Перевоплощеше Христа новохлысты отрицают, душепереселение же признают. Нравственное учение новыхлыстов заключается в следующих заповедях: не убивай делом и словом, не кради, не суди, не завидуй, оказывай помощь каждому, если только это принесет ему пользу, трудись и не гордись, просвещай других словом, т. е. пропагандируй учение своей секты. В пищу можно употреблять только растительное и молочное, а мяса и яиц нельзя, потому что в мясе кровь затемняет ту невидимую бессмертную плоть в каждом сектанте, в которой пребывает разумный дух его, а в яйце заключается (потенциально) не только мясо будущего цыпленка, но и все насекомые, гады, все нечистое, так как курица кроме зелени ест насекомых, червяков, гадов, копается в навозе и т. п. В богослужебном культе новохлысты совершенно сходны с хлыстами. 120 з) Хлысты Киселевского толка. Хлысты-киселевцы первоначально назывались «иоаннитами», по имени прот. Иоанна Ильича Сергиева Кронштадтского, которого боготворят, но в 1912 г., определением Св. Синода от 13–21 апреля, им усвоено настоящее название, по имени главной основательницы секты, мещанки Матрены (Порфирии) Ивановой Киселевой. Зачатки Киселевскаго толка, как можно предполагать на основании некоторых данных, появились еще в 80-х гг. XIX ст., когда вокруг высокой и светлой личности о. Иоанна стали собираться темные личности с хлыстовской настроенностью. Официально же он стал известен с 90-х гг. того же столетия. Первыми вдохновителями или вожаками его были: «старец» Назарий, крестьянин Новгород. губ., и Петроградский мещанин Михаил Иванов Петров. Что же касается Порфирии Киселевой, то она сначала была лишь одной из прислужниц «старца» Назария, исполнявшей его поручения по раздаче милостыни, но потом заняла одно из первых мест в секте и слыла в народе «богородицей». В иоаннитских брошюрах она восхваляется как «дева чистая, непорочная, которая ложа баззаконого не познала, мудро и законно подвизалась», как «дщерь Царя небесного», светлая, премудрая личность», «великая праведница, добрых святых дел которой не описать на бумаге чернилами» и т. п. В действительности же это была необразованная, но ловкая женщина, умевшая выходить чистой из всех грязных историй и даже пользовавшаяся расположением и защитой о. Иоанна Кронштадского. В 1896 г. в числе главарей секты стал крестьянин Василий Федоров Пустошкин.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Пигин А. В. Всероссийская научная конференция «Святые и святыни Обонежья» 2–4 сентября 2013 г. в деревне Варишпельда Пудожского района Республики Карелия на Водлозере состоялась Всероссийская научная конференция «Святые и святыни Обонежья» («Водлозерские чтения—2013»), посвященная 380-летию со дня преставления прп. Диодора Юрьегорского († 1633 г.; день памяти — 27 ноября (10 декабря)), основателя Троицкого монастыря в Водлозерье. Конференция была организована Национальным парком «Водлозерский» совместно с Петрозаводским государственным университетом (ПетрГУ) и приходом святого преподобного Диодора Юрьегорского на Водлозере. Она проводилась в рамках научного проекта Водлозерского парка «Святые и святыни Русского Севера» (руководитель А. В. Пигин) и Программы стратегического развития ПетрГУ на 2012–2016 гг. (проект А. М. Пашкова). Конференция носила междисциплинарный характер, в ее работе приняли участие историки, филологи, искусствоведы, архитекторы, археологи, музыковеды и этнографы из разных научных центров Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Архангельска, Мурманска, Сыктывкара, Новосибирска, Краснодара, а также из Финляндии. Всего на конференции прозвучало 23 доклада. Конференцию открыла директор Водлозерского парка А. Ю. Гудым, с приветственным словом к докладчикам обратился настоятель прихода прп. Диодора Юрьегорского на Водлозере иерей Олег Червяков. Первое заседание конференции было целиком посвящено прп. Диодору Юрьегорскому и истории созданного им монастыря. О. В. Панченко (Санкт-Петербург) в своем докладе изложил основные результаты предпринятого им текстологического изучения Жития прп. Диодора, написанного неизвестным автором в середине XVII в. Докладчик установил ряд новых ранних редакций Жития, появление которых было связано с развитием культа святого, и доказал первичность текста Жития по отношению к Повестям о соловецких пустынножителях Андрее и Дамиане.

http://sedmitza.ru/lib/text/4261420/

Ты объясняешь о прежнем своем духовном настроении, что ты относилась к Христу, как к другу, объясняя Ему свои нужды. Но такое настроение духа лютеранское, а не православное и не смиренное, а высокое. Православное же отношение к Господу должно быть самое смиренное. Святой Исаак Сирин пишет, что «мы должны к Господу припадать в таком смирении, считая себя за земляных червяков и подобно им ползающих, и произносить молитву к Господу в детской простоте, как лепечущие дети, а не с высокомудрием». Ты жалуешься на мрак душевный. На это отвечаю тебе словами преподобного Макария Египетского, который говорит, что тело человеческое создано из земли; а для земли, чтобы она произращала плоды, потребны не одна весна и лето, а также осень и зима, и еще не всегда ясная погода, а потребен и дождь, попеременно. Если бы всегда была жаркая погода, тогда бы все погорело; если бы всегда был дождь, тогда бы все попрело. Также потребны не только сильные ветры, но, по временам, и… бури, чтобы проносили гнилые и заразительные застои воздуха в гнилых местах. Подобные потрясения потребны для человека-христианина, носящего земляное тело, с которым связана его бессмертная душа. Без таких потрясений христианин не только не может приносить духовных плодов, но может погибнуть от возношения, что и случилось с падшими ангелами. Итак, лучше будем смиряться при наших немощах и неисправности нашей, прося помилования от Господа единым Его милосердием. Борьба с помыслами Описываешь ты, какие с тобою были вражеские искушения: сперва тоска и страх; потом скорбь до исступления ума, что не застала брата; потом помысл высокоумия, что достигла меры бесстрастия: потом опять несытая любовь к родным и опять помысл высокоумия с самонадеянностью, что без помощи Божией, своей силой, ты можешь устоять; а когда с омерзением отвергла этот помысл, то тут же услышала вражескую похвалу, то есть помысл горделивый и тщеславный стал внушать, что ты уподобилась уже святым. После этого чувствовала какой-то покой, и хотя тайный голос предупреждал тебя, что под этой тишиной кроется обольщение вражие; но тебе все сильнее стало казаться, что ты пришла в меру совершенства и что естество души твоей так бело, как снег; а когда вспомнила, что, по слову Петра Дамаскина, душа, приходящая в преспеяние, видит свои грехи, как песок морской, и когда в недоумении стала молиться Господу и Царице Небесной, чтобы вразумили тебя, какая это сила действует в тебе, то и увидела, что эта сила — в виде валявшегося на аналое безобразного растрепанного мужика.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Именно человеческая природа воипостазируется вторым лицом Троицы, обеспечивая средство нашего обожения 2690 . А о хлебе и вине, пусть даже сугубо «освященных», подобного сказать ни в коем случае нельзя! Даже в перспективе обожения всего творения, когда, по слову апостола Павла, Бог будет «всяческая во всех», мы должны различать обожение всего творения «по благодати», «по энергии» от обожения посредством ипостасного соединения. В противном случае мы придем к ложному утверждению о конечном ипостасном соединении с Логосом всего творения, включая одушевленную и неодушевленную природу: улиток, червяков, камней, песка и т. п.! Очевидно, что православное богословие, держась различения (но не разделения) в Боге трех ипостасей от единой сущности и единой сущности – от нетварных энергий, должно также отличать природу тварную, которая может быть и была введена в лично-ипостасное бытие, от природы, которая в принципе не может существовать в Божественной или человеческой ипостаси. Очевидно, что никогда бездушная природа не будет сама по себе включена в ипостасное бытие ни человеческих личностей, ни, тем более, Божественных лиц. Принятие подобного умозрения означало бы отход от христианского мировоззрения к фактически пантеистическому. А именно к такому пантеистическому мнению об обожении всего творения приходят современные сторонники неадекватного использования термина «νυπστατον». И хотя они и ссылаются на авторитетных православных богословов, пользовавшихся производным от «νυπστατον» термином – «воипостазировать» в контексте евхаристологии 2691 , но, однако, понимают его по-своему. Согласно сторонникам нового евхаристологического направления, «евхаристический Хлеб, будучи соединен с Божеством, не утрачивает своей природы, но обретает новое начало существования, становится Хлебом Небесным, Телом Самого Бога» 2692 , а также: «святые Дары, халкидонски воспринимаемые Богом Словом в то же самое единство с собой, как и плоть от Девы Марии, изменяют не свою материальную сущность, а характер своего существования в этом мире» 2693 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

СПб., 18622; он же. Ист. описание Белёвского девичьего Крестовоздвиженского третьекл. мон-ря. СПб., 1863; он же. Ист. описание Борисовской Тихвинской девичьей пуст. М., 1872; [Погодин] М. П. Ист. описание Козельской Оптиной пуст. и состоящего при ней скита//Москвитянин. 1848. Ч. 2. 4. Отд. 2. С. 137; Червяков А. Д. Собр. Оптиной Введенской пуст.: Ф. 214//Рукописные собр. ГБЛ: Указ. М., 1986. Т. 1. Вып. 2. С. 272-287; Леонтьев К. Н. Отец Климент Зедергольм, иером. Оптиной пуст. М., 1997; Четвериков С., прот. Правда христианства. М., 1998; Котельников В. А. Старец Леонид и возникновение старчества в Оптиной пуст.//ЦиВр. 2002. 4(21). С. 156-165; Каширина В. В. Лит. наследие Оптиной пуст. М., 2006; она же. Эпистолярное наследие оптинского старца Льва (Наголкина) в РГБ//Отеч. арх. 2006. 5. С. 48-55; она же. Основатель оптинского старчества и его келейная б-ка//Библиотековедение. 2007. 1. С. 70-74; она же. Свт. Игнатий (Брянчанинов): Житие схим. Феодора: (Ранняя ред.)// Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собр. творений. М., 2007. Т. 8. С. 633-650; она же. Эпизод о златнице в Житии прп. Льва Оптинского и в романе Ф. М. Достоевского «Бесы»//Духовная традиция в рус. лит-ре: Сб. науч. ст. Ижевск, 2009. С. 128-137; Запальский Г. М. Оптина пуст. и ее воспитанники в 1825-1917 гг. М., 2009; Захарченко С. О. Адресаты оптинского старца Льва: опыт атрибуции писем//Отеч. арх. 2013. 4. С. 48-52; она же. Библейские метафоры в письмах Льва Оптинского//Евангельский текст в рус. лит-ре XVIII-XX вв.: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: Сб. науч. тр./Сост.: В. Н. Захаров. Петрозаводск; М., 2014. Вып. 9. С. 371-379; Концевич И. М. Оптина пуст. и ее время. Козельск, 2013. В. В. Каширина Иконография Сохранились описания облика Л., содержащие наиболее характерные черты, запечатленные в его изображениях. Так, настоятель Николо-Угрешского мон-ря архим. Пимен (Мясников), живший в Оптиной пуст. в 1833 г. и лично знавший преподобного, вспоминал: «Отец Леонид был ростом выше среднего, довольно полный, лицо имел круглое, взгляд быстрый и проницательный, бороду небольшую, седую и волосы густые, длинные, спускавшиеся на плечи» (Воспоминания архим.

http://pravenc.ru/text/2463231.html

– А что потом? – Потом птенчики, научившись летать и добывать пищу (мух, комаров, червяков, разные лесные ягоды или орешки), покидают родное гнездо. К тому времени, когда становится холодно и все птицы обычно улетают в теплые края, и эти молодые птички уже могут лететь далеко, вместе со всеми. Ты, конечно, хочешь спросить, как складываются их отношения с родителями? Да никак. Никаких отношений нет. Чужие друг другу птицы – и все тут. – Папа, а про курочек расскажи! – Что про них рассказывать? Это те же птицы, только гнездо у них не на дереве, а на земле, и супружеских пар – отдельных «семей» – обычно нет, а один отец-петух на целый курятник. – А про кошек? Но папа решил, что на сегодня, пожалуй, хватит: дай Бог, чтобы ребенок усвоил уже услышанное. Поэтому он сказал: – О кошках и других подобных им животных поговорим в другой раз. Пойдем-ка к дому, а то мама начнет волноваться. Теперь ты мне что-нибудь расскажи. Расскажи, как ты жил, чем занимался эти четыре дня, пока мы не виделись. Беседа 4 …Воскресный завтрак. – Чем похожи и не похожи люди и животные. – Холоднокровные и теплокровные животные. – Из какого яйца появляются млекопитающие. – Детеныш животного не сразу становится самостоятельным. – Чем сложнее организм, тем дольше он развивается и зависит от родителей.  – Расскажи теперь про животных, – просил Андрюша, держась за папину руку, когда они всей семьей возвращались с ранней Литургии. (Церковь находилась в десяти минутах ходьбы от дома.) – Нет-нет, – запротестовала мама. – Вот придем домой, позавтракаем, а потом говорите хоть до обеда. Папа поддержал ее: – Это же наши с тобой мужские разговоры. Маме может быть неинтересно… Расскажи-ка нам лучше, перед какими иконами ты сегодня свечки поставил?.. …Андрюша любил воскресные завтраки. Во-первых, потому, что все были дома и никто никуда не торопился. Во-вторых, за столом не было никаких прозаических каш, запеканок, омлетов – были пироги с разной начинкой. Обычно мама пекла их накануне. И наконец, за этими особенными, праздничными завтраками папа всегда рассказывал что-нибудь интересное и поучительное. Вот и сегодня, похваливая пирожки, он озадачил маму странным вопросом:

http://azbyka.ru/deti/chto-neobhodimo-zn...

В 1977 году комплексная бригада Н.И Шепелёва в составе В.С. Ахтырко, А.Б. Виноградов, А.А. Горячев, Л.А. Жерновков, Н.П. Кривошапов, К.В. Ломакин, И.Г. Савин, восстановив лопатки с внутренней аркадой северной стены ограды, приступила к реставрации церкви Троицы, освобождённой незадолго от склада гражданской обороны. Предполагалось по следам срубленного декора, архивным и иконографическим материалам восстановить первоначальный облик здания. В процессе восстановления декора порталов и окон, карнизов, пилястр и колонок на них по сохранившимся с XYIII века потёкам, разбрызганным каплям краски, художник А.Д. Червяков выполнил проект полихромной окраски храма. Полностью проект реализован только в 1999-м году насельницами монастыря. Впервые на коломенском объекте реставраторы восстановили снесённое в годы повального атеизма завершение – барабан, главу и крест. Ранее вместо креста по идеологическим соображениям, не считаясь с требованиями архитекторов-реставраторов о восстановлении исторического облика, ставили обычный лом. Восстановление фасадов потребовало большого количества профилированного кирпича – валиков, валов, баз, креповок и т.д. В то время кирпич тесали вручную, и реставраторам приходилось изобретать специальный инструмент, подбирая опытным путём угол заточки режущей кромки. В ходе работ пришлось разобрать западную паперть, пристроенную в XIX веке и не вписывающуюся в концепцию восстановления здания в первоначальных формах. Определённые трудности возникли при реставрации интерьеров апсиды, четверика и трапезной. В многочисленных поздних перекладках с трудом читались следы древних ниш, но благодаря опыту архитекторов и реставраторов их удалось восстановить. Неоценимую помощь реставраторам оказывали шефы – предприятия Коломны. За монастырём решением исполкома был закреплён завод тяжёлого станкостроения. Шефская помощь заключалась в предоставлении транспорта, стройматериалов, планировки территории, вывозе строительного мусора. Особенно ярко проходили Ленинские субботники, возглавляемые инженером Л. Силиной. Для расширения фронта работ и улучшения условий проживания из зданий монастыря постепенно отселяли жителей. К 1982 году был выселен архиерейский корпус, и сразу к обмерным и исследовательским работам приступили архитекторы К.В. Ломакин и В.А. Мозжеров. Для этого пришлось освободить помещения от поздних перегородок, полов, сбить штукатурку, удалить засыпку пазух сводов. При производстве работ в строительном мусоре удалось обнаружить многочисленные фрагменты изразцов XYII–XIX веков. После склейки и зарисовки реставраторы передали их в Коломенский краеведческий музей.

http://sobory.ru/article/?object=01134

Именно человеческая природа воипостазируется вторым лицом Троицы, обеспечивая средство нашего обожения 83 . А о хлебе и вине, пусть даже сугубо «освященных», подобного сказать ни в коем случае нельзя! Даже в перспективе обожения всего творения, когда, по слову апостола Павла, Бог будет «всяческая во всех», мы должны различать обожение всего творения «по благодати», «по энергии» от обожения посредством ипостасного соединения. В противном случае мы придем к ложному утверждению о конечном ипостасном соединении с Логосом всего творения, включая одушевленную и неодушевленную природу: улиток, червяков, камней, песка и т. п.! Очевидно, что православное богословие, держась различения (но не разделения) в Боге трех ипостасей от единой сущности и единой сущности – от нетварных энергий, должно также отличать природу тварную, которая может быть и была введена в лично-ипостасное бытие, от природы, которая в принципе не может существовать в Божественной или человеческой ипостаси. Очевидно, что никогда бездушная природа не будет сама по себе включена в ипостасное бытие ни человеческих личностей, ни, тем более, Божественных лиц. Принятие подобного умозрения означало бы отход от христианского мировоззрения к фактически пантеистическому. А именно к такому пантеистическому мнению об обожении всего творения приходят современные сторонники неадекватного использования термина «ejnupovstaton». И хотя они и ссылаются на авторитетных православных богословов, пользовавшихся производным от «ejnupovstaton» термином – «воипостазировать» в контексте евхаристологии 84 , но, однако, понимают его по-своему. Мы находим у сторонников подобных интерпретаций буквально следующие высказывания: «Плоть Бога Слова умножается, охватывая постепенно все тварное бытие» 85 !!! И это естественный вывод, до которого не может не дойти последовательная богословская мысль, сбившаяся с верного пути, в момент, когда она восприняла мнение о возможности буквального воипостазирования, «восприятия хлеба и вина в ипостась Бога Слова» без изменения их сущности.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Первый — пример маленькой девочки, которая была приведена раз к Причастию. Она была страхом общежития, в котором она воспитывалась, своей неспокойностью, непослушанием, в ней ничего не было мистического, потустороннего — она действительно была дитя плоти. И вот, этот ребенок приводится в церковь, приобщается Святых Тайн, стоит около своей учительницы, и вдруг тянет ее за руку и говорит: “Я не знаю, что со мной делается, я люблю всех, я всех люблю, даже самых гадких мальчишек уличных, и червяков... " — т.е. то, что для нее являлось пределом ужаса и отвратительности. Здесь случилось что-то вне душевности этого ребенка, это не был психологический процесс, это было нечто случившееся с этим ребенком через телесное приобщение Тела и Крови Христовых, которое она вдруг душевно, психологически обнаружила и по-детски, но как правдиво, искренне выразила. Другой пример — человек, которого я знал очень хорошо, выдающийся, творческий художник, попал в сумасшедший дом. В течение некоторого времени он подвергался лечению, и когда он вернулся к сознанию, мы с удивлением увидели, что этот человек, оторванный от нас в течение почти года, созрел духовно. Под кровом душевной помраченности, потемнения рассудка и сознания шла какая-то внутренняя жизнь. Он вырос, он не уничтожился. И последний пример, который мне хочется дать, это пример одной женщины еврейки. Она долго колебалась, принимать или не принимать христианство. Христа она любила, в учение Его верила, и, однако, многое ее останавливало, многое казалось недоуменным. Были вопросы у нее неразрешимые. Она обратилась ко мне в случайном разговоре с вопросом, что ей делать, потому что она знала, что я верующий и не так давно обрел свою веру. И я ей сказал, что пока она не сделает решительного шага и не примет то, что Бог готов ей дать в таинстве Крещения, она не разрешит своих вопросов; также как человек не может понять сначала красоту картины или музыкального произведения, а затем его слушать с наслаждением — надо сначала пережить, а только потом сознанием охватить. Она поверила моему слову и после Крещения, когда я ее встретил вновь, она мне сказала: “Вы были правы; вопросы не исчезли, но для меня они уже не неразрешимые проблемы, а глубины, которые передо мной разверзаются, и к которым я иду с радостью, в надежде, что я познаю новое и новое”. Тут тоже таинство, т.е. воздействие материи на материю, коснулось духа и отразилось в душевности, которая последней восприняла и пережила случившееся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=705...

Нефедов Геннадий, протоиерей. О деятельности Московской городской учительской семинарии//Московская городская учительская семинария. 1997. Научный сборник/Сост. А.Д. Червяков. М.: Фонд единства православных народов, 1997. С. 17-24. Нефедов Геннадий, протоиерей. Таинства и обряды Православной Церкви. М.: Паломник, 1999. Нефедов Геннадий, протоиерей. Духовно-нравственная роль семьи в современном обществе//Московская регентско-певческая семинария. 1998-1999. Наука. История. Образование. Практика музыкального оформления богослужения: Сборник статей, воспоминаний, архивных документов. М.: Святитель Киприан, 2000. С. 10-16. Нефедов Геннадий, протоиерей. Принципы богослужебного пения и их воспитательное значение//Московская регентско-певческая семинария. 1998-1999. Наука. История. Образование. Практика музыкального оформления богослужения: Сборник статей, воспоминаний, архивных документов. М.: Святитель Киприан, 2000. С. 23-29. Нефедов Геннадий, протоиерей. Образовательная деятельность на уровне городского благочиния//Воскресная школа при храме Богоявления в Китай-городе. Опыт методической и воспитательной работы. М., 2001. С. 11-13. Нефедов Геннадий, протоиерей. Духовно-нравственные основы благочестия в церковном богослужебном пении//Труды Московской регентско-певческой семинарии. 2000-2001. Наука. История. Образование. Практика музыкального оформления богослужения: Сборник статей, воспоминаний, архивных документов. М., 2002. С. 30-33. Нефедов Геннадий, протоиерей. История благочестия праздника Рождества Христова//Труды Московской регентско-певческой семинарии. 2000-2001. Наука. История. Образование. Практика музыкального оформления богослужения: Сборник статей, воспоминаний, архивных документов. М., 2002. С. 34-39. Нефедов Геннадий, протоиерей. О служении Богу//Труды Московской регентско-певческой семинарии. 2000-2001. Наука. История. Образование. Практика музыкального оформления богослужения: Сборник статей, воспоминаний, архивных документов. М., 2002. С. 10-12. Нефедов Геннадий, протоиерей. Павел Григорьевич Чесноков — потомственный регент XX столетия (1877-1944)//Труды Московской регентско-певческой семинарии. 2000-2001. Наука. История. Образование. Практика музыкального оформления богослужения: Сборник статей, воспоминаний, архивных документов. М., 2002. С. 66-67.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245720...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010