Разделы портала «Азбука веры» ( 11  голосов:  4.3 из  5) По благословению Преосвященного Симона, Епископа Мурманского и Мончегорского Протоиерей Николай Александрович Голубцов (12.10.1900 – 20.09.1963) «Это был действительно пастырь добрый, отдавший всего себя заботе о своих многочисленных церковных детях. Их было множество со всех концов Москвы… А он был со всеми ровен, со всеми тих, каждого принимал так, как будто только и ждал его прихода, чтобы отдать ему со всею щедростью свое драгоценное время и все душевные силы». — Такие слова сказал об удивительном московском батюшке отце Николае Голубцове С. И. Фудель. Отец Николай стал священником в годы, когда на церковь поднималась новая волна гонений. С точки зрения одних — это было поступком безумным, другие видели в этом акт великого мужества, а для самого Николая Александровича священничество являлось естественным завершением того пути, по которому шла его внутренняя, невидимая для других жизнь. Семена благочестия были заложены в душе Николая Александровича родителями. Отец — Александр Петрович Голубцов — был сыном сельского священника в Галиче Костромской губернии. Упорным трудом и большими способностями он добился того, что первым из ста восьми выпускников окончил курс Московской Духовной Академии. С 1887 года занимал в ней кафедру Церковной археологии литургики, а с 1898 года преподавал и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В течение тринадцати лет он кроме своей семьи, в которой было десять детей, содержал и двенадцать осиротевших племянников. Как наставник и как педагог Александр Петрович пользовался особым уважением в студенческой среде. Один из его учеников вспоминал: «К нему обращались за советами люди не только бывшие одного мнения с ним, но и считавшие себя его противниками. Он обладал редкой способностью подойти близко к каждому человеку, независимо от его взглядов и убеждений. Ему, как духовнику, поверяли свои сокровенные мысли». А вот слова его сослуживца профессора И. Д. Андреева: «Александр Петрович — ученик и любимец вождей Академии E. E. Голубинского, В. О. Ключевского и А. П. Лебедева , первоклассный ученый …выдающийся лектор… вместе с тем, занимал в Академии исключительное место, как могучая моральная величина».

http://azbyka.ru/fiction/mudryj-serdcem-...

свт. Феона Александрийский Скачать epub pdf Из древних Христианских писателей никто, кроме Евсевия, Епископа Кесарийского, не упоминает о св. Феоне. Евсевий же в своей Церковной Истории, в книге 7-й, в главе последней говорит только, что св. Феона вступил на Александрийский Епископский престол после Максима, умершего в 282 годе по Р. Х., и что Александрийскою Церковию правил он 19 лет, и следовательно умер 300 года по Р. Хр. Епископ Феона Лукиану, Начальнику придворных Непобедимого нашего Императора. 1 . Благодарю всемогущего Бога и Господа нашего Иисуса Христа, что Он для спасения нашего не преставал распространять веру Свою по всему миру, и во время гонений, воздвигаемых мучителями, умножал число последователей ея. Гонениями Он очищал верующих подобно золоту в огне, и более и более открывал истину и высоту нашея веры, так что теперь, когда добрый Император даровал мир Церквам, дела Христиан сияют пред язычниками и прославляется Отец наш, Иже на небесех ( Матф. 5, 16 ). Мы более всего должны стараться о сем прославлении Отца небесного, если хотим быть Христианами не по словам только, но и по делам, и если для нас дорого наше спасение. Если мы стараемся о прославлении себя, то стремимся к предмету суетному и ничтожному, который ведет нас к смерти: но прославлением Отца и Сына, распятого за нас на кресте, мы уготовляем себе вечное спасение, которое должно быть первым предметом всех желаний Христианина. Итак, возлюбленный мой Лукиан, опасайся тщеславиться тем, что многие, находящиеся при дворе Императора, от тебя получили познание Божественной истины, но благодари Бога нашего, что Он почтил тебя честию при Императоре, чтобы ты распространял и умножал славу Христианского имени для спасения многих. Когда Император, еще не принявши Христианской веры, жизнь и охранение своего тела вверил Христианам, так как вернейшим из своих подданных: то вы должны оправдывать его доверенность, и, сколько можно, более стараться о его благоденствии, чтобы имя Иисуса Христа более и более прославлялось и Божественная вера чрез вас ежедневно распространялась. Некоторые из прежних Императоров почитали нас людьми, вредными для государства и преданными всяким беззакониям. Пусть наш Император увидит ваши добрые дела и прославит Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

свящ. Владимр Стасюк В воспоминаниях представлены встречи заслуженного профессора и инспектора МДА Александра Павловича Шостьина (+1916) и Николая Васильевича Левкоева, студента МДА в 1908–1912 гг. Профессор характеризуется как добрый и отзывчивый человек. Представлены небольшие зарисовки из жизни Московской Духовной Академии начала XX века. Публикация осуществляется впервые и приурочена к 100-летней годовщине кончины инспектора. 11/24 января 2016 года исполняется 100 лет со дня преставления заслуженного профессора и инспектора МДА Александра Павловича Шостьина . Он родился 23 мая 1862 года в городе Касимове Рязанской губернии в семье диакона, а позднее священника Павла Иларионовича Шостьина 1 . Александр закончил Касимовское духовное училище, Рязанскую духовную семинарию. В 1881 году он поступает в МДА, которую закончил в 1885 году со степенью кандидата богословия. Его оставляют профессорским стипендиатом, и в 1890 году Александр Павлович становится магистром богословия. Тема его диссертации: «Источники и предмет догматики по воззрению католических богословов последнего полустолетия». С 1883 года – доцент кафедры Пастырского богословия и педагогики. Преподавательская и учёная деятельность Александра Павловича продолжается вплоть до самой кончины в январе 1916 года 2 . Он был одним из немногих светских инспекторов МДА (1907–1912 гг.), выбранных из числа лиц, не имеющих сан 3 . Воспоминания о профессоре были написаны вскоре после кончины одним из его бывших учеников – Николаем Васильевичем Левкоевым, студентом МДА LXVII курса, кандидатом богословия, проходившим обучение в академии в 1908–1912 гг. 4 После смерти Александра Павловича он прислал свои воспоминания вдове и детям профессора. Воспоминания из архива дочери Ариадны Александровны Шостьиной публикуются впервые 5 . Н.В. Левкоев. Нечто из воспоминаний об Александре Павловиче Шостьине 6 «Несколько дней тому назад я получил из Сергиевского Посада печальную для меня весть о кончине дорогого и незабвенного Александра Павловича. Тяжёлый недуг уложил в постель крепкого телом и душой Александра Павловича ещё в бытность мою в академии. Это было уже не менее четырёх лет тому назад. Болезнь то утихала, то снова давала о себе знать. Одно время Александр Павлович даже как будто поправился.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shos...

Тридцатый день. Поучение 1-ое. Перенесение мощей святого благоверного великого князя Александра Невского из Владимира в царствующий град Петербург. (О доблестях святого благоверного князя Александра Невского). I. В настоящий день мы не можем пожелать для всех ничего лучшаго, как той небесной славы, которую приобрел себе святый, достойно чтимый и ублажаемый ныне св. церковию, благоверный князь Александр Невский, живший в трудное время татарского порабощения России. Этому порфирородному праведнику удивлялись его современники, пред ним благоговеют потомки, честные мощи его прославил нетлением праведный Мздовоздаятель праведников, святая церковь причислила его к лику святых. Чем же стяжал себе такую славу св. Александр Невский? На это отвечает мать наша, православная церковь , в одном из своих песнопений в честь его. «Приидите вси российстии сыны», воспевает она, «восхвалите доброго начальника, власти» – «мудрого строителя, воины» – «доблестного воина, любители православия» – «твердого исповедника веры, изволением мученика». (Канон св. Александру Невск.). Вот цветы, из коих сплетен неувядаемый венец славы благоверного князя, святого Александра Невского. II. а) Итак, святый благоверный князь Александр Невский был прежде всего добрым и милостивым начальником. Призванный на дело служения своему отечеству во дни посещения его – во время татарского нашествия, благоверный князь явился в это время истинным хранителем и утешителем земли русской. Он хотя и болел душею по братиях своих, но не только не пытался идти войною против поработителей своих, а и удерживал народ от этого, заповедуя повиноваться им, «ибо Господь почтил их царством», внушал всем терпение в перенесении ниспосланного свыше наказания и покаяние во грехах своих, показывая собою добрый пример; людей бедных и нищих, томимых гододом, питал хлебом своим, утешал отчаявающихся; сам собирал дань для поработителей своих, дабы тем укротить жестокость и варварство их. Не раз путешествовал благоверный князь в орду для ходатайства за русский народ пред неверными, «ихже посла Господь на люди Своя ради грех их», а в последнее свое путешествие для защиты земли русской и окончил свою земную жизнь. Вспоминая о такой царственной доблести святого благоверного князя Александра Невского, помолимся ему, да почиет и на всех христианах православного царства дух пламенной любви к своему отечеству с готовностью положить жизнь свою на службе ему, в защите царя – помазанника Божия, св. церкви и всех православных христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

01.11.2014 г. Прямой эфир радио «Радонеж». Протоиерей Дмитрий Смирнов, в студии протоиерей Александр Березовский. 03.12.2014 08:25:23 Кульков Сергей Андреевич Добрый вечер, дорогие братья и сестры! - Преподобный Антоний Великий говорит: «Как исшедший из чрева не помнишь того, что было во чреве, так и исшедший из тела не помнишь того, что было в теле». Отчего тогда страдает душа, если по смерти ничего не помнишь?    - От страстей. Их, собственно, не надо помнить, потому что они есть и действуют. Страсти – это же со славянского значит «страдания», вот от этого и страдают – от страстей.  - Т.е. от того, что человек приобрел в своей жизни?  - Нет, не то, что приобрел, а развил. Они в нас есть, мы должны их изжить благодатью Божией.  - Т.е. человек рождается со всем набором «семян» греха? Да, конечно…  - Какие-то прорастают? Какие-то нет? -Нет, все прорастают – степень разная, урожай разный, потому что одно семя упало при дороге, а другое семя – на плодородную почву. -А отчего зависит, что в одном человеке прорастает сильнее, чем в другом?  - Есть гены, есть семья, есть среда, и есть само стремление человека. Один стремится к книге, а другой -к спиртным напиткам, один стремится, что-либо сделать, а другой  - что-то сломать. - Но это стремление – оно  тоже в человеке заложено? - Не то, что оно заложено, Бог не закладывал эти семена – все от дьявола, змий – человеконенавистник искони.    - У нас в храме, когда идет освящение хлебов на большой праздник, выносят подсвечник с тремя свечками, и на нем лежат хлеба, а перед ними с определенного времени стали выносить две большие свечи в человеческий рост. С чем связана эта традиция? Потому что у нас сначала большие свечи не выносили. Это первый вопрос. И второй: как православным реагировать на клевету? - Про свечки – я не знаю, возможно, в вашем храме их просто купили и теперь используют – самое простое объяснение, вообще надо спросить у настоятеля. Если есть свеченосцы – почему бы не выносить, хотя хлеб и его освящение – это не есть что-то значительное.

http://radonezh.ru/text/01-11-2014-g-pry...

  Осторожно, карикатура! Экстремизм и сатанизм - угроза всему человечеству Интервью радиостанции " Радонеж " Протоиерей Александр Шаргунов   - Добрый вечер, дорогие братья и сестры. У микрофона Евгений Никифоров. Я попросил отца Александра Шаргунова высказаться по поводу так называемого карикатурного скандала в Европе. Отец Александр, всем известны последние события, связанные с публикациями рядом европейских СМИ карикатур на Магомета. И реакция на это всего мусульманского мира. Их реакция ясна и понятна. Как нам, христианам, относиться к этим событиям? - Карикатура на Магомета всколыхнула мусульманский мир. Такую солидарность можно только уважать. Это во многих отношениях может являться примером для христиан. Смотрите, что происходит: сжигают посольства Дании, другие дипломатические миссии. Правительства мусульманских стран пересматривают торговые отношения с обидчиками. Возникают стихийные демонстрации протеста во всех исламских странах. К авторам карикатур на пророка Магомета приставлена круглосуточная охрана. Датские карикатуристы, всего их 12 человек, опасаются за свою жизнь. Они скрываются даже от прессы. И нам, естественно, хочется спросить: разве эту реакцию можно сравнить с реакцией на кощунственную выставку " Осторожно, религия " ? Тогда ведь нашлись даже такие православные священники, которые осудили мужественных алтарников, а не кощунников, проявив трусость и так называемую толерантность. - Многие говорят о спланированном характере карикатурного скандала. К чему может привести его развитие? - И для прессы на Западе, и для нашей российской прессы совершенно прозрачна цель этого карикатурного скандала, который реанимируется усилиями властей арабских стран. Все это может кардинальным образом изменить общественное мнение на Западе. Ужаснувшись размахам демонстраций на Востоке и агрессивности их участников, телезритель на западе окажется морально подготовленным к новой военной операции, которую готовятся затеять в ближайшее время страны " свободного мира " . - Пресса сообщает о массовых акциях агрессивного протеста мусульман, зачастую выражающихся в погромах и насилии. Допустимы ли для нас подобные поступки и такого рода действия?

http://moral.ru/ASharg_karikatura.htm

А.Н. Новиков Скачать epub pdf Глава I. ОТРОЧЕСТВО Иеросхимонах Серафим, в миру Василий, духовник Александро-Невской Лавры родился в 1865 году. Его родители Николай и Хиония Муравьевы были крестьянами Ярославской губернии Рыбинского уезда с. Черемушки. После смерти родного отца десятилетний отрок Василий остался за старшего в семье, состоящей из больной матери и родной сестры. 1 По промыслу Божьему обездоленная семья Муравьевых не была оставлена в этот трудный час Для семьи нашелся добрый человек, проживающий по соседству, работающий старшим приказчиком в одной из лавок Санкт-Петербурга. Вместе с ним Василий едет в столичный город на заработки. Но в душе мальчика заветная мечта: с детских лет пойти в монастырь. Поэтому, в ближайшее время, прибыв в Санкт-Петербург, испросив разрешения хозяина, он ранним утром приходит к вратам Александро-Невской Лавры и просит привратника о встрече с игуменом. Однако, из-за столь раннего времени, ему отказывают и предлагают встретиться со схимником. При этой встрече Василий просит на коленях старца взять его в монастырь на любую работу, но получает следующий ответ: пока оставаться в миру, чтобы создать благочестивую семью, воспитать своих детей, а уж после, вместе со своей супругой разделить участь монашеского молитвенного подвига. По своей кротости и смирению, уже в те годы Василий Муравьев воспринял подобное благословение как должное и в дальнейшем прожил свою жизнь именно так, как ему предписано по Божьему промыслу. В своих повседневных делах, в обращении с людьми, в молитвах, основой ему служили три главных заповеди: правда, любовь и добро, которые он впоследствии завещал не только родным и близким, но и всем, кто нуждался в его духовной помощи. Способности, данные от Господа Бога, помогали ему в ранней трудовой деятельности. Так, работая в купеческой лавке, он самостоятельно научился грамоте, освоил историю русского государства и, обладая хорошими математическими наклонностями, в шестнадцать лет был назначен сначала младшим приказчиком, а в семнадцать лет старшим приказчиком. Все свое жалование, состоящее из 9–12 рублей в год, Василий высылал больной матери. Глава II. СУПРУЖЕСКАЯ ЖИЗНЬ

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Бросилась ли она под поезд, как Анна Каренина? Конечно, нет. В V веке в Египте не было поездов. Феодора обратилась за советом к другой христианке. В очередном выпуске своей передачи сестра Васса рассказывает о святой Феодоре, покаянии и хранении секретов. на видео доступны русские субтитры Добрый день! Меня зовут сестра Васса, и я снова с вами, пью кофе в начале рабочего дня, в Вене, Австрии. Идет вторая неделя сентября, и прежде чем я уйду на работу, я хотела бы посмотреть, что на этой неделе происходит в церкви. Чтобы выяснить, что грядет, иду ли я в свой любимый блог, где, вероятно, я разозлюсь, прочитав какой-нибудь околоцерковный скандал или вопрос, связанный с церковной политикой? Нет. Я обращаюсь к своему календарю. И я вижу, что во вторую неделю сентября есть два крупных праздника. 8 сентября – Рождество Божьей Матери Пресвятой Девы Марии. А 14 сентября – воздвижение Креста. Я полагаю, что мои зрители ждут, что я расскажу об этих праздниках. Но я не стану этого делать, потому что, на мой взгляд, об этих праздниках пишут достаточно, в наших приходах в эти дни проходят церковные службы, а в наших приходских школах рассказывают о значении и об истории этих великих праздников. Поэтому сегодня я уделю внимание менее известному празднику, который отмечают 11 сентября. Это день Святой Феодоры Александрийской, монахини, которая жила в Vbeke после Рождества Христова. Когда я упоминаю 11 сентября, в памяти немедленно возникает (по крайней мере, у тех, которые в последние десять лет не жили в пещере) вовсе не монахиня, жившая в Vbeke, а, скорее, самолеты, врезающиеся в здания, и, возможно, даже победа несправедливости. Что бы кто ни думал об атаке на Нью-Йорк 11 сентября, эти события, действительно, могут подразумевать, что в тот день восторжествовала несправедливость. Хотя житие Святой Феодоры Александрийской, разумеется, никак не связано с недавними событиями, мне кажется, что ее жизнь дает свежий взгляд на эту концепцию «победы несправедлливости». Давайте послушаем о ее жизни и подумаем об этом. Житие святой

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroy-vassoy-...

Г.Э. Щеглов, диакон Александр Самуйлов Скачать epub pdf Незабвенный профессор Множество талантливых людей дала белорусская земля. Иван Игнатьевич Малышевский учился в Жировичском духовном училище, а затем–в Минской Духовной Семинарии, объединив своей судьбой две духовные школы, которые сегодня связаны преемством традиции духовного образования. Имя профессора Ивана Игнатьевича Малышевского (1828–1897), одного из замечательных выпускников Минской Духовной Семинарии, занимает достойное место среди таких русских церковных историков прошлого как митрополит Макарий (Булгаков) , профессор Е. Е. Голубинский , профессор П. П. Знаменский , профессор М. О. Коялович и др. Своими учеными трудами он внес огромный вклад не только в русскую, но и в общеславянскую церковно-историческую науку, значительно обогатив ее. И. И. Малышевский долго составлял лучшее украшение Киевской Духовной Академии, он был хорошо известен не только в России, но даже далеко за ее пределами–на православном Востоке и в странах южно-славянских. Вся жизнь И. И. Малышевского протекала в непрерывном служении науке во славу Божию и Православной Церкви. Многие помнили «красноречие его сердца, искренне убежденного в истине евангельской и собственным опытом познавшего ее силу. Но с этим христианским умом, с обилием знания, соединялось другое качество историка-христианина–это незлобивое, младенчески доверчивое, простодушное сердце. Многосведущий историк весь был кротость, чистосердечие, любовь, простота, откровенность–в этом добрый наставник полагал свое христианское звание» . Родился будущий профессор 13 июля 1828 г. в семье униатского священника в м. Негневичи Новогрудского уезда Минской губернии. Родители его были благородного шляхетского происхождения. Отец был прекрасно образован, начитан, у него имелась хорошая библиотека, что для сельского священника в те времена было достаточной редкостью. Свою любовь к книгам и чтению будущий профессор перенял именно у отца. В отеческом доме он получил и первоначальное образование.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Закрыть itemscope itemtype="" > Был ли Николай II слабым Царём? К 105-летней годовщине убийства Царственных Страстотерпцев 19.07.2023 1321 Время на чтение 9 минут Фото: Из свободных интернет-источников 17 июля 2023 г. исполнилось 105 лет со дня расстрела Николая Александровича Романова и его семьи. Несмотря на то, что со дня этого события прошло значительное время, многие учёные, общественные и церковные деятели терзаются сомнениями по поводу характера личности Его Величества Николая II как помазанника и самодержца. Одни говорят о том, что он был сильной личностью, поэтому выбрал смерть, другие твердят о том, что он был слабым Императором, поэтому не смог удержать Российскую Империю от надвигающейся революционной катастрофы. Так ли это? Попробуем разобраться. Добрый значит слабый? 6 мая 1868 г. в семье Императора Александра III и Императрицы Марии Фёдоровны родился сын, которого назвали Николаем. Православная Церковь в этот день чтит память Иова Многострадального, известного ветхозаветного персонажа, благочестивого и праведного человека, который по попущению Божьему и желанию дьявола стал невинным страдальцем, оказавшись втянутым в пучину болезней, лишившись хозяйства, семьи и детей. Но при всех свалившихся бедах, Иов никогда не роптал на Бога и продолжал хранить Ему верность. « Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1:21), – приговаривал Иов. Когда Иов умер, о его смерти скорбел весь Израиль. Уже одно это, казалось бы, совпадение предрекло нелегкую жизнь будущего Императора. Николай Александрович был назван в честь своего дяди Николая, умершего от менингита 3-мя годами ранее в возрасте 21 года. И для семьи Александра III сразу стало понятно, что именно он как старший сын является наследником царского престола. В отличие от своего темпераментного покойного дяди, Николай Александрович с самого раннего детства отличался невозмутимым спокойствием и кротостью нрава. Причём кротость эта настолько поражала окружающих, что над ним однокурсники часто посмеивались и, как бы сейчас сказали, троллили. Во время его учёбы в Царскосельском лицее очень мало кто воспринимал его как будущего наследника престола. Его доброту принимали за слабость, как это часто бывает в жизни христианина. Так миф о слабости Николая II стал коваться, когда он был ещё совсем юн.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/19/by...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010