РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1(14) января Священномученик Александр (Трапицын), архиепископ Самарский, и с ним пострадавшие священномученики Иоанн Сульдин, Иоанн Смирнов, Александр Органов, Александр Иванов, Вячеслав Инфантов, Василий Витевский и Иаков Алферов С вященномученик Александр родился 29 августа 1862 года в семье диакона Иоанна Трапицына и его супруги Клавдии в селе Волме Вятского уезда Вятской губернии, «расположенном в долине, покрытой перелесками, при небольшой речке Волме... Главным занятием крестьян было здесь земледелие, но вследствие малоземелья и плохой почвы многие ходили на заработки... ремеслами же почти никто не занимался»– так описывают эти места историки и географы Вятки. У родителей было восемь сыновей, трое из них стали священниками и один епископом. Первоначальное образование Александр получил в Вятском духовном училище, среднее – в Вятской Духовной семинарии. По окончании в 1884 году курса семинарии он, как один из лучших ее воспитанников, был послан для продолжения образования в Казанскую Духовную академию, где обучался за казенный счет. Окончив академию в 1888 году со степенью кандидата богословия, Александр Иванович был назначен на должность надзирателя в Вятское духовное училище. В этом же году он женился и 23 февраля 1889 года был рукоположен во диакона, а 26 февраля – во священника к Всехсвятской церкви города Вятки и назначен преподавателем Закона Божия и церковной истории в епархиальное женское училище. Кроме того он состоял членом комитета школы, созданной для подготовки псаломщиков, цензором проповедей и сочинений религиозно-нравственного содержания и депутатом от духовного ведомства на собраниях Вятской Городской Думы. В 1891 году в России разразился голод. Как и многие пастыри в это время, отец Александр живо откликнулся на народное бедствие и призывал людей состоятельных помочь тем, кто попал в беду и лишился средств к пропитанию. В вятском кафедральном соборе во время богослужения 14 сентября 1891 года отец Александр сказал: «Вот и ныне, слушатели христиане, постигло наше Отечество тяжелое бедствие.

http://fond.ru/kalendar/39/ioann/

5 июня 1907 года назначен смотрителем  Устюжского духовного училища . По существовавшим правилам, это место мог занимать только облечённый священным саном человек, поэтому, несмотря на врождённую довольно сильную хромоту, К. А. Богословский 30 июля 1907 года был рукоположен в сан диакона , а 1 августа - в сан иерея епископом Вологодским и Тотемским Никоном (Рождественским) . С 1915 года состоял товарищем председателя Великоустюжского епархиального комитета по оказанию помощи беженцам. В 1917 году был участником Всероссийского съезда духовенства и мирян в Москве. Вернувшись в город Великий Устюг, Константин Александрович принял участие в съезде духовенства и мирян Велико-Устюжского викариатства, на котором был избран почетным председателем. Был участником Поместного Собора 1917-1918 годов . 22 июля 1918 года был возведен в сан протоиерея епископом Вологодским Александром (Трапицыным) . По инициативе о.Константина на чрезвычайном епархиальном собрании духовенства и мирян была образована комиссия по выделению Великоустюжского викариатства в самостоятельную епархию, сам он стал председателем этой комиссии. В 1918 году епархия была образована. С 1918 года о.Константин являлся председателем Велико-Устюжского епархиального совета. С 1920 года - клирик Великоустюжской Мироносицкой церкви . Одновременно работал архивариусом в Северо-Двинском губернском архиве. В 1921 году был арестован вместе с архиепископом Великоустюжским Алексием (Бельковским) и двумя другими членами епархиального совета по обвинению в организации " незаконного " сбора средств на церковь. Архиепископ Алексий, следуя указу патриарха Тихона и постановлению Поместного Собора, благословил начать в епархии сбор в пользу Церкви деньгами и натуральными продуктами. Кроме того, был установлен сбор прошений и документов. Вскоре собранная сумма была направлена в Высшее Церковное Управление. Это привлекло внимание властей, их обвинили в " нарушении декрета Совнаркома об отделении Церкви от государства " . 12 июня 1921 года они были приговорены к пяти годам лишения свободы. Осужденные были сразу же амнистированы и освобождены.

http://drevo-info.ru/articles/13672463.h...

Прежде чем начать описание нашего поклонения святыням Иерусалима, позволю себе вкратце изложить историю этого святого города. По восточному преданию, Иерусалим основан современником [патриарха] Авраама — Мелхиседеком, царем… и священником Бога Всевышнего . Мелхиседек назвал этот город Салим, что значит мир  , и перенес в него тело нашего прародителя Адама, сохраненное Ноем в ковчеге и похороненное Мелхиседеком на Голгофе. В первый раз этот город называется Иерусалимом в Книге Иисуса Навина ( Нав. 12, 10 ). Но слава и величие святого града начинаются со времени [пророка] Давида. Сделавшись царем всего Израиля, Давид в 1053 году до Р. Х. пошел с войском на Иерусалим, находившийся тогда во власти иевусеев и считавшийся неприступным, завоевал его вместе с городской крепостью Сионом и, поселившись в нем, назвал его городом Давидовым. Тирский царь Хирам приветствовал Давида с завоеванием и доставил ему кедры ливанские и рабочих для построения царского дворца. Давид окружил город стеной и построил скинию, в которую перенес ковчег завета ( 2 Цар. 5, 6 — 11 ; 1 Пар. 11, 4 — 9 ). Сын Давида Соломон в четвертый год своего царствования, в 1017 году до Р. Х., во исполнение завещания своего отца построил на горе Мориа великолепный храм, чудо роскоши и искусства ( 3 Цар. 5 — 8 ; 2 Пар. 2 — 7 ). При мудром Соломоне Иерусалим достиг апогея своей славы, он украсился великолепными зданиями и дворцами. По разделении царства Еврейского на Иудейское и Израильское Иерусалим становится столицей Иудейского царства. Но с этого времени история города делается кровавой летописью, исполненной грабежей и насилия, начиная с нашествия египетского фараона Сусакима, похитившего все сокровища храма Господня и дворца царского, разбоев филистимлян и сириян, осады израильского царя Иоаса, тоже взявшего богатства храма и дворца, и кончая разрушением города и храма вавилонским царем Навуходоносором  . Персидские цари Кир, Дарий I Beлukuй (Гистасп) и Артаксеркс I Лohruмah покровительствуют иудеям и позволяют им восстановить храм и город ( 2 Езд. 6 — 7 ). Александр Македонский после торжественной встречи, оказанной ему в Иерусалиме первосвященником Адуем, сам приносит жертву Богу в иудейском храме и ограждает город своим покровительством. После смерти Александра Македонского для Иудейской страны и Иерусалима снова наступает скорбное время. Египетские Птолемеи и сирийские Селевкиды попеременно овладевают Иудеей, а Антиох Епифан даже поставляет в Иерусалимском храме идола Юпитера Олимпийского и приносит языческие жертвы.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

Тем временем епархия осталась без какого-либо архиерея, поэтому архипастырские обязанности выполнял все тот же архиепископ Александр (Трапицын). В 1923–1924 годах раскольники безуспешно пытались вступить в переговоры с Патриархом Тихоном, который подписал постановление о непризнании каноничности обновленческой иерархии. В феврале ВЦУ направляет в Симбирск викарного епископа Сенгилеевского, с правом управления всей епархией. Таковым стал выпускник Симбирской духовной семинарии епископ Иоанн (Никольский). Между тем архиепископ Александр не имел никакой возможности связаться с Патриархом, вследствие чего, вместе с неким архиепископом Николаем, который к тому времени возглавил Промзинскую автокефалию, он образует временную независимую автокефальную Симбирскую Церковь. О возможности подобных действий говорил митрополит Ярославский Агафангел: «Возлюбленные о Господе преосвященные архипастыри! Лишенные на время высшего руководства, вы управляете своими епархиями самостоятельно, сообразуясь с Писанием, церковными канонами, обычным церковным правом, по совести архиерейской присяги впредь до восстановления высшей церковной власти. Окончательно вершите дела, по которым прежде испрашивали решения Священного Синода…» . Обновленцы продолжают свою обычную жизнь. В Симбирск приходят воззвания обновленческого «просветительного отдела при Священном Синоде», в которых красочно описываются труды отдела на благо Церкви: «Народ сидел около водоемов, полных живою водою, чувствовал ее очистительную, живительную силу, но пить в меру желания своего не мог, так как доступ к ней затруднен был во многом непонятными формулировками языка…» . Разумеется, за доступ к «живой воде» надо платить. Поэтому Священный Синод просит всех сознательных верующих внести свой вклад в дело церковного обновления, в частности на расходы так называемой переводческой комиссии. Все эти воззвания «сознательными верующими» благополучно игнорировались. В это время все больше приходов стали переходить в Симбирскую автокефалию , устав и положение которой были посланы Патриарху Тихону. Епископ Иоанн (Никольский) непрестанно получал рапорты подобного содержания: «В Сызранское викариальное церковное управление. Председателя церковного совета Смоленской церкви Старо-Костычевского женского монастыря игумении Руфины рапорт. Сим имею донести Сызранскому ВЦУ, что постановлением общего собрания верующих Смоленской церкви от 9/XI сего года поручено мне объявить вам: с момента принесения покаяния перед Святейшим Патриархом Тихоном в мае месяце 1924 года наш коллектив верующих вашему церковному управлению не подчиняется. Председатель Р. Подледнева. Секретарь З. Балакова. 1924 г.» .

http://pravoslavie.ru/31261.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Петрович Иванов (1866, Самарская губ.- 14.01.1938, Куйбышев), сщмч. (пам. 1 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Род. в семье священника. Окончил ДС и был рукоположен во священника, служил в различных храмах Самарской епархии. В 1909-1930 гг. настоятель церкви в с. Кривая Лука. В 1930 г. арестован и по обвинению в контрреволюционной деятельности приговорен к 5 годам ссылки в Северный край. После двух лет пребывания в ссылке здоровье священника расстроилось настолько, что он не в силах стал выполнять определенную для него рабочую норму; перестал получать продуктовый паек и от голода все сильнее слабел. Видя, что ему грозит голодная смерть, он решил бежать из ссылки на родину. В июле 1933 года отец Александр купил билет и сел в поезд. Из документов у него была только выписка из метрической книги о рождении, но всё же он благополучно добрался до Самары. В 1937 г. вновь арестован, осужден по делу Александра (Трапицына) , архиеп. Куйбышевского, приговорен к расстрелу. Расстрелян. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ по Самарской обл. Арх. 11500; П-6620. Т. 5. Лит.: Дамаскин. Кн. 5. С. 18. Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/64098.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Иосифович Сульдин (12.01.1880, дер. Ардатово Алатырского у. Симбирской губ. (ныне Дубенского р-на Мордовии) - 14.01. 1938, Куйбышев, ныне Самара), сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе Самарских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из мордовской крестьянской семьи. По другим сведениям, отец был фельдшером. По окончании ДУ в г. Ардатове и Симбирской ДС 15 апр. 1902 г. рукоположен во диакона к церкви с. Нов. Бекшанка Сызранского у. Симбирской губ. (ныне Барышского р-на Ульяновской обл.). 9 марта 1903 г. рукоположен во иерея к храму с. Нов. Томышёво того же уезда. Был зав. сельской церковноприходской школой и законоучителем. Позднее семья И. переехала в с. Ст. Томышёво того же прихода. В 1919 г., после кончины супруги, остался с 6 детьми, воспитывать которых ему помогала мать покойной жены. В марте 1920 г. переехал с семьей в г. Сызрань, служил в Ильинской ц. В 1922 г. награжден наперсным крестом. Подвергался кратковременным арестам с 1923 по 1926 г., в 1928 и 1930 гг. После закрытия в 1930 г. Ильинской ц. служил в Казанском соборе Сызрани. 21 февр. 1931 г. арестован. Проходил вместе с большой группой духовенства и мирян по делу Сызранского еп. Августина (Беляева) . Обвинялся в том, что «входил в руководящее ядро церковно-торгашески-монархической контрреволюционной организации». Отверг обвинения в антисоветской деятельности. 28 окт. 1931 г. особым совещанием при Судебной коллегии ОГПУ приговорен к 3 годам ИТЛ. В 1933 г., после отбытия срока в лагере, приехал к брату в Ленинград. В том же году был вновь арестован, приговорен к 3 годам ссылки в Северный край. В 1936 г., после освобождения, приехал в г. Куйбышев, где жил его сын Ювеналий. 30 нояб. 1937 г. арестован. Проходил по коллективному делу вместе с архиеп. сщмч. Александром (Трапицыным) и большой группой священников и мирян. В это время было арестовано практически все остававшееся на свободе духовенство Куйбышева; задержанным не хватало места в городской тюрьме, их содержали в бараках местного лагеря. Вместе с др. привлеченными к следствию И. обвинялся в «участии в подпольной контрреволюционной церковно-сектантской организации». Не признал своей вины. 21 дек. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Куйбышевской обл. приговорен к расстрелу. Казнен, погребен в общей могиле. Предположительно место захоронения находится в городском парке им. Ю. Гагарина г. Самары. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/469229.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ (Благовидов Яков Алексеевич; 19.09.1860, слобода Канава Симбирского у. и губ.- 4.12. 1929, Ульяновск или Алатырь), архиеп. Ульяновский. Из семьи священника. По окончании Симбирского ДУ и Симбирской ДС поступил в 1882 г. на казенный счет в КазДА, обучался на богословском отделении. В 1883 г. «в силу исключительных обстоятельств» Я. Благовидову было разрешено вступить в брак с дочерью умершего священника, однако продолжать учебу пришлось уже на собственные средства. В окт. 1884 г. рукоположен во диакона, а затем во иерея к академическому Михаило-Архангельскому храму. С 3-го курса обучался на стипендию прот. И. А. Рождественского, предназначавшуюся для учившихся в академии священников. В 1886 г. окончил КазДА кандидатом богословия за соч. «О жертвах в Ветхозаветной Церкви». 1 авг. того же года назначен священником Никольского храма г. Елабуги и законоучителем Елабужского реального уч-ща. С 18 янв. 1894 г. законоучитель Симбирской муж. гимназии (с 1911 - 1-я муж. гимназия), настоятель гимназической домовой церкви. 6 мая 1904 г. возведен в сан протоиерея. В кон. 1917 г. потерял работу в гимназии. По нек-рым данным, был настоятелем симбирского кафедрального собора. Овдовел. Принял монашеский постриг с именем Иоаким. 27 июня 1921 г. хиротонисан во епископа Алатырского. Стал викарием Симбирской епархии при правящем архиерее сщмч. Александре (Трапицыне) . После того как в янв. 1923 г. было обнародовано заявление еп. Александра и епархиального управления о подчинении обновленческому Высшему церковному управлению (ВЦУ), И. выступил с заявлением о непризнании ВЦУ и прервал общение с епархиальными властями. Возглавил т. н. Алатырскую автокефалию; заявлял, что признает духовным главой только Патриарха св. Тихона . В марте того же года был арестован и приговорен к заключению в Соловецкий ИТЛ. В июле 1926 г., находясь в лагере, принял участие в составлении «Памятной записки соловецких епископов» .

http://pravenc.ru/text/468893.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Октября 19 (1 ноября) Священномученик Сергий Покровский Священномученик Сергий родился 5 сентября 1880 года в селе Буриново Тарусского уезда Калужской губернии в семье псаломщика Николая Покровского. В 1901 году Сергей поступил в Калужскую Духовную семинарию. В предшествующий этому год в Калужской семинарии была проведена ревизия, которая обнаружила большие недостатки в управлении семинарией, которые привели к беспорядкам среди учащихся и неподчинению их начальству. В результате ревизии были уволены ректор семинарии и поставлено на вид дурное поведение учащимся, но такие строгие меры, как увольнение, не были к ним применены. В 1901 году ректором семинарии был назначен архимандрит Александр (Трапицын). Многие годы неправильного управления семинарией давали о себе знать и впоследствии. Среди учащихся были весьма популярны кружки, по большей части социалистической направленности. В одном из таких кружков состоял и Сергей Покровский. Студенты проводили тайные собрания в лесу, в пивных и на частных квартирах. Эти кружки существовали во все время обучения Сергея в семинарии. В 1904 году Сергей Николаевич окончил Калужскую Духовную семинарию и был назначен учителем в деревню Коренево Жиздринского уезда Калужской губернии. Во время летних каникул в 1905 году он заехал вместе со своим товарищем учителем в Калугу к его двоюродному брату, который предложил им вступить в партию эсеров и пригласил на собрание членов этой партии. С этого времени Сергей Николаевич вместе со своим товарищем стали проводить пропагандистскую работу среди крестьян, агитируя их за партию эсеров, привлекая на сторону сочувствующих партии эсеров учителей. Они распространяли эсеровскую литературу, которую привозили из Калуги, но партийной организации в деревне создать так и не смогли. Однако их деятельность едва не привела их в тюрьму. В то время они устраивали в кореневской школе просветительские спектакли. В ноябре во время революционных беспорядков 1905 года люди собрались на такой спектакль и, будучи уже распропагандированными, стали громко выражать недовольство царским строем. Людей было много, и спектакль едва не кончился беспорядком. Заведующий школой донес об этом в полицию, и было начато следствие. Узнав об этом, Сергей Николаевич написал своему знакомому, сыну пристава города Жиздры, чтобы тот уговорил своего отца не арестовывать их, что было тем исполнено, и дело было замято.

http://fond.ru/kalendar/1042/sergiy/

Рубрики Коллекции 5 вопросов о январском номере 3 мин., 11.01.2014 Поделиться Что стало для Вас открытием номера и почему? Один из самых серьезных материалов номера — статья Дмитрия Володихина об истории рождественских елок (с. 20). Хотя я бы не сказал, что статья эта стала открытием, а скорее, очень ясно выраженным подтверждением моих собственных мыслей. Я знал о гонениях большевиков на Рождество и на символы этого праздника — елку, в частности. И когда я бывал на Западе, мне, конечно, приходило в голову, что тот шабаш, который сегодня развернули вокруг Рождества левые либералы, очень походит на большевистские гонения. Но в «Фоме» эта мысль впервые выражена четко, и проведена параллель между теми гонениями и сегодняшней ситуацией. А вот пронзительным открытием для меня стали фрагменты дневников двух питерских интеллигенток — Татьяны Великотной и Веры Берхман (с. 62). Я, конечно, много читал о существовании людей в блокадном Ленинграде, но дневники двух сестер ярко и по-новому высветили для меня эту трагедию. Воспоминания о блокаде, которые я читал ранее, все-таки несколько нивелируют впечатление от тогдашней чудовищной жизни в городе; воздействие дневников непосредственно из того времени намного сильнее. Хотелось бы также отметить исповедальное интервью Алены Биккуловой (с. 12) — яркий документ сегодняшнего укрепляющегося в своей вере неофитства. Какой материал номера, на Ваш взгляд, самый актуальный? Для меня наиболее актуальны два материала. Во-первых, я всегда с большим и проникновенным чувством читаю в «Фоме» о новомучениках. В частности, житие и мученическая кончина архиепископа Самарского Александра (Трапицына) (с. 46) были мне, к моему стыду, совершенно неизвестны. Во-вторых, мне навсегда запомнится замечательно остроумный рассказ епископа Пантелеимона (Шатова) (с. 4) о дубленках и сумбуре лихих 90-х — он достоин пера Николая Лескова! Актуальность этих материалов вот в чем. Создается впечатление, что со­временному светскому обществу или неинтересна тема новомучеников, или ее сознательно замалчивают. Недавно на канале «Культура» вышел пронзительный многосерийный фильм Феликса Разумовского о новомучениках российских. Но он не получил ни одного отзыва от телевизионных критиков! Кроме того, я замечаю тенденцию обеления советской власти и попытки вписать ее в общий контекст традиционной русской истории. Из-за этого все меньше говорится о жертвах, которые понес русский народ за десятилетия большевизма.

http://foma.ru/5-voprosov-o-yanvarskom-n...

В советские годы в этих зданиях располагались гаражи, мастерские и фабрики 18 октября. ПРАВМИР. Вологодские власти передали Русской Православной Церкви три храма, находившиеся ранее в областной собственности. В частности, Вологодская епархия получила храм Рождества Богородицы на Нижнем Долу на Пречистенской набережной, сообщает портал «Приходы». Церковь была построена в XVI веке вологодскими купцами. В этом году храм отметил столетие со дня последней архиерейской Божественной литургии. В торжествах по случаю храмового праздника тогда участвовали несколько вологодских священнослужителей, двое из них – епископ Вологодский и Тотемский Александр (Трапицын) и священник Николай Васильевич Замараев – канонизированы в сонме новомучеников и исповедников. В советское время церковь была закрыта, в здании работало зеркальное производство, затем была материально-техническая база Управления по транспортному освоению рек и ремонтно-механическая мастерская хлебопекарной промышленности. Кроме того, передана в собственность епархии и церковь Георгия Победоносца на Наволоке (ул. Гоголя, 1). Этот один из старейших в городе храмов, имевших в XVI веке самый богатый иконостас, хранил когда-то списки участников вологодской дружины Куликовской битвы. В советское время церковь была отдана под мебельное производство и сегодня нуждается в восстановлении. Третий храм — Антипы Пергамского на улице Чернышевского, возведенный в 1777 году, последние 70 лет помещение храма использовалось под складские, гаражные и авторемонтные мастерские. Ранее в этом году в собственность Вологодской епархии был передан историко-архитектурный ансамбль Спасо-Прилуцкого мужского монастыря, являющийся объектом культурного наследия федерального значения. Также было принято решение о передаче 13 объектов на территории Кирилло-Белозерского монастыря в пользование Вологодской епархии на четыреста девяносто лет, а церковь Кирилла Белозерского (придел Успенского собора) изъята из оперативного управления Кирилло-Белозерского музея и передана в безвозмездное пользование Кирилло-Белозерскому мужскому монастырю.

http://pravmir.ru/vologodskie-vlasti-otd...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010