158 В Ситхе имелись все необходимые условия для проживания епископа, так как на первоначальное обустройство его кафедры практически не требовалось дополнительных затрат. Оттуда удобнее и быстрее (на семь дней) посещать Аляскинские приходы, чем из Сан-Франциско, поскольку пароходы регулярно отходили из Ситхинского порта в разные районы Аляски. В городе располагался просторный собор с прекрасной росписью и ценной церковной утварью, построенный при свт. Иннокентии (Вени-аминове), а при соборе — архиерейский двухэтажный дом с крестовой церковью. При архиерейском доме существовала двухклассная церковно- 159 Были представлены следующие кандидаты: 1) архим. Иннокентий (Пустынский); 2) архим. Александр (Трапицын), ректор Калужской духовной семинарии; 3) архим. Евгений (Бережков), ректор Владимирской духовной семинарии. Л. 18—19]. 160 Червонная Русь — это территории в пределах земель современных Польши, Словакии, Молдавии, Белоруссии, Западной Украины, где проживало русское (по своим древним корням) население, которое указанные страны всегда стремились ассимилировать. 161 Крестителя Господня Иоанна в Мейланде (с 1902 г.). Отец Алексий скончался 23 апреля (7 мая) 1909 г. в сане протопресвитера и был погребен в Св. — Тихоновском монастыре. Память о подвижническом труде о. Алексия свято сохраняется православными людьми Америки. В 1994 г. он был причислен к лику святых Американской Православной Церковью. 162 См. С. 490]. По другим данным — 361 человек. См. С. 143]. 163 Бруклинскую кафедру. Был убежден в необходимости единства всех православных на американском континенте — русских и иных славян, греков и арабов, и во многом благодаря его трудам это единство было реальностью Северо-Американской епархии при свт. Тихоне (цит. по С. 201]). 164 Неоднократно Патриарх Антиохийский Мелетий обращался в Св. Синод с ходатайством разрешить архим. Рафаилу вернуться в Дамаск, для того чтобы занять Селевкийскую митрополичью кафедру, так как Антиохийская Церковь очень нуждалась в духовных лицах с хорошим богословским образованием и знанием местного языка. В ответ на это ходатайство в Синод стали приходить письма от сиро-арабов с просьбой оставить архим. Рафаила в США: «Он исполнял обязанности свои с неутомимой энергией и христианским рвением, чем приобрел любовь и уважение всех и доказал, что он достойный дар Св. Синода России сирийскому народу» (РГИА. Ф. 796. Оп. 184. Д. 3157. Л. 34). Свт. Тихон докладывал в Св. Синод, что интересы миссии требуют оставить архим. Рафаила по крайней мере до окончания постройки сиро-арабской церкви в Нью-Йорке (РГИА. Ф. 796. Оп. 181. Д. 3157. Л. 7, 17—19, 34).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

В период октябрьской революции кафедру занимал архиепископ Вениамин (Муратовский). Его характеризуют как человека слабохарактерного, что отразилось и на его деятельности, а как следствие – и на бытии епархии. Он ввязался в политику и поддержал белых, но с их уходом из города бежал и сам. За отсутствием архиерея большевики мстили за эту поддержку духовенству, жестоко расправляясь со священниками и их семьями. В смутные 1920–1930-е годы в епархии были как бесстрашные епископы, самоотверженно служащие Церкви (священномученики Александр (Трапицын), Герман (Коккель), епископ Иаков (Благовидов), так и те, которые действовали исключительно из соображений собственной безопасности (епископ Виссарион (Зорин), архиепископ Иоанникий (Соколовский), архиепископ Иоанн (Никольский). Разумеется, судить их мы не имеем права, поскольку никто не может с уверенностью сказать, как повел бы себя на их месте, однако, с другой стороны, взяв на себя крест архипастырства, они не имели права даже на мысль о предательстве. Очень важным и интересным временем для епархии был период Великой Отечественной войны, когда в Ульяновск были эвакуированы все религиозные лидеры. Это рассвет епархии после кровавых 1930-х годов, когда сначала Ульяновских архиереев полностью лишили возможности управлять епархией, а с 1937 года ни одного, даже раскольнического, архиерея на территории области не было вообще. Однако передышка была небольшой: после отъезда митрополита Сергия (Страгородского) из Ульяновска началась жестокая борьба власти против Церкви на родине Ленина, закончившаяся закрытием епархии на долгие 30 лет. В этот период очень значима борьба за выживание Церкви преосвященных Мануила (Лемешевского) и Иоанна (Снычёва). Проследив деятельность архиереев, можно ясно увидеть, что все они делали одно дело. Первые архиереи созидали, остальные последовательно боролись за спасение Церкви. скрыть способы оплаты Комментарии Бочарова Л. 11 ноября 2010, 13:59 Здравствуйте! Пишу истории моей семьи в истории страны. Совсем недавно (потому и вопросов на понимание много) нашла информацию об Игошкине Иване (Гавриил), церковнослужителе.

http://pravoslavie.ru/31388.html

А. В. Кузьмин XVIII - нач. XX в. В нач. XVIII в. В. е. числилась 2-й среди архиепископий, после Черниговской. В 1716 г. поставлена на степень епископии, по штатам 1764 г. стала 3-классной. В 1715 г. Вологодский еп. Иосиф переложил мощи прп. Кирилла Новоезерского в новую раку в Кирилловом Новоезерском мон-ре. При еп. Павле в 1717 г. в Вологде вместо деревянного храма во имя Св. Троицы, где хранились мощи прп. Герасима Вологодского, была построена каменная церковь, куда перенесли останки преподобного. Еп. Афанасий основал в 1730 г. Вологодскую ДС, в к-рой преподавал лат. язык. Вологодский еп. Пимен отличался особым благочестием, в 70-х гг. в Вологде было составлено его житие. После 1764 г. Вологодские архиереи особое внимание уделяли образованию духовенства. Епископы Иосиф, Ириней и Арсений покровительствовали семинарии, заботились о поддержании хорошего уровня преподавания, улучшении условий учебы, предоставляли лучшие священнические места в епархии выпускникам семинарии. В 1796 г., при еп. Арсении, были обретены мощи прп. Феодосия Тотемского. Палаты архиеп. Иосифа (Золотого) на архиерейском дворе в Вологде. 1764–1769 гг. Фотография. 2004 г. Палаты архиеп. Иосифа (Золотого) на архиерейском дворе в Вологде. 1764–1769 гг. Фотография. 2004 г. В XIX в. для В. е. была характерна частая смена архиереев. Подготовка священнослужителей и духовно-нравственное воспитание паствы оставались главными задачами архипастырей: развивалась система духовного образования, создавались правосл. братства и миссионерские об-ва, строились богадельни. Вологодские архиереи активно участвовали в научной и культурной жизни епархии. В 1851 г. начал работу епархиальный церковный историко-статистический комитет, много сделавший для изучения церковных памятников края. В 1864 г. вышел в свет 1-й номер «Вологодских ЕВ» . Еп. Феодосий открыл попечительство о бедных воспитанниках семинарии, приют при вологодском Горнем жен. мон-ре преобразовал в епархиальное жен. уч-ще, на устройство к-рого пожертвовал ок. 20 тыс. р., выделил капитал в 10 тыс. р., проценты с к-рого шли на содержание приюта. В нач. XX в. Вологодскую кафедру возглавляли известные духовные писатели и церковные деятели еп. Никон (Рождественский) и сщмч. Александр (Трапицын) . Епархиальное управление

http://pravenc.ru/text/155162.html

Здесь, в этой пещере, по древнему преданию, и родилась Приснодева Мария. Напротив храма св. Анны, за загородкой, находится огромный пустой пруд, наполовину засыпанный мусором и разными нечистотами. Этот пруд в описаниях путешественников известен под названием евангельской овчей купели – Вифезды, при которой, по повествованию евангелиста Иоанна, было пять крытых ходов, и в них лежало великое множество болящих, слепых, хромых, сухих, чающих движения воды ( Ин. 5, 2 – 3 ). Здесь Спаситель встретил расслабленного, находившегося в болезни тридцать восемь лет и не имевшего человека, который опустил бы его первым в купель по возмущении в ней воды Ангелом. Спаситель исцелил этого расслабленного Своим всемогущим словом. Наш ученый археолог А. Олесницкий высказывается против подлинности этого места. Он говорит: «…Этот пруд не имеет никакого права на имя Вифезды. 1) Местные жители не знают никаких преданий о чудесах, совершившихся в этом пруде, самое имя котораго им неизвестно. Как бы именно вопреки мнению ученых, считающих этот пруд чудесною евангельскою купелью, арабы оказывают к нему крайнее неуважение, большее чем к какому-либо другому древнему пруду. Почти до половины он засыпан уже городским сором, навозом и проч. 2) Пруд, носящий в описаниях Иерусалима имя Вифезды, не имеет живаго ключа и очевидно питался дождевою водою или водою прудов Соломона. Между тем до настоящаго времени в Палестине ценятся только бассейны с живыми ключами, так что трудно предположить, чтобы купель Вифезда, при своем священном значении в народе, зависела от дождей и следовательно подвергалась возможности то истекать, то наполняться… Наконец, соединяемый с прудом Вифезды дом призрения больных и увечных со своими пятью галереями не мог быть в такой близости к замку (Антония) , в какой стоял к ней пруд, лежащий на северной стороне храма (площади Соломонова храма). Самым удобным местом для богадельни в Иерусалиме была именно часть города на западной стороне храма, долина Тиронсон, представлявшая, так сказать, деревенскую часть города» . Почтенный профессор полагает, что пруд вблизи церкви св. Анны был вырыт иерусалимскими правителями со стратегической целью – защищать храм Соломонов, к которому он так близко примыкает, с северной его стороны .

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

Маккавеи дают сильный толчок развитию Израиля, освобождают его из-под власти сириян, очищают храм и восстанавливают богослужение. Но в 63 году до Р. Х. под стенами Иерусалима является римский полководец Помпей и, овладев городом, навсегда лишает иудеев их политической независимости; Иудея обращается в подвластную римлянам область. Правда, в 34 году до Р. Х. римский сенат дает Иудее в цари Ирода, но этот царь был родом идуметянин. Его царствование ознаменовалось страшными злодеяниями: по своей чрезвычайной подозрительности и корыстолюбию он казнил множество иудеев и многих своих родственников, убил даже свою жену Мариамну, которую весьма любил, тещу и трех сыновей своих. Избиение им 14000 младенцев в Вифлееме и окрестностях его, с целью убить между ними и родившегося Христа, довершает его жестокость. Но чтобы оставить по себе памятник, Ирод возобновляет в великолепнейшем виде храм Иерусалимский, возводит много прекрасных зданий в Иерусалиме и в других городах; особенное внимание он обращает на Иерихон, где строит крепость, великолепный дворец, ипподром и множество других архитектурных сооружений. В конце царствования Ирода рождается обещанный Мессия. Но Иерусалим, украшенный великолепными зданиями, гордо отвергает пришедшего в уничиженном виде Иисуса, не признает Его за Христа, Сына Божия, и немилосердно распинает на кресте. За такое отвержение Мессии Господь посещает Иерусалим страшным опустошением. В 67 году по Р. Х. иудеи в надежде на скорое пришествие Мессии, Которого они ожидали в виде земного царя — завоевателя и освободителя их от чужеземного ига, дерзнули было подняться против Рима и начали истреблять всех ненавистных им язычников, живших в Палестине. Между иудеями и римлянами возгорелась жестокая война. В 70 году римские войска под предводительством сначала Веспасиана, а потом сына его Тита осадили Иерусалим. Иудеи заперлись в городе, который был окружен тройной стеной, и оборонялись с отчаянным мужеством. Но после долговременной осады римляне приступом взяли Иерусалим (10 августа 70 г. по Р. Х.), причем город был совершенно разрушен, храм сожжен и множество жителей погибло и отведено в плен (считают, что во время осады Иерусалима погибло 1 100 000 иудеев).

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

Изображение усопшей Богоматери на плащанице резное, из дерева, и обложено богатым сребропозлащенным окладом; венец украшен драгоценными камнями. Оклад – дар графини Орловой-Чесменской. На Гефсиманском подворье имеет постоянное местопребывание игумен Гефсиманской пещеры. Серебряная плащаница Богородицы С запада к Гефсиманскому подворью примыкает древняя мусульманская мечеть, с которой связано предание об одном важном событии в истории святых мест Иерусалима. Первый мусульманский халиф, Омар, взяв Иерусалим, хотел совершить моление в храме Гроба Господня, чтобы потом обратить его в мечеть. Патриарх Софроний едва умолил Омара оставить во владении христиан их святейшее место. Тогда Омар произнес молитву вне храма, на том самом месте, где теперь стоит мечеть. В Гефсиманском подворье мы прикладывались к плащанице Богоматери, а гостеприимный игумен предложил нам кофе и воду с вареньем. С подворья мы снова вышли на предхрамовую площадку и через калитку в юго-восточном углу вступили в узкий переулок, называвшийся в древности улицею Пальм. Пройдя с левой стороны большое здание гостиницы с лавками, принадлежащее патриархии, мы поравнялись с прекрасным, в европейском стиле зданием, выходящим углом на базар. Этот дом – русский и построен на месте судных врат, через которые Христос Спаситель прошел на Голгофу. Русский дом Место это куплено русским правительством в 1858 году у одного коптского священника с целью построить на нем странноприимницу для русских поклонников. Однако по разным обстоятельствам постройка замедлилась, пока в 1881 году не посетил святого града Великий князь Сергий Александрович. Его Высочество, обратив внимание на важность приобретенного места, повелел Православному Палестинскому обществу приступить к расчистке участка от мусора и ассигновал из собственных средств сумму, необходимую на издержки по раскопкам. Руководство и наблюдение за раскопками были возложены на архимандрита Антонина [Капустина], начальника русской духовной миссии в Иерусалиме. Архимандрит Антонин привлек к участию в работах археолога и городского архитектора Шика, около пятидесяти лет занимающегося изучением местности Иерусалима.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

Бедствия, испытываемые палестинскими христианами под владычеством арабов, побудили западноевропейские народы восстать на защиту гонимых христиан. По голосу пустынника Петра Амьенского многочисленные христианские войска под предводительством Готфрида Бульонского в 1099 году явились под стенами Иерусалима. Святой город освобождается от власти неверных, но ненадолго; через сто с лишком лет он снова переходит под власть мусульман. В 1517 году Иерусалим окончательно покоряется султаном Селимом и остается до сих пор во владении турок  . Селимом построены (в 1534 г.) и стены, окружающие Иерусалим в настоящее время. Такова история многострадального святого града. Из приведенного краткого исторического очерка видно, что над Иерусалимом тяготеет непостижимая судьба Божия. Со времени разрушения его Титом он, несмотря на то что заключает в себе главнейшие христианские святыни, находится по большей части в руках неверных. Слова Спасителя: …Иерусалим будет попираем языки, дондеже скончаются времена язык ( Лк. 21, 24 ) — и по сие время сбываются над Иерусалимом… Но въедем во святой град. Иерусалим, по-арабски Эль-Кудс (Святой), расположен на возвышенном плато, поднимающемся на 2500 футов над уровнем Средиземного моря и на 3798 футов над уровнем Мертвого моря, и с трех сторон окружен глубокими оврагами: с востока Иосафатовой [Кедронской] долиной, где по временам [зимой] текут воды Кедрона, притока  Мертвого моря, и где вокруг Силоамского источника группируются хижины и пещеры; с запада и юга Гинномской или Гееннской [Енномовой] долиной. Город обнесен со всех сторон зубчатой стеной, которая имеет различную вышину (от 18 до 35 футов); ширина стены четыре-пять футов. В стене имеется шесть открытых ворот: на западе ворота Яффские; на севере — Дамасские, ведущие в Наплуз, Назарет и Дамаск, и Иродовы; на востоке — Гефсиманские или св. Марии; на юге ворота Африканские и ворота Сионские или Давидовы. Все они, за исключением Яффских, на ночь запираются. Иерусалим. Гравюра, 1844 г. Иерусалим — город небольшой, его можно обойти кругом в полтора-два часа. Улицы, как и во всех восточных городах, узкие, от четырех до шестнадцати футов ширины, и грязные. Дома каменные, с плоскими крышами и по большей части обращены окнами во двор. Жителей в Иерусалиме насчитывается в настоящее время г.] до 60000; число их начало увеличиваться особенно с проведением яффско-иерусалимской железной дороги. По народностям они распределяются на турок, арабов, евреев, греков и армян; все это постоянные жители Иерусалима, так сказать туземцы, и живут они все в особых частях города, которые носят название кварталов — христианского, еврейского, турецкого. Кроме туземцев в Иерусалиме проживает еще много европейцев — русских, французов, немцев и других.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

Пока мы были в Пере, солнце склонилось к закату, и мы поспешили возвратиться в Ильинское подворье, чтобы переночевать здесь. Утром, на следующий день, все мои спутники выразили желание прокатиться на пароходе по Золотому Рогу. Отправился и я с ними. Пароходы по Золотому Рогу ходят до Сладких вод; плата за проезд в один конец берется три парочки (5 коп.) с человека. Золотой Рог, у своего соединения с Босфором очень широкий, приближаясь к Сладким водам, постепенно сужается и делается мельче – у Сладких вод ширина его не более двадцати сажен. Берега Рога, некогда бывшие чарующими местностями, теперь не представляют ничего такого. Правда, при впадении Рога в Босфор берега еще более или менее живописны благодаря амфитеатру зданий хоть сколько-нибудь сносных, а кроме того самый Рог оживляется здесь массой разнообразных судов, повсюду снующих: пароходов, лодок и прелестных узких каиков. Но уже за Галатским мостом картина изменяется – и тем более, чем ближе к Сладким водам: того оживления, какое происходит при впадении Золотого Рога в Босфор, здесь нет, сами берега становятся плоскими, лишенными всякой растительности, а о зданиях нечего и говорить, они здесь еще хуже, чем на улицах Галаты. Особенно убогий вид представляет правый берег Золотого Рога, левый же как будто попригляднее. На левом берегу Рога, на половине пути от Галатского моста до Сладких вод, на христианском его участке – Фанаре – находится Православная Вселенская патриархия. У патриархии на обратном пути я сошел с парохода, чтобы осмотреть патриаршую церковь , помолиться перед ее святынями и принять, если окажется возможным, благословение от Вселенского патриарха; из моих же спутников никто не пожелал идти в патриархию. В патриархии я очутился в весьма неловком положении среди греков, совсем не умевших говорить по-русски, проводника же со мною не было. На мое счастье, вскоре явился сюда из афонского подворья русский монах, с помощью которого я и мог осмотреть патриаршую церковь . Патриаршая церковь не очень большая, имеет три придела. Иконостас храма резной из черного дерева и очень невысокий, иконы греческого письма; по всем панелям храма и по сторонам столбов устроены стасидии, то есть места для сидения. Церковь украшена хорошими лампадами и паникадилами. К достопримечательностям храма относятся: древний образ Богоматери (у южных дверей иконостаса), перенесенный сюда из храма св. Софии; часть колонны бичевания, к которой, по преданию, был привязан Спаситель, когда воины, приемше от Пилата Иисуса на судище… прияша трость и бияху по главе Его ( Мф. 27, 27 – 30 ); и части мощей св. мц. Евфимии, царицы Феофании и св. мц. Соломонии, матери Маккавеев. Я с благоговением приложился ко всем этим святыням. Далее, к достопримечательностям храма относится древний патриарший трон св. Иоанна Златоуста , сделанный из черного дерева, с резьбой из слоновой кости; этот трон до настоящего времени служит престолом Вселенского патриарха.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

Последняя находится в северо-западном углу площади под полуразрушенной от землетрясения колокольней и служит усыпальницей иерусалимских патриархов. На северной стороне площади вход в храм Гроба Господня. Храм Воскресения Христова (Гроба Господня) в Иерусалиме Вход некогда состоял из двойных ворот, или дверей, с огивными арками, но в настоящее время правая, восточная половина ворот заделана камнем. Столбы входных дверей украшены группами колонн, на которые и опираются арки ворот. На одной из колонн левого дверного столба имеется трещина, из которой, по преданию, вышел священный огонь, когда раз в Великую Субботу мусульмане, по проискам армян, не допустили православных ко Гробу Господню; местное предание приписывает трещине чудесную силу, исцеляющую от зубной боли. Притолоки дверей украшены барельефами воскрешения Лазаря, входа Господня в Иерусалим, Тайной вечери и разных фантастических животных, птиц и растений. На арках ворот стоит другой ряд подобных же арок; два огивных окна выходят сюда из православного Святогробского монастыря. Направо от заделанной половины входных ворот возвышается крыльцо, которое некогда вело на Голгофу, а теперь — в отдельную от храма латинскую церковь скорби Богоматери; внизу под церковью находится греческий придел св. Марии Египетской. Обнажив головы и осеняя себя крестным знамением, мы с благоговением приблизились к входным дверям и переступили порог святейшего храма Гроба Господня. Но с первого же шага наше религиозное чувство было оскорблено: с левой стороны у дверей внутри храма сидели на возвышении, устроенном наподобие нар, три турка в чалмах и курили наргиле. «Зачем эти поклонники Магомета в святейшем христианском месте?» — спрашивали мы своего проводника. «Это стража, — отвечал проводник, — она необходима ввиду частых ссор и драк, происходящих в этом храме между лицами различных христианских вероисповеданий. Она преспокойно сидит на отведенном ей месте и вас не побеспокоит, если вы сами не дадите ей к тому повода». Но такие объяснения мало удовлетворяют возмущенное религиозное чувство. Эта турецкая стража находится при храме Гроба Господня издавна, но прежде, как о том свидетельствуют путешественники, привратники сидели вне дверей . Стража держит у себя и ключи от храма и открывает вход в него утром с пяти часов до десяти и днем с двух часов и до восьми вечера; на ночь храм запирается привратниками.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

Но в приведенных словах архиепископа Вильгельма не определяется точно место погребения Мелисенды; а близость алтаря, о котором он говорит, даже может быть относима к нынешнему алтарю над гробницами свв. Иоакима и Анны. Кроме того, архиепископ Вильгельм говорит о каменном склепе и железной двери на могиле Мелисенды, но от этого склепа и от этой двери нет и следов на месте погребения святых Богоотец. Что же касается латинского сказания, будто святые праведные Иоаким и Анна погребены в подземелье католической церкви св. Анны, устроенной на месте дома святых Богоотец, то достоверность этого не подтверждается раскопками; в указанном подземелье нет никаких следов существования еврейских гробниц: ни углублений в скале в виде печур (loculi), ни лож (широких каменных скамей, высеченных из скалы) вдоль стены пещеры. Недостоверность латинского сказания о месте погребения святых праведных Богоотец Иоакима и Анны открывается, наконец, и из того, что у древних евреев существовал обычай устраивать гробницы близких родственников совместно. По всеобщему христианскому преданию, Пресвятая Дева Мария была погребена в Гефсиманской пещере, здесь же, в Гефсиманской пещере, а не в другом месте, должны быть и могилы Ее святых родителей. Спустившись от престолов святых Богоотец на пять-восемь ступеней вниз, мы остановились на несколько минут перед армянским престолом, построенным на левой стороне лестницы; по преданию, этот престол покрывает гроб св. Иосифа-древодела, Обручника Пресвятой Девы Марии. Над гробницей-престолом горит лампада. Сойдя далее вниз еще ступеней на двадцать, мы вступили в главный подземельный храм крестообразной формы, около пятнадцати саженей длины и различной, от четырех до семи саженей, ширины (наибольшая ширина храма – против лестницы). При спуске с лестницы, у правой стены пещеры, устроен престол во имя св. Николая Чудотворца. В восточной стороне храма возвышается небольшая четырехугольная часовня из цельной скалы, увенчанная небольшим куполом. Первоначально часовня составляла одно целое с окружающими стенами пещеры, но впоследствии она со всех сторон была отсечена от скал и в настоящее время, подобно кувуклии Гроба Господня, стоит среди храма, так что ее можно обойти кругом.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010