С. 62 и след. Кроковский учился в Коллегии св. Афанасия в Риме (Макарий. С. 86; Флоровский. С. 104). О системе Феофана Прокоповича: Koch H. Die russische Orthodoxie im pemrinischen Zeitalter. Breslau, 1929; Карташов А. К вопросу о православии Феофана Прокоповича, в: Сборн. статей в честь Д. Ф. Кобеко. СПб., 1913; Титлинов Б. Феофан Прокопович, в: РБС; Флоровский. С. 91 и след.; Морозов. С. 123–152; Архангельский. С. 67–72; Червяковский. Введение в богословие Феофана Прокоповича, в: Христ. чт. 1876. 1–2; Stupperich R., в: ZSP. 18 (1940). S. 70–102. 1418 Макарий. С. 69–74, 86, 137–143, 145–148; Шпачинский. С. 430; Смирнов (1855). С. 294, 292 и след. Еще в конце 50–х гг. XIX в. архиеп. Филарет Гумилевский хвалил систему Георгия Конисского (Обзор. 2 (1884). С. 368; ср. с. 289, 357). Ср.: Архангельский. С. 72. Прим. 7. 1419 Флоровский. С. 104. 1420 Благовещенский. С. 65; Можаровский, в: Чтения. 1877. 2. С. 17; Мартынов. С. 79; Лебедев. Ук. соч. С. 85; Харлампович. С. 44, 82; Флоровский. С. 104 и след. 1421 Смирнов (1855). С. 293; Флоровский. С. 111 и след. Но в 1798 г., когда в Святейшем Синоде обсуждался вопрос о реформе преподавания в духовных учебных заведениях, Платон Левшин высказывался против преподавания богословия на русском языке (Титлинов Б. Митрополит Платон, в: Христ. чт. 1912. 11. С. 1242). 1422 Смирнов (1855). С. 291. Об Иринее Фальковском см.: Булашев Г. Преосв. Ириней Фальковский, епископ Чигиринский, в: ТКДА. 1883. 6–9 (здесь и записка Иринея о состоянии академии в 1802 г.: 8. С. 550 и след.); Флоровский. С. 104 и след. 1423 Макарий. С. 144; Шпачинский. С. 429, 434. Еще дольше схоластический метод преподавания философии продержался в Казани (Можаровский. Ук. соч. С. 24–26; Благовещенский. С. 67), а также в Александро–Невской семинарии (Мартынов. С. 76; Чистович. С. 39). 1424 Смирнов (1855). С. 157, 209 и след. О Владимире Каллиграфе см.: Попов. Арсений Мацеевич (1912). С. 164–167; Барсов Н. Малороссийские проповедники XVIII века, в: Христ. чт. 1874. 1. С.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Свящ. A.A. Свящ. А.Пиуновский Знаменской, во 2-й Градской больнице, церкви, свящ. Г.И.Богословского: Свящ. Г.И.Богословский Иоанно-Воиновской, на Казанской ул., церкви, свящ. Х.А.Надеждина: Свящ. Х.А.Надеждин В.Марков Н.Лебедев Е.И.Мухина Свящ. А.А.Полозов Павловской, при больнице Императора Павла I, церкви, священника А.Д.Благовещенского: Пантелеимоновской, при Мариинском приюте для дворян, церкви, священника А.Постникова: Свящ. И.Лепорский Троицкой, в Голенищеве, церкви, священника Π.В.Копьева: От церкви А.Досужева Ивановского сорока 1-го отд. Александро-Невской, в Практической Академии коммерческих наук, церкви, протоиерея М.И.Диомидова: Церковь и причт Благовещенской, в 4-й гимназии, церкви, священника о. К.Новикова: Свящ. К.Новиков Свящ. С.А.Беляев Церковь Благовещенской, на Воронцовом поле, церкви, протоиерея И.Ф.Мансветова: Богородице-Рождественской, в Кулишках, церкви, протоиерея А.М.Знаменского: Прот. А.М.Знаменский Введенской, в Барашах, церкви, протоиерея В.Н.Руднева: N. Введенской, в Семеновском, церкви, священника Ф.М.Бажанова: Свящ. Ф.М.Бажанов А. Н. Д. Воскресенской, в Барашах, церкви, священника В.И.Постникова: 5 (в кап. Амфит.) Свящ. В.И.Постников Свящ. Π.Т.Скворцов И.Горшанов Воскресенской, на Семеновском кладбище, церкви, свящ. В.С.Недумова: N. Всехсвятской, на Кулишках, церкви, протоиерея В.Ф.Барбарина: С.Ф. Васильевич Е. И. К. —26— 125. И.В.Попов Иоанно-Предтеченской, в Казенной, церкви, протоиерея В.Ф.Соболева: Прот. В.Соболев Князе-Владимирской, в Садех, церкви, протоиерея Т.И.Соболева: Косьмо-Дамиановской, на Покровке, церкви, священника М.С.Пятикрестовского: Свящ. М.Пятикрестовский А.И.Червяков Марие-Магдалининской, в Императорском Техническом Училище, церкви, священника С.М.Виноградова: Свящ. С.М.Виноградов Михаило-Архангельской, во 2 Моск. Императора Николая кадетском корпусе, церкви, прот. М.М.Воздвиженского: Прот. М.М.Воздвиженский Никитской, в Старой Басманной, церкви, протоиерея М.Я.Геликонского: М. Холмогоров Николаевской, в Воробине, церкви священника И.В.Никанорова:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Смирнов А. Смирнов Симеон Васильевич, прот. Московский Созонов Михаил, преподаватель Новгородской духовной семинарии Содомов Соколов Александр Андреевич, пом. смотр. Угличского духовного училища Соколов Андрей Иоаннович, священ. Московский Соколов Иоанн Гавриилович, свящ. Московский Соколов Ник. Ал-др., свящ. Моск. Соловьев Руф Иоан., свящ. Моск. Соловьев Серг. Иоан., свящ. Моск. Сперанский Мих. Петр., свящ. Моск. Спиридонов Спиридонов С. Староста Трехсвятительской, на Кулишках, церкви Староста Спасо-Преображенской, в богадельне слепых женщин, церкви Старшинов —57— Струженцов М., преподаватель Моск. духовной семинарии Струженцов Иоан. Иоан., свящ. Москов. Тарасов Иван Антонович Теплых рядов Товарищество Титов Н. Тихомиров Ал-др, преподаватель Новгородской духовной семинарии Тихон, Архимандрит-Наместник Симонова монастыря Третьяков П., помощник инспектора Московской духовной семинарии Третьяков Е.Я. Троицкий Иоан. Петр., свящ. Моск. Трофимов И.Н. Трубецкой, князь Уваров Симеон Иаковлевич, священ. Московский Уланова Улусов Иван Васильевич Усков Илья Васильевич, потомственный почетный гражданин Успенский Сергий Васильевич, протоиерей Московский Успенский Михаил Вас., свящ. Моск. Успенский Мих. Димитр., свящ. Моск. Успенский Павел Вас., свящ. Москов. Уткин Егор Ушкова Ольга Николаевна, вдова почетного гражданина Флерин Алексей Алексиевич, священ. Московский Филпппов Ал-др. Ал-еев., пот. поч. гр. Харитонов Ал-др Дм., свящ. Моск. Хитров Ал-др. Иоан., свящ. Московский Хлебников Ф. Цветков Ал-др Павл., прот. Москов. —58— Цветков Вас. Иоан., прот. Москов. Цветков Ник. Вас., свящ. Моск. Червяков Ал-ей Иванович, староста Московской Космо-Дамианской, на Покровке, церкви Чертков Феоктист Васильевич, свящ. Московский Чертков Никол. Феоктист., свящ. Моск. Чижов Яков И., учит. Углич. дух. уч. Чижевы А.Г. и Е.Ф. Чуксина А.И. Шаховской, князь Шевелев К., староста Борисоглебской, у Арбатских ворот, церкви Шумов Петр Стеф., прот. Моск. Щербакова Ольга Михайловна, потомственная почетная гражданка

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Собор Богоявленского монастыря, церковь Воскресения в Кадашах, башни Новодевичьего и Донского монастырей — вот некоторые примеры этого стиля, являвшего собой попытку совместить черты шатровых церквей (запрещенных к строительству патриархом Никоном) с традиционными пятиглавыми храмами. Невиданные дотоле компактные формы легко узнаются по колокольне, поставленной наверху, над главной частью храма. Строились они по почину родственников жены царя Алексея Михайловича — Нарышкиных, особенно же брата царицы, дяди Петра I, Льва Кирилловича. Он и возвел храм Покрова в Филях в своей подмосковной усадьбе. Строил его Яков Бухвостов, крепостной архитектор. Удивительно праздничное ощущение нарядной пышности создается изысканным сочетанием белого с красным в окраске фасадов здания. В XVIII веке вокруг храма был разбит парк. Долгое время церковь с прекрасно сохранившимся подлинным интерьером была филиалом Музея им. Андрея Рублева. Музей гордился уникальными резными иконостасом, царской ложей и клиросами. Над иконостасом работали царские иконописцы XVIII века, здесь есть иконы работы Кирилла Уланова и Карпа Золотарева. Первоначальный интерьер первого этажа здания не сохранился, поскольку был разграблен и осквернен французами в период войны 1812 г. Убранство нижней церкви храма относится к XIX в. Нижний храм исторически был приходским, а верхний до 1783 г. - домовым, у него было свое сверхштатное духовенство. Когда в 1933 г. власти хотели закрыть храм, община его отстояла. В 1937 г. на Бутовском полигоне были расстреляны настоятель храма священник Алексий Глаголев, староста М.И. Ястребов и схимонахиня Александра (М.А. Червякова). В июле 1941 г. храм был окончательно закрыт. С 1971 г. в нем располагается филиал Музея древнерусской культуры им. Андрея Рублева. В 1991 г. при нем была образована православная община во главе со священником Борисом Михайловым. С 1991 г. община верующих предпринимает попытки открыть для богослужения нижний храм, однако до сих пор он не возвращен Церкви. С 2000 г.

http://sobory.ru/article/?object=02066

Характерно также, что П. А. Червяковский, один из лучших дореволюционных исследователей Прокоповича, особенно обращает внимание на свойственное преосв. Феофану резкое противопоставление твари и Творца, Всемогущества Божия и немощи человеческой – тенденции, являющейся в то же время характерным признаком прочтения блж. Августина именно янсенистами 53 . Наконец, имеющий благодаря своему наставнику допуск в Ватиканскую библиотеку Прокопович, без сомнения, уже в Риме должен был досконально проштудировать труды отца Западной Церкви 54 . Таким образом, все вышесказанное заставляет предположить, что Рим сыграл важную роль в формировании августинианских симпатий Прокоповича, и именно этот факт в свою очередь послужил поводом для пробуждения его интереса к учению реформатов с его ярко выраженным августинизмом. В конечном счете, следствием этого явилось то, на что обратил внимание в своей работе Ганс Гэртель, анализируя «Духовный регламент»: «Как образцы разрешения отдельных догматических вопросов Прокопович указывает снова на сочинения святых отцов. Для учения о Троице предложены Григорий Назианзин и Августин, для учения о Святом Духе Афанасий Великий и Василий Великий , для учения о ипостасном соединении Кирилл Александрийский и папа Лев Великий , для учения о двух природах, для учения о благодати и первородном грехе многочисленные сочинения Августина против пелагиан… Ударение на Августиновом богословии является очень важным. Так августинизм входит в русское богословие и вместе с ним типично западная постановка вопросов, которая для восточного богословия до тех пор не была столь животрепещущей» 55 (курсив здесь и далее мой. – свящ. П. Х.). Если преосв. Феофан, надо думать, Августиновы идеи воспринимал прежде всего из непосредственного общения с западной традицией, то для святителя Тихона Задонского , судя по всему, их источником была по преимуществу школа (рекомендованное Духовным Регламентом и лекции самого Прокоповича 56 ) и тот же Арндт. В своем «Истинном христианстве» святитель во многом перенимает Августиновы мотивы последнего, хотя и интерпретирует их по-своему.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Храмовым образом стала переданная из деревянной Покровской церкви икона Спаса Нерукотворного образа. Ее покрывала золотая риза, украшенная изумрудами, алмазами, рубинами и другими драгоценными камнями. Храм неоднократно обновлялся. В конце XVIII века работы по реставрации проводились под руководством М.Ф. Казакова. В 1812 г. в нижней Покровской церкви наполеоновские солдаты устроили конюшню, а ее внутреннее убранство было утрачено. Часть витражей похитили, остальные были найдены в канаве (позже витражи передали в Исторический музей). В 1882 г. в здании церкви, в помещениях, занимаемых до того сторожами и просфорницей, были устроены три часовни: Животворящего Креста Господня, Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая. В 1933 г. община сумела отстоять храм, собрав 900 подписей в его защиту. Но это не спасло настоятеля священника Алексия Глаголева, который был расстрелян в 1937 г., а вместе с ним староста М.И. Ястребов и схимонахиня Александра (М.А. Червякова). Храм закрыли в 1941 г., сломали его главы, разобрали верхний восьмерик. В 1950-1960-е гг. фасады храма отремонтировали, и в 1971 г. церковное здание передали Центральному музею древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Были восстановлены интерьеры нижнего храма с деталями декора XVII–XIX веков, в верхнем храме провели кропотливую реставрацию. Богослужения возобновились в 2000 г., и проводятся по согласованию с музеем. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . В начале XVII ст. в селе Хвилях (Фили) находилась церковь во имя Покрова Богородицы с приделом Зачатия Св. Анны, деревянная; когда и кем была построена церковь – неизвестно. Село Хвили состояло Московского уезда в Сетунском стану. В писцовых книгах 1627 – 28 гг. написано: «за старицею княгинею Ириною Ивановною Мстиславскою старинная жалованная ей в 1622 г. вотчина село Хвили, на реке Москве, а под ним пруд; в селе церковь Покров Пресвятой Богородицы, да в приделе Зачатие Св. Анны, древяна, клетцки, а в церкви образы и книги, и ризы, и свечи, и на колокольнице колокола и всякое строение вотчинниково, а церкви во дворе поп Сергей Иванов, во дворе дьячок Сидорко Федоров, во дворе пономарь Сенка Васильев, во дворе просвирница Авдотьица; в селе двор вотчинников, двор приказчика, 3 двора задворных людей и 9 дворов крестьянских. Деревня Гусарева, в ней 2 двора деловых людей, деревня Ипская, в ней 2 двора крестьянских и двор бобыльский и деревня Мазилова, а в ней 6 дворов крестьянских и 4 двора бобыльских».

http://sobory.ru/article/?object=02066

Червяковский П. Введение в богословие Феофана Прокоповича//Христ. чт. 1876–1877. Чистович И. История С.-Петербургской Духовной Академии. СПб., 1857. Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время. СПб., 1891. (Зап. ист.-фил. факультета С.-Пб. ун-та. 24). Шпачинский Н. Киевский митрополит Арсений Могилянский (см. библиогр. к § 8). Яблоновский А. Академия Киевско-Могилянская. Краков, 1899. Koch H. Die russische Orthodoxie im pemrinischen Zeitalter. Breslau, 1929. § 20. Духовное образование от школьной реформы 1808–1814 гг. до 1867 г. (См. также библиогр. к § 10). Беднов В. Столетний юбилей Екатеринославской духовной семинарии (1804–1904). Екатеринослав, 1904. В. Сл., Ф. Ф-ко. Из Подольской старины//Рус. ст. 1911. 11–12. Гиляров-Платонов Н. П. Из пережитого. СПб., 1886. 2 т. (О духовной школе т. 1); то же в: Рус. в. 1884. 5–11; 1885. 4, 7; «Дело». 1887. 1. Горский А. В. Дневник/Под ред. С. К. Смирнова//Прибавление. 1884–1885. Т. 34–35; БВ. 1914. Т. 11–12 (главы, не допущенные к печати К. П. Победоносцевым). Доклад Комитета об усовершенствовании духовных училищ и начертание правил о образовании сих училищ и содержании духовенства, при церквах служащего, с приложением именных высочайших указов, по сему предмету последовавших. СПб., 1809 [редкое изд., вышло только несколько экземпляров]. Дьяконов К. Духовная школа в царствование императора Николая I. СПб., 1907. Елисеев Г. З. Из далекого прошлого двух академий//ВЕ. 1891. 1. Жизнь архимандрита Никодима Казанцева (записки)//БВ. 1910. Т. 1–3, 11–12. Знаменский П. В. История Казанской Духовной Академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842–1870). Казань, 1891–1892. 3 т. Знаменский П. В. Основные начала духовно-учебной реформы в царствование имп. Александра I. Казань, 1878. Казанский П. С. Воспоминания (Академия)//БВ. 1900. Т. 11. Казанский П. С. Воспоминания семинариста//Прав. об. 1879. 9. Кастальский Д. И. Из «семейной хроники». Академия. 1840–1844//У Троицы в Академии. Сергиев Посад, 1914. Кедров Н. Исторический очерк Московской духовной семинарии. 1814–1889. М., 1889.

http://sedmitza.ru/lib/text/439983/

— Нет, нет, дело не в кирпичах! — сказал лейтенант. — Из-за кирпичей я бы вас, Сергей Александрович, не приглашал… Дело у нас с вами другое… Лобачеву показалось, что Червяков уже сделал для себя какие-то выводы — поговорил о том о сем… кирпичи вот приплел… и теперь, значит, Лобачев у него уже как на ладони… исследовал! Лейтенант сел, положил на стол кулаки и сказал, твердо глядя на Лобачева: — Разговор у нас пока мирный… предварительное дознание… Если б думал, что сбежите, засадил бы в СИЗО. Да вам бежать-то некуда… уж, наверное, набегались… — он неодобрительно хмыкнул. — Не надоело туда-сюда ездить?.. — вздохнул и сказал почти утвердительно: — Вы отрицаете, что ночью двенадцатого ноября были в доме Дугина Сергея Никифоровича и Дугиной Варвары Степановны? — Был ли я в доме Дугина Сергея Никифоровича и… ах, вот чего! Да, отрицаю, — неожиданно обнаружив себя на краю пропасти, а потому осторожно подбирая слова, ответил Лобачев. — Я у Дугиных не был. — Вот и запишем, что врете, — скучно сказал Червяков. — Видели вас, Сергей Александрович, когда вы выходили из дома… и время известно — во втором часу ночи, за несколько минут до пожара. Лобачев почувствовал, что у него вспотели ладони. — Да нет же! — сказал он, лихорадочно размышляя, кто ж мог такое сказать? Фомич? Фомич! точно — Фомич! ах, мерзавец!.. да главное-то — зачем?! Он невольно присунулся к столу. — Ерунда какая! Я подходил к дому — да, это было… но не заходил! Мне не открыли! И не во втором часу это было, а в одиннадцать… в двенадцатом! Мы с Аристовым приехали с работы… Он сразу домой пошел, а я к Сереге — Серега мне инструмент обещал… но они не открыли! — То, что вы с Аристовым приехали, — это, мнять, дело другое, — еще скучнее сказал Червяков. — Это пожалуйста! Приехали и приехали… Потом-то могли еще раз сходить, верно?.. — он помолчал, словно дожидаясь подтверждения, не дождался и протянул: — Значит, отрицаете… — Отрицаю, — сказал Лобачев. — Отрицаю. Я там не был. — А как объяснить, что в процессе обследования места преступления был найден ваш нож? — спросил Червяков.

http://azbyka.ru/fiction/xurramabad/?ful...

- На абордаж, лягушиный адмирал. Урррра! - закричал Василий Никитьевич. Желтухин Желтухин сидел на кустике травы, на припеке, в углу, между крыльцом и стеной дома, и с ужасом глядел на подходившего Никиту. Голова у Желтухина была закинута на спину, клюв с желтой во всю длину полосой лежал на толстом зобу. Весь Желтухин нахохлился, подобрал под живот ноги. Никита нагнулся к нему, он разинул рот, чтобы напугать мальчика. Никита положил его между ладонями. Это был еще серенький скворец,- попытался, должно быть, вылететь из гнезда, но не сдержали неумелые крылья, и он упал и забился в угол, на прижатые к земле листья одуванчика. У Желтухина отчаянно билось сердце: " Ахнуть не успеешь,- думал он,сейчас слопают " . Он сам знал хорошо, как нужно лопать червяков, мух и гусениц. Мальчик поднес его ко рту. Желтухин закрыл пленкой черные глаза, сердце запрыгало под перьями. Но Никита только подышал ему на голову и понес в дом: значит, был сыт и решил съесть Желтухина немного погодя. Александра Леонтьевна, увидев скворца, взяла его так же, как и Никита, в ладони и подышала на головку. - Совсем еще маленький, бедняжка,- сказала она,- какой желторотый, Желтухин. Скворца посадили на подоконник раскрытого в сад и затянутого марлей окна. Со стороны комнаты окно также до половины занавесили марлей. Желтухин сейчас же забился в угол, стараясь показать, что дешево не продаст жизнь. Снаружи, за белым дымком марли, шелестели листья, дрались на кусту презренные воробьи - воры, обидчики. С другой стороны, тоже из-за марли, глядел Никита, глаза у него были большие, двигающиеся, непонятные, очаровывающие. " Пропал, пропал " ,- думал Желтухин. Но Никита так и не съел его до вечера, только напустил за марлю мух и червяков. " Откармливают,- думал Желтухин и косился на красного безглазого червяка,- он, как змей, извивался перед самым носом.- Не стану его есть, червяк не настоящий, обман " . Солнце опустилось за листья. Серый, сонный свет затягивал глаза,- все крепче вцеплялся Желтухин коготками в подоконник. Вот глаза ничего уже не видят. Замолкают птицы в саду. Сонно, сладко пахнет сыростью и травой. Все глубже уходит голова в перья.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4262...

Однако Викентьич, повертев в руках серую бумажку, похмыкав, пожевав губами, напоследок ткнул, как обычно, пальцем в переносицу, поправляя очки, и сказал: — Ты, Сережа, съезди, пожалуй… Съезди, съезди, ничего, один день погоды не делает… Лучше съездить, а то, знаешь, прицепятся — вызывали, не приехал… Ну их! — и расстроенно махнул рукой. …Он сошел с автобуса возле райсовета. Пряевское РУВД располагалось в крепком двухэтажном доме с широким кирпичным крыльцом и черепичной крышей. Лобачев показал повестку дежурному, тот хмуро ее изучил. — Не знаю, здесь ли, нет ли… — сказал дежурный. — Он обычно-то по делам… — Так ведь назначено, — сказал Лобачев. — Мало ли чего назначено, — ответил дежурный со вздохом. — Направо по коридору. Лобачев постучал в дверь, потянул ручку. — Можно? — спросил он у плотного русоволосого лейтенанта лет тридцати пяти, сидевшего за столом над листом бумаги. — Можно… — отозвался лейтенант, выводя ручкой какие-то вавилоны. — Отчего ж нельзя… пожалуйста… — Меня вот вызвали… — сухо сказал Лобачев, приближаясь к столу и протягивая повестку. — К вам, что ли? Лейтенант поднял голову, взглянул на Лобачева и неторопливо отложил ручку. — Ко мне, — сказал он, серьезно кивнув. — Вот ведь тут, мнять, написано — к Червякову. Я и есть Червяков, не ошиблись… Присаживайтесь, гражданин Лобачев… — он взял повестку и прочел: — Сергей Александрович. Лобачев сел, а лейтенант, наоборот, поднялся со стула, одернул китель и портупею, повернулся к окну и несколько секунд смотрел сквозь стекло, где были видны деревья на пустой улице да крыша какого-то сарая, крытого рваным рубероидом. Тело у лейтенанта Червякова было литое; широкая и гладкая, как у буйвола, спина туго обтянута кителем. Он обошел стол, сделал несколько шагов по кабинету. Сапоги поскрипывали. — Ой, вот уж, мнять, не знаю даже, что с вами делать, гражданин Лобачев… — протянул Червяков в конце концов. — Так посмотреть — вроде приличные все люди, с высшим образованием, а ближе к делу, так, мнять… — и вздохнул, беспомощно разведя руками.

http://azbyka.ru/fiction/xurramabad/?ful...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010