По случаю частых набегов кигизов и калмыков перенесен в 1656-1662 годах на настоящее место. В монастыре хранится деревянный крест 1662 года и рукописный синодик. На кладбище в ограде монастыря погребен старец Федор Кузьмич. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Один из старейших монастырей в Сибири. Основан в 1605 году при устье реки Киргизки, в 9 верстах от Томского острога, и был назван в народе Усть-Киргизским или Богородицким. В первый же год только что отстроенные монастырские строения и церковь были разрушены льдами во время весеннего ледохода, после чего монастырь был перенесен на версту вверх по Большой Киргизке на возвышенное и защищенное от наводнений место. На удалении от Томской крепости положение монастыря было опасным: несмотря на то, что он был хорошо укреплен и окружен оборонительными рвами и насыпью, он часто страдал от набегов кочевых киргизов и татар. Пожар 1656 года уничтожил новоустроенный храм. Очередное строительство остановилось из-за отсутствия средств.

http://sobory.ru/article/?object=09738

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010