Алексеевский монастырь, хотя и введены были в нем игуменьею Антониею начала общежития, не был общежительным в собственном смысле, а в таких монастырях лица должностные, – настоятельницы и казначеи имеют право на личное имущество и могут, по закону, завещать свое имущество по смерти кому и куда угодно. Личные средства настоятельниц составляются, прежде всего, из принесенных ими с собою из мира. Затем, из процентных денег с капиталов, завещанных монастырям; из них, согласно воле некоторых завещателей, часть идет в пользу настоятельницы. Наконец из благотворений различного рода лиц, передающих свои средства в распоряжение настоятельниц монастыря, особенно часто в память усопших родственников, – в твердой надежде, что им будет дано надлежащее употребление; не мало бывает случаев, когда поступают в число монашествующих лица со средствами; эти лица, в большинстве случаев, особенно в ожидании близкой кончины своей, распоряжение своими средствами поручают, обыкновенно, настоятельнице. Игуменья Антония, вышедшая из состоятельной семьи и имевшая близких родственников миллионеров (Прохоровых), если и не принесла с собою в монастырь капитала, то во всяком случае получала от своих родственников немалую денежную помощь. Алексеевский монастырь, как владевший кладбищем, имел достаточные денежные вклады: в нем, как особо благоустроенном, не мало было, конечно и монахинь, принесших с собою средства из мира. Что же касается случаев поступления в распоряжение игуменьи Антонии пожертвований от частных лиц – можно смело утверждать, что они, в всяком случае, были не редки при том обширном круге почитателей, которых она имела. Как на один из случаев, хорошо характеризующей положение, которое занимала игуменья Антония с этой стороны у своих почитателей, можно указать на следующий. Однажды является к матушке неизвестная ей дама и просит дозволения сказать ей несколько слов; матушка попросила пришедшую в гостиную и предложила ей сесть. – «Я похоронила у Вас в монастыре мужа, часто посещала его могилку и полюбила Ваш монастырь и в особенности Вас, матушка; поэтому позвольте мне преподнести Вам небольшую сумму с тем, чтобы Вы израсходовали ее на себя» – сказала гостья и подала пакет. – «Я лично не нуждаюсь, сударыня, отвечала матушка, но приму от Вас деньги с тем, чтобы израсходовать их на нужды монастыря». – «Я прошу Вас, матушка, чтобы Вы израсходовали эту сумму на свои личные нужды, повторяла гостья. Взявши у гостьи пакет, матушка прошла в кабинет и, открывши его, удивилась, – в нем лежало 2000 рублей. – «Вы, может быть, ошиблись», сказала матушка, вернувшись в гостиную, «ведь здесь 2000 рублей». – «Нет, нет, не ошиблась, это для Вас, матушка; и если уже Вы отказываетесь употребить их на себя, то распорядитесь ими, как Вы найдете нужным».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Болгар. Церковь Авраамия Болгарского. Церковь. Действует.   Престолы: Авраамия Болгарского Год постройки:1988. Ссылки:   Адрес: Республика Татарстан, Спасский район, г. Болгар, ул. Лихачева, д. 144. Координаты: 54.965635, 49.051793 Проезд: Авраамьевская церковь находится на въезде в Болгар, слева от дороги. До города Болгар из Казани можно доехать по автодороге Р-239 Казань - Оренбург. На развязке после моста через Каму (недоезжая села Алексеевское) повернуть направо на автодорогу Р-240 (на Самару), через 5,5 км на перекрестке после с ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Авраамьевская церковь находится на въезде в Болгар, слева от дороги. До города Болгар из Казани можно доехать по автодороге Р-239 Казань - Оренбург. На развязке после моста через Каму (недоезжая села Алексеевское) повернуть направо на автодорогу Р-240 (на Самару), через 5,5 км на перекрестке после села Мокрые Курнали повернуть по главной дороге налево на Самару, Базарные Матаки. Через 19 км повернуть направо по указателю " Болгар, Ульяновск, Димитровоград " . Через 39 км на Т-образном перекрестке направо, еще через 30 км направо опять на Т-образном перекрестке по указателю " Болгар " . Через 1,5 км церковь будет слева от дороги. В период навигации до Болгара можно добраться на пассажирских судах. Из Ульяновска можно доехать через Димитровоград и далее по автодороге на Казань. Примерно через 90 км после Димитровограда повернуть налево на Т-образном перекрестке по указателю " Болгар " . До Болгара в период навигации можно добраться речным пассажирским транспортом. Изменить описание объекта " Православие в Татарстане " , Болгар, Спасский район, Республика Татарстан " > Новое воплощение в жизнь разобранной церкви с.Порфирьевка в.г.Болгаре. С сайта " Православие в Татарстане " Гранковский Владимир 1 октября 1989 Карта и ближайшие объекты В городе Спасске (на его территории сейчас находится г. Болгар) до революции существовал Успенский монастырь (упраздненный в 1763 году). Для его нужд были приспособлены каменные мавзолеи XIV века. В одном из них был устроен храм в честь святителя Николая Чудотворца. В 1732-1734 гг. на средства купца И.А. Михляева в центре города была построена каменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. После упразднения монастыря монастырская Никольская церковь была приписана к ней. В настоящее время эти памятники отреставрированы и входят в комплекс Булгарского музея-заповедника. Кроме того, в городе существовали еще две церкви – Троицкий собор и церковь Казанской иконы Божией Матери. Но в 1950-е гг. часть территории города была затоплена водой Куйбышевского водохранилища, и эти храмы, закрытые еще ранее, были утеряны окончательно.

http://sobory.ru/article/?object=07124

Егорьевск. Церковь Алексия, митрополита Московского. Алексеевская церковь Карта и ближайшие объекты В Егорьевске широко почитался святитель Алексий Митрополит Московский. По местному преданию, он передал с. Высокое (будущий Егорьевск) в московский Чудов монастырь, в котором принял схиму. В день перенесения мощей святителя совершался крестный ход вокруг всего города. Церковь очень маленькая, построена в начале XX в. В народе она называется Нечаевской, по пригородному селу, в память о котором сохранилось название улицы. Из кн.: Егорьевский уезд. Храмы Егорьевского и Шатурского районов. Сост. свящ. О. Пэнэжко, М., 2001 Первая часовня в деревне Нечаевская Егорьевского уезда была построена в нач. ХХ в. С прошением о том, чтобы построить эту часовню в деревне, в 1904 году к церковным властям обратился крестьянин Иван Акатьев. На своём земельном участке и на собственные деньги Акатьев уже через год построил часовню. Здание было возведено в честь рождения цесаревича Алексея, а освящено именем его небесного покровителя - святителя Алексия, митрополита Московского. Эта часовня имела статус приписной при Успенском соборе города Егорьевска, но уже через несколько лет стала храмом, так как стараниями прихожан к часовне были пристроены алтарная часть и колокольня. Церковь получилась небольшой (здание вмещало только сто человек), её стены были сложены из кирпича, а декор выполнен в псевдорусской стилистике. Невысокий бесстолпный храм выделен боковыми фигурными фронтонами и миниатюрной главкой над двускатной кровлей. Двухъярусная колокольня завершена шатром. В обработке окон использованы полуколонки, углов - плоские пилястры. Горизонтальное членение решено фризом с поребриком. Повторное освящение обновлённого храма состоялось в 1910 году. Главной святыней храма стала икона святителя Алексия, митрополита Московского с частицей его мощей. В 1929 году Нечаевская была включена в состав территории Егорьевска, и Алексеевская церковь оказалась в его пределах. В годы гонений церковь не была закрыта, но её настоятель был арестован и расстрелян. В 1930-е гг. в Алексеевскую церковь был перенесён на сохранение образ святителя Николая из закрытой Никольской часовни. В нач. XXI в. церковь вновь была обновлена - в ней отреставрировали стенную роспись, на колокольне установили восемь новых колоколов, специально отлитых на Урале.

http://sobory.ru/article/?object=01795

Игуменья Антония получила основательное музыкальное образование в доме родителя своего и затем в пансионе Севенар, где она, как уже говорили, выделялась из всех воспитанниц своею искусною игрою на фортепиано. Давши по поступлении в монастырь, по совету митрополита Филарета обет не прикасаться к клавишам, она всю свою любовь к музыке вложила в церковное пение, горячо интересуясь им до самой своей смерти и прилагая все свои старания к улучшению в подведомых ей монастырях – Страстном и Алексеевском церковного пения. Вступивши в управление Алексеевским монастырем, игуменья Антония застала в нем небольшой хор в 30 человек, мало к тому же обученный. Тяжело было ей слышать в церкви пение такого хора. Возвратившись однажды в келью от преждеосвященной литургии в первый же пост 1871 года, она так была расстроена плохим пением, что плакала. Волнуемая такими чувствами, игуменья Антония немедленно же принялась за устройство монастырского хора. Увеличивши хор хорошими голосами, она пригласила опытного учителя пения И. В. Виноградова и начала совместно с ним обучать своих певчих. Впоследствии ею был приглашен г. Гедике для обучения регентш игре на скрипке. После Виноградова в хору Алексеевского монастыря учительствовали питомцы Московско-синодального хора – Михайловский и Соколов. Зная хорошо музыку и пение, она во все время управления своего Алексеевским монастырем сама пробовала голоса и выбирала нотные песнопения. Любовь к пению и обширные познания в нем послужили причиною того, что знакомые с нею духовные композиторы присылали к ней свои произведения как бы на испытание. Так известный своими композициями бывший Московский викарий, а впоследствии епископ Калужский Александр, препроводивши к матушке при письме от 10 октября 1889 года партитуру одного из канонов, писал: «если вам понравится это, то готов и к другим услугам; кое-что и еще есть». Особенно обширная переписка в том же роде велась матушкой с архимандритом Николо-Бабаевского монастыря Иустином. Он также присылал ей партитуры своих произведений, – например при письме от 17 января 1881 года партитуру ирмосов трипеснца, а от 12 марта 1884 года положенный на ноты кондак святому Алексею человеку Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Каждый храм – мысль о России Господь хранил это поистине священное место, на котором, как выразился в середине XIX века один современник, «случилось историческое решение Бога быть России» — имелись в виду и события августа 1612 года, когда здесь стоял штаб князя Пожарского, и келарь Авраам Палицын служил тут молебен «о побеждении на враги». Место оказалось неоднократно освящено: и при закладке Алексеевского монастыря, и при строительстве храма Христа Спасителя и при его воссоздании. Устроить в храме Христа Спасителя новую нижнюю церковь позволила необходимость стилобата. Поскольку природный Алексеевский холм был срыт для строительства Дворца Советов, а потом еще образовалась чаша-котлован   бассейна «Москва», надо было возводить холм искусственно, то есть сооружать огромный стилобат-подошву для основания храма. Так и явилась идея соорудить в нем вторую церковь — не придел, а самостоятельный храм с собственными приделами и колокольней, в воспоминание о древнем Алексеевском монастыре, на месте которого в XIX веке был построен храм Христа Спасителя. Ныне Церковь отвергает известную легенду о проклятии игуменьи: глубоко верующая монахиня не могла наложить проклятие на будущий храм, посвященный Господу. Чудесным образом новый, современный храм не только продолжает традицию храма Христа Спасителя свидетельствовать о богохранимости России, но и развивает церковное повествование о русской истории, последовавшей после освящения храма в 1883 году и до наших дней. Напомним, что Алексеевский монастырь был основан в XIV веке святителем Алексием, митрополитом Московским, и освящен в честь его тезоименитства, но находился тогда чуть дальше от этого места, на Остоженке. После пожара 1547 года монастырь перевели на живописный холм набережной Москвы-реки, а на его прежнем месте царь Федор Иоаннович позднее возобновил Зачатьевскую обитель, молясь о даровании наследника. Главный престол собора Алексеевского монастыря был освящен во имя Преображения Господня, а приделы — во имя Тихвинской иконы Богоматери и св. Алексия, человека Божия. Так же устроена и новая нижняя церковь в стилобате воссозданного храма Христа Спасителя — ее главный престол посвящен празднику Преображения Господня, а приделы — Тихвинскому образу и св. Алексию. С Тихвинской иконой оказалась связана и судьба самого храма Христа Спасителя — именно в Тихвинской церкви, что стояла в старину в Лужниках, государь Александр I молился в октябре 1817 года в день закладки первого храма Христа Спасителя на Воробьевых горах о благословении делу построения благодарственного храма.

http://pravoslavie.ru/476.html

Москва. Кремль. Чудов монастырь. Собор Алексия, митрополита Московского. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь митрополита Алексея в Чудовом монастыре. Церковь святого Алексея была построена в 1483-1485 гг. в честь основателя Чудового монастыря митрополита Алексея. Инициатором строительства каменного храма был архимандрит Геннадий. Церковь стояла на юго-запад от собора Архангела Михаила. При церкви была построена двухэтажная трапезная с келейными палатами. После завершения строительства храма в него были перенесены мощи св. Алексея. В 1535 году для мощей изготовили раку из серебра. Храм неоднократно подвергался пожарам, отстраивался заново. Наибольшее разрушение нанесли пожары 1493, 1547 и 1626 гг. При архимандрите Адриане в 1680-1686 гг. церковь, вместе с прилегающими зданиями, была перестроена по проекту царя Федора Алексеевича. В это время рядом с церковью святого Алексея было построено еще две церкви. Севернее был построен храм Благовещения Пресвятой Богородицы. А на запад была построена церковь Андрея Первозванного. В то время церковь митрополита Алексея была чуть ли не единственным мужским храмом. Для того, чтобы все желающие, в том числе и женщины, имели доступ к мощам святого Алексея, их поместили в переход, соединяющий два храма. Обе церкви получили одну крышу. Храмы были выполнены в свойственном для архитектуры России 17 века стиле барокко. Митрополит Платон инициировал в 1770 гг. значительное обновление храма и благоустройство смежных зданий. Был построен архиерейский дом и пристроено большое крыльцо к южной стене здания с келиями. В 1905 году на площади у Никольских ворот был убит великий князь, Сергей Александрович. Для него была устроена усыпальница в подклете Алексеевской церкви год спустя. В 1918 году монастырь распустили, а в 1929 году разрушили. http://www.2rf.ru/rest/47#descr К концу XVII в. относится храмозданная надпись, исполненная по типу широко распространенных в этом столетии летописей с указанием имен живописцев, подписывавших храм, и содержащая имя зодчего – автора, условно говоря, архитектурного проекта. Эта надпись располагалась на стене Алексеевской церкви Чудова монастыря. Она гласила: «Лета 7188 (1680) месяца августа начаты быти созидатися святые храмы первый храм в честь святого Благовещения, вторый св. Первозванного Апостола Андрея, третий св. Алексия митрополита Всероссийского повелением государя царя и великого князя Феодора Алексиевича по его Государскому чертежу и указной мере, каков чертеж от него Государя прислан в Чудов монастырь». Надпись несомненно поновлялась (Чудов монастырь пострадал в 1812 г.), но текстологические особенности надписи сомнения не вызывают: они соответствуют указанной дате.

http://sobory.ru/article/?object=45848

Предисловие иконы. Наше шествие благоговейное, молитвенно настроенное, производило глубокое впечатление и на всех встреченных свидетелей его. Так, один архитектор, встретивший нас в одном селении, был так тронут высоким настроением богомольцев, что потом приезжал ко мне в Москву и лично об этом мне засвидетельствовал. А вот на дороге встречается роскошная коляска, запряженная в пару лошадей. Едут интеллигентные господин и дама; они сходят с коляски, прикладываются к св. иконам, подходят под благословение. По их лицам видно, какое прекрасное впечатление произвело на них встретившееся им паломничество... Но вот мы и в Арзамасе. Расположенный на высоком холме, весь в садах, город производит чудное впечатление: заходящее солнце бросает свои прощальные лучи, отражаясь в золотых куполах церквей. Народу высыпало навстречу видимо-невидимо; моросил мелкий дождичек, первый дождик, который застал нас в пути; по городу разносился торжественный звон колоколов. Путь лежал мимо Никольского женского монастыря. Матушка игуменья с сестрами и городским духовенством устроила торжественную встречу. Зашли в монастырь совершить молебствие пред местночтимой иконой святителя Николая. Ласковый, сердечный прием поддерживал высокое настроение духа. На монастырском дворе расставлены были ведра с квасом и черным хлебом. Это обитель оказывала гостеприимство паломниками. По дороге заходили и в другой монастырьАлексеевский, славящийся своими изящными работами. И здесь, та же торжественная, сердечная встреча и угощение... Но сердце уже подернулось печалью, какое-то тоскливое чувство овладело им. Как будто мы прощались с чем-то дорогими. Да, мы прощались! Алексеевский монастырь – уже последний пункт нашего паломнического шествия, откуда мы должны идти к станции железной дороги и садиться на поезд. Паломничество пешком ведь есть самая привлекательная сторона этого благочестивого подвига; при этом виде паломничества все сливаются в одну массу, поют общими хором. Здесь и сердце радостнее бьется, и мысль выше настраивается, а окружающая природа, ликующая, славословящая Творца неумолкаемым гимном, приподымает чувство и отрешает его от суеты. С Арзамасом для нас кончилась эта самая важная сторона паломничества, и сердце тосковало, как бы прощаясь с пасхальными днями...

http://azbyka.ru/otechnik/Gedeon-Pokrovs...

Святейший Патриарх Кирилл награждает игумению Ксению (Чернегу) крестом с украшениями ЖМП 9 сентябрь 2023 /  7 ноября 2023 г. 18:00 Игумения Ксения (Чернега): «Стараюсь добросовестно исполнять свои послушания» Шестнадцатого июля 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества по случаю десятилетия возрождения древнейшей женской обители Москвы — Алексеевского монастыря , основанного в 1340 году родными сестрами святителя Алексия, митрополита Московского, преподобными Иулианией и Евпраксией. О пути к вере, восстановлении монашеской жизни при храме Всех святых в Красном Селе и об итогах десятилетия монашеской жизни Алексеевской обители рассказывает руководитель Правового управления Московской Патриархии, настоятельница Алексеевского ставропигиального женского монастыря города Москвы игумения Ксения (Чернега). PDF-bepcuя . Монастырь возрождался на моих глазах   - Матушка Ксения, как было принято историческое решение возродить Алексеевскую обитель?   - Наша обитель, сменившая в дореволюционный период несколько мест расположения, была возрождена на своем последнем историческом месте — в Красном Селе. В 1990-е годы здесь при храме Всех святых была создана приходская община, которая ходатайствовала о возрождении монастыря, были и желающие вступить в сестричество и идти узким путем монашеской жизни. Однако тогда ходатайство не было удовлетворено. В 2010 году я совместно с протоиереем Артемием Владимировым обратилась к Святейшему Патриарху Кириллу с просьбой благословить создание при храме Всех святых в Красном Селе сестричества в целях возрождения Алексеевской обители. Святейший поддержал эту инициативу, утвердил положение о сестричестве и назначил меня старшей сестрой. Через три года, в 2013-м, Священный Синод принял решение о возрождении Алексеевской обители. - Раз ходатайствовали вы, значит, вы были как-то связаны с этим местом еще до восстановления монашеской жизни? - Прихожанкой храма Всех святых в Красном Селе я стала в 1990-х годах, когда настоятелем храма был назначен мой духовный отец протоиерей Артемий Владимиров.

http://e-vestnik.ru/db/igumeniya_kseniya...

У Убожедомский Покровский монастырь См. Покровский Московский Убожедомский. Угличский Алексеевский монастырь См. Алексеевский Угличский. Угличский Афанасьевский монастырь См. Афанасьевский Угличский. Угличский Богоявленский монастырь См. Богоявленский Угличский. Угличский Воскресенский монастырь См. Воскресенский Угличский. Угличский Покровский монастырь См. Покровский Угличский. Угрешский Николаевский монастырь 3 класса мужской, находится в Московском уезде от столичного города Москвы к юго-востоку в 15 вёрстах на левом берегу реки Москвы. Основан в начале XVII столетия пришедшими из разорённой от Литовцев Вологодской Дюдиковой пустыни монахами; а по монастырским запискам значится, что основан он ещё в 1371 году при Великом Князе Димитрии Иоанновиче Донском, которому при походе его с воинством против Мамая явилась Икона Св. Николая Чудотворца на сосне, на том самом месте, где стоит этот монастырь, а по одержании над Мамаем преславной победы по его Княжескому соизволению сооружён тут храм во имя Св. Николая Чудотворца и обитель устроена. Самое же место прозвано Угреша. В настоящее же время здания в этом монастыре имеются все каменные. Из примечательнейших вещей находится книга, содержащая подробное житие Св. Николая Чудотворца, писаная в лицах по золоту разными красками, обложена бархатом в серебряной оправе, пожалованная в 1671 году, Сентября 8 дня, от Государя Царя Алексея Михайловича. Крестьян было за этим монастырём 3.787 душ и Настоятельство Игуменское. По Штатам 1764 года положен в 3 классе степенью 8 с Настоятельством также Игуменским, которое и доныне продолжается. Удомельский или Удоменский Богословский монастырь Мужской, упразднённый в 1764 году, находился в Новгородской, а потом в Тверской Епархии в Вышневолоцком уезде и был приписан к Борисоглебскому Новоторжскому монастырю, расстоянием от Вышнего Волочка к северу в 35, от Валдая к востоку в 85, а от Новгорода в 250 вёрстах при озере Удомельском. Крестьян было за ним 16 душ. В 1764 году Настоятелем был Строитель Иеромонах Гавриил. Удомельский Пятницкий монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Церковь в Сокольниках Древняя сокольницкая сосновая роща, уцелевшая по милости правительства до сих пор под Москвою при нещадном истреблении лесов в окрестностях столицы, составляет любимое место для гулянья московских жителей в летние месяцы. Большое пространство, занимаемое рощею, удобно для прогулок пешком и в экипажах, сухой, песчаный грунт, редкие в настоящее время в нашей стороне вековые деревья, чистый, смолистый, ароматный воздух, – все это привлекает летом московских жителей в сокольницкую рощу в огромном количестве. В последние 40 лет столько настроено там дач, что Сокольники можно назвать маленьким городком, возникшим под столицею, который с каждым годом разрастается и в настоящее время раскинут на пространстве не менее трех верст, считая от Алексеевского монастыря до речки Яузы. Ширяево поле на берегу Яузы, еще в 1840 году бывшее совершенно открытою долиною, ныне большею частью уже застроено самыми разнообразными дачами; а в последние четыре года по одной из просек, ведущих к речке, в самой роще выстроено до пятнадцати дач, расположенных чрезвычайно просторно, не только роскошных по помещению, но большею частью прочных по архитектуре. Владельцы этих дач, преимущественно московские купцы, старались как будто превзойти друг друга не только роскошью, но и отличным вкусом в рисунках и исполнении построек. Разнообразные цены дач, от 300 до 800 руб. сер. за лето, близость к городу, удобство сообщения с ним, возможность иметь под рукою все жизненные припасы, найти врача во всякое время и лекарства в аптеке, – все эти удобства производят то, что сокольницкие дачи почти все каждое лето занимаются московскими жителями всех сословий: богатыми и бедными, здоровыми и больными. Но при всех этих удобствах для летней, дачной жизни, нанимавшие дачи в Сокольниках, особенно люди благочестивые, ощущали одно важное, тягостное неудобство, – это отдаленность церквей от Сокольников. Живущие в так называемых старых Сокольниках, по близости Алексеевского монастыря, ходят по праздникам на богослужение в этот монастырь, а жители новых Сокольников и особенно Ширяева поля, не имеющие притом своих экипажей, с большим трудом ходили к богослужению чрез огромное сокольницкое поле в Покровское, или в тесную лагерную церковь (когда на сокольницком поле помещался лагерь), или, наконец, в казенные заведения – Матросскую богадельню, Смирительный дом, или в Преображенскую больницу. Для пяти сот, а иногда и более семейств, живущих летом в Сокольниках, немало открывалось нужд и в различных церковных требах, и исполнение их сопряжено было с немалыми затруднениями как для сокольницких жителей, так и для приходских священников. Мысль о построении в Сокольниках особой церкви возникала неоднократно, но оставалась без исполнения, пока не приняло ее к сердцу московское купечество.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010