Архим. исп. Игнатий (Бирюков). Фотография. Тюрьма НКВД. 1930 г. (Бирюков Иван Адрианович; 25.05.1865, г. Бирюч Воронежской губ. (ныне Белгородской обл.) - 27.09.1932, Казахстан), преподобноисп. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), архим. Из крестьянской семьи. Учился в Бирючском городском училище. 9 окт. 1878 г. поступил послушником в Валуйский мон-рь Воронежской епархии. Служил келейником наместника мон-ря архим. Игнатия (Алексеевского); нес клиросное послушание, управлял монастырским хором; научился играть на скрипке и на фисгармонии. В 1888 г. издал нотный сборник догматики 8 гласов знаменного распева. В 1894 г. взял отпуск по состоянию здоровья и провел его в паломничестве на Св. землю и Афон. Настоятель, опасаясь за здоровье И. Бирюкова, освободил его от клиросного служения. Работал помощником повара, трапезного, был звонарем, келейником настоятеля и учителем в монастырской школе грамоты. В 1896 г. официально зачислен послушником мон-ря. 20 дек. 1897 г. пострижен архим. Игнатием в монашество с наречением имени Игнатий. В 1898 г. рукоположен еп. Иосифом (Соколовым) во диакона. В 1900 г. рукоположен Воронежским еп. Анастасием (Добрадиным) в воронежском Митрофаниевском мон-ре во иерея. Управлял монастырским хором (до 1917). В 1903 г. назначен помощником настоятеля. В 1908 и 1910 гг. для восстановления здоровья путешествовал по св. местам России. После кончины архим. Игнатия (Алексеевского) 3 февр. 1912 г. избран настоятелем Валуйского монастыря; 19 апр. по утверждении в должности настоятеля возведен в сан игумена. Во время первой мировой войны по инициативе И. мон-рь взял на себя заботу об обеспечении родственников тех, кто были призваны в армию, одеждой, обувью, продуктами и деньгами; раненым воинам были предоставлены монастырские гостиницы и бесплатная трапеза. В марте 1917 г. в монастыре был произведен обыск, И. был заключен на неделю под домашний арест. В февр. 1918 г. И. вызвали в Валуйский исполком совета рабочих и крестьянских депутатов, где потребовали передать совету все монастырские сбережения; братия выполнила это требование. 23 апр. 1920 г. И. был возведен в сан архимандрита. В 1924 г. мон-рь был закрыт. И. уехал в с. Будённое (ныне г. Бирюч), где поселился у родственников. В янв. 1926 г. переехал в Воронеж; болел более 2 месяцев тифом. Назначен Воронежским архиеп. сщмч. Петром (Зверевым) на должность руководителя церковного народного хора (до авг. 1929). Был епархиальным духовником в Акатовом во имя святителя Алексия монастыре.

http://pravenc.ru/text/293441.html

В.В. Зверинский А. Распределение монастырей по штатам (Римские цифры означают выпуска, а арабские – описания монастырей). Лавры Киево-Печерская Киевская Троицкая-Сергиева Московская Кафедральные Борисоглебский-Мученичский Черниговская Ипатиев-Троицкий Костромская Рождественский-Богородицкий Владимирская Спасо-Преображенский-Новгород-Северский Черниговская Троицкая-Александро-Невская Чудов-Алексеевский С.-Петербургская Московская I-ro класса 1764 год. Богородицкий-Успенский-Свияжский Казанская Вознесенский-Московский Воскресенский-Истринский-Новый-Иерусалим Московская Воскресенский-Смольный Московская Донской-Богородицкий-Московский Иверский-Богородицкий-Валдайский С.-Петербургская Кириллов-Белозерский Московская Новодевичий-Богородице-Смоленский Новгородская Новоспасский-Московский Новгородская Пафнутиев-Боровский Московская Печерский-Вознесенский Покровский-Суздальский Московская Саввин-Сторожевский Калужская Симонов-Успенский Нижегородская Соловецкий-Зосимо-Савватиевский Владимирская Спасо-Преображенский-Ярославский Московская Троицкий-Макариевский-Калязинский Московская Успенский-Александровский Архангельская Хутынский-Варлаамиев-Спасо-Преображенский Ярославская Юрьев, Георгиевский или Егорьевский Тверская 1786 год. Елецкий-Успенский Владимирская Златоверхо-Михаиловский Новгородская Пустынно-Николаевский-Киевский Флоровский-или Флоровский-Вознесенский Новгородская 1795 год. Богоявлен.-Братский-Пинский Николаевский-Спасский-Шаргородский Черниговская Спасо-Преображенский-Острожский Киевская Троицкий-Каменецкий Киевская Киевская Минская Подольская Волынская Подольская II-ro класса 1764 год Авраамиев-Богоявленский-Ростовский Ярославская Аграфенинский-Покровский-Пустынный Александро-Свирский Рязанская Алексеевский-Акатов Алоксеевский-Зачатейский Новый за Черторьею Олонецкая Антониев-Николаевский-Краснохолмский Воронежская Антониев-Римлянина Московская Антониев-Сийский-Троицкий Архангельский-Устюжский Тверская Бизюков-Крестовоздвиженский Богородицкий-Казанский Новгородская

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

М.И. Одинцов Глава I. В начале пути Арзамасский край: семья, детство, духовное образование В 60-х годах XIX столетия Арзамас был небольшим заштатным городком на юго-востоке Нижегородского края. Его славное и теперь такое далекое прошлое города-крепости, важного пункта на транзитном и торговом пути, центра чеканного и иконописного искусства, ярмарочных гуляний, постепенно забывалось. Немым свидетельством уходящего «золотого века» Арзамаса оставались храмы и монастыри «поистине столичного масштаба», в изобилии строившиеся в XVIII – первой половине XIX века. На 12 тысяч населения приходилось 30 церквей и семь монастырей. Здесь повсюду чувствовалась старая кондовая Русь и жизнь текла по старозаветным дедовским традициям. Род Страгородских с незапамятных времен был связан с миром духовенства. Еще в XVIII веке один из предков Сергия – Сильвестр Страгородский (1725–1802), был архимандритом Переславского Никитского монастыря, а затем, в 1761 году, – епископом Переславским и Дмитровским, а еще позднее – епископом Крутицким. Он был сыном царскосельского придворного священника и своей крестной матерью имел царевну, впоследствии императрицу Елизавету Петровну. Этот факт, видимо, сильно способствовал его церковной карьере. Звезда Сильвестра Страгородского закатилась вместе с гонениями против опального митрополита Арсения Мацеевича (1697–1772), который выступал против политики секуляризации Екатерины II и с которым Сильвестр был тесно связан. Он умер в 1802 году в должности настоятеля Московского Спасо-Андроникова монастыря и был похоронен при входе в Знаменскую церковь . На надгробии была начертана эпитафия: «А ты, кто чтешь сие, прохожий мой любезный, смотря на тлен и прах, что гробный кроет спуд. Прими умершего совет тебе полезный: чтоб, помня смерть, всегда готову быть на Суд». В 1860-е годы в Арзамасе священствовали два представителя из семейства Страгородских: отец и сын. Старший Страгородский – Иоанн Дмитриевич, протоиерей Воскресенского собора; а младший – Николай Иоаннович, старший священник в арзамасском Алексеевском женском монастыре. В Николаевском женском монастыре послушницей была и дочь Иоанна Дмитриевича – Еннафа Страгородская, принявшая впоследствии монашество с именем Евгения и ставшая игуменьей Алексеевской обители. Страгородские проживали в доме, принадлежавшем протоиерею Иоанну Дмитриевичу, который располагался напротив Святых врат Алексеевской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Никон, патриарх Московский и всея Руси Родился в 1605 году в селе Вельдеманово Нижегородского уезда в семье мордовского крестьянина Мины. Наречен в святом крещении Никитою, по имени преподобного Никиты Переяславского, чудотворца. Рано лишившись матери, он много терпел в детстве от злой мачехи. Первоначально обучался у своего приходского священника. Двенадцати лет ушел в Макариев Желтоводский монастырь. В 1624 или 1625 году, по совету родственников, вернулся, женился и нашел себе причетническое место в каком-то селе, где вскоре принял сан священника. Около 1626 года московские купцы, узнавшие о достоинствах молодого священника, уговорили его перейти на священническое место в Москву. Десять лет прожил Никита в супружестве, имел трех детей, но, лишившись их одного за другим, уговорил жену свою поселиться в Московском Алексеевском монастыре. В 1635 году жена приняла постриг в Московском Алексеевском монастыре, а сам он удалился на Белоозеро в Анзерский скит (на осторове Анзерском, в двадцати верстах от Соловецкого монастыря) и был пострижен с именем Никон от самого основателя скита преподобного Елеазара († 1656; память 13/26 января). В 1642 или 1643 году перешел в Кожеозерскую пустынь, где вскоре был избран настоятелем. В 1646 году игумен Никон отправился в Москву для сбора подаяний. Представлялся высшему духовенству и царю Алексею Михайловичу, на которого произвел сильное впечатление величавой внешностью, благочестием, умом, прямотой и знанием жизни церковной и народной. Царь пожелал иметь кожеозерского игумена настоятелем своей царской обители, и патриарх Иосиф († 1652) тогда же, в 1646 году, произвел Никона в архимандрита Московского Новоспасского монастыря. 11 марта 1649 года архимандрит Никон возведен в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого. В 1652 году участвовал в перенесении мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси († 1569; память 9/22 января, 3/16 июля), из Соловецкого монастыря в Москву. Перед мощами святителя Филиппа, по желанию царя, митрополит Никон дал согласие на принятие патриаршества.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Новоселье. Воскресенская пустынь. Церковь Бориса и Глеба. Борисоглебская церковь Карта и ближайшие объекты Ярославская область. Село Новоселье. Воскресенская пустынь Феодоровского монастыря. К западу от Феодоровского монастыря, верстах в 4-х от него, недалеко от усадьбы Ботик, где хранятся остатки флотилии Петра I, усилиями игуменьи Евгении в конце XIX века была построена Воскресенская пустынь. «В 1888 году, февраля 1-го дня, произведен ввод во владение пожертвованной Феодоровскому монастырю купцом Василием Борисовичем Глинским земли при сельце Воскресенском (в советское время переименованном в Новоселье) с пустошами». Смежная с пустынью земля была позднее пожертвована монастырю московским купцом В.И. Моховым. Сохранилась записка В.Б. Глинского датированная 1889 годом и составленная от лица упомянутого благотворителя, несомненно, при участии самой игуменьи Феодоровского монастыря Евгении, поскольку исправления и добавления в текст вносились ее рукой: « В память ознаменования чудесного спасения жизни Его Императорского Величества Императора Александра Александровича и Его Августейшего Семейства, в истекшем 1888 г. 17 октября, я желаю устроить храм во имя святого благоверного великого князя Владимира в местности Переславского уезда, местечко называется Воскресенское». Напомним читателям, что Всесвятская пустынь при станции Берендеево была организована по тому же поводу. Возможно, что это же событие вдохновило энергичную игуменью и на создание Алексеевской пустыни. Полученная земля пустовала около года, пока не появился новый повод обратиться к епархиальному начальству с просьбой о строительстве храма. Видимо, помимо гипнотического дара склонения благотворителей на щедрые пожертвования, Евгения была еще и тонким политиком, потому как все ее просьбы в итоге получали одобрение церковного начальства, а идеи воплощение. Храм Святых мучеников Бориса и Глеба в Алексеевской пустыни был построен на средства купца Владимира Борисовича Глинского «для вечного поминовения» его отца по проекту выдающегося исследователя и знатока древней русской архитектуры академика Владимира Васильевича Суслова.

http://sobory.ru/article/?object=07069

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 5  голосов:  5.0 из  5) Чтобы воспитать ребенка, нам, взрослым,  важно и для себя держать планку высоко. Дети, сколько бы их ни было, берут точкой отсчета главу семейства. И если мама – это почти сам ребенок, то папа – человек отдельный, главный, мера всех вещей. В эфире радио «Вера» духовник Алексеевского женского монастыря протоиерей Артемий Владимиров размышляет о том, какие качества присущи настоящему мужчине, как главе семьи  сохранять достоинство и о чем не стоит забывать мужу, чтобы  сберечь в семейной жизни понимание и любовь. Ведущие передачи – Александр Ананьев и Алла Митрофанова А. Ананьев: – «Если мужчина утверждает, что он в доме хозяин, значит, он и в других случаях тоже лжет», – писал в свое время Марк Твен. Сегодня нам бы очень хотелось в очередной раз вернуться к написанию широкими мазками портрета идеального мужчины – того мужчины, которым: а) должны стать те мужчины, которые нас слушают; б) которого должны видеть те женщины, которые нас слушают, рядом с собой. И сегодня к нашей беседе мы пригласили удивительного собеседника, который любую тему превращает в поэзию, делает это легко и одухотворенно. Духовник женского Алексеевского монастыря, член Союза писателей России, замечательный поэт, проповедник, протоиерей Артемий Владимиров. – У меня к вам сразу самый простой, самый короткий и, наверное, самый сложный вопрос. Как бы вы закончили фразу, дорогой отец Артемий: мужчина – это… Кто такой мужчина, на ваш взгляд? Если коротко. Прот. Артемий Владимиров: – Мужчина – это отблеск божества, как и женщина, впрочем. Мужчина – это сын Адама. Предназначение мужчины – содействовать самому Создателю в украшении Богом сотворенного мира, распространению в нем, в этом мире, любви, красоты, чистоты. Мужчина – это по определению защитник, кормилец, это та светлая голова, которая дает ногам полный покой, мужчина – тот, кто чувствует свою силу в ответственности за всех.

http://azbyka.ru/deti/prot-artemij-vladi...

Сегень А. Ю. Скачать epub pdf Глава девятнадцатая. Душа их во благих водворится 1837–1839 А жизнь продолжалась. В год смерти Пушкина начинались торжества, посвященные 25-летию Отечественной войны, Заграничного похода и ответного визита в Париж. На Москве готовились начать новое строительство храма-памятника во имя Христа Спасителя, посвященного воинам, одолевшим Наполеона. Поскольку изгнание «Великой армии» состоялось в Рождество Христово, то и храм решено было посвятить этому второму по значению после Пасхи православному празднику. Еще в 1831 году государь выбрал новое место для строительства – на высоком берегу Москвы-реки, «на том месте, где ныне существует Алексеевский монастырь, обратя в площадь сей постройки... ту гору против дому князя Сергея Михайловича, где пожарное депо и дом бывший Бекетова, что ныне Сипягина, образуя сию гору вплоть до Москвы-реки. Мысль дивная, достойная Николая I, который желает, чтоб новый памятник смотрел на древний Кремль», -сообщал великому князю Михаилу Павловичу сенатор А. А. Башилов, заведовавший Комиссией для строений города Москвы. Место для Филарета весьма удобное, ибо дом князя Сергея Михайловича Голицына он продолжал постоянно посещать и здесь его по-прежнему встречала обстановка домашнего уюта и огромной любви. Так что, когда спрашивали его мнения о месте строительства храма Христа Спасителя, владыка горячо поддерживал сей выбор. Кстати, сам Сергей Михайлович в 1837 году стал вице-президентом Комиссии по строительству храма-памятника. Президентом являлся военный генерал-губернатор Москвы Дмитрий Владимирович Голицын. Единственной причиной возражений по поводу сего места мог стать Алексеевский женский монастырь, основанный митрополитом Алексеем Московским, родные сестры которого стали первыми монахинями сей обители. Алексей наравне с Сергием Радонежским особо почитался святителем Филаретом. Вернувшись из Петербурга в Москву, 20 мая 1837 года на день обретения мощей Алексея Московский Златоуст вновь и вновь говорил о значении этой личности в отечественной истории и, кстати, напоминал о том, что тот тоже переводил Библию , «так особенно потрудился в чистом изглаголании слова Божия, когда славенское преложение святого Евангелия с греческим подлинником поверил, и от несовершенств старого наречия и от описок невнимательных переписчиков очистил и исправил». И далее Филарет возглашал:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Углич. Алексеевский женский монастырь. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Кирпичная соборная церковь, построенная в 1681 г. игуменом Лаврентием. Храм состоит из двухсветного четверика с бесстолпным перекрытием, завершённого пятиглавием. Алтарь крупный полукруглый (первоначально состоял из двух апсид), с западной стороны примыкают паперть и крыльцо. С севера - небольшой протяжённый придел Феодора Стратилата и преп. Аркадия. Паперть храма имеет вставки из полихромных изразцов. Главы первоначально были покрыты поливной черепицей. Церковь отреставрирована в 1970-х гг. В 1997 г. возвращена монастырю. Соборная церковь каменная, прочная, летняя, однопрестольная - во имя усекновения главы св. пророка Предтечи и крестителя Господня Иоанна, с приделом с северной стороны во имя вмч. Федора Стратилата и препод. Аркадия. Построена в 1681 г. 29 августа. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Рядом с жемчужиной Угличской архитектуры вознесла свои зелёные лемеховые главки не менее интересная церковь. Это стоящий по соседству с Дивной Успенской церковью храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи, построенный вместе с ассиметричным приделом Феодора Стратилата в 1681 году. Он является самым первым бесстолпным храмом Углича. Церковь увенчана пятиглавием, причём каждая из глав довольно крупная, хотя и покоится на относительно тонком барабане. Главы первоначально были покрыты поливной черепицей. Первое, что бросается в глаза при осмотре храма - широкий и массивный основной объём традиционной кубической формы и его сочетание с очень большой, явно непропорциональной всему зданию апсидой (первоначально состояла из двух апсид). Большие массы всегда порождают ощущение тяжести и нарочитой приземлённости архитектурного объекта, которые в случае с Предтеченским Божиим домом вдобавок усиливаются широкой трапезной. С западной стороны примыкают паперть и крыльцо, с севера - небольшой протяжённый придел Феодора Стратилата. Абсолютным контрастом этому храму кажется высящаяся рядом стройная трезубая " корона " Успенской церкви. К тому же, несмотря на внешнюю массивность конструкции, церковь Иоанна Предтечи сравнительно невелика.

http://sobory.ru/article/?object=05719

Углич. Алексеевский женский монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская Дивная церковь Карта и ближайшие объекты Кирпичная трапезная церковь, построенная в 1628 г. старцем Мисаилом. Храм поднят на хозяйственный подклет. Основной частью здания является квадратная в плане трапезная с одностолпным сводчатым перекрытием. С восточной стороны к трапезной примыкает небольшая Успенская церковь с двумя приделами, завершённые тремя шатрами. С востока выступают три алтарные апсиды. Первоначально имелись приделы Козьмы и Дамиана и Мученицы Ирины (позже переосвящён во имя Гурия, Самона и Авива), в кон. XVIII в. приделы упразднены. Во 2-й пол. XVIII в. трапезная была перестроена под настоятельские покои. Церковь отреставрирована в 1956-1961 г. с восстановлением первоначальных форм. В 1997 г. стала основным храмом возрождённого монастыря. Успенская «Дивная» церковь – выдающийся памятник древнерусского зодчества первой трети XVII века. Находится на территории Алексеевского монастыря . Построена в 1628 году при настоятеле Мисаиле. Согласно местному преданию, является памятником защитникам монастыря, погибшим в Смутное время. Впервые упоминается в писцовых книгах 1628–1631 годов. Во второй половине XVII века приспособлена для размещения настоятельских покоев. В 1905 году отремонтирована на средства Н.Н. Войтяговского, пристроено каменное крыльцо. В 1918 году включена в список архитектурных памятников, подлежащих первоочередному обследованию и реставрации. После упразднения монастыря в 1920-х гг. использовалась под хозяйственные нужды. Архитектура церкви отличается простотой и монументальностью. Центральное место занимает небольшой объем, поставленный на высоком подклете. Он завершается тремя шатрами, сгруппированными следующим образом: два малых боковых смещены относительно большого центрального на восток. При этом каждый из них приобретает почти самостоятельное значение. Главный шатер, отделенный в настоящее время сводом от внутреннего пространства церкви, по своим размерам и конструкции не может считаться декоративным завершением. Первоначально, вероятно, он был открытым изнутри и имел функциональное значение. Малые шатры по внешнему виду похожи на главный, однако, являются чисто декоративными элементами, т.к. устроены на цилиндрических сводах, перекрывающих находящиеся под ними помещения. Под церковью расположен подвал. С восточной стороны храм завершается тремя полукруглыми апсидами. С запада к нему примыкает двухэтажная трапезная с массивным четырехгранным столбом в центре, поддерживающим своды.

http://sobory.ru/article/?object=05718

III. Краткие сведения из внешней истории Московского Алексеевсквго монастыря до 1871 г. – Деятельность игуменьи Антонии по внешнему устройству Алексеевского монастыря; награды, полученные ею за особые труды по устройству Алексеевского монастыря 18 Московский Алексеевский девичий монастырь основан был около 1360 г. близ Москвы-реки, на Остоженке, Святителем Московским Митрополитом Алексием в честь святого Алексия человека Божия по желанию благочестивых сестер святого митрополита Алексия – Евпраксии и Иулиании. После большого Московского пожара, истребившего в 1547 г. большую часть Москвы, в том числе и все строения Алексеевского монастыря вместе с храмом святого Алексия человека, – Алексеевский монастырь повелением царя и великого князя Иоанна Васильевича Грозного был перенесен на новое место ближе к Кремлю, на черту белого города. Но после того как Высочайшим повелением Государя Императора Николая I место занимаемое Алексеевским монастырем было избрано для возведения на нем храма во имя Христа Спасителя в благодарение Богу за избавление России от нашествия иноплеменников в 1812 г., Алексеевский монастырь был перенесен на третье место, на котором находится в настоящее время, в местность, носящую название «Красное село». Торжественное перемещение, монашествующих в построенные в течение полугода здания при Крестовоздвиженской красносельской церкви совершилось 17 октября 1837 г. при участии митрополита Московского Филарета. Переселенные из центра Москвы на далекую окраину, занятую главным образом лесом и огородами, – городские строения доходили в то время только до Красных ворот, – сестры Алексеевского монастыря с великими трудами и очень неспешными шагами благоустрояли обитель на новом месте. Будучи расположен вне Москвы, монастырь посещался главным образом крестьянами ближних сел – Алексеевского, Измайловского, Мытищ, – в большинстве случаев, конечно, небогатыми. Монахиням, обязанным содержать себя на свои средства и в то же время заботиться о привлечении средств и на поддержание обители, приходилось, как для приискания себе работы, так и для посещения лиц, расположенных к монастырю и заботящихся о нем, совершать нелегкие странствования из Красного села в город. И вряд ли могла быть приведена на надлежащее состояние эта обитель, если бы не пришел к ней своевременно на помощь мудрый архипастырь Филарет. В 1840 г. его заботами было разрешено открыть в Алексеевском монастыре кладбище с тем, чтобы доходы с него шли на содержание монастыря. С этого времени и начинается процветание Алексеевского монастыря. Уже в 1841 году в этой обители расширен был Крестовоздиженский храм, прибавлением к нему придела; в 1853 г. сооружена новая каменная теплая церковь во имя святого Алексия человека Божия, а в 1857 г. Крестовоздвиженский храм были перестроен и распространен.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010