Русские имеют в Иерусалиме и свой особый уголок, где воздвигнуты прекрасные здания, служащие обыкновенным местом приюта для всех богомольцев из России, приезжающих в Иерусалим. На эти русские постройки наши паломники прямо и отправляются с вокзала железной дороги. Сюда же, на русский участок, направились и мы… Быстро спустились с горной предыерусалимской равнины в Гинномскую долину, проехали по небольшому прекрасно шоссированному мосту и приблизились к Яффским воротам. Что-то родное и близкое почувствовалось в сердце при въезде в Иерусалим. Глаз еще с горной равнины старался увидеть святейший храм Гроба Господня, но он едва выделяется из массы зданий, его окружающих; гораздо более видны турецкая мечеть Омара в восточной части города и русский Троицкий собор на северо-западе. От Яффских ворот идет на север вне стены широкая шоссированная улица; на правой стороне ее расположены прекрасные магазины и обширные гостиницы в европейском стиле. По этой-то улице мы и проехали на русские постройки и через три-четыре минуты езды были на месте. Русские постройки находятся вне черты древнего Иерусалима, на месте бывшей стоянки лагеря Тита. Они занимают довольно обширное пространство и разделяются на старое и новое подворья. Старое подворье заключает в себе площадь в 11523 кв. сажен и обнесено невысокой каменной стеной. На этой площади возведены пять больших каменных корпусов и посреди них Троицкий собор. Первый, при въезде (с яффской дороги) в южные ворота подворья, корпус на левой стороне — больница для занемогших поклонников; она двухэтажная и в гигиеническом отношении содержится безупречно. В больнице находят себе врачебную помощь и больные из туземного христианского населения Иерусалима. Рядом с больницей возведено двухэтажное же здание, самое большое, принадлежащее нашей русской духовной миссии. Главный вход в этот корпус с восточной стороны. Миссия занимает одну только левую половину дома (верх и низ), правая же сторона устроена для помещения состоятельных паломников. Все здание разделено на отдельные комнаты, выходящие в коридор. Комнаты высоки, просторны и содержатся опрятно. При доме имеется прекрасная церковь во имя великомученицы царицы Александры, поместительная, с дубовым резным иконостасом. В доме русской миссии останавливается большинство из приезжего русского духовенства, с которого за помещение здесь не берется никакой платы во все время пребывания в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

 Монастырь Авраамия, по греческому преданию, построен на месте, где Авраам хотел принести в жертву Богу сына Исаака; в монастыре показывают и само место, которое служило жертвенником Аврааму; а в воспоминание чащи, в которой Авраам усмотрел овна, посажен на монастырской террасе развесистый куст. Но не вероятнее ли и не согласнее ли с 22-й главой Книги Бытия признавать местом жертвоприношения Исаака скалу на горе Мориа, находящуюся ныне в мечети Омара, построенной на месте храма Соломонова? По крайней мере, к этой скале, некогда бывшей внутри [помещения] Святого Святых храма Соломонова, приурочивают место жертвоприношения Исаака иудейские писатели, например Иосиф Флавий в своих «Древностях [иудейских]» (VII, 13, 4). Впрочем, древние христианские паломники, например блаж. Иероним, в толковании ha XV главу Евангелия от Марка и другие (см. Сообщения Палестинского общества. 1895. Июнь. С. 340 — 342), ссылаясь на иудейское же предание, считают местом жертвоприношения Исаака Голгофскую скалу. — Авт.  Путешествие по Святой Земле в 1835 году Авраама Норова . СПб, 1844. Ч. I. С. 181. — Авт. (См. издание Международного Фонда единства православных народов. М.: Россия молодая, 1999. С. 4. — Ред.)  Свящ. Фоменко. Иерусалим и его окрестности. С. 27 — 28. — Авт.  См. Мф. 27, 55 — 56 ; Мк. 15, 40 — 41 . — Ред.   Св. Кирилл Иерусалимский . Огласительное поучение XIV/Patrologae cursus completes, series I: ecclesia graeca, v. 33. (Русск. перевод издан Моск. духовной академией в 1893 г.). — Авт., Ред.   Большая часть этого камня находится на Сионе в престоле армянской церкви. Католический путешественник XV b. князь Радзивилл так говорит об этом камне: «На великом алтаре (в армянской церкви) лежит большой камень, которым был завален Гроб Господень, — “велий зело”, ибо имел в длину не менее четырех локтей, а в ширину около двух, в толщину более чем на пол-локтя. Справедливо говорили жены мироносицы: “Кто нам отвалит камень?”, ибо едва ли десять человек было бы достаточно для сего». Небольшой обломок этого камня находится также в греческом иерусалимском монастыре Пресвятой Богородицы, известном под названием Великой Панагии. — Авт.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

Все священнодействия е[пископа] Виссариона, как запрещенного, недействительны. Совершаемое в области, ему уже не принадлежащей, навлекают на него сверх прочего и извержение из сана (Апост[ольское] 35-е пр[авило]). Хиротония его викариев, как совершенная без воли первого епископа и даже прямо вопреки ее, недействительна… Архипастырское попечение о православных приходах теперь временно поручено преосвященному Алатырскому Иоакиму… Жители же г. Ульяновска и окрестностей его могут утешаться молитвенным общением с Вашим Высокопреосвященством… Вашего Высокопреосвященства о Христе брат и слуга за Патриаршего местоблюстителя Сергий, митрополит Нижегородский. 13/26 июля 1927 года» . Таким образом, священномученик Александр (Трапицын) вновь стал управлять приходами Ульяновска. В марте 1927 года в Карсуне был проведен епархиальный съезд, на котором решался вопрос о каноническом подчинении епархии и выборе епархиального архиерея. Присутствовавший на съезде епископ Иоаким (Благовидов) был категорическим противником григориан, тем не менее, большинство было за епископа Виссариона, который и был избран епархиальным архиереем. Епархия вновь переходила в юрисдикцию ВВЦС . Разумеется, новое епархиальное управление во главе с епископом Виссарионом незамедлительно получают регистрацию от властей. Но владыка Иоаким не сдается. В Ульяновске продолжает действовать городской благочиннический совет под председательством протоиерея Реморова, который не признал власти теперь уже архиепископа Виссариона. Этот совет подчинялся архиепископу Александру (Трапицыну). Епископу Иоакиму подчинялись Алатырский уезд, Ардатовский уезд и часть Карсунского уезда. Обеспокоенный этим, архиепископ Виссарион стал писать доносы в ГПУ и обращения в губернский административный отдел с требованием распустить благочиннический совет в Ульяновске, а также снять с должности викария епархии епископа Иоакима. ГАО и ГПУ, в свою очередь, решили в сложившийся конфликт не вмешиваться, поскольку каждый новый конфликт в Церкви был в интересах властей.

http://pravoslavie.ru/31301.html

Похоже, целую нелегальную епархию попытался создать архиепископ Самарский Александр (Трапицын). Будучи правящим Самарским архиереем в 1928-1933 гг. и опасаясь, " что будут арестованы все священнослужители епархии и некому будет совершать таинства " , он стал рукополагать тайных священников из среды мирян. Они должны были как и прежде работать на светской работе и совершать богослужения у себя дома. Неизвестно, насколько широко развернулась эта деятельность епископа Александра. Вернувшись из ссылки, в 1936-1937 гг. он снова жил в Куйбышеве (Самаре) на покое и продолжал готовить тайных священников Рукополагали легальные епископы и клириков для тайных монастырей. В 1935-1936 гг. тайный монах Иоанн (Вендланд) был посвящен в сан диакона, а затем священника легальным епископом Старорусским Иннокентием (Тихоновым), другом руководителя монастыря отца Иоанна архимандрита Гурия (Егорова). Благословение на создание своего монастыря и антиминс для совершения Литургии последний по прибытии в Ташкент в 1933 г. получил у епархиального архиерея Патриаршей Церкви митрополита Арсения (Стадницкого) По крайней мере четыре епископа легальной Церкви прямо или косвенно участвовали в церковной благотворительности, категорически запрещенной постановлением 1929 г. Однако этот запрет нарушался в годы массовых преследований, наверное, особенно часто. Широкомасштабную помощь заключенным и их родственникам через своих прихожан и послушников деньгами и вещами оказывал епископ Варфоломей (Ремов). В 1933 г. братия руководимого им Высоко-Петровского монастыря даже обвинялась в " создании спецфонда помощи ссыльным за контрреволюционную деятельность церковникам " Живший на покое в селе Батюшкове Дмитровского района Московской области епископ Иона (Лазарев) в 1930-х гг. " через заключенных, имевших свободный выход из лагеря, помогал находящимся в неволе священникам " , работавшим на строительстве каналов и шлюзов. В 1930-1931 гг. помощь сосланным верующим организовало духовенство города Сызрани под руководством назначенного туда после ссылки епископа Августина (Беляева). В 1929-1932 гг. в Мещевске Калужской области игумен Иоанникий (Дмитриев) по благословению епископа Стефана (Виноградова) помогал монахам и монахиням закрытых монастырей, " в особенности тем, кто по старости или болезни не мог себя содержать "

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В 1894 г. Господь, подав утешение в скорбях, сподобил о. Александра посетить Святую Землю. О своей продолжительной поездке он написал ряд очерков и опубликовал их в Вятских Епархиальных Ведомостях. Будучи на святой Земле, он молился в Гефсимании на том месте, где когда-то Господь взывал: " Да минет Мя чаша сия " , и служил Божественную Литургию в Вознесенском храме на горе Елеонской. В годы гонений он часто вспоминал об этих событиях, видя в них предзнаменование событий своей дальнейшей жизни. В 1901 г. о. Александр возводится в сан архимандрита и назначается ректором Калужской Духовной Семинарии. 12 декабря 1904 г. в Свято-Троицком соборе Сергиевой Лавры о. Александр был рукоположен во епископа Муромского - викария Владимирской епархии. В хиротонии принимали участие митрополиты: Антоний Санкт-Петербургский, Владимир Московский - будущий священномученик, Флавиан Киевский и другие архипастыри. До 1912 г. епископ Александр был викарием Владимирской епархии, а с 1912 г. стал управляющим Вологодской епархией. Будучи епископом Вологодским, он в 1917-18 гг. участвовал в заседаниях Всероссийского Церковного Собора и был членом комиссий церковно-правовой и по делам монастырей. Наступили очень трудные времена для Христовой Церкви. Уже на заседании Собора Владыка Александр призывал паству к терпимости к чужим мнениям, все споры решать любовью в союзе мира. В своих воспоминаниях он писал, что удивлен какая ненависть друг к другу царит на съездах приходских и благочинных, что тон в них задают женщины, призванные рожать и воспитывать детей, а не быть поучающей в храме. Его, строго держащегося древних канонов, в делах управления епархией, " передовое духовенство " не любило. Они видели в епископе Александре опасного противника своим замыслам демократических реформ в Церкви. Против владыки началась массовая агитация на собраниях духовенства и мирян на всех уровнях, что привело к тому, что в 1921 г. состоялись выборы нового архиерея, а Владыка Александр ушел за штат, как " реакционер " . Это было первое искушение, посланное епископу Александру от Господа. За этим последовала ссылка, а в Русской Православной Церкви наступил период массовых расколов. Многие раскольники как правого, так и левого толка приезжали к владыке и хотели привлечь его на свою сторону. Владыка был в глубоком смятении, усердно молился Пресвятой Богородице и своему небесному покровителю князю Александру Невскому с просьбой оградить от искушений, смущавших душу, и открыть путь к истине. В 1927 г. ссылка закончилась. Владыка принял посланцев митрополита Сергия, заместителя Местоблюстителя, и признал его предстоятелем Русской Православной Церкви.

http://pravicon.com/info-1698

К прославлению И. РПЦ в 2001 г. рижским иконописцем прот. Александром Шабельником на основе фотографий 20-30-х гг. XX в. с учетом пожеланий архиеп. Рижского и всей Латвии Александра (Кудряшова) были написаны образы И., ставшие иконографическими образцами. И. представлен в архиерейском богослужебном облачении - в красном саккосе, белом омофоре и митре, с панагией, правая рука с благословляющим перстосложением (с крестом или без него), в левой - закрытое или раскрытое (текст: Мф 5. 11) Евангелие. К перенесению мощей святого в 2003 г. тем же иконописцем исполнен ростовой вариант этой иконографии, помещенный над ракой И. в кафедральном соборе в честь Рождества Христова в Риге. Образ И. этого извода (с крестом и раскрытым Евангелием) с частицей мощей находится в Москве в соборе Покрова Пресв. Богородицы Марфо-Мариинской обители; др. аналогичная икона (И. с благословляющей десницей) - в Латвийской христ. академии в Юрмале. Выносная икона И. с поясным образом святого и неск. аналойных икон находятся в храмах Латвии. Известны 2 иконы И., отличные от распространенной иконографии: на одной И. изображен благословляющим дикирием и крестом, в саккосе с орнаментом и в митре, с панагией на груди. На другой он в черном клобуке, архиерейской мантии и епитрахили, с благословляющей десницей, в левой руке - посох. Лит.: Феофан (Пожидаев), игум. Колокол на башне вечевой: Житие и тр. сщмч. архиеп. Иоанна (Поммера). М., 2005; Житие св. сщмч. Иоанна, архиеп. Рижского. Рига, 2008. В. А. Александрова Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСАНДР (Петровский Александр Феофанович; 1851- 1940), архиеп. Харьковский, сщмч. (пам. 11 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Руской) АЛЕКСАНДР (Трапицын Александр Иванович; 1862-1938), архиеп. Куйбышевский, сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСАНДР (Щукин; 1891–1937), архиеп.

http://pravenc.ru/text/469171.html

28 июля 1938 г. А. был арестован и заключен в тюрьму, 17 июля 1939 г. военный трибунал Харьковского военного округа приговорил его к 10 годам тюремного заключения. 5 янв. 1940 г. приговор был отменен и дело возвращено на доследование, но в мае того же года А. скончался в тюремной больнице. На следующий день в городской судебно-медицинский морг был доставлен труп старика с документом, в к-ром была указана фамилия Петровский, с предписанием похоронить. Вскоре, однако, было получено указание возвратить труп в тюрьму. Работник морга, служивший иподиаконом у А., и привратник, впосл. ставший священником, сразу узнали А.; в тюрьму были отправлены останки др. человека с документами архиепископа, а тело А. было вывезено из морга. Ночью монахи и близкие почитатели А. облачили его в архиерейские ризы, совершили отпевание и с благоговением похоронили на кладбище с. Залютина в стороне от общего места захоронения, обозначив могилу особым знаком. 22 июня 1993 г. определением Синода УПЦ А. прославлен как местночтимый святой Харьковской епархии; Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. причислен к лику общероссийских святых. Лит.: За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 45-46; Польский. Т. 2. С. 78-83. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСАНДР (Трапицын Александр Иванович; 1862-1938), архиеп. Куйбышевский, сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСАНДР (Щукин; 1891–1937), архиеп. Семипалатинский, сщмч. (пам. 17 окт. в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских) АЛЕКСИЙ (Бельковский Петр Филиппович; 1842 - 1937), архиеп. Великоустюжский (с 1924 г. на покое), сщмч. (пам. 2 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/64132.html

Священномученик Александр родился в 1866 году в Самарской губернии в семье священника Петра Иванова. Окончил Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника. Служил в храмах Самарской епархии. С 1909 по 1930 год отец Александр служил в храме села Кривая Лука. В 1930 году власти арестовали священника и обвинили в контрреволюционной деятельности, заключавшейся в том, что он будто бы противодействовал устроению колхозов, но отец Александр все эти обвинения, как ложные, отверг. Несмотря на это, он был приговорен к пяти годам ссылки в Северный край. После двух лет пребывания в ссылке здоровье священника расстроилось настолько, что он не в силах стал выполнять определенную для него рабочую норму; перестал получать продуктовый паек и от голода все сильнее слабел. Видя, что ему грозит голодная смерть, он решил бежать из ссылки на родину. В июле 1933 года отец Александр купил билет и сел на поезд. Из документов у него была только выписка из метрической книги о рождении, но всё же он благополучно добрался до Самары. В 1937 году НКВД снова арестовал отца Александра. Священномученик Вячеслав родился в 1883 году в семье писаря Александра Инфантова. Учился в Духовной семинарии, по окончании которой был рукоположен в сан священника. В 1930 году власти арестовали его и продержали около полугода в Самарской тюрьме. В 1937 году он вновь был арестован. Священномученик Василий родился в 1873 году в селе Н.-Бинарадка Самарской губернии в семье священника Иоанна Витевского. Окончил Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника. Служил в храмах Самарской епархии. В 1929 году власти арестовали отца Василия и приговорили к трем годам ссылки в город Саратов, где он в 1931 году снова был арестован и приговорен к десяти годам заключения в концлагерь. Незадолго до 1937 года отец Василий был освобожден и вернулся в Самару, здесь 30 ноября 1937 года он был вновь арестован. Священномученик Иаков родился в 1878 году в селе Шламка Самарской губернии в семье крестьянина Иоанна Алферова. До революции Иаков Иванович преподавал в школе; после революции, когда начались гонения на Церковь, принял сан священника и служил в храмах Самарской епархии. В 1930 году власти арестовали священника, приговорили к трем годам заключения в концлагерь и отправили на каторжные работы на Беломорско-Балтийский канал. В 1933 году отец Иаков вернулся на родину. При усилении гонений в 1937 году он был вновь арестован.

http://pravmir.ru/novomucheniki-samarsko...

И ныне, Богородичен, по гласу Славы. Тропарь, глас 6: Священномучениче Александре, безбожную крепость твердым борением низложил еси и вознесл еси веру Православную, злочестивое служение уничижил еси и дерзновенно Христа Бога проповедал еси и ныне неустанно молися за град Самару и вся волжския страны, даровати нам мир и велию милость. Утреня На Б ог Господь: тропарь дважды. Слава и ныне, Богородичен воскресный по гласу тропаря. Седален по 1 стихословии, глас 1: Яко благословенный новый воине Христов, священномучениче Самарский вседоблий, законно пострадавши и венчавшися от Христа, молися о нас, совершающих память твою, всякаго избавитися лютаго обстояния. Слава и ныне: В кров Твой, Пречистая Дево, прибегающих, мольбу приемлеши от нас, не престай молящи Человеколюбца спасти рабы Твоя. Седален по 2 стихословии, глас 2: Яко солнце пресветлое во тьме безбожия показася, священный страстотерпче, просвещаяй верныя, согреваеши тех к Божественней любви и яко якорь крепкий во время треволнения утверждаеши колеблющияся в вере сердца. Слава и ныне: Общея беды Адамова греха нас избавляеши предстательством Твоим, Пречистая, и венцев славы сподобляеши. По полиелее седален, глас 3: Благодати и силы Божественныя исполнен быв, благочестия непреклонно держался еси, святителю отче Александре, мученическую показал еси твердость, за Христа пострадав радуяся, безбожную ересь посрамил еси, испроси и нам велия милости. Слава и ныне: Пречистие руци Твои, Дево Мати, простерши, покрый уповающия на Тя и Сыну Твоему зовущия: всем подаждь Христе, милости Твоя. Степенна, глас 4. Прокимен священномученика. Евангелие от Иоанна, зачало 35 от полу. Стихира по 50-м псалме, глас 6: Веселися, граде Самаро, радуйся, соборе святых, светло торжествующих память священномученика Александра, Православия наставника и утишителя ересей, расколов искоренителя и безбожия обличителя, молящагося о спасении душ наших. Канон Богородице молебный, глас 8, и канон святому, глас 6. Песнь 1 Ирмос: Волною морскою: Божественнаго страдальца мудраго святителя, чудес источника, пастыря добраго, Церкви Православной утверждение, песньми велегласно яко светильника града Самары, Александра священномученика, вси восхвалим, радующеся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Веселися граде Самаро, яко в тебе страдании возсия добропобедный Александр, мученически венец победы достойно приял есть, поправ мужески коварство врага, и всем людем проповеда держатися веры Православныя, Троице певаемому Богу, Емуже со дерзновением мы вопием: спаси души наша. Слава, глас 3: Александра, святителя земли нашея во дни нестроения, вернии сошедшеся восхвалим, яко нам путь православнаго строительства проповедавша и богопротивныя власти обличивша дерзновение, и в темнице замучен еси и ныне с сонмом мучеников живый предстояй Христу, молится спастися нам. И ныне, глас тойже: Ныне Святитель Александр предстоя Божией Матери и молящийся за град Самару, и мы с тобою припадаем ко Пречистой: Пресвятая Богородице, помогай нам. На стиховне стихиры, глас 5. Подобен: Р адуйся: Радуйся, священная главо, чистый сосуде Духа Святаго святителю Александре, церковное украшение, града Самары великое удобрение, ересей обличение и Православия утверждение, мужественно положил еси душу твою за паству свою, Христу подражая. егоже моли даровати душам нашим мир и велию милость. Стих: Ч естна пред Господем: Радуйся, святителю Самарский отче Александре, судом Божиим попустися тебе видети страшная и ужасная, стадо твое расколами и ересьми разрываемо и порабощенное лютым безбожием, храмов Божиих разорение, монастырей разрушение, Святых Олтарей ископание и священных сосудов ниспровержение. Но со слезами яко новый Иеремия, вопия ко Господу, моли и ныне о нас, даровати душам нашим мир и велию милость. Стих: С вященницы Твои облекутся в правду: Радуйся, страстотерпче Христов Александре, в темнице заточенный, обаче Божественным учением укрепляемый, мучителем никакоже повинулся еси, темже искусом огненным ко Христу пришел еси радуяся, егоже моли от тмы и бед избавитися верою совершающим всечестную память твою. Слава, глас 4. Подобен: З ван свыше: Всехвальный отче Александре, архипастырю града Самары чудный, Троицу несозданную исповедавше, безбожную лесть множеством ран и мук победил еси и победы венцем венчавшися, молися ко Господу, даровати нам мир и велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010