поиск:   разделы   рассылка Ольга Гуманова Постное детство Источник:  Православие и мир Поколение, к которому принадлежит большинство современных родителей, в детстве не постилось. Поэтому с приближением очередного длительного поста в православных семьях, где подрастают дети, возникает вопрос: с какого возраста ребенку начинать поститься? Уже пора или еще нет? И в чем должен заключаться детский пост? Постись – не дерись Семилетняя девочка Аня подошла к батюшке и спросила: " Как мне поститься? " А он ей ответил: " Слушайся маму, не ссорься с сестрой, выполняй свои обязанности по дому " . А еда? " Пост в пище – это важно, но второстепенно, – говорит протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, отец 12 детей. – Если родители концентрируются только на внешних предписаниях поста, то они ошибаются. Цель поста – не диета и не самоистязание, а стремление к покаянию и через это приближение к Богу. Если ребенок постится, но при этом хамит мамочке, дерется с братьями и сестрами, отказывается родителям помогать – значит, ни сам пост, ни все семейное воспитание не достигают своей цели. Ведь дело не в том, чтобы посадить ребенка на строжайшую диету, а в том, чтобы у него было правильное духовное устроение, интерес к церковной жизни, чтобы дети росли самостоятельными людьми, которые отдавали бы себе отчет в том, что они делают, понимали, что делать можно, а чего – нельзя " . И те, кто постился в детстве, и опытные православные родители сходятся во мнении, что если для родителей пост естественен, то и дети принимают его без проблем, если родители испытывают радость от поста и несут его без принуждения, то и ребенок последует их примеру. " С одной стороны, какие-то вещи входят в быт православной семьи просто потому, что " вот так принято " , это норма и по-другому жить странно, – говорит протоиерей Максим Козлов, настоятель храма святой мученицы Татианы, отец четверых детей, – например, в Великий пост мяса в доме просто нет. Все опасения, что если ребенок в три года не будет жевать котлету, то вырастет больным, – абсолютная мифология. Раньше в христианских семьях постились строго, при этом дети вырастали нормальными, крепкими и здоровыми. Но это относительно уклада. А пост как личное усилие маленького человечка должен начинаться с того момента, когда он способен ради Христа в чем-то себе отказать. Скажем, в четыре-пять лет уже можно отказаться от конфет и не смотреть телевизор. А потом мера поста увеличивается – с каждым последующим годом что-то добавляется. Сначала это были только конфеты, потом добавятся вкусные молочные продукты, например фруктовые йогурты, и к восьми-десяти годам ребенок может прийти к той мере поста, которая была принята в предыдущие столетия, то есть к воздержанию от мясной и молочной пищи и ограничению в принятии пищи рыбной " .

http://religare.ru/2_72918.html

Право врача на отказ от аборта В присяге, которую принимали врачи школы Гиппократа, сказано: «…я не вручу никакой женщине абортивного пессария». В Римской империи «женщина и лица, способствовавшие производству аборта строго наказывались» . 25 августа, 2009 В присяге, которую принимали врачи школы Гиппократа, сказано: «…я не вручу никакой женщине абортивного пессария». В Римской империи «женщина и лица, способствовавшие производству аборта строго наказывались» . В испанском парламенте обсуждается законопроект, предлагающий лишить врачей права на отказ прерывать по соображениям морали беременность пациенток. Кроме того, согласно проекту закона, девушки, начиная с 16 лет, могут совершать аборты без согласия родителей, а прерывать беременность можно вплоть до 14-й недели. Вхождение аборта в перечень «медицинских» услуг привел к усечению клятвы Гиппократа, подчеркивает иеромонах Димитрий Першин: « Если, например, еще в 1940-е годы в Европе нельзя было сильнее оскорбить врача, чем предположив, что он способен на аборт (это описано в детективе Честертона «Удивительное убежище»), то менее чем через полвека в той или иной степени убийство нерожденных было легализовано в Швеции (1946), Англии (1967), Франции (1979), США (1973), Италии (1978), Испании (1978), Нидерландах (1981), Норвегии (1978). Таким образом, в тех 50% стран мира, где аборты теперь разрешены, была по сути дела усечена клятва Гиппократа, из нее изъяты слова «я не вручу никакой женщине абортивного пессария» (а в Голландии сейчас изъяли также «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла»)». О проблеме права врача на отказ от аборта в течение многих лет пишет руководитель портала « Правмир » протоиерей Александр Ильяшенко. Недавно вышла в свет новая книга отца Александра «Большая семья – большие надежды». Книга носит публицистический характер и посвящена острой теме – демографическому кризису, который переживает наш народ, и который грозит ему историческим небытием. Представляем вниманию читателей статью отца Александра. 

http://pravmir.ru/pravo-vracha-na-otkaz-...

Разделы портала «Азбука веры» 14 Мар 2023 Вышли в свет новые номера научных изданий: «Христианское чтение» и «Труды кафедры богословия» В Избранное Сборники выпускаются Санкт-Петербургской духовной академией САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Вышли в свет два новых научных издания Санкт-Петербургской духовной академии: сборник «Христианское чтение» и «Труды кафедры богословия». В «Христианском чтении» — 12 статей по вопросам богословия, библеистики, церковного языкознания, истории Церкви, а также отдельный блок с материалами прошедших VI Барсовских чтений (декабрь 2022) и конференции «Церковное право и культура: грани взаимодействия» (октябрь 2022). Содержание сборника: БОГОСЛОВИЕ Г. В. Дьяченко. Основные положения христианской гносеологии в богословской системе святителя Григория Нисского : референциально-онтологический аспект. Священник Даниил Горячев . Понятие неслитного и нераздельного соединения в церковном вероучении. Иеромонах Феофан (Пожидаев). Эпистемологическое осмысление принципа иерархичности: научный и богословский аспект. Протоиерей Алексей Емельянов . «Обожение» и «усыновление»: две модели спасения в трудах русских богословов-систематиков синодального периода. Священник Евгений Веселов. Особенности покаяния и воцерковления бывших неопятидесятников. БИБЛЕИСТИКА Диакон Николай Серебряков, диакон Николай Ильяшенко. Использование и толкование книги пророка Аввакума в современном корпусе гимнографических текстов Русской Православной Церкви. ВОПРОСЫ ЦЕРКОВНОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ Л. И. Маршева. Преподавание церковнославянского языка на современном этапе (методические основы и проблемы). К. А. Цырельчук. Перевод православного богослужения и междисциплинарность (на примере переводов преданафорального диалога литургии святителя Иоанна Златоуста ). Н. С. Александров, А. М. Осипов. Структурно-смысловое прояснение богослужебных церковнославянских текстов (на примере избранных стихов Первого Соборного послания апостола Петра и воскресного Октоиха). Д. А. Миронюк . Концептуальная оппозиция «скорбь–радость» в церковнославянской Псалтири.

http://azbyka.ru/news/vyshli-v-svet-novy...

Разделы портала «Азбука веры» протоиерей Александр Ильяшенко O сладострастии, или Как услышал Господь голос невинной женщины В Избранное Размывание нравственных границ, утра чувства дозволенного и недозволенного — эта беда в большей или меньшей степени характерна для всех времен и для всех народов. Особенно это касается такой добродетели, как целомудрие. Всегда были, есть и будут люди, хранящие целомудрие и считающие его великой добродетелью. Целомудрие — это «целостное мудрование», цельность, неповрежденность человеческой личности. Все добродетели, так же как и грехи, связаны друг с другом. Соделанный грех влечет за собой малодушие, которое повергает человека в другие грехи; хранение добродетели, напротив, дарует человеку мужество и привлекает к нему милость Божию, дает силы противостоять греху. Ярким примером подобной милости Божией может служить история древнееврейской женщины Сусанны, которая попала в безвыходное казалось бы, положение. В те времена управлять израильским народом и вершить правосудие были поставлены два старейшины, которых называли судьями. Они часто бывали в доме Иоакима, женатого на прекрасной и добродетельной Сусанне. Хозяйка дома имела обыкновение прогуливаться после полудня в саду, закрытом от посторонних. И видели ее оба старейшины всякий день при- ходящую и прогуливающуюся, и в них родилась похоть к ней, и извратили ум свой, и уклонили глаза свои, чтобы не смотреть на небо и не вспоминать о праведных судах… и тогда вместе назначили время, когда могли бы найти ее одну ( Дан.13:8-9, 14 ). Похотливые старейшины притаились в саду. Дождавшись момента, когда Сусанна, думая, что она одна, разделась, чтобы совершить омовение, они вышли к ней и сказали: Вот, двери сада заперты и никто нас не видит, и мы имеем похотение к тебе, поэтому согласись с нами и побудь с нами. Если же не так, то мы будем свидетельствовать против тебя, что с тобою был юноша, и ты поэтому отослала от себя служанок твоих. Тогда застонала Сусанна и сказала: тесно мне отовсюду; ибо, если я сделаю это, смерть мне, а если не сделаю, то не избегну от рук ваших. Лучше для меня не сделать этого и впасть в руки ваши, нежели согрешить пред Господом. И закричала Сусанна громким голосом; закричали также и оба старейшины против нее, и один побежал и отворил двери сада. Когда же находившиеся в доме услышали крик в саду, вскочили боковыми дверями, чтобы видеть, что случилось нею…

http://azbyka.ru/o-sladostrastii-ili-kak...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – июль 2006 13 мин., 08.04.2006 Пролог: (на заставке – фото Павла Кузнецова) Иван Бунин . « И цветы, и шмели, и трава, и колосья …»: Стихотворение. 1918//Фома. - – июль 2006. – С.2. – (рубрика « Пролог »). Содержание. – С.3. Анонсы: - С.4. Вопрос номер один: (на заставке – фото Александра Шурлакова) Согласны ли Вы с утверждением раннехристианского философа Тертуллиана, что душа - по природе христианка? //Фома. - – июль 2006. – С.6-9. – (рубрика « Вопрос номер один »). На вопрос редакции отвечают: Дина Корзун , актриса театра и кино, Москва. Душа предчувствует божественное. – С.7; Петр Стронский , заслуженный художник РФ, участник росписи Храма Христа Спасителя, Москва. Христианство раскрывает в человеке все лучшее . – С.7; Протоиерей Александр Ильяшенко , настоятель храма всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре, Москва. Господу не важна национальность человека . – С.7; Татьяна Дорофеева , психотерапевт, Санкт-Петербург. Христианство – это терпение и познание. – С.8; Андраник Мигранян , профессор МГИМО (У) МИД России, председатель комиссии Общественной палаты РФ, председатель Научного совета Института стран СНГ, Москва. Принять эти слова может только тот, кто верит . – С.8; Юрий Пивоваров , директор Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук, академик РАН, Москва. Христианка, но не святая. – С.8; Марина Государева , аспирантка кафедры истории Рязанского государственного университета им. Сергея Есенина, Рязань. Душа неосознанно ищет веры. – С.9; Кирилл Танцирев , генеральный директор ЗАО «СП СПб», автор сайта «Азбука веры», Санкт-Петербург. Слова Тертуллиана не противоречат другим религиям . – С.9. Грани: Грани (…благотворительности, …служения, …воспитания, …музыки, …науки, …сотрудничества)//Фома. - – июль 2006. – С.10-11. – (рубрика « Грани »). Владимир Легойда . Нечто лирическое /Фото Игоря Верещагина//Фома. - – июль 2006. – С.11. – (рубрика « Грани »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-39-i...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / та Екзархати / Православна Москва У молитовно вшанували пам " ять священномученика Володимира Амбарцумова для друку 6 листопада 2019 р. 13:58 5 ноября 2019 года, в день памяти священномученика Владимира Амбарцумова, пресвитера Московского, в  Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре  состоялись торжества по случаю престольного праздника. Южный придел монастырского храма Сошествия Святого Духа на апостолов освящен в честь празднуемого святого. На праздничные торжества в Зачатьевскую обитель собрались родные и потомки священномученика Владимира, представители армянской православной общины, прихожане и паломники Зачатьевского монастыря. В праздничном всенощном бдении накануне вечером, помимо клириков обители, принял участие председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов , настоятель храма святителя Митрофана Воронежского в Петровском парке г. Москвы, где находится малый храм-часовня в честь священномученика Владимира. Именно в этом районе в 20-е годы XX века отец Владимир Амбарцумов совершал богослужения в домах верных духовных чад. Во всенощном бдении также принял участие настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре г. Москвы протоиерей Александр Ильяшенко, супруга которого является внучкой священномученика Владимира. В их семье родились 12 детей — о таком количестве чад по числу апостолов мечтал священномученик Владимир с супругой. В настоящее время многие потомки отца Владимира служат Церкви в сане священников, диаконов, являются монахинями — настоятельница Зачатьевской обители  игумения Иулиания (Каледа ) также является внучкой священномученика.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5527501...

Скончалась матушка Наталия Николаевна Соколова, автор книги «Под кровом Всевышнего», мать пятерых детей — протоиерея Николая Соколова, протоиерея Феодора Соколова (погиб в автокатастрофе в 2000 году), епископа Новосибирского Сергия (Соколова) (скончался в 2000 году). В ночь на 23 января скончалась матушка Наталия Николаевна Соколова, автор книги «Под кровом Всевышнего», мать пятерых детей — протоиерея Николая Соколова, протоиерея Феодора Соколова (погиб в автокатастрофе в 2000 году), епископа Новосибирского Сергия (Соколова) (скончался в 2000 году). Матушка Наталия родилась 8 сентября 1925 года в семье известного духовного писателя Николая Евграфовича Пестова. Закончила Строгановский институт, вышла замуж за псаломщика и уехала из Москвы.  Воспитала пятерых детей и множество внуков. написала множество икон. Книга «Под кровом Всевышнего» стала настольной для православных женщин. Тяжелым ударом для матушки стала скоропостижная кончина сыновей — протоиерея Феодора и епископа Сергия. Она стойко перенесла эту тяжелую утрату, и вспоминала, что на похоронах владыки Сергия ей приходилось утешать плачущую паству. Спустя полгода послед этой тяжелой потери в разговоре с протоиереем Александром Ильяшенко матушка Наталия сказала: «Я детей для Царствия Небесного рожала, вот, двое уже там». Просим молитв о упокоении матушки Наталии! Книга матушки Наталии «Под Кровом Всевышнего» Т. МИЛЛЕР: МАТУШКА НАТАЛИЯ » На северо-восточной окраине Москвы, в Лосинке, на обочине Ярославского шоссе стоит храм во имя святых мучеников Адриана и Наталии. В этом храме в течение 40 лет (1953–1994) служил добрый пастырь отец Владимир Соколов, которого с теплой признательностью по сей день вспоминают прихожане. Батюшка всецело принадлежал храму, весь лик священника светился радостью, своим великолепным тенором он возносил ликующую песнь хвалы Господу, будучи настоятелем, за ранней обедней читал “Апостола”, а когда не служил всенощную, то читал и пел с певчими. Вместе с отцом Владимиром клиросное послушание несла его матушка, Наталия Николаевна. Те, кто бывал тогда в храме, единогласно свидетельствуют: “Так, как читала часы Наталия Николаевна, никто не читал”. Слово читала тут неуместно: из глубины ее сердца лилась молитва, полная любви, благодарности и умиления, вся душа матушки как бы распахивалась перед Спасителем мира. Казалось, так молиться можно только в глухом скиту, порвав все связи с миром, а Наталия Николаевна жила в Москве, была матерью многочисленного семейства. Автобиографическая повесть матушки Наталии делает понятным феномен семьи Соколовых и приоткрывает завесу над будничной жизнью народа Божиего в советскую эпоху.

http://pravmir.ru/skonchalas-matushka-na...

Стоит ли говорить об ошибках в воспитании Очень легко давать общие советы, когда ты сам этого не испытал 23 июня, 2017 Очень легко давать общие советы, когда ты сам этого не испытал Почему люди, которые не сталкивались с проблемой, так легко дают советы и осуждают тех, кто оказался с ней один на один? Грудное вскармливание, слинги, воспитание — трудности с детьми не означают, что родители не видят и не понимают своих упущений, просто не всем подходят одни и те же «простые» решения. Я человек эмоциональный (интересно, а может ли мать трех дочерей быть неэмоциональной?). Конечно же, я очень внимательно следила за «битвой на топорах» (по меткому выражению священника Сергия Круглова), развернувшейся вокруг статьи Алеси Лонской . Долго себя сдерживала, чтобы также не ринуться в бой с криком «Наших бьют!». Останавливала себя тем, что мою точку зрения уже замечательно выразили и уже упомянутый отец Сергий , и многодетный папа Денис Собур , и соратники-женщины Анна Уткина и Анна Данилова . И уже даже остановилась, послушалась великого Антона Павловича Чехова: «Можешь не писать – не пиши!» НО: прочитала статью многоуважаемого отца 12 детей, отца Александра Ильяшенко. Сначала меня постигло недоумение: как может быть, что отец 12 детей «не в нашем лагере»? Вскоре за недоумением пришло и озарение. Я все поняла! Я поняла, кто с кем «бьется»! Кажется, мне все-таки есть что сказать по этому поводу. Приведу параллельный пример. Как вы думаете, если у человека в доме есть лежачий больной, кто сможет дать этому человеку правильные и адекватные советы по уходу за этим больным (буде в этих советах возникнет надобность)? Те, кто сталкивался с такой проблемой опытным путем, или те, даже добрейшей и прекраснейшей души люди, которые представляют это теоретически? Думаю, что вряд ли тут будут разногласия. Однозначно понять и посоветовать могут только испытавшие нечто подобное. Так же и здесь. «Бой» происходит между испытавшими нечто подобное на себе и не испытавшими (даже если у них есть дети и богатый опыт грудного вскармливания «по часам»).

http://pravmir.ru/pochti-shekspirovskie-...

Страстная седмица: как совместить работу, службы и подготовку к Пасхе… Маленьких детей мы обычно водим в Великий Четверг на Литургию и на Пасху утром – на детскую Литургию. Можно сходить еще к выносу Плащаницы, если храм недалеко, но с детьми нужно каждый раз решать индивидуально. Это и маме тяжело. 2 апреля, 2007 Маленьких детей мы обычно водим в Великий Четверг на Литургию и на Пасху утром – на детскую Литургию. Можно сходить еще к выносу Плащаницы, если храм недалеко, но с детьми нужно каждый раз решать индивидуально. Это и маме тяжело. Наступила Страстная Седмица – самые важные, пронзительные и скорбные дни всего года . Службы этой недели неповторимы, кажется, что пропустишь одну из них – и потеряешь что–то очень важное, что эту службу уже не восполнить. Но совместить работу, посещение служб, заботу о семье и подготовку к Празднику – задача непростая. Мы попросили иерея Александра Ильяшенко, отца 12 детей и деда 14 внуков рассказать о том, как проходит Страстная Седмица в их семье. – Отец Александр, читатели часто спрашивают, как успеть приготовиться к Пасхе, если ходить на службы на Страстной Седмице? Как готовятся к Пасхе в Вашей семье? –   Матушка старается все приготовить к праздничному столу в первые дни Страстной Седмицы, чтобы в последние дни уже не заниматься готовкой, или заниматься делами уже по минимуму. То, что можно приготовить заранее, например куличи, готовится в начале недели, и основные продукты мы тоже стараемся купить заранее, чтобы в последние дни Страстной уже не нужно было бы на это тратить времени. Готовить, конечно, помогают дети, например, они чистят картошку. Матушка любит еще готовить куличи, чтобы их дарить. Раньше я принимал участие в подготовке, тесто месил, но с принятием сана уже не получается, поскольку все время занимают службы. Матушка старается ходить на службы, сколько позволяют силы: с вечера среды, Великий Четверг, Великую Пятницу. А с детьми нужно быть осторожными, чтобы не сорвать их. Маленьких детей мы обычно водим в Великий Четверг на Литургию и на Пасху утром – на детскую Литургию. Можно сходить еще к выносу Плащаницы, если храм недалеко, но с детьми нужно каждый раз решать индивидуально. Это и маме тяжело. Выдержит ребенок – хорошо, но лучше сохранить силы для Великой субботы, Пасхи, чтобы не переутомиться.

http://pravmir.ru/strastnaya-sedmica-kak...

Что значит поститься до первой звезды?Как поститься в этот день болящим? Обязательно ли посетить ночную Литургию на Рождество и быть на службе в вечер Праздника? Праздновать ли Рождество в семейном кругу? Может ли за праздничным застольем сохранить молитвенный настрой? 6 января — Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник , — последний день Рождественского поста , канун Рождества Христова. В Сочельник день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову. Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей, поэтому именно в эти дни на наш сайт приходит множество вопросов о том, как правильно провести Сочельник. Ответить на эти вопросы мы попросили иерея Александра Ильяшенко. – Отец Александр, самый часто задаваемый нашими читателями вопрос – как правильно поститься в Сочельник, до какого времени нужно воздерживаться от вкушения пищи? Что значит «пост до первой звезды»? Одинакова ли мера воздержания для работающих и неработающих в этот день? Сколько длится пост до причастия? В этом году Сочельник приходится на субботу, поэтому Царские часы совершаются в пятницу. В сам же день Сочельника пост уже не такой строгий, как в предшествующие дни самой строгой недели Рождественского поста . Сочельник Само название происходит, как полагают, от слова «сочиво» (то же, что «коливо» — вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать «сочиво», или «коливо», положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть Сочельника 24 декабря проходит в полном неядении. Традиция не вкушать пиши до первой вечерней звезды, связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Христа, однако уставом эта традиция не предписана. Действительно, Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с Литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.

http://pravmir.ru/kak-pravilno-provesti-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010