6. Иерей Александр Смирнов, заместитель директора Ярославской губернской православной гимназии во имя свт. Игнатия Кавказского. «Особенности образовательной среды в современной православной гимназии». 7. Радомская Татьяна Игоревна, ст. н. с. Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН, к. филол. н. «Духовное и нравственное содержание школьного курса “Русская словесность”» (категория Дома и национальная духовная традиция)». 8. Червяков Алексей Дмитриевич, в. н. с. Психологического института РАО. «Учебный курс “Родиноведение” в школе: Традиции. Содержание. Перспективы». Наверх 1.5. Реформы образования и современная школа Председатель: Троицкий Всеволод Юрьевич, профессор, председатель Комиссии РАН по вопросам преподавания литературы и русского языка в школе, член Комиссии РАН по образованию, д. филол. н.; Сопредседатели: Перевезенцев Сергей Вячеславович, профессор, секретарь Союза писателей России, д. ист. н.; Стрелкова Ирина Ивановна, член Союза писателей России. Время работы : 1 февраля, 11.00. Место проведения : актовый зал Союза писателей России, 2 этаж, Комсомольский проспект, д. 13. Проезд : м. «Парк культуры». Направления работы: – Реформы школы на современном этапе и задачи российского образования. – Духовно-нравственные традиции и новаторство в школе в условиях информационного общества. – Проблемы семьи и школы в условиях реформирования образования. – Основы православной культуры в системе современного гуманитарного образования. – Созидательные традиции гуманитарного образования и задачи национальной школы. 1. Троицкий Всеволод Юрьевич, профессор, председатель Комиссии РАН по вопросам преподавания литературы и русского языка в школе, член Комиссии РАН по образованию. д. филол. н. «Гуманитарное образование и национальная школа в условиях реформ». 2. Комков Сергей Константинович, президент Всероссийского фонда образования, профессор, д. пед. н. «Реформы образования: реальность и альтернатива». 3. Кривцова Любовь Николаевна, депутат Московской Областной Думы, заместитель председателя Комитета по труду и социальным вопросам. «Реформы школы и проблемы обеспечения духовно-нравственного здоровья молодёжи».

http://pravoslavie.ru/423.html

7 . От и А. его сочинение: «Христорождественская церковь в Сергиевом посаде Моск. губ.». 8 . От г-жи Тютчевой: «Select sermons by metropolitan of Moscow Philaret». 9 . От преподавателя Холмской духовной семинарии Е. Червяковского – его сочинения: а) «Римский катехизис и Православное исповедание Петра Могилы » б) «Введение инструментальной музыки в богослужении Западной церкви» и в) «о штундизме». 10 . От преподавателя Ярославской духовной семинарии В. Дмитревского – его сочинение. «Современный раскол в Ярославской епархии и борьба с ним». 11 . От свящ. В. Быстрицкого – 8 брошюр его сочинений духовного содержания. 12 . От свящ. В. Металлова – его духовно-музыкальные сочинения в 5 тетрадях». Определили: Благодарить жертвователей. XI. Отношение Совета С.-Петербургской духовной Академии от 28 марта за 585 с уведомлением о получении рукописного сборника Кирилло-Белозерской библиотеки 21 / 1098 . XII. Отношения Советов и Ректоров духовных академий: С.-Петербургской, Киевской и Казанской от 28 марта и 1 апреля за 283:284:378:379:574 и 580 с выражением благодарности за разные книги, присланные из Совета Московской Академии. Определили : Принять к сведению. XII. Занимались составлением расписания испытаний студентов Академии в текущем 1891–92 учебном году. Справка: 1) §§ 130 и 131 устава духовных академий: «В конце каждого учебного года производятся испытания студентов в знании преподаваемых им наук. Испытания производятся посредством комиссий, особо назначаемых для сего Советом из преподавателей Академии. 2) По § 81 лит. б. п. 2 назначение времени и порядка производства испытаний в академии значится —96— в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. Определили : Расписание испытаний студентов Академии благопочтительнейше представить (и представлено) на утверждение Его Высокопреосвященства. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1892. Мая 1-го. Исполнить». 3 июня Присутствовали, под председательством Ректора Академии, Архимандрита Антония, все члены Совета Академии, кроме профессора Иерофея Татарского, не присутствовавшего вследствие нахождения в отпуску.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—90— защищал афонцев и их мучеников, ссылаясь на пример древних страстотерпцев, которые сами вызывались на мучение и которых церковь вписала в лик святых исповедников веры. Архим. Порфирий решался в присутствии Филарета передавать даже потешные восточные свои наблюдения. Так смелый гость рассказывал сановитому хозяину. В одной церкви Лавры (на Афоне) одна картина недавней кисти потешила и насмешила меня. Царь Давид сидит на завалинке, положа ногу на ногу и играет на арфе; подле него трубачи трубят, что есть мочи у них; барабанщик наяривает на огромном турецком барабане; а юноши и девицы в кисейных куртках и турецких шароварах хороводом пляшут в присядку. Митрополит рассмеялся, а присутствовавший тут ректор семинарии захохотал... Иногда гость позволял себе в беседе употреблять резкие выражения, от которых он же и приходил в смущение. О. Порфирий рассказывает, что при одном таком случае, „владыка взглянул на него значительно“, „и я прикусил свой язык“, замечает повествователь и перевёл речь на другие предметы. Прощаясь с иерусалимским гостем, Московский митрополит выразил ему своё удовольствие, с каким он слушал его рассказы о Востоке. В заключение архим. Порфирий замечает, что по дороге ректор семинарии сказал ему. „вы очаровали владыку. Никогда и ни с кем он не сидел так долго после обеда (которым, нужно сказать, митроп. Филарет угостил своего гостя). Вы обаяли его своими рассказами“ 1661 . Из Москвы путник поехал в Петербург, но здесь его встретили холодность и равнодушие. В Александро-Невской Лавре, где остановился он, ему сначала не хотели дать отдельной кельи; это глубоко опечалило иерусалимского гостя, он писал по этому случаю в своих „дневниках“: „птицы небесные имеют гнезда, звери лесные и полевые свои логовища; даже у червяков есть свои норки. Один я не имею своего уголка“. По прошествии некоторого времени, ему, впрочем, дали особое помещение, но оно оказалось крайне неудобным. Назначенная ему, келья была —91— сыра, тесна и душна, она находилась над погребом, в котором частенько, по словам о.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  Параллели между историей РПЦ XX в. и историей древней Церкви – есть ли они? 13 октября (30 сентября ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память: Сщмч. Григория еп., просветителя Великой Армении. Прп. Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца. Свт. Михаила, первого митр. Киевского. Сщмч. Прокопия пресвитера. Сщмчч. Петра, Вячеслава, Петра, Симеона, Василия пресвитеров, Серафима диакона, прмц. Александры, мчч. Алексия и Матфея, мц. Аполлинарии. Сщмч. Леонида пресвитера. Мцц. Рипсимии, Гаиании и с ними 35-ти святых дев и 70-ти мужей. Свт. Мелетия, патриарха Александрийского. Прп. Акакия Латрийского. 2 прмцц. и 1000 мчч. мечем усеченных. Мч. Стратоника. Мч. Мардония. Сщмч. Симеона (Лилеева), протоиерея; сщмч. Александра (Орлова), протоиерея; сщмч. Петра (Пушкинского), протоиерея; сщмч. Петра (Соловьева), протоиерея; сщмч. Василия (Гурьева), священника; сщмч. Вячеслава (Занкова), священника; прмц. Александры (Червяковой), схимонахини; мч. Алексия (Серебренникова); мч. Матфейя (Соловьева), ктитора; мц. Аполлинарии (Тупицыной). Как говорят историки и богословы, по количеству убиенного священства и мирян первая половина XX века для РПЦ сравнима с первыми веками нашей эры, когда происходили массовые гонения на христиан. После встречи русских митрополитов со Сталиным и Собора 1943 года, а вернее еще с 1941 года, с началом Великой Отечественной войны, массовое истребление священства и мирян было прекращено, и Церкви была дана возможность восстановления. К концу 1948 года в отношениях государства и Церкви наступило охлаждение, однако новое решительное наступление началось только в 1954 году после смерти Сталина. 7 июля 1954 вышло постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения». 31 августа того же года митрополит Григорий подал Патриарху Алексию (для передачи в Совет по делам РПЦ) доклад «О нежелательных результатах и несправедливости ожесточенной антирелигиозной пропаганды, направленной против Русской Православной Церкви» (ГАРФ. Ф.6991. Оп.7.Д.137.Л.61.).

http://bogoslov.ru/article/2041545

– Опыт организации работы с родителями детей, изучающих предмет «Православная культура». В процессе работы Круглого стола будут показаны мастер-классы учителей, видеоматериалы уроков, наглядные материалы, проведен интерактивный урок православной культуры. Наверх 1.4. Отечественные традиции воспитания и образования в школе Председатели : архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл; епископ Архангельский и Холмогорский Тихон. Сопредседатели : Рубцов Виталий Владимирович, директор Психологического института РАО, ректор Московского государственного психолого-педагогического университета, академик РАО, д. психол. н.; иерей Александр Смирнов, заместитель директора Ярославской губернской православной гимназии во имя свт. Игнатия Кавказского. Время проведения : 1 февраля, 15.00. Место проведения : Психологический институт РАО, ул. Моховая, д.9, корп. «В». Проезд : м. «Библиотека им. Ленина», м. «Арбатская», м. «Боровицкая». 1. Рубцов Виталий Владимирович, директор Психологического института РАО, ректор Московского государственного психолого-педагогического университета, академик РАО, д. психол. н., Алексей Дмитриевич Червяков, в. н. с. Психологического института РАО. «Программа научных исследований “Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества”. Цели, задачи и возможности использования в целях воспитания и обучения в школе». 2. Тимошкова Любовь Сергеевна, учитель института Центра непрерывного образования (Москва). «Проблемы воспитания школьников в современном российском обществе». 3. Саблина Нина Павловна, доцент Санкт-Петербургской государственной консерватории, к. филол. н. «Псалтырная школа на Руси». 4. Иерей Андрей Лоргус, декан психологического факультета РПИ св. ап. Иоанна Богослова. «Отношение к учителю в аспекте отечественных традиций». 5. Георгий Витальевич Гусев, заместитель директора по научной работе НОУ СОШ Православного центра непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского, ст. преподаватель ПСТГУ. «Традиции русской школы: С. А. Рачинский и современная российская школа».

http://pravoslavie.ru/423.html

И. Диомидова: Церковь и причт Благовещенской, на Воронцовом поле, ц., Протоиерея о. И. Ф. Мансветова: Богородице-Рождественской, на Кулишках, ц., протоиерея о. А. М. Знаменского: Протоиерей А. М. Знаменский Введенской, в Барашах, ц., протоиерея В. Н. Руднева: Введенской, в Семеновском, ц., свящ. о. Ф. М. Бажанова: Священник Ф. М. Бажанов Воскресенской, в Барашах, ц., свящ. о. В. И. Постникова: Священник В. И. Постников В капитал имени Амфитеатрова С. В. Дремичев Воскресенской, на Семеновском кладбище, ц., Благочинного свящ. о. В. С. Недумова: Всехсвятской, на Кулишках, ц., протоиерея В. Ф. Барбарина: Иоанно-Предтечевской, в Казенной, ц., протоиерея о. В. Ф. Соболева: Протоиерей В. Ф. Соболев Князе-Владимирской, в Садех, ц., протоиерея Т. И. Соболева: Константино-Еленинской, в Межевом Институте, ц., свящ. о. М. И. Гиляревского: Священник М. И. Гиляревский Косьмо-Дамианской, на Покровке, ц., свящ. о. М. Ст. Пятикрестовского: Священник М. С. Пятикрестовский A. Ив. Червяков Никитской, в Старой Басманной, ц., протоиерея о. М. Иак. Геликонского: Протоиерей М. И. Геликонский М. Бостанжогло N псаломщик Петропавловской, в Лефортове, ц., свящ. о. И. Д. Можарова: Священник И. Д. Можаров И. Павлов Покровской (Грузинской) на Воронцовом поле, ц., псаломщика С. Шумова: Поч. Потомств. Гр. А. М. Капцова В. II. Быльев —22— 19. Преображенской, в Преображенском, ц., свящ. о. С. Г. Соколова: К. Л. Беляев Трехсвятительской, на Кулишках, ц., Протоиерея о. В. С. Пятикрестовского: Протоиерей В. С. Пятикрестовский A. А. Корзинкин Крестовников «Утоли моя печали», при Александровской Общине сестер Милосердия, ц., свящ. А. В. Озерецковского: Священник А. В. Озерецковский Диакон А. Н. Речменский Благовещенской, при 4-й мужской гимназии, церкви свящ. о. А. А. Ремизова: Священник А. А. Ремизов С. К. Цветков Ивановского сорока, 2-го отделения: Алексиевской, на М. Алексеевской, ц., свящ. о. В. А. Красновского: Священник В. А. Красновский Аннинской, в д. Призрения бр. Мазуриных, ц., свящ. о. А. И. Цветкова: Воскресенской, в Таганке, ц., свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Николо-Краснозвонской церкви, свящ. Г. Ф. Виноградова: Священник Г. Ф. Виноградов М. С. Казанкова А. Кабанов Покровской, на Варварке, церкви, свящ. Н. В. Цветкова: Свящ. Н. В. Цветков Троице-Полевской церкви, прот. Н.А. Соловьева: Протоиерей Н.А. Соловьев Домовая Контора Чижовых Т-во Красильщикова и С-ей Т-во Ф. Елагина и С-ей Иоанна-Предтеческой церкви, свящ. А. Покровского: Марие-Магдалининской, в Николаевском женск. училище, ц. свящ. В. В. Соболева: Свящ. В. В. Соболев Николо-Мокринской церкви, свящ. В. П. Смоленского: Свящ. В. П. Смоленский А. Матвеев Ивановского сорока, 1-го отделения: Покровской, на Воронцовом поле, церкви, священника о. Н. Н. Строганова: Священник Н. Н. Строганов А. М. Капцова —13— 17. Александро-Невской, в Практической Академии Коммерческих Наук, церкви, прот. М. И. Диомидова: Церковь и причт Церковь Церковь Благовещенской, на Воронцовом поле, церкви, протоиерея И. Ф. Мансветова: Протоиерей И. Ф. Мансветов Введенской, в Барашах, церкви, протоиерея В. Н. Руднева Протоиерей В. Н. Руднев Введенской, в Семеновском, церкви, свящ. П. В. Успенского: Священник П. В. Успенский Церковный Староста N. свящ Воскресенской, в Барашах, церкви, свящ. В. И. Постникова: Священник В. И. Постников В капитал имени Амфитеатрова Священник П. Скворцов С.В. Дремичев Воскресенской, на Семеновском кладбище, церкви, свящ. В. С. Недумова: Священник В. С. Недумов Всехсвятской, на Кулишках, церкви, протоиерея В. Ф. Соболева: Протоиерей В. Ф. Соболев —14— 26. Иоанно-Предтеченской, в Ивановском монастыре, церкви, свящ. В. М. Никольского: От причта Князе-Владимирской, в Садех, церкви, протоиерея Т. И. Соболева: Космо-Дамианской, на Покровке, церкви, свящ. М. С. Пятикрестовского: Священник М. С. Пятикрестовский А.И. Червяков Марие-Магдалининской, в Император. Техническом училище, церкви, свящ. А. С. Виноградова: Священник А. С. Виноградов Михаило-Архангельской, во 2-м Московском Императора Николая I-ro кадетском корпусе церкви, Протоиерея М. М. Воздвиженского. Никитской, в Старой Басманной, церкви Протоиерея М.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О системе Кроковского (читавшего лекции в 1693–1697 гг.) см.: Макарий. С. 69–74; Архангельский. С. 62 и след. Кроковский учился в Коллегии св. Афанасия в Риме (Макарий. С. 86; Флоровский. С. 104). О системе Феофана Прокоповича: Koch H. Die russische Orthodoxie im pemrinischen Zeitalter. Breslau, 1929; Карташов А. К вопросу о православии Феофана Прокоповича, в: Сборн. статей в честь Д. Ф. Кобеко. СПб., 1913; Титлинов Б. Феофан Прокопович, в: РБС; Флоровский. С. 91 и след.; Морозов. С. 123–152; Архангельский. С. 67–72; Червяковский. Введение в богословие Феофана Прокоповича, в: Христ. чт. 1876. 1–2; Stupperich R., в: ZSP. 18 (1940). S. 70–102. Макарий. С. 69–74, 86, 137–143, 145–148; Шпачинский. С. 430; Смирнов (1855). С. 294, 292 и след. Еще в конце 50-х гг. XIX в. архиеп. Филарет Гумилевский хвалил систему Георгия Конисского (Обзор. 2 (1884). С. 368; ср. с. 289, 357). Ср.: Архангельский. С. 72. Прим. 7. Флоровский. С. 104. Благовещенский. С. 65; Можаровский, в: Чтения. 1877. 2. С. 17; Мартынов. С. 79; Лебедев. Ук. соч. С. 85; Харлампович. С. 44, 82; Флоровский. С. 104 и след. Смирнов (1855). С. 293; Флоровский. С. 111 и след. Но в 1798 г., когда в Святейшем Синоде обсуждался вопрос о реформе преподавания в духовных учебных заведениях, Платон Левшин высказывался против преподавания богословия на русском языке (Титлинов Б. Митрополит Платон, в: Христ. чт. 1912. 11. С. 1242). Смирнов (1855). С. 291. Об Иринее Фальковском см.: Булашев Г. Преосв. Ириней Фальковский, епископ Чигиринский, в: ТКДА. 1883. 6–9 (здесь и записка Иринея о состоянии академии в 1802 г.: 8. С. 550 и след.); Флоровский. С. 104 и след. Макарий. С. 144; Шпачинский. С. 429, 434. Еще дольше схоластический метод преподавания философии продержался в Казани (Можаровский. Ук. соч. С. 24–26; Благовещенский. С. 67), а также в Александро-Невской семинарии (Мартынов. С. 76; Чистович. С. 39). Смирнов (1855). С. 157, 209 и след. О Владимире Каллиграфе см.: Попов. Арсений Мацеевич (1912). С. 164–167; Барсов Н. Малороссийские проповедники XVIII века,

http://sedmitza.ru/lib/text/439980/

Первый в своем исследовании, посвященном «Пролегоменам» 485 , именно к августинизму, причем именно в его янсенистском прочтении, возводил основные черты богословия преосвященного Феофана: «...то строгое отвержение всего человеческого в деле построения богословия, которым проникнута вся вступительная речь Феофана, то поглощение человеческого божественным, которое бросается в глаза в феофановом представлении богословия, прямо изобличает в воззрении Феофана августинизм... ближайшим источником этого августинизма мог быть янсенизм» 486 . Второй (Гертель), смотрящий на богословие преосвященного Феофана с западной точки зрения, что особенно ценно здесь, независимо от Червяковского также указывал на Янсения, «о котором Прокопович, возможно, знал больше, чем до сих пор признавалось» 487 ; и полагал, что «восточный оптимизм посредством августинова богословия приходит у Феофана в должное равновесие, хотя порой и возникает ощущение, что он впадает в другую крайность западного богословия, которую показывает августинизм во всей жесткости у Кальвина или Янсения» 488 , а также отмечал известную близость Феофановой сакраментологии к августиновой 489 . Но самое главное, анализируя «Духовный регламент», Гертель в конце концов приходил к следующему важному заключению: в «Регламенте», «как на образцы разрешения отдельных догматических вопросов, Прокопович указывает снова на сочинения святых отцов. Для учения о Троице предложены Григорий Назианзин и Августин, для учения о Святом Духе Афанасий Великий и Василий Великий , для учения о ипостасном соединении Кирилл Александрийский и папа Лев Великий для учения о двух природах, для учения о благодати и первородном грехе многочисленные сочинения Августина против пелагиан. В этом перечне богословской литературы... очень важным является ударение на августиново богословие. Так Августинизм входит в русское богословие и вместе с ним типично западная постановка вопросов (курсив мой. – Прот. Павел), которая для восточного богословия до сих пор не была такой животрепещущей» 490 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Прилежаев К. Из истории духовной школы в первые годы синодального управления//Там же. 1879. Ч. 1. Проект богословского факультета при Екатерине II в 1773 г.//ВЕ. 1873. 11 (изд. И. Е. Забелин). Рождественский С. Материалы для истории учебных реформ в России. СПб., 1910. Т. 1; то же в: Зап. ист. — фил. факультета С. — Пб. ун–та. 96. Рождественский С. Очерки по истории систем народного просвещения в России XVIII–XIX вв. СПб., 1912. Т. 1. Рождественский Ф. Самуил Миславский, митрополит Киевский//ТКДА. 1876. 3, 11; 1877. 4–5. Рункевич С. Г. Александро–Невская лавра. 1713–1913. СПб., 1913. Серебренников В. Н. Киевская Академия с половины XVIII века//ТКДА. 1896. 1–3. Сменцовский М. Братья Лихуды. СПб., 1899. Смирнов С. К. История Московской Славяно–греко–латинской Академии. М., 1855. Смирнов С. К. История Троицкой лаврской семинарии. М., 1867. Сперанский И. Очерк истории Смоленской семинарии. Смоленск, 1892. Стеллицкий Н. С. Харьковский коллегиум до преобразования его в 1817 году. Харьков, 1895. Теодорович Н. Волынская духовная семинария. Почаев, 1901. Титлинов Б. Гавриил Петров (см. библиогр. к § 8). Титов Ф. И. Духовные школы в Курско–Белгородской епархии. Курск, 1885. Титов Ф. И. К вопросу о значении Киевской Академии для православия и русской народности в XVII–XVIII вв. К., 1904. Титов Ф. И. К истории Киевской Духовной Академии в XVII–XVIII в.//ТКДА. 1911. 7–8; 1912. 1–2, 4, 7–8; 1913. 1, 4; 1914. 1. Титов Ф. И. Стара biщчa ocbima Kiebcьkiй Ykpa¿hi. К., 1924 (Збophik Icmopiчho–фiлoлor. biддiлy. 20) (загл. на укр., текст на рус. яз.). У Троицы в Академии. 1814–1914. Юбилейный сборник. Сергиев Посад, 1914. Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937. Харлампович К. Борьба школьных влияний в допетровской Руси//Киевская старина. 1902. 8. Харлампович К. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Казань, 1914. Т. 1. Харлампович К. Материалы для истории Казанской духовной семинарии в XVIII столетии. Казань, 1903. Червяковский П. Введение в богословие Феофана Прокоповича//Христ. чт. 1876–1877.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010