RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_89015.html 22 сентября 2011 Виталий Каплан Телега впереди лошади Или ответ Дмитрию Быкову Источник:  http://www.foma.ru/article/index.php?news=6065 Фома " Но зачем же тогда нужна Церковь, если люди не могут быть лучше " ? – спросил писатель и публицист Дмитрий Быков, когда в редакции портала " Православие и мир " обсуждалась его нашумевшая статья " Толоконные лбы " . Я не собираюсь сейчас полемизировать с быковской статьёй, но вот эта его фраза показалась мне знаковой. Тут есть о чём поговорить. Во-первых, а что здесь понимается под Церковью? Мистическое единство верующих во Христа? Тело Христово? Или всё же вполне посюсторонняя человеческая организация, имеющая целью решать вполне посюсторонние задачи? Не берусь судить о том, что конкретно имел в виду Дмитрий Львович, но уверен, что очень и очень многие его сторонники видят в Церкви именно такое " министерство нравственности " . Причём подобный взгляд возник отнюдь не сейчас. Помнится, в советские времена ходило в самиздате стихотворение Евгения Аграновича об отце Александре Мене, написанное в 1962 году. И финал его таков: Еврей мораль читает на амвоне, Из душ заблудших выметая сор. ...Падение преступности в районе Себе в заслугу ставит прокурор. Агранович исходил из самых светлых побуждений, был полон симпатии и к отцу Александру, и вообще к христианской проповеди, но блистательно воспроизвёл стереотип: дело Церкви – улучшать уровень нравственности в обществе, и чем лучше она, в лице своих служителей, сие исполняет, тем лучшего отношения к себе заслуживает. Уточню: отношения со стороны неверующей интеллектуальной элиты. А сказать, как оно есть на самом деле – это значит шокировать многих таких " сочувствующих " . Потому что главное дело Церкви – это спасать человеческие души, готовить их к Вечности, чтобы, после всеобщего воскресения, люди могли " дать добрый ответ на страшном судище Христовом " . Церковь спасает души разными средствами, главные из которых – церковные таинства, молитва, участие в богослужении. Всё остальное – социальная работа, образовательная деятельность, заступничество за обиженных и проч. – не то что бы неважно, но всё-таки это второй план. Понятно, что если всего этого нет, если жизнь Церкви ограничивается только богослужением и душепопечением, то что-то в ней идёт не так – потому что чем успешнее христиане борются со своими грехами и страстями, тем больше в них становится любви, а любовь проявляется в делах милосердия. Но всё-таки дела милосердия – это следствие, а не исходная причина. Если поменять местами причину и следствие, если поставить телегу впереди лошади – ничего хорошего не выйдет. Таким путём не раз уже пытались идти в церковной истории, и всегда это кончалось либо ничем, либо большой кровью (вспомнить хотя бы гуситские войны в Чехии XV века).

http://religare.ru/2_89015_1_21.html

XXVII. Первый период иконоборчества и собор Константина Копронима. Преп. Иоанн Дамаскин Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Шмеман, Исторический путь; Мейендорф, Введение; Meyendorff, Byzantine Theology; Meyendorff, Christ in Eastern Christian Thought; Карташев; Болотов; Флоренский, Восточные отцы V-VIII вв.; Ostrogorsky, History of the Byzantine State; Vasiliev; Previte-Orton; Вейдле В.В. Рим. Из бесед о городах Италии. Париж, 1966. 1. Вопрос об изображениях был спорным в Церкви с самого начала христианства, поэтому нельзя сказать, что основными виновниками иконоборческой ереси были императоры. Само иконопочитание - плод системного усвоения людьми церковной веры. Ранняя Церковь не знала иконы в ее современном, догматическом значении. Начало христианского искусства - катакомбная живопись - носит символический характер, или, по определению Вейдле, «сигнитивный». Это не изображение Христа, святых или разных событий священной истории, как на иконе, а выражение определенных мыслей о Христе и Церкви, причем выражение прежде всего сакраментального опыта крещения и Евхаристии, т.е. той двуединой «мистерии», через которую даруется спасение. «В искусстве сигнитивного типа показательна не трактовка его тем (ибо как они трактованы, для его целей безразлично), а самый их выбор и их сочетание. Оно склонно изображать не столько божество, сколько функцию божества. Добрый Пастырь саркофагов и катакомб не только не образ, но и не символ Христа; он - зрительное ознаменование той мысли, что Спаситель спасает, что Он пришел нас спасти, что мы Им спасены. Даниил во рву львином - тоже не «портрет» Даниила (пусть и самый условный), а знак того, что Даниил спасен и мы спасены, как Даниил. Искусство это в подлинном смысле слова вообще не может быть названо искусством. Оно не изображает и не выражает: оно знаменует, и знаменует оно то самое огненное ядро, то живое солнце мистериальной веры, о котором свидетельствуют мученики и пастыри тех веков, вновь окрещенные язычники, обряд их крещения и сами враги христианской Церкви». Но отрекшись от искусства ради чего-то другого, эта катакомбная живопись оказалась на деле причиной «возникновения того нового, средневекового, насквозь религиозного и христианского искусства, которое постепенно утвердилось как на Востоке, так и на Западе империи. Для того чтобы оно возникло, надо было образам и формам телесно-душевным сделаться духовными, искусству натуралистическому стать трансцендентальным. Дабы ожить и возродиться, искусству пришлось отречься от себя и окунуться, как в крещальную купель, в чистую стихию веры. Оно приняло «покаяние в жизнь» и омылось «баней пакибытия», чтобы стать «новой тварью...»» (В.В. Вейдле, «Рим»),

http://sedmitza.ru/lib/text/434784/

#ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Вижу свою миссию в донесении исторической правды» Доклад на заседании Калязинского клуба по теме «Проблемы местного самоуправления глубинки, сельских территорий в современной России» Константин Ильин   07:40 16.10.2023 3049 Время на чтение 35 минут Отчёт о заседании Калязинского клуба см. здесь . Добрый день, уважаемые коллеги, гости, уважаемые участники «круглого стола»! Сегодня мы поговорим не только о проблемах местного самоуправления, но и о проблемах малых городов, сельских территорий, проблемах в образовании, культуре, что влияет на наше общество в целом. Мы проводим эту встречу с участием членов Калязинского клуба МОО «Русское Собрание», которые сегодня прибыли в наш город под председательством Анатолия Дмитриевича Степанова. Казалось бы, уже не первый раз мы собираемся подобные встречи, и кто-то скажет: а зачем опять это обсуждать, всё безполезно, все решено, от нас ничего не зависит... И таким людям я всегда привожу слова митрополита Иоанна Снычёва, который говорил: «Если мы будем молчать, они нас уничтожат», имея в виду глобалистов. И они нас действительно уничтожают, это видно по наблюдениям последних лет. Но Бог и намерение целует (Иоанн Златоуст). И если мы искренне хотим, просим Бога о мире, единстве, спасении России – он обязательно поможет. Понятно, силы не равны. Глобалисты подмяли по себя сегодня всё: финансы, экономику, информационную среду. Но не в силе Бог, а в правде – говорил Александр Невский и побеждал врагов. Мы говорим правду в это лживое время, стараемся просветить оболваненное враждебными СМИ население. И здесь можно вспомнить Притчу о талантах из Евангелия.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/16/vi...

     Никак не желающая заканчиваться мрачная осень сказывается на нервах – даже самых крепких. Черно-белая расцветка действительности мало радует: мысли приходят далеко не самые радужные, причем не сильно-то интересуясь вероисповеданием посещаемых голов и сердец. Вне зависимости от местонахождения человека – будь он в мегаполисе, маленьком провинциальном городке или деревушке – везде, кажется, царят печаль , уныние и неулыбчивость. Большинство с нетерпением ждут наступления старой доброй зимы; самые умные видят в осени прекрасную возможность удостовериться в собственном несовершенстве и невечности в этом мире; кто понесдержаннее – просто ноет. А кто и поддается печали. И тогда самая мерзопакостная погода воцаряется не только на улице, а в душе. А это плохо. Мы беседуем с двумя священниками – иереем Павлом Гумеровым , настоятелем строящегося храма святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских в Марьинском парке (Москва), и протоиереем Александром Лебедевым , настоятелем вологодского храма Покрова Пресвятой Богородицы (на Торгу), – о том, как бороться с унынием, как, несмотря на погоду, уметь видеть добрый и тихий свет христианства и как не дать себе ослепнуть до смерти. Иерей Павел Гумеров : «Уныние – это неумение и нежелание смотреть в Небо» Священник Павел Гумеров – Отец Павел, за окнами – осень, причем самая противная ее часть – ноябрь месяц. Почти все поголовно в печали. Только ли ноябрь виноват? Почему мы настолько подвержены унынию? И даже самые что ни на есть благополучные люди? Казалось бы, тоска наступила – купи билет и лети туда, где море, солнце, крокодилы и прочее счастье. Так ведь и там бесятся: вешаются, наркоманят, развратничают и т.п. Не говорю уже о людях бедных: когда бедность давит, штукатурка осыпается, в кошельке ни гроша – хоть волком вой, а тут еще погодка такая замечательная. И так ведь и делают – воют. И так же, как и богатые, – вешаются, пьют… Откуда всё это в нас? – Ноябрь считается, действительно, самым «туманным» месяцем: сейчас меньше всего солнечных часов в дне.

http://pravoslavie.ru/66037.html

  разделы   рассылка  распечатать Иерей Александр Шалимов Исцеление врачей 17 мая произошло объединение двух православных церквей Источник:  Русская жизнь После визита в Москву в ноябре 2003 года делегации Русской православной зарубежной церкви во главе со светлым и благодушным архиепископом Марком Берлинским и Германским случилось чудо. Некогда непримиримые противники, Русская православная церковь и РПЦЗ захотели молиться друг о друге и причащаться из одной Чаши, ибо только это может привести к исцелению многочисленных ран. Вспомнили, наконец, о том, что две части русской церкви вышли из одного материнского лона. Пока в 1917 году анархисты рвали бомбы в рюмочных, страна сотрясалась от хлебных бунтов, а эсдеки требовали справедливого распределения " общественного продукта " , рядом со всем этим вершилась судьба русской церкви. Всероссийский поместный собор впервые за 200 лет избирал Патриарха. Собор заседал долго, больше года. Патриархом стал митрополит Тихон. Его избрание было неожиданным. О трех кандидатах в патриархи говорили как о трех богатырях: самый умный – архиепископ Антоний, самый строгий – архиепископ Арсений, самый добрый – митрополит Тихон. Жребий в самое лютое время указал на самого доброго. Хотя вначале внушительный перевес был на стороне другого митрополита – Антония (Храповицкого). Впоследствии митрополит Антоний писал, что Господь избрал лучшего, так как он сам, ввязавшись в политическую борьбу на стороне белых, не смог бы должным образом отстаивать интересы церкви. Октябрьский государственный переворот церковь встретила с готовностью нести свою миссию при любом кесаре. Но в 1918 году началась гражданская война, огромные территории – Украина, Кубань, Сибирь, Дальний Восток – потеряли связь с высшим церковным управлением. Там, откуда уходила Белая армия, многие епархии оказывались без правящих архиереев и священников. Те покидали Россию вместе с отступающими военными частями – начинался знаменитый Бег. В этой ситуации 5 (18) мая 1920 года Патриарх Тихон и Священный Синод издают совместное постановление за номером 362. Епархиальным архиереям в случае прекращения связи с центром предписывалось решать все церковные дела на местах само­стоя­тельно. Каждый из них фактически становился " сам себе патриархом " . С исторической дистанции мы можем утверждать, что именно так появилась на свет Русская православная зарубежная церковь. Произошло это в 1921 году в небольшом местечке Стремские Карловцы. И постановление 362 служило единственным церковно-правовым аргументом в пользу ее " законнорожденности " . Этот документ стал выходом из канонического тупика, которым воспользовались седовласые архиереи-беженцы, получившие го­рячее благословение у самого сербского патриарха.

http://religare.ru/2_42270.html

  Сей воистину Божий человек, учитель и проповедник, Косма, родом из Этолии, из одного небольшого селения, именуемого Мегадендрон, был сын благородных родителей. Воспитанный и наставленный ими, по апостольскому слову, в наказании и учении Господни ( Еф.6:4 ), когда совершилось ему двадцать, а может быть, и более лет, начал обучаться грамматике под руководством архидиакона Анании Дервишана. Поскольку же в то время было в великой славе ватопедское на Святой Горе училище; то Косма со многими другими своими соучениками перешел в оное. Там докончил он изучение грамматики под руководством учителя Панагиота Паламы, а потом выслушал и логику от учителя Николая Царцулия из Мецовы, который с ученейшим Евгением 1 управлял тамошним училищем. Косма носил тогда еще мирское имя Константа, но и в мирской одежде украшался уже благолепием монашеского образа, не щадил трудов и приобучал себя к совершенному подвижничеству. Когда же славное то училище к несчастию, по удалении из него учителей, снова опустело: тогда и добрый Констант, удалившись оттуда, пошел в святую обитель Филофееву. Там сперва пострижен был он в монахи и со всем усердием преуспевал в трудах монашеской жизни; а потом, когда для обители понадобился священник, по сильному убеждению и прошению отцов рукоположен в иеромонаха. Блаженный, будучи еще мирянином, издавна имел в сердце своем сильное желание, всем тем, чему учился, послужить на пользу братий своих христиан и часто говаривал: «Какую великую нужду в Божием слове имеют братия мои христиане! Поэтому ученые должны стремиться не в господские домы, не ко двору вельмож и не для богатства и знаменитости расточать свою ученость, но, чтобы приобрести небесную награду и неувядающую славу, всего более обязаны учить простый народ, который живет в великом невежестве и грубости. Но при всем таком желании, хотя в священном сердце его пламенело великое ревнование о пользе многих, с другой стороны, представлял он всю важность и трудность дела апостольской проповеди , и, как смиренномудрый и скромный, не отваживался сам собою на сие предприятие, не уразумев прежде Божия на то изволения. Почему, желая изведать, есть ли на сие Божия воля, открывает божественное Писание и находит тотчас перед собою Апостольское изречение: никтоже своего си да ищет, но еже ближняго кийждо ( 1Кор.10:24 ), то есть пусть каждый ищет не только, что полезно для него самого, но и что полезно для брата его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

  Церковь Вчера и сегодня. От преподобномученицы великой княгини Елисаветы до мучеников и исповедников наших дней Протоиерей Александр Шаргунов   В издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры вышла новая книга протоиерея Александра Шаргунова " Вчера и сегодня. От преподобномученицы великой княгини Елисаветы до мучеников и исповедников наших дней " . Предлагаем вашему вниманию вступительную статью из этой книги. «Новомученицы и исповедницы бесчисленнии» Господь говорит, что чем ближе кончина мира, тем труднее будут времена. «Возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое». «Преданы также будете и родителями и братьями, и родственниками и друзьями». Это было уже в первые века христианства, когда ученики Христовы подвергались жестоким гонениям. И это с новой силой раскрылось в минувшем двадцатом веке. Когда-то, еще совсем недавно, — некоторые из нас, наверное, помнят об этом, - достать двухтомник протоиерея Михаила Польского о новых мучениках и исповедниках Российских было еще труднее, чем Евангелие и молитвослов. И еще опаснее. А теперь среди моря церковной литературы, самое большое место, наверное, занимают книги, посвященные этой теме. К бесчисленному сонму прославленных нашей Церковью в 2000 году мучеников каждый год прибавляются новые имена. И еще больше среди них - безвестных, имена которых не смогут вместить никакие календари. В 1917 году, накануне великой бури, в Росси было триста тысяч священников. В 1995 году бывший член Политбюро ЦК КПСС А. Яковлев говорил о двухстах тысячах расстрелянных священниках и миллионах верующих (в сонме новых мучеников и исповедников Российских из них поименно прославлены пока только 1200). Как поется в тропаре: «Новомученицы и исповедницы бесчисленнии: святителие, царственнии страстотерпцы и пастырие, монаси и мирстии, мужие, жены же и дети, добрый плод в терпении Христу принесшие». Как драгоценна должна быть для нас каждая подробность, связанная с их подвигом! Многие читают об этих огненных испытаниях Церкви как беллетристику. Потому что мы не готовы к худшему. Но битва Бога с диаволом в человеческих сердцах вступает в завершающую фазу. Чтобы противостоять сегодняшнему сатанизму, требуется не меньшее мужество, чем во времена древних и новых мучеников. Если мы не участвуем в этой войне сейчас, где возьмем силу участвовать потом, когда будут сброшены все маски?

http://moral.ru/now.html

А.В. Репников Авторское резюме: В статье анализируется жизненный путь Иоанна Восторгова , его социально-политические и общественно-ценностные взгляды. Автор пытается проследить динамику развития взглядов священника Восторгова, выделить основные его идеи, определить ценностные ориентиры.     Имя Иоанна Восторгова постепенно возвращается из забвения. Вышло репринтное переиздание дореволюционного собрания его сочинений 1 , публикуются статьи 2 , защищена первая кандидатская диссертация 3 . Цитаты из его работ представлены рядом с цитатами из В.В. Путина на выставке в Манеже «Православная Русь. Моя история. Романовы», проходившей в ноябре 2013 года в Москве и посвященной 400 – летию Дома Романовых. В 2012 году В.А. Орловским (игуменом Дамаскиным) осуществлена публикация документов из судебно следственного дела протоиерея Иоанна Восторгова , которая позволяет судить о сфабрикованном характере обвинения против о. Иоанна 4 . Однако полной биографии пастыря еще не написано, а в архивах ждут своего часа многочисленные документы (ГАРФ 5 , ОР РГБ 6 , РГИА 7 , ЦИАМ 8 , ГАСК 9 ). Он родился 30 (по другим данным 20) января 1867 года в станице Кавказской Кубанской области в семье священника. Отец – священник Иоанн Александрович, переселившийся на Кубань из Тульской губернии. Мать – Татьяна Ксенофонтовна. В период с 1877 по 1882 (точно неизвестно) Восторгов лишился отца. Многодетная семья испытывала нужду, и мать после смерти мужа трудилась на просфорне при храме. 16 марта 1868 семья переехала в станицу Ново – Александровская Ставропольской губернии (ныне г. Новоалександровск Ставропольского края). Посетив станицу в 1908 году, Восторгов вспоминал: «Стою я сейчас перед вами… и смиряюсь пред Божиим Промыслом, что вывел меня из этой когда-то глухой и заброшенной станицы, из горького сиротства и нищеты на широкий путь жизни и службы Богу, Царю и родному русскому народу» 10 . (Восторгов 1995: 628 – 629). Учился в Ставропольском духовном училище, затем в Ставропольской духовной семинарии (1881 – 1887).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

А.С.Мельков Пример просвещенной религиозности и смиренной учености Некогда святым апостолом Павлом сказано: «Поминайте наставники вашя, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жителства, подражайте вере [их].» ( Евр. 13:7 ). Прекрасный завет! Душа умершего человека жива на земле, пока о ней помнят покинутые ею люди, ибо погибельно строить собственную жизнь, исходя только из личного самомнения, не соотнося себя с другими людьми, не зная в самом себе почтительного императива об идеальном: Славное событие! Великий человек! Достойнейшее деяние! Вот почему с таким удовольствием и радостью представляю читателю новую книгу. Это – биография одного из замечательнейших людей России, принадлежавшего к блистательной плеяде русских ученых, – Александра Васильевича Горского (1812–1875), имя которого, однако, почти весь ХХ век было известно только очень узкому кругу специалистов. Более 40 лет отдал Александр Васильевич послушанию на ниве педагогики и науки в стенах Московской Духовной Академии. Грани его деятельности многообразны. Археограф, первооткрыватель ряда важнейших средневековых славяно-русских литературно-исторических памятников и составитель образцового описания древних рукописей; библиотекарь, попечением которого составилось одно из лучших русских книжных собраний XIX в.; церковный историк из числа основателей критического метода в разработке раннехристианской и древнерусской истории; богослов, заложивший фундамент для развития исторических принципов изложения христианской догматики; педагог, образовавший несколько поколений служителей Русской Церкви; ректор, способствовавший расцвету старейшей русской духовной школы; преданный друг, бескорыстный помощник «добрый самаритянин» для многих своих современников – ученых, учеников, сотрудников, непритязательный пример ученой религиозности и смиренной учености; кроткий служитель алтаря Господня и тихий сеятель добра в душах рабов Божиих. Обо всем этом, дорогой читатель, рассказывается в лежащей перед тобой книге. Рассказывается светло, ясно, интересно, с глубоким почтением и искренней любовью. Просто, без надуманного пафоса раскрыта здесь удивительная личность и достойная подражания жизнь Александра Васильевича. И вместе с тем на страницах книги зримо вырастает благородная и чистая картина бытия русского научного и церковного общества, к которому имел отношение прославленный им, но скромно бежавший от славы ученый.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Беседы с батюшкой на телеканале Союз: протоиерей Павел Великанов Часто люди задают вопрос, почему Бог не останавливает то или иное беззаконие, почему Бог не вмешивается активно в человеческую жизнь. Есть только один ответ на вопрос, который люди задают: Господи, что Ты сделал, чтобы в мире не было зла? Этот ответ Бог не произносит. 23 июня, 2012 Часто люди задают вопрос, почему Бог не останавливает то или иное беззаконие, почему Бог не вмешивается активно в человеческую жизнь. Есть только один ответ на вопрос, который люди задают: Господи, что Ты сделал, чтобы в мире не было зла? Этот ответ Бог не произносит. В передаче Беседы с батюшкой на телеканале Союз на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Павел Великанов — проректор по научно-богословской работе Московской Православной Духовной Академии, кандидат богословия, главный редактор портала Богослов.ру. Передача Беседы с батюшкой на телеканале Союз Кто есть Бог? Откуда в мире зло? Почему оно активно противопоставляет себя любым попыткам утверждения жизни, утверждения святости, добра? Школа веры А. Сергиенко: Здравствуйте, уважаемые телезрители. В студии Александр Сергиенко. Сегодня у нас в гостях проректор по научно-богословской работе Московской Духовной Академии, кандидат богословия, главный редактор портала Богослов.ру, протоиерей Павел Великанов. Здравствуйте, батюшка. прот. Павел Великанов: Добрый вечер. А. Сергиенко: Благословите наших телезрителей. прот. Павел Великанов: Господне благословение да пребывает с вами. А. Сергиенко: Тема нашей сегодняшней беседы – школа веры. И вот, в общем-то, практически все знакомы с тем, что одноименная книга вышла. прот. Павел Великанов: Я не знаю, насколько все знакомы, но то, что книга была распределена между всеми епархиями Русской Православной Церкви, — это факт. И хотелось бы надеяться, что следующий тираж книги, который должен выйти скоро, позволит ее приобрести. Для меня было большим сюрпризом, когда митрополит Климент озвучил, что эта книга стала победителем ежегодного конкурса на просветительское издание. И это, конечно, для меня большая честь, что такой большой тираж — 100 000 экземпляров.

http://pravmir.ru/protoierej-pavel-velik...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010