«В течение 1919-1920 гг. было совершено по одним сведениям 57, по другим – 65 вскрытий мощей. Нередко вскрытия сопровождались кощунствами» . К примеру, мощи преподобного Феодосия Тотемского ходили по рукам всех желающих, а затем были выставлены на всеобщее обозрение в обнажённом виде. Таким способом безбожники «разоблачали обман» о нетленности мощей.      Священномученик Александр (Трапицын), в ту пору епископ Вологодский, разъяснял в письме местному губисполкому: «Наша Православная Церковь никогда не смотрела на мощи святых угодников Божиих как на непременно и совершенно целые нетленные тела, ибо это было бы не согласно со словом Божиим, по которому только один Богочеловек наш Иисус Христос не увидел тления… все же люди, в силу определения Божия «земля еси, и в землю отъидеши», должны подвергаться и подвергаются тлению…» . Подвергались тлению и мощи святителя Тихона. Однако эмоциональный «Протокол вскрытия мощей», произведённого в январе 1919 года, и фото-кинофиксацию этого события нельзя считать достоверными документами. Задонский краевед Морев категорически заявляет: «То, что в раке на момент вскрытия находился именно тот хлам, который был выставлен поутру на всеобщее обозрение – это может быть и должно быть опровергнуто» . А известная киносъёмка московского оператора Новицкого, якобы зафиксировавшего момент вскрытия мощей, и вовсе является «не слишком продуманной инсценировкой» . В протоколе указано, что мощи вскрывали в храме, а за спинами у собравшихся видны деревья. Словом, эта история не стала последней главой в истории почитания святителя Тихона. Его мощи по-прежнему оставались в Задонском монастыре, привлекали паломников и раздражали представителей советской власти. 20 июля 1920 года Совет Народных Комиссаров принял постановление «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе». Было решено повсеместно покончить с «культом мёртвых тел». Но в Задонске мощи святителя чудесным образом остались на своём месте. Уцелели они в ходе шумной кампании по изъятию церковных ценностей, затеянной властями в 1922 году под предлогом борьбы с голодом, а на деле превратившейся в очередное ограбление храмов. Тут уж большевиков интересовали не столько святые мощи, сколько привлекала внимание серебряная рака, устроенная к открытию мощей святого в 1861 году.

http://pravoslavie.ru/123369.html

«В течение 1919-1920 гг. было совершено по одним сведениям 57, по другим - 65 вскрытий мощей. Нередко вскрытия сопровождались К примеру, мощи преподобного Феодосия Тотемского ходили по рукам всех желающих, а затем были выставлены на всеобщее обозрение в обнажённом виде. Таким способом безбожники «разоблачали обман» о нетленности мощей. Священномученик Александр (Трапицын), в ту пору епископ Вологодский, разъяснял в письме местному губисполкому: «Наша Православная Церковь никогда не смотрела на мощи святых угодников Божиих как на непременно и совершенно целые нетленные тела, ибо это было бы не согласно со словом Божиим, по которому только один Богочеловек наш Иисус Христос не увидел тления... все же люди, в силу определения Божия «земля еси, и в землю отъидеши», должны подвергаться и подвергаются Подвергались тлению и мощи святителя Тихона. Однако эмоциональный «Протокол вскрытия мощей», произведённого в январе 1919 года, и фото-кинофиксацию этого события нельзя считать достоверными документами. Задонский краевед Морев категорически заявляет: «То, что в раке на момент вскрытия находился именно тот хлам, который был выставлен поутру на всеобщее обозрение - это может быть и должно быть А известная киносъёмка московского оператора Новицкого, якобы зафиксировавшего момент вскрытия мощей, и вовсе является «не слишком продуманной В протоколе указано, что мощи вскрывали в храме, а за спинами у собравшихся видны деревья. Словом, эта история не стала последней главой в истории почитания святителя Тихона. Его мощи по-прежнему оставались в Задонском монастыре, привлекали паломников и раздражали представителей советской власти. 20 июля 1920 года Совет Народных Комиссаров принял постановление «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе». Было решено повсеместно покончить с «культом мёртвых тел». Но в Задонске мощи святителя чудесным образом остались на своём месте. Уцелели они в ходе шумной кампании по изъятию церковных ценностей, затеянной властями в 1922 году под предлогом борьбы с голодом, а на деле превратившейся в очередное ограбление храмов. Тут уж большевиков интересовали не столько святые мощи, сколько привлекала внимание серебряная рака, устроенная к открытию мощей святого в 1861 году.

http://ruskline.ru/opp/2019/avgust/27/mo...

Получив напутственное благословение и увольнительный билет на проезд от Вятского Преосвященного владыки Сергия , я 25-го числа прошлого мая г.], после окончания экзаменов , выехал из Вятки. Сначала заехал к своим родителям, чтобы оставить на их попечение своего двухлетнего ребенка; а потом держал путь в Казань. Встретившись в Казани с А. Н., мы с ним уже вдвоем двинулись в дальнейший путь – в Москву (где, между прочим, купили по паломнической книжке Православного Палестинского общества), Киев и Одессу. В Одессе нам пришлось прожить в ожидании отбытия парохода четверо суток. Так как делать было здесь нечего, то все время мы употребляли на осмотр города и его достопримечательностей. Одесса Воздвигнутый сто лет тому назад на развалинах небольшого турецкого укрепления Хаджибея, город Одесса по благоустройству и богатству своему занимает одно из первенствующих мест среди городов Империи. С какой бы стороны вы ни въезжали в город – со стороны ли моря или по железной дороге, – Одесса производит на вас приятное впечатление. Широкие, по большей части ровные улицы, обильно обсаженные деревьями по обеим сторонам, иногда даже в два ряда с каждой стороны, прекрасные, всегда содержимые в чистоте и опрятности, гранитные мостовые, величественные и роскошные здания и щегольские магазины, постоянное движение экипажей и пешеходов – все это в совокупности представляет довольно изящную картину. Особенно красивы улицы Екатерининская, Ришельевская и Пушкинская; на Ришельевской улице находится грандиознейшее и самое лучшее по архитектуре здание города – городской театр. Как город новый, Одесса не имеет памятников отдаленной древности. Все достопримечательности Одессы состоят в сооружениях новейшего времени. Из них особенного внимания заслуживает, во-первых, грандиознейшая гигантская лестница, ведущая к морю с Николаевского бульвара. Взглянуть на эту широчайшую лестницу и по ней спуститься вниз или подняться вверх считает своей обязанностью всякий путешественник. Об этой лестнице упоминается в любом учебнике географии. Лестница вся гранитная и состоит из двухсот ступенек с десятью широкими площадками. Внизу лестницы находится небольшая церковь свт. Николая, известная под названием Приморской. Вверху же лестницы, на горе, помещен памятник дюку де Ришелье, отлитый из бронзы и представляющий Ришелье в римской тоге с непокрытой головой; правая рука его протянута к морю, в левой он держит свиток. Памятник воздвигнут в 1828 году; на нем имеются следующие надписи: «Герцогу Еммануилу, управлявшему с 1803 по 1814 год Новороссийским краем и положившему основание и благосостояние Одессы. Благодарные к незабвенным его трудам жители всех сословий сего города и губерний Екатеринославской, Херсонской и Таврической воздвигли памятник сей в 1826 году. При новороссийском генерал-губернаторе графе Воронцове».

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

Нельзя не учитывать и тот факт, что публике официальные источники доносили информацию в искаженном виде. Широким кругам было неизвестно, что Патриарх Тихон всего лишь передал лидерам раскола право регистрации входящих документов до прибытия в Москву Место­блюстителя митрополита Агафангела (Преображенского). Сами раскольники громогласно заявляли, что получили от Святейшего всю полноту власти, представляли себя радетелями за Церковь и обещали созвать Поместный Спустя год святитель Тихон вышел на свободу, и началось возвращение в Церковь заблудших. Факт их временного отпадения после принесения покаяния был покрыт любовью. Многие затем засвидетельствовали верность Церкви ревностным служением, исповедничеством и мученичеством, некоторые из покаявшихся причислены к лику святых — ­священномученики Александр (Трапицын), Анатолий (Грисюк), Антоний (Панкеев), Иаков (Маскаев). Было принято и публичное покаяние митрополита Сергия, тем более что его общение с обновленцами оставалось формальным и за своего они его так и не признали. В тяжелые месяцы заключения Патриарха Тихона митрополит Сергий оставался для раскольников ненадежным и даже «опальным». Последующие два года мит­рополит Сергий сумел показать, что покаяние его было искренним и с обновленцами он распрощался навсегда. Неслучайно Патриарший Местоблюститель священномученик Петр (Полянский), не исключая свой арест, назначил своим заместителем именно митрополита Сергия. В декабре 1925 года священномученик Петр был заключен под стражу, начался период его скитания по тюрьмам, закончившийся расстрелом 10 октября 1937 года. Конец 1925 года стал для митрополита Сергия началом нового жизненного этапа. Фактически с этого времени, кроме нескольких тюремных месяцев конца 1926 — начала 1927 года, будущий Патриарх был бессменным главой Российской Церкви. 1926 год был отмечен борьбой с новым расколом — григорианским, а также попытками Церкви нормализовать отношения с государственной властью. В 1926 году митрополит Сергий подготовил проект своей «Декларации».

http://patriarchia.ru/db/text/5468664.ht...

После 1917 г. в Муроме были закрыты и разрушены мн. храмы (особенно с 1922 по 1940), в т. ч. Богородице-Рождественский кафедральный собор, Николо-Можайский и Николо-Зарядский, Иоанно-Предтеченский, Христорождественский храмы и мн. др. В Муроме проходили кампании по вскрытию св. мощей благоверных князей Константина, Михаила и Феодора (1919), благоверных кн. Петра и кнг. Февронии (1923), прав. Иулиании Лазаревской (1930), к-рые передавались в Муромский музей. Святыни были возвращены РПЦ в 1989 г. в рамках празднования 1000-летия Крещения Руси . К нач. 1935 г. в Муроме действовали 8 приходских храмов, монастыри к этому времени были закрыты. С М. и В. е. связаны жизнь и служение новомучеников Российских архиеп. сщмч. Александра (Трапицына) , еп. сщмч. Германа (Ряшенцева) , прот. сщмч. Иоанна Тихомирова , свящ. сщмч. Константина Твердислова и др. С 1943 г. в Муроме как приходский действовал Благовещенский собор закрытого Благовещенского муж. мон-ря. Около него собралась община дивеевских сестер во главе с последней игуменией Серафимова Дивеевского во имя Святой Троицы женского монастыря Александрой (Траковской). В 1970-1979 гг. в пределах совр. епархии существовал 51 приход. С 1990 г. начался этап возрождения церковной жизни в Муроме и районе. В 1991 г. Владимирской епархии был передан Троицкий жен. мон-рь, в том же году вновь открыт Благовещенский муж. мон-рь, в 1995 г. началось возрождение Спасо-Преображенского муж. мон-ря; в 1998 г. возобновлен Воскресенский жен. мон-рь, открываются и приходские храмы города. С 2008 г. Муром становится центром празднования Дня семьи, любви и верности, приуроченного к дню памяти благоверных кн. Петра и кнг. Февронии. В 2012 г. было образовано Муромское вик-ство, с 16 июля 2013 г. Муром стал центром новообразованной епархии. К моменту образования М. и В. е. на ее территории существовало 9 мон-рей (4 мужских, 5 женских), 2 архиерейских жен. подворья, 65 приходов, в составе духовенства было 59 священников и 3 диакона. Святыни и крестные ходы

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Еще одним важным центром оппозиции стало Центральное Черноземье. Ее лидером здесь стал епископ Козловский Алексий (Буй), временно управлявший Воронежской епархией. По его имени местная оппозиция стала именоваться “буевской”. Мощным оппозиционным движением было охвачено практически все Поволжье. В Кировской области возникла и получила широкое распространение “викторовская” (или “викториан­ская”) оппозиция, которую воглавил епископ Ижевский Виктор (Островидов). Оппозиционеры центрального Поволжья находились под духовным руководством епископа Яранского Нектария (Трезвинского), викария Вятской епархии, поддерживавшего тесную связь с епископом Виктором (Островидовым) и его паствой. Последователи епископа Нектария оставались здесь и в 40-е гг. и были известны под именем “нектарцев”. Несколько особняком по отношению к упомянутым группам поволжской оппозиции стояла Уфимская епархия, также заявившая о своем церковном самоуправлении. Оппозиционные епархии существовали короткое время и на востоке Украины (Харьковская и Сумская епархии), в Самаре и Ярославле. В Киеве, Москве, Одессе и других крупных городах не было оппозиционных епархий, но здесь были оппозиционные приходы, группировавшиеся вокруг авторитетных и ярких священников, примкнувших к оппозиции: например, протоиереев Валентина Свенцицкого и Сергия Голощапова в Москве или отца Анатолия Жураковского в Киеве и др. Вообще роль епископов и авторитетных пастырей в формировании оппозиции была ключевой. Недаром мощные оппозиционные движения возникли и продолжали существовать в 40-е гг. как раз на месте бывших оппозиционных епархий. Характерный пример важной роли епископата можно найти в церковной истории Самарской епархии. Первоначально, в самом начале 1928 г. епархия, возглавляемая оппозиционным епископом Сергием (Никольским), практически полностью ушла в оппозицию. В самой Самаре только два из более чем десяти приходов оставались лояльны митрополиту Сергию. Однако после того, как епархию возглавил убежденный сторонник его линии архиепископ Александр (Трапицын), во всей Самарской епархии к концу 1928 г. осталось лишь четыре “непоминающих” прихода 8 .

http://pravmir.ru/tserkovnaya-oppozitsiy...

Н. заботился о Владимирской ДС, ежегодно выделял крупные пособия Об-ву вспомоществования нуждающимся воспитанникам семинарии. В кругу наставников и учеников вспоминал юношеские годы, делился богатым педагогическим опытом, делал указания методологического свойства по содержанию преподаваемых дисциплин. Проявлял сердечность и участливость к преподавателям и учащимся. Брал на себя ответственность за тех, кто оказались в сложной ситуации. Особенно трудным для Н. был нояб. 1912 г., когда волнения в семинарии переросли в открытые выступления против начальства ( Богословский. 1914. С. 579). Ректором Владимирской ДС в 1905-1911 гг. был прот. И. В. Соболев, одноклассник Н. по семинарии и однокурсник по СПбДА. В 1908 г. Владимирскую семинарию окончил Сергей Сахаров (впосл. епископ Ковровский священноисп. Афанасий ), в 1911 г.- А. И. Иванов (впосл. профессор Ленинградской ДА, доктор церковной истории). Особое участие Н. принимал в постройке в 1913 г. здания епархиального жен. училища; являлся председателем братства блгв. кн. Александра Невского. Внимательно следил за содержанием статей «Владимирских епархиальных ведомостей», редактором к-рых состоял учитель семинарии по библейской и церковной истории Н. В. Малицкий (впосл. профессор СПбДА). Н. освятил много храмов в епархии, в т. ч. 2 июня 1907 г.- главный престол Введенского собора в ивановском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыре , 19 июля 1910 г.- Успенскую ц. в с. Петушки Покровского у. 1 авг. 1913 г. Н. рукоположил во диакона, а 6 авг.- во священника С. Н. Фестинатова (впосл. архиепископ Владимирский и Суздальский Онисим ). 21 июня 1909 г. во Владимире Н. принимал воспитанников СПбДС, совершавших паломничество-экскурсию с ректором сщмч. Вениамином (Казанским) : давал им объяснения при осмотре Успенского собора, вечером провел с ними пастырскую беседу. Викариями Н. на Владимирской кафедре были епископы сщмч. Александр (Трапицын) , Евгений (Мерцалов) , Митрофан (Загорский; † 1919). Н. вызывался в Синод в 1901-1902, 1904, 1906 гг.

http://pravenc.ru/text/2565994.html

Светилен, глас 3: Приими, о Троице покланяемая, новаго мученика Александра, его же приводит к Тебе род безбожный, яко жертву совершенную, яко благоуханный цвет, яко благовонный фимиам, яко миро многоценное и даруй нам и граду Самаре избавитися от всех напастей и просветитися светом истины. Слава и ныне: Марие Богоневестная, христианом Предстательнице, Ангелом же Царице и всем святым Первостоятельнице, не престай молящи Господа о православно воспевающих Тя. На хвалитех стихиры, глас 4: Терпел еси гонение от неверных, радовался еси воздаянием, яже уготова Бог любящим Его. Сего ради, священномучениче, ветхаго совлеклся еси человека, ветхаго же искоренив идола безбожия, благодатию мучений своих освятил еси град Самару, и в нем яко солнце незаходимое возсиял еси. Сего ради молим тя, отче Александре: моли Христа Бога спастися душам нашим. Терпел еси от безбожных гонения, и радовался еси от Владыки Христа воздаянием, и к злобствующим вопиял еси: нужно страдание, но радостно возмездие, многи скорби, но сладок рай и сего ради многи оставльша раскол, к тебе притекаху, глаголюще: моли Христа Бога, отче Александре, да твоими молитвами спасет души наша. Терпя мучения кровавыя, одежду священства своего, святителю Александре, светло украсил еси, и в Небесную Церковь введен бысть, и со Ангелы всегда Богу предстоя, мудре, и ныне моли даровати мир душам нашим. Слава, глас 8: Самарскому граду вся волжская страна спразднует днесь, в память честнаго сего архиерея, ибо концы земнии восплещуще веселятся нынешним торжеством священномученика. Тем же и мы песньми, яко цветы, венцы сплетше, возопиим: радуйся пастырю добрый, иже душу положи за овцы своя, молимся тебе, богоносне отче Александре, молися стадо свое от безбожных волков избавити и небесныя ограды с тобою сподобитися. И ныне: Владычице, приими молитвы раб Твоих, и избави нас от всякия нужды и печали. Великое славословие и отпуст. Источник: сайт храма новомучеников и исповедников Российских в Строгино Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

—281— 6) Для студентов всех курсов назначить по одной проповеди и требовать, чтобы они представляли их не позднее 7-ми дней до произнесения. 7) О назначении сочинений сообщить наставникам Академии и объявить студентам. На сём журнале резолюция Его Высокопреосвященства: „1904 г. Сент. 28. По ст. VI. Действительные студенты Академии Владимир Цветков и Василий Трапицын утверждаются в степени кандидата богословия с предоставлением Цветкову права при соискании степени магистра не держать новых устных испытаний. По ст. VIII. Иеромонах Угличского монастыря Пётр, окончивший курс гимназии Андрей Попов и дворянин Александр Бочкарев допускаются к слушанию академических лекций без права на соискание академических степеней. Прочее утверждается“. 23 сентября 1904 года Присутствовали, под председательством Ректора Академии Евдокима, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии Архимандрит Иосиф и члены Совета Академии, кроме профессоров: В. Ключевского , С. Глаголева , А. Спасского и Μ. Тареева. Слушали: Предложение Ректора Академии Евдокима, Епископа Волоколамского: „По случаю имеющего быть 1 октября сего года торжественного акта в Академии честь имею предложить Совету Академии войти в рассуждение об избрании лиц, известных покровительством духовному просвещению или прославившихся своими заслугами церкви и учёными трудами, – в звание почётных членов Академии“. Справка: 1) По § 9 устава духовных академий „Академия имеет право избирать в звание своих почётных членов на основании устава“. 2) По § 81 лит. б п. 3 того же устава „избрание в звание почётных членов Академии“ значится в числе дел Совета Академии, представляемых, через Епархиального Преосвященного, на утверждение Святейшего Синода. Определили: Избрать и просить ходатайства Его Вы- —282— сокопреосвященства пред Святейшим Синодом об утверждении в звании почётных членов Академии: 1) Преосвященного Арсения, Епископа Псковского и Порховского, – во уважение его долголетнего служения воспитанию и просвещению духовного юношества, особенно в Московской Духовной Академии, и многочисленных учёных трудов по разнообразным церковным вопросам, преимущественно же по истории православной Румынской церкви;

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При входе в св. Софию сначала видишь притвор, из которого в сам храм ведут пять медных дверей больших размеров с отлитыми изображениями четвероконечных крестов и надписями I. N. B. I.  Над главными входными дверями – огромной величины медный карниз; по преданию, в этом карнизе погребена дочь императора Иустиниана. Под карнизом, над самыми дверями, сделано небольшое медное изображение Духа Святого в виде голубя, парящего над раскрытым Евангелием с начертанными в нем священными словами. Входя в этот святой, некогда бывший православно-христианским храм, каждый благочестивый русский поклонник, для которого сей храм имеет еще то важное значение, что отсюда воссиял для нашего отечества первый луч Христовой веры, обнажает свою голову, хотя этого турки и не требуют, и невольно делает крестное знамение. Каждого входящего храм поражает своим величием и красотою . Он имеет форму равноконечного креста и покрыт обширным плоским куполом, имеющим в поперечнике до пятнадцати сажен и освещенным тридцатью двумя окнами; купол утверждается на четырех столбах, стоящих на равных расстояниях один от другого и соединенных между собой арками. Для придания куполу большей устойчивости с наружной стороны храма приставлены к столбам контрфорсы . Христос Пантократор. Фрагмент мозаики храма св. Софии С восточной и западной сторон к главному куполу присоединены полукуполы. Внутри храма с трех его сторон идут обширные хоры с роскошными перилами; вход на хоры из боковой паперти. В храме насчитывается до ста колонн (40 внизу и 60 на хорах) из драгоценных цветных пород мрамора, с прелестной резьбой; колонны придают св. Софии богатый и изящный вид. Стены храма покрыты мрамором и яшмой, а потолок во многих местах украшен роскошными мозаиками, причем на потолке встречаются изображения четвероконечных крестов. Обратив св. Софию в мечеть, турки старались стереть или замазать в ней всю христианскую живопись. Немало им удалось уничтожить, но многие священные изображения, несмотря на все старания замазать их, и по сие время видны из-под извести. Так, например, в арке над прежним алтарем ясно виден, в особенности с хор, лик Христа Спасителя, благословляющего народ; в северной части храма под хорами также ясно виден контур изображения Богоматери, сидящей на троне, с подле стоящим Спасителем; наконец, под кольцеобразным поясом купола на парусах совсем почти открыты четыре мозаичных шестикрылых Серафима.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010