священник Александр Мень Здравствуйте, друзья! Сегодня мы с вами встречаемся с еще одним замечательным человеком, который для нас как бы открывается вновь, – это Георгий Петрович Федотов . Совсем недавно в журнале «Наше наследие», который как бы по крохам собирает многое из того, что было рассеяно, рассыпано и уничтожено, появился отрывок из его книги «Святые Древней Руси», с предисловием замечательного историка культуры Владимира Топоркова. Прошло почти семьдесят лет с тех пор, как последняя работа Федотова была опубликована в России. Федотова часто сравнивают с Герценом. Действительно, он умел облекать исторические, историко-философские проблемы в яркую публицистическую форму. Но он не стал легендой при жизни, как Герцен, хотя и был эмигрантом и умер на чужбине. И не был, подобно Бердяеву и отцу Сергию Булгакову , достаточно известен в России до своей эмиграции. Совсем недавно, в 1986 году, исполнилось сто лет со дня его рождения. Истоки Георгия Петровича – на Волге. Он родился в Саратовской губернии в семье чиновника, служившего при градоначальнике, родился в той самой среде и обстановке, которая описана у Островского. Мать его, женщина тонкая, чуткая (она была учительницей музыки), очень страдала от бедности, которая вошла в их дом вскоре после смерти ее мужа, Петра Федотова. Им помогал дед, который был полицмейстером. Она перебивалась уроками музыки. Федотов был хрупкий, маленький, небольшой ростом, нежный мальчик. Такие люди часто бывают изломаны комплексами, у таких людей часто бывает комплекс Наполеона, им хочется доказать всему миру свою значимость. И вот как бы опровергая это, в общем справедливое наблюдение, Федотов с детских лет проявлял поразительную гармоничность характера, в этом отношении его невозможно сравнить ни с кем из натур великих мыслителей, о которых мы с вами говорили. И бурный, гордый Бердяев, и страдающий, порой мятущийся, но целеустремленный, страстный отец Сергий Булгаков , и Мережковский с его противоречиями: «Бог – зверь – бездна», и Толстой с его титаническими попытками найти новую религию – у них этого не было. Георгий Петрович, по воспоминаниям его школьных друзей, поражал товарищей, поражал всех своей доброжелательностью, своей мягкостью, приветливостью, все говорили: «Жорж самый добрый у нас». При этом – колоссальный интеллект! Он мгновенно схватывал все! Обывательский волжский быт его тяготил. Он с самого начала был там белой вороной, но никогда этого не показывал. Просто в его гармоничной душе зрела спокойная и уверенная мысль: так дальше жить нельзя, жизнь нужно радикально менять.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Слово в день восшествия на престол Благочестивейшего Государя Императора Александра Александровича. (2 марта 1885 г.) Приглашаем вас, благочестивые слушатели, обратить внимание на смысл евангельского чтения, полагаемого церковию в святительские дни, каков между прочим и нынешний день, в который празднуется память святителя Божия Феодота. В этом чтении всегда повторяется для нас известная притча Христова о пастыре добром, полагающем душу свою за овец, и об овцах мирно пасущихся под бдительным надзором любящего пастыря, а равно и о татях и разбойниках, вторгающихся разными незаконными путями во двор овчий, и о волках, расхищающих и разгоняющих овец, и о наемниках, нерадеющих об овцах при появлении волков. В этих приточных чертах рисуется образ как отдельных обществ церковных, управляемых святителями Божиими, так и всей церкви Христовой, стрегомой и управляемой невидимым и верховным главою ее, Господом Иисусом Христом. Но образ стада, управляемого добрым пастырем, приложим и ко всяким человеческим обществам, устрояемым для достижения каких-нибудь частных добрых целей, и руководствуемым какими-нибудь отдельными идеями блага. Так все политические общества, все государственные собрания людей, рассыпанные отдельными группами по лицу земному, с их отдельными задачами и назначениями в общей истории человечества, самую чистую и прочную идею своего гражданского благоденствия назидательно могут заимствовать из того же евангельского образа о крепко сплоченном и послушном стаде под охраною доброй, самоотверженной и крепкой власти правительственной. Ради нынешнего молитвенного торжества о нашем верховном властителе и монархе, извлечем из евангельской притчи о пасомом стаде и пастыре несколько мыслей и соображений о том, при каких условиях возможно наше истинное и прочное гражданское благоденствие и мирное житие. Предлагая в своей притче о пастыре добром наглядный образ того крепкого нравственного единения между Собою и своею церквию, тех близких и взаимно доверчивых отношений, какие должны существовать между земными представителями Его невидимой власти и между руководимыми чадами церкви, при которых только и может быть благоденственно и непоколебимо все общество церковное, Господь говорит, что как пастырь добрый знает своих овец, так и они знают его, и слушаются голоса его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Слово о действии мужества, в день Александра Невского, при высочайшем присутствии её императорского величества и его императорского высочества, проповеданное в Москве в Даниловом монастыре Московской Академии проповедником иеромонахом Иоасафом 30 августа, 1775 года Источник Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа аминь Ежели православная церковь , общая всякие добродетели наставница, торжественно прославлениями почитает всех благочестия поборников, возлетевших к небесным селениям, поощряя всякого из нас к возможному усердию: то мы, сынове церкви! Непременный ныне имеем долг праздновать священно, и с благоговейным духом ублажать Благоверного Александра и с праведным его семенем Боговенчанным Даниилом; величать приснопамятное их во бранях мужество; лобызать истинные оружия Божия, только их укрепившие; а особливо превозносить прозорливую их мудрость и благочестивое державствование в Российских странах. К принесению им сих почестей тем принужденнее обязуемся, чем обязательство сие есть сходственнее с намерением тако прославившего их Бога, которое есть, чтобы мы достойную заслугам их отдавали честь и чтобы понимая превосходство добродетели, оную возлюбили; а таким образом обращали бы их подвиги и победы в наши венцы, славу их во славу нашу. Понеже прославлять святых ни что иное есть, как пользовать себя, подражая их добродетелям; призывать их есть любить и сообразоваться онах прославленной святости. Запечатлеем убо настоящее торжество святостию жизни, непорочностию нравов и крепким благодушеством в подвигах добродетелей, слушая божественного оного вещания: бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся. А чтобы больше нам себя расположить к спасительному гласа сего исполнению; то положим мы теперь во основание следующих рассуждений мужество и его вездесущую действительность. Такое слово наипаче будет пристойно торжественному сему дню, в которой отлично блистающая храбрость и верность с мужеством, с радостию венчаются от Монаршего престола. Мужество есть из добродетелей превосходнейшая, поскольку оное других опор и твердое основание составляет. Ибо нет такого похвального дела, нет звания, нет предприятия, где бы мужество не председало в удачном совершении. Мужество есть главнейшее достоинство пристойное совершенному гражданину, потому что оно поощряется ко всему высокому, воспаляет мысли и склоняет к славе, и за тем, где оно геройствует, везде себе путь отворяет так, что хотя бы иногда несчастная доля ему и воспротивилась, однако, оно победив сию, из всего с честию выходит. И потому все геройские добродетели мужество за начало свое признавать должны. И как Философу надобна крепкая голова, Оратору добрый язык, певцам свободная грудь, воину сильные руки, носящим тягость крепкие плечи; так всяк Христов исповедник должен быть укреплен оружием мужества; так всякому истинному гражданину необходимо благопотребна бодрость сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Zabolot...

составитель Сергей Фомин Николай Александрович Б. «Бог дал мне нежное сердце» Много и по-разному можно вспоминать Батюшку отца Алексия, и каждый знавший расскажет о нем по-своему – ведь о. Алексий к каждому относился по-своему, и это особенное личное отношение, выделявшее из толпы каждого из притекавших к Батюшке и заставлявшее чувствовать особую форму личного любовного отношения к себе с его стороны, составляло одну из влекущих к себе особенностей Батюшки, составляло его силу, создавая исключительные, незабываемые отношения. Эта исключительность личного отношения доходила до того, что каждому казалось, что «Батюшка о. Алексий меня любит больше всех», как разум ни восставал против этого. Ведь нужда, горе, грех приводили к нему людей в те минуты, когда они достигали наибольшей остроты и делались невыносимы, когда не оставалось никакого прибежища, и вдруг... совершалось чудо, и он, с больным сердцем, задыхающийся, внезапно оказывался тем единственным камнем веры, о который разбивались все приступы многовидного зла, находился узкий путь надежды и торжествовала победу его безмерная любовь. Тяжелый период жизни привел меня к нему. Кружащий водоворот подчинения себя страстям, так тонко и точно описанный в творениях Святых Отцов, проделал я, пленник греха, томился и страдал, не имея сил вырваться, снова и снова попадая в порочный опостылевший круг, грозивший безумием или преступлением. Вновь и вновь, «как пес на свою блевотину», возвращался я к своим падениям, и разлагалась душа, холодела, жизнь теряла всякую радость, а жажда выйти из холода равнодушия, неудовлетворенная жажда ярких и сильных чувств, вновь и вновь влекла ко все более острым и жгучим соблазнам, так как старые теряли свою остроту, а сила привычки не давала вырваться на свободу. Таким я пришел к о. Алексию. Маленькая церковь на втором этаже, не выделяющаяся из ряда домов, удивила меня своей незаметностью. Во втором этаже небольшого аккуратного домика, в глубине мощеного, но заросшего травой двора, была (в 1918 году) квартира о. Алексия, и как только я завернул за угол и увидел парадное, меня удивила кучка народу у дверей на лестницу – это был конец очереди, тянувшейся от однопольной двери квартиры о. Алексия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Храм Александра Невского в Софии воздвигнут в память о русских воинах, погибших за освобождение Болгарии. Фото: GLOBAL LOOK PRESS      36-летний фотограф, альпинист и революционер с романтическим именем Пламен. Когда в его маленькой, по-кроличьи кроткой Болгарии дела пошли совсем туго, Пламен облил себя горючим и совершил публичный акт самосожжения на площади перед мэрией в городе Варне. В знак протеста против нищеты, коррупции, несправедливости и пренебрежения властей. Если его страна умирает, зачем тогда жить? Он уходил долго и мучительно, а вся Болгария стенала, плакала и молилась за него в православных храмах. «Пламен погас», - написали газеты после смерти Пламена Горанова. Его смерть была не единственной. Еще пять человек вспыхнули живыми факелами в конце мучительной зимы. Среди них - отец пятерых детей 53-летний Венцислав Василев, потерявший работу (судебные приставы должны были описать имущество семьи в счет долга за «коммуналку» - 219 евро за воду), и безработный Траян Петров (ему было всего 26 лет). - Такого никогда не случалось в болгарской истории! Повторяю: никогда! - с горечью восклицает легенда болгарской журналистики Валерий Найденов. - Мы - христианская страна, не знакомая с радикализмом и фундаментализмом. Самосожжения людей - нечто неожиданное и шокирующее. Для христиан вообще политический суицид неприемлем. А у нас нет сомнений, что эти самоубийства - политические. Если вы хотите убить себя, есть масса других, безболезненных способов. При самосожжении человек не умирает сразу. Это две недели пыток и самая страшная агония на свете. Что же случилось с Болгарией, когда-то благодатной, процветающей землей? И что случилось с болгарами - самым терпеливым и покладистым народом Европы? ДОБРЫЙ СТАРЕЦ ДОБРИ ДОБРЕВ Не забыл ли Бог о Болгарии? Нет, не забыл, если 99-летний дивный старец Добри Добрев в кожаных лаптях и крестьянской одежде все еще стоит у входа в собор Александра Невского в Софии. Я кладу в его кружку для подаяний деньги, он благословляет меня, но, как только я достаю камеру, возмущенно машет руками.

http://pravoslavie.ru/68120.html

Эфир от 28.03.2015. 21:00. Прямой эфир. прот. Дмитрий Смирнов отвечает на вопросы слушателей радио " Радонеж " , ведущий - прот. Александр Березовский 12.04.2015 09:45:55 Кульков Сергей Андреевич Слушать: http://radonezh.ru/radio/2015/03/28/21-00.html Добрый вечер, дорогие братья и сестры! - Господь всем приступающим к Нему и желающим усвоить, объясняет: " Аще кто грядет ко мне и не отречется от мира и от себя, не может быть мой ученик " , но этого можно добиться только оставив всё мирское и приняв монашество, но ведь не все могут уйти в монастырь. Тогда получается, что простым мирянам, не отказавшимся от всего мирского, нет возможности стать христианами? - Это ж надо, так Промыслом Божиим было устроено, что на день, когда мы празднуем память Марии Египетской, задали этот вопрос. Мария Египетская - ученица Христова? Еще какая! А она не принимала монашества. - Что тогда человек не понял в этих словах Христа? Может быть понятие мира? - Да отвержения мира не понял. Все святые отцы-монахи говорили, что отвержение от мира - это отвержение от мира своих страстей, а совсем необязательно уход в пустыню, потому что уходишь в пустыню - страсть с собой берешь. А страсти там еще больше обостряются. По православному ли я поступлю, если подам в суд на коммунальную службу многоквартирного дома за невыполнение своих обязательств? Не повредит ли это моей душе? - Повредит или не повредит, я не знаю. Это зависит от устроения души данного человека. Если человек принциальный судяга, то, конечно, ему лучше Великим постом воздержаться от этого. А так - это есть законные правила игры, такие процедуры - подать в суд, а тем более на службу, никак и ни на что не влияет. Это все равно, что тебя просят предоставить какую-то справку, ты идешь, получаешь справку, передаешь туда. Также есть определенная процедура, чтобы стребовать какие-то деньги, которые по закону тебе причитаются, ты подаешь в суд, суд утверждает, ты получаешь эти деньги. Немножко хлопотная процедура, время требует, но тут, как теперь говорят, ничего личного.

http://radonezh.ru/text/efir-ot-28-03-20...

24. Сотрудник Братства св. Гурия. 8 мая 1910 года Как интеллигенцию вернуть в Церковь Примечание : Речь на закрытом для посторонних казанском пастырском совещании. Эта речь появлялась уже в печати, но в совершенно неудовлетворительном виде, за что автор нисколько не ответствен. Когда поднимается этот скорбный вопрос, всегда приходится сожалеть, что нет никакой возможности спросить эту загадочную интеллигенцию, верит она действительно в Церковь и церковные идеалы или нет, по крайней мере любит-ли она всё то высокое и чистое, всю святую Истину, которой служит святая Церковь. И конечно, к великому горю, нужно согласиться с тем мнением, что существует ныне и такая часть интеллигенции, которая остаётся вовсе глуха к призыву Церкви, которая точно окаменела сердцем и стала вовсе как бы бесчувственной к слушанию слова Божия. Но великое большинство интеллигенции чего-то ищет, хочет чего-то великого и святого для себя. Она ищет и часто не находит. Она видит или доброе дело вне веры и вне Церкви, или слышит церковное учение, не осуществляемое на деле, существующее вне жизни. В последний мой приезд в Петербург мне пришлось видеть именно такой глубокий жизненный контраст. Я был за утреней в Александро-Невской лавре. Шла превосходная полиелейная, торжественная утреня. Богомольцев в 4 ч. у. почти не было. Но все скамейки для сидения были заполнены несчастными людьми, – женщинами, подростками мальчиками и девочками, которые или дремали или вовсе спали. Я спросил одного монаха, что же это за люди? „А это „несчастные“, – был добрый ответ доброго старца о. Ф., – что с ними делать? Голодные, холодные! Им некуда деваться; вот хоть погреются... Жаль выкинуть их“. Так вот и вспомнилась при этом ответе несчастная блудница, некогда ко Христу пришедшая... И Церковь действительно ни в прямом, ни в переносном смысле не может „выкинуть“ их, всех этих ,,несчастных“. Любовь Христова – никого не отгоняла от себя! И Церковь , вся верующая, и верная своему Учителю братия церковная должна взять в руки это общественное доброделание и осуществить в жизни учение Христово. Монахи не могут этого сделать, а Церковь : приходские пастыри и миряне это сделать должны все вместе и неразрывно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

347. Благопотребный юбилей В суете житейских попечений мы не замечаем дивных путей Промысла Божия, присно пекущегося о нас и поучающего нас не только событиями современной жизни, но и воспоминаниями дней давно минувших. Есть добрый обычай от времени до времени вспоминать наиболее достойное внимания наше прошлое, справлять так называемые юбилеи историче­ских событий и кончины тех лиц, которые прославили наше Отечество своими деяниями или писаниями. И вот, будто нарочито, а для верующего и несомненно нарочито – Божиим промышлением переживаемые нами события то и дело совпадают с самыми поучительными годовщинами: пред нами прошли знаменательные юбилеи 1612–1613, 1812 годов, столь достопамятных и поучительных для нас и для всех грядущих поколений. Мы будто своими очами повидали великих деятелей тех эпох: вот великий патриот, святитель Ермоген, и его достоблаженные сотрудники в подвиге спасения Отечества: смиренный архимандрит Дио­нисий, простец патриот Косма Минин и князь-вождь победоносных ополчений Пожарский, а затем предки Царствующего Дома: многострадальный Филарет Никитич Романов и его юный сын Михаил, первый Царь из Дома Романовых. Далее пред нами прошли славные герои 1812 года во главе с Благословенным Александром. И каждый из сих достопамятных сынов Отечества давал нам свой урок, свой пример, как служить родной Руси Православной, что так особенно благовременно в наши суетные дни. Слава Богу, тако благоизволившему – не раньше и не позднее сих благотворных для нас воспоминаний послать нам те тяжкие испытания, какие мы пережили и переживаем доселе. Приближается еще юбилей, который должна особенно почтить наша Православная Церковь , особенно запечатлеть его в памяти православного народа, ибо надо предвидеть, что наша печать, в громадном своем большинстве захваченная в пленение иудейское, постара­ется замолчать его, или, по крайней мере, свести к самым неважным событиям. Ведь имя того, кого Церковь будет молитвенно вспоминать, неприятно звучит в ушах наших ревните­лей всякого рода “обновлений”, начиная с церковного и кончая государственным: они боятся этого имени, как темные силы крестного знамения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Сентябрь Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению 1 сентября Черниговская Гефсиманская икона Она находится в пещерной церкви Гефсиманского скита, близ Троице-Сергиевой лавры. Эта святая икона является вкладом в пещерный храм Архистратига Михаила девицы Александры Григорьевой Филипповой. После смерти своего отца она со своими сестрами некоторое время жила в Хотьковом монастыре у священника Иоанна Алексеева, а мать ее уехала в Москву приискивать себе место, чтобы содержать себя и свою осиротевшую семью. В углу комнаты, которую добрый священник дал для жительства детям-сиротам, стояла писанная на полотне Черниговская Ильинская икона Божией Матери, полученная священником в благословение от одного монаха Троице-Сергиевой лавры. В продолжение трех месяцев Александра часто молилась перед ней и так привыкла к иконе, что когда нужно было уезжать в Москву к матери, она просила у священника позволения снять с нее для себя копию. Но о. Иоанн обещал отдать ей саму икону, когда вся семья устроится в Москве. В сентябре 1826 года Филиппова приехала в Хотьков монастырь и получила от священника обещанную икону Богоматери. Привезя ее в Москву, она решила поновить живопись на иконе; с этой целью она призвала живописца, который и исполнил ее желание. Благочестивая и набожная девица, часто бывавшая на богомолье в Троицкой лавре, пожелала поместить находящуюся у нее икону Богоматери в таком месте, где бы ее достойно чтили и хранили, и обратилась за советом к архимандриту Антонию. Наместник сначала посоветовал ей поставить икону в лаврской церкви, устроенной в честь Смоленской иконы Богоматери, а потом склонился к тому, чтобы икона была поставлена в нижней пещерной церкви Гефсиманского скита. В 1842 году икону торжественно с присланным из скита монахом перевезли из Москвы в скит. Икона была поставлена в нижней пещерной церкви Архистратига Михаила, с левой стороны от иконостаса, где пребывает она и доселе.

http://sedmitza.ru/lib/text/440305/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России, чудотворец (+ 1378) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 12 февр. в день преставления, 20 мая в день обретения мощей, 5 окт. вместе с Собором пяти московских святителей и всея России чудотворцев XIV в. был веком возвышения Москвы, до тех пор маленького и незначительного городка. Татары разгромили всю Русь, кроме Новгорода и Пскова, но маленькую Москву они допустили укрепиться, не считая ее опасной для себя, и русское население стекалось со всех сторон из разоренных мест под ее покровительство. Из Черниговского княжества приехал в Москву при князе Данииле Александровиче (память его 4 марта) боярин Феодор Бяконт из рода Плещеевых. В 1300 г. у него родился сын Елевферий, и крестным его отцом стал второй сын князя, Иоанн, прозванный потом Калитой. Раз в двенадцатилетнем возрасте Елевферий ставил силки для птиц. День был жаркий; он задремал и во сне услышал голос: «Зачем, Алексий, ты напрасно трудишься?» Елевферий проснулся, но никого около себя не увидел. Сон этот наложил отпечаток на всю его жизнь. Двадцати лет он поступил в московский Богоявленский монастырь, где и постригся с наречением ему имени Алексий. Здесь он подружился с иноком Стефаном, старшим братом прп. Сергия Радонежского. Через 20 лет митрополит Феогност посвятил инока Алексия во епископа Владимирского, желая иметь его своим заместителем. В 1354 г. скончались от чумы и митрополит Феогност, и сын Калиты, князь Симеон Гордый, поручивший свою семью святителю Алексию. Князем великим стал его брат Иоанн II Добрый. Тогда святитель Алексий поехал в Константинополь, где Патриархом Филофеем был посвящен в митрополита Киевского и Владимирского. Жить он, подобно своим предшественникам — святителям Петру (память его 21 дек.) и Феогносту (память его 14 марта), остался в Москве.

http://sedmitza.ru/lib/text/436928/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010