08.08.14. Прямой эфир. Тема – великомученик и целитель Пантелеимон. Ведущая поэтесса Нина Карташева. 15.12.2014 09:11:39 Кульков Сергей Андреевич Дорогие братья и сестры! Радио Радонеж в прямом эфире. Сегодня с вами я, поэтесса Нина Карташева. И мы с  вами принимаем гостей из подмосковного  Мураново, где находится музей Федора Ивановича Тютчева. Его стихи мы любим с детства. Пошли Господь свою отраду Тому, кто в летний жар и зной, Как бедный нищий мимо саду Бредет по жесткой мостовой. Кто смотрит вскользь через ограду На тень деревьев, злак долин, На недоступную прохладу Роскошных светлых луговин. Не для него гостеприимно Деревья сенью разрослись, Не для него, как облак дымный, Фонтан на воздухе повис. Лазурный грот как из тумана Напрасно взор его манит. И пыль росистая фонтана, Его главы не оросит. Пошли Господь свою отраду, Тому, кто жизненной тропой, Как бедный нищий мимо сада, Бредет по знойной мостовой. Федор Иванович Тютчев напоминает нам этими евангельскими строками о евангельской доброте и милосердии  друг к другу, дорогие братья и сестры. Вера без милосердия, вера без любви, увы, часто вырождается в ханжество или фанатизм. Будем же внимательны  друг к другу. Ну, если не ко всем, то хотя бы к ближним. Давайте любить друг друга. А сейчас я с радостью представляю вам гостей сегодняшнего прямого эфира. Игумена Феофана (Замесова) вы все знаете. Вы часто просите, чтобы он почаще приезжал к нам на «Радонеж». Мы его знаем, любим. Но вот я хочу зачитать все его регалии: Московский патриархат, Московская епархия, Пушкинское благочиние, настоятель Александро – Невского храма Софринской бригады внутренних войск МВД России и Спасского храма усадьбы Мураново, ответственный за взаимодействие с силовыми структурами по Пушкинскому благочинию игумен Феофан (Замесов). - Добрый вечер, уважаемая Нина Васильевна, добрый вечер, дорогие братья и сестры. Мир вам и божие благословение. - Спаси Господи. Батюшка, Вы приехали не один, и, уже второй раз в эфире ваш помощник, рядовой военнослужащий соединения противоракетной обороны Воздушно – космических войск Антон Валентинович Ратников.

http://radonezh.ru/analytics/08-08-14-pr...

Анна Сапрыкина: «Я создавала книгу практично, просто, с точки зрения мамы» Презентация новой книги Анны Сапрыкиной «Всенощная» 28 июня, в 18:30, ждем в «Горнице Вольного Странника» («Книжная палата в Черниговском», Пятницкая улица, 6/1с3) состоялась презентация новой книги Анны Сапрыкиной «Всенощная» . Присутствовали: протоиерей Федор Бородин, Анна Сапрыкина, автор книги, чтец Георгий Мамонов, научный консультант книги, Петр Григорьев, модератор встречи. Участники встречи услышали песнопения вечерней службы в исполнении Александры Егоровой и хора московской школы византийского пения «Схолион Псалтикис». Как сложилась традиция всенощного бдения Пётр Григорьев (ведущий): — Добрый день! Приветствую вас на презентации книги «Всенощная» . Мы начали с общей молитвы, и сейчас хотелось бы попросить Александру Егорову, регента хора Марфо-Мариинской обители, спеть «Богородице Дево, радуйся» знаменным распевом. Наверное, начать разговор о книге «Всенощная» стоит с того, что это за богослужение, зачем оно вообще нужно в суточном круге. Нам об этом расскажет Георгий Мамонов — чтец, научный консультант, магистр богословия, выпускник Сретенской духовной академии. Думаю, что правильно будет услышать о всенощной от него. Георгий Мамонов : — Добрый вечер. Меня попросили сегодня немного рассказать про всенощное бдение. Я постараюсь кратко объяснить, откуда оно возникло и для чего нужно сейчас нам и нашим детям. На последний вопрос мне будет ответить сложно, поэтому я попрошу помочь автора этой книги Анну Сапрыкину и отца Федора Бородина, настоятеля храма Космы и Дамиана на Маросейке. А об остальном попробую вам поведать. Всенощное бдение – некая аскеза. Но это не противоположность радости. Аскеза — труд, но труд радостный «Всенощное бдение» является логическим продолжением известной нам книги «Литургия» . И вот, литургия — это, прежде всего, радость. Радостная служба, служба соединения с Богом. А всенощное бдение – некая аскеза. Но это не противоположность радости. Аскеза — труд, но труд радостный. Аскеза была всегда, и ночное богослужение — одна из ее форм. И чем дальше, тем больше совершалось таких молений. В ветхозаветные времена не было никакого регулярного ночного богослужения, но в особых случаях святые люди обращались к Богу в молитвах именно ночью. Мы можем встретить в Псалтири пророка Царя Давида такие строки:

http://pravoslavie.ru/154664.html

- Добрый вечер, Виктор. Добрый вечер, дорогие радиослушатели. Сегодня тема нашей беседы будет посвящена духовному наследию преподобного Амвросия, старца Оптинского, 200 лет со дня рождения которого мы отмечаем 6 декабря на день памяти святого благоверного князя Александра Невского. Преподобный Амвросий родился в 1812 году. И как раз началась война, поэтому нам особенно ценно периодически обращаться к его духовному опыту. Тем более, что сама эта дата еще раз направляет наш ум к тому, чтобы мы задумались над тем духовным наследием, которое оставил нам великий старец. Когда мы приезжали к отцу Иоанну Крестьянкину в Псково-Печерский монастырь, он говорил: «Вы в творениях Оптинских старцев найдете все ответы на ваши вопросы». И вспоминаю, когда не было еще книг, это были 80-е годы, когда мы имели только журнал Московской Патриархии и Евангелие, в редком случае Библию, какие-то книги, ксерокопии в самиздате, то чаще всего наравне с Аввой Дорофеем, Лествичником и епископом Игнатием ходили письма преподобного Амвросия Оптинского к мирянам и к монашествующим. Духовники как раз и советовали читать письма преподобного Амвросия, потому что он очень много в своей жизни посвятил духовному окормлению именно простого народа. И поэтому нам созвучны и близки его духовные наставления. И сегодня мы хотели начать цикл бесед, посвященный духовному наследию преподобного Амвросия и начать его по алфавиту, начиная с благодарности Богу. О которой старец Оптинский Амвросий говорил, что надо благодарить Господа Бога за все, что Он тебе все посылает. Это для трех причин: чтобы привести в чувства, в сознание и в благодарность. Еще говорил: Мы унылы и забывчивы, а от уныния и забвения часто перестаем быть благодарными Богу за все Его великие к нам благодеяния временные и вечные. Благодарение же приемлющего, по слову преподобного Исаака Сирина, поощряет дающего. Благодарность в христиане такая вещь великая, что вместе с любовью последует за ним и в жизнь будущую, где он с ними будет праздновать Пасху вечную. Вот, о благодарности его слова, преподобного Амвросия. Сам, как мы знаем, мы в тот раз об этом говорили, о его жизни, что сам Преподобный в 33 года стал инвалидом первой группы. И в таком состоянии, когда заболел смертельной болезнью, был пострижен в схиму, через два года, в 35 лет. А дожил до 79 лет. И его дата кончины - 1891 год. То есть, казалось бы, инвалиды первой группы столько не живут. И какая же потрясающая внутренняя сила, мощь, энергия, встречая людей, лежа почти, в смысле он так иногда принимал! Даже большую часть времени принимал людей именно лежа на постели.

http://radonezh.ru/text/dukhovnoe-nasled...

И.Ц. Миронович Лекция 9. Христос – Пастырь добрый (продолжение). Воскрешение Лазаря. Заседание синедриона Хочу сказать, что вам всё-таки вам нравится встречаться друг с другом и общаться. Потому что евхаристическая община – это самая совершенная община. Нас объединяет не только вера. У нас ведь столько общих тем, как ни у кого в Потому что предмет нашего обсуждения – Бог, Его Промысл, Его Церковь , этим темам нет предела и нет конца. И, встречаясь, вы и смотрите друг на друга, и рассматриваете, и в то же время и беседуете. Ну кое-что можно и послушать. А так в «Слове», в этом магазине «Слово», – столько богословской литературы! В частности, пособий по Библии, разных атласов – такого словарного материала, который помогает нам текст знать, – то ведь можно всё это покупать и заниматься бы дома, чтобы себя не утомлять. Но во всяком случае, если вы приходите, значит, какую-то пользу вы получаете от общения. Ну и слава Богу. А всё остальное – для домашнего развития и совершенствования дома. Здесь можно дать только основные тезисы, а доходить до тонкостей нужно уже самостоятельным трудом. Чтение – вот лучшее учение. Надо рыться в картотеках, рыться в книгах – моё любимое занятие, допустим. Я и семинаристам говорю, и девочкам из регентского класса: вы здесь живете, как у Христа за пазухой. Потому что всё – хорошо ли, плохо – подаётся к самому носу: и еда, и чистота кругом, и всё – и только занимайся, только три дороги: в храм, в класс и в библиотеку. Подходишь к этим картотекам – открывай ящики по всем темам. Есть картотека по каждому предмету, есть общие, только смотри и читай. Вот будете перебирать карточки – по одним названиям и авторам вы можете многое для себя получить. Вот возьмите «Сын Человеческий» о. Александра Меня – если мы проходим Евангелие. Там собрана в конце такая литература, какая вмещается не в каждой библиотеке – только в крупнейших библиотеках. Вот вы знаете некоторые аббревиатуры, которые вам нужно знать относительно некоторых духовных журналов? Или не все знают? Если будет время, мы потом запишем названия этих журналов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Л.А. Ильюнина Добрый пастырь 44 . Протоиерей Олег Тэор Познакомились мы с отцом Николаем тридцать лет тому назад. Я еще не был тогда священником, просто трудился в его приходе, в Самолве, где около храма похоронен его отец. Впоследствии я побывал и в тех деревнях, где прошло детство отца Николая. Несколько раз отец Николай посылал весть, чтобы я к нему приехал. В то время расписание катеров было таково, что на острове можно было пробыть не более полутора часов. В мой первый приезд батюшка примерно за пятнадцать минут дал мне очень ценные рекомендации для диаконского служения, к которому меня готовили. Эти рекомендации никто до отца Николая не догадался мне дать. Он не только заботливо объяснял и показывал все нужное для практики, но и меня заставлял за ним повторять. Такое внимание очень тронуло меня и надолго запомнилось. Я стал часто приезжать к отцу Николаю. Подолгу оставался у него, ночевал, старался все фотографировать. Отец Николай показывал мне свои фотографии, грамоты, стихи. С конца 1970-х годов я стал ездить к старцу Николаю на остров, иногда виделись и в Пскове – в Троицком кафедральном соборе, где я много лет служил. В храме святого благоверного князя Александра Невского, который мы восстанавливаем с 1992 года старец Николай не бывал. Хотя можно сказать, что восстановление храма и вообще все духовническое служение за прошедшие годы проходило по молитвам старца. Я не только ездил на остров за советом по поводу строительных и пастырских дел, но и часто получал от старца предупреждения о каком-то искушении, – в посланном с острова письме. Сохранилось немало писем старца – в основном это поздравления с большими праздниками. Характерно обращение старца к адресату: «Боголюбезнейший отец Олег!» И заключение: «С любовью к вашим боголюбиям. Протоиерей Николай». Теперь даже обрывки бумаги, на которых писал письма старец («батюшка экономил бумагу»), стали реликвией. И каждое слово, написанное старцем, служит отражением его благородной и тихой жизни. Отец Николай был очень скромный.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gurjan...

О чудесном исцелении в детстве, учебе в семинарии, иподиаконстве у Патриарха, деятельности в Америке и многом другом. Протоиерей Сергий Суздальцев, настоятель Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых Горах, отошел ко Господу 16 марта в возрасте 80 лет. Предлагаем вашему вниманию одно из последних интервью отца Сергия в программе «Плод веры» на телеканале «Союз». С протоиереем Сергием Суздальцевым беседует Александр Гатилин. – Сегодня мы беседуем с протоиереем Сергием Суздальцевым, настоятелем Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых Горах. Добрый день, отец Сергий. – Добрый день, здравствуйте. – Отец Сергий, в этом году вам исполняется восемьдесят лет. Через всю свою жизнь вы пронесли верность Русской Православной Церкви, это было сложно в те годы, когда вы родились, и ваша жизнь прошла в советское время – богоборческое. Что позволило вам сохранить верность церкви? – У меня хорошие родители были, многосемейные. Отец и мать вели святой образ жизни. Старшие братья были врачи, и на войне были. Никакого принуждения мне ходить в церковь со стороны родителей никогда не было. У меня было какое-то внутреннее духовное тяготение – быть в церкви. Это случилось в 1945 году, когда наступило немного потепление по отношению к церкви. Духовенство из тюрем стали отпускать и открывать храмы. По соседству поселился священник с мальчиком, с сыном своим. Священник этот просидел бы два срока – пятнадцать лет. Отец Василий Кульченков. Он меня ввел в Алтарь, это 1945 год, март месяц. И с этого месяца по сей день для меня Церковь – это святая святых. Я никогда не утомлялся в церкви ни при каких обстоятельствах. В школе я учился, – ну, сельская местность, средней школы не было, семилетка. В большие праздники я в школу не ходил на занятия: приходил в церковь и помогал священнику в алтаре. Меня прозвали «попенком». В школе учителя пытались запрещать мне ходить, говорили: «А что ты туда ходишь, чего тебе там делать?» Пытались дважды крестик снять. Одной учительнице я руку укусил, после этого они перестали.

http://pravmir.ru/protoierej-sergij-suzd...

Отец Димитрий, что христианину нужно понимать под заповедями Нового Завета? У микрофона протоиерей Димитрий Смирнов. 08.05.2014 10:24:17 Кульков Сергей Андреевич - Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Радио «Радонеж» в прямом эфире. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы. Мы начинаем с отцом Александром нашу обычную программу. У микрофона протоиерей Димитрий Смирнов.  -Добрый вечер, дорогие слушатели, напоминаю, что вы также можете присылать свои вопросы по смс к нам в студию.  -Отец Димитрий, что христианину нужно понимать под заповедями Нового Завета? Весь ли Новый Завет или какие – то конкретные вещи, которые Господь выделяет из остальных?  - Принято выделять заповеди блаженства, а так весь Новый Завет-это все заповеди Божьи.  - То есть там, где Господь обращается к народу, к Своим ученикам- это все обращения к нам.  - Не только, когда обращается. Любое Его действие - это обращение к нам. Любой поступок, любая Его притча- обращение к нам.  - То есть Господь хочет, чтобы мы поступали таким образом. Несмотря на то, что та эпоха сильно отличается от времени, в котором мы живем. И не всегда современным людям бывает понятно, как сейчас, в наши дни исполнить ту или иную заповедь.  - А для этого и нужна церковь, которую Он создал, которая продолжает Его дело. Изъясняет слова Господни для современного человека. Потому что церковь живет в современном мире и может изъяснять, переводить.  - Жизнь разных православных церквей сейчас все- таки разная. Вот, Греческая церковь живет по своим традициям, Русская православная церковь - по своим. И люди нередко сталкиваются с внешним противоречием: а чему тут следовать?  - Один человек носит кепку, другой - шляпу, а третий - зимой и летом без головного убора. Это вообще ни на что не влияет, потому что местные обычаи не затрагивают главного: ни Священного Писания, ни уставной жизни - ничего, поэтому все остальное непринципиально.  - То есть главное - это жизнь по Евангелию, которое хранится церковью в неизменном виде.  - Да. Конечно, у каждого народа есть свои национальные обертоны в строе церковной жизни. Но с другой стороны, приходя в храм, хоть греческий, хоть болгарский, мы все равно чувствуем себя как дома, и, в общем- никакого принципиального отличия, мы все понимаем, что происходит на службе.

http://radonezh.ru/text/otets-dimitry-ch...

Патриаршее слово после молебна в кафедральном соборе святых Жен-мироносиц города Баку 7 листопада 2009 р. 11:00 6 ноября Святейший Патриарх Кирилл посетил кафедральный собор святых Жен-мироносиц города Баку. Перед ковчегом с частицей мощей святого апостола Варфоломея Предстоятель Русской Церкви совершил молебен небесному покровителю города . После молебна Святейший Патриарх обратился ко всем присутствующим с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства! Дорогой о Господе владыка Александр ! Я хотел бы сердечно приветствовать всех вас, а также духовенство Бакинско-Прикаспийской епархии и верующий народ. Испытываю чувство радости от встречи с вами. Вижу ваши лица, радуюсь тому, что вера православная сохраняется в нашей православной общине здесь, в Азербайджане, что от силы к силе возрастает эта епархия и, несмотря на свою относительную малочисленность, являет добрый пример веры Христовой, добрый пример разумного построения отношений с приверженцами другой религии, участвуя во всех добрых делах, которые совершаются в современном Азербайджане. Действительно, на этом месте пострадал апостол Варфоломей, один из двенадцати учеников Христовых. На его крови основана Церковь этого града, и христианская община восходит здесь к глубочайшей древности. Мы свидетельствуем о том, что преемственно, на протяжении двух тысяч лет, сохранялась здесь православная вера. И сегодня чада Бакинской и Прикаспийской епархии несут ближним свое свидетельство о православной вере. Я радуюсь тому, что вижу. Вспоминаю, как восемь лет назад мы освящали этот храм, который, как вы сказали, владыка, не был еще в полной мере готов к освящению. Сегодня мы видим плоды Ваших, вместе с Вашими священниками и приходскими активистами, трудов, видим, как преобразовалось это место. Но самое главное, что здесь сохраняется вера. Новая эпоха ставит перед всеми нами много проблем. Для того чтобы быть сегодня православным, мало только ходить в церковь. Конечно, в первую очередь надо ходить в церковь, потому что мы здесь встречаемся с Богом. Здесь мы не только разумом, но и сердцем воспринимаем Божие присутствие в нашей жизни. Здесь мы получаем реальный опыт веры, потому что молимся Господу и слышим Его ответ. Мы слышим ответ, потому и молимся Богу. Если бы не было этого ответа, то никто бы не приходил в храмы, потому что к пустому колодцу люди не приходят за водой — приходят только туда, где можно почерпнуть и напиться. И в храмах Божиих, этих духовных кладезях, где пребывает Божественная благодать, мы питаемся этой благодатью, реально чувствуем Божие присутствие.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209848...

Разделы портала «Азбука веры» Каталог православного видео (6+) ( 19  голосов:  4.9 из  5) Предыдущий Следующий Об отчитках, батюшках и бесноватых Заведующий кафедрой теологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Пётр Малков о православном экзорцизме, отношении к нему в обществе и в церковных кругах. Ведущий Александр Асафов. ДEHЬTV Расшифровка видео Добрый день. Сегодня у нас в гостях заведующий кафедрой теологии Свято-Тихоновского православного гуманитарного университета Пётр Юрьевич Малков. Здравствуйте, Пётр Юрьевич. Добрый день. Мы хотим поговорить о достаточно интересной теме, которая имеет живое обсуждение — как в обществе, так и в Церкви, по-научному она называется, известна как экзорцизм, а вот как бы внутрицерковным языком называется отчитка. Итак, Петр Юрьевич, расскажите, пожалуйста, что это за явление, какие у него корни и какое его нынешнее состояние — как в обществе, так и в Церкви. Во-первых, я хочу сказать, что Церковь — может быть, кому-то это не нравится, кому-то это кажется слишком примитивным, консервативным, — Церковь верит в бесов. Конечно, в первую очередь она верит в Христа, в Бога — да, но бесы — тоже тема неизбежная, и Церковь убеждена, что в мире действуют темные силы, личные, личностные темные силы, которые борются с христианами, желают их погибели, желают овладеть их душой, и так далее. Для Церкви это не некий древний миф и не некие древние представления, а реальный опыт, опыт духовной жизни, подтверждаемый нашим окружением, нашей ситуацией с которой мы живем. Ну, конечно, можно пройтись по улицам современной Москвы и увидеть людей, которые явно совершенно являются кандидатами вот в то, что называется одержимые, но мы этого не знаем. А вот если человек приезжает в монастырь, или человек приезжает в какой-то храм, где собираются такие люди — он видит реально людей одержимых, людей рычащих, визжащих, женщин говорящих басом, людей, которые подходят к Причастию и начинают биться в истерике, их пытаются задержать четыре человека — это не получается.

http://azbyka.ru/video/ob-otchitkax-baty...

Разделы портала «Азбука веры» Кондак 1 Избранный от Царя Сил и Духа Святаго исполненный, преподобне и Богоносне отче наш Корнилие, преизящное земли Александровския прозябение, пречудное обителей, тобою устроенных, украшение, величающе прославльшаго тя Славы Господа, воспеваем ти похвальная, добрый наш пастырю. Моли Христа Бога и Пресвятую Богородицу от всяких нас бед свободити, зовущих: Радуйся, преподобне Корнилие, монашескаго жития изрядный устроителю. Икос 1 Ангелов Творец, предуведевый по самовластнаго чистаго сердца твоего изволению всеусердствующее Его воли исполнение избра тя изначала, да прославиши житием твоим пречудное имя Святыя Троицы. Темже яко луч пресветлый вечнаго Солнца Правды, просветися евангельское житие твое. Мы же, любовию понуждаеми, со благоговением и радостию глаголем ти сицевая: Радуйся, заповедей Христовых усердный исполнителю; радуйся, учений святаго наставника твоего Лукиана ревнителю. Радуйся, отче Богоносне, вся благая и красная мира сего презревый; радуйся, сердце свое во всегдашнее Богу и Божией Матери служение предавый. Радуйся, родителей благих плод добрый и избранный; радуйся, яко благодатию Божиею оправданный. Радуйся, правило веры и благочестия; радуйся, образе кротости и смирения. Радуйся, прелюбимое иноков похваление; радуйся, живущим в мире предивное поможение. Радуйся, проповедниче покаяния и ходатаю спасения; радуйся, обителей твоих священное украшение. Радуйся, преподобне Корнилие, монашескаго жития изрядный устроителю. Кондак 2 Видящи Владычица Богородица велию любовь твою, преподобне отче Корнилие, к рождшемуся от Нея и распеншемуся за ны Христу Богу нашему, настави тя на тесный и скорбный путь иноческий, да сподобишися во славе небесней с ликом преподобных воспевати ангельскую песнь Пресвятей Троице: Аллилуиа. Икос 2 Разум Божественных Писаний стяжав, от юности твоея в страсе Божии непрестанно помышляя о небесном, удалился еси мирскаго мятежа, Царствия Божия ради и правды Его. Мы же, дивящеся твоему благому намерению, воспеваем ти:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010