Болгарский царь Симеон и протоиерей Александр Новопашин В 2003 году Господь сподобил меня посетить Болгарию. Во время пребывания на этой благословенной земле я посетил один из монастырей. Ко мне подошли насельницы и попросили расписаться в памятной книге монастыря. Я открыл книгу, и увидел в ней запись. Она принадлежала 36-му Болгарскому Царю Симеону II. Зная по опыту, что ничего случайного не бывает и, будучи в душе своей убежденным монархистом, я расценил это как милость Божию ко мне, грешному. Об интервью тогда мыслей не было. Они появилась значительно позже. Они не могли не появиться, потому что все эти годы я мысленно постоянно возвращался к этому незабываемому событию. Тем более что трагедия наших, российских, святых Царственных Страстотерпцев близка к трагедии семьи Болгарского Царя Симеона II. Коммунисты – мы это хорошо знаем – могли с легкостью уничтожить и его, пусть и совсем еще ребенка, и его мать, и его родственников, как они уничтожили его регентов, среди которых был дядя Симеона II Князь Кирилл. Весьма узнаваемый почерк. Царь Болгарский был вынужден покинуть Родину и пятьдесят семь лет провести в изгнании. Пятьдесят семь лет… Милостью Божией Православный Царь Симеон II вернулся к своему народу. Как встретили болгары своего Царя? Как относятся к нему сегодня? По-прежнему ли сильна оболганная и в нашей стране, и в Болгарии монархическая идея? Кто такой вообще Православный Царь? И что Его Величество сам думает обо всем этом? По моей просьбе мой добрый друг Иван Желев Димитров, профессор богословия, в прошлом министр вероисповедания Болгарии, рассказал Его Величеству о моем замысле, и испросил Его разрешения на встречу с нами. Симеон II, не смотря на большую занятость, весьма благосклонно отнесся к этому предложению. – Ваше Величество, Вам было всего шесть лет, когда умер Ваш отец Царь Борис III (30 января 1894 — 28 августа 1943). Помните ли Вы эти дни? – Да, конечно. В 1943 году, в конце августа мы с моей старшей сестрой были за пределами Софии. Неожиданно к нам подошел адъютант моего отца и обратился ко мне со словами «Ваше Величество», как к царю, вместо обычного «Ваше Высочество», как положено обращаться к сыну здравствующего Императора. Мы поняли, что наш отец умер. Старшая сестра расплакалась, начал плакать и я. Для нас это было сильным потрясением. Этот момент является одним из наиболее ярких воспоминаний моего детства.

http://pravoslavie.ru/48353.html

В истории Церкви, церковной словесности и богословия период от Никейского Собора (325 г.) до Собора Халкидонского (451 г.) занимает исключительное положение. Не случайно он получил устойчивое наименование золотого века святоотеческой письменности, будучи одновременно и золотым веком святоотеческого богословия 1 . Именно в этот период (а точнее эпоху – ввиду значительности указанного периода), когда Церковь подверглась мощному натиску ересей (арианской, аполлинаристской, несторианской и зарождающейся монофизитской), соблазнивших немалое число архипастырей, пастырей, монахов и мирян, в лоне Тела Христова, по благодати Божией, появился целый сонм выдающихся святостью и богомудрием мужей, которым Бог даровал преизобильный дар молитвы, слова, мысли и тайнозрения. Они появляются в различных областях христианского мира. Так, на греческом Востоке засияли звезды двух великих александрийцев – свт. Афанасия и свт. Кирилла, из которых первый был не только кристально-чистый защитник Православия, ниспровергающий все хитросплетения арианствующих, но и мудрый апологет, неутомимый подвижник и добрый архипастырь. Что же касается второго, то обычно в свт. Кирилле видят главным образом несокрушимого борца против несторианства. Хотя в общем это верно, но нельзя оставлять в тени такие важнейшие грани его творчества, как проповедничество и толкования на Священное Писание (не говоря уже об апологетике), где богословский талант этого Александрийского святителя раскрылся даже более полно, чем в его полемических трудах. В созвучии с великими александрийцами раздавался и триединый глас не менее великих каппадокийцев: святителей Василия Великого , Григория Богослова и Григория Нисского , которых поддержал хотя и менее богатый оттенками, но твёрдый голос свт. Амфилохия Иконийского – ученика св. Василия и одарённого проповедника 2 . В Святой Земле расцвёл внешне скромный, но глубокий талант свт. Кирилла Иерусалимского , «защитника апостольского учения», как назвал его блаж. Феодорит; по определению отца Георгия Флоровского , он «не был самостоятельным богословом, но был замечательным учителем и свидетелем Истины» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

В истории Церкви, церковной словесности и богословия период от Никейского Собора (325 г.) до Собора Халкидонского (451 г.) занимает исключительное положение. Не случайно он получил устойчивое наименование золотого века святоотеческой письменности, будучи одновременно и золотым веком святоотеческого богословия 2 . Именно в этот период (а точнее, эпоху – ввиду значительности указанного периода), когда Церковь подверглась мощному натиску ересей (арианской, аполлинаристской, несторианской и зарождающейся монофизитской), соблазнивших немалое число архипастырей, пастырей, монахов и мирян, в лоне Тела Христова, по благодати Божией, появился целый сонм выдающихся святостью и богомудрием мужей, которым Бог даровал преизобильный дар молитвы, слова, мысли и тайнозрения. Они появляются в различных областях христианского мира.Так, на греческом Востоке засияли звезды двух великих александрийцев – свт. Афанасия и свт. Кирилла, из которых первый был не только кристально чистый защитник Православия, ниспровергающий все хитросплетения арианствующих, но и мудрый апологет, неутомимый подвижник и добрый архипастырь. Что же касается второго, то обычно в свт. Кирилле видят главным образом несокрушимого борца против несторианства, и хотя в общем это верно, но нельзя оставлять в тени такие важнейшие грани его творчества, как толкования на Священное Писание и проповедничество (не говоря уже об апологетике), где богословский талант этого александрийского святителя раскрылся даже более полно, чем в его полемических трудах. В созвучии с великими александрийцами раздавался и триединый глас не менее великих каппадокийцев: святителей Василия Великого , Григория Богослова и Григория Нисского , которых поддержал хотя и менее богатый оттенками, но твердый голос свт. Амфилохия Иконийского – ученика св. Василия и одаренного проповедника 3 . В Святой Земле расцвел внешне скромный, но глубокий талант свт. Кирилла Иерусалимского , «защитника апостольского учения», как назвал его блж. Феодорит; по определению отца Георгия Флоровского , он «не был самостоятельным богословом, но был замечательным учителем и свидетелем Истины» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

(в мае 1730 года) Сказание сие извлечено из похвального слова Преподобному мученику Пахомию, помещенного в книге под заглавием «Священная труба». Мощи Святого ныне находятся в святой обители Иоанна Богослова, на острове Патмосе. Всечестный Отец сей был родом из Малой России, сын благородных родителей. В ранней молодости взят он в плен татарами, которые продали его одному турку, ремеслом кожевнику. Турок, взяв его, увез на родину, в местечко, называемое Узаки, и находящееся в Филадельфийской области. Там старался он научить юного Пахомия не только ремеслу своему, но и вере своей. Видя же, что ремесло он перенимает, а веру ненавидит и гнушается ею, наказывал его побоями, бранью, угрозами, лишением пищи. Но доблестный Христов воин с радостью терпел все сие за благочестие во все время, как был рабом, двадцать семь лет; и служил своему хозяину так усердно и верно, что он расположен был выдать за него дочь свою и сделать его своим наследником, если бы только отрекся он от Христа. Добрый же сей юноша, высокий хранитель целомудрия, вменял и супружество, и богатство за уметы, повторяя в сердце своем Апостольское слово: «Кто ны разлучит от любве Христовы? скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или меч» ( Рим. 8, 35 )? Наконец, хозяин, видя непоколебимость Пахомия в своих мыслях и намерениях, дал ему свободу, позволив идти, куда хочет. Тогда как мученик собирался отойти от своего хозяина, впал в болезнь. Посещавшие его во время болезни агаряне выдумали ложь, будто бы изъявил он желание отречься от Христа и принять веру магометанскую; а когда выздоровел, заставили его одеваться по-турецки, однако же, не принуждали к обрезанию. Но Христов мученик, гнушаясь сим, удаляется оттуда, в виде купца приходит в Смирну, и там, сложив с себя турецкую одежду, идет на святую гору. Здесь в обители Святого Павла находит одного добродетельного и рассудительного священно-инока, по имени Иосифа. Исповедав пред ним тайны сердца своего, умоляет старца принять его к себе в послушание, и постричь в монашество, что и было исполнено. Двенадцать лет прожил он с Иосифом, подражая ему во всех добродетелях. По прошествии же двенадцати лет услышав о чудном житии преподобного Акакия Кавсокаливита, переселился он в Кавсокаливи и провел там шесть лет, питаясь от собственных трудов и, как трудолюбивая пчела от цветов, собирая отовсюду совершенство добродетелей. Поэтому, для всех тамошних Отцов сделался он образцом и примером монашеского жития, отличался особенно кротостью, приветливостью, добродушием, так что все любили его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Великие жены Святой Руси 01.11.2016 09:36:24 Кульков Сергей Андреевич Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/09/27/20-21.html Л.С.Акелина: - Добрый день, уважаемые радиослушатели. Сегодня с вами в качестве ведущей  -   я,  Любовь Сергеевна  Акелина. Хочу представить вам гостей нашей студии.   Это игуменья  Елисавета. Матушка, здравствуйте! Игуменья Елисавета: - Здравствуйте! Л.С. Акелина: - Матушка -  настоятельница монастыря женского в честь преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны, что под Калининградом.  Монастырь находится в ста километрах от западного города нашей страны, который держит западную оборону.  Некий форпост -  Калининград. Игуменья Елисавета: - Начало монастыря было положено в самом Калининграде. Л.С. Акелина: - Я представлю ещё нашу одну гостью. Ольга Александровна Величанская -  ктитор храма Живоначальной Троицы в Филимонках. Это тоже удивительное место, где до революции был женский монастырь, поставленный в честь чудесного спасения Александра III. Там пока только один храм, но восстанавливается -  очень быстро  - и второй, в честь Успения Пресвятой Богородицы. Но сейчас я предлагаю большую часть нашего времени, Ольга Александровна, естественно и при вашем участии, уделить нашей гостье из Калининграда матушке Елисавете и ее замечательному монастырю, который, как она уже  сказала, начинался в самом городе Калининграде. Матушка, монастырь поставлен в честь преподобномученицы Елизаветы Федоровны. Наверное, традиционный вопрос: почему в честь Елизаветы Федоровны? Ну, Санкт-Петербург, Москва, безусловно  - и Екатеринбург, это Алапаевск, конечно же. А почему Калининград? Игуменья Елисавета: - Видимо, настало такое время, когда город Калининград и границы нашего Российского государства должны быть особенно защищены. Господь избрал святую преподобную мученицу в качестве покровительницы Калининградской области и западных рубежей России. А как это произошло -  это уже потом, это нюансы, которые постепенно приводят людей к решению задач, поставленных Господом.

http://radonezh.ru/text/velikie-zheny-sv...

Глава 42 Общей темой данной главы служит пророчество о явлении кроткого «Отрока Господня», о цели Его пришествия и результатах Его деятельности. Вся глава делится на три, приблизительно равных части. 1–9. В первой части излагается самое пророчество о явлении «Отрока», определяется Его отношение к Богу, описывается Его внешний вид и излагаются цели и задачи Его пришествия. 10–16. Вторая часть отзывается благодарственным гимном Богу за дарование «Отрока», а затем изображает Его отношение к язычеству и иудейству. 18–26. Третья и последняя часть в довольно мрачных красках пророчески рисует судьбу вероломного Израиля. 1–3. Явление возлюбленного «отрока Господня», его кроткий, смиренный вид. 4–9. Цель и значение Его пришествия в мир. 10–12. Благодарственный гимн Господу за такое Его благодеяние. 13–16. Господь – Бог отмститель и преобразователь. 17–21. Посрамление язычников и снисхождение к Израилю. 22–25. Вероломство Израиля и наказание его Богом. Ис.42:1–9 . Предшествующая речь Господа (40–41 гл.) содержала в себе, главным образом, возвещение близкого Суда Божия над различными народами, не исключая и израильского. Новая речь, начинающаяся с данной главы, преимущественно говорит о проявлении Божественной личности, имеющей обильно излиться, после праведного суда, на все человечество. Посредником и проводником этой милости выступает «Раб Всевышнего», в котором, по удачному выражению одного экзегета (Orelli), как бы «воплощен, известным образом, добрый гений всего богоизбранного народа». Ис.42:1 . Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избран­ный Мой, к Которому благо­волит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и воз­вестит народам суд; 50 «Вот, Отрок Мой... избранный Мой, к которому благоволит душа Моя». LXX и славян. текст имеют здесь вставки слов: «Иаков» (в самом начале) и »Израиль» (перед словом избранный). Но еще Ориген и блаженный Иероним протестовали против такой вставки; последний, между прочим, говорил: «Иакова и... Израиля» в настоящем отделе нет, что не поставил и евангелист Матфей ( Мф.12:18 ), который говорит об Иисусе Христе «Отрок Мой» – в значении Сын Мой!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава XIII. Священник, без воли епископа, не может принять от ереси клирика, тем более епископа, вчинить его в клир и вручить ему паству I. Евангелие от Иоанна: а) «Егда же обедоваше, глагола Симону Петру Иисус: Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих? Глагола Ему: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему: паси агнцы Моя. Глагола ему паки второе: Симоне Ионин, любиши ли Мя? Глагола ему: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя; глагола ему: паси овцы Моя. Глагола ему третие: Симоне Ионин, любиши ли Мя? Оскорбе же Петр, яко рече ему третие: любиши ли Мя? и глагола ему: Господи, Ты вся веси: ты веси; яко люблю Тя; глагола ему Иисус: паси овцы Моя» (Зач. 66-е). б) Толкование: Так как обед имел у него цель, то Он вручает Петру попечение об овцах всей вселенной, вручает попечение не иному кому, а ему, во-первых потому, что он был избранным из всех и был устами всего лика апостолов... Троекратным вопрошением и исповеданием врачует троекратное отречение, и словами исправляет падение, бывшее на словах» (Благов, в рус. переводе, стр. 480–481, изд. 1870 г.). II. Деяния Вселенсних соборов: «С сокрушенным сердцем и слезами, преклоняясь мысленно, умоляю, удостойте подать милосердейшую руку апостольскому учению, которое предал споспешник в благочестивых трудах ваших, апостол Петр... Он трояким вопрошением приял от самого Искупителя всех обязанность пасти духовных овец церкви» (Посл, папы Агафона; т. VI, стр. 36). III. Мелетий патриарх: «Паси овцы моя трящи Петру единому глагола; но трищи един Петр отвержеся. И подобаше трикратным вопрошением исправимся Петрову трикратному отвержению, могущим утвердити апостольского свойства, апостольское достоинство власти. Се бо есть пастырская сила и благодать. Тем же и Христос Господь коимждо вопрошением исправляя блаженнаго Петра» (4-е послание, 456 л. об.). IV. Св. Исидор Пелусиот . «Троекратно предложенный Петру Господень вопрос о любви не подает мысли о незнании Владыки...; напротив того добрый Врач трекратным Петровым подтверждением изгнал трекратное отречение» (т. I, пис. 103-е, стр. 71).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Живем ли, живем для Господа; умираем ли, для Господа умираем: и потому живем ли мы или умираем, мы Господни ( Рим. 14:8 ).   Задача настоящей книги – так благонаправлять заботы нашей веры об упокоении усопших, чтобы это само служило и к духовному благоустроению самих нас, или вообще живых, и вместе так настраивать веру нашу в занятии духовными предметами и вообще в деле нашего спасения, чтобы при этом нам иметь в виду и судьбу отошедших от нас в другую жизнь и помогать им по возможности. При выполнении этой задачи, на православно-церковных началах, было особенное желание содействовать как простоте веры одних у нас в достижении духовной отчетливости, достойной внушаемого нам в слове Божием «разумного служения» Богу ( Рим. 12:1 ), так и любоиспытательной мысли других в раскрытии и уразумении ими Живого света веры. Поэтому духовные исследования в книге предложены в «Разговорах», по особенно знаменательным обстоятельствам и нарочитым запросам, особенно возбуждающим нашу мысль к отчетливости. Разговор о должном поминовении усопших В прошлую (1865 г.) светлую или пасхальную неделю Россия совершала столетнюю память по Ломоносову, столетний юбилей по его смерти. Достойно и праведно русским, от крестьянского быта до самого верхнего слоя общества, почтить память этого русского человека, принадлежавшего по происхождению простонародью, а чрез умственное развитие вошедшего в братство с умнейшими и ученейшими в мире людьми, по праву пользовавшегося в своей жизни уважением вельможеским и царским. Мне хотелось помянуть Ломоносова вместе с о. Иоанном, к которому я и отправился к концу пасхальной недели, когда, по моему расчету, о. Иоанн должен был уже кончить свое хождение по всему приходу для служения пасхальных молебнов по домам. Оказалось, что и сам добрый о. Иоанн поджидал меня для той же цели – разделить со мною утешение почтить память Михаила Васильевича. Само собой, разумеется, что с о. Иоанном нельзя было впасть в несчастье вспоминать заслуги Ломоносова как-нибудь по-язычески, а не по-христиански – по православному. О. Иоанн видел и глубоко чтил в нем такого подвижника знания, который находил для себя постыдным и низким не только пред людьми, но и пред Господом Богом, оставаться невеждой или «дураком», как однажды он сам прямо высказал это 1 . Священник рассуждал, что не хотеть узнавать истину со всех ее сторон и во всех отношениях, когда нам дана Христом возможность разуметь её и широту и долготу, и глубину и высоту ( Еф. 3:18 ), прилично поистине разве пошлым и низким невеждам. И потому человек, который умел понять это и с верой во Христа посвятил себя на честную и верную службу знанию во всех его отраслях, достоин вечной памяти в самом чистом христианском смысле этого слова. Таков наш Ломоносов! И да сотворит ему Господь вечную память, прощая ему вольные и невольные грехи! Так рассуждал о Ломоносове о. Иоанн. I

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Жизнеописание священномученика Епископа Аркадия (Остальского) «А каковы же радости ждут тебя, добрый пастырь, верный слуга Христов, во Царствии Небесном... Там ты из рук Самого Господа получишь венец за терпение, гонения и мучения, претерпленные на земле. Там ты будешь стоять у самого Престола Вседержителя и вместе с ангелами неумолчно воспевать Его святыми песнями...» («Сборник планов и конспектов бесед и проповедей Епископа Аркадия». Машинопись. Стр. 291–292). 1. Детство 25 апреля 1889 года в селе Скаковка Житомирского уезда Волынской губернии в семье священника местной Иоанно-Богословской церкви Иосифа Венедиктовича Остальского и его супруги Софьи Павловны родился младенец, которого нарекли Аркадием 5 . Рождение ребёнка родители ожидали с трепетом. Аркадий был не первым ребёнком в семье. Но Господь по Своему Промыслу забирал к Себе младенцев священника Иосифа Остальского. Так, в Свои небесные обители Он призвал их первенца – дочь Любовь (родилась 22 июля 1886 года). 16 мая в скаковском сельском приходском храме младенец Аркадий был крещён и миропомазан. Таинства совершил дед младенца по матери, приходской священник села Янковцы Житомирского уезда, Павел Филиппович Стефанович. В таинстве миропомазания младенец получил дары Святого Духа, которые так изобильно приумножил в последующей своей жизни. Восприемниками от святой купели были – приходской священник местечка Кодня Житомирского уезда Елевферий Иванович Яроцкий и дочь священника села Янковцы девица Вера Павловна Стефанович (родная тётя младенца) 6 . Но радость родителей была омрачена смертью от конвульсий в тот же день старшего брата Аркадия, полуторагодовалого младенца Павла. На следующий день его погребли на приходском скаковском кладбище. Отпевание совершил приходской священник села Половецкое Житомирского уезда Александр Денбновецкий 7 . Смерть уже второго ребёнка подвигла благочестивых родителей к слёзным и пламенным молитвам к Богу о младенце Аркадии. И молитва их была услышана 8 . Впоследствии владыка Аркадий писал: «Детство – колыбель души. Здесь закладывается в душе фундамент. Что здесь посеется, то будет на всю жизнь » 9 , и ещё: «О, дорогое детство, как ты восприимчиво ко всему доброму и злому. Ты – нива, на которой впоследствии вырастет то, что в детстве посеется. Ты – чистый негатив фотографического аппарата, на котором каждый случайный луч оставляет свой свет. Ты чистая доска, на которой пишет всяк, кто хочет» 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Жизнь в Церкви. Воцерковление. 24.06.2021 11:47:27 Слушать: http://radonezh.ru/radio/2021/06/05/21-00 С. Комаров – Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Христос Воскресе! У микрофона публицист, катехизатор Сергей Комаров. Друзья, сегодня меня интересует такая тема, как мирянин в Церкви. Очень большая тема. Вообще впервые об этом заговорили в 19-м веке. Разговоры о воцерковлении человека, о том, как человек спасается, начиная с 19-го века и до сегодняшнего дня, продолжаются. Почему именно в наше время выплыл термин «воцерковление», хотя раньше он обозначал обряд – принесение младенцев на сороковой день в храм. Святитель Феофан Затворник и за ним другие наши духовные писатели используют этот термин, все больше и больше говорят об этом. Почему? Наверное, потому что духовные основы жизни в Церкви не меняются веками, но за последние 200 лет человек сам по себе психологически очень сильно изменился, очень многое пережил. Человечество пережило две Мировые войны, крушение христианских империй, появление психоанализа, психологии, революции и т. д. Сам мир стремительно меняется, человек в нем меняется. А появление сети internet вообще открыло новую эпоху виртуальной жизни, виртуальных отношений. Все эти внешние объективные и некоторые субъективные внутренние факторы заставляют нас вновь и вновь поднимать эту тему воцерковления, как человек, уверовав во Христа, спасается в Церкви, каким путем он идет, что изменилось со времён древних святых отцов, какие акценты сегодня мы должны расставлять, говоря о воцерковлении. Появляется разная литература такого рода, например, отец Александр Торик, его замечательная книга «Воцерковление». Игумен Петр Мещеринов написал книгу «Проблемы воцерковления», также у него есть книга «Жизнь в Церкви». Об этом нужно говорить, и об этом активно говорят. Хотя некоторых смущает это слово, говорят, что его не было у святых отцов. Да, у древних святых отцов не было, но это не значит, что оно плохое или выражает что-то негативное. Сегодня мы говорим о жизни в Церкви, о воцерковлении, об этапах воцерковления.

http://radonezh.ru/2021/06/24/zhizn-v-ce...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010