Л.И.Сизинцева Скачать epub pdf Празднуя столетие Федора Александровича Голубинского, в Московской духовной академии вспомнили рассказ математика князя С.Н. Урусова: «… в молодые годы он был у Шеллинга. Шеллинг спросил его: «Как живет Голубинский?» Князь отвечал: «Я его не знаю». На это Шеллинг заметил: «Не делает вам, молодой человек, чести, что вы не знаете такого вашего соотечественника» 1 . Князя можно понять: ведь в пору его молодости труды Голубинского, по скромности его, практически не издавались, они увидели свет уже во второй половине нашего столетия. Зато укор великого германского философа вполне можно отнести к нам: мы по-прежнему ленивы и нелюбопытны. Старый добрый Брокгауз сообщал: «Голубинский (протоиерей Федор Александрович, 1797–1854) – основатель русской теистической философии, родился и умер в Костроме». А это значит, что в нынешнем году можно отмечать его двухсотлетие, и именно нам, костромичам, грешно об этом забывать. Правда, переход на новый стиль автоматически перенес юбилей (22 декабря) на следующий год, но не будем все же забывать, что тогда, в 1797 г., это был декабрь, оставалось три дня до Рождества… А вот место рождения нашего героя так до сих пор точно и не известно. Отец его, Александр Андреевич (1775–1835), всю жизнь прожил близ Ипатия, в приходе церкви Иоанна Богослова, в которой он и начинал причетником в 1764 г. В год рождения сына Федора он служил псаломщиком в Троицком соборе, который, по случаю размещения в Ипатьевском монастыре архиерейского дома, стал кафедральным 2 . Все это позволяет предположить, что именно здесь, при впадении реки Костромы в Волгу, и увидел впервые свет будущий философ. С. А. Маслов, ссылаясь на сведения, собранные «на месте», утверждал, что это произошло в Селищах, на правом берегу Волги. В этом тоже нет ничего невозможного, поскольку, по данным того же семейного архива, мать философа, Анастасия Андреевна (1774–1836), была дочерью селищенского причетника. Конечно, может быть, первый крик младенца Феодора раздался и в Селище, зато с уверенностью можно сказать, что именно близость его отца к архипастырям и их резиденции повлияла на то, что Александр Андреевич, сам не получивший образования, дал его всем трем своим сыновьям, – Федору, Евгению и Петру. Ведь во второй половине XVIII – начале XIX столетий именно костромские архиереи пестовали любимое свое детище – Костромскую духовную семинарию, которая была в ту пору самым заметным учебным заведением губернии и ценилась очень высоко. С 1798 г. из-за ремонта на Запрудне семинария некоторое время помещалась в Ипатьевском монастыре, так что можно сказать, что детство Федора Александровича прошло «около семинарских стен».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

«Он пел с нами, как простой монах». Памяти архиепископа Агапита Штутгартского Диакон Александр Занемонец — о встречах с пастырем 29 мая, 2020 Диакон Александр Занемонец — о встречах с пастырем После отдания Пасхи, под праздник Вознесения Господня, 26 мая, преставился владыка Агапит (Horacek), архиепископ Штутгартский, архиерей Русской Православной Церкви за границей. Владыка Агапит был очень характерным архиереем Русской Зарубежной Церкви: верующий человек и монах аскетичной жизни, открытый к общению с самыми разными людьми, любящий богослужение и начитанный в святоотеческой литературе. Он родился в Германии в 1955 году в семье, восходящей к русской эмиграции первой волны. Его дед был чехом, австрийским подданным, который на рубеже веков приехал работать в Россию. Женился на русской и обрусел. Ко времени революции он уже умер, но его семья, благодаря наличию иностранного гражданства, смогла покинуть Советскую Россию.  Русские предки владыки придерживались народнических идеалов и очень бы удивились, — как рассказывал он сам, — если бы узнали, что их внук станет православным архиереем. Отец владыки долгие годы был директором издательства «Посев» и активным членом НТС (Народно-трудовой союз российских солидаристов. — Примеч. ред. ) . Чешская фамилия Горачек (буквально — человек-гора) очень подходила владыке с его двухметровым ростом. Не то, чтобы полный, но необычайно большой, крупный человек. И при этом, как нередко бывает с большими людьми, — очень добрый. По окончании гимназии во Франкфурте будущий епископ начал учиться инженерному искусству и архитектуре, но уже в 24 года присоединился к монашеской общине, возглавляемой архимандритом Марком (Арндтом). Чадо владыки Марка, он не унаследовал ни категоричности, ни строгости своего Аввы. Ну разве что строгость к себе: владыка Агапит, даже став архиереем после многих лет диаконства и короткого периода священства, всегда оставался настоящим аскетичным монахом. Мы с ним общались, когда владыка Агапит приезжал на Святую Землю. Он ее любил. Иногда приезжал с группой паломников из Германии, с молодежью, иногда сам, иногда с кем-то из друзей. Как-то он был с только что рупоколоженным своим священником из Штутгарта, и они ездили по Святой Земле. Священник так служил свой сорокоуст, а владыка был его наставником и певчим. Мы встретились за литургией на берегу Галилейского озера, в Магдале. Я был с группой паломников. И один из молодых людей нашей группы пел литургию вдвоем с владыкой Агапитом. Ближе к концу литургии молодой человек спросил меня: «А где же обещанный архиерей, он так и не выйдет из алтаря?». А архиерей пел с ним, как простой монах.

http://pravmir.ru/on-pel-s-nami-kak-pros...

Они не щадили себя. Памяти протоиерея Димитрия Смирнова. 21.11.2022 11:28:34 о. Александр: - Добрый вечер, друзья, в эфире протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. Общаемся с вами в студии " Радонежа " . Во всех сегодняшних программах звучит тема отца Димитрия Смирнова. Я тоже не хотел бы ее оставить в стороне. Я сижу в студии с особенным чувством, потому что отец Дмитрий приходил сюда со своими ассистентами и спутниками на протяжении десятилетий говорил с вами и многие еще раньше, чем услышать Евангелие, слышали о Церкви от отца Дмитрия. Многие из вас впервые из любопытства, включив «Радонеж», слышали ни с чем не сопоставимый голос батюшки, напористый, иронический, всегда живой, трудно представить скольких он, не зная того, привел в Церковь. Скольких он привел в Церковь, зная то, он знает по своим многочисленным полнокровным приходам, детским домам. И сейчас зазвучат хвалебные оценки, что батюшка был и так замечателен, и так, и это будут оценки искренние. Кто-то захочет погреться в лучах славы батюшки, потому что он сам уже не сможет на это ни возразить, ни сыронизировать. НО я хочу обратить внимание на то, почему священники уходят так рано. Отец Дмитрий на 69 году жизни. Только ли это потому, что его заел ковид или сопутствующие заболевания? Когда мы вспоминаем, то память как в линзе собирается о многих кто сейчас в пандемию умер. У каждого из нас есть близкие, клирики, архиереи, кто отошел ко Господу. Пожилые есть, конечно, владыка Исидор Кубанский, митрополит маститый старец. Он умер в преклонных годах. Но много священников могли бы жить и жить. Отец Дмитрий Разуманов, умерший несколько дней назад, не дожив до 60 лет, оставив 9 детей. Отец Филарет Кочетков, иеромонах в Даниловом монастыре из числа недавних потерь. Я называю этих людей, которых я знаю, тех, кто был мне дорог. Почему уходят священники рано? Сейчас много публикуется фотографий отца Дмитрия в молодости: высокий, худой священник, улыбающийся. И вот он становится совсем не к смертному возрасту обременен болезнями, тучностью, одышкой, усталостью.

http://radonezh.ru/2022/11/21/oni-ne-shc...

– Пожалуйста, пожалуйста, проходите. Добрый день, то есть, простите, вечер. Холодновато сегодня. Но ничего, у нас согреетесь: печка топится. Служба скоро начнется. Священник обязательно поговорит с вами, когда освободится, – приветствовала меня улыбающаяся женщина, стоявшая за пресловутым «свечным ящиком». Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Раквере От улыбки станет всем светлей – и слону, и маленькой улитке, и чужаку, зашедшему в церковь. Если слоны и улитки в храм не ходят, то это совсем не значит, что чужаки без улыбки обойдутся – у них, может, тоже душа имеется, которой без света тоскливо. Дожили: простые человеческие вежливость, предупредительность и улыбка заставляют расчувствоваться. Может, дело еще и в том, что не в России-матушке нахожусь, а в Эстонии? Да нет, совсем недавно в таллиннской церковной лавке попросил книжку посмотреть – так платочкообразная дама зыркнула, что любая шахидка-смертница позавидовала бы ее ревности «по Бозе». Значит, не в географии дело, а в приходе. Значит, приход приходу рознь, и это радует… Приход храма Рождества Пресвятой Богородицы в эстонском городке Раквере небольшой. Как рассказал настоятель храма отец Александр Лебедев, здание церкви было построено в 1839 году. Тогда общину составляли семьи купцов, городских чиновников, преподавателей учебных заведений города, воины пограничной стражи. С середины XIX века приход стал пополняться новыми членами – эстонскими крестьянами, принявшими православную веру. Сейчас, по словам отца Александра, эстонцев в приходе мало, в подавляющем большинстве своем прихожане – русские. В ожидании Владыки... (в центре - настоятель Раквереского храма священник Александр Лебедев) – В Раквере живет около 15 тысяч человек, из них около тысячи – русские, – говорит священник. – Наверное, как и везде, из этого числа постоянно ходят в храм, не мыслят своей жизни без Церкви несколько десятков человек, составляющих «костяк» общины. Подавляющее же большинство русскоязычных жителей города воспринимают поход человека в храм, увы, как нечто экстраординарное: если пошел/пошла в церковь, значит, что-то случилось, и как правило, что-то нехорошее.

http://pravoslavie.ru/61066.html

Почему безумного человека грех называть безумным (в Библии написано: кто брата своего назовет безумным, тот подлежит геенне огненной)? 14.02.2018 08:03:29 Протоиерей Александр Абрамов Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/01/31/21-00.html Добрый вечер, дорогие друзья! В прямом эфире «Радонежа» протоиерей Александр Абрамов, настоятель московского храма Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. В ближайший час буду отвечать на ваши вопросы. Начну с Евангелия завтрашнего дня, которое хотел бы обсудить. Будет читаться апостол Марк. Итак, вот текст: (от Марка 13-14) «31 Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. 32 О дне же том, или часе, никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. 33 Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. 34 Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть, и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. 35 Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; 36 чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. 37 А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте. 1 Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить; 2 но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе».   И вот, мы  с вами накануне Великопостных дней. Время Великого поста стремительно приближается, и Пасха у нас очень ранняя, эти слова Спасителя способны стать путеводителем, как нам провести Великий пост. Что-то очень важное приоткрыть в наших усилиях. Итак, говорит Христос, смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. И еще раз говорит: бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте. Итак, бодрствуйте, не опасайтесь, не будьте тревожны, но бодритесь, будьте в состоянии готовности. Вот этот наш глагол «бодрствовать» значит быть в состоянии готовности. Не в напряженном ожидании того, что придет день или час, когда небо и земля прейдут, потому что об этом дне или часе никто не знает: ни ангелы, ни бесы, ни Сын даже, но только Отец – Сам Христос об этом свидетельствует.

http://radonezh.ru/text/pochemu-bezumnog...

Прямой эфир от 07.03.2015. 21:00. .Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы слушателей радио " Радонеж " . Ведущий - протоиерей Александр Березовский. 09.04.2015 07:57:50 Кульков Сергей Андреевич Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Все было осознанно и искренне раскаянно, но вдруг в какой-то момент понимаю, что мной по-прежнему руководит гордыня, только теперь в более тонком, изощренном образе правоты. Как обрести смирение, когда гордыня научилась так хорошо маскироваться? - Смирение обретается смиренномудрием, когда человек мудро, из альтернативы своего поступка выбирает возможность смириться. Не выбирает свою правоту, а выбирает всегда возможность для того, чтобы смириться. Если человек так поступает, то можем ожидать доброго результата, потому что гордыня вытесняется смирением. Если смирения нет, а человек, будучи гордым, все равно поступает смиренно, что и есть смиренномудрие, то тогда его Господь обязательно замечает и помогает благодатью своей, которая его исцеляет от гордости и вытесняет гордыню, и ее место заполняет смирение. Что является на сегодняшний день главной угрозой православия и вообще для всего мира в целом? - Лукавство. Человек, вместо того, чтобы быть цельным, прямым, послушным Богу, он лукавый, изобретает всякие цирковые трюки для того, чтобы себя продемонстрировать. Казаться, но не быть. - Хотя это многими проповедуется - нужно себя показать. Люди считают, что если человек себя не проявил, то он и не реализовал замысел Божий о себе... - Нет, смотря что проявил и смотря как проявил. Чтобы понять Бога, нужно, чтобы человеку открылось Священное Писание - не просто механически читать, а нужно через Писание услышать, что Бог от тебя хочет. Что такое справедливость с христианской точки зрения? - Справедливость - это когда по воле Божией происходит нечто. - А как я пойму - воля Божия или не воля Божия? - Для этого должен быть навык. Вот как детей мы учим, и в результате нашего постоянного воспитания на протяжении, допустим, 15 лет, ребенок начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Это же не сразу происходит, а только путем очень больших усилий семьи.

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-ot-...

Разделы портала «Азбука веры» истории паломников ( 0  голосов:  0 из  5) Паломнический очерк вятского священника, а впоследствии самарского архиепископа и священномученика Александра (Трапицына) извлечен из труднодоступных «Вятских епархиальных ведомостей»  попечением его внучки Нонны Андреевны Матвеевой и ныне, спустя более чем сто лет, вновь предлагается боголюбивому читателю «Духовного Собеседника». Посещение Святой Земли – особая милость Божия, даруемая верующему человеку как добрый залог в его христоподобном житии, как награда и утешение за пренесенные труды во славу Божию. Каждое паломническое описание являет нам неповторимое сочетание постоянно меняющихся обстоятельств, человеческих судеб и характеров, картин природы и быта, различных духовных состояний и, самое главное, действие Божественной благодати, неизбывно пребывающей на святых местах. Антология русских паломничеств во Святую Землю насчитывает тысячелетнюю историю. В ней содержатся многочисленные свидетельства веры и благоговейного почитания русской душой земного отечества Спасителя. В этом ряду достойное место занимает и паломнический дневник сщмч. Александра, ярко и убедительно показывающий душу самого автора повествования: трепетное отношение к святыне, глубокую религиозность, редкое благочестие, устремленность к Богу. Все то, что во время испытаний возросло и навеки подтверждено мученической кровью, пролитой им за Христа и освятившей нашу землю. Молитвенно поклоняясь святому граду, идя по пути Христа, вновь прикоснемся к живительному источнику Божественной благодати и ощутим духовную радость и блаженство, как предвкушение будущих благ и вечного сопребывания с Господом в селениях Горнего Иерусалима. Священномученик Александр (Трапицын) Мысль посетить святые места Востока, особенно святой град Иерусалим, и поклониться там св. Гробу Господню и другим христианским святыням явилась у меня, когда я учился еще во втором классе семинарии. С тех пор намерение побывать в Святой Земле никогда не покидало меня, а под влиянием разных обстоятельств жизни еще более усиливалось, но за разными же обстоятельствами жизни исполнение его и откладывалось на неопределенное время. Наконец, возможность осуществить давнишнее желание явилась. Господь послал мне и спутников в лице двоих моих сослуживцев А. Н. П. и Д. П. Ч.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 6  голосов:  5.0 из  5) На вопросы телезрителей отвечает священник Димитрий Беженарь, ответственный по Миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния. – Здравствуйте, уважаемые телезрители, в студии Александр Сергиенко. Сегодня у нас в гостях ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния, клирик Ахтырской церкви села Ахтырка, кандидат богословия, священник Дмитрий Беженарь. Здравствуйте, батюшка. – Добрый вечер, Александр. – Благословите наших телезрителей. – Дорогие братья и сестры, Бог да благословит вас на все доброе! С праздниками Казанской Иконы Пресвятой Богородицы и Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость»! – Наша сегодняшняя тема – воспитание детей в современном мире, и о некоторых ошибках, которые мы совершаем. – Дорогие друзья, среди проблем, с которыми сталкиваются каждый современный христианин, и, в первую очередь, каждая православная семья, – одна из главных проблем, главных задач – это воспитание детей, воспитание нравственной личности в современном, очень непростом мире. И прежде, чем мы непосредственно перейдем к теме нашей сегодняшней беседы и приглашаем вас, дорогие друзья, к активному участию в беседе с нами, хочется рассказать один интересный случай, один интересный диалог, свидетелем которого я был совсем недавно. Один почтенный господин – весьма почтенного возраста – из тех, кто воцерковился в конце 80х начале 90х годов, естественно, читал много церковной православной литературы – читал, естественно, без системы, поэтому у него, мягко сказать, такой сумбур в голове – обвинял Православную Церковь в том, что сейчас в Церкви одна из главных проблем – это чрезмерное благочестие. Обвинял он, в первую очередь, духовенство. Что духовенство людей призывает людей поститься – но не объясняет, для чего нужен пост. Люди постятся, но, якобы – с точки зрения этого господина, – не знают, для чего постятся. Молятся – но не понимают, что такое молитва. И от молитвы, от поста, от благочестивой жизни у них возвышается гордыня, чувство высокого мнения о себе, теряется душевная нищета, смирение и так далее. И когда его собеседник спросил: а как вы можете определить, что именно вот это является действительно серьезной проблемой современного церковного общества, он, как и следовало ожидать, никакого здравого, членораздельного ответа на этот вопрос так и не дал.

http://azbyka.ru/deti/vospitanie-detej-v...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 14 (27) июня Священномученик Александр Парусников Священномученик Александр родился 13 октября 1879 года в селе Троицко-Раменском Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Сергея Алексеевича Парусникова, служившего в этом селе в Троицкой, при озере Борисоглебском, церкви. Церковь была выстроена в 1852 году на средства владельцев бумагопрядильной фабрики купцов братьев Малютиных при поддержке местной помещицы княгини Анны Александровны Голицыной. В 1889 году к основному зданию храма были пристроены приделы во имя Успения Божией Матери, Архистратига Божия Михаила, первоверховных апостолов Петра и Павла, святителя Николая Чудотворца и выстроена колокольня. В приход Троицкой церкви входили село Раменское, деревни Клешево, Дергаево, Игумново, Дементьево, Донино и Поповка. Священник Сергей Алексеевич Парусников родился в 1831 году, окончил Вифанскую Духовную семинарию и был рукоположен во священника митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым), им же позднее был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Троицкой церкви, в которой прослужил до самой кончины. С 1864 года он безвозмездно обучал грамоте детей, родители которых работали на раменской бумагопрядильной фабрике. Прихожане любили протоиерея Сергия и к 25-летию его служения, 4 марта 1887 года, преподнесли ему образ святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца с соответствующим письмом: «Его Высокоблагословению, отцу благочинному, священнику Троицкой, что при озере Борисоглебском, церкви. Добрый наш Батюшка! 25 лет тому назад Всеблагому Богу угодно было призвать Вас на служение Своей Святой Церкви, избрав Вас нашим молитвенником и ходатаем пред Своим престолом и назначив Вас руководителем и учителем нашим в деле нашего спасения. И Вы с кротостью и ревностью в течение четверти века исполняли Ваши тяжелые обязанности, удовлетворяя наши религиозные потребности и наставляя нас и детей наших истинам христианской веры и нравственности, которым Вы учили нас не только словом, но и делом. Всегда благоговейно совершая богослужение, таинства и священные обряды, Вы вызывали и в присутствующих молитвенное настроение, своим благоговением помогали им отрешиться от всего мирского и таким образом наглядно учили их, как следует молиться. Точно так же, поучая нас истинам христианской нравственности, Вы собственной жизнью подавали пример любви и смирения – этих краеугольных основ христианского нравоучения.

http://fond.ru/foto/492/Aleksandr/

Свято-Успенский Каприянский мужской монастырь - один из старейших в Молдове. Первые сведения об этом монашеском поселении датируются 1429 годом. Датой образования монастыря обычно считается XVI в. Монастырский комплекс объединяет церковь Святого Николая, церковь Успения Богородицы и церковь Святого Георгия. Наиболее древний храм комплекса - летняя Успенская церковь, возведенная Петру Рарешем в 1545 г. Это центр монастырского комплекса. А самый ценный храм - церковь Святого Георгия, построенный в стиле позднего барокко в 1840 г. Церковь Святого Николая - относительно новая, была построена в 1903 г. стиле средневековых молдавских храмов. Архитектурный комплекс, конечно, не единожды перестраивался, в том числе после землетрясения 1820 г. Но даже восстанавливая руины, здесь постарались сохранить в архитектуре прежние средневековые черты. Одной из безусловных ценностей монастыря является могила митрополита Гавриила (в миру известного как Бэнулеску-Бодони), выдающегося представителя православной культуры. В окрестностях Каприяну до сих пор сохранился древний дуб, названный дубом Штефана Великого. Также здесь имеется смотровая площадка, открывающая безупречный вид на живописные окрестности. Как и другие, Каприянский монастырь был закрыт и разрушен в советское время. Для духовной жизни он вновь открылся в 1989 г. и очень скоро стал одним из символов национального возрождения. Интересный факт - долгое время здесь находилась резиденция митрополита Молдовы. http://www.openarium.ru Монастырь расположен в селе Каприяна центре древнего заповедного леса Кодр, примерно в 40 км на северо-запад от Кишинева. Один из старейших в Молдавии, его основание относится к 1420 или 1429 г. Затем обитель пришла в упадок, но господарь Петр Рареш возобновил и перестроил монастырь в 1542-1545 г.г. Первоначально монастырские здания были выстроены полностью из дерева, но в 1545 г. была возведена каменная летняя церковь во имя святого Георгия, а также начата постройка соборного каменного Успенского храма. Далее, благодаря обширным поместьям, принятым в дар от Молдавских господарей, Кэприяна стала одним из самых богатых и влиятельных монастырей края. Монастырь считается колыбелью молдавской письменности, книгоиздательства, музыки и архитектуры - здесь жили летописец Молдавской земли Евфимий и один из первых ее поэтов - Киприан, здесь хранилась самая большая монастырская библиотека в Молдавии с ценными дарами господарей. В разное время сюда приезжали господари Александр Добрый, святой Стефан Великий, Петр Рареш, Александр Лэпушняну.

http://sobory.ru/article/?object=19015

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010