Каждому предлагалось записать для поминовения имена своих родителей и родственников, причем имена живых и умерших записывались, кажется, безраздельно. После записи паломник приглашался к пожертвованиям в пользу патриархии. Большинство, и даже мужички, жертвовали по рублю. В благодарность за пожертвование архиерей, сидевший у письменного стола, благословлял богомольца и вручал ему от имени Патриарха разрешительную грамоту, напечатанную на славянском языке (с грамматическими погрешностями) и украшенную по сторонам изображениями воскресения Господня, орудий распятия, кувуклии (часовни) Гроба Господня и святых евангелистов. Содержание грамоты совершенно тождественно с разрешительной молитвой, полагаемой у нас в руки умерших. Начинается она: «Умерение наше; от Благодати милости и власти Всесвятаго и Животворящаго Духа; данныя от Спаса нашего Иисуса Христа Божественным и святым Его учеником и апостолом, еже вязати и решити человеком согрешения, Рекшаго им…» – и т. д. Когда все богомольцы благословились в патриархии, то иеромонах, живший в Тифлисе, пригласил нас в трапезную, где был приготовлен обед, – подавались черный хлеб, соленые маслины и каша. Многие из паломников отказались от обеда. Затем все всходили на кровлю храма Гроба Господня, а отсюда, через дверь в куполе, – внутрь ротонды, на верхние хоры. Этим и кончилось наше хождение в патриархию. К полудню все богомольцы возвратились на русское подворье. После обеда , когда начала спадать дневная жара, мы в количестве восьми человек, взяв в проводники знакомого уже нам араба Димитрия, отправились к храму Гроба Господня, чтобы оттуда пройти крестным путем на Елеонскую гору. В храме мы пробыли недолго; приложившись к главным христианским святыням, прошли в Гефсиманское подворье, что на южной стороне предхрамовой площадки. Гефсиманское подворье Здесь, в небольшой часовне, хранится почитаемая всеми православными иерусалимскими христианами святыня – плащаница, изображающая успение Пресвятой Богоматери. Плащаница за три дня до праздника Успения Пресвятой Богородицы, рано утром, торжественно, при многочисленном стечении народа, переносится из подворья в Гефсиманскую пещеру – место погребения Богоматери, и полагается на священное ложе, на котором покоилось тело Пречистой; здесь она и лежит до дня отдания праздника.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

От башни Давида мы пошли по улице Давида, идущей от Яффских ворот на восток. Улица эта, известная у арабов еще под названием улицы Цитадели и Большой, самая длинная, довольно хорошо вымощена, но чрезвычайно узкая; в некоторых местах на ней устроены ступеньки для подъема и спуска. Сообщение по улице, как и во всем старом городе, возможно или верхом на лошади и осле, или пешком. По дороге то и дело здесь встречаются караваны верблюдов, мулов и ослов, навьюченных разными тяжестями. Дойдя до первой поперечной улицы, мы свернули в нее. То была улица христианская, харет-ен-Нассара, — самая красивая и людная, с лавками галантерейных вещей, но такая же узкая, как и улица Давида. Она начинается от последней и идет с юга на север. Посередине христианской улицы от нее отделяется вправо переулок, наполненный по обе стороны лавками восковых свечей и вифлеемских изделий из перламутра. Мы свернули в этот переулок и, спустившись по нескольким ступеням, вышли на площадку храма Гроба Господня. Храм Гроба Господня Храм Гроба Господня открыт только с юга, со стороны предшествующей ему площадки (но и то не полностью), со всех же остальных сторон к нему примыкают разные постройки. Площадь пред храмом Гроба Господня имеет около восьми кв. сажен и вымощена плитами из местного камня маляки. Некогда ей предшествовал портик, о чем свидетельствуют уцелевшие следы огромных колонн. В настоящее время площадь со всех сторон окружена высокими зданиями, в которых помещаются церкви различных вероисповеданий . На южной стороне площади против храма Гроба Господня помещается греческое подворье Гефсимании, на восточной — греческий монастырь Авраамия  , армянская церковь св. Иоанна Крестителя и коптская церковь Архангела Михаила. На западной стороне находятся три православные церкви: церковь святого апостола Иакова, брата Господня, первого иерусалимского епископа, свергнутого иудеями с портика храма за свидетельство веры Христовой; церковь святых жен мироносиц и  церковь святых сорока мучеников Севастийских.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

Мне случилось побывать в ней. Церковь общины сионских сестер расположена вдоль Страстной улицы и заключает в себе малую северную арку [из триады] «Се, Человек». В притворе, куда ведут по входе с улицы восемь или десять ступеней, находится простой черный крест в натуральную величину, с известной евангельской надписью на еврейском, греческом и латинском языках, и прекрасная статуя скорбящей Божией Матери. Главный престол храма прислонен к арке (боковой) «Се, Человек»; над престолом, в арке, на особом карнизе стоит художественно исполненная статуя из белого мрамора, изображающая Спасителя в терновом венце. Над статуей по карнизу, окружающему арку, высечены слова: Sanguis Ejus super nos et super filios nostros – кровь Его на нас и на чадех наших ( Мф. 27, 25 ). Как место осуждения Спасителя, прекрасная церковь сионских сестер есть жилище безмолвия: на дощечках у алтаря посетитель храма читает запрещение: Silence [молчание]. Само богослужение совершается здесь вполголоса; орган звучит едва слышно. С левой стороны главного алтаря находится придел Божией Матери, из которого спускаются в особый склеп, высеченный в скале и назначенный для погребения сестер общины. На наружной стене (южной) здания Сионской общины сестер милосердия большими золотыми буквами сделана надпись: via doloroza (страстной путь). На той же северной стороне Страстной улицы, несколько восточнее здания общины сионских сестер, находится францисканский монастырь в память бичевания Христа, построенный на развалинах древнего христианского храма. В церкви этого монастыря под престолом показывают место, омоченное, по преданию, бесценной кровью Божественного Страдальца; оно обозначено черным кругом на мраморном помосте. На наружной стене монастыря начертаны золотыми буквами на латинском языке слова: …Пилат взял Иисуса и велел бить Его ( Ин. 19, 1 ). Против монастыря бичевания, на другой стороне улицы, расположены казармы турецкого гарнизона. Они построены, по преданию, на месте дома Пилата, развалины которого древними христианскими путешественниками указываются в северо-западном углу площади Соломонова храма, то есть там, где в настоящее время и стоят казармы.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

Однако беспокойные иудеи в 135 году снова поднимают восстание против завоевателей-язычников. Тогда император Адриан отправляет к Иерусалиму войска под предводительством Юлия Севера и повелевает воинам совершенно разрушить город и плугом пройти по его улицам. Приказание исполняется. На развалинах древнего Иерусалима является новый город с новым названием Элия-Капитолина и с новыми жителями. Иудеям под страхом смертной казни воспрещается приближаться к этому городу. Чтобы предать забвению христианскую святыню — св. Гроб Господень, Адриан повелевает засыпать святую пещеру и на образовавшемся холме строит языческое капище, но этой своей постройкой он только еще более способствовал увековечению христианской святыни. С IV beka по Р. Х. священный город начинает восставать из-под развалин и получает свое прежнее название. Царь Константин и в особенности мать его Елена разыскивают священные для христиан места и воздвигают на них святые храмы. Так ими были построены храмы св. Гроба Господня и Вифлеемский. При Константине Великом иудеи получают позволение посещать Иерусалим однажды в год. В 614 году новое бедствие постигает святой град. Под стенами его является персидский царь Хозрой II u овладевает им, причем от руки персов погибает множество народа. Такая же участь постигает и окрестности Иерусалима. Храм Гроба Господня разграбляется и сожигается, даже древо креста Господня делается добычей персов. Иерусалимский патриарх Захария со многими тысячами христиан отводится в плен. На погибель христиан вместе с персами соединяются и палестинские иудеи; они выкупают несколько тысяч пленных христиан и умерщвляют их. Император Ираклий, разбив в 628 году наголову персов, полагает конец их жестокостям. Все христианские пленные и престарелый патриарх Захария возвращаются, равно возвращается и древо креста Господня. Но едва только христиане начали восстанавливать город и приводить в порядок святые храмы, как в 638 году под стенами Иерусалима явились новые завоеватели — магометане-арабы, пришедшие из Аравии, и потребовали сдачи города. Калиф Омар, предводитель арабов, вступая в святой город, дает христианам обещание оставить неприкосновенными их жизнь и свободу исповедания и сохранить их святыни. Разыскав место, где был Соломонов храм, Омар полагает здесь основание мечети, известной под названием Омаровой. При Омаре, благодаря его терпимости, христиане в Иерусалиме и во всей Палестине пользовались относительной свободой; но затем для них опять начинается тяжелое время. Гонения на христиан с каждым годом усиливаются, и к XI beky доходит до того, что египетский султан Хаким повелевает разрушить храм Гроба Господня (в 1008 г. по Р. Х.); он восстанавливается только при преемнике Хакима султане Мостанзире усердием греческого императора Константина Мономаха.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

Многие из богомольцев отказались от предложенного угощения. Отсюда один из греческих иеромонахов, некоторое время живший в Тифлисе и хорошо говорящий по-русски, повел нас в патриаршую церковь святых равноапостольных царей Константина и Елены; кавас же остался в воротах. При входе нашем в  церковь отворились Царские врата, и греки начали служить краткий молебен на греческом языке. Церковь свв. Константина и Елены небольшая, домовая патриаршая, с тремя-четырьмя окнами, из которых одно, в северной стене, выходит в ротонду Гроба Господня; невысокий свод церкви поддерживается одной колонной. Иконы хорошего русского письма, клиросы и патриаршая кафедра убраны мозаикой из перламутра и слоновой кости; пол разноцветный, мраморный. После молебна мы прикладывались к святым иконам и смотрели из окна в северной стене храма в ротонду Гроба Господня. Затем греки, пригласив всех к пожертвованиям на свечи (по 15 – 20 коп.), вывели нас из церкви и повели в какое-то помещение, состоящее из передней и двух комнат, где усадили на расставленные вдоль стен скамейки (мужички были посажены в передней, а мы в следующей комнате). Затем вошли три греческих инока и по древнееврейскому обычаю, совершенному в знак смирения и любви и Самим Божественным Учителем над апостолами, начали омывать мужчинам ноги, причем один инок держал таз и воду, другой полотенце, а третий уже омывал обе ноги. После омовения инок целовал ноги, а иеромонах, живший в Тифлисе, обливал богомольцу руки розовой водой. Во время омовения ног греки пели по-гречески: «Союзом любве связуеми апостоли, владычествующему всеми себе Христу возложше, красны ноги очищаху, благовествующе всем мир». Женщинам ног не умывали, а только обливали руки розовой водой; некоторые из паломниц, более чувствительные, смотря на обряд омовения, плакали от полноты чувств. По окончании обряда омовения ног явился архиерей и прошел в дальнюю комнату, всю уставленную иконами. За ним туда же вошли два иеромонаха, из коих один сел за письменный стол, на котором лежала громадных размеров книга для записи поминовений, а другой начал поодиночке вызывать поклонников.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

С благоговением вступив в придел Ангела, мы приложились к части камня, отваленного Ангелом от дверей Гроба, и в трепетном молчании остановились у входа в Святое Святых часовни. В это время в пещере Гроба Господня были молящиеся, и мы могли входить в нее только по мере освобождавшегося там места. Дождавшись своей очереди, каждый со страхом и с сознанием своего недостоинства вступал в священнейшую пещеру и преклонял колена и главу перед ложем Жизнодавца Господа. Я не буду описывать тех чувств, какими моя душа наполнилась тогда: подобные чувства не поддаются перу и не высказываются публично. Скажу только, что от сладостно-блаженного состояния не хотелось выходить из пещеры. Святой Гроб Господень Священнейшая пещера Гроба Господня имеет два аршина четырнадцать вершков длины, два аршина восемь вершков ширины и четыре аршина высоты и вся внутри обложена белым мрамором. Согласно со свидетельством евангелиста Марка ( Мк. 16, 5 ), направо от входного отверстия (а вход в пещеру с востока) находится ложе, на коем покоилось пречистое тело Господа; ложе имеет длины, как и пещера, два аршина четырнадцать вершков, ширины один аршин пять вершков и высоты от полу тринадцать вершков. В ограждение от расхищений поклонников ложе сверху и с лицевой стороны обложено плитами белого мрамора толщиной в вершок, а с остальных сторон — с востока, севера и запада — непосредственно примыкает к стенкам пещеры. Верхняя плита ложа имеет посередине поперечную трещину, о которой созданы разные сказания. Плита очень часто в течение дня умащается розовой водой стоящим здесь греческим монахом, а еще более орошается горькими слезами молитв и покаяния тех многочисленных поклонников, которые со всей вселенной притекают сюда излить свою душу и свое житейское горе. Поверх плиты, на высоте четырех с половиной вершков от нее, по стенам вокруг ложа идет карниз толщиной три с половиной вершка, на котором стоят подсвечники со свечами и мраморные вазы с цветами. Над карнизом на северной стене возвышается большое резное мраморное изображение Воскресения Христова, принадлежащее православным; направо от него армянский образ Воскресения, а налево — католический.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

Есть в Гефсиманской пещере уголок и для молитвы мусульман. Между палестинскими мусульманами широко распространено почитание Божией Матери. Арабы называют Божию Матерь «Ситти Мариам» – Святая Мария. Особенно чтут Пречистую Деву Мариам магометанские женщины. Нередко случается, что набожные мусульманки просят у греков масла от лампадки над гробницей Богоматери, которым они и помазывают своих больных детей в надежде исцеления. С молитвами к Ситти Мариам магометанки обращаются также и во время трудного периода своей беременности. Так сбывается на Востоке пророческое слово Самой Приснодевы: …отныне ублажат Мя вси роди ( Лк. 1, 48 ). Молитвенное место мусульман в Гефсиманской пещере находится с южной стороны гробничной часовни Богоматери. Вместе с христианами магометане празднуют и день всечестного Успения Божией Матери. Успение Пресвятой Богоматери чествуется в Иерусалиме с особенным торжеством. Один очевидец так описывает празднование этого дня. «После праздника Преображения, – говорит он, – большая часть православных семейств оставляет свои дома в Иерусалиме и переселяется в Гефсиманию. Кто имеет палатку, тот живет в ней; не имеющие палаток спят под открытым небом, а днем из матрацов и одеял устраиваются шалаши. Располагаются на западном склоне Елеонской горы, прилегающем к Гефсимании. На скорую руку устраивается несколько кофеен. Пустынная, печальная Гефсиманская весь становится неузнаваемой. Долина принимает праздничный вид. С утра до вечера дети резвятся и бегают по сухому руслу Кедронскаго потока; женщины, усевшись где-нибудь под тенью дерев, курят наргиле в веселой, непринужденной беседе; мужчины у кофеен затягивают песни, прихлопывая в ладоши. Кто больше всех рад празднику, так это дети и матери их, которые целый год сидят в душном и грязном Иерусалиме, а теперь на свободе пользуются чистым и свежим воздухом. В Успенский пост русские поклонники и набожные туземцы считают долгом бывать ежедневно у гроба Богоматери. Обыкновенно наши паломники отправляются с подворья в три часа утра и идут прямо на Елеон к месту Вознесения; отсюда с пением тропаря возвращаются чрез Малую Галилею и Гефсиманский сад. Благочестивый поклонник не оставляет ни одного святаго места, не прочитав молитвы, или не пропев церковной песни. В это время начинается литургия у гроба Божьей Матери. Все спустившиеся в Гефсиманию считают долгом простоять Божественную службу. Большую часть литургии поют русские поклонники, кто как умеет» .

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

На западной стене пещеры прямо против входа висит небольшая писанная красками икона Божией Матери. Главное украшение пещеры Гроба Господня — это сорок три сребропозлащенных лампады (13 греческих, 13 латинских, 13 армянских и 4 коптских), в несколько рядов висящих над св. Гробом и день и ночь освещающих внутренность пещеры. Для выхода дыма от горящих лампад и свеч в куполе пещеры сделано небольшое отверстие. Ежедневно на Гробе Господнем совершаются три литургии: сначала в первом часу ночи служат православные, вслед за ними армяне и, наконец, католики. Греки при служении постилают на плиту ложа парчовую пелену, причем левая половина плиты служит жертвенником, а правая — престолом; католики же ставят поверх плиты деревянную подставку, возвышающуюся над ложем на пол-аршина. Православная Греческая патриархия На следующий день, 1 июля, все вновь прибывшие богомольцы, в сопровождении каваса Палестинского общества, по заведенному издавна порядку отправились в Греческую патриархию. Пошли и мы. Греческая православная патриархия находится рядом с храмом Гроба Господня, примыкает к нему с западной стороны, и разделяется на старую и новую. Старая патриархия, прежде монастырь св. Феклы, выстроена очень неправильно, состоит из подъемов, спусков, площадок, на которые выходят келии святогробских монахов. В ней находятся пять церквей: две вверху – церковь святой первомученицы Феклы и, к востоку от нее, прислонившаяся к куполу ротонды (круглого храма) Гроба Господня церковь святых равноапостольных царей Константина и Елены; три внизу – известные нам церкви святого апостола Иакова, брата Господня, св. Марии Магдалины и святых сорока Севастийских мучеников. Новая патриархия, в которой в настоящее время живет Иерусалимский патриарх, расположена напротив старой, на северной стороне улицы, носящей название Патриаршей, и соединяется со старой патриархией аркой, переброшенной через улицу. Кавас привел всех в старую патриархию. В воротах встретили нас греческие монахи и ввели в устроенную при воротах комнату, где нам было предложено угощение, состоявшее из рюмки ракички (местной водки), очень горькой на вкус, и горсти изюма.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

Не беру на себя смелости опровергать доводы почтенного профессора против исторической подлинности Вифезды около латинской церкви св. Анны, но позволю себе привести только свидетельство св. Иоанна Дамаскина , писателя VIII века, указывавшего овчую купель именно вблизи дома святых праведных Богоотец. В своем «Изложении православной веры» он говорит: «Мария, став Материю Творца, сделалась Госпожею всех тварей. Рождается же в доме Иоакимовом, близ Овчих врат» . А дом святых Богоотец ученые и наш профессор, согласно с древним преданием, указывают на месте латинской церкви святой прав. Анны. Иосафатова долина Пройдя весь страстной путь, мы вышли за город через Гефсиманские ворота. Тотчас за воротами, направо у городской стены, встречается четырехугольная площадка, служившая, по преданию, основанием несуществующей теперь церкви святого первомученика Стефана на месте его мученической смерти. К востоку от ворот идет обрывистый спуск в узкую Иосафатову, или Кедронскую долину, имеющую здесь направление с севера на юг. Невеселую картину открывает Иосафатова долина перед взорами путешественников. Крутые склоны ее, восточный и западный, почти сплошь усеяны надгробными памятниками. Уже древние евреи погребали своих мертвецов в Кедронской долине. Нынешние же израильтяне считают за великое счастье быть погребенными на этом древнем кладбище. По общераспространенному еврейскому верованию, основывающемуся, вероятно, на значении слова «Иосафат» (Иосафат, или Иехошафат значит «Господь судит») и на словах пророка Иоиля, который от лица Господня говорит: И соберу вся языки, и сведу Я на юдоль Иосафатову, и разсуждуся с ними ту о людех Моих, и о наследии Моем Израили, иже разсеяшася во языцех… Да востанут и взыдут вси языцы на юдоль Иосафатову, яко тамо сяду разсудити вся языки яже окрест ( Иоил. 3, 2 и 12), – последний Страшный суд над родом человеческим будет произведен в долине Иосафатовой . А раввины иудейские при этом утверждают, что погребенные в Кедронской долине при трубном гласе Страшного суда «воскреснут немедленно, тогда как все другие должны будут прорывать себе, как кроты, подземный проход до священнаго места, где их вызовет трубный глас» . Кроме того, по сказаниям раввинов, погребенного в долине Иосафатовой не посмеет коснуться не только червь, но и сам Ангел суда .

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

В часовне находится главная святыня Гефсиманской пещеры – гробница Пречистой Богоматери. Множество горящих лампад, спускающихся перед часовней с полукруглых сводов подземелья, указывает путь к гробнице. Туда ведут две двери: одни с запада, другие с севера. Западные двери имеют один аршин пятнадцать с половиной вершков вышины и двенадцать вершков ширины, северные – один аршин одиннадцать с половиной вершков вышины и десять с половиной вершков ширины. У западных дверей, прислонившись к наружной стене часовни, налево от входа, стоит армянский престол. Мы вошли в часовню западными дверями. Внутренность гробничной часовни Пресвятой Богородицы имеет два аршина пятнадцать вершков длины, два аршина семь вершков ширины и три аршина вышины в середине пещеры; изогнутый потолок часовни спускается по углам ниже середины на два с половиной аршина. В потолке имеется для прохода дыма круглое отверстие в шесть вершков в диаметре. Половину гробничной пещеры занимает погребальное ложе Пресвятой Богоматери, вытесанное в скале у восточной стены пещеры; оно возвышается над полом на аршин и пять вершков и обложено с передней стороны и сверху мраморными плитами. За ложем, над ним, на высоте пяти вершков, выступает карниз, на котором находятся икона Успения Пресвятой Богородицы, цветы и свечи. Против северного входа в стене гробничной пещеры устроена ниша глубиной шесть вершков, высотой один аршин десять вершков и шириной десять вершков. Над гробницей Богоматери висит множество драгоценных лампад, которые и освещают священную пещеру. Ежедневно в шесть часов утра там совершается православная литургия; причем ложе гробницы служит престолом, жертвенник же православный находится вне гробничной часовни, у северных дверей, в углу. Кроме греков правом совершения богослужения на священной гробнице Богоматери пользуются также армяне. Помолившись с благоговением и сокрушением сердца у гроба Пресвятой Девы Богородицы, мы вышли из гробничной часовни через северные двери. Против этих дверей к северной стене храма прислонился армянский престол. На восток от часовни подземная галерея продолжается еще несколько сажен. В этой части храма имеется вверху единственное в подземелье окно, через которое в пещеру проникает дневной свет.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010